Адвокатура и прокуратура в Российской Федерации
АДВОКАТУРА И ПРОКУРАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ва Содержание Введение ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаПрокуратура Российской Федерации ВаВаВа
Предмет прокурорского надзора ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа
Ва Полномочия прокуроров и прокуратуры ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа
Основные направления в прокурорской деятельности ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа
Адвокатура Российской Федерации ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа
Ва Становление и эволюция российской адвокатуры ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа
Ва Задачи Адвокатуры ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа
Коллегии адвокатов ВаВаВаВаВаВаВа ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа
Права и обязанности адвокатов
Заключение
ВаВведение
Ва Такие слова как законность и правопорядок мы в последнее время часто слышим по радио и телевидению, потому что как основа нормальной жизни общества и его членов законность является важнейшим составным элементом правового государства. Соблюдение законов каждым из нас является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания.
Ва Одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов занимает прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п. В первую очередь прокуратура осуществляет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Ва Адвокатурой называют добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг. Адвокатура выполняет правоохранительные функции, однако, она не является правоохранительным органом, т.к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: в уголовном процессе он - защитник, т.е. защищает, а в гражданском судопроизводстве он тАУ представитель, т.е. представляет интересы той или иной стороны. В своих ходатайствах они обращают внимание на грубые нарушения законности, допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы правоохранительных органов. Адвокатской деятельностью является юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам путем правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации.
Предмет прокурорского надзора
Ва Надзор за единообразным и точным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции.
Ва Почему так важно создать режим законности в государстве? Ответ один: только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.
Ва Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.
Ва Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих содержание законности.
Ва К чему это приводит на практике? Когда надо усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же становится вопрос об изменении действующего закона или о внесении в него дополнений. Закон тАЬсовершенствуетсятАЭ, а положение с его соблюдением не изменяется.
Ва Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.
Ва Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законности.
Ва Наконец, государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения. Ответственность может быть уголовной, административной, материальной или дисциплинарной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона.
Ва Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих элементов А) законы и подзаконные акты Б) исполнение законов и подзаконных актов, то есть проведение их в жизнь В) надзор за точным и единообразным исполнением законов Г) ответственность за допущенное нарушение закона. Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти и управления должны разработать меры в направлениях совершенствования законодательства, усиления деятельности органов исполнительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении ответственности за допущенное нарушение закона. Только комплексный подход к решению этих проблем позволит успешно создать режим законности в государстве.
Ва Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем государстветАФэто организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.
Ва Забота государства, его законодательных и исполнительных органов по укреплению законности проявляется в следующем:
в совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового регулирования в соответствии с уровнем развития правового государства.
в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых.
в принятии мер по совершенствованию деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.
в мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.
Ва Все это вместе взятое должно способствовать процессу формирования правового государства, обеспечения верховенства закона. Ни один государственный орган, коллектив или общественная организация, ни одно должностное лицо или гражданин, какое бы положение в обществе они не занимали, не освобождается от обязанности подчиняться закону.
Ва Принятая в республике в 1994 г. Конституция создала необходимую социальную базу для дальнейшего развития и совершенствования права по основным его отраслям, что, несомненно, будет способствовать укреплению законности и правопорядка в стране. Справедливости ради стоит отметить, что не все принятые и принимаемые нормативные акты отвечают требованиям жизни, в некоторых из них есть противоречия с другими, разноречия, разночтения в одних и тех же актах. Отдельные законы принимаются в спешке, без глубокой научной проработки. Однако это не исключает той большой законодательной деятельности, которая проводится.
Ва Перестройка работы судов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, которой сейчас заняты органы законодательной и исполнительной власти, направлена на то, чтобы была надежно обеспечена охрана интересов государства, органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, и, прежде всего, прав и законных интересов граждан. Деятельность этих органов должна быть организована таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всесторонне расследование, чтобы ни одно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.
Ва Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране. Между тем на состоянии законности отразились децентрализация прокурорского надзора, оказание на прокуроров влияния местными органами государственной власти и управления, должностных лиц. Многие прокуроры не смогли противостоять этим влияниям и принимали незаконные и необоснованные решения как в сфере общего надзора, так и в уголовном и гражданском судопроизводстве. Снижение профессионализма следователей, прокуроров и судей влечет неэффективность их деятельности, не отвечающей требованиям времени и задачам по построению в РБ правового государства.
Ва Деятельность органов прокуратуры будет по-настоящему эффективной, когда она будет осуществляться в условиях гласности и демократии. Практика показывает, какими крупными издержками оборачивается недооценка глубинных связей законности в сочетании с гласностью и демократией в деятельности правоохранительных органов.
Ва Полномочия прокуроров и прокуратуры
Ва На высшем юридическом уровне статус, функции и структура прокуратуры закреплены в главе 7 раздела VI Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996 г.
Ва Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры в РБ является Закон о прокуратуре от 29 января 1993 г. с изменениями и дополнениями.
Ва Согласно Конституции, единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются генеральным прокурором (ст. 126). Подробности организации системы прокурорских органов закреплены в Законе о прокуратуре.
Ва Согласно закону, прокуратура Республики Беларусь состоит из республиканской прокуратуры, являющейся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратур областей и приравненной к ним прокуратуры города Минска. Кроме того к ней относятся прокуратуры городов (районов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, которые могут назначаться и распускаться по представлению Генерального прокурора. К ним относятся военная, транспортная, природоохранительная прокуратуры и прокуратура по надзору за исправительно-трудовыми учреждениями. По своему статусу специализированные прокуратуры приравниваются к прокуратурам областей, районов (городов) или межрайонных прокуратур (ст. 12).
Ва Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.
