Абсолютизм в Австрии
АБСОЛЮТИЗМ В АВСТРИИ
Содержание
Введение. |
|
1 |
Экономическая политика. |
2 |
Социальная политика. |
3 |
Политика унификации. |
4 |
Культурная политика. |
5 |
Яркие деятели-реформаторы. |
Заключение. |
|
Список литературы. |
Введение
Целью данной работы является рассмотрение абсолютизма в Австрии. Нашими задачами были:
- рассмотрение абсолютистской политики в экономической сфере;
- рассмотрение политики абсолютизма в социальной сфере;
- рассмотрение политики унификации;
- рассмотрение культурной политики;
- рассмотрение роли ярких деятелей реформации в ВлсозданииВ» Новой Австрии;
- подведение итога и выделение основных черт австрийского абсолютизма.
В своей работе мы не стали подробно рассматривать возникновение, развитие и упадок абсолютизма в Австрии, а заострили свое внимание главным образом на политике Влпросвещенного абсолютизмаВ» и монархов этого периода: Марии-Терезии и Иосифа II.
В качестве введения можно сказать, что Австрия того времени представляла собой, несмотря на развитие торговли, ремесленного производства и городов, преимущественно аграрную страну с очень сложным социальным и национальным составом. Помимо непосредственно австрийских земель, во владения Австрийской империи входили Чехия, Венгрия, Моравия и ряд мелких герцогств.
Первым абсолютным монархом можно считать Максимилиана I. Его отец тАУ ФридрихIII тАУ постоянно воевал с князьями и находился в бегах большую часть своей жизни. Однако ему удалось организовать брак его сына с Марией, наследницей бургундских земель. Именно благодаря этому браку в состав империи вошли французская Бургундия и Нидерланды, а также установился контроль над новым важным европейским торговым путем тАУ западным путем. [5]
Максимилиан провел ряд реформ административной системы, в области самоуправления и сословного управления, сделав сословные собрания областей независимыми друг от друга. Именно при Максимилиане произошло непосредственное объединение Австрии в собрание австрийских Генеральных штатов (1518).
Вплоть до середины XVII в. Австрия была обуреваема постоянными войнами и конфликтами, то с соседями, то внутри страны. Лишь после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г. она вошла, наряду с Францией, в число самых великих держав Европы. Но войны не прошли бесследно. Именно поэтому Леопольду I и Иосифу I предстояло восстанавливать австрийскую экономику, к чему и стремилась партия реформ при их дворе.
Однако наиболее значимые реформы были все же проведены Марией-Терезией и ее сыном Иосифом II. Поэтому мы и посчитали рациональным заострить на них свое внимание.
1. Экономическая политика
Режим экономии и бюджетные манипуляции не привели к жеВнлаемым результатам. Только одно могло спасти странутАФсерьезВнные преобразования в экономике. В конце XVII в. возникло неВнсоответствие между задачами австрийского абсолютизма и состояВннием экономики в стране. Абсолютистское государство нуждалось в относительно большом государственном аппарате и создавало его. Ощущалась также необходимость в сильной и хорошо вооруВнженной армии, которая давала бы государству возможность не только планировать, но и осуществлять захватническую политику. Для всего этого требовались деньги. Но деньги не падали с неба, и их нельзя было выпускать без конца. (Австрийское государВнство, впрочем, неоднократно пыталось выйти из затруднительного положения при помощи дополнительного выпуска денег, но в реВнзультате этого валюта все более обесценивалась.) Для того чтобы страна процветала, надо было увеличить производство товаров, создавать больше материальных ценностей. Но существовавший в Австрии способ производства препятствовал этому. Только изменение способов производства, ввеВндение машин, строительство фабрик, в которых процесс производВнства был бы упрощен и рационализирован при помощи разделения на несколько производственных процессов, могло во много раз увеличить количество производимых товаров.[5]
В Австрии, как и во многих странах Европы, в это время уже начался переход от ремесленного способа производства к мануВнфактуре, этой первой ступени фабричного способа производства. В горной промышленности, в некоторых отраслях текстильной проВнмышленности, в металлообрабатывающей промышленности выраВнботка изделий велась уже мануфактурным способом. Но переход этот осуществлялся медленно, слишком медленно для абсолютиВнстского государства, возникновение которого знаменовало измеВннения в экономике, развитие раннего капитализма.
Государство должно было вмешаться. Оно должно было создать систему покровительственных пошлин, поддержать возникновение мануфактуры, строить государственные фабрики, приглашать иностранных специалистов, строить дороги, гавани, корабли, создавать кредитные учреждения и др. меры.
Огромный вклад в развитие экономики внесла Влвеликая тройкаВ» австрийского меркантилизма тАУ Хернигк, Бехер и Шредер. Предложенные Хернигком реформы тАУ классические Влдевять правил меркантилизмаВ» - состояли в следующем:
1.Необходимо тщательно исследовать и познать страну, Влне оставить невозделанным ни одного клочка землиВ», и сделать все, Влчтобы можно было использовать ее ресурсыВ».
2. Имеющееся сырье должно перерабатываться в самой стране.
3. Необходимо Влзнакомить население со всякими изобретеВнниями, обучать искусствам и ремеслам, поощрять их в этом, а если потребуется тАФ приглашать учителей из-за границыВ».
4. Золото и серебро не должны быть предметом экспорта, они не должны Влхраниться в ящиках и сундуках, но всегда должны находиться в обращенииВ».
5. Необходимо приучать жителей довольствоваться по возВнможности местными товарами.
6. Весь импорт, который будет признан необходимым, должен оплачиваться не золотом, а товарами.
7. Если ввоз будет все же иметь место, то ввозить надо только сырье, с тем чтобы перерабатывать его в стране.
8. ВлДнем и ночьюВ» нужно заниматься поисками новых рынков сбыта во всем мире.
9. Товары, которые могут быть произведены в стране, ни в коем случае не должны импортироваться.[5]
Хоть и медленно, постепенно, но все же значительная часть программы Хернигка была выполнена. Этому способствовал приход к власти Иосифа I.
Кроме того, меркантилисты, не дожидаясь активной поддержки короны, сами проявляли инициативу. Особенно значительной была деятельность Шредера и Бехера. Так, Бехер основал ВлИмператорскую шелковую компаниюВ», принадлежавшую государству и открывшую в Австрии первые текстильные предприятия, она явилась предшественницей современных акционерных обществ. Бехер был также основателем ВлКоммерческой коллегииВ» - центрального государственного учреждения, которое ставило своей целью установление цен и контроль над ними.
Шредером и Бехером был основан ВлДом мастерства и учебыВ», который занимался подготовкой квалифицированных рабочих. В 1702-1703 гг. возник Государственный банк.
Австрия пошла по тому пути развития, который превращал страну в одно экономическое целое. Результатом такого развития явилось планомерное улучшение связей между отдельными чаВнстями страны. Одновременно государство начало создавать техВннические предпосылки для экспорта новых товаров и импорта сырья для развивающейся промышленности.
