Регулирование международных торговых отношений

План:

  1. Введение.
  2. Международная торговля.
  3. Международные региональные торговые блоки.
  4. Международная торговая палата.
  5. ГАТТ.
  6. Таможенные тарифы.
  7. Пошлины.
  8. Внешнеторговые лицензии.
  9. Квотирование.
  10. Демпинг.
  11. Заключение.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, Влэкономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системыВ».

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.

Международная торговлятАФстарейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса.

Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международ ной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции  он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

В этой связи значительный интерес представляет изучение регулирования торговых отношений. Особую значимость эта проблема имеет для Украины и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практичеВнски все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объВнемов экспорта.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля опосредующая движение всех межгосударственных товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам

Под термином Влвнешняя торговляВ» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.

Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Европейские сообщества (ЕС), или так называемый ВлОбщий рынокВ» являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны - члены ВлОбщего рынкаВ» считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.

В ВлОбщий рынокВ» входят:

- Европейское объединение угля и стали (соответствующий договор вступил в силу в 1952 году).

- Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в 1958 году).

Эти договоры были дополнены и расширены так называемыми Едиными Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые Европейские Акты являются базой политического сотрудничества стран-членов ВлОбщего рынкаВ».

Первым шагом в реализации целей ВлОбщего рынкаВ» явилось создание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния).

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.

3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

5. ВлМеркосурВ» - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

7. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - КоттАСдтАЩИвуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

8. Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.

Распределение рисков между продавцом и предприятием производится на основе международных торговых условий, установленных Международной торговой палатой, так называемых ВлИнкотермсВ».

Этих международных торговых условий насчитывается достаточно много. Они часто подвергаются изменениям и регулярно публикуются Международной торговой палатой. Четырнадцать наиболее важных условий:

Влex worksВ», Влfree carrierВ», ВлFOR/FOTВ», ВлFOB airportВ», ВлFASВ», ВлFOBВ», ВлC&FВ», Влfreight/carriage paid toВ», Влfreight/carriage and insurance paid toВ», Влex shipВ», Влex quayВ», Влdelivered at frontierВ», Влdelivered duty paidВ».

Каждое из условий ВлИнкотермсВ» обозначает особое распределение рисков, расходов и ответственности между продавцом и покупателем, начиная с того условия, в соответствии с которым все виды ответственности возлагаются на покупателя, и кончая другой крайностью, когда, наоборот, все входит в ответственность продавца.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).

ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около 4%.

Г енеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade) тАФ это м ногосторо нний договор, усВнтанавл ивающий общие правила осуществле ния междунаро дных торговых соглашений, приня т ых более 100 государств ами.

Объективная потребность меж дународного регулирования торговли с помощью норм и правил появилась в послевоенный период. Она вылилась в под писа ние време нного соглаше ния по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), которое вступило в силу 1 января 1948 года.

ГАТТ использует 3 фу ндаме нталь ных при нципа, с помощью которых она стремиться достигнуть своей цели тАФ либерализации мировой торговли.

Принцип недискриминации, выражен ный в так называеВнмой оговорке о наиболее благоприятствуемых нациях в с т.1 ГАТТ. З наче ние этого соглаш ения состоит в том , что если в ходе двухсторонних переговоров договар ивающая сторона представляет другой стороне тариф ные льготы, то, на такие же льготы, в принципе, имею т пра во все остальВнные договаривающиеся стороны.

Договаривающаяся сторона вправе использовать только импортные тарифы в тех случаях, к огда это необходимо для защ иты местной промышленности. Нетариф ные меВнры, такие как количествен ные ограничения (квоты) или стандарты, носящие дискрими национ ный характер по отВнношению к импортным товарам, в при нципе запр еще ны.

Существует развитая система разрешения торговых споВнров.

В реализации этих принципов ГАТТ допускаются многочисВнлен ные искл ючения, в особенности в пользу таможе нных союзов и зон свобод ной торговли с т.24, при чрезвычайных обстоятельствах ст. 19, в интересах развивающихся стра н тАФ ст.18 и др.

В рамках ГАТТ выработан механизм наблюде ния за реализаВнцией рекомендаций и решений совещаний экспортеров.

