Развитие Кореи после Великой Отечественной войны

Развитие Кореи после Великой Отечественной войны

Страна в Восточной Азии, занимает Корейский п-ов, прилегающую к нему часть материка и около 3,5 тыс. прибрежных островов. Территория- 220,8 тыс. км2. Население - свыше 60 млн., в основном корейцы.

Корея тАУ страна с древней историей. В годы русско-японской войны 1904-05 гг. она была оккупирована Японией, которая в 1910 г. аннексировала её, превратив в свой аграрно-сырьевой придаток и плацдарм для дальнейшей экспансии в Восточной Азии. В августе 1945 г. Корея к северу от 38-й параллели была освобождена Советской Армией от японцев. Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (декабрь 1945 г.) , имея в виду возрождение Кореи как единого, независимого, демократического государства, высказалось за сформирование временного центрального корейского правительства и учредило совместную комиссию из представителей командования советских и американских войск (войска США были введены в южную часть Кореи в соответствии с союзническими соглашениями в Ялте и Потсдаме; это произошло в сентябре 1945 г., уже после подписания акта о капитуляции Японии, в связи с чем они по существу не принимали участия в военных действиях против японцев на территории Кореи) . Однако США сорвали работу советско-американских комиссий и в сентябре 1947 г. незаконно передали корейский вопрос на обсуждение ООН, где им удалось навязать решение о проведении выборов под наблюдением комиссии ООН. В мае 1948 г. в Южной Корее были проведены сепаратные выборы, и 15 июля 1948 г. провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле.

В Северной Корее советская администрация создавала режим, опиравшийся на вышедших из подполья и вернувшихся из эмиграции коммунистов, а также на привезенных сюда советских корейцев. Образованный в феврале 1946 г. Временный Народный комитет Северной Кореи возглавил коммунист Ким Ир Сен. Возобновила свою деятельность компартия, она объединилась с Новой народной партией в Трудовую партию Северной Кореи (ТПСК) . В 1946-1947 гг. на основе закона об аграрной реформе конфискованная у японцев и корейских помещиков земля, а также часть Церковно-монастырских владений были распределены между безземельными и малоземельными крестьянами. Национализация без выкупа собственности японцев и значительной части корейской буржуазии привела к созданию государственного сектора, во владении которого оказалось 80 % средств производства. Таким образом, в Северной Корее стали создаваться политические и экономические структуры по советскому образцу.

В Южной Корее американские оккупационные власти образовали гражданскую администрацию, находившуюся под их контролем. Противоречия между СССР и США, противоположность целей, которые они преследовали в Корее, не позволили осуществить решения Московской конференции и выработать формулу создания единого корейского государства. В мае 1948 г. под наблюдением комиссии ООН по тАЬкорейскому вопросутАЭ на территории Южной Кореи состоялись выборы в Национальное собрание, и 15 августа была провозглашена Республика Корея. Ее президентом стал корейский эмигрант Ли Сын Ман, вернувшийся из США, где он жил с 1919 г.

В ответ на раскольнические действия США и внутренней реакции прогрессивные силы Севера и Юга провели в августе 1948 г. обще- корейские выборы в Верховное народное собрание (ВНС) Кореи (на Юге выборы проходили нелегально, в форме сбора подписей) . 1-я сессия ВНС, проходившая в Пхеньяне, провозгласила Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) . Главой правительства, претендовавшего на то, что его полномочия распространяются на всю страну, стал Ким Ир Сен.

Советский Союз первым (1948) установил с КНДР дипломатические отношения и к концу 1948 г. эвакуировал с её территории свои войска.

