История города Надыма

ИСТОРИЯ ГОРОДА НАДЫМА

Современная история Надыма ведет свой отсчет с осени 1967 года, когда почти пустующий в ту пору барачный поселок был выбран в качестве опорной базы для разработки газового месторождения Медвежье . Окруженный многочисленными озерами поселок располагался на сухом возвышенном месте, что позволяло построить взлетно-посадочную полосу для авиатранспорта. Относительно небольшое 12-километровое расстояние до реки Надым, давшей имя поселку, также послужило одним из аргументов в его пользу.

Параллельно с ускоренными темпами освоения Медвежьего газовики создавали город, которому суждено было стать общественным и культурным центром Тюменского Севера. В августе 1971 года в Надыме состоялась торжественная церемония закладки первого капитального здания, а уже 9 марта 1972-го рабочий поселок Надым получил статус города. Тогда же разработкой его проекта начинает заниматься Ленинградский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования. Для того , чтобы защитить горожан от набегов "орды" - леденящих душу ветров тундры, - было решено применить закольцованные системы кварталов; подковообразность микрорайонов Надыма - первое, что бросается в глаза при взгляде на него с высоты птичьего полета.

С началом разработки Уренгойского месторождения значение Надыма как основной базы строителей и газодобытчиков возрастает. Открытие запасов нефти и газа на севере полуострова Ямал, а также обустройство Ямбургского месторождения вновь стимулировали развитие города и вызвали очередной прирост численности его населения.

В 1991 году впервые в истории города его посетил глава государства - президент России Борис Николаевич Ельцин, подписавший после своего визита в Надым указ "О развитии Тюменской области".

Время изменило многое; трудности, связанные с переходом страны на рыночный способ хозяйствования, не обошли стороной и надымчан . Но несмотря на общую нестабильность, городу удалось сохранить тот духовный стержень, который был присущ его основателям. Сегодняшний Надым - один из самых уютных и компактных городов российского Севера, интеллектуальный и культурный центр промышленного региона. Не так давно в Надыме открылся Свято-Никольский храм, первый камень в основании которого был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Покидая Надым в 1994 году, патриарх Алексий произнес: "Я увожу отсюда впечатления доброты и согласия, которые дают хороший пример и для больших городов, мегаполисов, где, к сожалению, люди.. часто настроены зло и враждебно друг к другу. Ваш пример мира - образец.. Мне показалось, что люди здесь, на севере, больше думают об этом и работают на благо России".

Надымское городище.

Надымским городищем ученые-историки именуют находящийся на 32 км от устья реки Надым искусственно сооруженный в древности холм, строительным материалом для которого послужили перегной, щебень, хворост, доски и бревна. Культурный слой городища изобилует разнообразными находками, хорошо сохранившимися в условиях вечной мерзлоты.

Надымский городок впервые упоминается в Мезенской летописи XVI века. Место расположения городка и путь до него указаны в чертеже "Море Мангазейское с урочищи ", составленном в 1601-1603 годах. Подробное описание Надымского городка содержится в путевых дневниках Г.Ф. Миллера 1740 года. Миллер отмечает, что после большого голода в 1730 году городок был оставлен населением. Некоторые документы свидетельствуют о том, что в конце XVIII века городок был вновь заселен.

Первое научное описание Надымского городища было дано в 1916 году сотрудником Тобольского музея Г. М. Дмитриевым-Садовниковым , собравшим также на его территории первую коллекцию находок. В 1976 году городок был обследован ленинградским археологом профессором А. П. Хлобыстиным . Результаты археологической экспедиции 1998 года, организованной Западно-Сибирским гуманитарным институтом, дают повод говорить об уникальности Надымского городища, сравнимой с открытиями Древнего Новгорода. Среди двух сотен находок экспедиции - изделия из кости и бивня мамонта; детские игрушки из дерева; украшения из меди и олова, фрагменты иранской бронзовой чаши; остатки суконной одежды и кожаной обуви, детали самострелов, лодок, охотничьих лыж; клинковое оружие, фрагменты корабельных досок и многое другое.

Согласно последним оценкам ученых, Надымское городище представляет собой археологический памятник как минимум общероссийского значения. Уже на сегодняшнем, относительно раннем, этапе изучения городища выяснено, что его территория, хотя и с перерывами, но была обитаема на протяжении целого тысячелетия.

Этнос

Значительную часть коренного населения Надымского района составляют ненцы, предки которых жили на юге Западной Сибири между Обью и Енисеем. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской языковой семьи.

