Психологический анализ преступности несовершеннолетних

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Введение

Данная работа рассматривает проблеме современности - преступности несовершеннолетних Для этого был проведен психологический анализ. Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе.

Преступлением считается предусмотренное уголовным законом конкретное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественное или государственное устройство РФ, ее политическую и экономическую систему, государственную, общественную и частную собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное виновно совершенное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Важно отметить, что к преступлениям относятся только деяния, предусмотренные уголовным законом. Деяние, не указанное в законе, к разряду преступлений не относится и может считаться дисциплинарным, административным или аморальным проступком.

Общественная опасность является критерием, который определяет деяние как преступление, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям должно расцениваться как преступление.

Не является преступлением действие или бездействие, формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но по причине малозначительности не представляющее общественной опасности, при следующих обстоятельствах:

  • Если причиненный охраняемому объекту вред крайне мал.
  • Если направленность умысла виновного на причинение крайне малого вреда охраняемому объекту.
  • В различных случаях, общественная опасность того или иного деяния носит конкретно-исторический характер и может изменяться на каждом этапе развития общества.

    Предусмотренность деяния уголовным законом, его противозаконность или противоправность является вторым важным признаком преступления.

    Но существуют еще несколько признаков преступления. Деяние не может быть признано преступлением, если оно совершено не виновно. Оно может быть признано преступлением только при наличии соответствующего психологического отношения к деянию и его последствиям со стороны совершившего лица, то есть

    причинение вреда, допущенное умышленно или неосторожно.

    Все преступления относят к разряду аморальных безнравственных поступков, то есть тех, которые морально осуждаемы обществом. Но с другой стороны не всякое аморальное деяние является преступлением.

    Если в Уголовном Кодексе установлено соответствующее наказание за то или иное деяние, то оно считается преступлением. Отсюда выделяем следующий обязательным признаком преступления тАУ наказуемость .

    Преступление нужно отличать от других правонарушений - административных, гражданско-правовых, трудовых правонарушений и дисциплинарных проступков. Данные деяния различаются по степени и характеру общественной опасности.

    Разделяют преступления по степени тяжести на 3 типа: тяжкие; не представляющие большой опасности;

    малозначительные.

    Дадим теперь определение понятию преступности. Преступность - это совокупность всех преступлений, совершаемых в обществе за определенный промежуток времени, то есть преступность - массовидное явление, отраженное в статистике. Отличие понятий преступности и преступления в том, что понятие преступление - единичное, а преступность - понятие массовое . По признаку массовости определяется состояние преступности в обществе и ее динамика за определенные отрезки времени. Преступность обладает следующими основными признаками: историческая изменчивость, массовость, антагонистичность существующим общественным отношениям, интернациональный характер.

    Историчность - социально обусловленная изменчивость преступности, которая проявляется в 2 моментах:

    а) в разных государствах, принадлежащих к одной и той же формации круг преступлений не остается неизменным;

    б) структура и уровень преступности меняются в связи с социально-экономическими и социально-политическими изменениями в обществе.

    Антагонистический характер преступности проявляется в том, что при любом общественном строе она находится в непримиримом противоречии с его основными законами и принципами жизнедеятельности.

    Интернациональный характер также является неотъемлемым признаком преступности. Это обуславливается возникновением единого мирового криминального пространства и сходством по своим коренным признакам (показателям), характеру и структуре преступности в государствах с разным социально-политическим и экономическим устройством.

    Состояние преступности - количественно-качественная ее характеристика. Это ее важнейший показатель, который определяется более узкими показателями:

    а) количеством зарегистрированных преступлений;

    б) количеством совершаемых преступлений и числом преступников, привлеченных к уголовной ответственности (осужденных за их совершение);

    в)интенсивностью преступности;

    г)характером структуры преступности (преобладанием корыстных, насильственных или корыстно-насильственных преступлений мужской, женской, подростковой преступности и т.п.);

    д) величиной причиненного ею ущерба (количеством погибших от преступников, ущербом в денежном выражении и т.п.);

    е)уровнем латентности преступности.

    Подведя итог, можно определить преступность как относительно массовое, социально обусловленное, исторически изменчивое, антагонистическое явление уголовно-правового характера, образующееся из совокупности преступлений, совершаемых в конкретно взятом государстве или общественно-экономической формации.

    Только по совокупности перечисленных критериев можно составить достоверное представление о состоянии в стране, на отдельной территории или по поло-возрастным или другим социально-демографическим критериям. Если взять за основу суждения о состоянии, например, подростковой преступности только по числу лиц, осужденных к уголовному наказанию (или отбывающих наказание в колониях), то такое заключение будет недостоверным, ибо в это число не включены подростки, совершившие малозначительные преступления, дела на которых на законных основаниях были переданы в комиссии по делам несовершеннолетних. В число осужденных не входят лица, освобожденные от уголовной ответственности по другим, указанным в законе основаниям, а также лица, в отношении которых уголовные дела не возбуждались в силу ряда причин (недостатков в работе органов дознания и следствия, объявленной амнистии и т.п.), а также не учтена доля латентных преступлений, когда преступление совершено, но пострадавшие не заявляют об этом или правоохранительным органам об этом не известно. Например, очень высок уровень латентнасти в делах по изнасилованиям. Исследования, проведенные среди студентов Москвы и Ростова-на-Дону, показали, что каждая четвертая из обследованных подвергалась изнасилованию, но об этом не заявляла. Так же высок уровень латентности при карманных кражах.