Началось строительство дорог, гаваней и, несколько позже, - при Карле VI и Марии-Терезии тАУ внутренней системы каналов.
Быстрое экономическое развитие в первой трети XVIII века вызвало в Австрии спекулятивную горячку. Именно в это время многие стали наживать крупные финансовые состояния.
Воцарение Марии-Терезии ознаменовало новый этап в экономике. Одной из ее важнейших финансовых реформ было введение единой системы пограничных и внутренних пошлин. В 1775 г. большинство специальных пошлин было отменено. Сборы могло осуществлять только государство или, в крайнем случае, земли, но не частные лица.
Финансовые реформы Марии-Терезии были исключительно непопулярны, однако в 1755 г. государственная казна не только не была пустой, но еще имела запас в 2 млн. гульденов. В короткий срок доходы государства возросли с 36 до 56 млн. гульденов.[5]
В экономической политике короны времен Марии-Терезии и Иосифа II можно установить две основные линии. Во-первых, прямая поддержка экономического, прежде всего промышленного развития, и не столько денежными средствами, сколько созданием предпосылок для этого развития; во-вторых, устранение препятствий, стоявших на пути экономического развития.
Государство приступило к подготовке своих кадров тАУ техников и рабочих, приглашало иностранных специалистов. Корона запретила выезд из страны квалифицированных рабочих.
Вывоз важного сырья был запрещен. Новые предприятия освобождались от налогов и некоторое время получали прямую денежную поддержку. Была введена единая валютная система. В 1786 г. в Австрии появился специальный промышленный банк, занимавшийся коммерческими, кредитными и обменными операциями. ВлГенеральным штабомВ» экономической политики был ВлНадворный коммерческий советВ», созданный в 1752 г.
К экономической политике короны относились также вопросы аграрной, переселенческой политики и колонизации земель.
Усовершенствования в сельском хозяйстве были названы Влклеверной революциейВ». Крестьян вынуждали отказаться от трехпольной системы и заставляли сеять клевер, что приводило к повышению урожайности.
Корона начала продавать принадлежавшие ей лесные участки частным лицам, что вызвало развитие деревообрабатывающей промышленности, но привело к ухудшению положения крестьян.
Освобождение крестьян Иосифом II косвенным образом способствовало превращению земли в товар и облегчило возникновение крупных сельскохозяйственных предприятий капиталистического типа.
В проведении колонизации малозаселенных земель Габсбурги преследовали две цели: во-первых, сделать новые земли экологически доходными, то есть земли, являвшиеся дефицитной статьей бюджета, превратить в источник получения доходов, и, во-вторых, облегчить оборону страны, создав поселения, жители которых сами могли бы защищать ее границы.
С середины XVIII в. проводилась особая экономическая политика по отношению к Венгрии и притом не столько короной, сколько новой австрийской буржуазией.
Австрийская буржуазия сознательно и планомерно всеми средствами задерживала индустриализацию Венгрии. Венгрия должна была остаться аграрной страной, чтобы производить сырье для австрийской промышленности. Это привело к противостоянию австрийской и венгерской буржуазии.
Но конфликты, предпосылки для которых создала экономическая политика короны, начались позже. Вначале эта политика привела к быстрому и значительному укреплению Австрии, к новому подъему благосостояния страны и к пополнению государственной казны. Монархия, наконец, получила возможность вести активную внешнюю политику и начать борьбу за свои потерянные селезские владения.[5]
2. Социальная политика.
В Австрии господствовали феодальные отношения: крепостное право в деревне, цехи в городах. Население Австрии состояло из следующих слоев: крестьян и сельскохозяйственных рабочих (сельскохозяйственные рабочие работали иногда в крупных поместьях, но в большинстве слуВнчаев тАФ на землях городской буржуазии, например на виноградВнниках, принадлежавших венским бюргерам. Кроме того, имелось уже небольшое количество рабочих, занятых в рудниках и солеварнях; впрочем, это были не рабочие в современном значении слова, а скорее ремесленники), городской буржуазии (ремесленники и торговцы), дворянства (бароны, графы, князья и рыцари), церковВнной знати (прелаты, епископы, настоятели соборов и т. д.) и духоВнвенства в целом.[5]
Социальная политика короны была довольно активной. При Марии-Терезии основные направления в этой области можно свести к следующему:
- Новый порядок вербовки солдат требовал точных сведений о количестве жителей, введение новых государственных налогов потребовало составления сведений о состояниях, землепользоваВннии, наличии скота и т. п. При Марии-Терезии была проведена первая перепись населения и положено начало статистическому учету.[4] Перепись населения показала, что в Австрии и Чехии было 13 млн. жителей, а во всей монархии население составляло 25 млн. человек.
- Значительно были урезаны привилегии дворян в налоговой, судебной и управленческой сферах.
До Марии-Терезии центральные налоги были невысоки; большая часть государственных доходов состояла из взносов земель. Дворянство и духовенство были полностью освобождены от налогов.
Освобождение дворянства от налогов было результатом его привилегированного положения в монархии. Уже Максимилиан I и Фердинанд II сломили политическую самостоятельность дворянВнства, а также политическую самостоятельность сословных собраВнний, в которых дворянство играло ведущую роль. Они создали государственный аппарат, подчиненный короне, который состоял главным образом из нового, зависевшего от короны придворного дворянства. Это дворянство не получило от короны политических уступок, зато оно получило экономические привилегии. Помещик, являвшийся господином крестьян, обладал неограниченным праВнвом на значительную часть крестьянского урожая и имел право на присвоение части крестьянского труда; кроме того, он был освобожден от налогов. За эти привилегии дворянство и служило короне. Сохранению дворянских привилегий способствовало и то обстоятельство, что сословные собрания, давно потерявшие полиВнтическое значение, все еще использовались короной для решения экономических вопросов, например для выколачивания налогов и податей; протесты сословных собраний корона обычно оставляла без последствий. [5]
Во времена Марии-Терезии не было надобности сохранять эти дорого обходившиеся особые привилегии.
Для переходного времени, совпавшего с правлением Марии-Терезии, характерно, что при разработке законов о реформах в правительстве вспыхнула острая борьба вокруг вопроса о том, оставить ли дворянству и церкви их привилегии или, полностью ориентируясь на Влновых людей, уничтожить их одним росчерком пераВ». Часть советников Марии-Терезии тАФ министр иностранных дел Кауниц, нидерландский врач Ван-Свитен, Зонненфельс тАФ и, прежде всего Иосиф II были за то, чтобы довести дело до конца, уничтожить все прежние привилегии и перестроить полностью гоВнсударственный аппарат.
Мария-Терезия избрала средний путь. Она уничтожила только те привилегии, которые обременяли государственный бюджет. Был издан новый закон о всеобщем подоходном налоге. Дворянство перестало быть привилегированным классом, тогда как владельцы новых фабрик были освобождены от налогов большей частью на десять лет, а иногда и на больший срок.
