Внешняя торговля России

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЯТИГОРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра социально-гуманитарных наук Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине: ВлФилософияВ»

на тему:

ВлДиалектика сознательного и бессознательногоВ»

 

Выполнил: студентка группы ФК-961 Гриднева Наталья Евгеньевна

Проверил: доктор философских наук, профессор, академик Российской

                    Академии социальных наук Хапчаев Илья Абукович

г. Пятигорск

1998г.

Сознание.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть Влобщественный продуктВ», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Характеристики сознания человека. Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания тАФ закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит ВляВ» человека и его Влне-яВ». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он - единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение ВляВ» от Влне-яВ» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания тАФ обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматриваются как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания тАУ наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать,  которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке тАУ это способность наВнправлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно соВнсредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, котоВнрые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

М.К.Мамардашвили, советский философ, гуманист опредеВнлял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перВнспективы, в котором мгновенно приВнводятся в связь, в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал, что я пережил, что я подумал. В своей работе ВлКак я понимаю философиюВ» он пишет: ВлСознание тАУ это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек остранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин ВлсознаниеВ» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальностиВ».

Сознание предполагает, что акты Вля мыслюВ», Вля переживаюВ», Вля вижуВ» и т.д., вызванВнные взаимодействием ВляВ» и внешнеВнго мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: Вля мыслю, что я мыслюВ», Вля переживаю, что я переживаюВ», Вля вижу, что я вижуВ» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек, напр., не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он пережиВнвает и наделяет переживание смысВнлом. Другой пример: психическая процедура Вля мыслюВ» не тождественВнна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслиВнтельном внимании к данному предВнмету и т.д. Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование ВляВ», как состояния выделенности человеВнка из природы, из сообщества других людей (других ВляВ»). Без ВляВ» нет соВнзнания, поэтому оно присуще тольВнко людям.

Таким образом, можно сделать вывод, что сознание тАУ это свойство высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств. Исходя из этого еще древнегреческий философ Эпикур утверждал: ВлВ здоровом теле здоровый духВ». В настоящее время это стало своего рода пословицей, но она права отчасти, т.к. современная наука доказывает, что более существенное воздействие на бытие человека оказывает сознание, нежели тело.

Бессознательное.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное тАФ это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие ВлсознаниеВ», ВлсознательноеВ»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (ВлсубсенсорныеВ» или ВлсубцептивныеВ» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях так называемых постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

Вообще, сознание тАУ это понятие, имеющее очень широкий спектр толВнкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей жизнь и поступки людей. Представление о многослойности психики чеВнловека существовало ухе в древневосВнточной философии. КонВнцепция бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем (ВлМонадологияВ», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприяВнтий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою концепцию бессознательноВнго создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной ирраВнциональной силы, определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом введено понятие Влколлективного бесВнсознательногоВ», характерного для каждого народа и этноса и формируВнющего его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии это понятие широко исВнпользуется для трактовки всех психических форм жизни человека. В современной оно толкуется как совокупность псиВнхических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин ВлбессознательноеВ» применяется такВнже для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидераВнми группы. Личное бессознательное и коллективное бессознательное влияют на жизнь индивида и ход исторического процесса.

Диалектика сознательного и бессознательного.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание тАУ это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного 3. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях.

ВлВзаимосвязь сознательного и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и тольВнко она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдаюВнщиеся и очень важные патологичесВнкие процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его каВнчествам.

Быть сознательным тАФ это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непоВнсредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состоВняние сознательности быстро прохоВндит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако моВнжет вновь стать сознательным при известных, легко достижимых услоВнвиях. Каким оно было в промежуточВнный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скаВнжем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описаВнние. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин ВлбессознательноеВ» не может иметь здесь применения; пока предВнставление находилось в скрытом соВнстоянии, оно вообще не было психиВнческим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о слоВнвах.

К термину или понятию бессознаВнтельного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т.е. вынуждеВнны были признать, что существуют весьма напряженные душевные проВнцессы или представления тАФ здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, тАФ котоВнрые могут иметь такие же последстВнвия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как предВнставления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Состояние, в котором они нахоВндились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей псиВнхоаналитической работы как сопроВнтивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы расВнсматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознаВнтельным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательнымВ»?1.

Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль переходит в сферу бессознательного.

Литература.

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. тАУ М.: Издательский центр ВлАкадемияВ», 1996. тАУ 496с.
  2. Современная философия: Словарь и хрестоматия. тАУ Ростов-на-Дону: издательство ВлФениксВ», 1995. тАУ 511с.
  3. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. тАУ М.: Сов. Энциклопедия, 1983. тАУ 840с.
  4. Хапчаев И.А. Основы философии. тАУ Пятигорск, 1997. тАУ 294с.

? Фрейд 3. Я и Оно// Избранное. М., 1989. С. 370-373.

Вместе с этим смотрят:

Внешняя торговля России 90-е гг
Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы
Возникновение исламизма в Иране
Всемирная торговая организация