Правовой режим индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Ва

Положение индивидуального предпринимателя

Заглянем в словарь Даля: предприниматель это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек".

Функция предпринимателя это дело частного делового человека. Но не каждый деловой человек способен быть предпринимателем. С социально-экономической точки зрения, предприниматель это тип "выскочки". Это Ва революционер экономики, зачинатель социальной и политической революций. Идти в разрез с обществом не так, как делают другие тАУ вот что такое предприниматель. Предприниматель лишен традиций". Он должен обладать специфическим набором качеств: здравым умом, постоянством, знанием людей, талантом управления. Свои организаторские, ВаВаВаВа управленческие способности предприниматель использует только с одной целью - получения прибыли. Поэтому в жизни предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие импортные товары.

Но, если гражданин занимается такого рода деятельностью эпизодически, не преследуя при этом извлечение прибыли, он не может расцениваться как предприниматель и не должен регистрироваться в этом качестве. Однако, с точки зрения формально-юридической предприниматель это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, и зарегистрирован в этом качестве государством. Вместе с тем, Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С позиции же уголовного и административного права предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.

Обратимся к истории: российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени, а вот законодательству других государств известна фигура коммерсанта. Статус коммерсанта признается за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные операции в виде предпринимательства. В СССР предприниматель впервые приобрел легальное признание после вступления в силу года Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности". Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты.

В постсоветской России Ва закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но, не Ва применяя наемный Ва труд, Ва так Ва и Ва создавая Ва предприятия с привлечением наемных работников. Такие граждане регистрировались в Ва качестве Ва физических лиц, Ва занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ныне действующий Гражданский Ва кодекс Ва Российской Федерации называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.

Мерой возможного правообладания в сфере предпринимательской деятельности называется предпринимательская правосубъектность, т.е. мера свободы действий предпринимателя в рамках действующего законодательства. Право гражданина заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности. Для того чтобы реализовать это право, гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность и исполнять все обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением. Предпринимательская дееспособность гражданина возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным.

Т.е. гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью, достигнув совершеннолетия. На территории России предпринимательской деятельностью могут заниматься как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Для отдельных категорий граждан законами Российской Федерации установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Это могут быть запрет должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью (закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"). При этом закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. В федеральном законе РФ от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" сказано, что "государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников", также Ва федеральный закон Вло милицииВ» запрещает заниматься сотрудникам милиции любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях. Данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность. Аналогичный запрет содержится в Законе Российской Федерации "О военнослужащих". Самостоятельной предпринимательской деятельностью также не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы.

Запрет на занятие предпринимательской деятельностью может результатом наказания (в соответствии с УК РФ незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет).

Для осуществления деятельности, требующей определенных профессиональных навыков и Ва профессиональной Ва подготовки законы и иные правовые акты, Ва регламентируют порядок Ва квалификационных Ва требований, предъявляемые к гражданам, Ва желающим заниматься такой деятельностью. Примером может служить требование, в котором оговаривается, что частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность ( закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").

Предприниматели могут зарегистрировать свою деятельностью без образования юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РiСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" от 7 декабря 1991 года, а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации. Регистрация гражданина, желающего заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляется по месту его жительства. В соответствии с установленным порядком, для регистрации необходимо представить (или направить по почте) следующие документы: заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора.

Срок, установленный для государственной регистрации предпринимателей не более 3 дней с момента получения документов по почте регистрирующим органом Ва или в день представления. Свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя оформляется в ВаВаВаВаВаВаВаВаВа трех экземплярах: один ВаВа выдается ВаВа гражданину-предпринимателю, второй остается у регистрирующего органа, а третий направляется Ва налоговому органу по месту регистрации предпринимателя для постановки его на учет. Документом, удостоверяющим статус гражданина-предпринимателя, является бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.

Итак, с момента государственной регистрации гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретает статус индивидуального предпринимателя и подпадает под юрисдикцию коммерческого законодательства. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, что означает, что индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определен законом, он может заниматься только на основании специального разрешения.

Предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, может заключать не запрещенные законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Ва Индивидуальный предприниматель действует от своего имени.

Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Более того, индивидуальный предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от вины. Он освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. При этом к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Нарушенные имущественные права и интересы индивидуального предпринимателя защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке.

Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя совпадает с правовым статусом коммерческого юридического лица. Это общее правило, из которого есть исключение. Оно состоит в том, что правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, не применяются к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, если законы, иные правовые акты предусматривают иное регулирование деятельности индивидуального предпринимателя, или иное регулирование вытекает из существа правоотношений.

Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческих юридических лиц. Они не должны становиться на учет в органы государственной статистики. Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще, чем отчетность коммерческих юридических лиц. Индивидуальный предприниматель свободнее в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами.

Как и ВаВаВаВаВаВаВа коммерческие ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом ВаВа налогообложения. Но если коммерческие юридические лица Ва уплачивают Ва налог Ва в Ва соответствии Ва с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий", то порядок уплаты налога с доходов (прибыли) индивидуального предпринимателя определяется Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости).

Индивидуальный предприниматель вправе применять наемный труд. Ранее действовавший российский Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" прямо запрещал применение наемного труда гражданином-предпринимателем. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года такого прямого запрета не содержит. Поэтому, исходя из частноправового принципа, "разрешено все, что прямо не запрещено законом", следует признать, что индивидуальный предприниматель может привлекать наемных работников. Подтверждением этому, кроме того, служит и то обстоятельство, что в случае признания индивидуального предпринимателя банкротом, требованиями второй очереди являются расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе и по контракту, т.е. с наемными работниками.

Модернизация Ва экономической Ва модели, закрепленной Ва в Конституции РiСР 1978 года в качестве "единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все Ва звенья общественного производства, распределения и обмена на территории РiСР", началась три года назад. Это определение экономики Ва РiСР, Ва содержавшееся в ст. 16 Ва Конституции Ва РiСР, было исключено Ва на V Съезде народных депутатов РiСР. Тем самым государство объявило об Ва отказе Ва от Ва огосударствления Ва всех Ва сфер Ва производства, распределения, обмена.

Симптоматично, что в соответствии со ст. 16 Конституции РiСР 1978 Ва года Ва распределение Ва предшествовало обмену, то есть обмениваться можно Ва было Ва только Ва тем, Ва что Ва уже Ва распределено Ва в Ва централизованном порядке.

Отказ Ва от Ва этого Ва положения Ва явился Ва началом Ва перехода к рыночной модели экономики.

Конституционные Ва положения Ва в Ва силу Ва их повышенной стабильности и жесткости Ва не Ва подходят Ва для регулирования рыночных отношений. Их роль состоит в другом - Ва гарантировать устойчивость и предсказуемость законодательства о предпринимательстве, основывающегося Ва на Ва ст. 34 Конституции РФ.

Самое важное изменение концептуального подхода к предпринимательству - это помещение ст.34 в главе 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Трактовка ВаВа предпринимательства ВаВа через ВаВа призму ВаВа прав Ва человека позволяет Ва утверждать, Ва что Ва отношения Ва государства и предпринимателей являются отношениями равных партнеров и у них имеются взаимные права и обязанности.

Если раньше в сфере экономики существовала монополия государства, то теперь предпринимательство рассматривается в Конституции как сфера, в которой ВаВа приоритетом обладает частный интерес. Поскольку предпринимательство - это сфера частного интереса и Ва инициативы, Конституция РФ не допускает монополии государства на внешнюю торговлю.

Имущественная Ва независимость Ва граждан Ва закреплена Ва в Ва ст. 35 и 36 Конституции Ва РФ. Ва Она, Ва как важнейшее условие создания рыночной Среды, означает также равенство, ВаВа свободу договора, возмещение Ва ущерба участников торгового оборота.

Новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как, прежде ВаВа всего Ва сфере Ва господства Ва частных интересов, трактовка Ва прав Ва предпринимателей Ва как Ва разновидности прав граждан ВаВа означают, что конституционный статус Ва предпринимателей, независимо от того, государственное это Ва предпринимательство Ва или частное, а также на территории, Ва какой области или республики осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым.

Единству статуса предпринимателей служат нормы ВаВа ст. ВаВа 71 Конституции, относящие к ведению Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, гражданское ВаВа законодательство, процессуальное законодательство, ВаВаВаВаВа правовое регулирование интеллектуальной собственности. Ва Единство Ва статуса Ва предпринимателей вытекает и из ст.19 Ва Конституции, закрепляющей важнейший принцип равенства всех перед законом и судом.

