Поэма А. Т. Твардовского ВлВасилий ТеркинВ»

Поэма А. Т. Твардовского "Василий Теркин"

Ва

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. тАЬЦелые зимние вечера, тАФ пишет Твардовский в своей автобиографии, тАФ у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с тАЬПолтавойтАЭ и тАЬДубровскимтАЭ Пушкина, тАЬТарасом БульбойтАЭ Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина произошло таким именно образомтАЭ .

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие тАФ он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ) , поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты) . Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин тАФ лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, тАЬон врага на штык берет, как снопы на вилытАЭ . Этот Теркин и его однофамилец тАФ герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, тАФ несравнимы.

Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подлинным героем и его однофамильцем:

Заключить теперь нельзя ли, Что, мол горе не беда, Что ребята встали, взяли Деревушку без труда? Что с удачей постоянной Теркин подвиг совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил!

Такая лубочная героика была в духе Васи Теркина тАФ героя юмористической страницы газеты тАЬНа страже РодинытАЭ .

Однако подписи к рисункам помогали Твардовскому добиваться непринужденности разговорной речи. Эти формы сохраняться и в тАЬнастоящемтАЭ тАЬВасилии ТеркинетАЭ , значительно усовершенствовавшись, выражая глубокое жизненное содержание.

Первые замыслы создать серьезную поэму о герое народной войны, относятся к периоду 1939-1940 годов. Но эти замыслы значительно изменились впоследствии под влиянием новых, грозных и великих событий.

Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. История и народ тАФ вот главная его тема. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме тАЬСтрана МуравиятАЭ . Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) А. Т. Твардовский пишет поэму тАЬВасилий ТеркинтАЭ о Великой Отечественной войне. Решалась судьба народа. Поэма посвящена жизни народа на войне.

Твардовский тАФ поэт, глубоко понявший и оценивший красоту народного характера. В тАЬСтране МуравиитАЭ , тАЬВасилии ТеркинетАЭ созданы образы масштабные, емкие, собирательные: события заключены в очень широкие сюжетные рамки, поэт обращается к гиперболе и иным средствам сказочной условности. В центре поэмы образ Теркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Теркин Василий Иванович тАФ главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян.

тАЬПросто парень сам собой Он обыкновенныйтАЭ

Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Герой по имени Василий Теркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939-1940) . Слова героя поэмы:

тАЬЯ вторую, брат, войну На веку воюютАЭ

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин ступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом, одолевая, берет его в плен. Неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанту Теркин успокаивает:

тАЬНе горюй, у немца этот Не последний самолеттАЭ

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им: тАЬУберите эту бабу, Я солдат еще живойтАЭ В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду.

Черты характера героя и трактуются поэтом как черты образа собирательного: Теркин неотделим и неотъемлем от воинствующего народа. Интересно, что всем бойцам тАФ независимо от их возраста, вкусов, воинского опыта тАФ хорошо с Василием; где бы он не появился тАФ в бою, на отдыхе, в пути, тАФ между ним и бойцами мгновенно устанавливается контакт, дружелюбие, взаимное расположение. Об этом говорит буквально каждая сцена. Бойцы прислушиваются к шутливым пререканиям Теркина с поваром при первом же появлении героя: И усевшись под сосной, Кашу ест, ссутулясь. тАЬСвой?тАЭ тАФ бойцы между собой, тАЬСвой!тАЭ тАФ переглянулись.

Патриотизм и коллективизм героя автор оттеняет и негативно: он подчеркивает отсутствие в Теркине черт индивидуализма, эгоизма, озабоченности своей персоной.

Мне не надо, братцы, ордена, Мне слава не нужна.

Теркину свойственно уважение и бережное отношение мастера к вещи, как к плоду труда. Недаром он отнимает у деда пилу, которую тот корежит, не умея ее наточить. Возвращая готовую пилу хозяина, Василий говорит: На-ко, дед, бери, смотри. Будет резать лучше новой, Зря инструмент не кори.

Теркин любит работу и не боится ее (из разговора героя со смертью) : тАФ Я работник, Я бы дома в дело вник. тАФ Дом разрушен. тАФ Я и плотник. тАФ Печки нету. тАФ И печниктАж Простота героя тАФ обычно синоним его массовости, отсутствие в нем черт исключительности. Но эта простота имеет в поэме и другой смысл: прозрачная символика фамилии героя, теркинское тАЬперетерпим-перетремтАЭ оттеняет его умение преодолевать трудности просто, легко. Таково его поведение и тогда, когда он переплывает ледяную реку или спит под сосной, вполне довольствуясь неудобным ложем, и т.д. В этой простоте героя, его спокойствии, трезвости взгляда на жизнь выражены важные черты народного характера.

В поле зрения А. Т. Твардовского в поэме тАЬВасилий ТеркинтАЭ находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют тАФ они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное тАФ мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.

В главе тАЬОт авторатАЭ изображается процесс тАЬмифологизациитАЭ главного персонажа поэмы. Теркин назван автором тАЬсвятым и грешным русским чудо-человекомтАЭ . Имя Василия Теркина стало легендарным и нарицательным.

Поэма тАЬВасилий ТеркинтАЭ отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу тАФ вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А. Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Оригинальна и композиция поэмы. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям. И должна быть доступной читателю с тАЬлюбого местатАЭ .

В поэме 30 глав. В двадцати пяти из них полно, всесторонне раскрывается герой, который попадает в самые разнообразные военные ситуации. В последних главах Теркин не появляется вовсе (тАЬПро солдата сиротутАЭ , тАЬПо дороге на БерлинтАЭ ) . Поэт сказал о герое все и не хочет повторяться, делать образ иллюстративным.

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

Твардовский рассказывает о причинах, которые толкнули его на такое построение поэмы: тАЬЯ не долго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствие первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собою. Не поэма тАФ ну и пусть себе не поэма, тАФ решил я; нет единого сюжета тАФ пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи тАФ некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования тАФ пусть, надо писать о том, что горит, не ждеттАжтАЭ Конечно, сюжет в произведении необходим. Твардовский об этом отлично знал и знает, но, стремясь донести до читателя тАЬсущую правдутАЭ войны, он полемически заявлял о своем отказе от сюжета в обычном понимании этого слова.

На войне сюжета нетутАж.......... Впрочем, правде не во вред.

Правдивость, достоверность широких картин жизни поэт подчеркнул тем, что назвал тАЬВасилия ТеркинатАЭ не поэмой, а тАЬкнигой про бойцатАЭ . Слово тАЬкнигатАЭ в этом народом смысле звучит как-то по-особому значительно, как предмет тАЬсерьезный, достоверный, безусловныйтАЭ , тАФ говорит Твардовский.

Поэма тАЬВасилий ТеркинтАЭ тАФ эпическое полотно. Но в ней мощно звучат и лирические мотивы. Твардовский мог назвать (и назвал) поэму тАЬВасилий ТеркинтАЭ своей лирикой, ибо в этом произведении впервые столь ярко, многообразно и сильно выразился облик самого поэта, черты его личности.

Вместе с этим смотрят:

Поэмы Гомера ВлИлиадаВ» и ВлОдиссеяВ»
Поэтика художественного произведения, фигуры речи
Поэты и писатели о Великой Отечественной войне
Предромантизм в английской поэзии