Особые экономические зоны

ЧТО СЛЕДОВАЛО БЫ ПОНИМАТЬ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗОНАМИ?

Интернационализация хозяйственной жизни, потребность более эффективного использования географических и иных преимуВнществ определенных территорий привели к созданию во многих страВннах особых экономических зон. В различных вариантах они сущестВнвуют в КНР, США, Франции, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, МексиВнке, Ирландии, Южной Корее и в ряде других государств.

В мире было создано около 600 зон, в основном во второй поВнловине XX века, хотя первая зона классического типа тАФ таможенная существовала в Гибралтаре уже в XIX веке. В Западной Европе в наВнчале 90-х годов действовало около 100 свободных экономических зон. Больше всего их было создано в Швейцарии (26), Испании (22), Италии (II), во Франции (10), в Финляндии (7), ФРГ (6).

Известно, что до революции в Одессе, Батуме существовали "порты франко" тАФ свободные таможенные зоны. При всем разнообВнразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким осВнновным типам: таможенной, зоне экспортного производства и комВнплексной (наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на острове Окинава). В КНР и в некоторых других странах были созданы технологические зоны. Мировой опыт свидетельствоВнвал о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К их числу наши экономисты отнесли следующие:

связь с международными рынками (транспортные и телекомВнмуникационные возможности);

степень развития инфраструктуры, в том числе деловой инфраВнструктуры (банковское и страховое обслуживание, экспедиторские, информационные и другие службы, биржи и т.п.);

           Раздел 1. Теория и практика правового регулирования

определенный уровень развития промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные отношения, использовать квалифицированный персонал;

обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;

обеспеченность кадрами специалистов в области практического осуществления внешнеторго вых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества с зарубежными странами '.

Главным все же остается выгодное экономико-географическое положение и привлекательность для иностранного инвестора. В любом случае зоны, как правило, создавались на ограниченных проВнстранствах. У нас же пошли по другому пути. В России было деклаВнрировано создание большого числа зон, часть из которых охватывала целые края и области, значительные по своим территориям (АлтайВнский край, Читинская область, Кемеровская область и др.) (2) ИсходВнным при со здании этих зон было благое пожелание улучшить полоВнжение и решить другие задачи, главным образом, за счет предоставВнления льгот по сохранению в местном бюджете налоговых отчислеВнний, а это оказалось нереальным.

В гораздо большей степени мировому опыту соответствует практика других государств СНГ.

Сказанное не означает, что в России нет зон со всех точек зреВнния, отвечающих приведенным выше критериям. Ярким примером удачного выбора представляется нам зона "Янтарь", расположенная на территории бывшей Восточной Пруссии. Географическое положеВнние этой зоны на берегу Балтийского моря действительно уникально. Она входит в состав Российской Федерации, образуя своего рода анклав, окруженный Польшей и Литвой. Транспортные возможносВнти: единственный незамерзающий порт России на Балтике, конечВнный пункт железнодорожной магистрали, причем с европейской коВнл еей, и автомагистрали КалининградтАФБерлин, планы полного восВнстановления которой уже подготовлены. Сам Калининград (бывший Кенигсберг) тАФ город, где сходятся торговые пути Востока и Запада, Севера и Юга.

Другой удачный пример выбора тАФ порт Находка на Дальнем Востоке, составивший вместе с прилегающим к нему районом едиВнную экономическую зону.

Перспективными представляются другие зоны на Дальнем ВосВнтоке тАФ зона на Сахалине и особая экономическая зона "Курилы". В соответствии с Ука зом Президента Российской Федерации от 6 деВнкабря 1992 г. "О социально-экономическом развитии Курильских островов" предприятиям и организациям этого района предоставляВнются широкие дополнительные льготы в сфере экономической деятельности. Но в общем в России при созданий свободных зон пошли по особому пути, к тому же назвав эти зоны зонами совместного предпринимательства, что отражено в ряде актов.

Боле е привычным и соответствующим меж дународной практиВнке пр едставляется термин "свободная экономическая зона", которым мы и пользуемся в дальнейшем изложении.

Итак, свободная экономическая зона тАФ это территория, на которой устанавливаются особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности иностранных инв есторов и предприятий с иностранными инв естициями, а также отечественных предприятий и граж дан.

