Расовые исследования

1. История расового исследования.

Современный этно-расовый лик земли образовался в результате развития расовых и  социальных категорий. Изначально группировки древних людей были территориально разделены. Постепенно эти группы смешивались, сдвигались с мест первоначального обитания, образовывая расовые конгломераты и  постепенно изменялись. Чтобы понять взаимоотношения каждой из этнической группировки и выявить сложившиеся расовые компоненты, необходимо разделить по пунктам исторический комплекс развития. Расовый анализ является лишь одной стороной расово-антропологического изучения. Выделение типов связано с установлением генетических связей, расового синтеза, расовой системы и проблемой образования рас.

Восстановление истории расового развития На основании костных останков должно, непременно, сопровождаться доказательством наличия  действительной преемственности в хронологических звеньях. При отсутствии культурно-исторических доказательств преемственности генетические расовые ряды теряют свою ценность и реальность. Иногда, на практике, приходится сталкиваться с народами Влбез историиВ», историческое прошлое которых является загадкой. И тогда применение историко-антропологических методов становится невозможным. В этом случае приходится идти другим путем: изучать огромное многообразие настоящего с помощью приемов расово-аналитического порядка и восстанавливать на его основе пути данной стадии. Но даже в этом случае задачей расового исследования остается изучение истории конкретных групп.

2. Некоторые принципы расового анализа.

  1. Принцип историчности расообразования

Сводится к необходимости рассматривать расообразование как процесс, признающий, что лик земли образовался в результате сложного исторического развития расовых групп, эволюционировавших, смешивавшихся, исчезавших, и т.д.

  1. Принцип специфичности расы.

ВлЧеловеческие расы тАУ это биологические коллективы людей, объединенных генетической общностью морфологического, а может быть и физиологического строенияВ». Расовые группы не представляют собой механической смеси похожих друг на друга людей, обладают специфическими коллективными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных составляющих группу индивидуумов. Из этого принципа следует:

а) противоположность, взаимопроникновение и единство внутри-  и межгрупповых взаимосвязей;

б) этногеографическая реальность расы, т.е. приуроченность расовых групп к историческим формациям и географическим зонам.

  1. Принцип таксономической неравноценности расовых категорий.

Представляя единый род и возможно вид, Homo sapiens подразделяется на низшие таксономические группы-расы разных порядков, расположенные в иерархической последовательности аналогично (но не идентично) делениям низших таксономических групп в биологии. Выделяя  расовые  группы   разных   порядков,

нельзя считать их замкнутыми в себе. Между группами появляются промежуточные формы.

  1. Принцип таксономической неравноценности расовых признаков.

Вытекает из всех предыдущих пунктов и указывает на то, что каждой конкретной таксономической категории соответствуют характерные для нее таксономические признаки.

3. Древние кости скелетов и демографические показатели населения.

Кости скелета, как известно, меняются на протяжении всей жизни во многих деталях. Самые показательные изменения происходят в черепе. Комплекс изменений   всех  костей  позволяет  установить  точный  возраст на момент смерти

(+-3-5 лет). Имеющиеся данные о древних скелетах показывают, что умирали тогда в достаточно молодом возрасте. Условия захоронения пожилых людей в древности вряд ли отличались от современных.

Проведенные Энджелом исследования показали, что средний возраст смертности населения Древней Греции около 40 лет для мужчин и 31 год для женщин. Этот показатель значительно выше показателя смертности в мезолитическую эпоху. Сейчас показатель смертности женщин выше, чем у мужчин.

Изменения смертности по эпохам хорошо прослежено в Японии. Ученые исследовали отдельные погребения начиная от среднего неолита (7.500 до н.э.), до XXVII в. н.э. К XXVII веку показатель смертности увеличился в среднем на 13 лет.

4. Рост численности населения ( новая эра летоисчисления).

Поскольку постоянно происходили изменения как в составе территория, так и составе населения, демографические сведения прошлых веков о населении достаточно отрывочны  и не всегда сравнимы. Сведения о народах Западной Европы наиболее пригодны для сравнения. В конце 1-го тысячелетия нашей эры численность населения составляла во Франции 9 млн. человек, столько же в Испании, в Великобритании почти 2 млн. Прирост населения сильно возрос в XIX веке, и заметно спал в XX.

Начальной стадией формирования этносов можно считать эпоху становления языка. Рост численности племен неизбежно приводил к общению с другими племенами. В результате взаимодействия либо одно племя вытесняло другое, либо сливалось с ним. Как правило общим языком становился язык более сильного племени, но бывало и так, что пришлое племя изучало язык хозяев.

Основной мерой приспособленности популяции к занимаемой территории, являются показатели низкой детской смертности, достаточная продолжительность жизни и другие.

5. Происхождение метисов

Когда растущее племя начинает расширять свою территорию, оно неизбежно вступает в контакт со смежными популяциями. Если такие группы однородны по языку и укладу жизни, скорее всего они сливаются. Бывает иногда и так, что более сильное племя либо изгоняет коренных жителей, либо уничтожает (кроманьонцы уничтожили неандертальцев). Побежденные хозяева смещались в горные районы и неблагоприятные пустынные. Побежденные, но остающиеся на своей территории племена, учили язык ВлзавоевателейВ» и, в таких условиях, преград для смешанных браков не возникало. Таким образом создавалась большая единая этническая группа. Достигая по численности несколько тысяч человек, группа имеет, как правило, достаточно сложное происхождение.

