Россия в 90-е годы XX в
РОССИЯ В 90-Е ГОДЫ ХХ В.
Содержание:
1. Внутренняя политика
1.1. Продолжение курса реформ
1.2. Конституционный кризис
1.3. Внутренняя политика
2. Внешняя политика 3. Отношения со странами СНГ1. Внутренняя политика
В конце 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство тАУ Россия. В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. РуковоВндству России предстояло продолжить курс на демократическое преобраВнзование общества и создание правового государства. В числе первоочеВнредных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.
1.1. Продолжение курса реформ.
В конце 80-х годов государственный аппарат России представлял собой двухступенчатую систему органов предстаВнвительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного ВерВнховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всеВннародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был ГлавнокоВнмандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией явВнлялся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших струкВнтурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы адмиВннистраций на местах.
Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жестВнкой конфронтации законодательной и исполнительной власти. СостоявВншийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил презиВнденту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерВнживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разВнработало программу радикальных реформ в области народного хозяйстВнва. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии").
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизаВнции (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономиВнки. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либералиВнзация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населеВнния.
Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызваВнла резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выВнросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
Приватизация госсобственности охватила, прежде всего, предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резульВнтате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный секВнтор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К сереВндине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разВнрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощВнностей. Одним из последствий приватизационной политики явился расВнпад энергетической инфраструктуры.
Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственноВнго производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.
1.2. Конституционный кризис.
Продолжавшийся экономический кризис, курс на либерализацию экономики и отсутствие социальных гаВнрантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обостВнрению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического разВнвития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обВнращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу".
Осенью 1993 г противостояние властей особенно усилилось. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти -Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действии президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.
В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тыВнсяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников пошили либо получили ранения.
1.3. Внутренняя политика.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в ноВнвый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и ГосударстВнвенной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоВнков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор РосВнсии" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение "Отечество". Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок "Я-Б-Л" отВнстаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамках до 1977 г.
В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест поВнлучили "Выбор России", ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной Думы в ее составе возникли несколько партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция "Выбор России" (председатель Е.Т. Гайдар).
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голоВнсованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управВнления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура ФедеральВнного собрания тАФ постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной госуВндарственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и межВндународных отношений, объявление войны и заключение мира, руковоВндство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельВнность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийВнность, право свободы труда и право частной собственности. КонституВнция создавала условия для достижения в обществе политической устойВнчивости.
Центральное место в работе Государственной Думы I созыва заняли вопросы экоВнномической и национальной политики, социального обеспечения и межВндународных отношений. В течение 1993тАФ1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной систеВнме, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хоВнзяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.
На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объедиВннения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политиВнческой областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восстаВнновления в России мирным путем советского строя, прекращения проВнцесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, котоВнрые "ущемляли" интересы страны.
Сформировавшиеся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом - Россия" объединило представитеВнлей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимаВнтельских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принциВнпах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.
В состав Государственной Думы II созыва было избрано 450 депутатов. ПодавляюВнщую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатВнского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% -"Наш дом - Россия", 11% - ЛДПР, 10% - блок Г.А. Явлинского ("ЯБЛоко"), 17% - независимые и 14% тАФ другие избирательные объедиВннения.
Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в ряВндах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конВнфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российВнской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споВнров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расВнколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратиВнстов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглашеВнние о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.
2. Внешняя политикаРаспад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические свяВнзи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской ФеВндерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальВнной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматВнривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собыВнтий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоВнров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского СоВнобщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО проВнграмме "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупВннейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции котоВнрого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружаюВнщей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызваВнли переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого переВнрыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствоваВнния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами явВнлялись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в ЗападВнную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаВнменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения со странами СНГ.
Развитие взаимоотношений с СоВндружеством Независимых Государств занимало важное место во внешВннеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. УстанавлиВнвались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российВнских грузов по их территории за рубеж.
Распад СССР привел к разрушению традиционных экономических связей с бывВншими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государстВнвами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлеВнний преобладали товары народного потребления и продовольствие. ОдВнним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась обВнразовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность РосВнсии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее разВнмер превышал 6 млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, КазахВнстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем СодруВнжество стран не представляло собой единой оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дисВнкриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратеВнгические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причиВннами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. НаибоВнлее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.
Внешняя и внутренняя политика российского правительства свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к ноВнвой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.
Вместе с этим смотрят:
Россия в XVII вРоссия в годы царствования Александра III
Россия в эпоху Екатерины II - просвещенный абсолютизм
Рыцарство