Сумев адаптироваться к суровым климатическим условиям Заполярья, ненцы вот уже на протяжении нескольких веков живут в полной гармонии с природой этого края. Тундра во многом способствовала формированию культуры северного народа, выработала и воспитала в ненцах осторожность, наблюдательность, неторопливость, умение принимать тщательно обдуманное решение. Ставшая для ненцев житницей, кладовой без замков, тундра определила также их основные занятия - это охота, рыболовство и оленеводство.

В целях сохранения культурных традиций коренных малочисленных народов Севера и популяризации национальных видов спорта в Надымском районе ежегодно проводятся традиционные соревнования оленеводов на призы мэрии Надыма и Надымского района и предприятия " Надымгазпром ".

Программа соревнований включает метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, перетягивание палки, национальную борьбу, лыжную эстафету. Один из самых красивых и зрелищных видов соревнований - гонки на оленьих упряжках, проходящие на льду озера Янтарного.

На традиционных соревнованиях оленеводов царит атмосфера настоящего праздника, создаваемая как участниками состязаний, так и их многочисленными зрителями - надымчанами и гостями города. Их проведение способствует взаимопроникновению различных культурных традиций, что является едва ли не самой яркой чертой в характере Надыма.

Город и посёлки

Надымский район был образован 10 декабря 1930 года с центром в селе Хэ в Ямальском (Ненецком) национальном округе Уральской области. 17 января 1934 года территория округа вошла в состав Обско-Иртышской области, а затем в том же году перешла в состав Омской области. 14 августа 1944 года была образована Тюменская область, территория Надымского района вошла в нее в составе Ямало-Ненецкого национального округа.

9 марта 1972 года рабочий поселок Надым получает статус города и становится центром района.

В настоящее время единое муниципальное образование город Надым и Надымский район включает в себя город Надым, поселки и сельские поселения Надымского района Пангоды , Старый Надым, Правая Хетта, Лонгъюган , Приозерный, Ягельный, Ямбург, Ныда , Кутопьюган и Нори . В поселках Ныда , Нори и Кутопьюган проживает коренное население Севера - ненцы, коми-зыряне, селькупы, ханты.

Современная история Надыма ведет свой отсчет с осени 1967 года, когда почти пустующий в ту пору барачный поселок, располагающийся на сухом возвышенном месте, в 12 километрах от реки Надым, был выбран в качестве опорной базы для разработки газового месторождения Медвежье. 9 марта 1972-го рабочий поселок Надым получил статус города и стал районным центром.

Основная производственная деятельность-добыча и транспортировка газа, нефти, производство ЖБИ, ремонт газопромыслового и линейного обородования , ремонт оборудования агрегатов компрессорных станций. Несмотря на свои небольшие размеры, город является местным центром науки, образования, культуры и спорта. Велико значение Надыма как основной базы строителей и газодобытчиков.

В городе проживает около 50 тысяч человек.

Сегодня население Надымского района составляет более 100 тысяч человек, из них около половины - жители города Надыма. В число проживающих на территории района входят также более 25 тысяч человек, работающих вахтовым методом.

В настоящее время в трех национальных посёлках района проживает 2800 представителей коренных народов Севера: ненцев, ханты, манси, коми-зырян, селькупов. Кочевой образ жизни ведут более 400 человек. Основные занятия коренного населения - рыболовство и оленеводство, а также изготовление из шкур оленя, песца и других животных предметов одежды и обуви, сувениров.

На территории Надымского района живут и трудятся представители многих национальностей. Их объединили не только суровые условия Заполярья, но и те крупномасштабные задачи, которые были определены с открытием и началом освоения гигантских газовых месторождений.

Сельское хозяйство

Основная и традиционная отрасль сельского хозяйства Надымского района - оленеводство. Помимо переработки мяса оленей, изготовления колбас и выделки шкур, из пантов этих животных добывается ценнейшее сырье для медицинской промышленности. Сегодня в 16 оленеводческих бригадах закрытого акционерного общества " Ныдинское " сосредоточено в общей сложности около 40 тысяч оленей. Хозяйство занимается также клеточным разведением вуалевого песца и серебристо-черной лисицы.

На территории района ведется добыча ценных пород рыбы - обских осетров, муксуна, нельмы, ряпушки, щёкура . В поселке Ныда функционируют современные цеха, где производится переработка оленьего мяса, сушка пантов, копчение рыбы.

Ва

Вместе с этим смотрят:

История формирования политической карты мира
Калифорния
Камчатка и ее экологическое положение
Канада