Ва Как уже говорилось, возглавляет систему прокурорских органов республики Генеральный прокурор. Он управляет всей деятельностью аппарата прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он также имеет право на издание ведомственных нормативно-правовых актовтАФприказов, указаний, распоряжений,тАФа также утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками прокурорских органов.
Ва Приказ Генерального прокурора РБ руководящего характера определяет стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законов в определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности органов прокуратуры.
Ва Указание дается Генеральным прокурором в развитие приказа руководящего характера, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.
Ва Распоряжение издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-либо действий прокурором и следователем.
Ва Инструкция, утверждаемая Генеральным прокурором, предусматривает порядок производства каких-либо процессуальных или оперативных действий. В Инструкции может быть предусмотрен порядок ведения статистической отчетности, учета и регистрации совершенных преступлений и т.п.
Ва Генеральному прокурору подчинены и подотчетны все нижестоящие прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности. Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет (ст. 15 Закона), возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по собственному желанию (ст. 13).
Ва Республиканская прокуратура представляет собой центральное звено системы органов прокуратуры. Во главе ее, как и во главе всех прокуратур, стоит прокурор республики. В структуре республиканской прокуратуры выделяют отделы и управления, возглавляемые начальниками, имеющими заместителей. Отделы и управления включают прокуроров отделов и управлений.
Ва Среднее звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, г. Минска, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры, соответственно, прокурорами областей (г. Минска). В их полномочия входит управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17). Им подчинены и подотчетны также нижестоящие прокуроры.
Ва Прокуроры областей имеют несколько (обычно 2-3) заместителей. В структуре областных прокуратур выделяют отделы и управления, возглавляемые начальниками и имеющие в штате соответствующих прокуроров.
Ва Основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов, районов, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры. Возглавляются они соответствующим прокурором, который имеет заместителя и помощников, функции которых обычно распределяются по отраслям надзора. ВаВаВаВаВаВа
Ва Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут назначаться прокуроры для городов с районным делением. В их компетенцию входит управление деятельностью районных прокуратур, а также возможность внесение на рассмотрение вышестоящего прокурора предложений об изменении штатного количества аппарата подчиненных прокуратур и о расстановке кадров.
Ва При прокуратурах областей (г. Минска) и республиканской прокуратуре могут образовываться коллегии (ст. 20). Они выполняют функцию совещательного органа при соответствующей прокуратуре и рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться отчеты и объяснения глав органов государственного управления и контроля, предприятий, организаций, учреждений, других должностных лиц по вопросам исполнения закона.
Ва В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный прокурор РБ (в качестве председателя), его первый заместитель и заместители (по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и заместители по должности и другие прокурорские работники. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором РБ по представлению соответствующего прокурора.
Ва В структуре прокурорских органов можно также выделить следственный аппарат. Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.
Ва Следственный аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним состоит из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).
Ва Следственный аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.
Ва Следователи прокуратуры проводят расследования по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, а также по любым другим по указанию прокурора.
Основные направления в прокурорской деятельности
Ва В прокурорской деятельности Ва выделяют четыре направления, именуемых тАЬотраслями прокурорского надзоратАЭ. Все они закреплены в разделе III Закона о прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава.
Ва Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за исполнением закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом этой отрасли надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в ст. 2 Закона о прокуратуре, т.е. республиканскими и местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, Ва внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, другими общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Ва Существует ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют непосредственного прокурорского реагирования.
Ва В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя все виды пропускных режимов, входить на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подведомственности, а также иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений, других актов, необходимых документов и материалов, статистики. Он может назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам, донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором.
Ва В процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных лиц и граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации об источниках доходов.
Ва В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка законности административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.
Ва Если в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то он (или его заместитель) вправе:
опротестовать акты поднадзорных органов, а также решения и действия должностных лиц.
опротестовать в установленном порядке постановления по делам об административных правонарушениях.
вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, которые им способствуют, выносить предписания об устранении нарушений закона.
официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопущении ими дальнейших нарушений закона.
в установленном порядке решать вопросы о привлечении виновных к уголовной либо административной, возбуждать дисциплинарные дела, ставить вопросы о роспуске местных Советов, которые не выполняют требований законодательных актов.
оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на противоречащий закону правовой акт или оставление его без рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, а также граждан и юридических лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы.
Ва Второй отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Сущность этой отрасли раскрыта в гл. 2 раздела III Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного надзора является исполнение всеми органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований закона с целью обеспечения защиты личности, государства и юридических лиц от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом порядка рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и закрытия уголовных дел, а также соблюдения сроков ведения расследования и содержания под стражей.
Ва Также целью этой отрасли надзора является недопущение незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, соблюдение при ведении следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному рассмотрению всех обстоятельств, которые могут смягчить или усугубить ответственность обвиняемого, строгое сохранение прав и законных интересов участников процесса и других граждан.
Ва В рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, им способствующих.
Ва В процессе осуществления надзора прокурор имеет право:
проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях.
требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.
рассматривать и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих дознание и предварительное следствие.
отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав следственных подразделений и органов дознания.
увеличивать и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом. ВаВаВаВа
возвращать уголовные дела на дополнительное расследование.
лично участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а также проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому работнику.
забирать от органов дознания и передавать следственному подразделению любое уголовное дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью более полного и объективного расследования.
возбуждать уголовные дела и передавать их по подследственности, приостанавливать или закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения, направлять уголовные дела в суд.
при необходимости требовать от начальников органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.
Ва Указания Генерального прокурора РБ по вопросам следствия и дознания, которые не требуют законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Ва Другие права и обязанности прокурора при осуществлении надзора по данной отрасли могут регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Ва Предметом следующей отрасли надзоратАФнадзора за соответствием закону судебных решенийтАФявляется законность и обоснованность решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Ва Ва При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений, прокурор имеет право (а в случаях, предусмотренных закономтАФобязан):
участвовать в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам.
в случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам суда (судьи).
направлять в суд представления о пересмотре решений и других актов по гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
в пределах своей компетенции потребовать из суда любое дело (группу дел), по которой решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и вносить протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его компетенции, обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении протеста.
отозвать внесенный им протест на акт суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей).
Ва В пределах своей компетенции прокурор участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором. Объем и пределы полномочий при этом регулируются процессуальным законодательством.
Ва В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо, проводившее расследование, не может участвовать в процессе в качестве обвинителя.
Ва Прокурору или его заместителю (в том числе и тому, который непосредственно участвовал в процессе) принадлежит право принесения в вышестоящий суд протеста на акты суда, не вступившие в законную силу. Ва Что же касается актов, вступивших в законную силу, то право на их опротестование, согласно ст. 31 Закона о прокуратуре, принадлежит:
Генеральному прокурору и его заместителямтАФна акт любого суда за исключением постановлений Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего хозяйственного Суда РБ.
Прокурорам областей, г. Минска и приравненным к нимтАФна акты районных (городских) судов, на решение судебной коллегии соответствующего областного (Минского городского) суда, которая рассматривала дело в кассационном порядке; на акт хозяйственного суда, кроме ВХС РБ.
Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель
Ва Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ или Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении вопроса.
Ва Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых судом.
Ва Предметом этой отрасли надзора в Законе о прокуратуре называется законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других учреждениях, которые исполняют наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Ва При осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время посетить указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных учреждениях. Также Ва он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера.
Адвокатура Российской Федерации.
Становление и эволюция российской адвокатуры
Ва Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной реформой 1864 г. Получив законодательное закрепВнление в судебных уставах, она стала новым юридическим учрежВндением России.
Ва В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов выполняли частные лица тАФ стряпчие или хоВндатаи по делам. Их функции не были законодательно реглаВнментированы, каких-либо требований к ним (в виде наличия специального образования и иных) не предъявлялось. Как праВнвило, их обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг), их подачей и т. д. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать новым социальным слоям России защиту их интересов в суде и других учреждеВнниях.
Ва По судебным уставам 1864 г. адвокаты разделялись на две категории тАФ присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные объединялись в особую корпорацию тАФ сословие присяжных поверенных. Для таких корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных органов (советов присяжных поверенных) и надзор за их деяВнтельностью со стороны судебных органов. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам входило представительстВнво сторон в гражданском процессе и оказание юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедВнных.
Ва Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образоваВнние и пять лет судебной практики в качестве чиновника судебВнного ведомства или помощника присяжного поверенного. В неВнкоторых советах присяжных поверенных (например, ПетербургВнском) для кандидатов устраивались экзамены с целью проверВнки их практической подготовленности.
Ва Определенное распространение в это время получил инстиВнтут помощников присяжных поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое образование, но нигде не служивВншие.
Ва В качестве органов самоуправления корпорации присяжных поверенных действовали (но далеко не во всех губерниях) соВнветы присяжных поверенных. Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи должности были выборными. Выборы в совет проводились отдельно на каждую должность простым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на общем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава. ВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВаВа
Ва Совет осуществлял свою деятельность по различным направВнлениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, осуВнществлял дисциплинарную практику, распределял тАЬбесплатВнныетАЭ дела среди присяжных поверенных, урегулировал разВнличные споры между ними и т. д. Свои решения он принимал большинством голосов. Деятельность совета контролировалась судебной палатой.
Ва 6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с приВнсяжной адвокатурой институт частных поверенных. ОснованиВнем утверждения в должности частного поверенного и получеВнния права на участие в производстве гражданских дел у мироВнвых судей и в общих судебных установлениях было получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по деВнлам.
Ва В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал до ноября 1917 г.
Ва Декретом о суде № 2 предусматривалась организация колВнлегий правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация местного Совета. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвиВннения и общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и общественных защитников. КроВнме указанных обвинителей и защитников в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.
Ва Совершенствование судопроизводства изменило и деятельВнность правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и защиты, намечается урегулирование воВнпроса о заработной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение бесконтрольной защиты в судах.
Ва Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. устанавлиВнвало, что для содействия суду в деле наиболее полного выяснеВнния всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться коллеВнгии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражВнданском процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась заработная плата в размере оклаВнда, выплачиваемого народным судьям.
Ва Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий правозаступников, деятельность последних не отвечала тем треВнбованиям, которые государство к ним предъявляло. Поэтому Положение о народном суде от 21 октября 1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебВнной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как обВнщественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защитВнника, включались в списки, составляемые в соответствии с ИнВнструкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитВнников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантов отделов юстиции. Такая форма органиВнзации защиты просуществовала до судебно-правовой реформы 1922 тАФ 1924 гг.
Ва Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., опреВнделяло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, приВнзванную оказывать юридическую помощь населению. При гуВнбернских отделах юстиции образовывались коллегии защитВнников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии заВнщитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утверждением их губернскими исполВннительными комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в государственных учреждениях и предВнприятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юридиВнческих наук.
Ва Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС.
Ва После принятия Конституции СССР в 1936 г. было разрабоВнтано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939 г. В соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где не было краВневого (областного) деления, они организовывались в пределах союзной республики.
Ва Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не меВннее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции, принимаВнлись коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управВнления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президиВнум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юридиВнческих консультациях. Общее руководство коллегиями адвокаВнтов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиВнции СССР и его местные органы, которые были наделены весьВнма широкими полномочиями, позволявшими им беспрепятственВнно вмешиваться в дела коллегий и командовать ими.