Правила деятельности для государственного предпринимательства не могут отныне основываться на льготах и привилегиях.

Все нормы текущего законодательства о ВаВа государственном предпринимательстве должны создаваться Ва применительно к правилам о частном Ва предпринимательстве, Ва исходя из того, что это основная форма деятельности. Ва Поэтому Ва указы Президента РФ, предусматривающие реформу государственных предприятий, отмену нетарифного ВаВа регулирования экспорта, были направлены главным образом на то, чтобы конституционные положения о предпринимательстве претворялись в жизнь.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ конституционное право на предпринимательство является непосредственно действующим. Прежде всего, непосредственное действие этого права проявляется в том, Ва что Ва оно Ва определяет Ва смысл, Ва содержание Ва и Ва применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

Содержание Ва права Ва на предпринимательскую деятельность может быть выявлено только при системном анализе всех конституционных положений.

Конституция Ва как Ва свод Ва важнейших Ва юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Конституционные гарантии предпринимательства Ва настолько Ва многочисленны, что в научном обиходе появилось Ва условное Ва понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства.

Содержащиеся ВаВа в Ва ст.8 Ва Конституции Ва РФ Ва положения Ва о единстве экономического Ва пространства, Ва свободном Ва перемещении товаров, услуг и финансовых Ва средств, Ва о Ва поддержке Ва конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.

Конституционные Ва гарантии Ва предпринимательства содержатся во всех главах ВаВа Конституции, ВаВа хотя ВаВа нередко Ва они Ва формулируются Ва в Ва нормах, определяющих полномочия органов власти.

Важной Ва составной Ва частью Ва права Ва на предпринимательство является право Ва предпринимателей Ва иметь Ва имущество Ва в Ва собственности, Ва владеть, пользоваться Ва и Ва распоряжаться Ва им Ва как Ва единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Изъятие Ва имущества Ва предпринимателей Ва только Ва по Ва решению суда - важнейшая Ва конституционная Ва гарантия их имущественной независимости от государства.

Содержащееся Ва в Ва п.3 Ва ст. Ва 35 Ва Конституции положение о том, что принудительное Ва отчуждение Ва имущества Ва для Ва государственных нужд может быть Ва произведено Ва только Ва при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.

Праву Ва предпринимателей Ва на Ва коммерческую Ва тайну Ва как Ва элемент их конституционно-правового Ва статуса Ва коррелирует Ва право каждого свободно получать Ва информацию Ва (ст. Ва 29 Ва Конституции Ва РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских ВаВаВа структур, ВаВа с ВаВа тем ВаВа чтобы ВаВа они ВаВа с ВаВа помощью недобросовестной ВаВаВа рекламы ВаВаВа не ВаВа злоупотребляли ВаВа своими ВаВа правами.

Осуществление ВаВаВа предпринимательских ВаВаВа прав ВаВа подпадает ВаВа под ВаВа общий конституционный Ва режим Ва - Ва осуществление Ва прав Ва и Ва свобод Ва человека Ва и гражданина Ва не Ва должно Ва нарушать Ва права Ва и Ва свободы других лиц (ст. 17 Конституции).

Обогащает Ва содержание права на предпринимательство, содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение.

Это Ва право Ва применительно Ва к Ва лицам, Ва намеревающимся осуществлять предпринимательскую Ва деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых ВаВа форм Ва (акционерные Ва общества, Ва товарищества, кооперативы Ва и Ва т. Ва д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения Ва от Ва государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.

Конституция Ва РФ Ва закрепляет очень высокое положение международных договоров Ва Российской Федерации в иерархии нормативных актов. Согласно ст. ВаВа 15 ВаВа положения ВаВа международного Ва договора Ва даже Ва выше Ва положений конституционных ВаВа законов, ВаВа поскольку Ва если Ва международным Ва договором установлены Ва иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Общепризнанные ВаВа принципы Ва и Ва нормы Ва международного Ва права Ва также занимают очень важное место в правовой системе Российской Федерации. В соответствии со ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются ВаВа права ВаВа и ВаВа свободы Ва человека Ва и Ва гражданина Ва согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Таким ВаВаВа образом, ВаВаВа содержание ВаВаВа конституционного ВаВаВа права ВаВа на предпринимательство Ва обогащается Ва и Ва дополнительно гарантируется через подключение ВаВаВа к ВаВаВа внутреннему ВаВа конституционному ВаВа праву ВаВа положений международного права.

