Любовная лирика Н. Гумилева
ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Н. ГУМИЛЕВА.
Николай Степанович Гумилев тАФ прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литераВнтурное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в авгусВнте 1921 года от рук большевиков тАФ трагедия нашего народа.
Всей своей жизнью тАФ и реальной и поэтической тАФ Н. ГуВнмилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам Влмуза дальних странствийВ». Он погиб на взлеВнте, еще не достигнув пушкинского возраста.
В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, Влоткрыватель новых земельВ», либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотвореВнние:
.. Я вас люблю, забудьте сны! тАФ В молчанье
Она, чуть дрогнув, веки подняла,
И я услышал звонких лир бряцанье
И громовые клекоты орла.
Орел Сафо у белого утеса
Торжественно парил, и красота
Бестенных виноградников Лесбоса
Замкнула богохульные уста.
От любовной лирики Гумилева веет некотоВнрой первозданностью, дикой волей и страстью.
Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. В его стихотворениях ощущается особый мелодический рисуВннок, близкий к романсу.
Например:
Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: ВлонаВ»,
И вновь душа пьяна и сметена.
Он широко использует в любовных стихах былинные обВнразы и саму форму былин:
,Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
Я думал тАФ забавницу,
Гадал тАФ своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь тАФ морщится,
Обнимешь тАФ топорщится,
А выйдет луна тАФ затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, тАФ и хочет топиться.
Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что люВнбовь на Руси тАФ чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина наприВнмер, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле чеВнловека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милуВнет, любовь зачастую обладает таким же свойством.
В стихах о любви этого поэта нет пошлости, груВнбости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник ГумиВнлева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив тАФ доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства проявились в стихотвоВнрении Гумилева ВлОтравленныйВ»:
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня..
И мне сладко тАФ не плачь, дорогая, тАФ
Знать, что ты отравила меня.
Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера тАФ реальная в космосе, Венера тАФ богиня любви и Венера тАФ судьба.
Нету смерти, терпкой и душной.
Если умирают на Венере тАФ
Превращаются в пар воздушный.
Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтоВнжить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому велиВнкому и таинственному чувству.
Вместе с этим смотрят:
М. А. Булгаков. ВлСобачье сердцеВ»М. Булгаков. ВлСобачье сердцеВ». Живучесть шариковщины как социального и морального явления
Марк Твен
Маркиз де Сад и XX век