История государственных органов России
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИВа
Особое место в системе государственных органов России занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав собора входили Боярская Дума, тАЬОсвященный собортАЭ (церковные иерархии) и выборные от дворянства и посадов.
Духовная и светская аристократия представляла элиту общества, царь в решении важнейших вопросов не мог без неё обойтись. Дворянство было основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Этими основными функциями объясняется присутствие представителей всех трёх социальных групп в Соборе. противоречия, существовавшие между ними, позволяли монархической власти балансировать и усиливаться.
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (тАЬпо палатамтАЭ ) , но принимались всем составом Собора.
Кроме названия тАЬЗемский собортАЭ , представительные учреждения в московском государстве носили и другие наименования: тАЬсовет всея землитАЭ , тАЬсобортАЭ , тАЬобщий советтАЭ , тАЬвеликая земская думатАЭ . Свои организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через систему соборов правительственная власть стремилась выявить мнение отдельных наиболее влиятельных классов и групп населения.
Идея соборности начала развиваться с середины XVI в. тАФ известны соборы 1547,1549,1550,1551,1560,1575,1576,1579,1580,1584,1598,1604,1611,1613,1619,1622,1632,1634,1637,1639,1642,1645,1648тАУ49,1653 гг. Их значения и принятые на них решения неоднородны. Соборные решения служили источником избрания на царство, например, соборы 1584 г. тАФ Федора Иоанновича, 1598 г. тАФ Бориса Годунова, 1613 г. тАФ Михаила Фёдоровича. В 1611 и 1612 гг. проходили тАЬвоенные соборытАЭ , решавшие стратегические вопросы. Собор 1648тАУ49 гг. принимает важнейший акт тАФ Уложение. Структура соборов сложна: так, в состав Стоглавого собора (1551г.) входили в полном составе тАЬОсвященный собортАЭ , Боярская Дума и тАЬИзбранная радатАЭ . Наиболее представительным с социальной точки зрения был Собор 1566 г., решавший вопрос о войне с Польшей, тАФ на нём сформировались пять курий, представлявших разные слои населения (духовенство, боярство, приказные люди, дворянство и купечество) .
Некоторые соборы исполняли роль избирательного органа в период междуцарствования, другие тАФ совещательного, как Дума. Однако полномочия Земского собора были неопределённы и безграничны, поэтому поводы к их созыву могли быть разными. Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Выборы на Собор и принятие решений проходили в определённом порядке. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. Затем составлялись сословные выборные списки, число представителей в которых не было фиксированным. Выборные получали наказы от избирателей. Выбирали глав семейств и монашествующих, тАЬкрепких разумом, добрых и постоянныхтАЭ . Соборы собирались на Красной площади, в патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже тАФ в Золотой палате или столовой избе. Каждое сословие заседало отдельно и подавало собственное письменное мнение. в результате их обработки составлялся соборный приговор.
Для новой кодификационной (уложенной) комиссии, которую предполагалось создать, Екатерина II написала тАЬНаказтАЭ (1766 г.) , в котором формулировались принципы правовой политики и правовой системы. Значительная часть текста тАЬНаказатАЭ (250 статей) заимствована из трактата Ш. Монтескье тАЬО духе законовтАЭ , трактата Ч. Беккариа тАЬО преступлениях и наказанияхтАЭ (около 100 статей) , тАЬЭнциклопедиитАЭ Д. ВаДидро и дтАЩАламбера. В целом заимствования составили более 80 % статей и 90 % текста. Однако по своей концепции тАЬНаказтАЭ был самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского тАЬпросвещённого абсолютизматАЭ .
Текст тАЬНаказатАЭ состоял из 20 глав (526 статей) , разделённых на 5 разделов. В первых пяти главах (ст. 1тАУ38) сформулированы общие принципы устройства государства, в главах 6тАУ7 (ст. 39тАУ79) тАЬО законах вообщетАЭ и тАЬО законах подробнотАЭ тАФ основы государственного законодательства и общие формы правовой политики. Главы 8тАУ9 (ст. 80тАУ141) посвящены уголовному праву и судопроизводству, тому же (в трактовке Ч. Беккариа) посвящена глава 10 (ст. 142тАУ250) .
В главах 11тАУ18 (ст. 251тАУ438) излагаются основные положения сословнотАУправовой (крестьяне тАУ дворянство тАУ средний класс) . Главы 19тАУ20 (ст. 439тАУ521) посвящены вопросам юридической техники, теории законодательства и правовой реформы.
тАЬНаказтАЭ обосновывает политические принципы абсолютистского государства: власть монарха, бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти признаки выводились из тАЬестественноготАЭ положения России и подкреплялись ссылками на русскую политическую историю.