Отношения между двумя государствами складывались весьма напряженно. Руководство КНДР заявило о необходимости тАЬобъединения и полной независимости родинытАЭ , Ли Сын Ман тАУ тАЬо походе на СевертАЭ . На 38-й параллели неоднократно происходили вооруженные столкновения, а 25 июня 1950 г. начались военные действия. Войска КНДР через три дня заняли Сеул и углубились далеко на юг. Совет безопасности ООН признал агрессором КНДР и решил направить в Корею войска ООН. 15 сентября 50-тысячный десант войск США высадился в районе Инчхона, в глубоком тылу армий КНДР. Вслед за тем войска ООН, главной частью, которых были силы США, перешли в контрнаступление и, заняв большую часть территории КНДР, вышли к границам КНР.

Война между двумя корейскими государствами была одновременно противоборством между СССР, который действовал совместно с КНР, и США. В октябре 1950 г. границу КНДР перешли части китайских тАЬнародных добровольцевтАЭ , в боевых операциях принимала участие советская авиация. СССР снабжал армию КНДР и тАЬнародных добровольцевтАЭ оружием и боеприпасами. В результате начатого ими контрнаступления к концу года войска ООН были отброшены к 38-й параллели, где фронт и стабилизировался. После длительных переговоров 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии.

Рубежом между двумя корейскими государствами осталась 38-я параллель. Состояние перемирия сохраняется и по сей день.

Война нанесла огромный ущерб Корее тАУ многие города лежали в развалинах, погибло около 9 млн. человек. Потери китайских тАЬнародных добровольцевтАЭ составили около 1 млн. убитыми и ранеными. США потеряли 54 тыс. убитыми и 103 тыс. ранеными.

В послевоенный период КНДР неоднократно обращалась к Югу с предложениями объединить страну мирным демократическим путём, но сеульский режим отвергал все инициативы КНДР. Лишь в 1972 г. состоялись первые контакты и 4 июля 1972 г. было согласовано Совместное заявление Севера и Юга, в котором определены общие принципы объединения Кореи. Осенью 1985 г. впервые за 40 лет между Севером и Югом был осуществлён обмен художественными коллективами и группами тАЬпосещения родных месттАЭ под эгидой обществ Красного Креста КНДР и Южной Кореи. В последующие годы КНДР выдвинула ряд новых предложений, в т.ч. о создании тАЬДемократической конфедеративной республики КорётАЭ при сохранении существующих в обеих частях страны политических систем (октябрь 1980 г.) , о проведении трёхсторонних переговоров между КНДР, США И Южной Кореей (январь 1984 г.) , о проведении межпарламентских переговоров для выработки декларации о ненападении (апрель 1985 г.) , о превращении Корейского п-ова в безъядерную, мирную зону (июнь 1986 г.) , о проведении военно-политических переговоров на высоком уровне (декабрь 1986 г.) , о поэтапном сокращении в 1988-91 гг. армий Севера и Юга до 100 тыс. человек каждая при одновременном поэтапном выводе из Южной Кореи американских войск (июль 1987 г.) . В ноябре 1990 г. было подтверждено предложение об объединении Кореи путем создания конфедерации и высказана идея созыва консультативного совещания представителей властей, лидеров политических партий Севера и Юга с участием их высших руководителей. В июне 1990 г. КНДР выступила с инициативой тАЬо смягчении напряженности на Корейском полуострове и обеспечении мирной ситуации для объединения родинытАЭ , предусматривающей ряд новых мер по созданию атмосферы доверия между Севером и Югом и поэтапному осуществлению разоружения в Корее. В том же году в Сеуле (сентябрь и декабрь) и в Пхеньяне (октябрь) состоялись 3 раунда переговоров между премьером Административного совета КНДР и премьер-министром Южной Кореи, посвященных вопросам снижения напряженности на Корейском полуострове и перспективам объединения страны, - первые со времени раскола Кореи контакты на таком высоком уровне.

В 1973 г. ХХVIII сессия ГА ООН санкционировала роспуск тАЬКомиссии ООН по восстановлению и объединению КореитАЭ . В том же году КНДР был предоставлен статус официального наблюдателя при ООН. В 1975 г. ХХХ сессия ГА ООН одобрила проект резолюции, который призывает упразднить тАЬкомандование войсками ООНтАЭ , вывести все иностранные войска, дислоцированные в Южной Корее под флагом ООН, заменить соглашение о перемирии мирным договором и принять действенные меры по разрядке напряженности между Севером и Югом Кореи и обеспечению мира. Однако США, их союзники и южнокорейские власти игнорируют эту резолюцию.

КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Корейская народно-демократическая республика (КНДР) тАУ расположена в северной части Корейского полуострова. Территория тАУ 121,2 тыс. кв. км. Население тАУ св. 20 млн. человек; корейцы, проживает несколько тысяч китайцев. Столица тАУ Пхеньян. Государственный язык тАУ корейский.

В 1945-48 гг. в Северной Корее под руководством Трудовой партии Кореи (ТПК) были осуществлены земельная реформа, национализация промышленности, транспорта, связи, банков, внешней торговли, провозглашены равноправие женщин, демократизация образования и восстановлен производственный потенциал, разрушенный японскими оккупантами накануне капитуляции. Страна вступила в период постепенного перехода к социализму, прерванный, однако, войной 1950 тАУ 1953 гг. В послевоенный период КНДР, опираясь на экономическое сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами, не только залечила тяжелые раны войны, но и создала прочный фундамент национальной экономики. Одновременно началось осуществление идей тАЬчучхетАЭ , выдвинутых Ким Ир Сеном. Их суть состоит в том, что человек тАУ это тАЬхозяинтАЭ , который тАЬрешает всетАЭ , но разобраться в том, что правильно, а что неправильно, и самостоятельно выполнить роль тАЬхозяинатАЭ человек может только тогда, когда он овладеет учением Ким Ир Сена, которого в КНДР называют тАЬвеликим вождемтАЭ , тАЬгениальным мыслителем и теоретикомтАЭ . В духе преданности ему ведется воспитание населения. Все жители страны носят на груди значок с изображением Ким Ир Сена.

Политический курс, основанный на идеях тАЬчучхетАЭ , заключается в решении всех задач революции и социалистического строительства тАЬсамостоятельно, в соответствии с условиями страны, при опоре на собственные силытАЭ . Для того чтобы, как говорит Ким Ир Сен, тАЬпостроить коммунистический рай на землетАЭ , необходимо осуществить три революции тАУ идеологическую, техническую и культурную. Высокими темпами развивается тяжелая промышленность, особенно машиностроение. Сельское хозяйство переводится на промышленную основу. Однако республике хронически не хватает энергии и сырья, потребительских товаров. Слабая эффективность чрезмерно централизованной экономики обусловливает сохранение уравнительного, нормированного распределения промышленных товаров и продуктов питания. Школьники и студенты бесплатно получают одежду, обувь, белье, рабочие и члены сельскохозяйственных кооперативов тАУ одежду. Как признает руководство КНДР, тАЬнарод живет не так хорошо, как люди европейских странтАЭ , но при этом средства массовой информации постоянно убеждают население в том, что благодаря мудрости тАЬвеликого вождятАЭ оно счастливо, а трудности объясняют угрозой внешнего врага тАУ США. На поддержание военного потенциала КНДР затрачивает 30 % бюджетных расходов.

В КНДР сохраняется авторитарная бюрократическая система. Вся полнота власти принадлежит Ким Ир Сену, который занимает пост президента и генерального секретаря правящей Трудовой партии Кореи. Для обеспечения преемственности курса предполагается постепенная передача власти по наследству его сыну Ким Чен Иру (род. в 1942 г.) , которого именуют тАЬлюбимым руководителемтАЭ , тАЬвеликим мыслителем и теоретикомтАЭ .

