Женская проза

ЖЕНСКАЯ ПРОЗА

Содержание:
  1. ВлЖенская прозаВ» тАУ Влновая волнаВ» в литературе.
  2. Проза Виктории Токаревой.        
  3. Токарева не пишет заказной литературы.
  4. Произведения Токаревой тАУ книги Вло жизниВ».

а)        Рассказы помогают найти ответы на многие вопросы.

б)        Проблематика произведений обширна.

  1. Особенности, темы и идеи рассказов Токаревой.
  2. а)        ВлЯ есть. Ты есть. Он естьВ» тАУ проблема рассказа тАУ сложность взаимоотношений.

б)        Сильная женщина в рассказе ВлИнфузория-туфелькаВ».

в)        Человек, стоящий посередине в рассказе ВлДень без враньяВ».

  1. Особенности женской психологии.
  2. Проза Токаревой не только для домохозяек.
  • Основные тенденции женщин.
  • Список использованной литературы.
  • ВлЖенская прозаВ» тАУ Влновая волнаВ» в литературе

    В 70-е года появилась ВлНовая волнаВ» литературы. Эта литература была неоднородна и авторов зачастую объединяла лишь хронология появления их произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм.

    Среди произведений ВлНовой волныВ» появились книги, которые стали называть Влженская прозаВ». К Влженской прозеВ» стали относить произведения В.Токаревой, Л.Петрушевской, Г.Щербаковой, Т.ТолстойтАж Но это явление до сих пор не исследовано, критической литературы почти нет, а книг на полках магазинов появляется все больше и больше.

    Мой выбор пал на произведения Виктории Токаревой, так как она явно талантлива и читать ее просто и интересно. Она пишет в основном повести и рассказы о семье, о любви, о смерти, о предательстве, рассказывает о судьбах разных людей. Виктория Токарева показывает реальный современный мир, мир, в котором мы живем.

    Целью данной работы является исследование произведений Виктории Токаревой, написанных в разные годы, так как считаю, что творчество этой писательницы ярко представляет Влженскую прозуВ».

    В своей работе я буду опираться на немногочисленные критические работы, постараюсь вскрыть признаки Влженской прозыВ» как литературного явления.

    Проза Виктории Токаревой.

    Виктория Токарева родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано. Потом переехала в Москву, где училась в государственном институте кинематографии на сценарном факультете.

    Первый ее рассказ ВлДень без враньяВ» был напечатан в 1964 году. Сейчас Токарева известна не только как автор ярких, остросюжетных повестей и рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям были сняты и получили широкое признание фильмы и телеспектакли, например, ВлУроки литературыВ», ВлМиминоВ», ВлДжентльмены удачиВ», ВлМежду небом и землейВ» и другие.

    В 1993 году Виктория Токарева была принята в члены элитарного столичного ВлПен-клубаВ», устав которого не разрешает участие в каком-либо другом творческом объединении.

    В одном интервью Виктория Токарева сказала, что она не пишет заказную литературу. Было много предложений написать роман: ВлНу что вы пишите свои рассказы и повести? Напишите роман, типа ВлМарианныВ», только хорошим токаревским языком. Страниц на пятьсот. Это же совсем другая прибыльВ». Или: ВлНу что ты пишешь про каких-то интеллигентных нытиков? Напиши про хорошего рабочего парняВ».

    ВлИтак: коммунисты хотели линию партии. Бизнесмены хотят прибыльВ», - сделала вывод Виктория Токареваi.

    ВлЕще в школе, в классе, наверное, в девятом, я сидела и писала романы. И учительница по литературе тАУ очень строгая, даже отличницы не могли получить у нее пятерку -тАУставила мне за сочинения пять. Еще помню, в двенадцать лет мне мама прочитала Чехова, ВлСкрипку РотшильдаВ», и это повернуло во мне какой-то ключик. Как мне теперь кажется, это было, конечно, с самого начала заложено, как в компьютер информация закладывается. Я родилась с дискеткой писательницы, а Антон Павлович Чехов нажал нужную кнопкуВ»ii.

