Варианты включения Украины в мировую экономику

Реферат

по международным экономическимотношениям

на тему:

Варианты включения Украины в мировую экономику

Киев тАУ 1999

Содержание

Введение        3

1. Украина и интеграционные объединения        5

1.1. ЕС: реальность и перспективы        5

1.2. Развитие в рамках СНГ        6

1.3. Украина в ЧЭС        8

2. Перспективные партнеры Украины        12

2.1 Страны АТР и Африки        12

2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA        14

Выводы        16

Список использованной литературы        17

Введение

Роль и место любой страны в мировом хозяйстве и международном разделении труда (МРТ) зависит от многих факторов. К числу основных относятся: динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, ее умение адаптироваться к условиВням международной хозяйственной жизни.  Украина как суверенное государство пока оказывает крайне незначительное воздействие на МРТ и интеграционные процессы, происходящие в мировой экономике, оставаясь в течение длительного времени в стороне от главных мирохозяйВнственных процессов.

Находясь в центре Европы, рядом с гоВнсударствами, активно преобразующими свои экономики, Украина заметВнно отстала и не успевает за процессами, которые происходят в соседних государствах. Принимая во внимание ресурсы и географическое полоВнжение Украины, а также конкретные условия, которые создает мироВнвая экономика каждому государству, Украина должна найти свой путь перехода к рыночной экономике и ускорения структурных преобразований с целью укрепления своей роли в мировой экономике.

Существуют большое количество точек зрения относительно включения Украины в МРТ и мирохозяйственные связи.

Вся логика развития Украины в конце 90-х годов и перспективы ее на ближайшие десятилетия XXI в. подсказывают ей необходимость балансирования отношений с Западом, где она будет вплотную граничить с Европейским Союзом и на Востоке тАФ с Россией и другими странами СНГ.

Для Украины ее будущее,  в первую очередь, связано с воссоздаВннием государственности и оформлением общенациональной идеи. МоВнлодой державе еще предстоит выработка устойчивой и динамичной моВндели экономики. Ее политическая система исключительно тесно привязана к специфике страны, вытекающей из географического расВнположения государства в пределах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Европейский выбор Украины не подразумевает ее однозначного тяВнготения к Европе, а предполагает создание системы взаимоотношений Украины в пространстве Россия тАУ Европа тАУ Северная Америка тАУ Черноморье тАУ СНГ. Именно эта система в глобальном контексте предопределяВнет набор стратегий и перспектив путей развития Украины в XXI в.

В основу развития экономических связей в рамках ВлСевертАУЮгВ» может быть положено удобное географическое расположение УкраиВнны между технологически развитым севером и быстро развивающимВнся югом Европы и прилегающим к нему Ближним Востоком и североВнафриканскими странами. В развитии и поддержании этих связей заинтересованы как северные страны Европы, а также страны зоны  Черноморского экономического сотрудничества, так и практически весь регион Средиземноморья. Черноморско-Балтийский стратегический вектор приобретает еще большую актуальность в рамках приоритетов, обозначенных Европейским Союзом при развитии транспортной инфраструктуры в направлении ВлСевертАУЮгВ», включающем в себя неВнсколько транспортных коридоров, строительство трубопроводов и друВнгие инвестиционные проекты.

Уникальность географического положения Украины позволяет ей также выполнять роль одного из важнейших звеньев на оси ВлЗапад-ВостокВ» или, иными словами, на пути ВлЕвропа-Тихоокеанский регионВ».

Итак, к вариантам включения Украины в мировую экономику относятся как ее развитие в рамках интеграционных объединений, так и ее независимое развитие на данном этапе, с отстаиванием национальных интересов.

1. Украина и интеграционные объединения 1.1. ЕС: реальность и перспективы

Как показывает практика глобализации конца XX в., все больше набирает силу процесс регионализации мирового экономического пространства. Для Украины налаживание эффективных и достойных ее потенциала связей с Европейским Союзом представляется одной из приоритетных задач. Это совпадает и с концепцией, которую избрал для себя Европейский Союз еще в 1993 г. в Копенгагене на встрече высВншего уровня, заявив, что он будет расширяться на восток за счет стран Центральной и Восточной Европы. Украина не находится в списке перВнвоочередных кандидатов и даже кандидатов второго эшелона, однако на последующих этапах ее кандидатура вполне реальна. 14.06.94 было подписано СоглашеВнние о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, на ратификацию которого всеми членами Союза ушло почти 4 года. С 1.08.98 это соглашение вступило в силу, и с этого момента у УкраВнины открылись новые возможности для выхода на рынки стран-членов ЕС с отечественной продукцией. Однако соглашение также ставит пеВнред Украиной задачу дальнейшей реструктуризации экономики, смены механизма сотрудничества с Союзом и подготовки правового поля, коВнторое обеспечило бы реализацию этого соглашения.