На IV съезде ТПК в сентябре 1961 г. отмечалось, что в 1958 г. в стране были тАЬзавершены социалистические преобразования в городе и деревнетАЭ . V съезд ТПК в ноябре 1970 г. констатировал, что КНДР тАЬпревратилась в социалистическое индустриальное государствотАЭ . Победу социализма законодательно закрепила Социалистическая конституция КНДР (27 декабря 1972 г.) . VI съезд ТПК в октябре 1980 г. выдвинул задачу тАЬсоздания прочной материально-технической базы, соответствующей обществу полностью победившего социализма, и резкого подъема материального и культурного уровня жизни народатАЭ .

КНДР имеет дипломатические отношения более чем со 100 странами мира.

Высший законодательный орган государственной власти тАУ Верховное народное собрание (ВНС) , избираемое на 4 года. В период между сессиями функционирует Постоянный совет ВНС. Глава государства тАУ президент, являющийся одновременно главнокомандующим вооруженными силами. Президент возглавляет высший руководящий орган государственной власти тАУ Центральный народный комитет (ЦНК) . ЦНК формирует распорядительный и исполнительный орган тАУ Административный совет.

Руководящая сила корейского общества тАУ Трудовая партия Кореи (ЕПК) , основана 10 октября 1945 г. Генеральный секретарь ЦК ТПК тАУ Ким Ир Сен.

КИМ ИР СЕН

Генеральный секретарь ЦК Трудовой партии Кореи (ТПК) . Президент Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) .

Родился 15 апреля 1912 г. в деревне Мангендэ близ Пхеньяна в семье бедного крестьянина. С юношеских лет принимал участие в революционном молодежном движении. В 1929 г. был арестован маньчжурской полицией и до весны 1930 г. находился в заключении в тюрьме г. Гирина. В 1931 г. вступил в компартию. В 1932 г. организовал на территории Маньчжурии партизанские отряды, которые развернули вооруженную борьбу японских колонизаторов. В 1936 г. под его руководством создается тАЬОбщество возрождения отечестватАЭ , положившее начало образованию единого антияпонского национального фронта. После освобождения Кореи Советской Армией в августе 1945 г. работает на важных партийных и государственных постах. Избирается ответственным секретарем Северокорейского оргбюро Компартии Кореи. После слияния в 1949 г. партий на Севере и Юге в единую Трудовую партию Кореи (ТПК) избирается председателем ЦК ТПК, с октября 1966 г. тАУ Генеральный секретарь ЦК ТПК. В 1946 г. возглавил высший орган власти на Севере Кореи тАУ Временный народный комитет, который провел коренные социально-экономические преобразования. С сентября 1948 по 1972 г. тАУ Председатель кабинета министров. С декабря 1972 г. тАУ президент КНДР. В 1950 г. назначается Председателем Военного комитета республики и Верховным главнокомандующим Корейской народной армией. С 1953 г. тАУ маршал КНДР. Депутат Верховного народного собрания всех созывов. Трижды Герой КНДР и Герой Труда КНДР. Изданы 32 тома его сочинений.

РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ (Южная Корея)

Республика Корея расположена к югу от 38-й параллели. Территория тАУ 99,6 тыс. кв. км. Население тАУ свыше 42 млн. чел.: корейцы, проживают также около 30 тыс. китайцев, лица других национальностей. Официальный язык тАУ корейский. Столица тАУ Сеул.

15 августа 1948 г. была провозглашена Республика Корея. Согласно конституции, она является парламентской республикой, во главе которой стоит президент.

Война 1950-53 гг. причинила огромный ущерб экономике Южной Кореи, но к концу 50-х гг. с помощью США она была восстановлена. Большую роль сыграла земельная реформа, по которой государство, выкупив земли у помещиков, передало её за плату крестьянам. До начала 60-х гг. Республика Корея оставалась аграрной страной со слабо развитой промышленностью. Жизненный уровень ее населения был крайне низким, страну сотрясали социальные и политические конфликты, в которых участвовали не только рабочие и крестьяне, но и студенчество, оппозиционные Ли Сын Ману буржуазные партии. В апреле 1960 г. в обстановке массовых выступлений студентов, протестовавших против фальсификации результатов президентских выборов, парламент потребовал отставки Ли Сын Мана, и тот был вынужден покинуть страну.