    Не относятся к преступникам и лица , не достигшие возраста уголовной ответственности , совершившие общественно опасные деяния, так как они не являются субъектами преступления.

    Под структурой преступности понимается разновидность преступлений, распределение их по видам, определяемым по слудующим признакам:

      • уголовно-правовым : степень общественной опасности (тяжкие, менее тяжкие, малозначительные); форма совершения (единолично или в соучастии, с насилием или без его применения); виды и размеры наказания; субъекты преступления (несовершеннолетние и взрослые, впервые совершившие и рецидивисты, особо опасные рецидивисты и др.);
      • криминологическим : время и место совершения преступлений, их характер, спонтанная, самоорганизованная или организованная преступность; вооруженный характер и др.;
      • социально-демографическим : возраст, половая принадлежность, род занятий, образование, семейное положение и другие социально-демографические признаки преступников.

    Исходя из названных критериев и показателей раасмотрим основные тенденции закономерности динамики преступности несовершеннолетних, а также организации профилактической работы применительно к учебнымзаведениям (общеобразовательным школам, гимназиям, лицеям, колледжам и т.п.).

  • Криминально-психологические особенности преступности несовершеннолетних.
  • 1.1. Динамика, групповой характер, степень организованности.

    Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому,что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавщая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет. Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.

    Высокий динамизм. Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности , когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, при изнаксилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавщих тАЬоткупныхтАЭ; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем(большинство из которых мужчины) и т.п. При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто - это неверие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла (тАЬпо следствию и судам затаскаюттАЭ). Самообвинение (тАЬсам мол винове, что обманулитАЭ) и т.п. Даже не о всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те , кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводциков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами.

    Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По не которым регионам - каждое четвертое. Наивысший уровень преступной активности несовершеннолетних все последние годы наблюдается в Республике Бурятия, Приморском крае, Сахалинской области (300-500 преступников на 10 тыс. Населения в возрасте 14-17 лет) 1 . В 1994 году этой группой населения было совершено свыше 210 тясач преступлений 2 . Что скрывается за этой цифрой? То, что очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигает уровня особо опасного рецидивиста. Это - закономерность .

    Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет) 1 . Рецидивист опасен не только и

    не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни 2 . Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков в сфере преступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и тем, что по возрасту (23-25 лет) он не далеко тАЬушелтАЭ от подростков и поэтому как личность он психологически им интересен. Значит чем больше несовершеннолетних становится на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей законам.

    Групповой характер преступности несовершеннолетних . Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой тАЬна улицахтАЭ в среде таких же отвергнутых и непонятых.

    Именно потребность в общении (у подростков она особенна обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих, заставляет их объединяться в группы.

    Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних периобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения. Осрбенно велика в психологическом отношении роль тАЬтусовоктАЭ (мест сбора подростков), где группируются подростки, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей - единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, занимаются тАЬлюбовью в очередьтАЭ , употребляют токсические и наркотические вещества. Исследования, проведенные в ряде городов России, свидетельствуют, что подростки придают большое значение тАЬтусовочнымтАЭ встречам. Около 60% из числа обследованных ежедневно проводят свободное время в тАЬтусовкахтАЭ. В последние годы тАЬтусовкитАЭ переродились в своеобразные тАЬклубы по криминальным интересамтАЭ, в школы по повышению тАЬкриминального мастерстватАЭ. Так, карманники тАЬтусуютсятАЭ в одном месте, рэкетиры - в другом, мошенники - в третьем, грабители - в четвертом и т.п. Если раньше для тАЬтусовоктАЭ выбирались тайные места (подвалы, чердаки, подъезды, отдельные нежилые строения и т.п.), мало знакомые взрослым и милиции, то теперь подростки тАЬтусуютсятАЭ порой на глазах у всех (на дискотеках, кафе, барах, ресторанах), оставив подземелья и чердаки для бомжей. Состав тАЬтусовочниковтАЭ очень показателен. Каждый третий посетитель тАЬтусовкитАЭ не имеет отца или не живет с семьей, у каждого десятого нет матери. Каждый третий состоит на учете в отделе профилактики преступности несовершеннолетних (ОППН). Личное дело каждого пятого разбиралось на комисии по делам несовершеннолетних 1 . По результатам опроса большинство тАЬтусовочниковтАЭ употребляло алкоголь, иногие пробовали токсические и наркотические вещества. Наиболее значимы для посетителей тАЬтусовоктАЭ такие ценности, как деньги, секс, тАЬтачкатАЭ(машина), тАЬкрасивая жизньтАЭ(посещение ресторанов, отдых заграницей). Больше всего их привлекают такие виды деятельности, как коммерция, рэкет, работа в охранных структурах. Из всего этого можно сделать вывод, что тАЬтусовкатАЭ играет большую роль в психологической подготовке подростков к криминальному образу жизни: она становится копилкой криминального опыта.

