Антикризисное управление

Министерство общего и профессионального

образования Российской Федерации

Санкт-Петербургская Государственная

инженерно-экономическая академия

Институт предпринимательства и финансов Кафедра менеджмента и организации производства РЕФЕРАТ

на тему:

ВлАнтикризисное управлениеВ»

по дисциплине ВлОсновы менеджментаВ»

Выполнила: Павлова Е. В. студентка группы 3171, II курс

Проверила: доц. Федулова Е.В.

г. Санкт-Петербург

1999 год

Оглавление

Вступление        3

ГЛАВА 1. Правовые аспекты антикризисного управления        6

1.1. Основы действующего законодательства российской федерации о не-состоятельности (банкротстве) предприятий        6

1.2. Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятель-ности в зарубежной практике        15

ГЛАВА 2. Основные черты кризисного состояния фирмы        21

2.1. Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в эконо-мике предприятий        21

2.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы        32

2.3. Место антикризисного управления в экономической стратегии     фирмы        39

Заключение        47

Список использованной литературы        49

Вступление

Устранение  с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - неВнпременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. ОдВннако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - задача значительно более важная.

Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикриВнзисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из криВнзисного состояния, в котором оно находится.

Однако подобная трактовка сущности антикризисного управления ослабляВнет его предотвращающую, опережающую направленность. Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия (фирмы) за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора мисВнсии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, форВнмировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течении длительного периода конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Поэтому, с одной стороны, антикризисное управление должно охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем анализ только финансового состояния фирмы. С другой стороны, в процессе антикризисного управления, протекающего под влиянием страха постоянной угрозы банкротства, не должно возникать своеобразного "эффекта пустыни Тартари"1, деформирующего поведеВнние менеджеров, вызывающего неадекватные их действия, еще более усугубляюВнщие и без того сложное положение фирмы.

Таким образом, антикризисное управление - это:

  1. анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
  2. познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаВнций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с цеВнлью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;
  3. стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратеВнгии предотвращения ее несостоятельности;
  4. оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявлеВнние возможности наступления несостоятельности (банкротства);
  5. разработка предпочтительной политики поведения в условиях настуВнпившего кризиса и вывода из него фирмы;
  6. постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработВнка мер по его снижению.

Разработка теории и анализ практики антикризисного управления, обобщеВнние результатов первого этапа приватизации российских предприятий - важнейВншие задачи, без решения которых на макро- и микроуровне невозможно сколько-нибудь значительное изменение социально-экономической ситуации в стране к лучшему.

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глуВнбокого кризиса всех его сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие дейВнственных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные дисВнпропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы - далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. НеВнгативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

Из вышесказанного следует, что тема антикрисного управления очень важна в нынешних условиях российской экономики, особенно после кризиса 17 августа. Именно поэтому для своего рефеВнрата я выбрала эту тему.

В своем реферате я попыталась отразить основные положения антикризисВнного управления. В главе 1 описаны правовые аспекты финансовой несостоятельВнности, как в российском, так и в зарубежном законодательстве.

Глава 2 отражает основные факторы и признаки кризисных явлений в экоВнномике предприятия, а также основные черты механизма возникновения кризисВнного состояния. Кроме того вторая глава содержит модели антикризисного управВнления, предложенные различными специалистами в области антикризисного управления.

ГЛАВА 1. Правовые аспекты антикризисного управления 1.1. Основы действующего законодательства российской федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий

В Российской Федерации процедура банкротства предприятий осуществляВнется в соответствии с законом тАЬО несостоятельности (банкротстве) предприятийтАЭ, вступившим в силу с 1 марта 1993 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. 