Новые власти пошли на некоторые уступки тАУ была провозглашена свобода печати, демонстраций и т.п. Однако в мае 1961 г. в результате государственного переворота был установлен военный режим. Он сумел добиться значительных успехов в развитии экономики страны. Опорой режима служило крестьянство, особенно зажиточное, собственность которого на землю гарантировало государство. Республика Корея получила поддержку США, чье военное присутствие там основывалось на договоре о тАЬсовместной оборонетАЭ (1953 г.) . Курс на развитие тАЬуправляемой капиталистической экономики означал, что государство поощряло создание обрабатывающих отраслей и других производств, способных заменить импорт продукции из индустриально развитых стран. С этой целью привлекался иностранный капитал тАУ как американский, так и японский.

При поддержке США в Южной Корее в течение свыше четырех десятилетий сохранялся диктаторский режим. Сначала его олицетворял Ли Сын Ман (свергнут в апреле 1960 г.) , затем Пак Чжон Хи (убит в октябре 1979 г.) . В 1980 президентское кресло занял Чон Ду Хван.

Проведенный в октябре 1987 г. общенациональный референдум утвердил новую конституцию, которая вступила в силу 25 февраля 1988 года. Конституция вводит прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширяет права парламента, ограничивает полномочия президента и сокращает срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепляет свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собраний, демонстраций. Под давлением оппозиции в конституцию включено положение о нежелательности участия армии в политике.

Состоявшиеся в декабре 1987 г. прямые президентские выборы принесли победу кандидату от правящей Демократической партии справедливости (ДПС) Ро Дэ У. На выборах в парламент (апрель 1988 г. победу впервые одержали оппозиционные партии, лишив ДПС традиционного большинства в парламенте. Однако в мае 1990 г. произошло слияние ДПС с двумя оппозиционными партиями - Демократической партией за воссоединение (ДПВ) и Новодемократической республиканской партией (НДРП) - в демократическую либеральную партию, которая располагает абсолютным большинством в парламенте. В июне 1990 г. возникла новая оппозиционная Демократическая партия, в которую вошли бывшие члены ДПВ и НДРП, выступавшие против слияния их партий. К числу основных политических партий относится также Партия мира и демократии.

В результате выступлений оппозиции, демократической общественности и студенчества администрация Ро Дэ У в течение 1988 г. сняла ограничения на политическую деятельность многим видным общественным деятелям, освободила значительную часть политзаключенных, ослабила контроль над деятельностью прессы, запреты на деятельность профсоюзов, публично тАЬпринесла извинениятАЭ за кровавое подавление восстания в г. Кванчжу (май 1980 г.) , официально разрешила торговлю со странами социализма, доступ к информации об этих странах.

Основу внешней политики Южной Кореи составляет тесное всестороннее сотрудничество с США, которые отводят ей роль важного военно-стратегического плацдарма в Азии. 1 октября 1953 г. Вашингтон подписал с Сеулом тАЬдоговор о совместной оборонетАЭ , узаконивший пребывание в Южной Корее американских войск. В 1965-73 гг. Сеул был главным партнером США в их войне во Вьетнаме. В настоящее время на территории Южной Кореи размещены свыше 40 тыс. американских военнослужащих.

Южная Корея имеет прочные политические и экономические связи с Японией, Западной Европой. Страна поддерживает дипломатические отношения со 140 государствами мира, причем около 80 из них имеют дипломатические отношения и с КНДР. Она является членом свыше 50 международных организаций, имеет бюро постоянного наблюдения при ООН.

