Теория государства и права как юридическая наука

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

Ва

Предмет ТГиП

Метод ТГиП

Система теории ТГиП

Функции ТГиП

Место ТГиП в системе юридических наук.

Ва

Предмет (что изучает) - закономерности возникновения функционирования и развития государственно-правовых явлений.

Отличие ТГиП от других наук состоит в том, что она изучает предмет как абстракцию (Не интересуют детали)

Прикладные науки - фиксирование данных окружающего мира.

Теоретические науки - объяснение явлений (формируют законы) .

Все науки делятся на дискрептивные и прескрептивные.

Дискрептивные (описательные) науки занимаются предметами окружающей действительности такими, как они есть.

Прескрептивные (нормативные) формируют представление о том, каким этот мир должен быть. Естественные науки прескрептивные.

Философский пазетиризм - направление философской мысли, заключается в том, чтобы перевести методологию познания естественных наук на изучение общественных процессов и явлений. Возник в 19 веке. Любое знание должно быть подвергнуто научной проверке (верификации) . Если все знания поддаются проверке, то наука дискрептивная.

2 течения в изучении ТГиП:

Пазитивистское (ТГиП должна заниматься гос-вом и правом такими как они есть)

Непозитивистское (должна формулировать некие представления о том, какими гос-во и право должны быть) Методы научного познания.

Индукция - от частного к общему. (путем изучения отдельных предметов) Дедукция -от общего к частному.

Метод компаративистики (сравнения) . Существует в двух формах: компаративный -несколько различных государств в одну эпоху.

Исторический метод-история гос-в в одно время.

Система ТГиП.

Теория гос-ва. (Общее учение о государстве)

Теория права (догма права, юридич. догматика)

Философия (изучает как сущность Гос-ва и права, характер их взаимосвязи) .

Функции.

познавательная: антологическая (наука о сущем) , эвристическая (формирование новых знаний) .

идеологическая

прогнозтическая (прогнозы)

методологическая

Ва

Тема: ВлОсновные концепции происхождения гос-ва и права.В»

1. Теологическая теория. 13в. Августин, Аквинский.

Объясняет происхождение государства и Права божественной волей. Теорию нельзя доказать т.к. вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога.

2. Патриархальная теория. 3 в до н.э. Аристотель. Михайловский.

Гос-во возникает из разрастающейся семьи. Глава семьи становится главой государства -монархом. Нет ни одного исторического свидетельства.

3. Органическая теория. 19в. Спенсер, Вормс.

Человечество возникло как результат эволюции животного мираот низшего к высшему.

4. Теория насилия. 19в. Гумплович.

Объясняли возникновения гос-ва факторами военно-политического характера. Завоеванием племенем другого. Подчинение слабого сильному.

5. Психологическая теория. 19в. Петражицкий.

Потребность человеческой психики подчиняться и руководить.

6. Теория общественного договора (естественного права) . 17-18в. Руссо, Радищев. Государство-результат общественного договора. Народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.

7. Историко-материалистическая теория. Маркс, Энгельс.

Государство-результат экономического развития общества. Общественное разделение труда и появление частной собственности приводит к расколу общества на классы с разными экономическими интересами.

Ва

Тема: ВлТипы правопониманияВ» .

Классический легистский позитивизм.

Сер 19в. Остин, Пьер.

Содержания права в законе.

Закон-любой властный акт, определяющий правило поведения, данный государством и обеспеченный силой.

Право производно от государства.

Право-приказ государства, это все то, что государство обеспечивает принудительной силой.

Социологический позитивизм.

Основной источник права - прецеденты.

Правовая норма решения суда. Закон - не право. Право-интерпретированные нормы закона, данные судом, принудительное поддерживание общественных отношений.

Государство принимает активную роль в жизни общества. В процессе формирования права учитываются общественные отношения. Отличие от кл. лег. поз-вооплощение права в жизнь, правореальность.

Легистский позитивизм. 19в Право - специфическая соц. Реальность, формируется из реальной жизни.

Норма права - правило поведения, поддерживающаяся принудительной силой.

Конституция - основной закон страны, кот. Предписывает как должны действовать гос. органы.

Право - опред. Система правил поведения, установленная в определ. порядке. Порядок определяется конституцией.

Естественно правовая школа.

Право - не просто правило поведения, это справедливость. Право связано с волей Бога.

Либертарное правопонимание.

Основа-ценность свободы.

Феноменология права. Или право как явление.

Право как явление имеет 2 стороны: содержание (совокупность элементов, из которых оно складывается (правовая норма, субъективные права) .

Правовая норма - общеобязательное формально определенное зафиксированное правило поведения, которое адресовано не конкретному человеку, а нескольким конкретным лицам.

