Европейская культура начала XX века

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ОДНОЙ - ТРЕТИ  XX ВЕКА

На рубеже XIX-XX веков началась целая полоса научных открытий в фундаментальных науках, названная революцией в естествознании, которая привела к пересмотру прежних представлений о строении материи и в целом о мировоззрении.

1897г тАУ открыт электрон, затем протон, позитрон, нейтронтАж

За одну тАУ треть XX века ученые проникли в тайну строения атома и к концу тридцатых годов подошли к практическому освоению атомной энергии.

Физики-теоретики: Планк, Резерфорд, Бор, Чедвик, Дирак, кюри.

Их открытия объясняли периодическую систему Менделеева, заложили фундамент НТР второй половины XX века.

Теория относительности А. Эйнштейна внесла много нового в понимание пространства, времени и движения.

Создается база для ЭВТ.

Заложены основы науки о передаче наследственных признаков (генетика).

Развиваются междисциплинарные науки (физическая химия, биохимия, биофизикатАж)

Успехи микробиологии (создание лекарств нового типа тАУ пенициллин, стрептомицин, аспирин, витамины). Предохранительные прививки от особо опасных болезней.

Перемены в интеллектуальном климате и духовной жизни: неогегельянство, неокантианство, американский прагматизм (решение практических проблем, возникающих в реальной жизни).

ВлФилософия жизниВ» Шопенгауэра и Ниция: Ниция предполагал преодолеть угнетающее воздействие путем освобождения Влжизненных силВ» человека, чтобы раскрыть путь к  Влсверх человекуВ», стоящему Влпо ту сторону добра и злаВ» (Оправдывания насилия,  подрыв традиционных моральных ценностей).

Учение Бергсона об интуиции (своего рода инстинкт, позволяющий проникнуть в суть вещей).

Учение о психоанализе З. Фрейда (открытие бессознательного; психотерапевтический метод неврозов, восстановление душевного равновесия).

Развитие социологии (наука о различных сторонах развития общества).

Социальный дарвинизм (развитие общества определяют биологические закономерности естественного отбора, выживания наиболее приспособленных).

Вебер: роль протестантской этики в становлении капиталистического общества (+ Теория ценностей)

Новые жанры, направления и школы в искусстве, литературе, музыке:

1) Декаденс (упадок) тАУ в период перед I Мировой войной тАУ поворот от традиции к новым идеям.

2) 1920-1930г - влияние I Мировой войны, революций, фашизма, тоталитаризма.

Неоромантизм (стремление к синтезу и переосмыслению прошлого европейской культуры), (композитор Вагнер).

Литературный символизм (главное средство художественного познания тАУ символ). Центральным был культ Вечной Женственности как символ и земной прообраз высшего совершенства (Врубель, Соловьев, Блок, Брюсов, Белый, Андреев, Скрябин тАУ в России). Символизм в изобразительном искусстве тАУ стиль модерн (Влновый, современныйВ»).

Кинематограф (звезды кино тАУ Андре Дид, Чарли Чаплин). Кино стало массовым искусством.

Импрессионизм (впечатление) тАУ Кризис начала века.

Постимпрессионизм (Поль Сезанн)

Авангардизм: кабизм (Пикассо, Брак) тАУ изображение мира с помощью рассудочных геометрических фигур.

Матисс (техника чистых цветов)

Неопримитивизм (Гоген тАУ создание нового художественного синтеза, возвращающего человеку гармоничное слияние с природой.

Экспрессионизм (Германия): стихийное эмоциональное начало, выражение внутренней, истинной сущности предмета. Ключевой образ поэзии экспрессионизма тАУ Апокалипсис, Страшный суд (ВлСумерки человечестваВ») Например, Ф. Кафка.

Р.Роллан создал серию биографических произведений о выдающихся художниках и музыкантах.

Обновление драматургии Б. Шоу, Т. Манн, Г. Уилсон, Д. Лондон, Т. Драйзер тАУ социальная литература критического реализма.

Экзистенциализм (философия существования): Ясперс, Хайдаггер, Сартр. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, существуя. Ситуация личностного выбора. Социально-психологические романы (Ремарк, Мориак), новеллы (Цвенг). Появляются произведения, составившие революционно-пролетарскую литературу.

После I Мировой войны появляются новые течения:

Дадаизм (от детского лепета ВлдадаВ») тАУ отрицание смысла жизни, искусства как творческой деятельности. Провозглашали творчество без всякой цели, исходя из проявления естества жизни.

Сюрреализм. Мир рассматривается как нагромождение парадоксов, кошмара, социального безумия. (С. Дали.)

В 20-30г формируется международное художественное пространство, художественные направления приобретают международный характер, возрастает взаимовлияние культур и искусств народов мира. Однако в этом процессе наблюдаются региональные, цивилизационные различия. Например:

- в странах Восточной и Южной Европы воздействие национально-государственных идей.

- в Латинской Америке тАУ Влиспанское течениеВ» и т.д.

Вместе с этим смотрят:

Екатерина II
Екатерина II Великая
Екатерина Романова-Дашкова
Жизнь и деятельность Зверева С. Е