И нституциональный а ппарат ГАТТ тАФ включает в себя пеВнриодические сессии, совет, состоящий из представителей государств- членов и секретариат, расположенный в Же неве.

Основное значение в д еятельности ГАТТ имеет задача ликВнвидации или сокраще ния таможен ных пошлин. Пос тоя нная активВнная работа в этом направле нии позволила сократить сред нюю веВнличину таможенных пошлин в промышленно развитых стра н с 40-60% в 1945- 1947г г. до 3-5% к ко нцу 80-х годо в. Динамику торговых переговоров относитель но сокращения таможенных барьеров поВнказывает таблица 1.

Одновременно с уменьшением величи н таможенных пошлин были достигнуты определенные у спехи в унификации правил и условий их применения. В "Кодексе по тех ническим барьерам в торговле", принятом в ходе "ТокиотАФраунда", поставлена задача устранения дискрими нацио нного воздействия стандартов и техниВнческих барьеров в торговле, маркировке, сертификации и ис пытаВннии товара. Наиболее важным является соглашение об обмене информацией, о предлагаемом введе нии новых стандартов, техниВнческих требований, сист ем сертификации. Новым моментом в д еяВнтельности ГАТ Т стали пер еговоры по либерализ ации торговли усВнлугами, начавшиеся на Уругвайском раунде.

Таким образом, ГАТТ тАФ это порожденный текущим ходом событий институт который взял на себя задачи национальной орВнганизации и добился все общего признания в с евере координации международной торговли.

Таблица 1.Перечень торговых (1947- 1994 гг.) переговоров

Место открытия и проведения переговоров

Годы

Основное содержание

Женева (Швейцария)

1947

Снижение таможенных тарифов

Аннеси  (Франция)

1949

Снижение таможенных тарифов

Торки (Англия)

1950

Снижение таможенных тарифов

Женева

1956

Снижение таможенных тарифов

Женева

1960-1961

Снижение таможенных тарифов

Женева

1964-19 67 (Кеннеди-раунд)

Снижение тарифов, разработка антиВндемпингового кодекса

Токио (Япония). Работа проходиВнла в Женеве

19 73-1979- (Токио- раунд)

Снижение тарифов, разработка кодекВнсов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифВнных барьеров

Иунта-дел ь- Эсте (Уругвай). . Работа проходиВнла в Женеве

19 86-1994 (УругвайВнский раунд)

Снижение таможенных барьер ов, соВнвершенствование механизм ГАТТ, соВнглашени е о со здан ий Всемир ной торгоВнвой организ ации. Разработка ГенеральВнного соглашения по торговле услугами (ГАТТ)

Преимущества свободной торговли неоспоримы. Поскольку структура национальных ресурсов и уровень технологий в каждой стране различны, то каждая страна может производить опредеВнленные товары с разными издержками. Действие при нципа сравВннительных преимуществ заставляет страну производить те товары, издержки на производство которых ниже, чем в других странах. Одновременно свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Суммарное действие всех перечисленВнных факторов стимулирует эко номический рост.

Несмотря на обоснованную критику подобной политики огВнраничений во внешней торговле, она периодически проводится в различных странах. Ограничения реализуются по следующим осВнновным направлениям:

1. Путем введения таможенных тарифов. ТарифытАФэто налоВнги на импорт. Тарифы тАФ это систематизированный перечень таВнможенных пошлин, которыми облагаются товары. Существует два основных типа. Фарифов. Это фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов. И протекционистские тарифы, используемые государством для заВнщиты национальной промышленности от иностранной конкуренВнции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отВндают предпочтение.

Пошлины бывают 3 видов:

а два л орныетАФвзимаемые в процентах от стоимости товара;

специфическиетАФвзимаемые в виде определе нной денежВнной суммы с веса, объема или штуки то вара;

смешанныетАФ предполагающие одновременное прим енение адвалорных и специфических пошлин.

Например, в Украине с февраля 1993г. действует единый таВнможенный тариф, представляющий собой свод ставок пошлин, взим аемых при импорте товаров из-за рубежа на таможенную территорию Украины. В тарифе ставки пошлины определены в проц ентах от таможенной стоимости товаров.

