Принуждения и ответственности по административному праву

ПРИНУЖДЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

Ва

ПЛАН

Введение

Понятие принуждения и ответственности по административному праву

Соотношение административной ответственности и административного принуждения

Виды административного принуждения

Заключение

Литература

Введение

Ва

Являясь разновидностью государственного принуждения, администраВнтивное принуждение используется главным образом как крайнее средство обесВнпечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выВнполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меВнры выполняют и иного рода функции, т. е. применяются не только в качестве наВнказания за правонарушения, но и для их предупреждения. Это означает, что их следует понимать значительно шире, чем реализация санкций административно-правовых норм. В таком понимании они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность.

Правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

правомерность поведения участников управленческих отношений;

функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;

существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

Ва

1. Понятие принуждения и ответственности по административному праву

Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластВнного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команВнда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний возВндействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.

Юриста принуждение интересует прежде всего как средство охВнраны правопорядка, как метод государственной деятельности. ЮриВндическая наука изучает правовое принуждение, которое применяВнется на основе юридических норм и в связи с их нарушением, понуждает к соблюдению государственно-властных предписаний.

Принуждение можно различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государВнственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Рассматриваемый вид приВннуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполниВнтельной власти.

Следует различать меры административно-правового принужВндения и принудительные меры, установленные нормами админисВнтративного права. Административное законодательство закрепляет административные, дисциплинарные, общественно-правовые санкции. Так, им установлена дисциплинарная и материальная отВнветственность военнослужащих, определены властные полномоВнчия общественных инспекторов. Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права, котоВнрыми, кроме того, регулируется общественно-правовое и частично тАФ дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.

Ответственность тАФ разновидность принуждения, а меры ответВнственности тАФ особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная отВнветственность, а дисциплинарное принуждение включает в себя дисВнциплинарную и материальную ответственность. В целом, ответственВнность по административному праву тАФ часть принуждения по административному праву.

Административным законодательством урегулированы следуюВнщие виды ответственности: а) административная ответственность граждан; б) административная ответственность организаций; в) дисциплинарная ответственность милитаризованных служаВнщих (военнослужащих, работников милиции и др.), студентов, учаВнщихся и лиц, свобода которых ограничена в административном поВнрядке; г) материальная ответственность военнослужащих, работников органов МВД.

Органы исполнительной власти участвуют в осуществлении разВнных видов принуждения. Они сами используют средства дисциплиВннарного и административного воздействия. Органы милиции, служВнбы безопасности, налоговой полиции возбуждают уголовные дела, ведут предварительное расследование и применяют меры уголовВнно-процессуального принуждения. Одной из важнейших задач сисВнтемы МВД является исполнение уголовных наказаний.

Ва

2. Соотношение административной ответственности и административного принуждения

Административная ответственность является одним из важнейших институтов административного права. Административная ответственность за конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных актах. Законодатель устанавливая административную ответственность за то или иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее. Административная ответственность это правовое понятие, ее сущность определяется действующим административным законодательством. Административная ответственность как вид юридической ответственности является одним из методов государственного управления, связанного с принудительным обеспечением урегулированности и порядка. Одни авторы утверждают, что административная ответственность это обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа авторов говорит, что это реализация санкций правовой нормы, этой точки зрения придерживается Бахрах. Существует множество определений данного понятия:

Административная ответственность - это результат применения принуждения к правонарушителю, Но ведь административное принуждение более широкое понятие, чем административная ответственность, принуждение иногда применяется без административной ответственности, поэтому это определение не корректно.

Административная ответственность - это применение государственными органами и должностными лицами в условиях служебного положения мер принуждения (в смысле мер взыскания).

Административная ответственность - это обязанность виновного лица исполнить и претерпеть меры взыскания.

Административная ответственность - это предусмотренная нормами административного права обязанность лица дать отчет в своих неправомерных виновных действиях и понести наказание в виде конкретного административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

Административная ответственность - это предусмотренное административно-правовой нормой и примененное к виновному лицу государственно-принудительное воздействие за совершенное правонарушение, налагаемое компетентными органами или их представителями.