К свободным экономическим зонам следует относить и зоны экспортного производства, и свободные таможенные зоны.

Президент Российской Федерации Указами от 10 декабря 1992 г. "О создании зоны свободной торговли "Ш ереметье во" и от 3 июня 1993 г. "О свободных таможенных зонах "Московский Фран-ко-Порт" и "Франко-Порт "Терминал" поддержал пр едложени е праВнвительства Москвы по созданию в Москве свободной тамож енной зоны "Московский Франко-Порт" на территории, прил егающей к аэропорту "Внуково", и свободной таможенной зоны "франко-Порт "Терминал" на территории Западного речного порта(3) .

Правительство Москвы 10 мая 1994 г. приняло постановление о поэтапном создании свободной таможенной зоны "Франко-Порт "Терминал".

Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1994 г. было предусмотр ено создание свободной тамож енной зоны "АэроВнпорт Ставрополь" и свободной таможенной зоны на территории Амурской области.

И с экономической, и с юридической точек зрения следует отВнличать региональные про екты привлечения зарубежных инвесторов в Россию от планов создания свобо дных экономических зон(4) .

Общим является стремление прив ле чь иностран ные инв естиВнции. Однак о в зонах реализации этой цели долж ен д ействовать комВнплекс таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и вн ешнеэкономических стимулов для предприятий при условии создаВнния такой административной структуры, которая в максимальной степени упростила бы для иностранных инвесторов осуществление хозяйств енной деятельности и соз дание пр едприятий.

В Законе Киргизии "О свободных экономических зонах в РесВнпублике Кыргызстан" от 16 декабря 1992 г. предусматривается, что свободные экономически е зоны включают в себя свободные тамоВнженные зоны, зоны экспортного производства и зоны привл ечения иностранных инвестиций (ст . 1). Прич ем свободные тамож енные зоны и зоны экспортного производства в кач естве субзон могут вхоВндить в зоны привл ечения иностранных инв естиций (ст. 4).

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Как осуществляется правовое регулирование в части, касаюВнщейся создания зон и определения особых условий для инвестироваВнния иностранных капиталовложений в таких зонах? Во многие закоВннодательные акты об иностранных инвестициях были включены спеВнциальные положения об иностранных инвестициях в свободных экоВнномических зонах (ст.ст. 41, 42 Закона об иностранных инвестициях России, ст. 48 Закона Украины, ст.ст. 38, 39 Закона Таджикистана, ст. 23 Закона Эстонии).

В некоторых республиках были приняты специальные законы. 30 ноября 1990 г. был принят Закон "О свободных экономи-ческих зонах в Казахской ССР". Затем последовал ряд постановлеВнний Верховного Совета Республики Казахстан о создании зон в отВндельных районах и городах. Однако Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 1994 г. "О мерах по упорядочению деятельносВнти свободных экономических зон" все ранее принятые постановлеВнния были признаны утратившими силу.

В Беларуси было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 1992 г. "О создании СЭЗ в райоВнне г. Бреста", однако затем действие его было приостановлено.

16 декабря 1992 г. был принят Закон Республики Кыргызстан "О свободных экономических зонах в Республике Кыргызстан".

Верховным Советом Украины 13 октября 1992 г. был принят Закон "Об общих началах создания и функционирования специальВнных (свободных) экономических зон"(5) .

Декрет Украины предусматривает, что специфика регулироваВнния иностранных инвестиций в специальных (свободных) экономиВнческих зонах устанавливается законодательством Украины о специВнальных (свободных) экономических зонах (ст. 49).

В мае 1993 г. в Туркменистане был принят Указ Президента о статусе семи таких зон.

Из стран Балтии законодательство о СЭЗ имеется в Литве. 12 марта 1993 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании свободных экономических зон". До этого 28 мая 1992 г. было принято постановление Правительства Литовской Республики "О создании в г. Клайпеде территории свободного междуВннародного предпринимательства". Постановлением Правительства от 12 марта 1993 г. в это постановление были внесены изменения.