Тариф по размерам ставок разделяется на три разновидноВнсти:

преференциальные ставки, включая освобождения от упВнлаты пошлины, применяются к товарам, происходящим из стран, входящих вместе с Украиной в таможенные союзы или образующих специальные зо ны, или которым предосВнтав лен специальный режим в соответствии с международВнными д оговорами, а также происхождением из развиВнвающихся стран;

льготные ставки применяются к товарам, происходящим из стран, пользующихся на Украине режимом наибольшеВнго благоприятствования. В международной торго вле реВнжим наибольшего благоприятствования оз начает порядок, при котором уровень таможенных пошлин и прочих сбоВнров, взимаемых при импорте товаров из страны, польВнзующейся таким режимом, не должен быть выше аналоВнгичных пошлин и сборов, налагаемых на товары любой другой страны. То же относится и к различным, связанВнным с торговлей формальностями и процедурам. Иными словами режим наибольшего благоприятствования предуВнсматривает лишь рав ный с остальными торговыми партВннерами (не дискриминационный) статус, а не какие-либо особые претензии и льготы. Режим наибольшего благоВнприятствования предст авляется на взаимной ос нове, как правило в рамках двухсторонних и многосторонних торВнговых договоров и соглашений и является общепринятой нормой в международной торговле, зафиксированной в уставе ГАТТ "любая страна, присоединяясь к соглашению, обязуется обеспечивать соблюдение принципов режима наибольшего благоприятствования по отнош ению ко всем остальным его участникам".

Как правило, уровни таможенного обложения всех стран не остаются неизменными, а меняются в зависимости от степени международного разделения труда, интеграционных процессов и так далее. В целом же характерна тенденция (для развитых стран, как пример в развитии) к постепенному снижению таможенных пошлин. Так за последние 40 лет их уровень снизился более чем на З/4.

2. К общим для всех стран формам регулирования внешнеВнторговой деятельности относятся нетарифные меры. Согласно принятой в ООН классификации к ним относятся меры, направВнленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производстВнва. Сюда относятся: лицензирование и контингентирование имВнпорта, антидемпинговые и компенсацио нные пошлины, импортные депозиты, так называемые "добровольные экспортные ограВнничения", компенсационные сборы, система минимальных имВнпортных цен и т.п. Рассмотрим основные из них более подробно.

Под лицензией понимается разрешение, выдаваемое госуВндарственными органами на право той или иной деятельности. Система лицензий возникла еще в период меркантилизма и исВнпользовалась для регулирования торго вого баланса. Прошедшее время изменило ее характер. Значен ие лицензии возросло в периВнод мирового кризиса 1929-1933 гг., а зат ем тАФ во время второй миВнровой войны. В послевоенные годы наблюдается либерализация внешней торговли, приведшая к ослаблению роли лицензий в р еВнгулировании экспорта и импорта, сокращению кол ичества лиценВнзируемых товаров.

Лицензия как форма регулирования международной торВнговли представляет собой документ на право ввоза или вывоза тоВнваров, выдаваемая им портеру или экс портеру государственным органом. Ее использование позволяет государству оказывать пряВнмое воздействие на внешнюю торговлю страны, ограничивая ее размеры, а в ряде случаев и полностью запрещая экс порт или имВнпорт отдельных товаров.

Различают два основных вида внешнеторговых лицензий:

1.Открытая генеральная лицензия (автоматическая) тАФ это опубликованное в печати разрешение соответствующего государственного органа на ввоз или вывоз товара на опВнределенный срок. Товары, включенные в список открыВнтых генеральных лицензий, могут ввозиться или вывозится беспрепятственно.

2.На вывоз или ввоз остальных товаров необходимо получеВнние каждым экспортером индивидуальных лицензий (неавтоматические), которые выдаются на экс порт или импорт отдельных товаров и на строго определенный пеВнриод времени.

Наряду с лицензиро ванием применяется т акое количестВнвенное ограничение, к ак квотирование (континге нтиро вание). КвотатАФэто ограничение количест ва импортируемых товаров о пВнределенного наименования и вида. Подобно протекционистским тарифам квоты снижают иностранную конкуренцию на внутренВннем рынке в определенной отрасли. Квоты бывают:

тАв индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;

тАв груп по выми, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;

тАв глобальными, когда импорт (экс порт) ограничивается без указания стран, на которые это огранич ение распростраВнняется.