Признаки административной ответственности:

Административная ответственность является средством охраны правопорядка.

Она нормативно определена и состоит в определении и реализации санкций правовых норм.

Является последствием виновного деяния.

Сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершённого им деяния.

Связана с применением мер принуждения, которые обязан претерпеть правонарушитель.

Реализуется в соответствующей процессуальной форме.

Бахрах выделяет свои специфические признаки административной ответственности:

Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Административная ответственность состоит в применение к виновному мер административного взыскания. В ст.3.1. п.1 КоАП РФ сказано, что административное наказание является мерой ответственности.

К административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законодательством, их полный перечень содержится в разделе 3 КоАП.

Положения об административной ответственности урегулированы нормами административного права, которые содержат исчерпывающий перечень административных проступков и административных взысканий, которые в своей совокупности образуются в нормативную основу административной ответственности.

Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности, он отличается сравнительной простотой, что создаёт условия для его эффективного применения, и в тоже время содержит необходимые гарантии законности, права на защиту.

Структура административной ответственности:

В структуру административной ответственности включаются её основные части, элементы. Причём отсутствие хотя бы одного из них препятствует её наступлению:

Основание.

Субъекты

Условия применения.

Мера административной ответственности.

Процедура.

Необходимо отметить, что в течение многих лет под основанием административной ответственности понимали административное правонарушение, но затем это мнение изменилось и было выделено два основания: закон и правонарушения. Т.е. стали выделять юридическое основание - норма права, и фактическое основание - совершение правонарушения. Более сложен вопрос о фактическом основании, одни авторы говорят, что фактическое основание это - проступок, другие - состав административного проступка, третьи - процессуальные нормы, процедура привлечения и т.п. Как уже говорилось, ответственность возможна только при наличии двух оснований (юридического и фактического), это не совсем верно: теоретически построим норму о запрете курения в каком-либо месте (юридическое основание), предположим, что её кто-либо нарушает (фактическое основание), казалось бы, есть всё для привлечения к административной ответственности (согласно вышеупомянутому правилу), но лицо не будет привлечёно к ответственности, т.к. предположим что ему в данном случае нет 14-ти лет. Поэтому предлагается несколько иная конструкция: фактическое основание - это проступок; юридическое основание - это состав административного проступка (конкретного) правонарушения.

Таким образом, важное значение для познания сущности административной ответственности Ва имеет проблема ее соотношения с административным принуждением.

Институт административного принуждения является коплексным административно тАУ правовым институтом, который аккумулирует нормативные установления различного характера для регулирования правоприменительной и правоохранительной деятельности государства в специфической сфере тАУ сфере функционирования исполнительной власти по обеспечению правопорядка. В юридической науке не существует единого взгляда на Ва проблему определения понятия административного принуждения. Так Д.Н. Бахрах сводит его к применению предусмотренных законом санкций к лицу, совершившему административный проступок.

И.А. Галаган рассматривает административное принуждение значительно шире, включая в это понятие Влпсихическое воздействие в виде угрозы применения административных санкций за уклонение от совершения предписанных действий неподчинение известным запретам и ограничениямВ».

Наиболее полно и точно понятие административного принуждения раскрыл В.Г. Розенфельд, который под этим институтом понимает: Влпсихическое либо физическое воздействие на сознание и поведение субъектов с целью понудить их путем угрозы применения предусмотренных в законодательстве административных Ва санкций к должному поведению (совершению предписанных действий) либо к подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполномоченными органами, должностными лицами, представителями Ва общественных организаций мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями, личностного, организационного материального характера с целью предупреждения правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения возможных вредных последствий, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспечения охраны прав и свобод граждан, общественного порядка, различных видов собственности, создания режима законности во всех сферах и государственной дисциплины восстановления нарушенных законных прав и интересов государства, юридических лиц и гражданВ».

Среди всех видов государственного принуждения ведущая роль все же принадлежит административному принуждению. Административное принуждение осуществляется от имени государства и в его интересах полномочными представителями государства тАУ органами государственного управления, должностными лицами, представителями общественных организаций, обладающими юрисдикционными полномочиями. Меры административного принуждения применяются только процессе управленческой деятельности в сфере обеспечения правопорядка. Реализация этих мер осуществляется в строго определенных процессуальных формах.