Ва Общепризнанно, что эффективность деятельности адвокатов, особенно по уголовным делам, в 30тАФ40 гг. была снижена по ряду причин. К ним следует отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном судопроизводстве судебных раВнботников, руководителей наркомата юстиции и других правоВнохранительных органов. Огромную негативную роль сыграли постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937 г., установившие особый порядок судопроизводства по деВнлам о террористических организациях и террористических акВнтах, контрреволюционном вредительстве и диверсиях. РассмотВнрение этих дел в суде велось упрощенно, в частности без учасВнтия обвинения и защиты.
Ва Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установиВнли, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. КолВнлегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом соВнюзной республики.
Ва Во исполнение указанного акта все союзные республики приВнняли свои положения об адвокатуре. В РiСР такое ПоложеВнние было утверждено Верховным Советом РiСР 25 июня 1962г.
Ва В 1977 г. впервые в истории советской адвокатуры ее правоВнвое положение было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон тАЬОб адвокатуре в СССРтАЭ. Этим Законом регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой соВнюзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РiСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.).
Задачи Адвокатуры
Ва Под адвокатурой принято понимать организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной фунВнкцией которого является оказание квалифицированной юридиВнческой помощи всем, кто в ней нуждается. В наши дни перед ней официально поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осуВнществлению правосудия, соблюдению и укреплению законносВнти, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнеВнния законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинстВнву других лиц.
Ва Осуществлению этих задач подчинены основные направлеВнния деятельности адвокатуры:
дача консультаций и разъяснений по юридическим вопроВнсам, устных и письменных справок по действующему законоВндательству;
осуществление представительства в судах и других государВнственных органах по гражданским и административным делам;
составление заявлений, жалоб и других документов правоВнвого характера;
участие адвокатов при производстве дознания и предвариВнтельного следствия, в суде по уголовным делам в качестве заВнщитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, предстаВнвителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских отВнветчиков;
оказание правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями;
участие в правовой пропаганде и разъяснении законодательВнства населению.
Ва Консультирование по вопросам применения законодательстВнва является важным участком работы адвокатов. Она чаще всего заключается в разъяснении действующего гражданского, сеВнмейного, трудового, административного и уголовного законодаВнтельства. Большое место в этой работе занимают советы по судебным делам.
Ва Другой участок деятельности адвокатов тАФ юридическое обслуживание предприятий, учреждений, организаций, не имеющих юрисконсультов. Оно осуществляется на основании догоВнворов с юридическими консультациями, в которых предусматВнриваются обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий предВнприятия, учреждения, все виды коммерческих структур, ферВнмерских хозяйств и т. д., проверяет законность издаваемых ими приказов и других их решений, участвует в договорных кампаВнниях (оформляет преддоговорные документы и договоры), веВндет претензионную работу и дела в судах, дает консультации по правовым вопросам административно-управленческому перВнсоналу, рабочим и служащим и т. д.
Ва Участие адвоката в уголовном судопроизводстве тАФ важная форма адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы ни один гражданин не был привлечен к уголовной ответственности и осужден без достаточных оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозреВнваемым и обвиняемым в совершении преступлений, подсудиВнмым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно шиВнрокие возможности. В частности, уголовно-процессуальное заВнконодательство предусматривает широкий круг прав, предоВнставляемых адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей проВнверки законности и обоснованности вынесенных по конкретноВнму делу приговоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания.
Ва Права такого рода постоянно совершенствуются. Например, в мае 1992 г. в УПК были внесены существенные поправки, в соответствии с которыми адвокаты-защитники стали допускатьВнся к участию в деле с момента задержания подозреваемого, заключения под стражу или предъявления обвинения. При этом они могут знакомиться с протоколом задержания или постаВнновлением об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ареста), иметь свидания с подзащитным без ограВнничения их числа и продолжительности, участвовать в его доВнпросах и т.д. Тогда же в УПК были включены положения о праве защитника приносить жалобы на неправомерность аресВнта лица, которое он защищает, или продления срока такого ареста.
Ва Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уголовной ответственности лицо обязательно должно иметь защитника. Если этот гражданин или его родственники почему-либо не проявляют инициативу по приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению следователя, прокуВнрора либо судьи. Такой адвокат пользуется теми же правами, что и адвокат, приглашенный обвиняемым или его родственниВнками. Его труд должен полностью оплачиваться за счет средств государственного бюджета.
Ва Адвокат, участвующий в рассмотрении уголовных дел, обяВнзан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обВнвиняемого или смягчающих его ответственность, и оказывать обвиняемому необходимую юридическую помощь.
Ва При рассмотрении уголовного дела адвокат может участвоВнвать в деле в качестве не только защитника обвиняемого, но и представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.
Ва Адвокат принимает также участие в разбирательстве гражВнданских дел в качестве представителя истца, ответчика и третьВних лиц.
Коллегии адвокатов
Ва Согласно Положению об адвокатуре в РiСР коллегий адвоВнкатов тАФ это добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Они образуются на основе доброВнвольности по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициатиВнве соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Предложение об образовании коллегии адвокатов наВнправляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласии с предложением представляет его в Совет Министров (ПравиВнтельство) республики, в исполнительные органы края, области, города для утверждения и регистрации.
Ва Принцип добровольности организации адвокатуры неразрывВнно связывается с коллективной формой ее деятельности. ПоэВнтому не случайно коллегия адвокатов определяется как объВнединение, поскольку считалось и считается в наши дни, что исторически выработанная коллективная форма деятельности адвокатов наиболее удобна и демократична.
Ва В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. В республиках образуются ресВнпубликанские коллегии адвокатов, в краях и областях тАФ краеВнвые и областные коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотВнренных Положением об адвокатуре РiСР, тАФ городские колВнлегии адвокатов (в наши дни они созданы в Москве и Санкт-Петербурге).
