Экологическая экспертиза

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Ва

СОДЕРЖАНИЕ:

Понятие и цели экологической экспертизы

Принципы экологической экспертизы

Субъекты и объекты экологической экспертизы

Организация и проведение экологической экспертизы

Общественная экспертиза

Финансирование экологической экспертизы

Полномочия граждан

Компетенция органов государства и местного самоуправления

Обязанности и права участников экспертизы и их ответственность

Ответственность в области экологической экспертизы

Список используемой литературы

Ва

Понятие и цели экологической экспертизы

Ва

Одним из решающих факторов обеспечения охраны окВнружающей среды является экологическая экспертиза, проВнводимая в стране более десяти лет. Вл Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизыВ». Ее цель тАФ предупреждеВнние возможных неблагоприятных воздействий хозяйственВнной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экоВнлогической экспертизе" от 23 ноября 1995 г .

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля, она имеет чисто предупредительное значение, ибо, как правило, совершается до начала эколого-вредной деятельности, а также она выступает гарантом выполнения эколого-правовых предписаний.

Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Цель экологической экспертизы тАФ обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача тАФ оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Ва

Принципы экологической экспертизы

Принципы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ ВлОб экологической экспертизеВ», хотя и сформулированы применительно к основному виду экологической экспертизы тАФ государственной экспертизе, но, за незначительным исключением, они могут быть использованы и в иной эколого-экспертной деятельности.

ВлЭкологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизыВ».

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении тех проектов, программ, сооружений, материалов и т. д., которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществление самих работ по всем проектам и программам только после положительного заключения государственной экологической экспертизы; во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и прежде всего на научно обоснованном сочетании эколоВнгических и экономических интересов, обеспечивающем приориВнтет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружаюВнщую среду.

Разумеется, как и все общественные отношения, эколого-экспертный процесс должен развиваться на твердой законодаВнтельной основе, т. е. необходимо наличие правовых норм, регуВнлирующих порядок назначения и проведения экологической экспертизы: это Закон РФ об охране окружающей природной среды, Положение о государственной экологической экспертизе, утверждаемое Правительством РФ, ведомственные инструкции Минприроды России, имеющие обязательное значение для всех министерств и ведомств. На основе этих норм разрабатывается Закон РФ об экологической экспертизе.

Независимость и вневедомственностъ экологической экВнспертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами. Экологическая экспертиза (надведомственная, ведомственная, общественная, научная и т. п.) во всех случаях должна отстаивать принципы охраны окружающей среды, норВнмативы качества окружающей природной среды, а не интересы, позиции отдельного ведомства, даже если проводится ведомВнственная экологическая экспертиза.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны окВнружающей природной среды об обеспечении населения необхоВндимой и своевременной экологической информацией.

Гласность экологической информации тесно связана с привлеВнчением общественности к участию, в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия многообразны: рассмотреВнние предложений граждан и общественных объединений о проведении экологической экспертизы экологически вредного объекта; включение представителей общественности в состав экспертных комиссий, ознакомление населения, общественных объединений с результатами экологической экспертизы, провеВндение референдумов и др.

Ва

Субъекты и объекты экологической экспертизы

Субъектами государственной экологической экспертизы доВнлжны выступать, как правило, три стороны: заказчик, подрядВнчик, потребитель. Заказчиком является властная госуВндарственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу: Минприроды и ее территориВнальные органы, а в необходимых случаях тАФ правительственные органы Федерации либо субъектов Федерации. Подрядчиком является исполнитель задания по экологичесВнкой экспертизе. Им может стать научно-исследовательский институт или подобное ему учреждение, которому будет поруВнчено провести экспертизу, или самостоятельная комиссия, подоВнбранная компетентным органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе общественных отношений следует назвать предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали предметом экспертного анализа.

При дальнейшем развитии экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, расширении круга эколого-экспертных отношений число субъектов и их виды могут меняться.