Разрешением проблемы соотношения административной ответственности и административного принуждения достигается возможностью охарактеризовать понятие административной ответственности с точки зрения ее объема, то есть определить какие меры административного принуждения относятся к ней, а какие не относятся, хотя и применяются Ва в качестве административного принуждения, выработать критерии их классификации, определить признаки административного принуждения в целом. От того, какие меры административного принуждения следует относить Ва к мерам административной ответственности зависят пределы, объем и основные направления кодификации законодательства.

Таким образом соотношение административной ответственности и административного принуждения можно выразить такой формулой: административная ответственность составляет часть административного принуждения, только административные взыскания охватываются ее объемом.

Ва

3. Виды административного принуждения

тАЬБольшое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, ни на практикетАЭ. Четкая классификация мер административного принуждения необходима:

во-первых , для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия,

во-вторых , это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей,

в-третьих , четкая и точная классификация необходима при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности - административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности,

в-четвертых , правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификациитАЭ.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так одни авторы считают, что в группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (приостановление работы предприятия).

Они утверждают, что Ва критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить тАЬнепосредственная цель применения тех или иных мер, и они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкциитАЭ. Из изложенного делается вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:

административно-процессуальные меры;

административно-предупредительные меры;

административно-правовые санкции.

При этом отмечается, что административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией предлагается понимать тАЬэлемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядкетАЭ.

В целом по вопросу о классификации мер административного принуждения в науке административного права выделяют две основные точки зрения (другие - это модификация этих двух точек зрения).

тАЬПервая сводится к двухчленной классификации административного принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак-наличие административных санкций.

Вторая предложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры предупреждения.

Ва

а) Административно-предупредительные меры.

Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности. Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

К административно-предупредительным Ва мерам относят:

административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

таможенный досмотр;

спец контроль пассажиров и судов гражданской авиации;

привод, регистрация и Ва официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения;

изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями;

проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);

предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта;

закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией (эпизоотией);

прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;

ограничение права водопользования и т.п.

Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, нельзя не заметить различий между отдельными мерами по их непосредственному назначению и характеру право ограничений. Так среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных и тяжких последствий,

меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений,

меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения им обязанностей,

особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов и т.д.

Главная особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

Ва

б) Ва Меры административного пресечения.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер - меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие, - неправомерная линия поведения, образ действий, в других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (мелкое хулиганство), в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (бродяжничество, тунеядство и т.п.).

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны - это свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов:

меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, административное задержание и т.д.),

меры имущественного характера (изъятие холодного оружия),

меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта),

меры финансового характера (прекращение кредитования),

меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных),

меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности).

Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия и спецсредств).

Остановимся более подробно на административном задержании граждан и на личном досмотре и досмотре вещей и товаров .

Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки - совершения проступка - для задержания необходимо одно из следующих дополнительных условий:

наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся,

что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;

отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.);

отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. К основным нормативным актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18.апреля 1991 г. тАЬО милициитАЭ, в котором сказано, что милиции предоставлено право задерживать лиц, допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может, производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства). К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного задержания: задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения; задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство; задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках; задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

Личный досмотр и досмотр вещей и товаров производится в целях выявления и пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установление личности и т.д.

Досмотр производится в случаях:

когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения,

при наличии Ва признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах,

когда имеются показания технических средств контроля,

когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение,

когда досмотр прямо предусмотрен законодательством РФ.

Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др.

Досмотру должно предшествовать предложение предъявить документы, подтверждающие личность задержанного, вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола и в присутствии двух понятых того те пола в помещениях исключающих доступ посторонних граждан и отвечающих санитарии и гигиены.

После производства личного досмотра или досмотра вещей, товаров, транспортных средств уполномоченным лицом составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе задержания.

Ва

в) Ва Меры взыскания.

