А. Вампилов ВлУтиная охотаВ»

А. Вампилов "Утиная охота"

Александр Вавилов родился в селе Кутупик Иркутской области в 1937 году, после окончания средней школы учился с 1955 года в Иркутском университете, студентом писал юмористические рассказы, составившие его первую книгу тАЬСтечение обстоятельствтАЭ ; пять лет после окончания университета работал в иркутской областной газете тАЬСоветская молодёжьтАЭ . В 1965 году написал пьесу тАЬПрощание в июнетАЭ .

В написанной в 1967 году и напечатанный в 1970 году пьесе тАЬУтиная охотатАЭ , Вампилов создал галерею характеров, озадачивающих зрителя и читателя, вызывающих огромное общественное беспокойство. Перед нами одно из бесчисленных, возникающих последние десятилетия, как грибы, учреждений, именуемых КБ, ИБ и т.п. формируемых из инженеров, научных работников с самыми благими намерениями, но во многих случаях оказывающихся нерентабельными. Однако сотрудники таких учреждений получают сносную зарплату, продвигаются по служебной лестнице, выпускаюттАЭ научные трудытАЭ , умело показывая окружающим столь важные проблемы и с какой невиданной самоотдачей они разрешают их, как говорят герои тАЬУтиной охотытАЭ , буквально тАЬпластуютсятАЭ . На самом же деле, придя на работу, они не знают куда деваться от безделья. Группу таких стандартизированных деятелей из провинциального центрального бюро технической информации изображает Вампилов в пьесе тАЬУтиная охотатАЭ . Их обязанность - пугать нововведениями на разных заводах, обобщать и информировать о них научный мир, хотя и нет во всей округе настоящих заводов. Сидя в кабинетах по два-четыре человека, они обсуждают очередные футбольные матчи тАЬгоняя в шахматытАЭ , посмеиваясь над шефом, требующим обобщения опыта тАЬмодернизация поточного методатАЭ . Их рабочий принцип: тАЬспихнуть и делу конецтАЭ .

Эти слова принадлежат главному герою пьесы, инженеру Зилову. Автор так представляет его нам: тАЬЗилову около 30 лет, он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в манере говорить у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда. Невозможно потому, что он вообще как бы лишён стержня - когда на новоселье друзья спрашивают Зилова, что он больше всего любит на свете, тот так и не отвечает им. Сослуживец Казаков не без иронии бросает:тАЭ Больше всего на свете Витя любит работутАЭ , чем и вызывает дружный смех. Его начальник, спасая положение, говорит: тАЬДеловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень, зачем же так шутить?тАЭ . В действительности работа его не интересует. Все время уходит на то, чтобы тАЬвыпить и закуситьтАЭ , да поволочиться за девушками любого круга. Как выражается одна из его любовниц, продавщица Вера, он тАЬалик из аликовтАЭ . О работе же не может говорить без скуки и насмешки. тАЬУ меня срочные дела. Дела, дела. Днями и ночами. Горим трудовой красотойтАЭ , - заявляет он жене по телефону, как раз в тот момент, когда затевал очередной флирт со студенткой. Зину свою красавицу и умницу он не любит; в течении четырех лет никак не соберётся навестить своего больного отца, которого назвал старым дураком. Его любят женщины, он легко увлекается, но ни к одной не испытывает настоящей привязанности. Он вообще легко загорается, но также легко гаснет. Он искренен в каждую данную минуту. Все считают его легкомысленным. Наблюдая за ним, то и дело вспоминаешь Хлестакова, то замечаешь одновременно, что он так же далёк от него, как, скажем, и от трёх чеховских сестёр: его провинциализм, он не твердит даже ради самооправдания: тАЬВот отсюда! В Москву, в Москву!тАЭ Лишь для успокоения жены он говорит: тАЬНет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежатьтАжтАЭ . Но в том и дело, что бежать он никуда не собирается.

Покидая мужа, Галина говорит ему: тАЬКуда я еду, к кому - тебе всё равно. И не делай вид, что тебя это волнует. Тебе всё безразлично. Всё на свете. У тебя нет сердца, вот в чём дело. Совсем нет сердцатАжтАЭ . Он соглашается с ней, признаётся, что ему тАЬопаршивела такая жизньтАЭ . тАЬТы права, мне всё безразлично, всё на свете. Что со мною делается, я не знаютАЭ . Он признаётся также, что друзей не имеет, работу не любит.

Остановись на этом автор, мы бы имели любопытный, но однозначный характер. У нас не было бы сомнения, как его оценить. Но не смотря на то, что А. Вампилов избегает сатиры, он создаёт образ неоднозначный. Более того, видя пороки героя, наделяет его ещё одной чертой, неожиданно свидетельствующей о том, что он способен и на нечто большее. Дело в том, что у него есть настоящая привязанность - утиная охота. В сущности, он целый год живёт ожиданием отпуска и утиной охоты. И не потому, что является заядлым охотником. Кажется до сих пор он не убил ни одной ни одной птицы. Утиная охота привлекает его вовсе не азартной стороной. Обещая Галине взять её с собой на охоту, он говорит: тАЬТакое тебе и не снилось, клянусь тебе. Только там я чувствую себя человеком.тАЭ . Говоря об охоте, он преображается, становится поэтом: тАЬТы увидишь - мы поплывём как во сне, не известно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церквитАж А ночь? Боже мой. Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет?тАЭ Соблазнительно истолковывать привязанность героя к утиной охоте, как бегство из города, бегство от установившейся жизни, тем более что гнёт обывательщины когда-то вырвал из уст классического героя возглас: тАЬВон из Москвы!тАЭ , а пресс провинциализма заставлял православных героинь со стоном твердить: тАЬВ Москву! В Москву!тАЭ , но это было бы упрощением и не согласовалось бы с тем, что в жизни Зилова нет плодоносного зерна и сам он вряд ли сможет стать другим. Преображение Зилова вряд ли возможно.

В центральном образе пьесы тАЬУтиная охотатАЭ - Зилове, образе - типе, запечатлены явления, как бы уже не зависящих от самого Зилова, но явления большей частью опасные и трудноискоренимые. Назвав их тАЬзиловщинойтАЭ , Валентин Распутин высказывал предположение: тАЬтАжможет быть, самая большая заслуга Вампилова как драматурга в том и состоит, что он одним из первых её распознал и показал.тАЭ Но тАЬзиловщинойтАЭ далеко не исчерпывается сущность характера, созданного драматургом. Сопоставляя отношение самого Вампилова, не считавшего Зилова отрицательным героем, с тем которым он выступает в пьесе, иногда говорят о явном противоречии.

тАЬДрама тАЬУтиной охотытАЭ -считает А. Демидов - принадлежит к наиболее противоречивым и спорным произведениям писателятАж Зилова нельзя рассматривать мелким ничтожным человеком. тАЬПьесы А. Вампилова - это глубокое и тонкое понимание человеческой психологии, сильные и убедительные характеры, напряженный сюжет, мастерство диалогов - всё это едва ли не в равном счете отнесено к его произведениям.

Вместе с этим смотрят:

А. И. Солженицын ВлОдин день Ивана ДенисовичаВ»
А. К. Толстой - реализм и чистое искусство
А. М. Горький в воспоминаниях Берберовой
А. П. Чехов и его произведения ВлУнтер ПришибеевВ», ВлПалата № 6В», ВлДом с мезониномВ»