Под объектами экологической экспертизы понимаются докуВнменты, предшествующие производственно-хозяйственной, рекВнреационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

Перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе:

предплановые материалы, проекты генеВнральных планов застройки территорий, в том числе территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственВнной деятельности;

технико-экономические обоснования проекВнтов строительства, реконструкции, ликвидации и т. д. предприВнятий и организаций;

проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов;

материалы обследования для придания статуса особо охраняемого объекта либо зоны, нуждающейся в соответствующей реабилитации;

обоснования для внедрения новой техники и новой технологии, в том числе ввозимой из-за рубежа.

Обязательной государственной экспертизе также подлежат экологические обоснования лицензий и сертификатов, проекты нормативной технической и инструктивно-методической докуВнментации в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Временная инструкция по экологическому обоснованию хоВнзяйственной деятельности в предпроектных и проектных матеВнриалах (Минприроды России, 16 июля 1992 г .) называет 15 экологически опасных видов хозяйственной деятельности, треВнбующих особого внимания и проведения специальных исследоВнваний, дополнительных научных и проектных работ. В их числе тАФ атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте- и газопереработка, химическая промышВнленность, добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа и продуктов их переработки, производство целлюлозы и бумаги, картона; производство, хранение, транспортировка и уничтожеВнние боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; транспортировка, хранение, утилизация, захоронение токсичВнных и ядовитых отходов, животноводческие комплексы, птицеВнфабрики, мелиоративные системы, крупные склады для хранеВнния нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестиВнцидов.

В стандартах на новую технику, технологию, материалы, вещества, выпускаемую продукцию потребления устанавлиВнваются экологические требования с целью предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Проверка соответствия этих объектов требоваВнниям экологии тАФ задача экологической экспертизы.

Особым объектом экологической экспертизы является челоВнвек , его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной. Ее задаВнча тАФустановить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием окружаюВнщей среды под влиянием антропогенной деятельности. ПроведеВнние эколого-санитарной экспертизы имеет принципиальное знаВнчение для решения вопроса о возмещении вреда здоровью граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Близко к ней стоит эколого-нормативная экспертиза. Ее задача тАФ исследовать соответствие требованиям экологичесВнкой безопасности нормативов качества окружающей природной среды предельно допустимых концентраций, выбросов, сбросов вредных веществ, предельно допустимого уровня радиационноВнго воздействия, воздействия шума, вибрации, магнитных полей. В процессе такой экспертизы проверяется эффективность показателей качества окружающей природной среды с точки зрения здоровья человека, охраны его генетического фонда.

Самостоятельное значение приобретает эколого-правовая экВнспертиза. Ее объектом являются законы, указы, правительВнственные постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты субъектов ФедераВнции, принимаемые ими в рамках отведенной компетенции. Необходимость проведения эколого-правовой экспертизы вытеВнкает из обязанности экологизации действующего законодательВнства, возложенной Законом РФ об охране окружающей прироВндной среды на законодательные и нормотворческие органы.

Ва

Организация и проведение экологической экспертизы

Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:

назнаВнчение экспертизы;

сбор, обобщение, оценку информации;

формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

представление заключения экспертизы и утверждение его руководителем компетентного органа;

разрешение споров.

Назначение экспертизы зависит от ее вида. Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоВнченным на то органом государства в области охраны окружаюВнщей природной среды тАФ в данном случае Минприроды России и его территориальными органами. Непосредственно МинприроВнды назначает экспертизу по объектам и мероприятиям федеВнрального уровня, а также другим объектам, если затрагиваются интересы двух и более субъектов Федерации. Минприроды организует экологическую экспертизу, обосновывающую объВнявление территорий зонами экологического бедствия и чрезвыВнчайных экологических ситуаций. По остальным проектам строВнительства, реконструкции, расширения, ликвидации объектов хозяйственной деятельности и иной деятельности экспертные комиссии создаются в территориальных органах охраны окруВнжающей природной среды. Причем республиканские, краевые, областные органы охраны окружающей природной среды наВнзначают государственную экологическую экспертизу по объекВнтам, связанным с ресурсами республиканского, краевого, обласВнтного значения, а районные, городские органы тАФ муниципальВнными природными ресурсами.

