Административно-правовые формы и методы
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫФормы управления могут выступать в роли:
форм реализации исполнительной власти,
форм государственно-управленческой деятельности.
Ва
Под формой реализации исполнительной власти (формой управления) понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызыващее определенные последствия.
Ва
Правовые акты управления: понятие, ридическое значение
Ва
Правовые акты управления являтся основной ридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определящие их ридическу природу, следущие:
правовой акт управления (таково его наиболее распространенное обозначение) представляет собой ридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникащий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;
правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действущим законодательством либо административно-правовыми нормами;
правовой акт управления - ридически-властное волеизъявление соответствущего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;
правовой акт управления - одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризущими исполнительну власть в целом;
правовой акт управления содержит в себе ридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;
правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;
правовой акт управления может либо создавать ридическу основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит ридическим фактом, непосредственно порождащим, изменящим или прекращащим конкретные правовые отношения подобного типа;
правовой акт управления подзаконен, т.е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;
правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;
правовой акт управления представляет собой ридическу разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражат определенные обстоятельства, имещие ридическое значение, но не превращатся тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им ридическими качествами;
правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного ридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);
правовой акт управления с учетом ранее изложенных его качеств издается с соблдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматриващих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.
существут правила ведомственного характера либо предусматриващие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте заседаний Правительства Российской Федерации, в Положении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений);
правовой акт управления может быть в установленном действущим законодательством, или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;
правовой акт управления в случае несоблдения содержащихся в нем ридически-властных предписаний вызывает особое ридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).
Ва
Административно-правовые методы
Понятие административно-правовых методов
Ва
Следовательно, административно-правовой метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.
Следует различать:
методы управлящего воздействия, они всегда имет внешнее ридически-властное значение и выражение и являтся собственно методами управления;
методы организации работы аппарата управления, они имет чисто внутриаппаратное значение;
методы совершения отдельных управленческих действий, это методы процедурного характера.
Ва
Виды административно-правовых методов
Ва
Метод убеждения - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в виде поощрения, стимулирования, морального воздействия, воспитания. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности.
Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно - административных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порождает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтении, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.
Ва
Административное принуждение: сущность, виды
Ва
Административное принуждение - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функционального) подчинения в целях осуществления правоохранительной функции, обеспечения правопорядка и общественной безопасности во внесудебном порядке.
Меры административного принуждения разнообразны. По целевому назначени выделят следущие виды мер административного принуждения:
административно-предупредительные меры;
административно-пресекательные меры;
меры административной ответственности.
Наиболее типичными являтся следущие административно-предупредительные меры:
контроль и надзорные проверки;
досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);
проверка документов, удостоверящих личность;
административное задержание;
введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);
прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;
реквизиция имущества;
закрытие участков государственной границы.
Ва
Административно-пресекательные меры своим назначением имет прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применятся различными исполнительными органами (должностными лицами).
К их числу, например, относятся:
требования прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствущих осуществлени полномочий милиции);
непосредственное физическое воздействие;
применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушащих работу транспорта, связи, предприятий и учреждении;
административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении;
применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальну опасность здоровь и жизни лдей);
принудительное лечение лиц, страдащих заболеваниями, опасными для окружащих;
временное отстранение от работы инфекционных больных;
запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблдатся требования по обеспечени общественной безопасности и т.п.
Ва
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
Административная ответственность
Понятие и основные черты административной ответственности
Законодательные основы административной ответственности
Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливащие административну ответственность.
Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действущего во время и по месту совершения правонарушения.
В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространящегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организации.
Ва
Административное правонарушение
Ва
В законодательстве понятие административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Соза ССР и созных республик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно воспринято КоАП РiСР. Согласно Кодексу административное правонарушение (проступок) представляет собой посягащее на государственный или общественный порядок, социалистическу собственность , права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действущим законодательством уголовной ответственности.
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения.
Ими являтся:
антиобщественность;
противоправность;
виновность;
наказуемость деяния.
Состав административного правонарушения - совокупность установленных в законе элементов (частей) и признаков проступка, наличие которых может повлечь административну ответственность.