Во взаимных отношениях дело иногда доходило и до введеВнния эмбарго. ЭмбарготАФполный запрет на торговлю с определенВнным государством, на ввоз определенного товара. Например, после вторжения Ирака в Кувейт стран ытАФчлены ООН проголосовали за введение эмбарго на иранскую нефть.

В последние годы между различными странами заключено свыше ста соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. "Добровольное" экспортное ограничениетАФэто ограничение, когда иностранные фирмы "добровольно" ограничивают объем своего экс порта в определенные страны. Они дают это согласие прот ив своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров. Так, в Японии автомобилестроители под угрозой введения в США более высоких тарифов или низких им портных квот согласились на ввеВндение "добровольных" экс портных ограничений на свой экс порт в США. Специфика "добровольных" экспортных ограничений, как впрочем, и установление ми нимальных им портных цен состоит в том, что торговый барьер, з ащищающий страну тАФ им портера, ввоВндится на границе эксп ортирующ ей, а не импортирующей стра ной. Здесь, например, в случае , сниже ния экспортной цены ниже миВннимального уровня, импортирующая страна вводит антидем пинВнговую пошлину, применение которой может сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.

Демпинг (англ. dumping буквально - сбрасывание) тАУ бросовый экспорт, продажа товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем рынке (как правило, ниже издержек производства), одно из средств конкурентной борьбы монополий за внешние рынки. Разновидность тАУ валютный демпинг: экспорт товаров по пониженым ценам из стран с обесцененной валютой в страны с более стабильной валютой.

Антидемпинговые пошлины как нетарифный инструмент реВнгулирования импорта применяется при импорте товара по ценам ниже предлагаемых издержек на их производство.

В некотор ых случаях страны применяют так называемые компенсационные пошлинытАФкогда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство. В некоторых случаях применяется регулирова ние внешнеэкономических связей посредством мер административного харакВнтера, такие как: технические нормы и стандарты, таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке товара и так далее.

Нужно отметить, что определенная либеризация внешней торговли была достигнута. Однако поле деятельности огромно. Большие приложения усилий понадобятся на мой взгляд в дальнейшем усовершенствовании таможенного тарифа - основного инструмента регулирования импорта. На сегодняшний день ставки таможенных пошлин настолько высоки, что заставляют импортеров искать обходные пути таможенного оформления. Приведу несколько примеров. Предположим, что мы хотим купить за границей дорогую мебель. Таможенная пошлина в этом случае 30 %, НДС - 20%. Основной платеж, не считая таможенных сборов, в этом случае составит 56 % от таможенной стоимости. Гораздо хуже ситуация, когда закупаемая мебель дешевая. Тогда таможенная пошлина рассчитывается как 2 ЭКЮ за 1 кг. Предположим, что груз стоит 20 000 $, вес груза 18 000 кг. Таможенная пошлина составит ~ 39 600 $, НДС соответственно (20 000 + 39 600) * 0,2 = 11 920 $.

Т.е. суммарный платеж составит 39 600 + 11 920 = 51 520 $. В результате таможенного оформления груз подорожал ~ 2,6 раза, что на мой взгляд никак не стимулирует. Такое положение вещей заставляет импортеров либо вообще отказываться от деятельности, либо изыскивать ВлчерныеВ» или Вл серыеВ» схемы таможенного оформления. В результате чего таможня денег не дополучает.

Но если роль Украины в мировой торговле невелика, то для самой Украины значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения Украины продовольствием и различными товарами. И поэтому очень важно знать регулирование международных торговых отношений.

Список литературы:

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997.
  2. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для ВУЗов. Москва: Юнити. 1996г.
  3. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 1998 г.
  4. Терещенко С. Регулирование международных торговых сделок// Финансовая консультация. 1997. № 23. 13 октября
  5. Фомичев В.И. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 1998 г.
  6. Фомишин С.В. Международные экономические отношения: Учебное пособие. Киев.:1997г.

Вместе с этим смотрят:

Роль и место Индонезии среди новых индустриальных стран
Роль транснациональных корпораций в международных экономических отношениях
Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений
Российская внешнеторговая политика