При Марии-Терезии были изданы также законы и постановлеВнния, сильно ограничившие права дворян-землевладельцев и ослаВнбившие до некоторой степени зависимость крестьян от своих помещиков. Иногда эти законы рассматриваются как первый шаг к освобождению крестьян, которое последовало при Иосифе, однако это неверно. Но дворянВнские имущественные отношения были сохранены, и крестьяне по-прежнему содержали своим трудом помещиков.[5]
3. Рядом указов было несколько облегчено положение зависимого крестьянства, уменьшение барщины до трех дней в неделю вместо пяти-шести, а также в отношении судебных полномочий помещиков над крестьянами.
В 1774 г. в целях урегулирования правовых отношений между крестьянами и помещиками, были созданы так называемые Влурбариальные комиссииВ» (Влуставные комиссииВ»). В большей части страны, прежде всего в Чехии и Моравии, а также в некоторых районах Австрии, помещики все еще имели право судить креВнстьян. Теперь это право частично перешло к районным управлеВнниям, которые в свою очередь были подчинены органам власти земель. Целый ряд положений, например положение, по котоВнрому крестьяне перед бракосочетанием должны были испрашивать разрешения помещика или могли брать работу на дом только с его разрешения и затем отдавать ему часть заработанных деВннег, тАФ был полностью отменен. В австрийских землях, за исключением Каринтии и Штирии, повинность крестьян, обязывающая их бесплатно работать на своего помещика, тАФ барщина тАФ не была особенно обременительной и в большинстве случаев составВнляла один рабочий день в месяц, зато в Чехии, Моравии, Силезии и во вновь присоединенных к монархии землях размеры барщины почти не были ограничены. Нередко бывало, что крестьяне в этих землях работали на помещика пять или шесть дней в неделю. СоВнгласно так называемым барщинным патентам 1771тАФ1778 гг. барВнщина была ограничена тремя днями в неделю. Три дня в неделю тАФ это было еще очень много, но все-таки это было некоВнторым улучшением положения крестьян.[5]
При Иосифе II реформы были углублены и велись еще более активно. Одним из важных дел Иосифа было освобождение крестьян, точнее говоря, освобождение крестьян от повинностей по отношению к дворянам, а также освобождение их от других ограничений.[4]
Положение крестьян во внутренних австрийских землях, в ТиВнроле и Зальцбурге, было относительно хорошее. Попытка дворянВнства в XVI в. подчинить их и возложить на них более тяжелые крепостные повинности разбилась о сопротивление крестьянства. Большинство крестьян платило помещикам установленный неВнсколько веков назад оброк, несло установленную в докапиталистиВнческие времена барщину. Ни оброк, ни барщина не были слишком обременительными. Наибольшую опасность представляло экономическое ограбление крестьян дворянами и спекулянтами, а также попытки дворянства согнать крестьян с земли или лишить их права пользования лесами и лугами.
Иным было положение крестьян в Чехии и Моравии, и еще худшим тАФ в недавно присоединенных провинциях: здесь оно было значительно хуже, чем во Внутренней Австрии тАФ в Каринтии и в Штирии. В неавстрийских землях, за исключением, быть может, итальянских провинций, крестьяне не были даже крепостными тАФ они были настоящими рабами. В восточных землях, включая ВенВнгрию и Словакию, помещики и спекулянты немилосердно грабили крестьян. О тяжелом положении крестьян лучше всего свидетельВнствует тот факт, что Марии-Терезии пришлось ограничить работу крестьян на помещиков (или на спекулянтов, которым помещики отдавали крестьян в наем) тремя или четырьмя днями в неделю; даже это постановление Марии-Терезии явилось для крестьян большим облегчением. В правовом отношении крестьяне полноВнстью зависели от помещика, который произвольно накладывал на них штрафы и требовал большую плату за разрешение отремонтиВнровать дом, заниматься ремеслом или жениться. В Чехии и Моравии особенно тяжелым для крестьян было существовавшее там запрещение свободного передвижения. [5]
В 1781 г., через год после своего вступления на престол, Иосиф издал свой первый крестьянский закон тАФ так называемый патент о подданных (Utertanenpatent). По этому патенту в Чехии, Моравии, Силезии, Галиции, а несколько позднее и в Венгрии, Каринтии, Крайне и Штирии крепостное право было отменено и замеВннено так называемым ВлподданствомВ». Это означало, что земля продолжала оставаться во владении помещика, и крестьянин за пользование ею должен был по-прежнему уплачивать оброк. ЛичВнная же крепостная зависимость крестьянина была отменена. Он мог идти, куда хотел, выполнять работу, какую хотел, мог жеВнниться, заниматься ремеслом, покупать и продавать имущество. Этот закон, естественно, имел и свою оборотную сторону: креВнстьянин стал лично свободным, но его освободили также и от земли, он был лишен своей земли. Отмена крепостничества в такой форме привела, прежде всего, к увеличению тяги крестьян из деВнревни в город, что дало новой промышленности рабочую силу, в которой она нуждалась. Этот первый крестьянский патент не встретил слишком большой оппозиции. Исключение составляло чешское дворянство, но и оно не имело достаточных оснований, чтобы выражать серьезный протест, так как, даже потеряв басноВнсловно дешевую рабочую силу, оно все же получало большие доходы.
Значительно больше ограничивали права дворянства патент о наказаниях подданных, отменявший право дворян творить суд и расправу, затем постановление, запрещавшее сгонять крестьян с земли, а также распоряжение, по которому крестьянам разрешаВнлось наследовать владения, и, наконец, урбариальный патент (паВнтент о повинностях) 1789 г. Этот патент установил размеры поВндати, которую крестьянин обязан был выплачивать помещикам; она должна была уплачиваться деньгами и составляла 17% креВнстьянского дохода. Барщина была отменена. ВлИмущественное правоВ» помещика на землю, с которой крестьянин не мог быть согнан и которую он мог наследовать, ограничивалось теперь праВнвом взимать подоходный налог в размере 17%; это составляло ниВнчтожную долю того, что помещик получал прежде. Дворянство резко выступило против патента. Консервативные историки приВнводят этот патент в качестве доказательства Влбесчеловечности и беспощадности ИосифаВ». По их мнению, ВлбесчеловечностьВ» состояла в том, что крестьяне не были обязаны платить помещику выкуп за ВлпотерюВ» им рабочей силы.
4. Что касается религиозной политики Габсбургов, то здесь основную роль сыграл Иосиф II.
