Перестройка М. С. Горбачева

Перестройка  М.С.Горбачева

Введение

Понятие тАЬперестройкатАЭ весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом тАЬперестройкатАЭ как совокупВнность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов.

В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиВнями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин тАЬперестройкатАЭ появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя  тАЬперестройкатАЭ? Что она дала стране и чего она её лишила ?

Предпосылки перестройки.

Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продеВнмонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной поВнбеды ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося тАЬремонтатАЭ стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу тАЬзвездных войнтАЭ убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономиВнческого кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показаВнтелям.

Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполВнне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспосоВнбить к новым - прежде всего международным - условиям.

Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль тАЬчеловеческого факторатАЭ.

Первые реформы.

Причины наступившего кризиса в экономике, надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенВнные в начале перестройки.

Первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился праВнвильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев изВнбрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок.

Сначала было тАЬускорениетАЭ - наивная попытка с помощью идеологиВнческих заклинаний и призывов к тАЬкаждому на своем рабочем местетАЭ заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потВнребления была задействована только одна седьмая часть основных проВнизводственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую проВнмышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в базовые отрасли бесследно растВнворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, техВннологий легкая промышленность так и не дождалась.

Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборуВндования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонтиВнровать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого каВнчества сырья.

Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ниВнчего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту деВннежной массы в наличном обращении.

Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потВнребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.

Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыгВнрало с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце концов раздутый платеВнжеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потреВнбительский сектор промышленности.

Потери народного хозяйства от реформ Горбачева росли. рублей. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония..

Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды.

Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решеВнния внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматриВнвали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных деВнпутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политиВнческой структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой тАЬобщественной оргаВннизациитАЭ на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизоВнванных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доВнля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение проВнизводительности труда.

Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такоВнго в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили по Съезде, но тогда это выглядело поВнбедой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутВнренней и внешней политики СССР.

Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.)  носили  более деловой характер по сравнению с первым СъезВндом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений.  Одним  из  центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению эконоВнмики.  Был  обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады,  посвященные  как  внешнеполитиВнческим  проблемам так и внутриполитические.

Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам наВншего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь тАЬигрой в демократиютАЭ, каковой он, собственно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного.

Первый президент. Избрание Горбачева  на  должность  Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не было  предопределено  расстановкой  политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой,  недоступной простому смертному аппаратной  игры победу одержала именно его команда.

Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для

того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласить  курс  на  обновление социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС.  Поначалу, в апреле, когда народ скорбил по поводу алкогольной кампании,  начались кадровые перестановки.  Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик.  Чисткой  аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты. На этом все партийные ВлперестройкиВ» до Горбачева, как правило,  заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок.  И  не  успела новая номенклатура припасть к кормушке,  как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.

Однако ВлсвалитьВ»  Лигачева  на  партийной арене оказалось не так-то просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтернативные  структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на  двух  стульях  сразу Горба чев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.

Наконец, на XVIII Съезде задача была выполнена: Горбачев окончательно  подмял  под себя партаппарат,  который даже смирился с переходом к рынку и потерей европейских колоний.  Но оказалось,  что борьба  за власть не закончена,  напротив - вступает в новую стадию. Инициативу перехватили демократы во главе с Б.Н.Ельциным.

Итоги перестройки

К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократиВнческого и экономического рынка (преобладал перВнвый), имели почти законченый (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. ГосподствоВнвала идеальная для бюрократического капитализВнма форма - лжегосударственная форма деятельВнности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правВнления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

Теперь коснемся вопроса, непосредственно связанного с экономическими итогами перестройками и той экономической обстановки, которая была непосредственно после нее.

Перед новой независимой Россией стояли очень трудВнные и масштабные задачи. Первоочередной и самой наВнсущной была экономическая реформа, призванная выВнвести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойВнный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь тАФ переход к рыночным методам хоВнзяйствования, пробуждение предпринимательской иниВнциативы частных собственников.