В зависимости от объема и характера экспертной деятельносВнти проведение экспертизы поручается экспертной комиссии, состав которой утверждается приказом по Минприроды или научно-исследовательскому учреждению (в том числе высшему учебному заведению по профилю). Экспертиза может быть поручена и отдельному специалисту, если это вытекает из объема и качества выполняемой работы.

В составе представляемых на экспертизу материалов должны быть: оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (ОВОС); положительные закВнлючения и согласования органов федеральВнного надзора и контроля и органов местного самоуправлеВнния; материалы обсуждений объекта с гражданами и общеВнственными объединениями.

Оплата экспертизы осуществляется со стороны заказчиков докуменВнтации. Срок экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать шести месяцев.

Применительно к заказчику закон говорит о его праве провеВндения экспертизы и обязанности ее организации. Министерство и его территоВнриальные органы и подразделений призваны заниматься оргаВннизацией экспертизы, проведение же ее ложится на специалисВнтов тАФ ученых и практиков, не связанных с управленческой деятельностью.

Что касается общественной либо научной экспертизы, то их организация и проведение не требует каких-либо особых устаВнновлений. Такого рода экспертные проверки проводятся по инициативе общественных объединений, институтов, отдельВнных кафедр или ученых.

Организация и проведение различных экспертиз:

Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды. Ее выводы обладают силой надведомственного документа, обязательного к исполнению.

Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приВнказу соответствующего министерства, ведомства. Ее результаВнты сохраняют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если не противоречат выводам государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами. Ее заключения имеют значение рекомендаций.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вмеВнняется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее эксперВнтизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях,

Заявление тАФ документ о гарантиях выполнения мер по обесВнпечению экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степеВнни экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроизВнводству окружающей природной среды. Задача экспертов состоВнит в проверке правильности и научной обоснованности содержаВнния данного документа.

Предварительное заключение экспертной комиссии, подгоВнтовленное и подписанное комиссией, доводится до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объекВнтов, затрагивающих экологические интересы населения, приниВнмать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение экспертной комиссии по экологической эксперВнтизе утверждается руководителем компетентного государВнственного органа специальной компетенции тАФ министром, заВнместителем министра по охране окружающей среды и прироВндных ресурсов, председателем комитета, его заместителем края, области, города, района. Член экспертной комиссии, не согласВнный с общей оценкой, как обычно в таких случаях, излагает собственное мнение. С утверждением заключения экспертной комиссии выводы экологической экспертизы приобретают юриВндическую силу. Они становятся обязательными для всех учасВнтников экологических отношений.

Лица и организации, не согласные с заключением экспертной комиссии, вправе обратиться с жалобой в тот орган, который назначил экспертизу, в вышестоящий орган, прокуратуру, наВнродный или арбитражный суд. Административный орган, соглаВнсившись с жалобой, может отменить заключение экспертизы, одновременно назначив повторную экологическую экспертизу. Народный или арбитражный суд по иску заинтересованной стороны вправе признать заключение экологической экспертиВнзы недействительным, если усмотрит в нем нарушение действующего законодательства о порядке назначения и проведения государственной экологической экспертизы. По тем же основаВнниям прокурор в суде или арбитражном суде выражает адмиВннистрации, принявшей решение, протест, предусматривающий отмену незаконно принятого заключения по экологической экВнспертизе.

Ва

Общественная экспертиза

ВлОбщественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской ФедерацииВ».

В соответствии со ст. 22 Закона от 23 ноября 1995 г . обВнщественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы. Это означает, что она может проводиться до, после государВнственной экологической экспертизы либо одновременно с ней.