Он был ВлсвободомыслящимВ» постольку, поскольку считал, что религия тАФ частное дело каждого гражданина и что нет никаВнких оснований сохранять старое монопольное положение католиВнческой церкви в Австрии. Эта его позиция нашла свое отражение в ВлПатенте о толерантностиВ» (веротерпимости), по которому всем принадлежавшим к признанным религиям в монархии, прежде всего к протестантВнской и к греческо-православной церкви, было гарантировано право свободно отправлять религиозные обряды и иметь свои церкви, а все ограничения и дискриминационные мероприятия были запрещены. Она выразилась также в законе, по которому все направленные против евреев постановления тАФ принудительные гетто, обязательное ношение особой одежды, запрещение заниВнматься целым рядом профессий тАФ были отменены и евреи были приравнены ко всем другим гражданам государства. Римско-католическая церковь же лишалась многих своих привилегий, в том числе права провозглашать папские буллы без санкции государя. [5]
Политика Иосифа относительно церкви воплощала лишь стаВнрый габсбургский принцип: безусловное подчинение церкви автоВнритету государства. Главой католической церкви, которая и впредь оставалась государственной церковью, по мнению Иосифа, должен был быть не папа, а государь страны или, в качестве его представителя, особый чиновник. Все распоряжения и определеВнния папы должны были утверждаться государем, а служители церкви приравнивались к государственным чиновникам. Папа протестовал против этих распоряжений, он даже прибыл в Вену для личных переговоров с Иосифом. Иосиф принял его вежливо и столь же вежливо, но твердо заявил, что, по его мнению, папа является авторитетом в моральных, но не в церковно-правовых или государственно-правовых вопросах, и тот уехал несолоно хлеВнбавши.
Радикальнее было такое мероприятие, как закрытие части моВннастырей и роспуск церковных орденов, но и его нельзя рассматривать как антицерковное или антирелигиозное мероприятие. Иосиф и его сторонники считали, что в государстве имеет право на защиту и поддержку только тот, кто работает с пользой для общества. Вследствие этого он распоВнрядился о закрытии монастырей, не выполнявших какой-нибудь полезной работы, как, например, уход за больными или обучение и воспитание детей. [1]
5. Во второй половине XVII в. принимается ряд указов, направленных на привилегизацию немецкого населения габсбургской монархии. Например, во всех провинциях было введено обязательное изучение немецкого языка как единого государственного языка. Хотя этот шаг правительства логически был вполне оправдан, однако за ним последовало еще несколько непопулярных мер, усиливавших так называемый Влнациональный протекционизмВ». При поступлении на военную и гражданскую службу предпочтение отдавалось лицам немецкого происхождения; поощрялся рост немецкого дворянского землевладения и немецкого капитала в зависимых землях. [1]
Одержимый идеей создания образцовой модели Влпросвещенного абсолютизмаВ», Иосиф II шел напролом, не считаясь с интересами не только отдельных лиц, но и сословий и даже целых народов. Он искренне считал, что действует во имя и во благо народа. Но столь же искренне он полагал, что может при этом вполне обойтись без народа тАУ по принципу ВлВсе для народа, но без его участияВ».[4]
3. Политика унификации.
Политическим идеалом государей Австрии и целью всех реформ за XVII в. было создание единого, целостного, легко управляемого государства.
После войны за Австрийское наследство Мария-Терезия положила начало образованию нового государства, создание которого было завершено только при Иосифе II.
- Мария-Терезия.
Административное устройство.
При Марии-Терезии был учрежден Государственный Совет. Компетенция различных министров была четко разграничена. Провинциальные присутственные места были подчинены центральным и лишены всякой самостоятельности, а в делопроизводстве, ставшее чрезвычайно обширным, была введена точность и аккуратность. На документах стали проставлять срок их подачи и отпуска за ответственной подписью докладчика. Стали вестись журналы. Составлялись годовые отчеты. [3]
Т.о. централизация стала административным принципом абсолютной монархии и бумажное делопроизводство тАУ главным ее орудием.
Военный реформыПервые реформы были проведены в военной сфере. Хотя с 1649 г. существовало постоянное войско из навербованных солдат, оно составляло лишь основное ядро армии, и на случай войны этого не было достаточно. Все остальные воинские контингенты поставляли земли, большей частью после длительных переговоров с короной. Численность мобилизованных солдат зависела от исходов этих переговоров. Т.о. правительство никогда не могло знать, сколько оно получит солдат. Безусловно, это влияло на боеспособность армии, т.к. наскоро набранные солдаты не могли быстро научиться хорошо стрелять из пушек и пр. В 1748 г. вместо прежней системы была введена так называемая система тАЭконтрибуциятАЭ: каждая земля (за исключением Венгрии и частично Тироля) выплачивала ежегодно определенную сумму австрийского государству, которое на полученные таким образом средства вооружало, обучало и снаряжало армию. При этом земли не могли вмешиваться в военные вопросы. Так разрешалась финансовая сторона вопроса.
Вопрос о наборе солдат также был разрешен по-новому. Земли получали разверстку на определенное число рекрутов, которых они должны были выставить. Рекрут, большей частью назначавшийся по жребию из числа военнообязанных, должен был служить в армии пожизненно. Военнообязанными были все мужчины, за исключением дворян, помещиков, священников, чиновников, врачей и людей других интеллигентных профессий; от военной службы можно было откупиться и выставить замену, что делалось весьма часто. Поэтому армия состояла из поженьщиков, мелких ремесленников и бедных крестьян или из бродяг. [5]
К числу военных реформ Марии-Терезии относится также основание академии тАУ так называемого тАЭТерезиануматАЭ. Должность офицера становилась настоящей профессией, к которой нужно было готовиться.
Налоговые реформы.До Марии-Терезии центральные налоги были невысоки; большая часть государственных доходов состояли из взносов земель. Дворянство и духовенство были полностью освобождены от налогов на основе того, что они создали государственный аппарат. Они не получили политических привилегий, зато получили экономические привилегии. Во времена Марии-Терезии не было надобности сохранять эти дорого обходившиеся особые привилегии. Была возможность создать бюрократическое государство почти без помощи дворян. Сыновья новой буржуазии были готовы, если только сами не становились фабрикантами, служить верой и правдой короне в качестве чиновников, к тому же они большей частью оказывались более способными, чем их дворянские предшественники. Такой чиновник не только обходился государству дешевле, но и был более дельным. Но Мария-Терезия не пошла по пути полной отмены привилегий дворянства и духовенства, были уничтожены только те привилегии, которые обременяли государственный бюджет. Был издан закон о всеобщем подоходном налоге. Введенный через несколько лет подушный налог был еще более дифференцирован и взимался в зависимости от состояния и сословия налогоплательщиков: архиепископы тАУ 600 гульденов в год, дворяне тАУ от 200 до 400, крестьяне тАУ 48 крейцеров, батраки тАУ 4 крейцеров в год. Владельцы новых фабрик были освобождены от налогов большей частью на 10 лет. Прямые налоги при Марии-Терезии составляли 1/3 всех доходов. [5]
Был введен косвенный налог для всех, главным образом на предметы потребления. Был также установлен налог на наследство. Последний затронул дворянство сильнее, чем другие слои населения.
Реформы в области юстиции.
К наиболее значительным реформам Марии-Терезии принадлежат реформы в области юстиции. Перед ней стояла сложная задача: нужно было приступить к созданию нового, ясного свода законов. Общего для всех частей монархии, к отделению суда от администрации, к установлению упрощенного, дешевого судопроизводства.