В соответствии с договоВнром о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС с 1998 г. наВнчаты практические приготовления по формированию между ними зоны свободной торговли.

С целью реализации стратегического курса Украины на интеграцию в Европейский Союз, обеспечения вхождения Украины в европейский политический, экономический и правовой простор и создания предпосылок  для приобретения Украиной членства в Европейском Союзе была утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз Указом Президента Украины от 11.06.98. В данном документе определены направления интеграционного процесса, а именно: экономическая интеграция и развитие торговых отношений между Украиной и ЕС, адаптация законодательства Украины к законодательству ЕС, адаптация социальной политики Украины к стандартам ЕС и т.д.

Со своей стороны Украина представляет собой интерес для ЕС как в экономическом, так и в политическом отношении.

1.2. Развитие в рамках СНГ

Значительной проблемой являются перспективы экономических отВнношений со странами СНГ и с Россией в особенности. Ранее существовавВнший единый народнохозяйственный комплекс, в котором Украина была периферией, сегодня воспринимается критически. И тем не менее, не стоВнит отбрасывать то, что было полезным и может быть полезным в настояВнщем и будущем. Речь идет об экономических связях и ростках коопераВнции, которые еще есть возможность сохранить и развить. Существует несколько моделей экономических взаимоотношений с новыми государВнствами, возникшими на месте бывшего Союза. Не все из интеграционных предложений сегодня в состоянии удовлетворить потребности и интереВнсы Украины, да и возможности Украины на настоящем этапе крайне ограничены. Опыт показывает, что во взаимоотношениях со странами СНГ сегодня невозможно строить какую-либо однородную систему отношений.

Договор о создании Экономического Союза в СНГ от 24.09.93 ставил своей задачей последовательное и согласованное экономическое сблиВнжение бывших советских республик через создание системы свободноВнго перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также соВнгласование бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической, таможенной и налоговой политики. На базе договора было подписано большое количество соглашений, которые не смогли быть в последуюВнщем реализованы, поскольку не соответствовали новым национальным законодательным актам молодых государств.

После заключения договора о создании Экономического Союза был составлен план интеграционного развития, в рамках которого предполаВнгалось создание Платежного и Таможенного союзов стран СНГ. Но из-за возникших проблем в деле платежно-расчетных и таможенных отношеВнний полноценной реализации этих идей достигнуто не было. Неспособность и невозможность реализовать интеграционные планы в рамках СНГ объяснялись не только внутренними трудностями каждого из государств СНГ, но и недостаточной обоснованностью и проработкой самих концепций ноВнвых механизмов. В связи с этим взаимоотношения Украины со странами СНГ на протяжении 90-х годов строились и продолжают строиться на осВннове двухсторонних торгово-экономических отношений.

Отношения с Россией. Украина экспортирует в Россию черные металлы, транспортное оборудование, продукцию неорганической химии, сахар, мясо, мясные изделия. Основными статьями импорта из России являются топливно-энергетический продукты, транспортные средства, лесоматериалы, цветные металлы, ядерные реактивы, синтетический каучук. Итак, Россия поставила Украину в прямую зависимость по электроэнергетике. После многих месяцев подготовительной работы президенты двух стран 27 февраля 1998 г. подписали Договор об экономическом сотрудничестве до 2007 г. Договор предусматривает координацию экономического и социального развития обеих стран, сотрудничество в сфере торговли, создание прочной и просторной базы для стратегического партнерства в глоВнбальном масштабе. Практически в обмен на признание Россией полВнного суверенитета Украины и ее территориальной целостности УкВнраина открыла двери для проникновения российского капитала на украинские рынки. Этот договор явился ярким примером компромисса во имя движения вперед.

Особое значение в рамках СНГ для Украины имеют связи с Таджикистаном, который является вторым после России поставщиком нефти в Украину, занимая 4,4% в общем импорте Украины. Выгодным является для Украины и договор с Таджикистаном об оплате 60% поставок нефти товарами и услугами тАУ трубами, ирригационными системами, зерном, сахаром.

Перспективны отношения с Азербайджаном, который начал разрабатывать добычу нефти в Каспийском море и транспортировать ее в Европу через Черное море.

1.3. Украина в ЧЭС

25 июня 1992 г.  была подписана Декларация о причерноморском экономическом сотрудничестве. Идея интенсификации причерноморского экономиВнческого сотрудничества стала воплощаться в реальных формах хозяйствования.