В России Верховным Советом были приняты постановления от 14 июля 1990 г. и от 13 сентября 1990 г. "О создании зон свободного предпринимательства", а также постановление Правительства о мерах по развитию свободных экономических зон. Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала находящаяся на Дальнем Востоке зона в городе Находка. СпеВнциальное постановление о ней было принято Верховным Советом РiСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности о зонах свободного предпринимательства г. ЛеВннинграда и г. Выборга и о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в г. Зеленограде (распоряжения Председателя Верховного Совета РiСР от 12 и 21 мая 1991 г.), о создании своВнбодной экономической зоны "Сахалин" (постановление Президиума Верховного Совета РiСР от 27 мая 1991 г.). Положение о свободВнной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ "ЯнВнтарь") было утверждено постановлением Совета Министров РiСР от 25 сентября 1991 г. Такие положения, принятые и по другим зонам, определяли правовые основы хозяйственной деятельности в них, цели их создания и т .д. Так, цель создания СЭЗ "Янтарь" была сформулирована следующим образом. СЭЗ "Янтарь" создается в целях:

ускорения решения задач социально-экономического развития Калининградской области;

повышения жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудниВнчества с зарубежными странами;

обеспечения благоприятных условий для привлечения иноВнстранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциаВнла отечественных предприятий для увеличения экспортных возможВнностей региона;

развития производства экспортной и импортозаменяющей проВндукции, трансконтинентального транзита;

отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Ряд общих вопросов принципиального характера, касающихся вс ех СЭЗ, был определен Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О некоторых мерах по развитию свободных экоВнномических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации". Этим же Указом была предусмотрена подготовка Закона "О свободных экономических зонах в Российской Федерации".

СТАТУС СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создаВнния остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государстВнва, на территории которого создается зона, и осуществление его су-веренных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ тАФ хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.

Но дело в том, что, когда в экономической литературе примеВннительно к зонам говорится об анклавах, данный термин имеет не тот смысл, в котором он употребляется в государственно-правовой и международно-правовой литературе, где под анклавом понимается территория одного государственно-правового образования, окруженВнная территорией другого государства. Здесь речь идет именно об осоВнбой, чисто экономической зоне, продолжающей оставаться в предеВнлах государства.

Практика создания зон в Российской Федерации свидетельстВнвует, что путем принятия положения по каждой зоне можно опредеВнлить ее территориальные пределы. Так, согласно п. 3 Положения о СЭЗ "Янтарь", эта зона "располагается в административных граниВнцах Калининградской области с прилегающими к ней районами конВнтинентального шельфа и экономической зоны СССР (кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны )". Напомним читателю, что Положение было принято до распада СССР, после которого речь должна идти о шельфе и экономической зоне в Балтийском море Российской Федерации.

Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо терВнриториальных изменений, передвижения границ как в пределах какоВнго-либо государства, так и вне его.

Могут быть, конечно, особые случаи. В международной пракВнтике наиболее известным из них было установление особого междуВннародно-правового статуса Вольного города Данцига (ныне Гданьск). По Версальскому миру территория Данцига не входила ни в состав Германии, ни в состав Польши, гарантом был Верховный комиссар Лиги Наций.

Представляют интерес различные проекты создания совместВнных СЭЗ, создаваемых двумя или несколькими приграничными страВннами. К числу таких зон могут быть отнесены российско-китайские экономические зоны в районе Благовещенск-Хэйхе, различные зоны в Причерноморье.

В Республике Крым прорабатывается проект создания в Керчи свободной экономической зоны, а также возможность создания такой зоны во всей Республике, которая будет тесно связана не тольВнко е Украиной, но и с Россией. Так, планировалось свободное обраВнщение в зоне российской валюты. Парламент Республики Крым провозгласил создание в этой зоне общего открытого режима. Это подВнтверждено Указом Президента Украины от 23 июня 1993 г.

Иногда возникают другие проблемы. Так, привнесение политиВнческих аспектов может затруднить и во всяком случае замедлить разВнвитие зоны "Янтарь", если рассматривать ее как "Еврорегион КеВннигсберг".

Есть проблемы и в связи с необходимостью обеспечить деяВнтельность свободной зоны "Янтарь". Как известно, территория вхоВндящей в состав России Калининградской области, на которой распоВнлагается зона, не имеет общей границы с другими областями РоссийВнской Федерации. Более того, на пути потока людей и товаров из зоны в Россию и обратно установлены две границы. Между правиВнтельствами России и Литвы 29 июля 1991 г. заключено соглашение о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области. Приведем важнейшие положения этого соглашения, которые имеют значение для деятельности свободной экономической зоны.