Признаками (элементами) состава административного правонарушения являтся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объективная сторона проступка заклчается в действии или бездействии, запрещенном административным правом.
Неоднократность однородного действия или бездействия служит непременным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исклчает возможность его такой характеристики.
Повторность по законодательству об административных правонарушениях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взыскани. Повторность служит обстоятельством, отягчащим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.
Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последущим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.
Субъектами административного правонарушения признатся: а) физические лица (гражданин или должностное лицо); б) организации, совершившие административное правонарушение.
Ва
Понятие и виды административных взысканий
Ва
Административное взыскание - индивидуальная мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях:
воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблдения законов и уважения к правопорядку;
предупреждения совершения им новых правонарушений;
предупреждение совершения правонарушений другими лицами (ст. 23 КоАП РiСР).
Ва
Основными видами административных взысканий являтся:
Ва
предупреждение;
штраф;
возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;
конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
лишение специального права, представленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
исправительные работы;
административный арест;
выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Возмездное изъятие
Конфискация
Лишение специальных прав
Исправительные работы
Административный арест
Ва
Дисциплинарная ответственность
Ва
Дисциплинарная ответственность - вид ридической ответственности, применяемой, как правило, субъектами линейной власти за нарушения требований дисциплины по отношени к государственным служащим, милитаризованным служащим, военнослужащим, учащимся учебных заведений.
В общем дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:
ее основанием является дисциплинарный проступок - противоправное, виновное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности;
за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;
они применятся в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);
пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) определятся правом.
Ва
Материальная ответственность
Ва
Материальная ответственность - вид ридической ответственности, которая применяется за причиненный неправомерными действиями правонарушителя материальный ущерб по отношени к государственным служащим, милитаризованным служащим, учащимся учебных заведений.
Ва
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Административно-процессуальная деятельность
Административный процесс: сущность, виды
Ва
Административный процесс - разновидность ридического процесса, совокупность последовательных действий для достижения ридических результатов, решения управленческих дел, урегулированных нормами административного права процессуального характера.
Ва
Административная рисдикция
Ва
Административная рисдикция - правоохранительная, административно--процедурная деятельность субъектов исполнительной власти по решени административных споров, рассмотрени жалоб граждан.
Можно выделить следущие виды административного производства:
Ва
производство по делам об административных правонарушениях;
дисциплинарное производство;
производство по жалобам;
согласительное производство.
Ва
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИiИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Ва
Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины
в государственном управлении
Ва
К гарантиям обеспечения законности относятся: экономические, политические, правовые (ридические), организационно-правовые. Экономические гарантии вытекат из многообразия форм собственности; политические определятся фундаментальными положениями о том, что власть в Российской федерации принадлежит народу; правовые (ридические) гарантии законности заклчатся в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нарушений.
Ва
Контроль в государственном управлении
Ва
Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.
Виды государственного контроля в управлении: общий и специальный, внешний и внутренний, контроль представительной и исполнительной власти, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный).
Ва
Административный надзор
Ва
Административный надзор - наблдение уполномоченными на то субъектами исполнительной власти за исполнением действущих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законе и подзаконных актах.
Ва
Судебный контроль за законность осуществления
исполнительной власти
Ва
Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контрол. Судебный контроль в сфере исполнительной власти - правовая оценка судами действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, принятие мер по их восстановлени и устранени причин, и привлечение виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного контроля являтся:
Ва
Конституционный Суд Российской Федерации;
суды общей рисдикции;
арбитражные суды.
Ва
Прокурорский надзор
Ва
Важная роль в обеспечении законности в управлении принадлежит прокурорскому надзору. Общий прокурорский надзор - надзор органов прокуратуры за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, соблдением прав и свобод человека и гражданина, соблдением законов органами и учреждениями, исполнящими наказание. Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" 2 предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Ва
К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности
относятся:
протест,
представление,
постановление.
Вместе с этим смотрят:
Акционерные обществаАппарат государства и принцип разделения властей
Арбитражное процессуальное право
Аргументация и доказательство как её логическая основа