Лирика Б. Пастернака

ЛИРИКА Б. ПАСТЕРНАКА.

Про название книги Бориса Пастернака ВлСестра моя тАУ жизньВ» Марина Цветаева, подчеркивая исключительность Пастернака, сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются. Так обращался к жизни тАУ к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу тАУ средневековый монах Франциск Ассизский. Пастернак знал об этом.И в наше время мироощущение Пастернака имеет определенные аналогии. Весь облик Пастернака тАУ живое воплощение поэзии как удесятеренной восприимчивости, разряженной в ответном чувстве (в стихах). ВлМилый Пастернак, - писала ему Цветаева, - <тАж> Вы тАУ явление природы. <тАж> Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть тАУ такие дубы!)тАжВ» Художник, поэт тАУ живой орган, живой центр восприятий. Итак, на первом месте тАУ высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному искусству следует всегда Влбыть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и вернейВ».В понимании Пастернака искусство тАУ явление нравственной жизни. Достигнув высшей художественной зрелости, Пастернак объявляет единственной задачей искусства правду. Многосторонняя восприимчивость Пастернака (оберегая его от эстетства) обострила в нем внимание к фактам искусства. Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны. Когда Пастернаку понадобилось дать Влопределение поэзииВ», он не нашел ничего другого как единым взглядом, и слухом, и осязанием тАУ невыборочно, подряд тАУ охватить окружающее: Это тАУ круто налившийся свист, Это тАУ щелканье сдавленных льдинок, Это тАУ ночь, леденящая лист, Это тАУ двух соловьев поединок. Это тАУ сладкий заглохший горох, Это тАУ слезы вселенной в лопатках, Это тАУ с пультов и флейт тАУ Фигаро Низвергается градом на грядкутАж(ВлОпределение поэзииВ»)Уже в самом начале своего поэтического творчества, при всей тяге к Влоригинальности поневолеВ», Пастернак, сочиняя стихи, составившие книгу ВлБлизнец в тучахВ», искал в поэзии прежде всего содержательности. В автобиографии он в полушутливой, почти озорной форме сам выразил особенность своей поэтической работы того времени: ВлЯ ничего не выражал, не отражал, не отображал, не изображалВ». Человек познает мир через собственную личность, страсть. Человек познает себя через неприложность общего хода вещей. Врачующая неприложность мира тАУ сколько раз писал о ней Пастернак: На свете нет тоски такой, Которой снег бы не вылечивал. (ВлЯнварь 1919 годаВ»)Открытие мира у Пастернака всегда есть восстановление единства мира. В ВлОхранной грамотеВ», вспоминая свои ранние годы, Пастернак подробно описал, как рождается поэзия из перебоев жизненных рядов, из взаимодействия одних явлений и чувств тАУ тех, которые забегают вперед, - с другими, которые отстают. В самом начале поэтического пути, в 1912 году, он нашел для выражения своей эстетической позиции очень ёмкие слова:И, как в неслыханную веру, Я в эту ночь перехожу, Где тополь обветшало-серый Завесил лунную межу, Где пруд как явленная тайна, Где шепчет яблони прибой, Где сад висит постройкой свайной И держит небо пред собой. (ВлКак бронзовой золой жаровеньтАжВ»)Поэт в зрелые годы напишет: Я понял жизни цель и чту Ту цель, как цель, и эта цель тАУ Признать, что мне невмоготу Мириться с тем, что есть апрель, Что дни тАУ кузнечные мехи И что растекся полосой От ели у ели, от ольхи К ольхе, железный и косой, И жидкий, и в снега дорог, Как уголь в пальцы кузнеца, С шипеньем впившийся поток Зари без края и конца. Что в берковец церковный зык, Что взят звонарь в весовщики, Что от капели, от слезы И от поста болят виски.Идея безусловного приятия мира, основополагающая у Пастернака, - не отвлеченно-умозрительного свойства. Богатство мира вполне предметно, ВлподробноВ» и постигается шаг за шагом. Есть в ВлСестреВ» стихотворение ВлУроки английскогоВ», с той же внутренней композицией, открытой настежь тАУ миру, природе. Используя мотивы шекспировских трагедий, Пастернак запечатлел в нем трагический и торжественный момент, когда от человека уходит суетность желаний, включая вчера еще самое важное тАУ любовь, когда душа открывается целому творению и проникается вечностью.Когда случилось Дездемоне, - А жить так мало оставалось, - Не по любви, своей звезде, она тАУ По иве, иве разрыдаласьтАж тАжКогда случилось петь Офелии тАУ А горечь слез осточертела тАУ С какими канула трофеями? С охапкой верб и чистотела. Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу, Входили, с сердца замираньем,В бассейн вселенной, стан свой любящийОбдать и оглушить мирами.Пастернак почти не писал стихов, которые можно конкретно и уверенно назвать пейзажными. В ВлСестреВ» основные ВлтемыВ» - природа, любовь, искусство, - как правило, ен существуют раздельно, дается сложное соединение, сплав из этих ВлтемВ». Природа служит наглядным эталоном естественности и полноты тАУ такой момент в ВлСестреВ» присутствует, но он не подчеркнут; природа, в сущности, - один из образов, даже синонимов жизни; разветвленная, многослойная метафора Влжизнь тАУ садВ» участвует равно в структурной и философско-лирической концепции книги. Восприятие природы у Пастернака неразительно по точности и проникновению, но природа, будучи самым близким и полным синонимом жизни, не является в этом отношении чем-то исключительным и единственным. Открытое лирическое чувство (любовь) или мир вещей (вплоть до интерьера) выполняют ту же роль. Жизнь шире любого из этих образно-тематических рядов, и каждый из них, становясь непосредственным ВлпредметомВ» стихотворения, как бы стремится представить и выразить всю жизнь, поэтому они практически взаимозаменяемы и тем более полно являют жизнь в своей совокупности, взаимопроникновении. И второе. Тема природы (осознанная именно как тема) почти неотвратимо порождает у поэтов натурфилософские вопросы: о саморазвитии природы, о начале и конце человека в ней, о стихии и разуме. Между тем самосознание человека тАУ Влмыслящего тростникаВ» - чувство причастности природе и одновременно отделимости от нее тАУ не характерно для Пастернака, точнее тАУ он не дает этому чувству простора, воли, так или иначе трансформирует его. Поэтическое восприятие Пастернака позволило Влво всем тАж дойти до самой сутиВ», раскрыть сложные ВлвечныеВ» темы.

Вместе с этим смотрят:

Лирика Владимира Маяковского
Лирика Н. А. Некрасова
Лирика Осипа Мандельштама
Лирика Пушкина