Образ Ивана Флягина в повести Лескова ВлОчарованный странникВ»

ОБРАЗ ИВАНА ФЛЯГИНА В ПОВЕСТИ ЛЕСКОВА ВлОЧАРОВАННЫЙ СТРАНИКВ»

Образ Ивана Северьяныча Флягина - это совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, созданный  Лесковым в повести ВлОчарованный странникВ». Он настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это тАФ Влочарованный странникВ»; он ВлочарованВ» сказВнкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконеВнчен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь тАФ неисчерпаема. Для Флягина каждое новое пристанище тАФ это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми тАФ будь то дикие киргизы или строВнгие православные монахи. Он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую ВлопераВнциюВ», которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: ВлЗдесь и церковный звон слышно, и товарищи навещалиВ». Но несмотря на такую уживВнчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может покаВнзаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз тАФ и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, тАФ а столь частая смена мест обиВнтания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последВнней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это тАФ не следствие дуВншевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полаВнгаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и храВннит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татариВнном; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин гоВнворит о себе, что он Влвсю жизнь погибал, но не мог погибнутьВ», и объясняет это тем, что он тАФ Влбольшой грешникВ», которого Влни земля, ни вода принимать не хочетВ». На его совести тАФ смерть моВннаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его Влискушают бесыВ». Но ни один из его ВлгреховныхВ» поступков не порожден ненавистью, ложью, жажВндой личной выгоды. Смерть монаха тАФ результат несчастного слуВнчая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью соВнзнавая, что он совершает убийство.. Понимая неминуемость смерВнти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. ВлТы поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняВнлаВ», тАФ умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с друВнгими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но когда он борется с неВнсправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жесВнтоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отреВнзает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему Влза народ очень помереть хочетсяВ», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.

Для Флягина нет ниВнчего невозможного, он необыкновенно одаренный человек. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара тАФ всегда ощущать радость тАФ заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он пребывает в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.

Вместе с этим смотрят:

Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока
Образ Маргариты в романе Булгакова ВлМастер и МаргаритаВ»
Образ Медеи в трагедии Еврипида
Образы Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого ВлВойна и мирВ»