Администрация Ро Дэ У активизировала проведение так называемой тАЬсеверной политикитАЭ , направленной на установление отношений с государствами Восточной Европы. В 1989-90 гг. Южная Корея установила дипломатические отношения с Венгрией (февраль 1989 г.) , Польшей, Югославией (ноябрь 1989 г.) , Чехословакией, Болгарией и Румынией (март 1990 г.) ; отношения были установлены также с Монголией. В ноябре 1989 г. был осуществлен первый визит Ро Дэ У в Восточную Европу (Венгрия) . В апреле 1989 г. в Сеуле было открыто представительство Торгово-промышленной палаты СССР, а в июле того же года в Москве тАУ представительство Корейской ассоциации содействия развитию торговли. 30 сентября 1990 г. установлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея. В декабре того же года президент страны Ро Дэ У посетил Советский Союз с официальным визитом.

Южная Корея исходит из концепции тАЬдвух КорейтАЭ , выступает за тАЬперекрестное признаниетАЭ Севера и Юга Кореи и их одновременное вступление в ООН. В сентябре 1989 г. президент Ро Дэ У выдвинул идею образования тАЬкорейского сообществатАЭ в качестве промежуточного шага для воссоединения Севера и Юга в тАЬобъединенную демократическую республикутАЭ .

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ

На протяжении трёх последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру тАЬэкономические чудесатАЭ . Конечно же, речь идёт о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название тАЬНовые индустриальные странытАЭ (New industrializing countries) . Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в неё входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту тАЬисторию успехатАЭ связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988 гг., и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную. К достижениям можно отнести уровень ВНП, который составлял на душу населения более 5000$, и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы- объективные и необъективные, экономические политические, внутренние и внешние, такие как:

ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития; благоприятный международный экономический климат 60-х тАУ первой половины 70-х, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов; сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития; относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северокорейских затрат) ; привлечение иностранных капиталовложений, как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и тАЬnow howтАЭ ; этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея.

К сожалению, вопросы, касающиеся экономического развития Южной Кореи, в настоящее время недостаточно широко освещены в Росси. Из-за отсутствия современных статистических данных в реферате фигурируют цифровые данные до 1990 г. Но, несмотря на то, что цифры несколько устарели, имеющаяся информация достаточно правдиво отражает положение дел в Южной Корее.

О факторах экономического развития Южной Кореи можно говорить много и подробно, однако в своём реферате мне хотелось бы остановиться на роли государства, экспортной политике и заимствованных технологий (как промышленного оборудования, так и тАЬknow howтАЭ ) в развитии экономики Республики Корея.

Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики.

Роль же государства является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому нельзя не оценивать роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР.

Правительственное регулирование как фактор экономического роста Южной Кореи

Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Кореи, явилось сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.

Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействия вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечения инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность госбюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года.

Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемирное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортёров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они поглощали не менее 1/10 ВНП.

Государственные кредиты такого рода составляли: 15% от ВНП- 1962-1966 гг.

46% от ВНП- 1977-1981 гг.

При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в потенциально наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за эффективностью использования кредитов.

Высокая активность государственного регулирования с большой отчётливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие- мера, невозможная без прямого активного вмешательства государства. В этой связи следует сослаться на программу тАЬцелевого развитиятАЭ . Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания:

машиностроение электроника текстильная промышленность чёрная металлургия цветная металлургия нефтехимия кораблестроение.

Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались налоговыми и другими льготами. Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая частные компании к объединению или к уходу с данного рынка. Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной, структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила РЕ.

Видя сильное влияние государства на экономику Южной Кореи возникает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поставить на основании следующих факторов:

Высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заёмных средств. Под контролем государства находится качество продукции в важнейших экспортных отраслях. Государство добивалось, чтобы цены на товары, импорт которых запрещался или ограничивался, не превышали условно среднемировых. Каждый месяц проводились совещания по вопросам экспорта под руководством президента страны, на которых устанавливались ориентировочно экспортные задания крупным конгломератам. Государство жестоко контролировало рабочие движения, что избавило предпринимателей от каких-либо серьёзных проблем помимо тАЬкапитал-трудтАЭ .