Одной из первых и самых важных мер было учреждение Влверховного судебного присутствияВ» в Вене, которое было совершенно независимо от административных органов. Это учреждение служило апелляционной инстанцией для всех провинций и сословий, и вместе с тем, заведовало всем судебным персоналом на правах министерства юстиции. Были выделены Влземские судыВ», которые объединяли в себе почти все низшие коронные суды. Были разработаны новый уголовный и гражданский кодексы. [3]
Новый уголовный кодекс вступил в силу в 1768 г. Однако он по-прежнему содержал параграфы о колдовстве, чародействе и т.п. Однако уже различались два вида наказаний:
- применявшиеся в целях Влвозмездия и устрашенияВ»;
- с целью Влисправлять и воспитыватьВ» преступников.
Главным воспитательным средством была работа, мануфактура, кстати, т.о. получала обученную рабочую силу. Мария-Терезия ценила голубую кровь, поэтому судебное разбирательство могло закончиться условным осуждением за недостатком улик.
В 1776 г., по предложению Зонненфельса и Иосифа II были отменены пытки. Смертная казнь могла применяться только с согласия короны.
2. Иосиф II.
Административное устройство.
Иосиф II хотел Влпревратить свое государство в машину, душу которой составляет единоличная его волятАжВ».[3] Отныне чиновники, включая высших, играли роль исполнителей, даже министры не имели самостоятельности, а должный были предоставлять подробный отчет о самых незначительных делах. Канцелярия с 1882 стала ведать всеми внутренними делами, за исключением судебных и большей части военных. Во главе стоял верховный канцлер со своими помощниками тАУ канцлером и вице-канцлером. Под их началом служило 18 советников. Также имелся большой штат мелких служащих.
Центральными административными органами, как и при Марии-Терезии, оставались:
- ВлИмператорско-королевская соединенная чешско-австрийская канцелярияВ» - для немецких земель;
- венгерско-седмиградская канцелярия тАУ для соответствующих земель;
- Государственная канцелярия тАУ для Ломбардии и Бельгии.[3]
Обширные полномочия и самостоятельное положение наместников противоречили духу иозефинского бюрократизма: им пришлось ограничиться лишь одним представительством.
Иосиф II стремился к новому разделению монархии на провинции. Так в немецких наследственных землях провинций стало насчитываться 8, вместо прежних 13. Принцип централизации проводился без всякого внимания к исторически сложившимся традициями. Во главе каждой провинции стоял губернатор с подчиненным ему губернским присутствием.
Настоящими же исполнителями верховной власти на местах были знаменитые начальники с их помощниками тАУ комиссарами, секретарями и драгунами. Компетенция их была почти всеобъемлющей.
Иосиф устраивал аудиенции в Controlgang, на которые допускался всякий и каждый без различия звания и состояния.
Иосиф II принялся за искоренение взяточничества. Был установлен надзор за чиновниками, включая их частную жизнь. Никакая рекомендация не имела цены в его глазах. Также была установлена строгая служебная лестница. Все кандидаты на высокие посты, вне зависимости от сословия, начинали с низшей должности.
Военные реформы.Практика иозифинского режима пошла несколько дальше терезианской реформы. Но сущность осталась та же. Разница была лишь количественная, а не качественная, если при нем вербовка почти совсем прекратилась, конскрипция была распространена на Венгрию и Тироль.
Судебные реформы.В области судебной Иосиф II придерживался принципа централизации и огосударствления суда. Новые 13 губерний были разделены на 6 судебных округов, и в каждом из них судебная палата с коллегиальным составом коронных судей служила второй апелляционной инстанцией. В первой инстанции коронным судом был Земский суд для процессов лиц привилегированных сословий, городской магистрат для бюргеров и сельская расправа для крестьян, где сидел судья, назначенный от помещика и выборные от общины.
Пожалуй, в большей степени принцип огосударствления проявился в уголовной сфере: здесь, как единственный тип, был установлен тАЬCriminalgerichteтАЭ, округ который, по возможности, совпадал с административным, и суду которого подлежали лица без исключения сословий. Суд вершился сообразно новым нормам уголовного права, изложенного в ВлОбщем СудебникеВ».[3]
Характерно для Иосифа, что он, в противоположность Марии-Терезии, знатность происхождения считал отягощающим обстоятельством. Наказанию подвергался сам виновный. Смертная казнь, в принципе, отменялась, но продолжала применяться в особо важных случаях. Каторжная работа была равносильна медленной, но неминуемой смерти. Обычной карой было заключение в тюрьму при достаточно жестких условиях. В следственной части царил инквизиционный процесс: доносы не только допускались, но и поощрялись.
Налоговая политика.
Бюджет пополнялся прямыми и косвенными налогами. Была произведена попытка замены их единым налогом тАУ поземельным. Между господскими и крестьянскими, государственными и церковными землями нет никакой разницы. Классификация производилась сообразно величины, плодородию и местоположению участка. 40 % с валового дохода казались Иосифу подходящим размером обложения.
- Культурная политика.
Культура и наука являются важными показателями жизни общества в целом, его прогресса, направлений и перспектив развития. Говоря о государственной политике, нельзя не рассматривать позицию монарха по вопросу осуществления государственного вмешательства, поддержки и регулирования в этой области.
XVII тАУ XVIII вв. не отмечены какими-либо активными действиями государства в сфере культуры и науки. Как и во многих странах Европы, это область общественной жизни в Австрии была практически монополизирована церковью тАУ как известно свои сюжеты и литература и живопись черпали из библейских легенд. Книги в большинстве издавались на латыни, театр и драматическая литература находились под влиянием иезуитов. Преподавание в университетах и школах являлось привилегией церковных служителей. Однако этот период можно назвать и периодом роста национального единства, появлением национального самосознания - слово ВлАвстрияВ» сделалось для людей того времени определенным, полным значения понятием. С этим фактом, вероятно, надо связывать появление литературы на национальном языке, многочисленных географических и исторических описаний австрийских земель тАУ часть таких работ субсидировалась короной. Известно, что на культуру этого времени также большое влияние оказывал королевский двор: например, увлечение итальянской оперой очень быстро вошло в повседневную жизнь столицы, а при Карле VI в Вене основан первый оперный театр. Заслуживает внимания также открытие в 1677 году нового университета в Инсбруке.
Тем не менее, о масштабных и последовательных преобразованиях в области науки можно говорить лишь с середины XVIII века, и связывать их следует с именами Марии-Терезии, Иосифа II, Ван-Свитена, Зонненфельса.