Монархия полагалась лучшей формой правления. Монарх объявлялся источником самодержавной неограниченной власти. Он объединяет, консолидирует общество и трактует законы.
Цель всех действий верховной власти тАФ обеспечение безопасности каждого гражданина, тАЬвласть сотворена для народатАЭ . Монархия призвана содействовать непрерывному совершенствованию общества. Для достижения этих целей необходимо установление в государстве тАЬнаилучших законовтАЭ . Монарх призван проявлять тАЬкротость и снисходительностьтАЭ , следуя установившимся традициям, стремясь обеспечить в обществе тАЬблаженство каждого и всехтАЭ (что стало девизом уложенной комиссии) . Вместе с тем, никаких ограничений (кроме этических) тАЬНаказтАЭ для верховной власти не усматривал.
тАЬНаказтАЭ декларировал общую для всех граждан свободу (вольность) и равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Однако далее он обосновывал неравное положение сословий перед властью и законом. Даётся чёткое деление общества на правящих и повинующихся, что связывалось с естественными законами рождения, происхождения и способностей.
Сословная структура общества соотносилась с естественным делением на профессиональные классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит особое место, учитывая особую важность его функций: военную службу и отправление правосудия. тАЬНаказтАЭ устанавливает сословное деление с соответствующей разницей в правах и привилегиях: первое место отводится дворянству, второе тАФ тАЬсреднему родутАЭ , последнее тАФ тАЬнижнему роду людейтАЭ , крестьянству. Попытки нарушить сословное деление оцениваются тАЬНаказомтАЭ , как гибельные для общества. Равенство видится лишь в одном тАФ одинаковом подчинении уголовным законам (хотя это не означало одинакового применения этих законов к разным сословиям) .
Закон рассматривался как главный инструмент государственного управления, который необходимо сообразовать с тАЬдухом народатАЭ и тАЬестественным положением делтАЭ . Закон должен обеспечивать полное и сознательное повиновение.
В тАЬНаказетАЭ была разработана юридическая техника, ранее не знакомая российскому праву, выработаны новые представления о системе законодательства: а) законов должно быть не много, и они должны оставаться неизменными; б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц, регламентируя его посредством наказов и уставов; в) ВаВауказы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и отменяемыми.
Законы описывают отношения, не вдаваясь в толкование и не делая исключений. Они просты и чётки в своих формулировках и предписаниях.
Главной задачей тАЬНаказатАЭ было указать на необходимость стабильности и фундаментальности правовой системы.
Екатерина II расширяет привилегии дворян. Дворяне располагали личными правами на родовую геральдику (герб, титул) . Они не подвергались аресту, если на то не было оснований и доказательств (поличного) или решения суда. Без решения суда их нельзя было признать виновными. Дворяне освобождались от телесных наказаний.
Расширенными по сравнению с другими сословиями были дворянские имущественные права. Только дворяне могли владеть деревнями и крестьянами, организовывать на своих землях фабрики и заводы. Дворянам разрешалась оптовая (но не розничная) торговля. В пределах своего имения дворянин мог осуществлять любую хозяйственную деятельность, не запрещённую законом. Дворянство получило полную свободу в сфере наследственного права. К политическим правам относились привилегии при приёме на государственную службу и увольнении, право проведения земских съездов и собраний.
Проект ограничивал положения Табели о рангах, открывающей возможности для производства в дворянское состояние по военной линии. По гражданской линии такое производство воспрещалось вообще. Всей полнотой прав и привилегий пользовались потомственные дворяне. Определённо наметилась линия на корпоративную замкнутость дворянского сословия, на ограничение проникновения в него чуждых элементов.
Правовой статус крестьянского сословия оказался производным от прав дворянства: последнему предоставлялись все права над крестьянами, кроме тАЬотнятия жизнитАЭ , проведения пыток, наказания кнутом. Однако на практике дворяне и купцы распоряжались жизнью крестьян полностью.
тАЬМанифест о вольности дворянскойтАЭ (1762г.) отразил требования и нужды дворянского сословия. Главной идеей Манифеста стало закрепление принципа вольного характера государственной службы. Служба монарху и государству стала рассматриваться как почётный долг дворянства и гарантировала ряд привилегий, но уже не считалась обязанностью.
Дворянам было разрешено покидать пределы государства и поступать на иностранную службу, и они обязаны были вернуться только по призыву верховной власти. Манифест предполагал, что стремление к государственной службе тАЬукоренилось в сердце дворянстватАЭ и принуждать к этому больше нет смысла. Дворяне могли прекратить свою службу в любое время и могли вовсе не поступать на службу.
Вместе с этим смотрят:
ИстязаниеКЗоТ о труде женщин
Классификация политических режимов
Коллективные трудовые споры