Основные подходы в системном исследовании
Государственный Университет Управления
ИНиМЭ
Доклад на тему:
тАЬ Основные подходы в системном исследовании тАЭ
Выполнила:
Арутюнова Ирина
Пр-во III-2
МОСКВА 2001
Системный подход тАФ это такое направление методоВнлогии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экоВнномической системы.
В наиболее общем виде под системой понимается соВнвокупность взаимосвязанных элементов, образующих опВнределенную целостность, некоторое единство.
Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа).
1. Целостность, позволяющая рассматривать одновреВнменно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня тАФ элеВнментам высшего уровня. Реализация этого принципа хоВнрошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управВнляемой. Одна подчиняется другой.
3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретВнной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойстваВнми самой структуры.
4. Множественность, позволяющая использовать мноВнжество кибернетических, экономических и математичеВнских моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Как отмечалось выше, при системном подходе важВнное значение приобретает изучение характеристик оргаВннизации как системы, т.е. характеристик ВлвходаВ», ВлпроцессаВ» и характеристик ВлвыходаВ».
При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры ВлвыходаВ», т.е. товары или услуги, а именно что производить, с каВнкими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременныВнми. На ВлвыходеВ» в итоге должна быть конкурентоспоВнсобная продукция либо услуги.
Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, труВндовых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уровВння рассматриваемой системы (уровня техники, технолоВнгии, особенности организации производства, труда и упВнравления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает исслеВндование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объВнекта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также фактоВнры и пути ее совершенствования.
Таким образом, системный подход позволяет нам комВнплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровВнне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выВнявить характер проблем входа, процесса и выхода. ПримеВннение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.
Комплексный подход предполагает учитывать при анаВнлизе как внутреннюю так и внешнюю среду организаВнции. Это означает, что необходимо учитывать не только внутренние, но и внешние факторы тАФ экономические, геополитические, социальные, демографические, экоВнлогические и др. Факторы тАФ важные аспекты при анаВнлизе организаций и, к сожалению, учитываются не всеВнгда. Например, часто социальные вопросы при проекВнтировании новых организаций не учитываются либо откладываются. При внедрении новой техники не всеВнгда принимаются во внимание показатели эргономич-ности, что приводит к повышению утомляемости рабоВнчих и в итоге тАФ к снижению производительности труда. При формировании новых трудовых коллективов должВнным образом не учитываются социально-психологичесВнкие аспекты, в частности, проблемы мотивации труда. Суммируя сказанное, можно утверждать, что комплексВнный подход является необходимым условием при решеВннии задачи анализа организации.
Для исследования функциональных связей информаВнционного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследоВнвания осуществляются как по вертикали (между отдельВнными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).
Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. При таком подходе появляются более прочные связи между отВндельными подсистемами организации, более конкретные задания. Например, управляющая система задает службам и подразделениям организации конкретные показаВнтели их деятельности по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и т.д. На основе выполнения этих показателей достигаются поставленные цели.
Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта до горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количестВнва затрат по стадиям научноисследовательской, констВнрукторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства.
Такая согласованность показателей по стадиям жизВнненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.
Интеграция по вертикали представляет собой объедиВннение юридически самостоятельных организаций для наилучшего достижения поставленных целей. Это обесВнпечивается, во-первых, объединением усилий людей, т.е. синергетическим эффектом, во-вторых, созданием новых научно-экспериментальных баз, внедрением новых техВннологий и нового оборудования. Это, в свою очередь, создает условия для улучшения связей по вертикали меВнжду федеральными, муниципальными органами управВнления и отдельными организациями, особенно в произВнводственной и социальной сферах деятельности. Такая интеграция обеспечивает наилучший контроль и регулирование в процессе реализации новых указов, постановВнлений и другой регламентирующей документации. ИнВнтеграция дает организациям дополнительные возможноВнсти для повышения их конкурентоспособности за счет расширения сотрудничества. Появляется более широкий простор для развития и внедрения новых идей, выпуска более качественной продукции, оперативность в реалиВнзации принятых решений.
Применение интеграционного подхода создает услоВнвия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления; на уровне холдинВнга, отдельных компаний и конкретных подразделений.
Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа явВнляются конкретные ситуации, широкий диапазон котоВнрых существенно влияет на эффективность управления. При таком подходе система управления в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.
Объектами анализа в данном случае могут быть:
тАв структура управления: в зависимости от ситуации и на основании проведенных объемных расчетов выВнбирается структура управления с преобладанием
либо вертикальных, либо горизонтальных связей;
тАв методы управления;
тАв стиль руководства: в зависимости от профессионаВнлизма, численности и личностных качеств сотрудВнников выбирается стиль руководства, ориентироВнванный либо на задачи, либо на человеческие отВнношения;
тАв внешняя и внутренняя среда организации;
тАв стратегия развития организации;
тАв технологические особенности производственного процесса.
Маркетинговый подход предполагает проведение анаВнлиза организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе являетВнся ориентация управляющей системы на потребителя. Реализация поставленной цели требует прежде всего соВнвершенствования деловой стратегии организаций, цель которой обеспечить своей организации устойчивое конВнкурентное преимущество. Маркетинговый анализ приВнзван выявить эти конкурентные преимущества и фактоВнры их определяющие.