Так коренное реформирование проведено в сфере образования. Известно, что реформы в области школьного дела принадлежат к лучшим реформам Марии-Терезии: была создана широкая сеть народных школ, бесплатных и общедоступных, наряду с которыми стали функционировать профессиональные школы для подготовки рабочих различных специальностей. В период между 1750 и 1770 гг. открылся целый ряд специальВнных учебных заведений, в том числе горная академия, техничеВнские училища, сельскохозяйственные школы, торговая академия и несколько педагогических училищ, среди которых женское педаВнгогическое училище было тогда единственным в Европе.[5]
Говоря о системе высшего образования в Австрии, в первую очередь стоит обратить внимание на реформу Венского Университета, душой которой стал Ван-Свитен, человек, безусловно, прогрессивных взглядов, впитавший в себя дух эпохи Просвещения. Он сделал все от него зависящее, чтобы создать тип учебного заведения, наиболее отвечающего требованиям своего времени. После того, как в 1773 г. орден иезуитов был упразднен папой (а именно иезуиты руководили Университетом), Венский Университет перешел в ведение государства. В первую очередь Ван-Свиттен изменил учебную программу и курс университета, ориентировав его на изучение естественно-исторических наук, тогда как в учебных заведеВнниях, находившихся в ведении церкви, главными предметами были теология, философия, право, латинский и греческий языки; даже изучение такой науки, как медицина, строилось главным обВнразом на абстрактно-философских заключениях, а не на экспериВнменте и анализе. [5] В программу медицинского образования были включены химия, ботаника и хирурВнгия. Анатомии было уделено значительно больше места, чем раньше, и студентам вменялось в обязанность вскрытие трупов и прохождение практических занятий в госпиталях. В 1752 г. были реорганизованы философский и теологический факультеты. На философском факультете стали изучать физику, философию, естеВнственную историю и этику; теологический факультет также долВнжен был обучать Влнаучному мышлениюВ». В курс юридических наук с 1753 г. было включено естественное правотАФтеория права реформаторов, в которой впервые говорилось о правах человека вообще и обязанностях суверена по отношению к народу.
Одновременно с университетом от церкви отошли и многие гимназии. Тем же учебным заведениям, которые оставались в веВндении церкви, пришлось принять учебный план, установленный государством. Этот план был построен в соответствии с теми же принципами, что и университетский. Целью обучения, по мнению Ван-Свитена и других приверженцев школьной реформы, было не просто передавать ВлчистоеВ» знание, не связанное с потребноВнстями современного общества, а подготовка практиков, людей, которые смогут активно включаться во все сферы общественной жизни, а главное, явить государству способных экономистов и даже промышленников.
Перед гимназиями и универВнситетами ставилась задача подготовить хороших инициативных чиновников, учителей и врачей, которые могли бы своей работой способствовать Влблагополучию населенияВ» и превратить государВнство в ВлидеальныйВ» орган, обеспечивающий это благополучие.[5]
Следует отметить, что эти цели и устремления явно свидетельствуют о включении идеи общественного блага, как мировосприятия самих реформаторов, так и всего общества в целом. Действительно, если еще для Марии-Терезии, прежде всего, существовали интересы Габсбургского дома и династии, то Ван-Свитен, Зонненфельс и даже Иосиф II, действуя под влиянием гуманистов, исходили из интересов Австрии и австрийского народа. Реформаторов, однако, упрекали в том, что они принижают своей политикой ВлутилитаризмаВ» чистую науку, превращают ее в Влслужанку государстваВ», и тем самым ограничивают мышление. Эта критика представляется нецелесообразной, поскольку, во-первых, теология как альтернатива не давала свободы мышления ни в коей мере; а во-вторых, предпринятые реформы позволили создать целое поколение образованных людей нового типа для Австрии и ученых с мировым именем всему человечеству. (Ауэнбруггер, Земмельвейс, Рокитанский и др.)
Австрия, считавшаяся в области науки и искусства в Европе второразрядной державой, быстро выдвинулась по уровню науки в первый ряд.
Так, в эпоху Марии-Терезии и Иосифа II начался расцвет музыки тАУ появились и покорились мир Гайдн, Моцарт, Глюк (учитель музыки королевских детей).
В 1764 г. была частично отменена театральная цензура. У национальной драмы появилась возможность беспрепятственно развиваться: в 1778 г. был учрежден ВлНациональный ЗингшпильВ», где исполнялись пьесы типа комической оперы; государство также поддерживало Бургтеатр, театр Укертнертор.[1] В царствование Иосифа II в 1781 почти полностью была отменена цензура на книги и журналы. Наряду с ВлЧеловеком без предрассудковВ» Зонненфельса (появились журналы ВлМирВ» и ВлАвстрийский патриотВ», издававВншиеся Клеммом и Хойфельдом.) К концу XVIII в. в Австрии уже имелись видные писатели: Алоис Блюмауэр, Иосиф Ратшкий, Иоганнес Алксингер, драматурги Геблер, Айренгоф и Хойфельд. В них поднимались политические, филоВнсофские и культурно-политические вопросы. Писатели стремились сознательно развивать новую национальную литературу; они чувствовали себя носителями прогресса, сторонниками просвещения.
Все указанные выше мероприятия стимулировали развитие различных сторон культурной жизни Австрии. Нельзя сказать, что все это способствовало ВлсозданиюВ» культуры, но можно утверждать, что австрийская культура существовала бы в принципиально ином виде без этих, безусловно, прогрессивных, соответствующих духу истинного Просвещения начинаний. Государство способствовало распространению и разработке идей просветительства, устраняя препятствия, задерживавшие рост новой культуры.
5. Яркие деятели-реформаторы.
В конце XVII в. в Австрии началось движение за реформы, вначале более сильное ВлнаверхуВ», при дворе, чем среди буржуазии. При дворе образовалась партия реформ, к которой принадлежали высокопоставленные чиновники, высокое военное командование, иногда наиболее выдающиеся представители новой интеллигенции, близкие к правительственным кругам, а также сами представители династии Габсбургов. [5]
Первыми ВлпророкамиВ» и теоретиками, установившими основные линии развития новой Австрии и принявшими непосредственное участие в установлении новых порядков, были австрийские меркантилисты, ВлВеликая тройкаВ» австрийского меркантилизма тАУ Филипп Вильгельм фон Хернигк, И.И. Бехер и Шредер.