    Организованный характер преступности несовершеннолетних . Группирование - начало организованной преступности, но без определнного руководства со стороны взрослых рецидивистов и мафиозных структур она так и останется лишь групповой преступностью. Именно мафиозные структуры и рецидивисты придают ей организованный характер . Что же такое организованная преступность? 2 На мой взгляд, организованность предполагает: во-первых, включение подростковой группы в преступную группу более высокого порядка (взрослых преступников), связанную с органами власти, с ее коррумпированными элементами. А отсюда, во-вторых, подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности тАЬобщему командованиютАЭ, т.е. мафиозным руководителям, их стратегическим замыслам. В-третьих, организованность связанна с функциональным разделением преступной деятельности подростковых групп (с четким разделением территорий и зон преступного промысла (транспортировка наркотиков, оружия, рэкет). В-четвертых, организованность предполагает в качестве обязательного элемента профессионализацию в тех или иных видах преступной деятельности подрастковых групп, а также профессионализацию внутри группы при совершении конкретных преступлений. Например, у групп, занимающихся сбытом наркотиков, можно выделить организатора (тАЬбригадиратАЭ), хранителей наркотиков, сбытчиков, держателей тАЬкассытАЭ и т.п. У групп тАЬнаперсточниковтАЭ сходная структура: тАЬбригадиртАЭ, тАЬзазывалатАЭ, тАЬигрок подставнойтАЭ, провоцирующие своими выигрышами публику на игру, охрану, тАЬотмазчиковтАЭ, хранителя тАЬкассытАЭ и т.п. В-пятых, организованность предполагает также общие для всех преступных групп, входящих в данную преступную организацию, правила поведения , тАЬзаконытАЭ, тАЬнормытАЭ, ценности, получивщие наименование тАЬкриминальная субкультуратАЭ 1 . В-шестых, важным элементом организованности является специальный подбор тАЬкадровтАЭ в преступные группы из числа несовершеннолетних и молодежи и их подготовка в специальных местах (подпольных спортзалах и т.д.) стрельбе, каратэ, приемам дзюдо, и способам преступной деятельности и тотальный контроль за поведением каждого члена организации. И наконец, в-седьмых, наличие определенных тАЬсудебныхтАЭ инстанций , наделенных правами проводить тАЬразборкитАЭ наказывать виновные группы или отдельных участников. Однако здесь приведены признаки организованной преступности, характеризующие место в ней подростковых преступных групп.

  • Подросковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность.
  • Особая связь групповой преступности несовершеннолетних с алкоголизмом . Связь эта многоканальная, прямая и обратная. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних - это и способы тАЬвзрослоготАЭ самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Они - групповые по своему характеру. Едва ли можно встретить случаи, когда подростки употребляли алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно - совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения, по формуле:

    Ва

    С ориентацией на действие этого механизма преимущественно и пытаются строить профилактическую работу. Однако, как показывают исследования и практика, только 25-35% преступлений совершается лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Именно эта формула и находит свое отражение в уголовной статистике. Вместе с тем, свыше 35% корыстных преступлений совершается несовершеннолетними в трезвом состоянии, но для добычи средств на приобретение алкоголя. Здесь уже действует другой, не отражаемый в головной статистике и недостаточно учитываемый в профилактической работе, механизм связи групповых преступлений и алкоголизации несовершеннолетних:

    Ва

    Например, потребность во тАЬвзросломтАЭ самоутверждении побуждает к участию в групповых алкогольных эксцессах, которые могут заканчиваться преступлениями. Формула такова:

    По этой формуле совершаются свыше 40% всех насильственных преступлений, актов вандализиа и хулиганства, особенно в ночное время суток. Это говорит о важности конкретной профилактической работы для сотрудников милиции на местах: знать места, притягательные для подростков, уметь их контролировать , вовремя принимать меры по недопущению тАЬразбороктАЭ, краж, грабежей.

    До настоящего времени в профилактике преступности недостаточно уделялось внимания четвертому механизму связи групповых преступлений несовершеннолетних с алкоголизмом, когда систематическое раннее употребление алкоголя ведет к интенсивному (ударному) развитию алкогольной болезни, сопровождающейся деградацией личности подростка, а деградируемая личность ищет себе подобных - группы деградирующих подростков для систематического совершения корыстных преступлений:

    Изучение историй болезней лиц, находившихся на излечении в лечебно-трудовых профилакториях, показало, что у тех, кто начал употреблять алкоголь подростками, алкогольная болезнь развивается в 2,5-3 раза быстрее, нежели лиц, начавших употреблять алкоголь будучи уже совершеннолетними 1 . Вот почему в борьбе с групповой преступностью важно антиалкогольное воспитание несовершеннолетних. Деморализованные систематическим употреблением алкоголя подростки систематически совершают мелкие кражи, подвизаются в качестве грузчиков в ларьках, коммерческих палатках, супермаркетах, попрошайничают, группируясь (тАЬкучкуясьтАЭ) в асоциальные и криминальные группы.

    Важно знать типологию подростков по их отношению к алкоголю и мотивации его потребления. Здесь выделяют следующие группы несовершеннолетних:

  • начинающие пить тАЬиз любопытстватАЭ;
  • употребляющих алкоголь в целях самоутверждения;
  • любителей тАЬкайфатАЭ
  • тАЬалкогольных эстетовтАЭ;
  • бравирующих;
  • страдающих алкогольной болезнью.
  • Развитие алкоголизма начинается с безобидного, на первый взгляд, употребления алкоголя - из любопытства . Некотороя часть подростков, удовлетворив свое естественное в этом возрасте любопытство, больше никогда алкоголь не употребляет.

    У других же, испытавших состояние алкогольного опьянения, потребление алкоголя в группах сверстников или с участием взрослых приобретает личностный смысл, когда выпивка становится средством самоутверждения . Такие алкогольные эксцессы обычно носят групповой характер, должны иметь так называемую аудиторию, в глазах которой необходимо самоутвердиться (свою группу, других сверстников или взрослых). Группа алкоголизирующих подростков легко превращается в тАЬскоптАЭ, избрав для самоутверждения в качестве способов пьяный кураж, хулиганство, демонстрацию силы, совершение актов вандализма, драки, поножовчину, и т.п.