При Ва этом Ва иностранные Ва предприниматели Ва пользуются Ва в Российской Федерации Ва правами Ва и Ва несут Ва обязанности наравне с гражданами России, кроме Ва случаев, Ва установленных Ва федеральным Ва законом или международным договором Российской Федерации.

C Ва 1 Ва января Ва 1995 Ва года Ва признан Ва утратившим силу Закон РiСР "О предприятиях Ва и Ва предпринимательской Ва деятельности", Ва ст. Ва 20 которого предусматривала гарантии предпринимательской деятельности.

В Ва новом Ва Гражданском Ва кодексе Ва аналогичной Ва статьи Ва нет. Ва В этой ситуации ВаВа важное ВаВа значение ВаВа приобретают ВаВа конституционные Ва гарантии предпринимательской Ва деятельности. Существенным новшеством Конституции 1993 Ва года Ва является Ва признание прямого действия конституционных норм.Институт предпринимательской деятельности как разрешенного и поощряемого государством занятия - достаточно новое явление в российском праве последних десятилетий.

Ранее предпринимательство рассматривалось как антиобщественная деятельность, а его субъекты привлекались к уголовной ответственности. Любопытно отметить, что те признаки предпринимательства, которые учитывались при оценке состава преступления (деятельность по производству товаров, услуг в целях извлечения прибыли (наживы), осуществляемая с привлечением рабочей силы в формах предприятий и организаций), вошли в определение предпринимательства как вполне легального занятия, которое регламентируется и защищается силой государства. И это неудивительно страна перешла от тоталитаризма к экономическим формам демократии, практически отказалась от внешнеэкономического принуждения личности, что позволяет раскрыть ее деловые и творческие созидательные способности. Существующие реалии не могли не найти своего отражения в законодательстве Российской Федерации.

Предпринимательством признана инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, которая осуществляется ее субъектами на свой риск и под имущественную ответственность в тех пределах, которые очерчены организационно-правовой формой предпринимательства. В Законе РiСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" впервые было дано определение понятия "предпринимательство", его основных признаков.

Следующим серьезным этапом стало развития нормативной базы о предпринимательской деятельности и принятие части первой Гражданского кодекса 1994 года, что, несомненно, стало Ва разрешением ряда проблем, устранив некоторые неточности и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности, существовавшие в ранее действовавшем законодательстве. Однако полуторогодовая правоприменительная практика и углубленный анализ принятых норм показали несовершенность и несостоятельность этих норм.

Предпринимательство в кодекс определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Возникает необходимость раскрыть и проанализировать это понятие через его составляющие. Бесспорное место в нормативном определении занял ряд признаков предпринимательства:

Коммерческий характер. Осуществление деятельности с целью получения прибыли. Ва Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества. С учетом этого стала явной недостаточность определения, данного Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, исходя из которого некоммерческое распоряжение имуществом во власти собственника, а любая прибыль (и даже цель ее получения) требовала соблюдения предварительной процедуры регистрации субъекта в качестве предпринимателя, что сопряжено с известными трудностями в виде повышенной ответственности, дополнительного учета, отчетности и расходами, не всегда соотносимыми с возможным доходом. Попыткой исправить такое положение стал введенный Гражданским кодексом признак систематичности получения прибыли. Но, к сожалению, и он не разрешает имеющейся проблемы полностью. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что "систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся", а законодатель применительно к трудовому праву полагает систематическими нарушения трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания. Вполне естественно, что в условиях подобной неопределенности толкование этого признака и вытекающих последствий будет различаться у гражданина и заинтересованных государственных органов. Практические последствия малейшей нормативной неопределенности в подобных случаях сказываются немедленно - происходит затруднение реализации прав собственника на уровне ведомственных интересов. Органы, осуществляющие государственное регулирование, ставят собственника-непредпринимателя в худшее положение по сравнению с зарегистрированным лицом.

По своему значению государственная регистрация индивидуального предпринимателя и предприятия неодинаковы.