Не менее жестоко государство в Южной Корее контролирует иностранный капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с 1967-1986 гг. составляют менее 2% от совокупных валовых инвестиций. Южная Корея стремится привлечь не всякие иностранные инвестиции, а только те, которые вписываются в общую стратегию её развития. Поэтому не менее 2/3 иностранных капиталовложений концентрируются в таких приоритетных отраслях, как химия, машиностроение и электроника.

Таким образом мы имеем тАЬтрёхсторонний альянстАЭ : государствоместный капитал- иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов всех трёх сторон, государство является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных.

Также заслугой государства является централизованное планирование с использованием средне- и тАУдолгосрочных планов и целевых программ, с установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности экономика Южной Кореи представляет наиболее гармоничное сочетание планового и рыночного способов ведения хозяйств.

Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.

Заимствование зарубежных технологий

Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов, экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. Хотя в силу различных причин объёмы заимствований в области технологий были не столь значительны, как в сферах заёмных средств и прямых капиталовложений, её роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была тем не менее достаточно высока.

Для широкого внедрения современных технологических процессов необходимо было и приобретать соответствующую технику.

Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производственными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратуру. Помимо указанного Южная Корея была вынуждена приобретать и машинное оборудование, непосредственно используемое в производственных процессах. Как правило, закупки станков и агрегатов сопровождались приобретением прав на использование технологических процессов. Потребность в них увеличивалась с каждым годом. Соответственно росли и отчисления на оплату как самой техники, так и технологии тАЬknow howтАЭ . Всего за 1962-1982гг. между Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами была зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических тАЬknow howтАЭ на общую сумму 681 млн. $, что составило 47,7% суммы прямых инвестиций за тот же период.

Причём львиная доля сделок, связанных с приобретением оборудования и связанных с ним тАЬknow howтАЭ , заключалась с японскими бизнесменами (56,4%) , хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 года позже чем американские и прочие деловые круги.

Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южнокорейских отчислений за используемую технику и технологии. Всего за 10 лет (1967-1977) японские предприниматели получили 52 млн. $ (59%) , тогда как за 15-летний срок (1962-1977) Америке и Западной Германии досталось 24,3 млн. $ (27,7%) и 4,4 млн. $ (5%) .

Рассмотрев в целом положение с заимствованием извне современной технологии на длительном отрезке времени, проследим теперь динамику этого процесса.

Заимствование иностранной техники и технологии распадается на три периода. В течение первого периода (1962-1966) число сделок и их стоимость выражались минимальными величинами. Это объяснялось с одной стороны, ограниченностью задач, а с другой стороны- нестабильностью политической обстановки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надёжные руки. Во время второго периода Южная Корея по-настоящему приступила к реализации программы индустриализации. Создание абсолютно новых для страны отраслей производства обусловило резкое возрастание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных тАЬknow howтАЭ .

В течение второго периода наблюдается быстрый рост как числа заключённых сделок (в 9,6 раза) , так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35,5 раза) . Очевидное превосходство второй из названных цифр является свидетельством того, что в Южную Корею стали поступать сложная техника и дорогая технология.

Характерные черты третьего периода (1977-1988) относятся к тАЬновой стадии индустриализациитАЭ , основные задачи которой сводились к тому, чтобы осуществить постепенный переход от производства трудоёмкого к производству капиталоёмкому и техноёмкому.

Выполнение кардинальных задач завершающей стадии индустриализации упиралось в проблему заимствования и внедрения новейшей техники и передовой технологии.

Постепенно правительство делало всё большую ставку на привлечение самых совершенных технологий. Президент настаивал на том, чтобы все частные фирмы в обязательном порядке обменивались имеющимися в их распоряжении зарубежными технологиями. В свою очередь Министерство торговли и промышленности объявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и средними фирмами новых зарубежных технологий. Система поощрения вступила в силу с 1984 года и в первую очередь распространилась на фирмы, занятые выпуском электронных изделий. Был создан фонд финансовой и технической помощи предприятиям, которые отважатся развёртывать деятельность на престижном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году сумма фонда составляла 400 миллионов долларов.