    Иначе развивается групповое криминальное поведение несовершеннолетних, когда употребление спиртного входит в традиционные ритуалы в качестве компонента досуга. Сюда относятся группы тАЬ любителей кайфа тАЭ, а также тАЬ алкогольных эстетов тАЭ, у которых социальная зависимость от алкоголя дополняется психологической зависимостью. Первые пьют, чтобы испытать алкогольную эйфорию, а вторые подкрепляют употребление алкоголя своими тАЬтеориямитАЭ: что и как пить предпочтительнее, чтобы получить удовольствие и наслаждение. Из солидарности или под психологическим давлением к ним присоединяются и другие подростки, для которых в состоянии опьянения легче продемонстрировать свое превосходство над другими, показать себя тАЬнастоящим мужикомтАЭ, почувствовать уверенность в себе.

    Алкогольным эстетам свойственно вовлекать в пьянство девушек, их спаивание, организация притонов, совершение актов изнасилований. У групп тАЬлюбителей кайфатАЭ и тАЬалкогольных эстетовтАЭ криминальное поведение становится дополнением к алкогольным эксцессам, поскольку только употреблением алкоголя заполнить досуг невозможно.

    Наибольшим криминильным риском обладают группы подростков, бравирующих употреблением алкоголя. Суть этой бравады - в стремлении тАЬвсех перепитьтАЭ. Досуг их примитивен. Такое смыслообразующее стремление к алкоголю (тАЬвыпью пол-литра и не опьянеютАЭ, тАЬмоя норма - вам не по зубам!тАЭ и др.) способствует быстрому перерастанию социальной и психологической зависимостей в физическую зависимость от спиртного, ведет к деградации личности, к той стадии алкогольной болезни, когда начинает пить без разбора что попало, с кем попало, где попало и когда придется и в таком состоянии легко идет на любое преступление для добычи средств на алкоголь 1 .

    За последнее время среди криминальной молодежи возникло новое, прямо противоположное отношение к алкоголю - своебразный сухой закон . Возник он под влиянием определенных мафиозных структур, вербующих из среды наиболее физически развитых подростков себе телохранителей, подручных для расправы с непокрными, сборщиков тАЬданитАЭ (рэкетиров) и т.п.

    Токсикомания и групповая преступность подростков .

    Распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей в целях одурмания себя разные виды токсикомании - сознательное самоотравление, а значит, и самоуничтожение. Обычно подростки вдыхают сильнодействующие спиртосодержащие вещества - краски, различные аэрозоли; употребляют парфюмерную продукцию; заглатывают в больших количествах медикаментозные препараты, вызывающие состояния близкие к наркотическим; вводят в вены разные смеси; употребляют препараты бытовой химии; производственные эмульсии и красители, различные экстракты растительных веществ.

    Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них:

  • потребление из любопытства;
  • бравада своей смелостью;
  • стремление самоутвердиться в среде себе подобных;
  • групповая сопричастность (тАЬза компаниютАЭ);
  • желание получить тАЬкайфтАЭ;
  • желание развлечь себя;
  • желание уйти от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций;
  • снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения (перед занятием групповым сексом, совершением преступления и т.п.).
  • Как и алкоголикам, всем токсикоманам свойственно стремление объединяться в группы , для приобретения, хранения и потребления токсических веществ. тАЬЗа компаниютАЭ легче всего преодолевается страх пред токсическим отравлением, интереснее переживать состояние токсических галлюцинаций. В этом состоянии подросткам свойственна повышенная внушаемость, конформное, зависимое от группы поведение. Поэтому токсикоманы в руках более опытных лидеров орудием совершения разных видов преступлений. За токсические вещества или их заменители, медицинские препараты токсикоманы готовы совершить любое преступление. Нередко прием токсических веществ приводит в смерти токсикомана 1 . Группы токсикоманов можно отнести к примитивным преступным группам несовершеннолетних.

    Наркомания и групповая преступность несовершеннолетних .

    Особую заботу должна вызывать у сотрудников милиции и педагогических работников работа по предупреждению групповой преступности, связанной с наркоманией 2 . По данным МВД, в Росси 2,0 миллиона наркоманов. К 2000 году их число удвоится. Более 20 млн. человек, в основном молодежи, пробовали наркотики 3 . Наркомания - чрезвычайно сложное социально-негативное явление, заключающееся в изготовлении, хранении и сбыте наркотиков. Это самая доходная сфера преступного бизнеса, приобретающая все более международный характер, в которой важное место отводится подросткам, как потребителям наркотиков, так и субъектам преступного промысла. В одиночку здесь не работают. Обычно группу наркоманов возглавляет взрослый или юноша, отбывшие наказания в исправительном учреждении. Группе свойственны: ярко выраженная конспиративность , корпоративность , четкое распределение ролей в группе , свои законы т правила поведения , сигналы обменя информацией . Нередко группу, занимающуюся изготовлением, хранением и сбытом наркотиков отождествляют с наркоманами, т.е. с лицами, употребляющими наркотики, что не правомерно. Группа, избравщая распространение наркотиков как средство обогащения, как правило, не употребляет наркотики. Она лишь изготовляет, хранит, сбывает наркотики, вовлекает других людей в наркоманию, организуя притоны и склоняя их к употреблению наркотиков. Но наркомания обязательно порождает ряд примыкающих и сопутствующих к ней групповых преступлений. Перечислим основные из них:

