Просветительские идеалы в комедии ВлНедоросльВ»

Просветительские идеалы в комедии "Недоросль"

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм тАФ одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, тАФ идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, тАЬ..имеют.. долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечестватАЭ.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии тАЬНедоросльтАЭ, тАФ проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. тАЬТут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетясятАЭ. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они тАЬ..не оставляют двора.. двор им полезентАЭ, тАЬ..чины нередко выпрашиваютсятАЭ. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. тАЬТщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразитсятАЭ тАФ такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных тАФ над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные тАЬ..правила, которым следовать должны..тАЭ настоящие дворяне:

1.ВаВаВаВаВа тАЬ..Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое времятАЭ.

2.ВаВаВаВаВа тАЬВсякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызалатАЭ.

3.ВаВаВаВаВа тАЬПрямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек тАФ чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости уматАЭ.

4.ВаВаВаВаВа тАЬ..Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинамтАЭ.

5.ВаВаВаВаВа тАЬОдно почтение должно быть лестно человеку тАФ душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинамтАЭ.

6.ВаВаВаВаВа тАЬСтепени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия.. По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужноготАЭ.

7.ВаВаВаВаВа тАЬ..Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим.. Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство.. погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаютАЭ.

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

Вместе с этим смотрят:

Пространственно-временной континиум ВлПесни о НибелунгахВ»
Пространство в романе ВлМыВ» Евгения Замятина
Психологический анализ в романе Л. Н. Толстого ВлВойна и мирВ»
Пушкин и Ахматова