Ва Коллегии адвокатов тАФ это не просто добровольные объедиВннения граждан Российской Федерации, а объединения лиц, заВннимающихся адвокатской деятельностью. Последнее указание обусловлено тем, что адвокатскую деятельность может осущесВнтвлять не каждый человек", а лишь специалист, имеющий юриВндическое образование и соответствующий опыт работы.
Ва Реальным проявлением демократизма построения коллегий адвокатов является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повсеВндневные вопросы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выражается в наличии таких органов управлеВнния, как общие собрания (конференции) членов коллегии адвоВнкатов, президиумы и ревизионные комиссии.
Ва С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана незаВнвисимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознаВнния, т. е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональной функции тАФ защиты обвиВнняемых или оказания иной юридической помощи гражданам, государственным предприятиям, учреждениям, организациям. Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры,, органов дознания во внутренние дела коллегий адвокатов; организаВнцией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой.
Ва Дальнейшим развитием демократических принципов построВнения адвокатуры явилось создание в 1989 г. Союза адвокатов Российской Федерации тАФ общественной организации, которая объединяет на добровольных началах адвокатов, работающих во всех концах страны, и ставит своей задачей прежде всего обеспечение независимости адвокатуры, повышение ее роли в системе правоохранительных органов, в деле укрепления заВнконности и охраны прав граждан.
Ва Независимость адвокатуры вовсе не означает полного отсутВнствия государственного руководства ее делами. В настоящее время с коллегиями адвокатов сотрудничают исполнительные органы субъектов Российской Федерации, в том числе и оргаВнны юстиции.
Ва Коллегии адвокатов обеспечиваются собственными средстваВнми, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридичесВнкой помощи. Часть этих средств идет на оплату труда адвокаВнтов, а часть (не более 30% от всей суммы) тАФ на общие нужды коллегии: на уплату взносов по социальному страхованию, оплаВнту отпусков, оплату юридической помощи, оказываемой гражВнданам бесплатно, оплату труда стажеров, содержание аппараВнта управления коллегии, а также на другие нужды, определяВнемые общим собранием (конференцией) членов коллегии.
Ва Органами коллегии адвокатов являются: общее собрание, президиум коллегии адвокатов, ревизионная комиссия. ОргаВннизационные функции выполняют также юридические консульВнтации.
Ва Общее собрание членов коллегии адвокатов является высшим органом коллегии адвокатов. В коллегии адвокатов, насчитываВнющей более 300 человек, вместо общего собрания членов колВнлегии может созываться конференция. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению МинистерВнства юстиции РФ или республики в составе Российской ФедеВнрации либо отделов (управлений) юстиции, а также по требоВнванию не менее одной трети состава коллегии. ВаВаВаВаВаВа
Ва Общее собрание считается правомочным при участиитАЭ в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Конференция членов коллегии адвокатов созывается исходя из норм предВнставительства, устанавливаемых президиумов коллегии адвоВнкатов, и считается правомочной при участии в ней не менее двух третей делегатов, избранных по юридическим консультаВнциям. Все вопросы общее собрание (конференция) решает больВншинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании.
Ва Общее собрание (конференция) обладает широкими полноВнмочиями и может решать любые вопросы, имеющие отношение к деятельности коллегий адвокатов. Оно избирает для осущесВнтвления повседневного руководства и контроля за деятельностью коллегии адвокатов президиум коллегии адвокатов и ревизиВнонную комиссию. После избрания этих органов общее собрание обладает правом осуществлять контроль за их работой. С этой целью оно заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума коллегии адвокатов и ревизионной комиссии.
Ва Общее собрание (конференция) разрешает также другие орВнганизационные и финансовые вопросы, относящиеся к деятельВнности адвокатов, устанавливает численный состав, штаты, смету доходов и расходов с последующим утверждением исполниВнтельными органами, определяет порядок оплаты труда адвокаВнтов, утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего трудового порядка, рассматривает друВнгие вопросы, связанные с деятельностью коллегии адвокатов.
Ва Общему собранию (конференции) членов коллегии адвокаВнтов принадлежит право досрочного отзыва членов президиума и ревизионной комиссии, не оправдывающих оказанного им доверия. Решение общего собрания (конференции) членов колВнлегии адвокатов может быть пересмотрено только общим собВнранием (конференцией) членов коллегии.
Ва Президиум коллегии адвокатов является исполнительным органом, постоянно действующим в период между общими соВнбраниями адвокатов. Президиум избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосоваВннием сроком на три года в количестве, определяемом общим собранием в зависимости от числа членов коллегии и объема раВнботы. Избранными в состав президиума считаются кандидаты, получившие большинство голосов участвующих в голосовании адвокатов. В случае выбытия из состава президиума одного из его членов на очередном общем собрании (конференции) адвоВнкатов могут быть проведены довыборы.
Ва После избрания президиум коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и его заместителя (заместителей). Члены президиума, занимающие штатные должности, получают заработную плату из средств коллегии и имеют право заниматься адвокатской практикой.
Ва Президиум наделен широкими полномочиями, необходимыВнми ему для осуществления управления коллегией адвокатов. Он созывает общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов; организует в установленном порядке юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проВнверки работы юридических консультаций и отдельных адвокаВнтов; назначает и освобождает от работы заведующих юридиВнческими консультациями, принимает в члены коллегии и в ее состав стажеров; организует прохождение стажировки, распреВнделяет адвокатов по юридическим консультациям, решает воВнпросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчисляет и исключает из членов коллегии и состава стажеров; утверждает штаты и сметы юридических консультаций; проВнводит мероприятия по повышению квалификации членов колВнлегии. Президиум решает и другие вопросы. Его деятельность строится на основе коллективного руководства, гласности, реВнгулярной отчетности перед членами коллегии адвокатов, шиВнрокого привлечения адвокатов к работе президиума. При преВнзидиуме коллегии могут образовываться действующие на обВнщественных началах органы, оказывающие ему помощь.