  • незаконный поселв или выращивание опийного мака, индийской, южной, маньчжурской конопли и других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества;
  • их танспортировка из регионов произрастания в другие районы страны по конспиративным каналам групп наккоманов;
  • подделка рецептов с целью приобретения лекарств накротического действия;
  • продажа рецептов или самих наркотиков, предназначенных для лекарственных целей;
  • организиция или содержание притонов для принятия наркотиков или предостовление помещения в тех же целях;
  • совершение в состоянии наркотического опьянения групповых преступлений или же совершение преступлений для добычи средств на приобретение наркотиков (кражи, грабежи, разбойные нападения и т.п.)
  • создание подпольным лабораторий по изготовлению синтетических наркотиков, наркотиков типа тАЬвинттАЭ (не дающих привыкания) 1 и использование выделений живых организмов (отдельных видов паукообразных) для достижения наркотического опьянения.
  • По оценкам специалистов Федеральной пограничной службы России, во всем мире на границе у контрабандистов изымается только около 10% наркотиков, а остальная, большая из них часть проходит. При этом идет постоянное усовершенствование способов провоза наркотика через границы. тАЬЧемоданы с двойным дном - уже вчерашний день.. Чаще всего провозят героин с герметических пакетах, которые притапливаются в бензобаках машин, в пакетах с соком, коробках конфет и собственных желудках (поместив например НВ в презерватив), и т.п. 2

    Между кланами накродельцов постоянно идет открытая и скрытая война, за сферы преступного промысла, дележ территорий торговли. В этих тАЬразборкахтАЭ гибнет огромное количество людей, согласных даже под риском угрозы собственной жизни, идти на эту войну, только ради обогащения. Подростки в этой войне всего лишь - разменная монета.

  • Криминальная субкультура как механизм воспроизводства преступности несовершеннолетних.
  • Сущность криминальной субкультуры .Основным фактором взаимной криминализации в криминальных группах подростков является криминальная субкультура. Для ее обозначения используются и другие темины: тАЬвторая жизньтАЭ, тАЬсоциально-негативные групповые явлениятАЭ, тАЬасоциальнаятАЭ 1 .

    Считается, что вначале криминальная субкультура возникла в закрытых воспитательных и исправительных учреждениях, а затем распространилась за их пределами, захватив большую часть подростков, прежде всего - трудовых и педаггогически запущенных. Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна . Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила и атрибутику. Известно, что носителем является язык. Возьмем наш тАЬвеликий и могучий русский языктАЭ. На сегодняшний день он оказался пронизам терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и депутаты государственной думы. А ведь утрата чистоты национального языка - серьезный симптом нарастания процесса криминализации общества. Эта криминализация в первую очеред затрагивает подростающие поколение, как наиболее активную в криминальном отношении часть общества и наиболее чуткую по своим возрастным особенностям к языковым инновациям.

    Носителями криминальной субкультуры являются - рецидивисты . Они аккумулируют, пройдя через тюрьмы и колонии, устойчивый преступный опыт, тАЬворовские законы и понятиятАЭ, а затем передают его подростающему поколению. Здесь можно говорить о трех психологических механизмах воспроизводства подростковой преступности 1 . Первый - персонализированный , когда рецидивист из числа взрослых берет тАЬшефствотАЭ над конкретным подростком, знакомя его с тАЬзаконамитАЭ преступного мира. Второй механизм - через криминализацию всего населения , приобщая его к уголовному языку, приучая мыслить криминальными категориями. Третий механизм - через криминальную группу . Эти группы становятся школами первоначальной подготовки молодхых преступников и носителями традиций преступного образа жизни. Поскольку криминальные группы по всей стране и с зарубежьем связаны многочисленными каналами (тАЬдорогамитАЭ, тАЬтрассамитАЭ), постольку это способствует универсализации, типизации норм и ценностей криминальной субкультуры, быстроте ее распространения.

    Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Основу криминальной субкультуры сосотовляют чуждые гражданскому обществу ценности, традиции, различные, ритуалы объединившихся в группы молодых преступников.Ее социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность подростка, стимулирует перерастание возрастной оппозиции в криминальную, именно потому и является механизмом тАЬ воспроизводства тАЭ преступности в молодежной среде 2 .

    Криминальная субкультура отличается от обычной подростково-юношеской субкультуры криминальным содержанием норм, регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и с посторонними для группы лицами (с тАЬчужимитАЭ, милицией, общественностью, взрослыми, женщинами и т.п.). Она прямо, непосредственно и жестко регулирует образ жизни и криминальной деятельности, внося определенный порядок. В ней прослеживается :

      • резко выраженная враждебность по отношению к общепринятым нормам и ее криминальное содержание;
      • внутренняя связь с уголовными традициями;
      • скрытность от непосвященных;
      • наличие целого набора (системы) строго регламентированных в групповом сознании атрибутов.

    Криминальной субкультуре несовершеннолетних присущи следующие особенности :

    1) попрание прав личности, выражающиеся в агрессивном, жестоком и циничном отношении к тАЬчужимтАЭ, слабым и беззащитным;

    2) отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к тАЬсвоимтАЭ;

  • нечестность и двуличие к тАЬчужимтАЭ;
  • паразитизм, эксплуатация тАЬнизовтАЭ, глумление над ними;
  • обесценивание результатов человеческого труда, выражающееся в вандализме;
  • неуважение прав собеседников, выражающееся в кражах и хищениях;
  • поощрение циничного отношения к женщине и половой распущенности;
  • поощрение низменных инстинков и любых форм асоциального поведения.
  • Привлекательность криминальной субкультуры для несовершеннолетних .