Общественные объединения, осуществляющие общеВнственную экологическую экспертизу, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экоВнлогической экспертизе, предусмотренную законом;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственВнной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих предВнставителей в заседаниях экспертных комиссий государственВнной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Это тем более важно, что, согласно ст. 39 Закона РФ от 19 декабря 1991 г ., общественная экологическая экспертиза становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Статьями 23 и 24 Закона от 23 ноября 1995 г . предусматВнриваются условия проведения общественной экологической экспертизы:

государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы;

порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

форма и содержание заявления о проведении экологиВнческой экспертизы;

обязанность общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;

исчерпывающий перечень оснований, по которым моВнжет быть отказано в государственной регистрации заявлеВнния о проведении общественной экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется Госкомэкологии и его органам, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправлеВнния, может передаваться другим заинтересованным лицам. Заключение может публиковаться в средствах массовой инВнформации.

В случае придания юридической силы заключению обВнщественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования об ответственности за правильность и обоснованность заключений в соответствии с трудовым, гражданским, административным либо уголовВнным законодательством: Законом РФ от 19 декабря 1991 г . и Законом от 23 ноября 1995 г . предусматриваются конкретВнные правонарушения в области экологической экспертизы.

Ва

Финансирование экологической экспертизы

Вл1. Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

2. Финансовые средства на осуществление государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы перечисляются заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в том числе органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представляющими в соответствии с настоящим Федеральным законом материалы на государственную экологическую экспертизу, на специальный субсчет специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы.

3. Перечисленные заказчиком финансовые средства расходуются исключительно на проведение государственной экологической экспертизы. Специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы несет ответственность за целевое использование этих средств.

4. Использование финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основе предложений специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы.В»

ВлФинансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.В»

Ва

Полномочия граждан

Полномочия граждан и общественных объединений при проведении государственной экологической экспертизы предусматриваютВнся Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г . и Федеральным законом об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г .

Граждане и общественные объединения имеют право:

выдвигать предложения о проведении в соответствии с законодательством государственной и общественной эколоВнгической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

направлять в письменной форме аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйВнственной и иной деятельности;

получать от органов, организующих проведение госуВндарственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения (ст. 3 и 19 Закона от 23 ноября 1995 г .);

обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или арВнбитражный суд (ст. 38 Закона от 19 декабря 1991 г .).

Кроме того, общественные объединения вправе:

требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платВнформы в средствах массовой информации;

рекомендовать своих представителей для участия в гоВнсударственной экологической экспертизе по вопросам разВнмещения и проектирования объектов (ст. 13 Закона от 19 деВнкабря 1991 г .).

К проведению государственной экологической экспертиВнзы имеют отношение некоторые более общие экологичесВнкие права, а именно:

требовать от соответствующих органов представления своевременной, полноценной и достоверной информации о состоВнянии окружающей среды и мерах по ее охране;

ставить вопрос о привлечении к ответственности виновВнных должностных лиц;

предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возВнмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненВнного, экологическими правонарушениями;

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, ЭксплуатаВнции экологически вредных объектов, ограничении, приостаВнновлении, прекращении или перепрофилировании их деяВнтельности (ст. 12 и 13 Закона от 19 декабря 1991 г .).

Ва

Компетенция органов государства и местного самоуправления

Учитывая значение и место экологической экспертизы в защите окружающей среды, целесообразно осВнтановиться на процедурных правиВнлах ее проведения. Имеют значение и некоторые компетенционные нормы, показывающие, кто за что должен отвеВнчать. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечеВннию законов, а также прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы (ст. 5 Закона от 23 ноября 1995г.).

К ведению субъекта Российской Федерации относится делегирование экспертов для участия в качестве наблюдаВнтелей в заседаниях экспертных комиссий, информирование населения о намечаемых и проводимых экологических эксВнпертизах и их результатах.

Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы:

получают бесплатно от государственных органов незаВнвисимо от их принадлежности информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, имеют доступ к находящейся в их распоряжении базе данВнных о состоянии окружающей среды и возможных последВнствиях негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности;

направляют в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитоВнвания и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной Экологической экспертизы;

предварительно информируют органы государственной власти и органы местного самоуправления о проведении заВнседаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;

организуют информационное обеспечение государственВнной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, о реализации объектов экологической экспертизы и о негаВнтивном воздействии намечаемой деятельности на окружаюВнщую среду;

предоставляют для ознакомления общественным объеВндинениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению экологической эксВнпертизы;

направляют органам местного самоуправления, общеВнственным объединениям и гражданам, представившим арВнгументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной эколоВнгической экспертизы, информацию о заключении государВнственной экологической экспертизы;

предоставляют средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственВнной экологической экспертизы.

Территориальные органы Госкомэкологии РФ обязаны своевременно информировать органы прокуратуры о нарушении законодательства Российской Федерации, и законодаВнтельства субъектов Российской Федерации, готовить и наВнправлять другим правоохранительным органам соответствуВнющие материалы по вопросам привлечения к ответственноВнсти лиц, виновных в совершении нарушений законодательВнства Российской Федерации об Экологической экспертизе.

Ближе всех к населению находятся органы местного самоуправления, которые в рассматриваемой области моВнгут:

делегировать своих экспертов в качестве наблюдателей на заседания экспертных комиссий государственной эколоВнгической экспертизы, причем не только по объектам, расВнположенным на своей территории, но и в случаях возможВнного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

организовывать общественные обсуждения, проводить опросы, референдумы среди населения о намечаемой хоВнзяйственной и иной деятельности, которая подлежит эколоВнгической экспертизе;

организовывать по требованию населения общественную экологическую экспертизу;

информировать органы прокуратуры, территориальные специально уполномоченные государственные органы в обВнласти охраны окружающей природной среды, органы госуВндарственной власти субъектов Российской Федерации о наВнчале реализации объекта экологической экспертизы без поВнложительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для того чтобы быть в состоянии реализовать эти полВнномочия, органы местного самоуправления вправе получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реалиВнзация которых может оказывать воздействие на окружаюВнщую среду в пределах территории соответствующего муниВнципального образования, и о результатах проведения экоВнлогической экспертизы.

Ва Обязанности и права участников экспертизы и их ответственность

В обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе, входят:

оплата проведения государственной экологической эксВнпертизы;

передача государственным органам экспертизы и общеВнственным объединениям, организующим проведение эксперВнтизы, необходимых материалов, сведений, расчетов дополВннительных разработок относительно объекта экспертизы;

осуществление намечаемой деятельности исключительВнно в соответствии с документацией, получившей положиВнтельное заключение государственной экологической эксперВнтизы.

Не следует смешивать государственную и общественВнную экологическую экспертизы с иными смежными мероВнприятиями, не обладающими описанными правовыми стаВнтусами: экологическими исследованиями, научными оценкаВнми и т. п., имеющими нередко те же цели, но не обеспечиВнваемыми соответствующими нормами права. ВаВаВаВаВа

К теме имеют отношение следующие положения о порядке проведения экологической экспертизы и правах и обяВнзанностях ее участников: ВаВаВаВаВаВаВаВа

эксперт государственной экологической экспертизы обяВнзан участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет заключения общественной экспертизы, а также постуВнпивших от органов местного самоуправления, общественВнных объединений и граждан аргументированных предложеВнний по экологическим аспектам экспортируемой деятельноВнсти; имеет право заявлять о необходимости представления заказчиком на экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов, формулироВнвать свое особое мнение по объекту экологической эксперВнтизы;

заключение государственной экологической экспертизы есть документ, содержащий обоснованные выводы о допусВнтимости воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии;

утверждение заключения экспертной комиссии специВнально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы означает подтверждение послеВндним соответствия порядка проведения экспертизы требоваВнниям законов Российской Федерации и законов ее субъекВнтов.