В настоящий момент наряду с Законом РФ тАЬО несостоятельности (банкротВнстве) предприятийтАЭ принят ряд нормативных документов, в которых разВнработаны критерии неплатежеспособности и пути преодоления кризисного соВнстояния: Указ Президента РФ от 2 июня 1994 г. № 1114 тАЬО продаже государстВнвенных предприВнятий-должниковтАЭ, Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 тАЬО некоторых мерах по реализации законодательства о несостояВнтельности (банкротВнстве) предприятийтАЭ. Постановление Правительства РФ от 25 апреля № 421 тАЬО доВнполнительных мерах по реализации законодательства РоссийВнской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий и организацийтАЭ, распоряжение ФеВндерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФедеральноВнго управления) от 12 августа 1994 г. № 31-р тАЬОб утверВнждении Методических поВнложений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовВнлетворительной структуры балансатАЭ, распоряжение ФедеВнрального управления от 12 сентября 1994 г. № 56-р, утвердившее Временные меВнтодические рекомендации по оценке финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостояВнтельности, и распоряжение Федерального управлеВнния от 5 декабря 1994 г. № 98-р тАЬОб утверждении типовой формы плана финансоВнвого оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических реВнкоменВндаций по разработке планов финансового оздоровлениятАЭ.

Исследование и анализ основ действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов по несостоятельности (банкротству) предприятий позволяет сделать вывод о достаточности учета и обобщения в них сложившейся правовой практики западноевропейских стран.

В то же время следует отметить и некоторые принципиальные различия в механизме реализации банкротства, положительно отличающие российские праВнвовые аспекты, в частности: организационное обеспечение через Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном Комитете по управлению государственным имуществом, призванное к проведеВннию антикризисной государственной политики, систему арбитражных и конкурсВнных управляющих, независимые экспертные и аудиторские фирмы; четкая вреВнменная регламентация всех судебных и внесудебных процедур банкротства; устаВнновление точных количественных критериев неплатежеспособности и понятия неудовлетворительной структуры баланса; однозначность в очередности и приВноритетности удовлетворения требований кредиторов; условия оказания государВнственной поддержки и др.

В соответствии с Законом РФ тАЬО несостоятельности (банкротстве) предприВнятийтАЭ под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспоВнсобность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюдВнжетные фонды.

При этом данный Закон распространяется на предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, юридические лица или не образующие юридического лица предпринимателей, или граждан; а кредиторами считаются физические и юридические лица, имеющие имущественные требования к должВннику и не являющиеся обладателями залоговых прав.

Основанием для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия является заявление должника или кредитора (кредитоВнров), прокурора, а также Федерального управления и (или) территориВнального агентства Федерального управления (территориального агентства).

Федеральное управление (через территориальные агентства по местонахожВндению предприятия-должника) подает в арбитражный суд заявление о признании данного предприятия несостоятельным (банкротом) самостоятельно, если руковоВндитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления, содержащее обязаВнтельное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банВнкротстве) предприятия (см. табл. 1.1).

Участники судебного процесса

Последовательность действий

Арбитражный суд

Предприятие-должник

Кредитор (кредиторы)

Федеральное управВнлеВнние (собственник должВнника)

Прокурор

Независимый аудитор

Арбитражный суд рассматривает дело о несостоятельности на осВнноВнвании письВнменного заявления должВнника (не может быть отоВнзвано), креВндитора (кредиторов) (может быть отозвано), прокуроВнра при установВнлении им умышВнленного или фикВнтивного банВнкротства (может быть отозвано), решения Федерального управлеВнния. Заявление должно соВндерВнжать (может быть подано в предВнвидеВннии банкротства) форму и субъВнект собВнственности, сумму неудовлеВнтворенных треВнбований, причины их невыполВннения, приложения со спиВнском кредиторов и должников, расВншифровкой дебиторской и креВндиВнторской задолженностей и бухВнгалВнтерВнским балансом, ходаВнтайство о внешнем управлении имуществом или санации

(копия)

Заявление о

несостоятельности

Ходатайство

  Извещение о выполнении  долж-

   ником  в течение недели  просро-

   ченных  на 3 мес. обязательств

   Уведомление о

         вручении

Заявление о несостоя-

тельности должника

   (при его отказе от

       обязательств)                         (копия)

      Ходатайство и

  список участников

            санации

         Приложения                

                                              Решение (предпи-

                                              сание) о внесении

                                                    должником

                                                    заявления

          (копия)

Заявление

(умышленное или

фиктивное бан-

кротство)