Ва Президиум коллегии адвокатов проводит свои заседания при наличии не менее половины его членов. Он вправе рассматриВнвать вопросы приема в коллегию, отчисления и исключения из нее при наличии на заседании не менее двух третей состава президиума. Его решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов рассмотрение обсуждаемого вопроса переносится на очередное заседание президиума с вызовом отсутствующих его членов. Постановление президиума коллеВнги адвокатов может быть пересмотрено самим президиумом или общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.
Ва Ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом коллегии адвокатов и избирается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов тайным голосоваВннием сроком на три года в количестве, определяемом собраниВнем. Избранными считаются кандидаты, получившие большинВнство голосов участвовавших в голосовании адвокатов. РевизиВнонная комиссия коллегии адвокатов открытым голосованием избирает из своего состава председателя и заместителя ревиВнзионной комиссии. В случае выбытия из состава ревизионной комиссии одного из ее членов на очередном общем собрании (конференции) могут быть проведены выборы вместо выбывВншего в установленном порядке.
Ва На ревизионную комиссию возложена обязанность проводить ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов, юридических консультаций, а также осуВнществлять контроль за порядком и сроками рассмотрения предВнложений, заявлений, жалоб.
Ва Юридические консультации создаются президиумами колВнлегий для организации работы адвокатов по оказанию юридиВнческой помощи в районах, городах, а иногда и в других насеВнленных пунктах. В настоящее время в стране действует свыше 4 тыс. юридических консультаций.
Ва Местонахождение юридической консультации и количество работающих в ней адвокатов определяются президиумом колВнлегии адвокатов по согласованию с местными органами госуВндарственной власти.
Ва Юридические консультации являются основным рабочим звеном адвокатуры. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультации и там проводят свою работу.
Ва Юридические консультации строятся, как и вся коллегия адвокатов в целом, по территориальному принципу. По общему правилу на территории края, области, города действует неВнсколько юридических консультаций. Состав и местонахождеВнние их определяются президиумом коллегии адвокатов с учеВнтом интересов более полного и рационального обслуживания населения и с учетом его числа в том или ином районе. Если районы невелики, то может быть одна консультация на несколько районов. Численность юридических консультаций различна в зависимости от их расположения. Например, в сельских мест-ностях юридические консультации могут насчитывать 1, 2, 3 чеВнловека, в крупных городах тАФ 40тАФ50 человек.
Ва Во главе юридической консультации стоит заведующий, наВнзначаемый президиумом коллегии адвокатов из числа наибоВнлее квалифицированных адвокатов, имеющих высшее юридиВнческое образование и необходимый стаж практической работы.
Ва Заведующий юридической консультацией осуществляет преВндоставленные ему права на основании доверенности, выдаваеВнмой президиумом коллегии адвокатов. Заведующие юридичесВнкими консультациями, в которых работают не более четырех человек адвокатов, как правило, выполняют свои обязанности без оплаты. Заведующему юридической консультацией, в котоВнрой работают более четырех адвокатов, решением общего соВнбрания (конференции) членов коллегии адвокатов может быть установлен должностной оклад с учетом объема выполняемой работы и численности адвокатов в размере, не превышающем минимального должностного оклада народного судьи данного района. Заведующий юридической консультацией имеет право заниматься адвокатской деятельностью.
Права и обязанности адвокатов
Ва Значительному совершенствованию оказания правовой поВнмощи должно способствовать улучшение кадрового состава адВнвокатуры. К сожалению, хотя в настоящее время коллегии адВнвокатов отказались от искусственного ограничения приема в члены коллегии, численность действующих в Российской ФеВндерации адвокатов явно недостаточна (около 20 тысяч).
Ва Порядок приема в коллегию адвокатов определяется законоВндательством Российской Федерации и состоит в следующем. В члены коллегии адвокатов принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц может быть обусловлен проВнхождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеВнющие такой стаж менее двух лет, могут быть приняты в коллеВнгию после прохождения стажировки в коллегии сроком от шесВнти месяцев до одного года.
Ва Члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. ИсВнключение может быть допущено президиумом коллегии адвоВнкатов для лиц, занимающихся научной и педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в райВнонах, в которых объем адвокатской работы является недостаВнточным.
Ва Заявления о приеме в коллегию адвокатов рассматриваются не позднее месячного срока с момента их поступления в презиВндиум коллегии адвокатов, как правило, в присутствии лица, подавшего заявление. Постановление об отказе в приеме в колВнлегию адвокатов может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в исполнительные органы. Если те устаноВнвят, что постановление президиума коллегии адвокатов об отВнказе в приеме в коллегию не соответствует законодательству, они приостанавливают его действие и вносят этот вопрос в преВнзидиум коллегии адвокатов на новое рассмотрение.
Ва Адвокаты, выбывшие из коллегии на выборные должности или призванные на срочную военную службу, после окончания работы на выборных должностях или увольнения из рядов ВоВноруженных Сил в запас принимаются по их просьбе в ту же коллегию адвокатов.
Ва Права членов коллегии адвокатов достаточно широки для того, чтобы эффективно осуществлять защиту по уголовным и гражВнданским делам, оказывать юридическую помощь гражданам, предприятиям, организациям, участвовать в управлении адвоВнкатурой.
Ва Являясь членом общественной самоуправляющейся органиВнзации, адвокат имеет право: избирать и быть избранным в орВнганы коллегии адвокатов; ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии; вноВнсить предложения по улучшению ее работы и принимать учасВнтие в их обсуждении; принимать личное участие во всех случаВнях обсуждения органами коллегии его деятельности или повеВндения; выйти из состава коллегии адвокатов.