Правоспособность гражданина возникает с момента рождения; регистрация факта рождения носит учетный, вторичный характер, лишь подтверждающий юридическое событие рождения. Но до государственной регистрации предприятие юридически не существует, не имеет прав и обязанностей. Ва В содержание гражданской правоспособности гражданина входят наряду с другими и правовые возможности собственника легально приобретенного имущества.

Какую же нагрузку несет регистрация гражданина как предпринимателя, без которой его сделки, направленные на получение прибыли, будут недействительными?

Существует два аспекта этого вопроса. Если субъект постоянно занимается профессиональной деятельностью по производству товаров и услуг, общество вправе ожидать от него известной надежности и безопасности в вопросах качества, а также имущественной ответственности при недобросовестности в коммерческой деятельности. Начиная с регистрации при выполнении ряда условий (например, наличие знаний и материальной базы для производства определенных товаров или услуг) до надзора за соответствием стандартам качества и безопасности, правилам торговли, разрешения споров по хозяйственной деятельности в особых судах и по особой процедуре государство, в данном случае, должно употреблять специфические меры регулирования предпринимательской деятельности. С другой стороны, если гражданин получает прибыль от собственного имущества и деятельности нерегулярно либо в небольших объемах, общество не имеет к нему существенного интереса и не может понести от такой деятельности больших потерь для общества и каждого конкретного потребителя.

С общественной точки зрения более важна ясность, с каким субъектом они в данный момент имеют дело. При отсутствии четкого правового разделения постоянно хозяйствующего субъекта и гражданина, четкое понимание прав и обязанностей контрагента, реализующего имущество, товар или услугу, затруднено.

Признак второй - осуществление предпринимательской деятельности на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях.

Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы. До введения в действие ГК РФ 1994 года из этого правила для гражданина-предпринимателя по сравнению с предприятием было сделано исключение: он нес ответственность только при наличии вины. Но и такой подход представляется не совсем верным. Потребитель в праве ожидать одинаковой ответственности от продавца товара независимо от того, кто осуществляет предпринимательскую деятельность - гражданин или предприятие. Как представитель общества потребителей государство обязано вырабатывать одинаковый подход к ответственности любого хозяйствующего субъекта. Это никоим образом не затрагивает принцип дифференциации регулирования предпринимательской деятельности разномасштабных субъектов в целях стимулирования их развития.

В вопросах ответственности уравнены в правовом режиме коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п.3 ст.23, п.3 ст.401 ГК). Это вполне нормы. Наиболее существенной ошибкой законодателя в понятии предпринимательства, приведенном в Кодексе, следует считать отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя, как, например, во французском законодательстве (Французского торгового кодекса), в Германии (Германского торгового уложения) и ряда других стран. Выделяется намерение вести торговлю как промысел и в дореволюционной России.

Однако я не хочу сказать о некомпетентности, непрофессиональности всех предпринимателей. Условный признак профессионализма призван нести иную нагрузку. В качестве последнего признака предпринимательской деятельности

законодатель ГК выделяет ее осуществление лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В результате буквального толкования упомянутой нормы выясняется, что осуществление самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, не является предпринимательством. При смысловой верности этого признака он весьма неточно расположен юридико-технически. Кроме того, формулировка ст.2 Кодекса противоречит п.4 ст.23 ГК, где все же признается незаконной (без регистрации) деятельность по извлечению предпринимательской прибыли.

Существует простое решение этого вопроса: упомянутую неточность достаточно легко исправить. Следует вынести требование о необходимости государственной регистрации предпринимателя за рамки легального определения предпринимательства. Оценивая законодательное развитие понятия предпринимательской деятельности, хотелось бы отметить тенденцию: совершенствования конструкции легального определения, делаются попытки уточнить и нормативно отточить его элементы. Законодатель пошел по пути инкорпорации норм о предпринимательской деятельности в Гражданский кодекс и достиг определенных успехов. Но, с другой стороны, невозможность избежать теоретических противоречий такого подхода и в достаточной мере удовлетворить потребности правоприменения становится все более ясной.

Вместе с этим смотрят:

Правовой режим лесного фонда
Правовые аспекты международного коммерческого контракта
Правовые аспекты применения сети Интернет в России
Правовые отношения