Возбуждение дела о несостояВнтельВнности (банкротстве) предВнприятия-должника

Приложения

Вынесение определения о возВнбужВндении производства. РассылВнка опреВнделения участникам суВндебного проВнизводства

              Поручение на

                  составление

                 баланса (при

    Заявление о несо-

      стоятельности 

          должника

Рассмотрение дела о несостояВнтельВнности (банкротстве) предВнприятия-должника

                 непредставле-

              нии должником

               в теч. 15 дней)

Вынесение решения арбитражВнным судом о признании банВнкротства и открытии конкурсноВнго производстВнва; об отклонении заявления при выявлении соВнстоятельности; о приВностановлеВннии производства по делу (при наличии оснований) и проведеВннии внешнего управления или санаВнции

              Определение

             арбитражного

           суда

         Решение

       арбитражного

       суда

                 ( процедура

                     санации)

Баланс предприВнятия-должника

Заявление должника о возбуждении производства по делу о несостоятельВнности (банкротстве) предприятия подается на основании решения собственника предприятия-должника или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, который вправе принять такое решение в соответствии с учредительными документами.

Внешним признаком несостоятельности является приостановление текущих платежей (предприятие не обеспечивает или заведомо неспособно обеспечить выВнполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроВнков исполнения этих требований). По истечении указанного трехмесячного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). Для обращения в арбитражный суд с таким заявлением самого должника данный срок значения не имеет, поскольку должник может заранее знать о своей неспособности удовлетвоВнрить требования кредиторов. Для признания предприятия арбитражным судом неВнсостоятельным (банкротом) необходимо наличие следующих признаков: превыВншение обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительная структура баланса; неспособность предприятия обеспечить удовлетворение треВнбований кредиторов в связи с отсутствием средств. Установление наличия этих признаков осуществляется арбитражным судом в ходе рассмотрения дела.

Дела рассматриваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.

Под неудовлетворительной структурой баланса в Законе понимается такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества (остаточная балансовая стоимость) может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.

Несостоятельность (банкротство) считается имеющей место только после признания факта несостоятельности арбитражным удом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации. Решение о добВнровольной ликвидации предприятия-должника и об официальном объявлении им о своей несостоятельности (банкротстве) принимается руководителем предприВнятия-должника совместно с кредиторами и утверждается собственником.

К должнику могут быть применены следующие процедуры (схема 1.1);

1) реорганизационные;

2) ликвидационные;

3) мировое соглашение.

Реорганизационные или ликвидационные процедуры назначаются по решеВннию арбитражного суда.

Реорганизационные процедуры направлены на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, способствуют продолжению его существования. Они включают внешнее управлеВнние имуществом должника и санацию (финансовое оздоровление).

Внешнее управление имуществом представляет собой процедуру, направВнленную на продолжение деятельности предприятия-должника и осуществляемую на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитВнражному управляющему. Ходатайство о проведении реорганизационной процедуВнры может быть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором в арбитражный суд до принятия им решения по делу. ПродолжительВнность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превыВншать 18 месяцев.

    Официальное объявление должника                     Несостоятельность                     Решение арбитражного суда

           о добровольной ликвидации               (банкротство) предприятия

      Реорганизационные процедуры               Ликвидационные процедуры                           Мировое соглашение

             Внешнее          Принудительная        Добровольная        Отсрочка        Скидка        Сложение           Возврат

      Санация            управление              ликвидация           ликвидация           и (или)             с         недоимок         излишних        

(оздоровление)           имуществом              по решению        под контролем        рассрочка        долгов                по             сумм

            должника            арбитражного          кредиторов          платежей                 платежам           

                            суда                кредиторам

         Продолжение               Конкурсное            Внесудебные

          деятельности              производство             процедуры

          должника                     ликвидации

        Арбитражный         Собрание (комитет)            Руководитель                                Конкурс на участие

        управляющий               кредиторов             предприятия

                     Конкурсный        Собрание (комитет)

                    управляющий              кредиторов

                            Конкурсный

                           управляющий

     На средства собственника        На средства Федерального бюджета             На средства кредиторов         На средства иных  лиц

                  и внебюджетных фондов

        На безвозвратной основе          План финансового оздоровления               На возвратной основе