Ва Адвокат, выступая в качестве представителя или защитниВнка, правомочен: представлять права и законные интересы лиц, обратившихся за юридической помощью, во всех государственВнных и общественных организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов; запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридичесВнкой помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти докуВнменты или их копии. Кроме этих прав адвокаты обладают, как отмечено выше, широкими полномочиями при осуществлении защиты по уголовным и представительства по гражданским делам. Положение об адвокатуре в РiСР предусматривает, что адвокат не вправе разглашать сведения, сообщаемые ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. СоотВнветственно он не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исВнполнением им обязанностей защитника или представителя.
Ва Обязанности членов коллегии адвокатов. Принадлежность к адвокатуре накладывает на лицо, состоящее в ней, обязанность в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотВнренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юриВндической помощью. Адвокат обязан добросовестно оказывать юридическую помощь, должен быть образцом моральной чисВнтоты и безукоризненного поведения, постоянно повышать свою деловую квалификацию, активно участвовать в пропаганде права.
Ва Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин, нуждающийся в ней, способен оплатить услуги адвоката. Положение об адвокатуре предусматривает случаи оказания гражданам бесплатной правовой помощи.
Ва Бесплатная юридическая помощь оказывается истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых спорах; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой; о возмещении вреда, причиненного смертью кормильцем, наступившей в связи с работой; гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий и в некоторых других случаях, предусмотренных законодательством. Бесплатная юридическая помощь может быть оказана и по уголовному делу.
Ва Согласно ст. 49 УПК РiСР, участие защитника в суде при производстве дознания и предварительного следствия обязательно по делам: несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту; лиц. Не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; лиц. Обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь. Кроме того, участие защитника в судебном разбирательстве обязательно по делам, в которых участвует государственный или общественный обвинитель.
Ва При осуществлении защиты по уголовным делам адвокат обязан использовать все указанные в законе средства и спосоВнбы в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняВнемого или смягчающих его ответственность, и оказывать обвиВнняемому необходимую юридическую помощь. С целью обеспеВнчения прав подзащитного законодатель установил запрещение адвокату отказываться от принятой на себя защиты подозреВнваемого, обвиняемого или подсудимого.
Ва Адвокат, работая по уголовным и гражданским делам, долВнжен быть объективным и беспристрастным. Для соблюдения этих условий закон устанавливает, что адвокат не вправе приВннять поручение об оказании юридической помощи в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юриВндическую помощь лицам, интересы которых противоречат инВнтересам лица, обратившегося с просьбой о ведении дела, или участвовал в качестве судьи, прокурора, следователя, лица, проВнизводившего дознание, эксперта, специалиста, переводчика, свиВндетеля или понятого, а также если в расследовании или расВнсмотрении дела принимает участие должностное лицо, с котоВнрым адвокат состоит в родственных отношениях.
Ва При работе по уголовным и гражданским делам адвокат обязан сохранять адвокатскую тайну. В содержание адвокатской тайны включается:
сам факт обращения гражданина в коллегию адвокатов за юридической помощью, и мотивы, побудившие к такому обращению;
сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данных о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде;
те же сведения, сообщаемые адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью;
сведения о личной жизни гражданина, почерпнутые адвокатом из уголовного дела при ознакомлении с ним;
сведения, сообщаемые адвокату лицом, которое он представляет в гражданском или административном процессах;
сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатском досье.
Существует пять основных гарантий сохранения адвокатской тайны:
1. Требования закона не разглашать сведения. Сообщенные в связи с осуществлением защиты, которые стали ему известны в связи осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи (ч.7 ст.51 УПК, ч.3. ст.16 Положения об адвокатуре).
2.Запрет допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей защитника, (п.1. ст. 72 УПК) и адвоката, представителя другой общественной организации тАУ об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с Ва исполнением обязанностей представителя по уголовному делу (п.3 ст.72 УПК).
3. Запрет допрашивать в качестве свидетеля представителя по гражданскому делу тАУ об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей представителя.
4. Разрешение встреч защитника с обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине без ограничения их количества и продолжительности (ч.2. ст 51 УПК).
Отсутствие уголовной ответственности адвоката за недоносительство о любом преступлении, ставшем ему известным со слов обвиняемого или его родственников, если они обратились за юридической помощью.
Сведения, составляющие предмет адвокатской тайны не могут служить доказательством в производстве по уголовным, гражданским и административным делам, по которым адвокат оказывал юридическую помощь.
Ва Труд адвоката организуется в соответствии с правилами внутВнреннего трудового распорядка коллегии. Адвокат пользуется правом на отпуск, на пособие по государственному социальноВнму страхованию и на пенсионное обеспечение. Назначение и выплата адвокатам пособий по государственному социальному страхованию и государственное пенсионное обеспечение проВнизводятся на общих основаниях.
Ва Меры поощрения адвокатов и стажеров и дисциплинарные взыскания. За примерное выполнение своих обязанностей и активную общественную деятельность адвокаты и стажеры поощряются решением президиума коллегии.
Ва За нарушение требований Положения об адвокатуре в РiСР, законодательных актов, регулирующих деятельность адвокатуры, а также совершение порочащих звание адвоката проступков адвокаты и стажеры могут быть привлечены к дисВнциплинарной ответственности.
Ва Мерами дисциплинарного взыскания, налагаемыми презиВндиумом коллегии адвокатов, являются: замечание, выговор, строгий выговор, исключение из членов коллегии и из состава стажеров.