    Криминальная субкультура, ценности которой формируется уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей подростков, привлекательна для подростков и юношей:

  • наличием широкого поля деятельности и возможностей для самоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе;
  • процессом криминальной деятельности, включающей риск, экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности и необычности;
  • снятием моральных ограничений;
  • отсутствием запретов на любую информацию и, прежде всего, на интимную;
  • учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком, и обеспечением ему в тАЬсвоейтАЭ группе моральной, физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.
  • Криминальная субкультура, представляя собой целостную культуру преступного мира, с ростом преступности все более расслаивается на ряд подсистем (субкультура тАЬворовскаятАЭ, тюремная, рэкитиров, проституток, мошенников, фарцовщиков и др.), противостоящих официальной культуре. Подростково-юношеское криминальная субкультура - одна из самостоятельных подсистем , тесно связанных с другими подсистемами уголовного мира.

    Эмпирические признаки криминальной субкультуры 1 . Для определения эмпирических признаков (критериев) степени сформированности и действенности криминальной субкультуры в молодежной среде учебного заведения, исправительного заведения, населенном пункте был использован метод экспертных оценок. Экспертами выступали начальники исправительных учереждений, работники инспекций по делам несовершеннолетних, директора спецшкол, уголовного розыска. По их оценкам, призаки проявления криминальной субкультуры во всех названных местах сходны, что позволяет использовать их в психодиагностических целях.

    Все критерии, названные экспертами, были сведены в следующие классифицированные группы:

  • Признаки , характеризующие межгрупповые отношения и групповую иерархию .
  • Наличие в учереждении враждующих между собой группировок и конфликтов между ними.
  • Жесткая групповая стратификация с делением людей на тАЬчужихтАЭ и тАЬсвоихтАЭ, а тАЬсвоихтАЭ - на касты.
  • Наличие многообразных привилегий для тАЬэлитытАЭ и различных табу.
  • Распространенность ритуалов тАЬпропискитАЭ новичков.
  • Признаки, характеризующие отношения к слабым, тАЬнизамтАЭ и тАЬотверженнымтАЭ .
  • Факт появления тАЬотверженных (тАЬнеприкасаемыхтАЭ).
  • Клеймение вещей и предметов, которыми должны пользоваться только тАЬнеприкасаемыетАЭ.
  • Подверженность тАЬнизовтАЭ поборам и вымогательству.
  • Распространенность специальных способов снижения статуса: мужеложства, тАЬвафлерстватАЭ, тАЬпарафинатАЭ, стирки нисков и др.
  • Распространенность симуляций болезней и членовредительства среди тАЬнизовтАЭ.
  • Признаки , характеризующие отношение к режиму и воспитательной работе .
  • Групповые нарушения режима учереждения и групповые неповиновения.
  • Групповые побеги, уходы из дома, бродяжничество.
  • Уклонения тАЬавторитетовтАЭ от тАЬгрязных работтАЭ.
  • Уклонения от учебных занятий, собраний.
  • Отказ от работы в официальном активе или двурушничество.
  • Проявление актов вандализма.
  • Признаки , характеризующие способы проведения свободного времени.
  • Распространенность азартных игр.
  • Распространенность тюремных способов проведения досуга, тюремной лирики и тюремных поделок.
  • Групповое употребление токсических и наркотических веществ, чифирования.
  • Признаки , характеризующие способы общения , опознания и связи .
  • Распространенность кличек как средства стигматизации.
  • Распространенность татуировок как знаковой системы общения, принятых в уголовной среде.
  • Распостраненность уголовного жаргона и других способов общения.
  • Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что многие элементы криминальной субкультуры, во-первых, полифункциональны (татуировки, выполняющие одновременно функции стратификации, стигматизации и коммуникации, опознание тАЬсвоихтАЭ и клички выполняющие те же функции); во-вторых, каждый элемент криминальной субкультуры обладает основной функцией (татуировки - функия стратификации, клички - функция коммуникации); в-третьих, каждый элемент криминальной субкультуры по-разному преломляется в психологии группы и интериоризируется индивидом (удовлетворенность кличкой или татуировкой, до стремления свеми способами избавиться от них). Знание приверженности группы и личности к определенным ценностям (увлеченность каратэ, культуризмом, боксом и т.д.) позволяет с достаточной вероятностью прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.

  • Пути профилактики преступности
  • несовершеннолетних.

    Меры профилактики и их классификация.

    За последние годы в стране распалась ранее существовавшая советская система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних . Эта система включала свыше 50 социальных институтов - разнотипных государственных и общественных организаций и учреждений.

    тАЬОчень дорогую цену общество вынуждено платить в связи с демонтажом системы профилактики , свертывания многомиллионного движения общественности за укрепление правопорядка. Лишившись таких ее структурных компонентов, как народные дружины, советы профилактики, общественные пункты охраны правопорядка, товарищеские суды, посты народного контроля и т.п. и не создав ничего нового, государство не просто ослабило свой профилактический потенциал, а как бы провело полосу отчуждения между официальной судебно-правовой властью и населением. А ведь применительно к преступности нужен и должен быть широкий общественный контроль, контроль, основанный на заинтересованности всего гражданского общества.