Стороны намерены установить льготный таможенный режим между Калининградской областью Российской Федерации и ЛитовВнской Республикой (ст. 1).

Литовская Республика обязуется беспрепятственно обеспечиВнвать передачу природного газа, поставляемого Российской ФедераВнцией для нужд Калининградской области, по газопроводу , проходяВнщему по территории Литовской Республики (ст. 3).

Стороны обязуются урегулировать отдельным соглашением усВнловия транзита пассажиров тАФ лиц, постоянно проживающих в РосВнсийской Федерации, чере з территорию Литовской Республики, а также транзита лиц, постоянно проживающих в Литовской РеспублиВнке, через территорию Калининградской области.

Такое соглашение должно основываться на принципах доброВнсоседства, общепризнанных нормах международного права и учитыВнвать документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в ЕвВнропе (ст. 7).

Стороны заключают соглашения об условиях транзита трансВнпортных средств и грузов Российской Федерации по железнодорожВнным и шоссейным дорогам, воздушным трассам, водным путям, труВнбопроводам, а также электроэнергии по линиям электропередачи через территорию Литовской Республики, а также Литовской РеспубВнлики тАФ через территорию Калининградской области.

Литовская Республика гарантирует транзитные перевозки наВнроднохозяйственных грузов Российской Федерации через территорию Литовской Республики. Российская Федерация гарантирует транзитВнные перевозки народнохозяйственных грузов Литовской Республики через территорию Калининградской области так же, как и других районов Российской Федерации, без обложения таможенными пошВнлинами (ст. 8).

Стороны подтверждают свое стремление сохранять и развивать сложившиеся хозяйственные связи между предприятиями и предприВннимателями Калининградской области и Литовской Республики (ст. 9).

Стороны согласились в том, что в целях развития торгово-экоВнномических связей между Калининградской областью и Литовской Республикой целесообразно создать экономические миссии соответВнственно в городе Вильнюсе и в городе Калининграде (ст. 12).

22 мая 1992 г. было заключено Соглашение между ПравительВнством Российской Федерации и Правительством Польши о сотрудниВнчестве Калининградской области Российской Федерации и североВнвосточных воеводств Польши.

Осуществление планов создания и эффективной деятельности зоны "Янтарь" в значительной степени зависит от реализации соглаВншений России с Литвой и Польшей.

В свободных экономических зонах действует законодательство соответствующего государства (гражданское, хозяйственное, трудовое и т.д .), за исключением тех изъятий, которые установлены законодаВнтельными актами об иностранных инвестициях, законами о СЭЗ (если они имеются) и положениями о конкретных зонах. Особое знаВнчение для регулирования хозяйственной деятельности в СЭЗ приобВнретает, естественно, законодательство о предпринимательской деяВнтельности, налоговое законодательство, положения законодательства об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственВнностью, антимонопольного законодательства, других актов, связанВнных с переходом к рыночной экономике. Что же касается органов хозяйственного управления, то на практике встречаются различные варианты решения этой непростой проблемы. В одних случаях (наВнпример, в зоне "Янтарь") был создан Комитет по развитию СЭЗ. Было предусмотрено, что Положение о Комитете утверждает Совет Министров РiСР по согласованию с Калининградским областным Советом народных депутатов.

В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с территорией области, города, района и т.д., вопросы адВнминистративного и хозяйственного руководства зоны должны возлаВнгаться на соответствующие местные органы власти и управления. В ' этих случаях административное управление СЭЗ должно возлагаться на соответствую щие территориальные органы региона, в рамках коВнторого предлагалось на правах самостоятельного структурного подВнразделения создавать администрацию зоны. Функ ции генерального администратора СЭЗ может выполнять приглашаемый по контракту специалист.                                                 .

Вопросы же общехозяйственного развития зоны предлагалось возложить на специальную корпорацию, создаваемую за счет вкладов зональных и внезональных предприятий, местных, а также центральВнных органов управления. Они должны действовать на коммерческих принципах.