    Как только рухнул Влжелезный занавесВ», в нашу страну хлынул неуправляемый поток зарубежной литературы разных жанров. Нельзя сказать, что эти книги были низкого качества, и все русский народ быстро устал от всевозможных детективов, аморальных и низкоинтеллектуальных произведений с похожими сюжетами. Наша страна превратилась из самой читающей, в далеко не самую читающую. Отрадно видеть, что сейчас этот процесс очень медленно, но все же начал двигаться в обратном направлении. Причем в книжных магазинах чаще требуют не детективы с лихо закрученным сюжетом и непобедимыми героями-одиночками, а всегда популярные  у народа книги Вло жизниВ». Именно под эту категорию подходят произведения Виктории Токаревой. И хотя впервые трехтомник Токаревой увидел свет в 1994, но рассказы и повести Виктории Токаревой охватывают довольно большой период: от середины 80-х, когда СССР еще более или менее прочно стоял на ногах и когда пассажиры ездили в автобусах за четыре копейки, до начала 90-х, когда рынок пришел в Россию, заставив опытного врага подрабатывать реставрацией икон. Ценность ее произведений заключается в том, что они помогают читателям еще не до конца разобравшимся в условиях новой жизни, найти ответы на многие вопросы.

    Естественно, каждый рассказ или повесть обладают определенными особенностями, но их жанр можно определить как бытовое произведение с частыми философскими отступлениями. Темой является поведение людей в необычных или новых условиях: в экстремальной ситуации, когда жена узнает о многолетнем романе мужа с другой женщиной или когда мать узнает о женитьбе сына уже как о состоявшемся и совершенно неожиданном факте, или в обычной жизни, когда человек решает не врать даже в  мелочах и никого не бояться.

    Проблематика ее произведений очень обширна: отношение людей к правде и ко лжи, любовь и чувство долга, дом-крепость и остальной мир, взаимоотношения между представителями разных поколений, семья и развлечения мира, смысл жизни, ужасные условия жизни в России и нежелание уезжать в другую страну. Герои Токаревой простые люди, жизнь которых по каким-либо причинам существенно меняется. Мало кто из них был счастливым человеком, и стал таковым, но все они находят наиболее удобный для себя способ существования в это мире, стационарное положение, которое позволяет в новом свете увидеть плюсы и минусы своей жизни.

    В своих произведениях Виктория Токарева рассказывает в основном о судьбах современных женщин, женщин 80-х-90-х годов.

    В повести ВлЯ есть. Ты есть. Он естьВ» автор показывает жизнь и любовь сына глазами матери.

    Это обычная семья, с которой произошла необычная история. Анна тАУ мать-одиночка, ждет своего взрослого сына Олега с работы. А Олег праздновал в ресторане свою женитьбе на студентке Ирине.

    Взаимоотношения между Анной и Ириной не складываются. И спустя несколько месяцев молодожены переехали, и Олег не виделся с матерью более полугода, пока не произошла авария. Ира осталась калекой. Олег попросил мать ухаживать за женой, а чуть позже он стал встречаться с другой женщиной, с коллегой по работе тАУ Петраковой.

    Уже само название повести ВлЯ есть. Ты есть. Он естьВ» настраивает читателя на жестокую борьбу, в которой каждый борется за себя: борется мать, опекающая своего взрослого сына, борется Олег, оправдывая себя и свой поступок фразой: ВлЯ боролся за свою любовьВ»iii. Ведь мать уже не допустила один его брак, и все же он не имел права ВлеетАж задвинуть под диван, как пыльный тапокВ»iv. Многое становится на свои места, когда героиня проводит параллель между своим поступком в молодости, отношением к свекрови и действиями сына. Такие фразы: ВлТы им не нужна. Но ты им необходимаВ», ВлВедь вы любите его для себя, чтобы вам было хорошо, а не емуВ»v, - привели к размышлению отношений матери и сына. Жизнь Анны после этого потеряла всякий смысл, но судьба устроила так, что Олег столкнулся с настоящими трудностями, и тогда он пришел к матери за помощью, только сейчас осознав, что у него нет никого, кроме нее. Анна приняла сына, они снова вместе, сын и мать, а сострадание, порожденное отсутствующим взглядом Ирины, Влсъело ненависть, как солнце съедает снег. Осталась влажная пустотаВ». Мать взяла на себя все заботы, создала для сына все условия, и он попав в сети Петраковой. Пришел к такой мысли: ВлТолько в этом доме он - бог. БогочеловекВ». Но Петраковой удалось больше, чем Ирине: ВлОлега заглотнули вместе с каблукамиВ», теперь мать уже окончательно потеряла сына, но долгие заботы об Ирине дали ей право на новую семью, в которой будут она, Ирина, вернувшаяся на Влземную планетуВ» и собака Дин, воспринимающая теплое и ясное состояние Анны.

    Помимо сложностей во взаимоотношениях сына и матери, в повести затронуты и другие проблемы: невосприимчивость счастливого человека к чужой доле, одиночество людей в несчастье, родители тАУ обработанный материал, закон бумеранга, засорение аnмосферы бурыми испарениями человеческого зла, город и уединение, общество конца ХХ и ХIХ веков, Родина и карьера.