    Столь неоправданным оказался демонтаж системы правогого просвещения и воспитания населения. Такме ее звенья, как преподавание основ права на всех ступенях образования, правовые народные университеты, постоянные телепередачи и юридические рубрики в газетах и журналах, несли не только нужную правовую информацию, но и формировали нравственность, гражданственность, законопослушание. Веление времени - возрождение системы профилактики преступного поведения тАЭ 1 и дальнейшее ее развитие, создание новых форм, с дальнейшим постоянным ее усовершенствованием.

    В доперестроечной криминологической литературе подробно были изложены общие требования к организации системы профилактики преступности несовершеннолетних. Сейчас же, многолетне накопленный опыт, профилактики преступности не используется.

    Исследования проведенные правоохранительными органими показывают, что преступность несовершеннолетних более тАЬчувствительнатАЭ, чем взрослая преступность, к мерам борьбы с ней.

    Чем же достигалось снижение преступности пдростков, в ряде школ, училищ и регионов страны? 1

    Это прежде всего - реализация на уровне региона - общесоциальных , экономических , организационных мер , осуществляемых местными органами власти. Так, в ряде мест, где уровень преступности учащихся значительно ниже, чем по другим регионам, существенную рольсыграли координационные советы , создаваемые в каждой области из представителей правоохранительных органов, общественных организаций и системы образования, которые обеспечивали планомерность и комплексность используемых мер, направленных на устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированию криминальных групп несовершеннолетних. Это не только глобальные социальные меры , направленные на стабилизацию политической, экномической, социальной обстановке в стране, без разрешения которой о коренном переломе в борьбе с современной преступностью не может быть и речи. Это - сфера политики и деятельности политиков и власти вцелом. Важно воссоздать низший уровень профилактической работы, непосредственно учебные заведения и должностные лица на местах. Она должа включать как общие меры , так и специально целенаправленные психолого-педагогические , специально-криминологические меры предупреждения групповых и индивидуальных преступлений несовершеннолетних.

    Общие меры включают повышение качества всего учебного процесса , совершенствование его органирзации, методического уровня. Это - четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечиние повседневной занятости учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий (тАЬпразничных огоньковтАЭ, дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т.д.).

    Общие меры включают также меры воспитательные . Сюда относится не только тАЬповышение воспитывающей роли обучениятАЭ, но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Это весьма важная и острая проблема, по скольку тАЬпо официальным данным Министерства образования 46 процентов учителей даже не скрывают, что пользуются авторитарными методами без учета Конвенции о правах ребенкатАЭ 1 . Представьте только себе - каков уровень дидактогении 2 в нашей стране, при таком проценте авторитарных учителей. Сколько в отечественной педагогике говорилось, что подросток, учащийся не только объект, но субъект воспитания, что главным инструментом воспитания является коллектив учащихся. Одним из инструментов воспитательного процесса должны стать стихийно возрождаемые общественные организации подростков и молодежи (пионеры, спортклубы, драмкружки, активизация органов ученического самоуправления, проведение ученических конференций и др.).

    Конечно, эти общие и воспитательные меры не принесут результатов, если не будут подкреплены соответствующими социальными и экономическими мерами, связанными с социальной защитой личности, гарантирующими права на труд, отдых, социальное обеспечение 1 .

    К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:

    - психодиагностические : изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоявщих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывщих из спецшкол или колоний), выявление их дружеских связей внутри школы (училища) и за ее пределами.

    - психокоррекционные : систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, наблюдения за их межличностными отношениями;

    - психопрофилактические : использование широкого диапазона мер ренней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, тАЬвытесненыхтАЭ из неблагополучных семей, а также из учебных групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.

    К специальным криминологическим мерам относятся:

    - выявление асоциальных , криминогенных и криминальных групп , установление их внутриучилищных и внешних связей;

    - выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;

    - выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;

    - разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами подростков.

    Принципы профилактической работы . Успех названных мер зависит от высокого уровня правовой и психолого-педагогической компетентности лиц, занимающихся профилактикой преступности несовершеннолетних, глубокого знания и соблюдения основных принципов профилактической работы. Прежде всего каждый участник профилпктической работы должен четко представлять себе особенности подростковой преступности и собенности ее профилактики. Принцип компетентности запрещает делать тАЬвсе за всехтАЭ, предполагает полное использование администрацией учебного заведения и его коллективом предоставленных им прав и полномочий, прежде, чем обратиться в правоохранительные органы за помощью. Вместе с тем, едва ли сможет мастер производственного обучения, классный руководитель выявить характер криминальной группы, ее структуру, лидеров, дифференцировать роли каждого, если они не владеют азами психологии и такими психологическими методами, как психологическое наблюдение, методика интервьюирования, обобщение независимых характеристик, метод самооценок, различные тестовые методики (например, тАЬДом, дерево, человектАЭ, тАЬМоя семьятАЭ, тАЬСемейный праздниктАЭ, различные проективные тесты), метод незаконченных предложений и др.

    В профилактике групповой преступности несовершеннолетних важно соблюдать требования принципа взаимодействия всех сил, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних.

    Взаимодействие заключается:

    - в своевременном обмене информацией между участниками профилактической работы о появлении криминогенным и криминальных личностей и групп;

    - совместной разработке планов по переориентации, разобщению и пресечению деятельности криминальных групп;

    - обеспечении совместного постоянного котроля за функционированием таких групп;

    - умелом использовании преимуществ каждой из взаимодействующих сторон.