Корпорация призвана заниматься перспективным планироваВннием развития СЭЗ, представлять хозяйственные интересы зоны внутри страны и за рубежом (включая проведение рекламы, мероВнприятий по привлечению инвестиций и т.п.), объявляет и проводит торги на размещение новых производств, организует привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляет строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройВнство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивает, в случае неВнобходимости, снабжение и финансирование предприятий ^

Высшим органом корпорации является правление, в составе которого должны быть представлены руководители отечественных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями. В правВнление по должности входит Генеральный администратор СЭЗ.

Если же СЭЗ не совпадает с территорией, определяемой адмиВннистративно-территориальным делением, тогда неизбежно должна быть создана администрация зоны. Желательно, чтобы Генеральный администратор входил в состав исполнительного органа той территоВнрии, на которой создана зона. И при этой системе вопросами хозяйВнственного развития зоны может заниматься специальная корпорация.

Международный опыт подсказывает, что эффективной в любом случае является такая система администрации в зоне, при коВнторой иностранным инвесторам, желающим осуществлять в зоне хоВн зяйственную деятельность, не надо было бы обращаться в какие-то центральные органы. Известно, что во многих странах, где были обВнразованы специальные зоны, широкое распространение получила система обслуживания "в одном месте", когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решались на месте в оперативном порядке.

Поскольку в Российской Федерации создано несколько зон и возможно создание новых, возник вопрос о координации их деятельВнности федеральными органами управления. Эти проблемы решались в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г., соВнгласно которому Комитет по иностранным инвестициям (см. выше) обязан контролировать и координировать деятельность по созданию и развитию свободных экономических зон на территории России.

На Украине органами управления в СЭЗ независимо от ее типа являются: местные Советы народных депутатов и местные админиВнстрации в пределах своих полномочий; орган хозяйственного развиВнтия и управления СЭЗ, создаваемый при участии субъектов экономиВнческой деятельности Украины и иностранных субъектов такой деяВнтельности. В то же время в Казахстане органами государственной власти на территории зоны являются Советы народных депутатов, которые делегируют полномочия исполнительной власти админиВнстративному совету зоны.

Согласно Закону Украины о зонах 1992 г., исполнительным директором органа хозяйственного развития и управления зоны может быть как гражданин Украины, так и гражданин другой страны, работающий по срочному контракту. Для сравнения следует отмеВнтить, что в Казахстане аналогичная должность может быть предоВнставлена только гражданину Казахстана.

Согласно ст. 14 Закона Кыргызстана 1992 г., органом управлеВнния СЭЗ является генеральная дирекция СЭЗ, Генеральный директор СЭЗ назначается Правительством. Представляется интересной норма, согласно которой в случае совпадения границ СЭЗ с границами терВнриториальной единицы республики (город, район) исполнение функВнций Генерального директора СЭЗ возлагается на главу соответствуюВнщей местной государственной администрации.

УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

Правовой режим и условия хозяйственной деятельности иноВнстранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями определяются законодательством об иностранных инвестициях и поВнложениями о свободных экономических зонах. Остановимся на ПоВнложении о зоне "Янтарь". В нем говорится о том, что иностранные инвестиции пользуются на территории свободной экономической зоны правовой защитой и что их режим не может быть менее благоВнприятным, чем соответствующий режим для имущества отечественВнных юридических лиц и граждан. В Положении также предусмотреВнно, что не допускается какая-либо дискриминация предприятий с иностранными инвестициями по сравнению с другими действующиВнми в СЭЗ предприятиями (п. 6). Говорится и о том, что нс допускаВнется принудительное изъятие иностранных инвестиций: "Не допускаВнется также секвестр инвестированного имущества, за исключением временного приостановления по решению суда права инвестора на вывоз этого имущества до погашения инвестором своих обязаВнтельств" (п. 7). На первый взгляд, включение этих общих положений, повтоВнряющих соответствующие положения российского законодательства (за исключением последнего), представляется излишним. Однако с практической точки зрения включение таких правил в Положение дает иностранному инвестору более полное представление о режиме инвестиций в данной зоне.