31 августа 1992 г. были образованы Деловой Совет ЧЭС и постоянВнный Секретариат ЧЭС со штаб-квартирой в г. Стамбуле. Главной задаВнчей Делового Совета ЧЭС стала оценка существующего потенциала стран региона и разработка на этой базе конкретных проектов сотрудничества.

Страны ЧЭС приступили также к конкретным действиям и в друВнгих сферах экономики, нашедших отражение в декларации, а именно: в развитии сотрудничества в транспорте и телекоммуникациях, обмене информацией, энергетике, туризме, таможенном регулировании.

К числу основных направлений причерноморского сотрудничества, которые также важны для Украины, можно отнести следующие:

  • создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рамВнки производственной кооперации и совместных инвестиций в сфеВнрах взаимных интересов;
  • формирование инфраструктуры бизнеса тАФ сети банков и деловых центров для финансирования и информационной поддержки госуВндарственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты;
  • сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры на транспорте тАФ создание новых транспортных коммуникаций, переВнход на современные транспортно-погрузочные и складские техноВнлогии; создание транспортных коридоров;
  • организация паромного сообщения между портами Черного моря, в т.ч. между городом Ильичевск (Украина) и рядом портов Турции;
  • создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию ЧЭС;
  • обеспечение координации и загрузки судоремонтных заводов региВнона с целью осуществления ремонта судов стран ЧЭС;
  • развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в области автотранспорта, создание необходимой инфраструктуры в этой обВнласти; расширение железнодорожного сообщения между странами ЧЭС, включая строительство железнодорожных вокзалов; развиВнтие портового хозяйства; налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС;
  • комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря тАФ биоВнлогических, минеральных, водных, в т.ч. в области морского рыболовства и рыборазведения в устьях рек региона;
  • сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона, рациоВннальном использовании энергии, в т.ч. в совместном финансировании энергетических объектов, строительстве газо- и нефтепроводов, моВндернизации нефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу Черного моря по приему нефти и газа, введеВннии в действие новых и реконструкции действующих угольных предВнприятий с внедрением нового поколения горных машин, развитии работ по использованию нетрадиционных источников энергии;
  • сотрудничество в техническом перевооружении металлургических предприятий стран ЧЭС, внедрении новых мощностей, в т.ч. использовании нового поколения машин непрерывной разливки стаВнли; модернизация прокатного оборудования с целью получения продукции соответствующей требованиям мирового рынка, комВнпьютеризация и автоматизация производственных процессов с целью улучшения экологии и условий труда металлургов, защиты водного и воздушного бассейнов;
  • развитие сотрудничества в агропромышленном комплексе стран ЧЭС;
  • сотрудничество в развитии пищевой и перерабатывающей промышВнленности путем образования совместных предприятий по выпуску тароупаковочных материалов, продуктов детского питания; техниВнческое переоснащение табачной, кондитерской и масложировой отВнрасли и организация серийного производства технологического обоВнрудования для этих отраслей, включая производство запасных частей к нему, средств механизации и автоматизации;
  • участие в конверсии оборонной промышленности, перевод ее на масВнсовое производство качественных товаров на базе разукрупнения, демонополизации и приватизации предприятий;
  • развитие современной системы телекоммуникаций, включая обеспечение надежной телефонной связи между странами ПричерноВнморья; реализация проекта по строительству оптико-волоконной линии связи между Турцией, Болгарией, Румынией и Украиной;
  • кооперация в развитии унифицированной таможенной системы стран региона, создание полноценной системы многосторонних расВнчетов и возможной последующей организации Черноморского плаВнтежного союза;
  • сотрудничество стран Причерноморья в развитии процессов приватиВнзации, предпринимательства, укрепления малого и среднего бизнеса.

Участие в  причерноморской инВнтеграции ни в коей мере не противоречит экономическим интересам Украины, которая по своему потенциалу и геополитическому положеВннию в Европе является важным партнером для любого европейского гоВнсударства.

Шестилетний период становления и разВнвития организации доказывает ее перспективность и благотворное влияВнние на вошедшие в объединение страны. Представляющими интерес для Украины отличительными чертами ЧЭС являются:

  • широкое разнообразие природных ресурсов, огромные запасы неВнфти и газа, а также других сырьевых материалов;
  • большой интеллектуальный потенциал, наличие большого числа выВнсокообразованных специалистов, ученых, институтов, оснащенных передовыми научными технологиями;
  • значительный рынок высоко- и низко квалифицированной рабочей силы, конкурентоспособной в сравнении с рабочей силой в других регионах;
  • потребительский рынок в 330 млн. чел., на котором существуют усВнтойчиво высокий спрос на очень многие виды товаров и услуг и больВншой их дефицит;
  • регион потенциально крайне привлекателен для развития междуВннародного туризма благодаря богатому историческому и культурВнному наследию и уникальным природным условиям.

