Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Ва

ВаОднажды некий археолог Саутуола проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю в поисках заветных находок, девочка пробралась вглубь пещеры и нашла там изображенных на стенах бизонов, которые словно застыли на бегу в причудливых позах. С помощью красной, чёрной и коричневой красок неизвестный художник добился невероятных успехов: рисунки обрели удивительную живость и объемность. Учёные долгое время не могли поверить в то, что рисунки Альтамира созданы десятки тысяч лет назад. Это и неудивительно, ведь люди, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, оказывается обладали талантом художника! И все же поверить пришлось, т.к. вместе с рисунками в пещере были найдены произведения первобытного искусства.

А ведь всего 120 лет назад учёные даже не подозревали о том, что среди первобытных людей существовали талантливые художники и мастера. Этим художникам удалось передать облик и характер зверей, изобразить их в тАЬоригиналетАЭ. Оленей рисовали чуткими и настороженными, мамонтов тАУ мощными и сильными, с высоким затылком, коней - быстрыми и стремительными. Много было картин, изображающих зверей, поражённых копьями и истекающих кровью. Первобытные люди боялись природных явлений. Естественных причин таких сил природы, как гроза, наводнение люди не знали. Они верили в то, что между животными и теми изображениями, которые сами создавали, существует необъяснимая сверхъестественная связь. Люди думали, что если на стенах пещеры изобразить оленей, бизонов или горных баранов, то живые звери под воздействием сверхъестественных сил станут заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Нарисовав поражённое копьём животное, можно добиться успеха на охоте.

Наблюдения за несколькими племенами Австралии в течение длительного периода времени помогли учёным разгадать смысл и значение пещерной живописи. Главным занятием австралийских племен были охота и собирательство. Но перед тем, как начать охоту, они совершали магический обряд, вбивая в нарисованное на песке животное копье.

В это же время у людей зародилась вера в то, что люди чудесным образом могут превращаться в животных, а те в свою очередь будут превращаться в камни, растения и другие неодушевленные предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они как бы помогают или вредят людям. С помощью таких образов люди пытались объяснить явления, окружающие и происходящие вокруг них.

У людей появилась вера в то, что в теле каждого человеке обитает нечто сверхъестественное тАУ душа. Когда человек спит, он ничего не слышит и не замечает, т.е. душа покидает его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя тАУ душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' тАУ крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования тАУ в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти тАУ называются религиозными.

Люди придумали названия временным отрезкам, связанные с металлами: железный век, каменный век, бронзовый век. Каменным веком называется древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей тАУ оружия и орудий труда тАУ являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе тАУ и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова тАУ это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад.

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты тАУ основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды тАУ плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити тАУ это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти тАУ появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь тАУ это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Мозг людей постоянно выдавал новые мысли и идеи. Эти идеи они диво воплощали в жизнь. Как только человек придумал взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, для ускорения пахотной работы, тут же началось использование тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Тут же изобрели подобие плуга. В него стали запрягать быков. Люди поняли, что плуг, в отличии мотыги может рыхлить и твёрдую землю. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей.

Вскоре родовую общину заменила соседская община. Стал развиваться обмен. Именно тогда появилось разделение людей на бедных и богатых. Если каждая семья была независима, самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Кто-то добывал свое богатство посредством грабежа. Для ведения военных действий выбирался глава племени тАУ вождь. Он собирал людей для походов на соседние племена, выполнял роль судьи в спорах между семьями. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Во время охоты часть добычи вождь забирал себе. Глава племени и его подчиненные приобрели славу знатных людей. Их родственники пользовались почётом, которого не было у остальных. На знатных людей работали лучшие ремесленники, им всюду был обеспечен радушный прием.

Захваченных на войне людей вожди делали своими рабами, которые беспрекословно должны были им подчиняться. Там, где жила знать поселения вскоре превращались в крупные города, а вожди становились правителями государств. Позже ученые находили в таких городах святилища тАУ места, где стояли идолы.

Особое внимание следует уделить летоисчислению, которым мы сейчас пользуемся. Оно началось со времен Иисуса Христа. Вера в Иисуса Христа, христианское вероисповедание укрепилось и распространилось по всему миру. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год тАУ год рождения Христа, первый год.

Вместе с этим смотрят:

Жуков Георгий - великий полководец
Забытые истребители Второй мировой войны
Завершающий этап Великой Отечественной войны и Второй мировой войны
Закрепощение крестьян