С 12 августа 1983 года Министерство финансов обязало банки интенсивно поддерживать частные фирмы, которые обратятся за займами в целях внедрения иностранных технологий. Специальные займы поддержки предоставлялись на пятилетний срок, при двухгодичном льготном периоде, из расчёта 10% годовых.

В свете изложенных данных, целесообразно выделить очередной, четвёртый период, который характеризуется заметным креном в сторону США и ведущих стран Западной Европы в области заимствования технологий. Подобный крен можно объяснить тем, что США и Западная Европа, не видя в Южной Корее потенциального конкурента, поставляли самые современные технологии, тогда как Япония, обеспокоенная быстрыми темпами развития соседа, поставляла в Корею далеко не самые современные технологии.

Довольно многочисленные сделки по передаче тАЬknow howтАЭ в 1983 году делились на три категории. Задачи сделок первой категории: освоить с помощью зарубежной технологии выпуск какого-либо вида продукции, не изготовлявшегося ранее в Корее, с целью монополизировать их производство и сбыт на внутреннем рынке.

Вторую категорию составляют сделки, в которых корейские фирмы ставили перед собой задачи, связанные с расширением экспорта, - освоить собственный выпуск новых высококачественных изделий и выйти с ними на внешний рынок.

Сделки третьей категории, в которых с корейской стороны участвовали лишь крупнейшие фирмы, преследовали цель поднять отдельные отрасли отечественной промышленности на качественно новую ступень. Примером такой сделки может служить техническое соглашение между корейской фирмой тАЬSumsungтАЭ , американской компанией тАЬMicron technologyтАЭ , и с японской корпорацией тАЬSharpтАЭ . По условиям соглашения корейская сторона заручилась правом экспортировать в США кристаллики для запоминающих устройств. Для этого недалеко от Сеула был построен завод для изготовления полупроводников. За первые пять лет эксплуатации завода сумма экспорта составила 650 млн. $. Почуяв, что дело, начатое этими фирмами приносит огромную прибыль, к производству полупроводников подключились такие фирмы, как тАЬDaewooтАЭ и тАЬGold StarтАЭ .

Можно сослаться и на южнокорейское судостроение. Заимствуя технологии (по началу из Японии, а оптом из Англии, Франции, Норвегии и Голландии) , Южная Корея по объёму получаемых заказов на суда вышла на второе место в мире.

Оснащение южнокорейской промышленности новыми видами оборудования происходила по разным каналам. Промышленное оборудование поступало и по линии коммерческих займов, но отнюдь не всегда вместе с ними предоставлялась технологическая помощь, поэтому забота о подготовке соответствующих технических кадров ложилась на плечи корейцев.

Иная картина складывалась при передаче тАЬknow howтАЭ . В соответствии с техническими соглашениями зарубежная фирма брала на себя обязательства либо направить в Южную Корею технических консультантов, либо подготовить местных специалистов. В подготовке местных кадров и состояла особая ценность зарубежной технологической помощи, при условии, если она находилась на уровне последних достижений НТР.

Как отмечалось выше, что по суммарной стоимости заимствование технологий не шло ни в какое сравнение ни с прямыми инвестициями, ни тем более с коммерческими займами. Однако, уступая им в указанном плане, иностранная технологическая помощь во многих случаях приносила более позитивные результаты, а иногда и более быструю отдачу, нежели коммерческие займы и прямые инвестиции. Вот почему в последнее время Южная Корея стала уделять повышенное внимание заимствованию передовой технологии и привлечению в смешанные предприятия прямых инвестиций, если иностранные капиталовложения сулят ей повышение технического уровня отечественной промышленности.

Вместе с этим смотрят:

Развитие российско-американских отношений в 90-е годы
Разработка германских стратегических планов войны против СССР
Раскол и объединение Германии во второй половине XX века
Распад многонациональных государств в Восточной Европе в 90-е гг