    Повесть изобилует различными литературными приемами, но особенно хочется выделить такие фразы, как Влбурые испаренияВ», ВлБыло больно. Как дверью по лицуВ», ВлДень нанизывался на другой день, как шашлык на шампурВ», ВлСемь месяцев. За это время может родиться ребенокВ», ВлСострадание съело ненависть, как солнце съедает снегВ».

    В рассказе ВлИнфузория-туфелькаВ» показаны действия жены после того, как она узнала о присутствии в жизни мужа другой женщины. Марьяна все свои силы направила на создание дома-крепости, в котором ни одному из членов ее семьи не будет ничто и никто угрожать. Отсутствие какой-либо работы, кроме домашнего хозяйства, привело к тому, что она слишком много внимания уделяла сыну и мужу. Ей удалось создать видимость идеальной семьи и самой же поверить в это. Но случайно подслушанный разговор привел к появлению в ее крепости Афганки, у которой был роман с ее мужем, длившийся уже шестнадцать лет. Первыми в голову пришли мысли о самоубийстве, но страх за судьбу сына пересилил; потом пришли мысли о необходимости выгнать Аркадия из дома, но возможные материальные трудности заставили задуматься о том, какими словами она будет выгонять мужа, чтобы не сильно обидеть его. В конце концов, она так и не выгнала Аркадия, а решила бороться с Афганкой более вкусной едой, более тщательной уборкой, своей еже большей беспомощностью, зависимостью и ВлинфузористостьюВ». Решительность Марьяны показывают такие слова: Влсмертельная схватка с ТойВ», Вли ночь, как война, в которой Марьяна дралась за свой дом, как солдат в захватнической войнеВ»vi.

    Проблемой Марьяны были ее фантазии. Сын ходит в начальную школу и расстраивается из-за двойки, а она видит у него симптомы белокровия, думает о возможной гражданской войны, о жестокости детей, которые только и делают что Влсуют друг другу палки в глазаВ».

    Каждый раз, когда она видела мужа или сына, у нее Влмерзли ноги, на голове волосы вставали дыбом. Хоть и знала тАУ все в порядкеВ»vii. Она думала, что существует на другом Влболее высоком уровнеВ» и что советские торты нельзя есть, но и ей пришлось съесть свой кусочек торта Влс тяжелым жирным кремомВ», и к ней, как и ко всем, пришла беда.

    Аркадий изменял ей, потому что ему требовалось выплескивать свои эмоции, а в их с Марьяной правильной и размеренной жизни таким взрывам чувств не было места, иначе она бы извела себя чувством вины. Аркадий понимал это, и встречи с Афганкой давали ему сил терпеть обилие внимания со стороны своей жены.

    Особый страх Марьяна испытывала перед будущим своего сына, которому придется жить Влв такой странеВ», где в школах воруют куртки, дети уже  в начальных классах выражаются нецензурными словами; процветает преступность; равнодушное общество; на конвертах сначала пишут страну, а человека тАУ в конце; в интернатах бьют, воруют. ВлДругой страны Марьяна не хотела. Но она хотела, чтобы в ее большом доме был порядокВ»viii. Отрадно, что их семья с такими возможностями оставалась в России, но то, что она для воплощения своего желания не делала ничего, очень характерно для русских людей.

    В рассказе ВлДень без враньяВ» описывается один день из жизни учителя французского языка, который он решил провести без вранья и страха. Его искренность сбила с толку контролершу в автобусе. Никто из взрослых собеседников не принял его всерьез. И только ученики поняли своего учителя верно, что настораживает, так как люди с возрастом привыкают к окружающей их лжи и теряются, сталкиваясь с правдой.

    Во время урока Валентина Николаевича посетила мысль: ВлИм по двенадцать, и у них все впереди. А у меня все на серединеВ». Он уже ушел из того времени, когда не врал другим и не врал себе, но не поехав в степь, он сделал первый шаг к нормам современной жизни. Когда приходится врать и изменять себе, чтобы сохранять свою марку в глазах окружающих. Валентин Николаевич все еще остался посередине, и это уже неплохой результат, и слова о том, что завтра он собирается Влломать свою жизньВ»ix, дают надежду на его окончательный возврат на начальные позиции, возможно, он даже осилит поездку в степь.

    Героя посетила очень интересная мысль: ВлЯ редко встречаю людей, которые хотят казаться тем, что они есть на самом делеВ»x. И действительно, он сам не хотел брать в столовой сосиски, так как не умел их правильно есть и не хотел обнаруживать перед завучем свою неуклюжесть. Если же человек готов жертвовать своими желаниями ради такой маленькой цели, так что же говорить о его нравственности при достижении более глобальных целей.