Законом РФ об охране окружающей природной среды от 19 декабря 1991 г . предусматривается обязанность госуВндарства гарантировать экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, гражВнданам возможность реализации предоставленных им прав в области охраны окружающей среды.

Ва Ответственность в области экологической экспертизы

Согласно ст. 84 Закона РФ от 19 декабря 1991 г ., должностные лица и граждане, предприятия, учреждения, оргаВннизации, виновные в невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экоВнлогической экспертизы, а также в предоставлении заведоВнмо неправильных и необоснованных экспертных заключеВнний, в несвоевременной или искаженной информации, откаВнзе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в админисВнтративном порядке (граждане тАФдо десятикратного размеВнра минимальной заработной платы, должностные лица тАФ до двадцатикратного размера минимальной заработной плаВнты, юридические лица тАФ до 500 тыс. руб.).

Законом РФ об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 г . предусматривается большое количество новелл, обесВнпечивающих участие общественности в организации и проВнведении экологической экспертизы, защиту прав граждан. Значительное внимание уделяется ответственности за наВнрушения законодательства как одному из средств гарантий прав граждан на участие в экологической экспертизе, на надлежащую окружающую среду.

Правонарушениями заказчика и заинтересованных лиц (с 30 ноября 1995 г .) считаются фальВнсификация материалов, сведений и данных, представляеВнмых на экологическую экспертизу, а также сведений о реВнзультатах ее проведения; принуждение эксперта к подгоВнтовке заведомо ложного заключения; создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы; уклоВннение от представления государственным органам эксперВнтизы и общественным объединениям, организующим и проВнводящим экологическую экспертизу, необходимых материаВнлов, сведений и данных; осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, коВнторая получила положительное заключение государственВнной экологической экспертизы.

Нарушениями руководителей государственных органов экспертизы и экспертных комиссий признаются необосноВнванность материалов по учету выводов общественной эколоВнгической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений, граждан арВнгументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной экспортируемой деятельности; наруВншение установленного порядка расходования перечисленВнных заказчиком средств на проведение государственной экоВнлогической экспертизы.

Руководители и члены экспертной комиссии несут отВнветственность за фальсификацию выводов заключения экоВнлогической экспертизы, за сокрытие от органов государственВнной экологической экспертизы или от общественного объеВндинения, организующих проведение экологической эксперВнтизы, сведений, отражающих заинтересованность в резульВнтатах экспертизы: так, экспертом не может быть предстаВнвитель заказчика или разработчика; гражданин, состоящий в трудовых или договорных отношениях с ними; представиВнтель юридического лица, состоящего с заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы в договорных отношениях.

Нарушениями законодательства должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местноВнго самоуправления считаются выдача разрешений на специВнальное природопользование или на осуществление иной деВнятельности без положительного заключения государственВнной экологической экспертизы; организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными объединениями; прямое или косвенное вмешательство в работу государственных оргаВннов экологической экспертизы, экспертных комиссий и эксВнпертов в целях оказания влияния на ход и результаты проВнведения экологической экспертизы; незаконный отказ от гоВнсударственной регистрации заявлений о проведении общеВнственной экологической экспертизы.

Гражданско-правовая, материальная, административная и уголовная ответственность за указанные виды правонарушений, наступает соответственно на основании гражданскоВнго, трудового законодательства КоАП РiСР, УК РФ. ЗаВнконодательством Российской Федерации и ее субъектов моВнгут быть установлены иные виды нарушений законодательВнства об экологической экспертизе.

Ва

Список используемой литературы:

1. Федеральный Закон № 2060-1 ВлОб охране окружающей природной средыВ» от 19.12.91 г.

2. Федеральный закон № 174 ВлОб экологической экспертизеВ» от 23.11.95

3. Петров В.В. ВлЭкологическое право РоссииВ»

4. Бринчук ВлЭкологическое правоВ»

Вместе с этим смотрят:

Экономическая и организованная международная преступность
Экономические, социальные и культурные права
Элементы состава преступления
Эффективность государственного управления