              (бизнес-план) предприятия             (государственный кредит)

Выпуск новых акций        Увеличение банковских кредитов         Превращение краткосрочной          Ликвидация нерентабельного        Слияние несостоятельного

     или облигаций             и предоставление дотаций        задолженности в долгосрочную        производства и создание нового             предприятия с другим

                    Инвестиционный проект                Оценка финансовой состоятельности

                                   санации                и эффективности проекта        

Схема 1.1 Типы применяемых к должнику процедур                        

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предВнприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

Санация (оздоровление предприятия-должника) тАФ это процедура, при коВнторой предприятию-должнику оказывается финансовая помощь собственником предприятия, кредиторами или иными лицами. Круг лиц, имеющих право заявВнлять в арбитражные суды ходатайство о проведении санации предприятий, являВнется таким же, как и по процедуре внешнего управления имуществом.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможноВнсти восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания помощи этому предприятию собственником или иными лицами.

К ликвидационным процедурам относятся принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда или его добровольная (внесудебная) ликвидация под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия в силу его несостоятельности осуществляется в порядке конкурсного производства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).

Мировое соглашение тАФ процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитаюВнщихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Отличительная особенность процедур, указанных в законе тАЬО несостоятельВнности (банкротстве) предприятийтАЭ, заключается в том, что проведение реорганиВнзационных процедур не приводит к прекращению деятельности предприятия, а, наоборот, способствует ее продолжению, а ликвидация предприятия в силу его несостоятельности (банкротства) осуществляется в порядке конкурсного произВнводства специально назначаемым лицом (конкурсным управляющим).

Отличительная особенность мирового соглашения, предусмотренного закоВнном, обусловлена тем, что при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстВнве), арбитражные суды рассматривают не спорное правоотношение сторон, а усВнтанавливают факт несостоятельности (банкротства) конкретного предприятия. Поэтому утверждение мирового соглашения арбитражным судом не является расВнсмотрением дела по существу.

При наличии ходатайства о проведении реорганизационных процедур и осВннований для их проведения арбитражный суд выносит определение о приостановВнлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и проведении внешнего управления имуществом должника или санации.

Естественно, Закон не предусматривает механизм финансового анализа и таким образом нет четких рамок выбора той или иной антикризисной стратегии. Частично эта проблема разрешается в Указе Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2264 тАЬО мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятийтАЭ, на основании которого Федеральное управление имеет право представлять в арбитражный суд заключение по плану проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника и обращаться с заявлеВннием о его пересмотре на базе выполненного им анализа деятельности предприВнятия.

1.2. Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятельности в зарубежной практике

В западноевропейском праве первоначально признаком банкротства являлся факт несостоятельности; это отголоски еще той эпохи, когда несостоятельные должники поступали в рабство к своим кредиторам. С течением времени такая потеря свободы уступает место наказаниям государственным. При этом начинает учитываться степень вины несостоятельного должника в соответствии с уточнеВннием качества признака или действий, приведших к этому результату.

Как правило, в уголовном законодательстве стран Запада тАЬпреступноетАЭ банВнкротство подразделяется на простое и злостное, суть этих понятий определяется аналогично и в дореволюционном законодательстве России.

По французскому законодательству понятие тАЬнесостоятельноститАЭ примеВннимо только к коммерсантам, поэтому к лицам неторговых профессий положения о банкротстве не применяются.

Обязательное банкротство наступает, если коммерсант находится в одной из следующих ситуаций:

1) его личные расходы либо расходы на хозяйство признаны чрезмерными;

2) потрачены значительные суммы как на случайно произведенные операВнции, так и на заведомо фиктивные;

3) с целью отсрочки констатации прекращения выплат совершены покупки для перепродажи по повышенному курсу;

4) употреблены разорительные средства для создания фондов;

5) не ведется отчетность, соответствующая профилю и важности предприВнятия.

Фиктивное банкротство наступает, если коммерсант находится в одной из следующих ситуаций:

1) без получения ценностей в обмен он принял в пользу других лиц чрезВнмерные для его положения обязательства;

2) объявлено о ликвидации имущества, но не удовлетворены обязательства по предыдущим соглашениям с кредиторами;

3) после прекращения выплат одному из кредиторов выплачена некая сумма во вред остальным кредиторам.