Согласно ст. 42 ЗИИ России, в зоне "Янтарь" был максимальВнно упрощен порядок регистрации предприятий с иностранными инВнвестициями. В соответствии со ст. 42 ЗИИ предприятие с участием иностранного капитала с объемом до 75 млн. руб., а также филиалы, отделения и представительства предприятий с иностранными инвесВнтициями могут регистрироваться непосредственно в свободной зоне Комитетом по развитию свободной экономической зоны (п.8).

Вопросы создания совместных предприятий должны решаться на месте (п. 9). По данным на май 1994 г., в зоне "Янтарь" было заВнрегистрировано 771 предприятие с иностранными инвестициями, из них тАФ 565 с долевым участием и 206 тАФ полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Общий объем иностранных инвестиций за 1993 год составил 5 млн.долл. США. В конце 1994 г. в СЭЗ работало уже 866 СП.

В зоне "Янтарь" возможны различные формы хозяйственной деятельности иностранных фирм. Так, многие польские и австрийВнские фирмы выразили интерес к возможностям создания консигнаВнционных складов, что представляет несомненный интерес для госуВндарств, не имеющих выхода к морю, а также для таких соседских стран, как Польша. Как и ко всякой СЭЗ, имеющей перспективы хоВнзяйственного развития, проявляют интерес многочисленные банки, желающие участвовать в создании совместных банков. Такие предлоВнжения были сделаны банками Польши, Италии и США.

Хозяйственная деятельность в зоне осуществляется без каких-либо ограничений. Исключение сделано Положением в отношении хозяйственной деятельности, связанной с использованием располоВнженных на территории зоны месторождений топливно-энергетичесВнких и минерально-сырьевых ресурсов. В этих случаях применяется действующее в России специальное законодательство.

Необходимо отметить, что такой особый режим применяется в Российской Федерации в этих случаях по отношению ко всем зонам. В Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 1992 г. "О неВнкоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской федерации" было специально предусмотреВнно, что условия хозяйственной деятельности в СЭЗ для иностранных инвесторов, деятельность которых связана с поиском, разведкой, эксплуатацией и добычей возобновляемых и невозобновляемых  природных ресурсов, включая ресурсы континентального шельфа и морВнской экономической зоны, определяются соответствующим законоВндательством и нормативными актами Российской Федерации.

Все находящиеся в зоне "Янтарь" предприятия имеют право осуществлять посреднические и бартерные операции, которые произВнводятся в этой зоне с товарами и услугами (п. 10). Экспорт произвеВнденных в зоне товаров, а также импорт не .подлежат квотированию и лицензированию, кроме тех товаров, которые предусмотрены устаВнновленным законодательством перечнем.

В отношении подлежащих лицензированию товаров, произвоВндимых в зоне, возник вопрос о предоставлении права на их лицензиВнрование администрацией зоны. Комитет по развитию зоны "Янтарь" попросил предоставить ему такое право в отношении янтаря, рыбы и угля, добываемого на территории зоны. Комиссия по развитию и исВнпользованию янтаря получила право выдавать лицензии на разработВнку и вывоз янтаря за пределы зоны. Товар считается произведенным в зоне, если величина добавленной стоимости его обработки на терВнритории свободной экономической зоны составляет не менее 30% (п. 19).

Экспортируемые товары, которые производятся в зоне, и имВнпортируемые товары, которые используются для производства проВндукции или реализации на месте, освобождаются от уплаты таможенВнной пошлины (п. 21). В первые пять лет функционирования зоны полученная предприятием с иностранными инвестициями валютная выручка не менее 30% остается в его распоряжении, за исключением 10% выручки, подлежащей продаже в фонд развития зоны, и 10% тАФ в фонд социальной защиты населения (п. 27).

Отметим, что таможенные льготы не распространяются на экспорт и импорт товаров через территорию свободной экономичесВнкой зоны.

Особенно следует остановиться на налоговых льготах. СогласВнно ст. 41 ЗИИ России, во всех СЭЗ установлен льготный налоговый режим. Он заключается в том, что иностранные инвесторы и предВнприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по сниженным ставкам, включая налог на переводимую за границу приВнбыль. При этом ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых ставок, действующих на территории России для этого вида налогоВнплательщиков. В Положении о СЭЗ "Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1) все предприятия в зоне освобождаВнются от уплаты налога на экспорт продукции, производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при производстве экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в течение первых пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней предприятий не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными инвестициями в размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом экспорта не менее 30 % годового объеВнма производства введены налоговые каникулы сроком до 5 лет в отВнношении уплаты налогов и перевода части прибыли за границу, устаВнновлено взимание налога на прибыль не более 16%, за исключением части прибыли, переводимой за границу (п. 25).