    Виктории Токаревой удалось очень точно описать женскую психологию, последовательность мыслей женщины, ее логику, хотя наличие этого качества у женщин вызывает огромное сомнение мужчин. Если мужчина в случае опасности превращает в поле боя целые города, то женщина старается действовать лишь в границах своих владении: дома, семьи, но ее гнев даже на таком небольшом пространстве приводит к ощутимым результатам. ВлЖенскийВ» взгляд проявляется в том, что очень большое внимание уделяется таким понятиям, как семья, дом, верность, муж, жена и любовница, неверность, жертва ради любви, карьера, личная жизнь. Даже страна описывается не с точки зрения политики, отношения с внешним миром, а описанием ситуации в школе, в интернатах, на улице, в такси, даже с точки зрения особенностей советского торта.

    Так уж исторически сложилось, что произведения писали больше мужчины, и назвать имена даже нескольких писательниц тАУ дело довольно непростое. Но Влженская прозаВ» всегда занимала особое место в литературе, потому что ни один мужчина, даже гений, не сможет передать мир так, как его воспринимает женщина. Когда человека описывает писатель или писательница, получаются довольно разные портреты: особенности психологии играют огромную роль. Только сопоставив оба портрета можно получить изображение. Тоже и с событиями. Женские работы Виктории Токаревой отличаются большей чувственностью, меньшей прямотой, запутанностью, интригой. Но их роль огромна, так как мир домохозяек, жен, матерей ничуть не скучнее жизни мужчин. Кроме того, конкуренция женщин во всех жанрах литературы идет только на пользу читателю.

    Критик Римма Вейли считает, что произведения Виктории Токаревой тАУ Вллитература для домохозяекВ». Появление этого термина совершилось в контрасте жестокого взаимосцепления  Влчитательский спрос тАУ рынок предложенияВ». Внутреннее содержание самого понятия Вллитература для домохозяекВ» традиционно подразумевалось негативным, так как в художественном отношении феномен подобной литературы мыслился набором ВлпсевдоВ»: псевдогерои, псевдомелодраматические коллизии, воплощенные к тому же так называемым ВлсреднедоступнымВ» языком, то есть тАУ все рассчитано на восприятие аудитории с весьма ограниченным культурным кругозором.

    Таким образом Вллитература для домохозяекВ» автоматически переходила в разряд исследуемой по преимуществу психологами. Если же дело иногда и доходит до собственного литературного анализа произведения этого рода, принято обнаруживать следующее:

    • имеется простейшая разработка сюжета;
    • симпатии и антипатии автора ясно различимы, поверхностны и необоснованны;
    • разговор происходит на уровне быта, при отсутствии необходимости работать с мыслью и, следовательно, предположительном отсутствии и самой мысли так таковой;
    • для всего повествования характерен более или менее завуалированный сентиментальный психический настрой;
    • обычно наблюдается стилистическая неопределенность и как результат тАУ девальвация слов.

    Для иллюстрации этих положений обратимся к повести Виктории Токаревой ВлНичего особенногоВ».

    Ничего особенного нет в истории, рассказанной автором читателю: она о том, как жила сначала маленькая девочка, потом девушка, потом молодая женщина в самом обыкновенном мире, как пыталась несколько раз  в жизни обрести счастье, а всякий раз счастье обманывало ее, но, несмотря на ее неудачи, в душе счастливое это создание всю жизнь оставалась ребенком.

    Представляя читателю характер, мягкий, пассивный, женственный в ситуации перманентного жизненного выбора и подчинения обстоятельством, писательница не задается вопросом о том, насколько ценно подобное существование: ВлМарго умела жить моментом и не заглядывала впередтАжВ» Стабильная, едва ли осознаваемая инфантильной героиней внутренняя беспомощность, неприспособленность к ВлборьбеВ», к активному противостоянию бесконечному ряду несправедливостей, совершаемых людьми и судьбой.

    Что может быть привлекательнее сказки для сознания, тяготеющего к освобождению от утомительных проблем. Сказка дает иллюзию разрешения трудностей, дает утешение, надежду.

    Герои Токаревой лишены веры, ее содержание и ритуала, ее поправки на божественное существование, взора, обращенного горя, не только лишает их, героев, необходимости в духовнике, но и уничтожает трехмерность в развитии межчеловеческого общения, когда бы возвышающее нравственное чувство могло быть мерилом добра и справедливости.

    То, о чем повествует читателю Виктория Токарева тАУ печальные в своей несостоятельности современные житейские сказки. Отчего несостоятельные? Именно в силу своей житейскости: они все тАУ о сегодняшнем.