Метис тАУ потомок людей, произошедших от разных племен.

Наиболее широкое развитие метисация получила в  XVI-XVII в.в. в эпоху колонизации европейцами далеких стран. Между переселенцами, которые занимали более пригодные для земледелия, скотоводства и промышленности территории, и коренными жителями устанавливались различные отношения, но как правило они носили завоевательский характер и коренным жителям приходилось осваивать хозяйственные нововведения колонистов и нередко они становились рабами. Если же коренное население сопротивлялось, пришельцы (не имея никакого морального права) порой даже истребляли целые племена ВлнепокорныхВ». Примером может служить Австралия - там практически полностью исчезли коренные жители.

Можно долго приводить примеры метисации, но достаточно упомянуть американский континент тАУ область наибольшего смешения разных этнических групп.

6. Поколение.

Согласно генетическим канонам поколение тАУ Влпериод времени между актами самовоспроизведения геновВ». Основываясь на определениях, проведенных генетиками и антропологами, можно считать, что к какому бы кругу народов он ни принадлежал, средняя длительность нарождения нового поколения составляет 25-26 лет. Причем в разных концах Земли у разных народов это время приходится, в среднем, на одни и те же годы.

Изучая гены современного человека, можно быть уверенным в том, что у них были свои предшественники в каждом предыдущем поколении и что время нарождения не прерывалось ни разу.

7. Немного истории.

На крайнем северо-западе Монголии проживает небольшая этническая группа-хотоны. Как этнос они начали формироваться около 250 лет назад. Тогда во время войн джунгаров пленные, бывшие выходцами из узбеков, казахов, уйгуров и других народов Средней и Центральной Азии, были поселены на этом кусочке земли что бы наладить земледелие. Но перенесенные с родины навыки к земледелию в условиях преобладающего скотоводства были постепенно утеряны. Но не смотря на это новая этническая общность  - хотоны все же возникла. Прошла революция, и в Монголии земледелие хотонов претерпело некие видоизменения. Мало эффективность этого занятия привела к тому, что в 1934 году специальным постановлением хотоны были переориентированы на новый для вид деятельности - скотоводство. Земледелие же осталось, но лишь на уровне приусадебного хозяйства. Такие изменения повлекли за собой полную реорганизацию всей популяционной структуры хотонов, в том числе структуры брачных связей, а значит миграции генов.

Древний народ Центральной Азии тАУ уйгуры, истощил свои силы в борьбе с захватчиками. В 70-х годах прошлого века уйгуры примкнули к восстанию дунган. Дунгане тАУ многомиллионное меньшинство Китая и уйгуры потерпели поражение от регулярной китайской армии. В поисках спасения они устремились в среднеазиатские пределы России. Русским пограничникам было дано указание пропустить беглецов и закрыть границу пред китайской армией. Часть беженцев поселилась в Ферганской долине.

Ещё одна группа народов тАУ тюрко-язычные тювинцы, тоджинцы тофалары. Сейчас тюркские языки распространены от Колымы на северо-востоке до Босфора на юго-западе Евразии. Но их родина находится в Алтае-Саянском нагорье и прилегающих районах Монголии. Появление тюрок в истории зафиксировано в древнекитайских летописях. Древний Китай на протяжении тысячелетий вел наступательные войны за овладение Центральной Азией. Первое упоминание о тюрках в летописях относится к 518 году.

В период с 626-659 гг. погибли две тюркские империи тАУ Западный и Восточный Каганат, между которыми Саяны составляли как бы северный пограничный район. Выход из под центральной власти дал начало самостоятельному развитию тюрко-язычных народностей на Северной окраине Внутренней Азии.

Расцвет раннего  железного века повсюду в Евразии и на Дальнем Востоке. Только крайний северо-восток все ещё пребывает в каменном веке в отношении материальной культуры. Весь образ жизни этих племен и тип их жилища оставался близким к образу жизни первооткрывателей Сибири тАУ охотников на мамонтов и других крупных животных ледниковой эпохи.

Ещё дальше по времени тАУ в верхнем палеолите, костры охотников горели по всей территории нашей страны. Пылали они и в Сибири, где когда-то простирались горные ландшафты. Именно тогда произошло первое открытие Америки древними сибирскими охотниками. Они пересекли условный меридиан, и оказались на земле, которая впоследствии стала дном Берингова и Чукотского морей, на земле, о которой потом будут лишь догадываться ученыетАж

Но когда Сибирь и Америка ещё не были разделены, предки их современных народов мало чем отличались в генетическом отношении. Археологами было найдено много стоянок, разброс в оценках времени достаточно велик, но все же средняя дата для этих стоянок около 25 тыс. лет назад. В то время произошло историческое разделение народов Сибири и Америки.

8. Расовая теория.