Как показала практика проведения исследований, к таким факторам относятся следующие:
тАв качество продукции или услуг;
тАв качество управления самой организации;
тАв маркетинговое качество, т.е. свойство товара соотВнветствовать реальной потребности населения.
При этом важно учитывать конкурентную позицию, т.е. позицию исследуемой организации в отрасли на данВнный период времени, поскольку конкурентная борьба тАФ мероприятие дорогостоящее, и рынок характеризуется высокими входными барьерами.
Таким образом, значение маркетингового подхода в том, чтобы обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит надолго удержать и сохранить свою конкурентную позицию в отрасли.
Инновационный подход основан на умении организаВнции быстро реагировать на изменения, диктуемые внешВнней средой- Это касается внедрения нововведений, ноВнвых технических решений, неуклонного возобновления производства новых товаров и услуг для наилучшего удовлетворения потребностей рынка сбыта. Залог усВнпешного функционирования любой организации в том, что она должна идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его.
Внедрение инноватики также требует проведения системного анализа, а именно возможностей организаВнции для внедрения того или иного новшества. Процесс анализа при инновационном подходе весьма сложен и охватывает все стадии жизненного цикла продукта.
Рассмотрим эти стадии:
1. Анализ возможности проведения научно-исследоваВнтельских и опытно-конструкторских работ. Здесь необВнходимо определить, располагает ли данная организация необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку расходы на разработку инновационных идей и их внедрение все интенсивнее возрастают. Как правило, фиВннансирование осуществляется инвестиционными комВнпаниями, частными и государственными фондами, при этом финансируется определенный проект или новая научная идея. Финансирование осуществляется в неВнсколько этапов: сначала прикладные исследования, заВнтем опытные разработки и на заключительном этапе тАФ финансирование массового производства. Поиск наВндежных финансовых инвесторов имеет немаловажное значение, поскольку наукоемкое производство таит в себе большую неопределенность. Многие нововведения не доходят до массового производства из-за того, что отвергаются рынком, и финансовый риск здесь достаВнточно велик.
На этой стадии также необходимо выяснить, имеВнется ли в команде исполнителей специальная группа людей, которая будет заниматься разработкой и реалиВнзацией инновационных проектов и какова их професВнсиональная подготовка.
2. Анализ возможности внедрения в производство реВнзультатов НИР и ОКР. Здесь необходимо определить техническую, организационную и экономическую целеВнсообразность внедрения новой техники либо технологии.
3. Анализ возможности вывода нового продукта на рыВннок. Особую роль здесь должен сыграть маркетинговый подход. Необходимо изучить требования рынка, характер продукции подобного типа, пользующейся спросом, опВнределить, где она производится и в каком количестве.
Немаловажную роль играет и собственная конкуВнрентная позиция. Именно на этой стадии анализа должВнна в наибольшей степени проявить себя деловая (конкуВнрентная) стратегия организации, от которой зависит продолжительность жизни товара тАФ от первых продаж до насыщения спроса и ухода с рынка
При инновационном подходе необходимо помнить:
чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо дать возможность изобретателям создавать новые вещи, своВнбодно творить и доводить свои изобретения до успешной реализации. Для этого команде изобретателей необходима определенная свобода творчества: право принимать решеВнния и отвечать за конечные результаты. Управление оргаВннизации должно быть направлено на поощрение инициаВнтивы и предприимчивости изобретений.
Сущность нормативного подхода заключается в слеВндующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности важВннейших нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например нормы управВнляемости и нормативы, разрабатываемые самими проекВнтировщиками. (Положение об организации, должностВнные инструкции, штатное расписание и другие.) НормаВнтивы могут иметь целевую, функциональную и социальВнную направленность. К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей. Это, прежде всего, показатели каВнчества продукции, ресурсоемкость продукции, эргоноВнмические показатели, показатели надежности, а также технический уровень производства.
К функциональным нормативам относится качество и своевременность проработки планов, четкая организоВнванность подразделений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации.
Нормативы в социальной сфере должны обеспечить оптимальные условия для специального развития колВнлектива. Сюда включаются показатели стимулирования и охраны труда, показатели обеспеченности всех сотрудВнников необходимыми техническими средствами для усВнпешной работы. Сюда также относится необходимость систематического повышения профессионального роста, хорошая мотивация, правовые и экологические нормаВнтивы. Таким образом, нормативный подход при провеВндении анализа требует учета всей совокупности нормативов при управлении ресурсами, процессом и продукВнтом. Чем больше будет научно обоснованных норматиВнвов по всем аспектам деятельности организации, тем скорее придет успех в достижении поставленных целей.
Целью поведенческого подхода является создание всех неВнобходимых условий для реализации творческих способноВнстей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. Важное значение для менеджеров здесь приобретает изучение различных повеВнденческих подходов, которые рекомендует общий менеджВнмент и исследование возможности их применения в процесВнсе анализа организации- Необходимо помнить, что челоВнвек тАФ это самый важный элемент в системе управления. Удачно подобранная команда единомышленников и партВннеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, тАФ важнейшее условие экономического успеха.
Вместе с этим смотрят:
Основные функции менеджментаОсновные школы менеджмента
Основоположники научного менеджмента
Особенности банковского менеджмента, содержание процесса управления, кредитный менеджмент