Меры административного взыскания представляют собой вид административной ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений, а также для предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

они носят ярко выраженный санкционный характер,

воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым Ва и наглядным способом;

взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты право применения;

все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

являются эффективным средством реализации института ответственности (обязанность гражданина дать отчет о своем неправомерном поведении и понести наказание в виде административного взыскания).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания , предусмотренные статьёй 3.2 КоАП РФ:

Предупреждение - выносится письменно.

Административный штраф - устанавливается, как правило, в размере от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, а в некоторых случаях - и в большем размере.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, применяется на срок от 15 дней до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом).

Административный арест - устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток (а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток). Административный арест назначается районным судом или мировым судьёй.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - применяется при незаконном въезде в РФ.

Дисквалификация - заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ предусматривает ряд ограничений применения административных наказаний. Например, административный арест не может применяться к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп.

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом в соответствии с КоАП РФ и другими законами об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении. О совершении административного правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного наказания, как правило, выносится постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим административную ответственность. При наложении наказания учитываются характер совершённого правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие ответственность (например, устранение причинённого вреда, совершение правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например, продолжение противоправного деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).

Итак, административное взыскание - это мера наказания, применяемая уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами), а в предусмотренных законом случаях - народными судами (народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями, к лицам, виновным в совершении административного проступка.

Ва

г) Административно-восстановительные меры

Отмечая большое значение предупредительных средств, слеВндует признать, что они не являются принудительными. А вот восстановительные санкции тАФ это особый вид административного принуждения.

Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосредВнственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерВнное поведение (снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки, приостановление работы, задержание и др.). Это средства прямого понуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания тАФ это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) поВнбуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые норВнмы, воздействует на их поведение косвенно.

Ва Восстановительные меры применяются с целью возмещения приВнчиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.

К ним относятся: меры материальной ответственности (взыскаВнние ущерба), снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помеВнщений, изъятие у организаций незаконно полученного, пеня, взысВнкание недоимки.

Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут быть снесены. Вначале глава админисВнтрации обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести самовольно возведенное строение и привести земельный участок в порядок. В случае, если это требование не будет выполнеВнно в месячный срок, он дает распоряжение муниципальным оргаВннам о сносе строения своими силами за счет виновного.

Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предприВнятиями и организациями путем нарушения финансовой дисциплиВнны, законодательства о ценах, реализации нестандартной продукВнции и т. д. Постановления об изъятии принимаются государственными органами, осуществляющими контроль за хозяйственной деятельВнностью юридических лиц (органами стандартизации, контроля за ценами и др.).

Административно-восстановительными мерами являются и так наВнзываемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка тАФ это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внеВнбюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей.

Пеня тАФ это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного плаВнтежа. Начисляется она за каждый день просрочки. В случаях наВнрушения финансовой дисциплины пеня, как правило, применяетВнся одновременно со взысканием недоимок.

Уплата пени тАФ это реализация восстановительной санкции, а они могут быть реализованы добровольно. Этой практике способВнствует письмо ГНС РФ, направленное в мае 1995 г. налоговым инспекциям о неприменении к налогоплательщикам финансовых санкций за нарушение законодательства в случае самостоятельВнного внесения ими в отчетность допущенных ошибок.

Ва

Заключение

Итак, правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

правомерность поведения участников управленческих отношений;

функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;

существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

Ва

Литература

Кодекс РiСР об административных правонарушениях

Комментарий с Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях Ва под ред. Лазарева Б.М. - М.: Юрид. лит., 1983

Советское административное право: Учебник под ред. Василенкова П.Т. - М.: Юрид. лит., 1990

Советское административное право. Части Общая и Особенная: Учебник под ред. Еропкина М.И., - Киев, 1978

Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТГУ, 1994

Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977

Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989

Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. Учебное пособие. М., 1988

Бахрах Д.Н. Административное принуждение в ССР, его виды и основные тенденции развития. М., 1972

Бахрах Д.н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969

Веремеенко И.И. Административно-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975

Вместе с этим смотрят:

Принципы арбитражного процесса
Принципы работы службы документационного обеспечения управления
Приобретение гражданства Российской Федерации
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление