Любовная лирика Н. Гумилева

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Н. ГУМИЛЕВА.

Николай Степанович Гумилев тАФ прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литераВнтурное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в авгусВнте 1921 года от рук большевиков тАФ трагедия нашего народа.

Всей своей жизнью тАФ и реальной и поэтической тАФ Н. ГуВнмилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам Влмуза дальних странствийВ». Он погиб на взлеВнте, еще не достигнув пушкинского возраста.

В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, Влоткрыватель новых земельВ», либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотвореВнние:

.. Я вас люблю, забудьте сны! тАФ В молчанье

Она, чуть дрогнув, веки подняла,

И я услышал звонких лир бряцанье

И громовые клекоты орла.

Орел Сафо у белого утеса

Торжественно парил, и красота

Бестенных виноградников Лесбоса

Замкнула богохульные уста.

От любовной лирики Гумилева веет некотоВнрой первозданностью, дикой волей и страстью.

Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. В его стихотворениях ощущается особый мелодический рисуВннок, близкий к романсу.

Например:

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о вас, о вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: ВлонаВ»,   

И вновь душа пьяна и сметена.

Он широко использует в любовных стихах былинные обВнразы и саму форму былин:

,Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

Я думал тАФ забавницу,

Гадал тАФ своенравницу,

Веселую птицу-певунью.

Покликаешь тАФ морщится,

Обнимешь тАФ топорщится,

А выйдет луна тАФ затомится,

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то, тАФ и хочет топиться.

Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что люВнбовь на Руси тАФ чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина наприВнмер, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле чеВнловека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милуВнет, любовь зачастую обладает таким же свойством.

В стихах о любви этого поэта нет пошлости, груВнбости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник ГумиВнлева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив тАФ доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства проявились в стихотвоВнрении Гумилева ВлОтравленныйВ»:

Знай, я больше не буду жестоким,

Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,

Я уеду далеким, далеким,

Я не буду печальным и злым.

Мне из рая, прохладного рая,

Видны белые отсветы дня..

И мне сладко тАФ не плачь, дорогая, тАФ

Знать, что ты отравила меня.

Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера тАФ реальная в космосе, Венера тАФ богиня любви и Венера тАФ судьба.

Нету смерти, терпкой и душной.

Если умирают на Венере тАФ

Превращаются в пар воздушный.

Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтоВнжить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому велиВнкому и таинственному чувству.

Вместе с этим смотрят:

М. А. Булгаков. ВлСобачье сердцеВ»
М. Булгаков. ВлСобачье сердцеВ». Живучесть шариковщины как социального и морального явления
Марк Твен
Маркиз де Сад и XX век