Ва Дисциплинарные взыскания применяются президиумом колВнлегии непосредственно за обнаружением проступка, но не поздВннее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни адвоката или пребывания его в отпуске. Взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершеВнния проступка. За каждый совершенный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Дело о дисциплинарной ответственности адвоката (стажера) может быть возбуждено общим собранием членов коллегии (конВнференции), президиумом или председателем президиума колВнлегии адвокатов. Должностные лица соответствующих исполВннительных органов вправе поручать президиуму коллегии адВнвокатов возбудить дело о дисциплинарной ответственности адВнвоката (стажера). Рассмотрению дела о дисциплинарном проВнступке адвоката предшествует тщательная проверка основаВнния привлечения к дисциплинарной ответственности.
Дело о дисциплинарном проступке рассматривается презиВндиумом коллегии в присутствии привлекаемого к ответственВнности адвоката (стажера). Повторная неявка адвоката (стажеВнра) без уважительных причин не препятствует рассмотрению дела о дисциплинарном проступке. При наличии данных, свиВндетельствующих о совершении адвокатом (стажером) проступВнка, за который он может быть исключен из коллегии, президиум вправе отстранить его от работы до окончательного разреВншения вопроса.
Ва Постановление президиума коллегии адвокатов о наложеВннии дисциплинарного взыскания может быть обжаловано обВнщему собранию (конференции) членов коллегии адвокатов и в соответствующие исполнительные органы в месячный срок со дня вручения адвокату копии постановления о наложении дисВнциплинарного взыскания. При исключении из коллегии адвоВнкатов в порядке наложения дисциплинарного взыскания жалоВнба может быть подана адвокатом в суд в месячный срок со дня вручения копии постановления президиума коллегии об исклюВнчении.
Ва Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарВнного взыскания адвокат (стажер) не совершит нового проступВнка, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взыскаВннию. В тех случаях, когда адвокат (стажер) добросовестным отношением к делу и безупречным поведением доказал свое исправление, президиум или общее собрание (конференция) коллегии адвокатов могут снять с него дисциплинарное взысВнкание досрочно. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания может быть произведено по ходатайству председателя презиВндиума, заведующего юридической консультацией или общесВнтвенных организаций консультации.
Ва Прекращение членства в коллегии адвокатов осуществляетВнся путем отчисления и исключения адвоката из коллегии. ОтВнчисление производится президиумом коллегии адвокатов по заявлению адвоката; при неудовлетворительном результате стажировки; при обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом своих обязанностей вследствие недостаточной кваВнлификации либо по состоянию здоровья.
Ва Исключение из коллегии производится президиумом коллеВнгии в случаях: систематического нарушения адвокатом внутВнреннего трудового распорядка или недобросовестного выполнеВнния служебных обязанностей, если к адвокату ранее применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия; совершения иных проступков, несовместимых с пребыванием в коллегии.
Ва Отчисление и исключение из коллегии адвокатов могут быть обжалованы в судебном порядке в месячный срок со дня вруВнчения копии постановления президиума коллегии об отчислеВннии или исключении.
Ва
Ва
Ва
Ва
Заключение
Ва Одним из важнейших конституционных положений в наши дни является обеспечение граждан квалифицированной юридической поВнмощью. В Конституции РФ Ва немало предписаний, в первую очередь тех, коВнторые призваны гарантировать рассмотренное выше право подозреваемого, обвиняемого и подсудиВнмого на защиту по уголовным делам.
Ва По своему содержанию юридическая помощь охватывает широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативВнного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлеВннии заявления или ходатайства, другого документа, подборе аргументов, определении органа, который наиболее эффективВнно может разрешить возникшую проблему, осуществлении предВнставительства в суде или ином органе, ведении защиты по угоВнловному делу или отстаивании законных интересов гражданиВнна, привлекаемого к административной ответственности, и т. д.
Ва Прокурорский надзортАФодин из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законностьтАФнеотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратуратАФединая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом РБ тАЬО прокуратуретАЭ. В прокурорском надзоре выделяют четыре отрасли: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов Ва в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства.
Ва Возможность опротестования прокурором незаконных актов поднадзорных органов является гарантией соблюдения законности и правопорядка в обществе. Таким образом, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, и должность прокурора является почетной и трудной работой, привлекательной для всякого юриста.
Ва Внимание законодателя к тому, чтобы гражданам предоставВнлялась квалифицированная юридическая помощь, объясняется прежде всего широким признанием сравнительно простого исВнходного положения: реализация прав и свобод человека и гражВнданина возможна в полной мере, когда они отстаиваются со знанием дела, квалифицированно.
Ва Подобную реализацию может осуществлять далеко не всякий. Для нее требуется не только умение читать законодательство, но и умение понимать его, а также навыки по быстрому отысВнканию того акта, который нужен для решения возникшего воВнпроса, опыт ведения дел в правоохранительных органах и мноВнгое другое. Другими словами, чтобы обеспечить эффективную помощь, нужен специалист. Именно это имеет в виду упомянуВнтое конституционное положение. тАЬКаждому, тАФ говорится в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, тАФ гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предуВнсмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесВнплатнотАЭ. Как показывает многолетний опыт, такого рода деятельность в состоянии наиболее результативно осуществлять специально создаваемое учреждение тАФ адвокатура.
Ва В адвокатуре дают консультации по юридическим вопроВнсам по действующему законоВндательству; осуществляет представительства в судах и других государВнственных органах по гражданским и административным делам; составляет заявления, жалобы и другие документы правоВнвого характера; оказывает правовую помощь трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями; участвует в правовой пропаганде и разъяснении законодательВнства населению.
Ва Участие адвокатов является обязательным при производстве дознания и предвариВнтельного следствия, в суде по уголовным делам в качестве заВнщитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, предстаВнвителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских отВнветчиков.
Вместе с этим смотрят:
Адвокатура УкраиныАдминистративная деятельность органов внутренних дел
Административная ответственность
Административное взыскание