Николай Клюев и его творчество

Николай Клюев и его творчество

Ва Краткая биография Николая Клюева (1884-1937) Николай Алексеевич Клюев родился 10 октября 1884 года в деревне Коштуге Коштугской волости Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне Вытегорский район Вологодской области) . В разное время в автобиографических заметках, письмах, устных рассказах поэт любил подчеркивать, что в роду его было немало людей недюжинных, даровитых, артистических от природы. Прасковья Дмитриевна тАФ мать поэта тАФ была родом из Заонежья, из семьи старообрядцев. Его мать знала очень множество народных песен, духовных стихов. В 1897 году заканчивает двухклассное училище и начинает странствия по старообрядческим скитам и монастырям. Как свидетельствуют современники, он побывал в Иране, Китае и Индии. Клюев приобщается к огромному кладезю знаний, в том числе магических, ему приписывали гипнотическую силу. Поэт был универсальной личностью: умел играть на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно пел, обладал недюжинными актерскими способностями. В августе 1936 года поэта отправляют в ссылку. Начинающий поэт активно сотрудничал с революционными организациями и в 1905 году Клюев был привлечен Московским жандармским управлением к дознанию по делу о распространении среди служащих станции железной дороги прокламаций революционного содержания. Начало 1906 года. Поэта арестовывают за агитационную деятельность в Вытерге и окрестных селах. Сидел сначала в Вытергской, а затем в Петроградской тюрьме.

Долгие годы жила легенда о смерти поэта на станции Тайга от сердечного приступа и пропаже его чемодана с рукописями. В действительности же Николай Клюев был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 года.

Ва Поэтическое течение предреволюционного десятилетия В предреволюционное десятилетие в литературу входит новое поколение поэтов из крестьянской среды. Выходят книги стихов С. Клычкова, сборники Н. Клюева, начинают печататься А. Ширяевец и П. Орешин. В 1916 г. выходит сборник стихов Сергея Есенина тАЬРадуницатАЭ . Эти поэты были встречены критикой как посланцы в литературу новой русской деревни, выразители ее поэтического самосознания.

Большое влияние на крестьянскую поэзию 1910-х годов оказали сложившиеся в литературе и очень различные традиции изображения деревни, русской национальной жизни. Отношение крестьянских поэтов к национальным истокам народной жизни было сложным, противоречивым, во многом обусловленным сложными обстоятельствами русской социальной жизни и идейной борьбы предреволюционного десятилетия.

Следует иметь в виду, что в годы реакции и войны официальная печать, буржуазно-либеральная пресса выступила под знаменем тАЬнародноститАЭ , активного национализма. Эти настроения нашли свое отражение в буржуазном искусстве тех лет тАФ поэзии, живописи, архитектуре. В среде либеральной художественной интеллигенции обострился интерес к тАЬисконнымтАЭ началам русской национальной жизни, ее тАЬнародной стихиитАЭ . В декадентских литературно-художественных кружках и салонах обсуждались вопросы о национальных судьбах России. В этих кругах особое внимание привлекала сектантская литература и поэзия, древняя славянская и русская мифология.

Ва Особенности поэзии Николая Клюева В этих условиях первые публикации стихов Н. Клюева (1887тАФ 1937) и появление поэта в литературных кружках и собраниях сразу же вызвали сочувственные отклики буржуазно-либеральной и декадентской критики, которая усмотрела в его творчестве выражение стихийно-религиозных начал народного сознания, глубин национального духа.

В поэзии Клюева, как вообще в ново-крестьянской поэзии, отразились объективные противоречия крестьянского миропонимания, о которых писал, анализируя противоречия творчества Льва Толстого, В. И. Ленин. Ленин указывал на наивность крестьянской массы, ее патриархальные настроения непротивления, желание уйти от мира, тАЬбессильные проклятья по адресу капитализматАЭ . Такие настроения были свойственны и творчеству Клюева, объективно отразившего эти черты крестьянского сознания. Религиозные мотивы поэзии Клюева и других ново-крестьянских поэтов тоже имели объективное основание в особенностях крестьянского патриархального понимания мира, одной из черт которого, как указывал В. И. Ленин в той же статье о Л. Н. Толстом, был мистицизм. Но для Клюева, в отличие от других поэтов течения, была характерна и наигранная подчеркнутость тАЬнародноститАЭ поэтических произведений, рассчитанная на запросы тех литературных кругов, в которых Клюев оказался, попав в Петербург.