Субъективное право - право конкретного субъекта, т.е. его притязания на определенные социальные блага (на определенную меру свободы, на свободную самореализацию) . С точки зрения либертарного правопонимания правовая норма производна от субъективного права.

Правовые нормы и субъективные правы существуют в 3-х формах:

правоотношения (разновидность соц. деятельности) (фил.)

правосознание (осознанная людьми правовая норма)

юридический текст (способ закрепления правовой нормы. Юридический текст принято называть источником права) .

Понятия государства.

Государство- население определенной территории, объединенное публичной политической властью. (Страна) Государство - определенная организация публичной полит власти (совокупность органов и лиц, обладающих властными полномочиями.) Публичная политическая власть.

Власть- способ реализовывать свою волю в соц. жизни в том числе против воли других людей.

Публичная- власть распространяется на все население, наход. на определенной территории.

Социологическое понятие гос-ва.

Государство- организация суверенной полит. Власти, не совп. с населением.

Суверенитет- независимость гос. власти как внутри страны, так и за ее пределами. (т.е. отсутствует какая-либо власть, которая могла бы конкурировать с данной властью) .

Цели гос-ва.

1) Обеспечение господства одной соц группы над другой.

2) Общее благо. Упорядочение отношений разл соц группами с целью поддержания порядка, реализации интересов. В совр 2-преобладает.

Легистское понятие гос-ва.

То же самое, только фиксируется в конституции.

Юридический критинизм - в тех странах, где написанное в конституции ну совп с реальным положением.

Юридическое понятие государства.

Гос-во - правовая норма организации политической власти.

Модели правового гос-ва.

1) Либеральное гос-во (ночной сторож)

2) Социальное. (активно вмешивается в экономику) . Распределяет богатство в пользу низшего социального слоя.

3) Полицейское.

Элементы государств.

Население-люди, на кот распространяется власть гос-ва.

Территория - географические границы.

Легитимация власти3 способа легитимации власти:

1) Традиционный. Власть признается властью, потому что была такой всегда.

2) Харизматический. Признание властных полномочий на основе сверхчеловеческих качеств.

3) Рационально-правовой - властные полномочия.

Гражданское общество и гос-во.

Гр общество-сфера, где функционируют свободные автономные лица, и различные их объединения.

2 типа объединения людей:

1) Условные соц группы-объединения людей в зависимости от места в производстве и распределении. (наемные работники, крестьяне, предприниматели.)

2) Общественные объединения- объединения групп лиц с общими интересами. (партии, профсоюзы) .

Механизмы саморегуляции гражданского общества.

1. Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и хочет что-то за это получить. (эквивалентно) .

На определенном этапе развития общества этого становится не достаточно., тк возникают монополии, и на смену приходит социальное гос-во или тоталитарный режим.

а) Проводятся меры по демонополизации производства.

Для наемных рабочих - принцип свободного договора. Гос-во устанавливает определенные стандарты (ур зарплаты, длины рабочего дня) .

б) Перераспределение национальных доходов или изменение системы налогообложения.

в) Государственное финансирование программ развития. (образования) .

2. Парламентаризм общество выбирает управляющую структуру.

3. Независимое правосудие. Общество приходит к тому, что конфликты должно регулировать государство.

Правовое государство.

*- такое гос-во, которое строится на следующих признаках:

1) Верховенство права. Правовая регуляция общественных отношений.

2) Формальные юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина.

3) принцип разделения властей.

Свободы и формальные равенства людей.

1) Принцип общего запрета (все не запрещенное - разрешено) принцип общего дозволения (все не разрешенное запрещено) 2) В правовом гос-ве должна существовать разветвленная система законодательства, где гарантируется свобода прав человека.

3) Функции (по Аристотелю) .

принятие общих решений

исполнение решений

ф-ция решения споров и конфликтов

Судебная власть устанавливает было или не было нарушено право.

3 напр. деятельности судебной власти:

1) Принятие решений.

2) Ф-ция административного судебного контроля.

3) Ф-ция судебно-конституционного контроля (контроль за судебными органами) .

Задачи и ф-ции гос-ва.

Внешние (оборона страны, сотрудничество с иностр гос-вами) Внутр (формирование и охрана правопорядка)

1) Соцэкономич (Вмешательство гос-ва в сферу экономики и соц отношений) (антимон. Политика, наведение порядка эк деятельности)

2) Культурная - развитие культуры, образования.

3) Экологическое поддержание и обеспечение естественной среды обитания человека.

Вместе с этим смотрят:

Теория криминологии
Терроризм
Типология государств
Типология правовых систем