Небезынтересно, что значительная часть деятелей XVII и XVIII вв., принявших участие в формировании и развитии австрийской нации и ставших известными как австрийские патриоты, не были австрийцами по происхождению. Принц Евгений, способВнствовавший своими победами укреплению положения Австрии как великой державы, родился в Париже. Абрагам а Санкта Клара тАФ известный католический оратор, писатель и поэт, челоВнвек, который в своих проповедях к народу так остро, как никто другой, клеймил спекулянтов и монополистов своего времени, подчеркивавший, что считает Австрию своим отечеством. тАФ приВншел с Рейна, Ван-Свитен, основатель венской медицинской школы и первый крупный государственный деятель, настойчиво проводивВнший либеральные идеи в области культуры, был голландец. ВлВеликая тройкаВ» австрийского меркантилизма тАФ Филипп ВильВнгельм фон Хернигк, И. И. Бехер и Шредер тАФ были ВлнатурализоВнванными австрийцамиВ». Бехер родился в Шпейере, Шредер тАФ в Хемнице, Хернигк тАФ в Майнце. Нет, впрочем, ничего удивительВнного, что именно эти люди не могли мириться с плачевным состояВннием немецких княжеств, размеры которых, по образному выраВнжению, не превышали одной двенадцатой доли листа. Германия не могла быть ни отечеством, ни благоприятным полем деятельВнности для людей, которые во времена пробуждавшегося нациоВннального самосознания хотели создать отечество для молодой инВнтеллигенции, которая желала энергично взяться за дело, чтобы придать миру желаемый облик. Для них отечеством становилась прогрессировавшая, несмотря на все трудности, Австрия, обеВнщавшая стать великой державой, Австрия, в которой началось становление нации. Австрия вскоре сделалась для них всех тем же, чем она стала для Хернигка, который свое отношение к ней выразил следующими словами: ВлЭтой стране, чей хлеб я ем, я отВндаю всего себя!В»[5]
Наиболее известным из трех упомянутых лиц является Хернигк, хотя Бехер и Шредер провели больше реформ и оказали более серьезное влияние на развитие Австрии. Но книга Хернигка ВлАвстрия тАФ превыше всего, если только она пожелает этогоВ», вышедшая через два года после турецкой войны 1683 г., сделаВнлась программой новой Австрии, библией молодой интеллигенВнции, новой буржуазии. Иосифа I, принца Евгения и придворной партии реформ. Иосиф, который во многих вопросах пошел знаВнчительно дальше требований Хернигка, называл его своим учиВнтелем. Школа австрийских реформаторов назвала себя позднее ВлфизиократамиВ», но в основе ее программы продолжали остаВнваться идеи, выдвинутые Хернигком.
Однако заслуга меркантилистов состоит главным образом не в создании ими промышленных и торговых учреждений и учебных заведений, а в том, что они выступили в качестве учителей и вдохновителей идей создания Новой Австрии. Идеи австрийских меркантилистов сыграли значительную роль в развитии экономики Австрии.[5]
ВлВеликая тройкаВ» наметила ряд государственных задач и старалась побудить корону приступить к их осуществлению. В конце концов, значение этих задач стало ясным и для большей части двора и государственного аппарата.
Наиболее яркими Габсбургами-реформаторами были Мария-Терезия и Иосиф II. Правление Марии-Терезии было важным этапом в развитии абсолютизма в австрийских землях. Она провела реформы, направленные на усиление государственной централизации (учреждение государственного совета, реформа провинциального управления, таможенная реформа и др.). Проводила политику протекционизма, покровительствовала развитию промышленности и торговли. Реформированию подверглась судебная сфера (1768 тАУ новый уголовный кодекс; 1776 тАУ отменены пытки), была проведена военная реформа.
Соправителем Марии-Терезии между 1765 и 1780 гг. был ее сын Иосиф. Иосиф искренне желал добра своей стране и благоденствия своему народу, твердо верил в то, что призван совершить великие дела. Иосиф имел ясные представления о предстоящих преобразованиях тАУ необходимо преодолеть разобщенность областей, создать условия для подъема всех сторон жизни, создать класс производителей и работников, улучшить образование, разорвать путы сословных ограничений, преобразовать фискальную систему, ликвидировать крепостную зависимость и повсеместное присутствие церкви.
Соправительство не удовлетворяло Иосифа тАУ он жаждал все и сразу, но Мария-Терезия не желала ни с кем ссориться и хотела, чтобы ее все любили.
Огромное влияние на личность Иосифа II оказала смерть любимой жены тАУ Марии Пармской. Он стал нелюдим, избегал общества, заглушал тоску бесконечной работой. Он никогда так больше и не женился. В конце концов, ИосифII решил, что может полагаться только на себя, что только вся полнота власти даст ему возможность реализовать задуманное, сбросить гнетущую неудовлетворенность. Так оформилась концепция абсолютной власти, повелительного императива. [2]
Сделавшись самовластным правителем, он придает реформам стремительный и всеобъемлющий характер.
Прежде всего, Иосиф подвергает коренному пересмотру все государственное устройство, совершенно изменив принципы формирования администрации. Чиновничество попадает под жесточайший контроль; иерархическая лестница теперь преодолевалась ступень за ступенью, оклад устанавливался в соответствии с должностью и т.д.
Следующий аспект тАФ социальные реформы. Они коснулись всех сословий. Положение крестьянства было одной из главных забот правительства еще при Марии-Терезии. Верная своему принципу постепенности. Мария-Терезия начала с ограничения барщины и оброков, своевоВнлия помещиков. Став единовластным правителем, Иосиф смело пошел дальше. Знаменитым ВлПатентом о подданныхВ», изданным в начале 1781 года, он объявил крестьян такими же своими подданными, какими были и прочие сословия. Это означало изъятие крепостных из юрисдикции помещиков, признание их крепости земле, а не владельцу, запрет на продажу земли без крестьян и крестьян без земли.
Окрыленный успехом, спустя полгода, Иосиф отменяет крепостное право на всей территории империи. Несмотря на формальную отмену сословных привилегий, аристократы сохраВннили значительные преимущества и составляли высшие и первые ряды власти. Это устраивало Иосифа; повязать дворянство службой как главным источником существования, оторвать их, по возможности, от земельных гнезд, лишить их экономической, а, следовательно, и политической независимости, с его точки зрения, было весьма полезно.
Церковная, административная и крестьянская реформы Иосифа отличались большим размахом и отвагой. Поразительно, что все это было задумано и организовано, по существу, одним человеком.
Глубокая перестройка государства невозможна без кардинального преобразоВнвания судопроизводства и судебных установлений. Речь, разумеется, не шла о придании независимости судебной власти, это в намерения Иосифа не входило, для этого он был слишком монарх. Но вырвать суд из тесных сословных объятий подчинить его общегосударственным правилам тАФ по тем временам и означало независимость.[2]
Восемнадцатое столетие недаром называлось Влвеком ПросвещенияВ». НаименоВнвание это носило и прямой, утилитарный смысл. Иосиф проявил себя тут в полной мере. Повсюду открылось множество государственных начальных школ. В Богемии, например, за 10 лет число учеников только в сельских школах выросло с 14 до 117 тысяч. В городах учреждались гимназии. Учителя окружались почетом, им предоставляли квартиры, им хорошо платили. Единообразные для всех шкал и гимнаВнзий инструкции требовали от учителей ласкового обращения, уважения к детскоВнму достоинству.
Фискальную и экономическую часть следует признать существенной составляВнющей реформ Иосифа, ибо, как мы отлично знаем по собственному опыту, без правильно собираемых налогов казна не может обеспечить содержание непроизводительного класса людей, а без хорошо продуманной и умело организованной экономической деятельности останутся бедными и производительные слой общеВнства. В обосноваВнние своей реформы Иосиф писал: ВлНе обращая внимания на обычаи и предрассудВнки, надо взглянуть в сущность вещей. Почва и земля, которые природа дала людям для их пропитания, представляют собой единственный источник, из которого все происходит, к которому все возвращается и который пребывает во веки веков. Из этого положения вытекает несомненная истина, что с земли, главным образом, удовлетворяются государственные потребности и что нельзя делать никакого разВнличия между владениями людей любого сословия. Из этого следует само собою, что между дворянскими и крестьянскими, государственными и церковными земляВнми не может быть никакой разницы, и что каждый должен быть плательщиком сообразно величине, плодородию и местоположению своего участкаВ». [2]
Всячески поощрялось открытие фабрик и заводов, вплоть до привлечения к этому евреев, чего никогда еще не было ни в одном государстве. Втуне лежащий капитал надо было вовлечь в оборот, и для этого создавались привлекательные условия. Новых предпринимателей освобождала от воВненного постоя, им выдавали ссуды под ничтожный процент, успешно работающие фабриканты получали премии и награды, их рабочих освобождали от рекрутской повинности.
