Основные произведения Астафьева

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АСТАФЬЕВА.

ВлПоследний поклонВ»

Произведение написано в форме повести в рассказах. Сама форма подчёркивает биографический характер повествования: воспоминания взрослого человека о своём детстве. Воспоминания, как правило, ярки, но не выстраиваются в единую линию, а описывают отдельные случаи из жизни.

И всё-таки тАЬПоследний поклонтАЭ не сборник рассказов, а единое произведение, так как все его элементы объединены одной темой. Так о чём же это произведение? Это произведение о Родине, в том значении, как понимает её Астафьев. Родина для него тАФ это русская деревня, трудолюбивая, не избалованная достатком; это природа, суровая, необыкновенно красивая тАФ мощный Енисей, тайга, горы. Каждый отдельный рассказ тАЬПоклонатАЭ раскрывает отдельную черту этой общей темы, будь то описание природы в главе тАЬЗорькина песнятАЭ или детских игр в главе тАЬГори, гори яснотАЭ.

Повествование ведётся от первого лица тАФ мальчика Вити Потылицина, сироты, живущего с бабушкой. Отец Вити тАФ гуляка и пьяница, семью бросил. Мать Вити трагически погибла тАФ утонула в Енисее. Жизнь Вити протекала, как у всех остальных деревенских мальчиков тАФ помощь старшим по хозяйству, сбор ягод, грибов, рыбалка, игры.

Главная героиня тАЬПоклонатАЭ тАФ Витькина бабушка Катерина Петровна именно потому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберёт в себе в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловесным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего писатель в ней не прикрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой узнать и всем в деревне распорядиться (одно слово тАФ Генерал). И бьётся, мучается она за детей и внуков, срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод: тАЬДети родились тАФ радость. Болели дети, она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер тАФ тоже радость.. Руку однажды выставила на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одно рукой жала и косоручкой не сделалась тАФ это ли не радость?тАЭ Это общая черта старых русских женщин, и черта именно христианская, которая при истощении веры так же неотвратимо истощается, и человек всё чаще предоставляет счёт судьбе, меря зло и добро на ненадёжных весах тАЬобщественного мнениятАЭ, подсчитывая страдания и ревниво подчёркивая своё милосердие. В тАЬПоклонетАЭ же всё ещё древне-родное, колыбельное, благодарное жизни и этим всё вокруг животворящее.

Надо заметить, что такой образ бабушки не единственный в литературе, например, встречается он у Горького в тАЬДетстветАЭ. Его Акулина Ивановна очень похожа на Катерину Петровну Астафьева.

Но вот в жизни Витьки наступает переломный момент. Его отправляют к отцу и мачехе в город учиться в школу, так как в деревне школы не было.

И когда бабушка ушла из повествования, начались новые будни, всё потемнело, и явилась в детстве такая жестокая страшная сторона, что художник долго уклонялся от того, чтобы написать вторую часть тАЬПоклонатАЭ, грозный оборот своей судьбы, своё неизбежное тАЬв людяхтАЭ. Не случайно последние главы тАЬПоклонатАЭ были закончены в 1992 году.

Вторую часть тАЬПоклонатАЭ порою корили за жестокость, но подлинно действенна она была не мстительной нотой. Какое мщение? При чём тут оно? Художник вспоминает своё сиротство, изгнанничетсво, бездомность, общую отверженность, лишность в мире (Когда, казалось, для всех, да и для него порой было бы лучше, если бы он умер), не для того, чтобы теперь победительно восторжествовать: что, взяли! тАФ или чтобы вызвать сочуственный вздох, или ещё раз припечатать бесчеловечное время. Это всё были бы задачи слишком чужие исповедному и любящему астафьевскому дару. Считаться и мстить, вероятно можно тогда, когда сознаёшь, что живёшь невыносимо по чьей-то очевидной вине, помнишь эту очевидность и ищешь сопротивления. А  разве маленький, цепкий герой тАЬПоклонатАЭ Витька Потылицын что-то расчётливо сознавал? Он только жил, как умел, и увертывался от смерти и даже в отдельные минуты умудрялся счастливым быть и красоту не пропустить. И если кто и срывается, то это не Витька Потылицын, а Виктор Петрович Астафьев, который сейчас из дали лет и понимания со смятением спрашивает мир: как могло случиться, что дети оказались поставлены в такие условия существования?

Он не себя жалеет, а Витьку, как своё дитя, которое сейчас может защитить только состраданием, только желанием разделить с ним последнюю картошку, последнюю каплю тепла и каждый миг одиночества. И если Витька выбрался тогда, то благодарить надо опять же бабушку Катерину Петровну, которая молилась за него, достигала сердцем его страдания и тем из дальней дали неслышно для Витьки, но спасительно смягчила его хоть тем, что успела научить прощению и терпению, умению разглядеть в полной мгле даже и малую крупицу добра и держаться этой крупицы и благодарить за неё.

тАЬОда русскому огородутАЭ

тАЬОда русскому огородутАЭ была написана в 70-е годы. Эта повесть создавалась параллельно с тАЬПрощальным поклономтАЭ, словно на его полях. Напечатай их вместе, и они будут ревниво оглядываться друг на друга, стесняться похожести ситуаций и близости героев. Читатель и критик, которому попадут в руки эти повести, пожалуй, и смутится, и если не увидит дат, выставленных в конце каждого сочинения, не сразу сможет объяснить эти спирали, эти возвращения и переклички.

Писатель прощался с тАЬПоклономтАЭ не раз, уверенный, что мальчик заживил его раны, и теперь невозвратно убежал к бабушке в детство, но проходил год-другой, и оказывалось, что война не избыта, что она всё тАЬсотрясает усталую душутАЭ и опять надо звать мальчика и Астафьев зовёт его в тАЬОде русскому огородутАЭ, и в тАЬПеревалетАЭ, и в тАЬКражетАЭ и в других повествованиях с этим юным впечатлительным героем.

Русская деревня в изображении Астафьева предстаёт перед нами как светлый образ Родины. Из воспоминаний взрослого человека о событиях детства выпадает большинство отрицательных моментов, за исключением, быть может, самых резких. Именно поэтому астафьевская деревня так духовно чиста и красива. Этим она и отличается от деревни, изображаемой другими писателями, например Солженициным, у которого деревня, полная противоположность астафьевской, нищая, живущая только одним тАФ только бы прожить, не умереть с голоду, не замёрзнуть зимой, не дать соседу получить то, что мог бы получить ты.

Произведения Астафьева потому и находят отклик в душах читателей, что многие также понимают и любят Родину и хотят видеть её всё такой же светлой и чистой, как видит её автор.

Вместе с этим смотрят:

Основные темы и идеи лирики А. Т. Твардовского
От женской литературы - к женскому роману
Отец комедии Аристофан
Отражение раннесредневекового мировидения в ВлПесни о БеовульфеВ»