Идеал государственного правления

ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ В ПЕРЕПИСКЕ И. ГРОЗНОГО С АНДРЕЕМ КУРБСКИМ.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским тАУ  важнейшие документы Древней Руси, дошедшие до наших дней. А. Курбский был боярином, участвовавшим в Казанских походах и бывший членом Избранной рати, а также воеводой в Ливонской войне. Но, опасаясь опалы за близость к казненным Иваном Васильевичем феодалам, в 1564 году бежал в Литву. Оттуда он пишет государю первое письмо, в котором утверждает, что царь несправедливо принес ему столько бед. Также опальный боярин напоминает ему о Страшном суде, где эти грехи ему припомнятся.

В ответ на это послание Иван Грозный пишет письмо Курбскому, где шаг за шагом опровергает все его обвинения. Причем, оба оппонента в своих утверждениях ссылаются на Библию, как источник истины. Таким образом, спор о разделе власти и прощении беглеца получается одновременно и спором о будущем России, о необходимой для ее укрепления политике. На основании писем И. Грозного можно сделать вывод об идеалах государственного правления великого русского царя.

Государь Иван Васильевич был строгим приверженцем единовластия. тАЬТак же неприемлемо ваше желание править городами и областями, где вы находитесьтАЭ, - писал он Курбскому. - " Ты сам <тАж> видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальникитАЭ. Далее он продолжал так: тАЬЕсли же не будет единовластия то даже если и будут люди крепки, и храбры, и разумны, но все равно уподобятся неразумным женщинам, если не подчинятся единой властитАЭ. Это аргументировалось тем, что тАЬтАжодин захочет одного, другой тАУ другоготАЭ.

Иные формы правления царю были не просто неугодны, а казались ему дикими и непонятными. тАЬА о безбожных народах что и говорить! Ведь там у них цари своими царствами не владеют, а как укажут им их подданные, так и управляют. Русские же самодержавцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! тАЭ. Для подтверждения своей правоты, царь ссылается на Библию: тАЬКогда бог избавил евреев от рабства, разве он поставил над ними священника или многих управителей ?тАЭ И еще одно высказывание на эту тему из первого письма Ивана Васильевича: тАЬНеужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба ? И неужели это тьма, когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания ?тАЭ.

Для обоснования своего царского положения относительно рабов, государь цитирует апостола Павла: тАЬВсякая душа да повинуется владыке, власть имущему; нет власти, кроме как от бога: тот кто противится власти, противится божьему повелению. тАЭ Затем Иван Васильевич обращается к Курбскому: тАЬВоззри на него и вдумайся: кто противится власти - противится богу, а кто противится богу - тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это было о всякой власти, даже о власти добытой ценой крови и войнтАЭ, Здесь царь делает умный ход: ставя свою власть божественной, он тем самым объявляет Курбского врагом церкви. тАЬУподобляясь бесноватым<тАж>осуждаете меня, как собаки. И этим вы стали противны богутАжтАЭтАУ пишет Иван 4. Поэтому свою немилость к боярину царь выказывает как бы направленной к противнику порядка вообще, а не как к противнику царской политики: тАЬтАжесли закон осуждаешь, то не создатель ты порядка и не судья его. Один есть законодатель и судья, могущий и спасти и погубить.тАЭ Выходит, что Иван Грозный претендует на абсолютную власть, беспрекословное подчинение.

При такой политике противники царя должны жестоко наказываться. Об этом упоминает Курбский в своем письме, обвиняя царя в слишком жестоком обхождении. Но правитель Руси отвергает это тАЬобвинениетАЭ, говоря что, имеет право поступать так по необходимости: тАЬМук, гонений и различных козней мы не для кого не придумывали; если же ты говоришь об изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казняттАЭ.

Представления Ивана Грозного о долге царя выглядят так: тАЬтАжвсегда царям надо быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же тАУ милосердие и кротость, злым же тАУ жестокость и муки, если же нет этого, тогда он не царь. Царь страшен не для благих дел, а для зла <тАж>, а если делаешь зло тАУ бойся, ибо царь не напрасно меч носит тАУ для устрашения злодеев и ободрения добродетельных тАЭ.

В завершении можно сказать, что идеалом правления в государстве для Ивана Грозного была неограниченная монархия. Подчинения, в котором он, как царь-завоеватель, нуждался, было бы сложно добиться без применения силы. А без жесткого режима едва ли он смог бы централизовывать русское государство. Абсолютная монархия того времени, на мой взгляд, была необходимой, хотя и печальной страницей русской истории.

Вместе с этим смотрят:

Из вечной памяти военных лет
Израиль
Император Николай II
Инквизиция