Часть прибыли, реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры зоны, вообще освобождается от налогообложения (п. 26).

Следует подчеркнуть, что согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия закона о свободных экономических зонах Российской ФеВндерации сохранен тот порядок налогообложения, который был устаВнновлен Законом России об иностранных инвестициях и положенияВнми о свободных экономических зонах. Следовательно, установленВнный в Российской Федерации общий порядок налогообложения, на основе которого иностранные инвестиции и предприятия с иноВнстранными инвестициями были лишены некоторых действовавших ранее льгот, на налогообложение в свободной экономической зоне не распространяется. Иными словами, основные налоговые льготы сохраняются только для свободных зон.

Однако налоговая служба Российской Федерации в письме от 29 июня 1993 г. разъяснила, что специальные налоговые льготы в свободных экономических зонах не должны применяться.

Из установленных Законом об иностранных инвестициях РосВнсии льгот наиболее существенны следующие: пониженные ставки для пользования землей и иными природными ресурсами, право на долВнгосрочную аренду сроком на 70 лет с правом субаренды, возможВнность введения упрощенного порядка въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизового. Для зоны "Янтарь", как и для ряда других зон, упрощенный порядок въезда и выезда введен ПолоВнжением о зоне (п. 35).

Помимо указанных льгот, в зоне "Янтарь" введена система наВнчисления зарплаты в иностранной валюте путем перечисления ее на специальные счета в банке и выплаты в виде именных чеков, расчетВнно-кредитных карточек и других безналичных платежей для испольВнзования в специальных магазинах зоны и за рубежом.

Мы подробно изложили Положение о свободной экономичесВнкой зоне "Янтарь", утвержденное в сентябре 1991 г. Но, как отмечаВнлось в ряде публикаций, многие пункты этого Положения не удалось реализовать на практике(7).

Поэтому большое значение в этой связи имеет Указ ПрезиденВнта Российской Федерации от 7 декабря 1993 г. о Калининградской области.

В Указе предусмотрено, что предприятия с иностранным учасВнтием, созданные в 1992 году, получают налоговый кредит сроком на 10 лет с момента получения объявленной прибыли, если они дейстВнвуют в сфере материального производства. Другие предприятия, заВннятые производством промышленной, сельскохозяйственной продукВнции, товаров народного потребления, если доля этой продукции у предприятия не ниже 75%, получают налоговый кредит на 5 лет, осВнтальные предприятия тАФ на 4 года. При этом изменения в налоговом законодательстве должны распространяться в последующем на обВнласть лишь при согласии ее компетентных органов. Снимаются ограВнничения на регистрацию СП. Товары, произведенные в КалининВнградской области, освобождаются от экспортных пошлин на 10 лет. Импортные товары освобождаются от пошлин и НДС, но акцизы с них взимаются. Квоты на экспорт нефти, рыбы, янтаря, согласно Указу, по-прежнему должны устанавливаться федеральными оргаВннами.

Указом Президента России от 4 июня 1^92 г. среди мер, наВнправленных на поддержание и развитие СЭЗ, предусмотрено осуВнществление государственной программы приватизации на территории СЭЗ в первоочередном порядке. Часть средств, которая подлежит перечислению в центральный бюджет, остается в зонах и пойдет на формирование фондов развития, залоговых и страховых фондов. По ним предоставляются бюджетные кредиты. Средства, полученные в счет таких кредитов, должны направляться органами управления своВнбодных зон на финансирование ключевых объектов инфраструктуры зоны. Здесь усматривается стремление в масштабе России поддерВнжать хозяйственную деятельность свободных экономических зон и сделать инвестирование в них более привлекательным для иностранВнных предпринимателей.

Согласно Закону Украины о зонах, хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не устанавливается. На все субъекты эконоВнмической деятельности распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвестиВнциях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельносВнти зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.