Украина располагает всем необходимым для включения ее в процессы регионализации международного сотрудничества. Это, прежде всего, ее выгодное геоэкономическое положение.

Инвесторы отдельных стран при прочих равных условиях предпочитают вкладывать капитал в соответствующие прибрежные зоны и приграничные районы Украины, где начала формироваться инфраструктура для международного бизнеса.

Применительно к Украине причерноморское сотрудничество должВнно рассматриваться в узком и широком смысле. В узком смысле речь должна идти о сотрудничестве территорий, непосредственно выходяВнщих к Черному морю и в хозяйственном отношении тесно связанных с ним. Этот уровень развития регионального сотрудничества берет свое начало из древней приграничной и прибрежной торговли.

В широком смысле тАФ это означает включение в сотрудничество всеВнго экономического пространства страны. Базисом для него является увеличение разнообразия и гибкости предпринимательской деятельности по всей территории.

ЧЭС тАФ это живой организм, постоянно изменяющийся и создающий новые возможности для делового мира Украины.

2. Перспективные партнеры Украины 2.1 Страны АТР и Африки

Осуществляя курс на интеграцию в мировую экономику, Украина стремится развивать взаимовыгодные отношения со всеми государствами.

Важным для Украины является развитие внешнеэкономической деятельности с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где в настоящее вреВнмя проживает почти половина человечества, вырабатывается свыше 55% товарной продукции мира и сосредоточено примерно 40% объема мироВнвой торговли. Это тАФ один из богатейших и наиболее передовых региоВннов в области новейших технологий и их внедрения в жизнь. Вышеперечисленное обусловливает необходимость расширения приВнсутствия Украины в этом регионе. Более активная ориентация Украины в настоящее время на Запад, связанная с возможностью получения инВнвестиций, передачей технологий, опыта управления, не исключает тех широких возможностей, которые открываются перед Украиной на ВосВнтоке. Однако ее интеграция в систему экономиВнческих отношений с государствами АТР требует решения многих экоВнномических и политических проблем, затраты времени на адаптацию украинского законодательства к требованиям и специфике региона.

Заметное место в отношениях Украины со странами Африканского континента принадлежит сотрудничеству с ЮАР.

ЮАР открывает широкие возможности для международВнного сотрудничества в области автотранспортного машиностроения, военно-промышленного комплекса. Различия природных условий и циклов созревания сельскохозяйственных кульВнтур создают неплохую основу для взаимодействия Украины и ЮАР в агропромышВнленном секторе. В силу таких различий производители двух стран не являются конкуВнрентами. А это значит, что в данной сфере вполне реальны специализация и коопериВнрование. Например, в обмен на поставки пшеницы, наша страна могла бы закупать в Южной Африке свежие фрукты и овощи, необходимые населению в зимВнний период. Другим направлением сотрудничества могло бы стать использование имеющихся в Южной Африке технологий хранения и переработки сельскохозяйственВнных продуктов.

Для ЮАР, длительное время находившейся в международной изоляции, равно как и для суверенной Украины, чрезвычайно актуальной является задача интеграции в миВнровое хозяйство. Во многом сходные трудности, переживаемые странами тАФ с одной стороны, и взаимодополняемость хозяйственных компВнлексов обеих стран тАФ с другой, могут стать надежной основой для взаимовыгодного сотрудничества. При этом его динамизм будет определяться тем, насколько адекватно стороны станут реагировать не изменения конъюнктуры и учитывать интересы друг друга.

2.2. Взаимоотношения со странами CEFTA

Страны Центральной и Восточной Европы были и остаются важными торгово-экономическими партнерами Украины. Между ними сложиВнлись взаимодополняющие связи в различных отраслях экономики, наВнуки и техники. Заинтересованность во взаимном сотрудничестве объясняется такими факторами, как территориальная близость, сходВнство решаемых этими странами задач, а для Украины также то, что вскоре ее ближайшие соседи станут членами ЕС.

Для Украины процессы, происходящие в рамках CEFTA, представляют интерес не только с точки зрения появления нового емкого рынка на Западе, но и как пример для оптимизации хозяйственных связей с сосеВндями по СНГ и в рамках Черноморского экономического сотрудничества.