    Так, члены педагогического коллектива школы, училища повседневно тАЬвидяттАЭ своих учащихся, могут более глубоко выявить их связи и отношения в школе и училище, а органы милиции - использовать свои властные полномочия по воздействию на такие группы вне учебного времени.

    Заключение.

    Хотя о подростковой преступности можно услышать, увидеть и даже можно испытать на себе, большинство людей все еще не восприняли всерьез эту проблему.

    Конечно, экономика, социальная политика, духовная сфера не развиты в нашей стране на должном уровне и вовсе не располагают к искоренению преступности.

    В практическом смысле мы убедились, что недопущение правонарушений в период содержания несовершеннолетних в исправительных учреждениях по причине воздействия на людей психологического механизма взаимной криминализации, не учитываемый в должной мере в своей работе сотрудниками этих учреждений. Можно наблюдать, что опыт социальной изоляции не так действенен, думали раньше. Это зависит от множества причин: Во-первых, среда, в которой подростки там находятся, та же что и на воле; санитарные, социальные, экономические условия не выдерживают никакой критики; во-вторых, во многих колониях и спецшколах уровень преступности и различных видов деликвентного поведения, свойственного местам социальной изоляции не только остается высоким, но имеет тенденцию к росту; в-третьих, изоляция от общества накладывает свой отпечаток психические свойства личности, систему ее межличностных отношений, вызывая различные переживания, привыкает к сложившемуся стереотипу общения, мировоззрению, ценностям. В результате всех этих воздействий личность еще более криминализируется.

    Бороться с рецидивной преступностью несовершеннолетних можно посредством обеспечения социальной адаптации подростков, возвращающихся из воспитательно-трудовых колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений. Но здесь возникают трудности из-за того, что почти половина числа подростков, покидающих эти заведения, - сироты, которые лишились родительского попечения. Их никто не ждет, многим негде жить, не на что существовать. Проблема трудоустройства таких людей также остается не решенной.

    Недостатки в нормотворческой деятельности также являются огромной проблемой при борьбе с преступностью несовершеннолетних. Предусматривалась разработка в трехмесячный срок проектов нормативных актов о реорганизации системы государственных органов, которые осуществляли функции по профилактике, предупреждению преступности и иных правонарушений несовершеннолетних, о создании соответствующих структур в системе органов исполнительной власти всех уровней и о защите прав несовершеннолетних. Однако предусмотренные в Указе Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года тАЬО первоочередных мерах в области государственной молодежной политикетАЭ меры и законы по этим вопросам до сих пор не претворены в жизнь, хотя сроки, установленные для их подготовки давно уже истекли.

    Какие же меры нужно предпринять, чтобы остановить, а по возможности и уменьшить рост преступности среди подростков? В первую очередь стоит задуматься о занятости молодежи. Почему бы не начать строить и восстанавливать спортклубы, детские площадки, пионерские лагеря, парки отдыха? Почему бы не попробовать повышать уровень профессиональной подготовки практических психологов, педагогов, сотрудников ИДН и КДН, не вести пропаганду здорового образа жизни, труда и т.д.?

    Огромную роль играют в жизни детей родители. Им нужно понять, что не надо забывать о духовной и о моральной сторонах воспитания. Ведь дети хотят быть понятыми, чувствовать себя нужными и иметь равные со всеми права. Надо, чтобы дети становились взрослыми на глазах родителей, при их помощи.

    Надо помнить одно: - тАЬПреступность победить невозможно, но не бороться с ней тоже нельзя!тАЭ 1 .

    Ва

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Горькая случайность // Подмосковные известия. 1995, 21 декабря.
    2. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997.
    3. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института социологии образования. 1994, с. 29-71.
    4. Кондрашов А. Красный свет тАЬбелой смертитАЭ // Аргументы и факты. 1995, № 35.
    5. Кофырин Н. тАЬТусовкатАЭ - тоже жизнь. // Аргументы и факты. 1990,№40.
    6. тАЬКриминологиятАЭ. Учебник для вузов. М.,1997.
    7. Е.А.Кутафин. Основы государства и права. М., 1998.
    8. Машкина К. Никакие: тАЬДоктор, как он?тАЭ - тАЬБудет пить..тАЭ // Московский комсомолец, 1995, 3 октября.
    9. Миронов Г. Победить преступность невозможно, а не бороться с ней - нельзя // Подмосковье, 1995, 4 ноября.
    10. Наркокурьеры возят зелье в детских яйцах // Московский комсомолец. 1996, 9 апреля.
    11. Питиримова О. Пути-дороги тАЬдурманатАЭ // Щит и меч. 1995, № 42.
    12. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. М., 1992.
    13. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал, 1995, т. 16, № 2, с. 178-182.
    14. В.Ф.Пирожков. Психология подростковой преступности. Т.1. М., 1998г.
    15. Скуратов Ю. Переход к рыночным отношениям требует новой системы права // Щит и меч. 1996, № 13.
    16. Социально-психологические и социально-педагогические проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Сб. Научных трудов. М. Академия МВД СССР, 1981, с. 40-58.
    17. Уголовный кодекс Российской Федерации от 1 января 1997 года.

    Ва

    Ва

    1. Худяков А. Жизнь под тАЬвинтомтАЭ // Мир новостей. 1996, № 18.

    Вместе с этим смотрят:

    Развитие общего понятия и системы преступлений от Русской Правды к Судебнику 1497 г
    Развитие права на северо-западе Руси
    Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
    Расследование изнасилований