В 1912 г. поэт выпустил книгу стихов тАЬСосен перезвонтАЭ . Это были стихи о Руси, о русском народе, благостном и кротком. Русская деревня в стихах Клюева рисовалась благодатным тАЬизбяным раемтАЭ . Думы крестьян в его стихах тАФ о нездешнем и неземном, в тАЬперезвонетАЭ сосен им слышатся перезвоны церковных колоколов, зовущие в тАЬжилище ангеловтАЭ .

Мотивы народного гнева и горя, прозвучавшие в ранних стихах Клюева в 1905тАФ1906 гг. (тАЬНародное горетАЭ , тАЬГде вы, порывы кипучиетАЭ ) , исполненных демократических настроений, сменяются мотивами, заимствованными из религиозной старообрядческой книжности, духовных стихов. Клюев резко противопоставляет современному тАЬмиру железатАЭ патриархальную деревенскую тАЬглухоманьтАЭ , идеализирует вымышленную старую благостную, сытую деревню, ее тАЬизбянойтАЭ быт с расписными ендовами, бахромчатами платами селян, лаковыми праздничными санями. Для него тАЬизба тАФ святилище земли с запечной тайною и раемтАЭ .

Стихи второй книги Клюева тАЬБратские песнитАЭ (1912) построены на мотивах и образах, взятых из сектантских духовных песнопений. Это песни, сочиненные для тАЬбратьев по духутАЭ .

В бытописи Клюева нет примет реальной жизни новой деревни, разбуженной революцией 1905 г., общественных помыслов и дум русского послереволюционного крестьянства. Описания деревенского быта, народных обрядов, обычаев, мифологические мотивы, часто развернутые в тему целого стихотворения тАФ все существует в его поэзии вне современности. Защита национальных начал народной жизни от наступающей на Россию бездушной тАЬжелезнойтАЭ городской культуры оборачивается у Клюева защитой тАЬдремучихтАЭ вековых устоев, древнего религиозного миропонимания, в конечном счете тАФ неприятием социального прогресса:.. Чует древесная сила, Провидя судьбу наперед, Что скоро железная жила Ей хвойную ризу прошьет. Зовут эту жилу чугункой, тАФ С ней лихо и гибель во мгле..

Или:.. Заломила черемуха руки, К норке путает след горностайтАж Сын железа и каменной скуки Попирает берестяный рай.

По стилю, образности стихи Клюева этого периода близки духовным песням. Недаром Есенин назовет Клюева тАЬладожским дьячкомтАЭ .

В историю русской поэзии начала века Клюев вошел, однако, прежде всего как поэт русской природы. Эти стихи сам Клюев выделял в особые циклы, подчеркивая их связь с традицией народной поэзии. (См., например, сб. тАЬМирские думытАЭ , 1916) . Цикл тАЬЛесные былитАЭ открывается характерным в этом смысле стихотворением: Пашни буры, межи зелены, Спит за елями закат, Камней мшистые расщелины Влагу вешнюю таят. Хороша лесная родина: Глушь да поймища кругом!. Прослезилася смородина Травный слушая псалом..

В этих стихах Клюев виртуозно использует образы, приемы фольклорного творчества, богатство и многоцветно русского народного языка. Но примечательно, что в устном народном творчестве наиболее близкими ему оказываются самые древние традиции тАФ народных поверий, обрядовой поэзии. В cтиxax Клюева, опиравшихся на традиционную народную поэтику (в построении образов, композиции, широком использовании приема психологического параллелизма, песенной символике) , всегда, однако, ощущался привкус нарочитости, стилизации. Часто поэт терял чувство меры, нагнетая тАЬнародныетАЭ элементы, диалектизмы. Кроме того, тАЬсоциальные, трудовые и нравственные стороны жизни современной деревни Клюеву словно бы неизвестны. Многовековый патриархальный укладтАЭ нашедший эстетическое выражение в народной поэзии, разрушался, сам Клюев был тАЬпродуктомтАЭ этого распада, а в поэзии его картинно пела, любила и страдала древняя Русь, поэтизировались языческие поверьятАЭ .

Национальный колорит поэзии Клюева, богатство народных художественных элементов, рассыпанных в его стихах, привлекли внимание Есенина, который одно время принял позицию Клюева за подлинно народную.

Ва

Ва Список литературы

  1. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX века
  2. Кузнецов Ф. Ф. Русская литература ХХ века. Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы.

Вместе с этим смотрят:

Николай Рубцов
Новеллы эпохи Тан
Новые темы в творчестве Чингиза Айтматова
Нравственная проблематика современной прозы