Страны ЦВЕ начали процесс интегВнрирования в EС для того, чтобы в будущем стать полноправными членами. У Венгрии, Польши, ЧеВнхии, Словении есть реальная перспектива вступления в ЕС в 2002 г.

Наиболее актуальным для Украины являВнется сохранение в рамках региона и с учетом процесса глобализации существующей специализации стран CEFTA в транспортном машиностроеВннии, производстве медикаментов и медицинского оборудования, малоВнтоннажной химии. Украине жизненно важно поддерживать сотрудниВнчество в области производства сельскохозяйственных машин, автомобилей, электронной техники и энергетического оборудования. Восстановление угасающих связей в черной и цветной металлургии, химии, деревообрабатывающей промышленности также должно дать импульс для возрождения экономики Украины.

Огромные резервы скрыты в развитии кооперации между предприВнятиями, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию и выВнпускающими продукты питания. Сегодня на рынках Украины мы видим все больше продовольствия, поставляемого из Польши, Венгрии и Чехии. Оно приВнвлекает к себе внимание яркой упаковкой и высоким качеством, во мноВнгих случаях достигшим европейских стандартов. Это происходит благоВндаря тому, что в этих странах активно заработал частный сектор, ориентированный на быструю реализацию потребительских товаров, сбыт которых сегодня частично осуществляется на западные рынки, но в основной массе тАФ на рынки стран СНГ и, в первую очередь, в УкраиВнну, Беларусь и Россию. Таким образом, благодаря изменениям в эконоВнмике стран CEFTA сложилась новая товарная структура внешнеэкономических связей Украины с этими странами.

Из сказанного выше следует, что как Украина, так и страны ЦВЕ объективно заинтересованы в продолжении взаимной торговли, особенВнно в области машинотехнической продукции. Сегодня необходимо искать компромиссы. Среди прочих мер, способствующих решению проблемы платежеспособности партнеров, следовало бы рассматривать возможВнность образования нового платежного союза.

Выводы

Магистральным путем развития экономики Украины в XXI в. станет создание экономики открытого типа, т.е. такой экономической системы, которая в последнее время набрала наибольшее число сторонников в мире. Это, с одной стороны, позволит Украине, открывшейся миру, стать понятной странам-партнерам и говорить с ними на одном языке бизнеВнса, а с другой стороны, откроет для ТНК дорогу в Украину.

С  целью вхождения в мировое экономическое проВнстранство Украина обязана внедрить в практику принципы свободной торговли и исповедовать в связи с этим открытость экономики, последоВнвательно и неуклонно проводить приватизацию и создать эффективную, сокращенную до минимума государственную администрацию.

На эти процессы в Украине будут влиять также и ТНК, поделившие между собой мировое пространство и использующие национальные праВнвительства в своих интересах, диктуя им условия и определяя круг льгот, необходимых для своей деятельности в стране. Практика выступления ТНК на национальных рынках раскрывает методику использования ими политических кругов национальных держав, инфраструктуру, нациоВннальную систему инноваций и защиты авторских прав. В результате складывается ситуация, когда ТНК нуждается в организации помощи со стороны национального государства, которому в свою очередь нужны ТНК для достижения своих целей.

Одной из главных задач Украины в развитии региоВннального сотрудничества является расширение экспортной базы, ориВнентированной на рынки соседних стран, налаживание с ними производВнственно-кооперационных связей и научно-технического сотрудничества. Более того, участие Украины в региональном сотрудничестве требует создания необходимой инфраструктуры экономического и культурного общения. Ведь рост мобильности населения в связи с облегчением гражВнданам Украины условий выезда за границу имеет, в первую очередь, экономическую природу. Направление потоков украинских ВлкоммерчесВнких туристовВ» определяется, в первую очередь, конъюнктурой различВнных видов потребительских товаров как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних стран.

Список использованной литературы
  1. Про затвердження Стратегii iнтеграцii Украiни до РДвропейського Союзу / Урядовий КуртАЩiр, 18 червня 1998.
  2. Сiденко В. Економiчне трансформування в краiнах Центральноi та Схiдноi РДвропи. Економiка Украiни, №12, 1998
  3. Токарев О. ПАР тАУ наш новий зовнiшньоекономiчний партнер. Економiка Украiни, №5, 1998.
  4. Соколенко С. И. Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины. Киев: Логос, 1998.

Вместе с этим смотрят:

Введение новой валюты евро
Великобритания после Второй мировой войны
Версальско-вашингтонская система мирного урегулирования
Виды внешнеторговых контрактов