Значение речевых характеристик в комедии ВлНедоросльВ»

Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль"

Если провести опрос среди читавших комедии Фонвизина, то наверняка окажется, что первое, на что обращает внимание современный читатель комедии тАЬНедоросльтАЭ, тАФ это фамилии действующих лиц. тАЬГоворящиетАЭ фамилии сразу задают представление о персонаже, рисуют его стереотипный образ перед читателем (зрителем). Он перестает быть относительно объективным наблюдателем событий и психологически уже становится их участником. Зрителю не дали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и, запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Руководствуясь не только фамилиями, но и поступками героев, действующих лиц можно разделить три группы: первая группа - отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин), вторая группа - положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум). В третью группу входят все остальные персонажи. Это, большей частью, слуги и учителя.

Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Словарный запас Скотининых включает в основном слова, используемые на скотном дворе. Это хорошо иллюстрирует речь Скотинина тАФ дядюшки Митрофана. Вся она изобилует словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: тАЬЯ и своих поросят завести хочутАЭ, тАЬколи у меня.. для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелкутАЭ. И гордится этим: тАЬНу, будь я свиной сын, если..тАЭ

Вокабуляр госпожи Простаковой (сестры Скотинина) немного более разнообразен, в силу того, что муж ее тАЬдурак бессчетныйтАЭ, и ей приходится всем заниматься самой. Но скотининские корни можно заметить и в ее речи. Любимое ругательство тАФ тАЬскоттАЭ. Фонвизин иногда отказывает Простаковой в элементарной логике, чтобы показать, что она недалеко ушла по развитию от своего брата. Примером могут служить такие фразы: тАЬС тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можемтАЭ, тАЬТал разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?тАЭ И, подводя итог сказанному, Простакова заканчивает фразу: тАЬЭкое скотское рассуждениетАЭ.

Другие члены семьи Простаковых тоже оставляют желать лучшего. Относительно мужа Простаковой можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как тАЬдурака бессчетноготАЭ, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он может говорить что и когда захочет. Скотининские корни выражаются у него в изобретательности ругательств: тАЬстарая хрычовкатАЭ, тАЬгарнизонная крысатАЭ.

Свои речевые характеристики - признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат имеют слуги и учителя. Учителя: Цыфиркин тАФ отставной сержант, Кутейкин тАФ дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один тАФ к военным, другой тАФ церковным служителям. Речь Еремеевны тАФ это постоянные оправдания и желания угодить.

Ругаются:

Кутейкин: тАЬМеня хоть теперь щелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!. Притча во языцах!тАЭ

Цыфиркин: тАЬЯ дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!. Эка образина!тАЭ

Здороваются:

Кутейкин: тАЬДому владыке мир и многи лета с чады и домочадцытАЭ.

Цыфиркин: тАЬЖелаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать..тАЭ

Прощаются:

Яутейгсый: тАЬНам восвояси повелите?тАЭ

Цыфиркин: тАЬНам куда поход, ваше благородие?тАЭ

Все персонажи, кроме положительных, разговаривают очень колоритно, эмоционально. Можно не понимать значения отдельных слов, но всегда понятен смысл целого высказывания.

Например:

тАФЯ вас доеду.

тАФУ меня и свои зацепы востры.

Обратимся к речи положительных героев. Она такой яркостью не отличается. У всех четверых в речи отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного складывается из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить из интонации.

Практически невозможно речь Милона отличить от речи Правдина. О Софьиной манере говорить тоже очень трудно что-либо заключить, трудно найти особенности. Образованная благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди.

Речи Стародума полностью зависят от того, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную идею: правила, принципы, нравственные законы, по которым тАЬлюбочестивый человектАЭ должен жить. Монологи Стародума всегда построены схожим образом: он сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Например, разговор Стародума с Правдиным. А диалог Стародума с Софьей тАФ это свод правил, и тАЬ..всякое слово врезано будет в сердцетАЭ.

В итоге получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей.

Вместе с этим смотрят:

Иван Бунин, рассказы
Иван Сергеевич Тургенев
Идеал человека
Идеи и образы современной поэзии