За годы ВлперестройкиВ» было сделано удивительно маВнло для реального реформирования хозяйственного мехаВннизма. Принятые союзным руководством законы расшиВнряли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагиваВнли принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следстВнвие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственВнных связей между предприятиями разных союзных ресВнпублик, возросшее самовластье директоров, недальноВнвидная политика искусственного, за счет дополнительВнной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике тАФ все это приВнвело к нарастанию в течение 1990тАФ1991 гг. экономиВнческого, кризиса в стране. Разрушение старой экономиВнческой системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России.

Предстояло продолжить процесс формирования своВнбодного демократического общества, успешно начатый ВлперестройкойВ». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики ВлгласностиВ», складываВнлась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, поВнявилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии тАФ КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветВнви. Требовалось реформировать государственно-политиВнческую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катасВнтрофическом положении. Ускорялось падение производВнства. Национальный доход по сравнеВннию с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государстВнвенного бюджета, т. е. превышение государственных расВнходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). НаВнрастание денежной массы в стране грозило потерей конВнтроля государства над финансовой системой и гиперинфВнляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу гоВнда большинство товаров исчезло из государственной торВнговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на Влчерном рынкеВ». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, гоВнсударственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населеВнния различными потребительскими товарами вызывали ВлкризисыВ» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение мноВнгих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредитоВнров в платежеспособности СССР. Суммарный внешВнний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальВнном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25тАФ30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательВнства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

Заключение

Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпоху перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов, чего добивался Горбачев, и что в реальности мы получили.

Рассмотрим сначала проблемы перестройки с точки зрения частной собственности номенклатуры или бюрократической машины советского государства. То есть для чего нужна была перестройка номенклатуре и что в действительности она получила?

Наиболее активная часть либерально-демократической интеллигенции или так называемые Влпрорабы перестройкиВ» в большинстве своем это были люди, так или иначе связанные с властью.

Массовые отряды собственно номенклаВнтуры - и хозяйственной и даже политической - вполне спокойно и достаточно сочувственно отВннеслись к Влантикоммунистической революцииВ». Поэтому она и произошла так легко, бескровно в то же время осталась ВлполовинчатойВ», а для многих обернулась обманом их социальных ожиданий и надежд.

Ну и, наконец, совершенно очевидным стал характер номенклатурно - антиноменклатурной революции, когда все увидели, что именно ноВнменклатура (и ее Влдочерние отрядыВ» вроде так называемого комсомольского бизнеса) прежде других обогатилась в ходе раздела собственносВнти. Получили права гражданства термины ВлноВнменклатурная приватизацияВ», Влноменклатурный капитал (капитализм)В», Влноменклатурная деВнмократияВ».

В 1990-1991 годах у нас, безусловно, произоВншла мировая геополитическая катастрофа. Она была неожиданной для большинства советских людей. Так, в середине 80-х годов известные историки А. Некрич и М. Геллер пиВнсали: Вл Приближаясь к своему 70-летию, государВнство, рожденное в октябре 1917 года, завершает восьмое десятилетие XX века как последняя миВнровая империя. Над советской зоной - от Кубы до Вьетнама, от Чехословакии до Анголы - ниВнкогда не заходит солнце.. Успехи системы очеВнвидныВ». Именно таким было мироощущение Запада, панически боявшегося советской агресВнсии.

Несмотря на такие мироощущения, крах коммунистической системы все-таки произошел. 1985-1991 годы - конец коммунизма. Начинается открытая номенклатурная приватизация, частВнная собственность узаконивается, о реально-гоВнсударственной (тоталитарной собственности) уже и речи нет. Номенклатура открыто превраВнщается в капиталистическую. К концу этого пеВнриода строй похож уже не на ВлимпериализмВ» в классически - ленинском описании, а на что-то переходное к ВлзападнойВ» модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и свободному капитализму.  ПоВнлитически все это идет на фоне тотального разВнгрома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну как во внешВннем мире, так и внутри страны. Поражение заВнканчивается распадом, исчезновением прежнеВнго могущественного государства СССР.

Вместе с этим смотрят:

Переход от язычества к христианству в Древнем Риме - причины и последствия
Петровские преобразования в России в первой четверти XVIII в
Политика, 340-493 гг. Греция
Потсдамская конференция