Чтобы окончательно добить цеховую структуру, император стал отбирать земли, принадлежащие корпорациям. В оправдание в этой меры Иосиф привел первый пришедший ему на ум довод, не затрудняя себя подысканием особенных аргументов, - угодья-де использовались лишь для устВнройства многочисленных шумных цеховых сборищ и пирушек, нечего пьянствовать, надо работать! Деньги, вырученные от этих реквизиций, пошли на благое дело тАФ призрение бедных.[2]
Разумные меры в регулировании внутренней торговли тАФ ликвидация таможенных барьеров между провинциями, прекращение сборов за провоз сельских продуктов на городской рынок, за проезд по городам и частным владениям, запреВнщение монопольного установления цен тАФ привели к увеличению ее объема.
Таковы главные реформы Иосифа II. Но еще он занимался переустройством армии и рекрутского набора, организацией медицинских и благотворительных заведений, горными разработками, строительством дорог и многими другими делами, всюду внося присущий ему дух нетерпимости и нетерпения.
Заключение
В XVIтАФXVIII вв. после религиозных войн количество самостоятельных государственных образований в Германии очень возросло (их стало более 300), утверждается так называемый княжеский абсолютизм. Он отличался от централизованных абсолютных монархий Запада (как и сословно-представительных монархий) тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Заслугой Габсбургов как абсолютистских монархов заключается именно в том, что им удалось установить крепкую, авторитетную, прогрессивную и справедливую власть в такой разобщенной стране как Австрия. Более того, они добились относительного единства, по крайней мере, непосредственно австрийских земель. Но и интересы зависимых государств принимались в расчет. Хотя нельзя преувеличивать заслугу монархов в политике относительно провинций: в Венгрии целенаправленно сохранялись исключительно аграрные отношения, в Чехии привилегии оставались за немецкими землевладельцами. Но уже при Марии-Терезии было установлено единое таможенное пространство в стране, без внутренних границ и привилегированных регионов. Т.о. создавалось единое экономическое пространство, что, безусловно, способствовало развитию торговли и промышленности. Но в то же время, наряду с появлением мануфактур, цеха ликвидированы не были. В этом плане прогрессивность экономической политики абсолютистской монархии Габсбургов можно отрицать.
Величайшим, на наш взгляд, шагом в истинно просветительском духе было освобождение крестьян от личной зависимости. Хотя крестьяне и лишились всех прав на землю, но с экономической точки зрения промышленность получила значительное пополнение рынка рабочих рук.
В области права также было сделано немало. Новый ВлУголовный кодексВ», отмена пыток, отмена сословных привилегий в судебном процессе были, безусловно, прогрессивными мерами, хотя и сохранялись некоторые пережитки, такие как гонения на ведьм и т.п.
Безусловной заслугой Иосифа II в религиозной сфере было установление широкой веротерпимости, наряду с ограничением влияния и прав церкви. В современных условиях влияние католицизма оставалось недопустимым, т.к. во много ограничивало прогрессивные тенденции, проявлявшиеся в обществе. Но все же многие ученые утверждают, что эти реформы были не более чем Влкосметической операциейВ», игрой на публику. А широкое влияние католической церкви на массы играло якобы на руку правительству. [1] На наш взгляд, говорить таким образом не совсем правомерно, т.к. проанализировав данные реформы невозможно согласиться с их декларативность: влияние католицизма действительно было ограничено, и даже просьбы самого папы не смогли отвернуть Иосифа с выбранного пути реформ.
В подобном же тоне говориться, что все реформы Марии-Терезии были направлены лишь на устранение наиболее очевидных противоречий феодальной системы, с тем, чтобы продлить существование последней; а Влпросвещенный абсолютизмВ» в Австрии действовал большей частью в интересах господствующего класса тАУ дворян. [1] Такие высказывания противоречат реальным фактам. Как мы рассмотрели выше, реформы были направлены скорее на уменьшение привилегий дворян и возвышения класса чиновников. Просто монархам удалось установить настолько авторитетную власть, что дворяне просто не имели сил противостоять им. Даже чешское дворянство, интересы которого нарушались наибольшим образом, отказалось от противодействия.
Уменьшив привилегии дворян и церкви и улучшив положение крестьян, Габсбурги все же упустили из виду очень важный вопрос: проблему многонациональности Австрийской империи. Их политика была направлена на централизацию, в чем они достигли определенных успехов. Но все же не смогли преодолеть децентрализаторских тенденций, что впоследствии проявилось в активном движении национальностей за отделение государств.
Что касается культурной политики Габсбургов, то нельзя не заметит, какой культурный и научный расцвет начался в Австрии в то время! Абсолютистские монархи покровительствовали ученым и деятелям искусства, привлекали заграничных ученых и учителей. Именно в это время начинает зарождаться национальное самосознание австрийского народа. Многим этому посодействовал Иосиф, введя немецкий язык в школы, сделав его практически государственным.
Подводя итог, можно сказать, что на наш взгляд, политика Габсбургов практически во всем соответствовала критериям ВлПросвещенного абсолютизмаВ». Да и многие ученые говорят о том, что абсолютизм в Австрии был истинно просвещенным, единственным, пожалуй, в своем роде в Европе. Основными его особенностями были:
- Укрепление власти монарха и проведение прогрессивных реформ в довольно разрозненной и многонациональной стране;
- Забота государей не столько об исполнении гражданами из обязанностей, сколько об их благосостоянии, о соблюдении их прав [2];
- Опора не на широкие дворянские круги как господствующий класс, а на равновесие сил между дворянством, буржуазией и чиновничеством;
- Практически полностью мирное проведение реформ в жизнь, отсутствие крупных социальных и политических конфликтов.
Список литературы.
- Всемирная история в 24-х томах. тАУ т. 15. тАУ Минск, 1999
- Зельдич Ю.В. Иосиф II Габсбург тАУ реформатор.//Звезда.-1998,-№2.
- Митрофанов П. История Австрии. Ч. I (С древнейших времен до 1972 г.) тАУ С-Пб., 1910
- Новая история стран Европы и Америки. Первый период.//Под ред. Е.Е.Юровской и И.М.Кривогуза. тАУ М., 1997
- Пристер Е. Краткая история Австрии. тАУ М., 1952
Вместе с этим смотрят:
Абсолютная монархия в РоссииАбсолютная монархия во Франции
Аграрная политика Н. С. Хрущева
Аграрная реформа П. А. Столыпина