На территории СЭЗ, согласно Закону Кыргызстана о СЭЗ 1992 г., действует упрощенный режим въезда и выезда иностранных граждан. Конкретные правила въезда и выезда устанавливаются для каждой зоны Министерством иностранных дел Кыргызстана и отраВнжаются в Положении о зоне (ст. II).

В Положении о СЭЗ "Брест" было предусмотрено, что хозяйВнственную деятельность в зоне могут осуществлять белорусские и иностранные юридические и физические лица, которые создают предприятия, филиалы и представительства во всех допустимых закоВнном формах и ведут хозяйственную деятельность в любых сферах, за исключением запрещенных действующим законодательством.

Был также предусмотрен особый таможенный режим: освобожВндение от оплаты таможенной пошлиной товаров и иного имущества, импортируемых на территорию СЭЗ "Брест" и экспортируемых с этой территории. Транзит через территорию СЭЗ или перепродажа товаров, не подвергшихся переработке в зоне, а также поставки через зону на экспорт товаров из других регионов Республики Беларусь должны осуществляться без каких-либо тарифно-таможенных и наВнлоговых льгот.

На территории зоны действует также особый налоговый режим. Налог на прибыль всех предприятий, расположенных в СЭЗ "Брест", уплачивается в размере не более 25% с учетом налога на перевозимую за рубеж часть прибыли в валюте перевода. В зоне не применяются налоги на экспорт-импорт и другие экономические меры регулирования средств, направляемых на потребление, а также ограничения по уровню рентабельности при ценообразовании и наВнлогообложении.

Освобождаются от уплаты транзитного налога юридические и физические лица при транспортировке ими грузов, предназначенных для СЭЗ "Брест", через территорию Беларуси.

Совместные предприятия с участием иностранных юридичесВнких лиц и граждан, если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30%, и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия), вся выручка которых образуется только за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых пяти лет с момента получения ими доВнхода, включая первый год получения дохода в СЭЗ.

1  См.: Общие принципы создания зон совместного предпринимательства// Приложение к газете "Экономика и жизнь". 1991. № 34. С.5тАФ 6; Зоны совместного предпринимательства в СССР. Концепция создания и функционирования //Внешняя торговля. 1989. № 6. С.2.

2       Представление об этом дают следующие данные: Зона "Алтай" тАФ площадь 261 тыс.кв.км, население 3,7 млн. жителей; Зона "Выборг" тАФ население 150 тыс. человек; Зона "Ева" (Еврейская автономная область) тАФ площадь 360 тыс.кв.км; Зона "Технополис-Зеленоград" тАФ население 170 тыс. человек; Зона "Янтарь" тАФ площадь 15500 кв.км, население тАФ 1,1 млн.человек; Зона "Санкт-Петербург" тАФ площадь 370 кв.км, население тАФ 4,5 млн.человек; Зона "Кузбасс" тАФ площадь 95 500 кв.км, население тАФ 3,5 млн.человек; Зона "Садко" (Новгородская область) тАФ площадь 55 300 кв.км, население тАФ 1 млн. человек; Зона "Сахалин" тАФ площадь 87 100 кв. км, население тАФ 800 тыс. человек; "Чита" (Читинская область) тАФ плоВнщадь 431 тыс.кв.км, население тАФ 2 млн. человек; "Находка" тАФ площадь 1600 кв.км, население тАФ 200 тыс.человек.

3    См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23. Ст. 2166.

4     См.: Быков А. Совместные с зарубежными странами свободные экономичесВнкие зоны: постановка проблемы// Внешняя торговля. 1994. № 2тАФ3. С. 39тАФ40.

5       См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50. Ст. 676.

6 См.: Общие принципы создания зон совместного предпринимательства. С.6.

7  См.например: Караваев В. Региональное развитие и сотрудничество (КалиВннинградская область, СЭЗ "Янтарь")//Внешняя торговля. 1994. NВ» 2тАФ3. С. 22тАФ25; Карянина Т. Пойдет ли Европа в нарисованную дверь. Калининград осваиВнвает статус свободной экономической зоны//Российская газета. 1994. 16 июля.

Вместе с этим смотрят:

Открытие Южной Америки португальцами и испанцами
Охрана природы территории России
Перспективы развития атомной энергетики в РФ
Пищевая промышленность Украины