    Сказки Токаревой построены почти целиком на злободневности, их языкообразность тАУ просты и функциональны, т.к. истоком своим имеют современную бытовую речь горожанина, но перенасыщенную ни диалектизмами, ни поэтическими тропами.

    Почти все персонажи токаревской прозы лишены гармоничной Влформы личного существованияВ»: судьба, как правило, поворачивается к ним, если не спиной, то боком тАУ и рассеянно смотрит куда-то вдаль. Мечтательность героев Токаревой рождается на основе непреодолимости ситуации и тягостной необязательности происходящего. Этот уровень пошлости нового времени, высвечивающая тусклые лица негероев, неличностей, почти нелюдей, чья феноменальная неспособность создать из жизни что-либо достойное выродилась в муторное полумонстроозное существование.

    Поверим же правде пошлости, которой исполнены книги Виктории Токаревой. И ужаснемся ей.В»xi

    . С точкой зрения Риммы Вейли я не согласна.

    Во-первых, литература Виктории Токаревой тАУ это не только Вллитература для домохозяек. Ее литература для любых читателей, но только за исключением таких людей, которым не нравятся правда, не для тех, кто предпочитает сладкую ложь, нежели горькую правду.

    Во-вторых, произведения Токаревой очень интересны и читать их легко. Читатель, кем он не был: филолог, критик, домохозяйка тАУ они тянутся к книгам этой писательницы. Читателю менее непосредственному тут есть чем поживиться. Бытовизм бытовизмом, читатель это любит. Виктория Токарева точно углядела злющую нишу в сегодняшней прозе, но и у писательницы есть существенные отличия от многочисленных сочинительниц дамских и бытовых литературных подделок. Виктория Токарева, во-первых, талантлива, а во-вторых, лишена пошлости и штампованности тАУ этих непременных спутников масс-культа. Точнее, скажем так: почти лишена. Вот в этом-то ВлпочтиВ», в едва заметном сдвиге и лежит один из ключиков к разгадке ее феномена.

    Существует стойкое убеждение, что женское мировосприятие отличается от мужского, поэтому и литература писательниц-женщин должна отличаться от литературы писателей-мужчин.

    Никто из писателей-мужчин не может передать переживания женщины, как сама женщина. У мужчин нет способностей мыслить, как женщина, да и психология между противоположными полами сильно отличается друг от друга. Поэтому и взгляды женщин на жизнь отличаются от взглядов мужчин.

    Особенностями Влженской прозыВ» являются особенности исследования социально-психологических и нравственных координат современной жизни: отстраненность от злободневных политических страстей, внимательность к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного, ВлмаленькогоВ» человека для Влженской прозыВ» не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Круг общих вопросов, решаемых Влженской прозойВ» тАУ это проблема отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы отношения и оподления или, напротив, сохранения нравственности.

    Список использованной литературы.
  • ВлЗнамяВ» (журнал) тАУ Москва, 1992, №10, стр. 199-200.
  • А.Зорин ВлНедорогое ощущение какого-то отражения жизниВ».

  • ВлЛитературная газетаВ» - Москва, 1989, №6, стр. 4.
  • Сергей Чупринин ВлДва мненияВ»

  • Сборник современной  прозы ВлПоследний этажВ» тАУ Москва, 1989, стр. 198-210.
  • ВлЗвездаВ» (журнал) тАУ Санкт-Петербург, 1993, №4, стр. 191-195
  • Виктор Топоров ВлТак кто же прав?В».

    1. Сборник современной российской прозы В.Токаревой ВлХэппи ЭндВ» тАУ Москва, 1995, стр. 5-509.
    2. Хрестоматия по литературе для 10-11 классов тАУ Астрахань, 1994, стр. 601.
    3. ВлАргументы и фактыВ» тАУ Москва, 1997, №11, стр. 8.
    4. ВлЛитературная газетаВ» тАУ Москва, 1997, №27, стр. 11.
    5. ВлЛитературное обозрениеВ» тАУ Москва, 1993, № РЕ, стр. 24-29.
    6. ВлЛитературная газетаВ» тАУ Москва, 1996, №11, стр. 4.
    7. Сборник произведений (трехтомник) В.Токаревой тАУ Москва, 1994.

    Вместе с этим смотрят:

    Женские образы в ВлГоре от умаВ» и ВлЕвгении ОнегинеВ»
    Живые и мертвые души в творчестве Гоголя
    Жизнь Антона Павловича Чехова и его творчество
    Жизнь Даниила Ивановича Хармса как непрерывное ожидание чуда