Важнейшими идеологическими обоснованиями, служившими фашистской диктатуре, были социальный дарвинизм, расовые теории, органическая школа в социологии. Все эти ВлученияВ» не признают специфических отличий общества от природы, для них человеческое общество тАУ частный случай биологии. Классы для таких теорий тАУ группы людей с естественно обусловленными различиями, вытекающими из Влборьбы за существованиеВ».

Государство тАУ не есть форма угнетения, оно, как и классы, вечно необходимая форма устройства общества.

Вся история тАУ это борьба за выживание, где побеждает сильнейший.  В Германии расовые теории играли особую роль. Разжиганием национальной и расовой вражды всегда занимались господствующие классы. Вообще теории о неравных классов группах можно проследить на протяжении почти всей истории человечества, таким образом оправдывалось, к примеру, рабовладение.

Даже Аристотель ВлотличилсяВ», он о рабстве писал так: ВлтАжМужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему. Тот же закон власти и подчинения необходимо служит основанием и для определения отношений между всеми людьми. Если некоторые люди настолько разнятся от других, насколько тело разнится от души, животное от человекатАж., то они рабы по самой природе, и лучшая их доля их такова, чтобы жить в подчинении той же самой власти, какой подчиняются тело и животныетАжОтносительно пользы, которую приносят рабы и домашние животные, те и другие мало различаются между собою: своим телесным трудом они одинаково доставляют помощь во всех необходимых потребностях жизни. Природа, желая установить такое различие между свободными и рабами, делает различие и между самими телами. Тела рабов сильны, так что они могут быть употребляемы на разные работы, необходимые в жизни, а тела свободных не согбенны и не способны на такие работы. Зато свободные люди годны для политической жизнитАжВ»

Читаешь, и становится противнотАж Вл.тела рабов сильны.В», так и хочется сказать: спортом надо заниматься.

Теория о ВлгерманскойВ», ВларийскойВ» расе навеяна ВлтеориейВ» графа Гобино. Он являлся основателем антропологического направления в социологии. Концепцией этой ВлтеорииВ» является неравенство рас, как основного фактора исторического процесса, расовой борьбы, как движущей силы истории. В основе лежит, также, теория о северной расе, которая является наиболее благородным отпрыском ВларийскойВ» расы.

Расовая, или ВлсевернаяВ» теория была затем дополнена Ваше-де Ляпужем.

Согласно Ляпужу, носителями культуры являются только представители светловолосых, длинноголовых и голубоглазых арийцев. Этим, якобы, объясняется, что наиболее крупные культурные центры  расположены в основном там, где наиболее часто встречается длинноголовое население (закон распределения городов). А в деревнях преобладают люди с короткими головами.

Ляпуж не только связал степень развития культуры с формой черепа, но и утверждал, что классовое деление общества напрямую связано со степенью длины головы.

В своем основном ВлзаконеВ» Ляпуж утверждает, что в странах со смешанным населением наибольшим богатством обладают длинноголовые, а что касается интеллигенции, то их череп, согласно Ляпужу, всегда развит более во всех направлениях, но особенно в ширину. Посему Влинтеллектуальная сила связана с шириной головного мозгаВ». ВлЭлитеВ» Ляпуж приписывал все достоинства человечества, а низшие классы, т.е. ВлчерньВ», по его мнению ВлтАжотыскивают новых господ, как только потеряют прежних: это общий инстинкт, присущий природе брахикефалов и собакВ». Но на этом Ляпуж не остановился. Он даже интеллигенцию поделил на выходцев из среды господствующего класса (полноценных фабрикаторов идей) и интеллигентов-брахикефалов (Влаппарат, записывающий пришедшее извнеВ»).

Но Ляпуж прекрасно осознавал, что ВлрабыВ» рано или поздно могут восстать против ВлгосподВ» и поэтому он восстает против просвещения и роста культуры заявляя, что Влобразование является соучастником преступленияВ».

9. Заключение.

XX веку известны печальные примеры массового расизма. Достаточно вспомнить Гитлера, Розенберга, Геббельса, да и что далеко ходить, Сталина. Но, видимо, эти печальные примеры истории ничему не научили человечество, и в наши дни продолжают существовать печально известные неонацисты, ВлбаркашовцыВ», Влпротивники желтой заразыВ» и другиетАж

Хочется верить, что когда-нибудь люди наконец-то поймут, нельзя ненавидеть человека за другой цвет кожи, ВлкороткийВ» череп и т.д.

Если бы можно было расистов помещать Влв шкурыВ» ВлвраговВ», то они, я думаю, быстрее бы поняли всю абсурдность своей ненависти.

Московский Гуманитарный Институт

Им. Е. Р. Дашковой

Факультет психологии

Антропология

Современные представления о расах и  этносах

План:

  1. История расового исследования
  2. Некоторые принципы расового анализа
  3. Древние кости скелетов и демографические показатели населения
  4. Рост численности населения
  5. Происхождение метисов
  6. Поколение
  7. Немного истории
  8. Расовая теория
  9. Заключение

                                               

Вместе с этим смотрят:

Рациональное использование водных ресурсов
Река Евфрат
Реки России
Рекреационные ресурсы и их размещение на планете