Согласно статье 129 Закона 1967 г. банкротство считается злостным, если коммерсант:

1) изъял свои книги отчетности;

2) растратил или утаил частично либо полностью свой актив;

3) признал себя (в своих записях, публичным актом или документом, не заВнверенным у нотариуса, своим балансом) дебитором сумм, которые на самом деле никому не должен.

По германскому законодательству субъектом банкротства может быть всяВнкий должник, прекративший платежи и подпадающий под конкурс. Выделяются три случая уголовно наказуемого банкротства тАФ тАЬпростоетАЭ, тАЬзлостноетАЭ и тАЬособо тяжкий случай банкротстватАЭ. УК ФРГ определяет действия, составляющие тАЬзлостноетАЭ банкротство, тАФ это действия лица, которое в условиях чрезмерной обВнремененности предприятия или торгового товарищества долгами, либо при угрозе или уже наступившей неплатежеспособности устраняет, прячет, уничтожает или приводит в негодность составные части имущества, которые в случае конкурсной распродажи вошли бы в конкурсную массу; заключает рискованные спекулятивВнные или явно убыточные сделки с товарами либо ценными бумагами, растрачиВнвает имущество в азартных играх с непомерно большими ставками; отпускает в кредит товары или реализует ценные бумаги на явно невыгодных условиях или по явно заниженной цене.

тАЬПростымтАЭ банкротством, по германскому уголовному праву, можно наВнзвать действия лица, которое по собственной небрежности не знает об угрожаюВнщей или уже наступившей чрезмерной обремененности долгами или неплатежеВнспособности предприятия или торгового товарищества, либо легкомысленно выВнзывает их своими действиями.

УК ФРГ предусматривает тАЬособо тяжкий случай банкротстватАЭ, когда виновВнный действовал из тАЬсвоекорыстиятАЭ или сознательно поставил многих лиц под угВнрозу разорения либо того, что они утратят доверенные ему имущественные ценВнности.

В Швеции предусматривается ответственность должника, совершающего действия, ведущие к неплатежеспособности: когда он уничтожает или дарит кому-либо свое имущество, иным образом лишает себя значительной части своей собственности, в результате чего он оказывается либо неплатежеспособным, либо существенно ухудшает свою платежеспособность, либо, наконец, оказывается под серьезной угрозой стать неплатежеспособным. Особое внимание обращается на должника, если он скрывает свои активы, сообщает о несуществующем долге, или, опасаясь объявления его банкротом, переводит значительную часть своих акВнтивов за пределы Королевства с тем, чтобы они не вошли в конкурсную массу, и таким образом препятствует переходу своих активов к кредиторам. ПредусмотреВнно наказание и для должника, который в связи с объявлением о его неплатежеспоВнсобности ставит в привилегированное положение кого-либо из кредиторов, выВнплачивая ему долг, срок выплаты которого еще не наступил, или иным образом существенно нарушает права других кредиторов.

Понятия тАЬпростоготАЭ и тАЬзлостноготАЭ банкротств, совершаемых предпринимаВнтелями, в Италии аналогичны определениям этих деяний в других европейских странах. тАЬЗлостноетАЭ банкротство  Италии выражается в сокрытии или уничтожеВннии средств или имущества; в фальсификации или уничтожении отчетности; в признании несуществующих долговых обязательств.

тАЬПростоетАЭ банкротство, совершаемое предпринимателем, выражается в чрезмерных тратах; в осуществлении убыточных операций по грубой неосторожВнности; в невыполнении обязательств по предупредительному контракту или конВнтракту о банкротстве; в усугублении кризиса из-за несвоевременного объявления о банкротстве.

Вышеизложенный материал позволяет отметить общность признаков банВнкротства в различных законодательных актах: неплатежеспособность, увеличение кредиторской задолженности, нерентабельность сделок или использования имуВнщества.

Типичный механизм реализации тАЬпростоготАЭ банкротства может быть расВнсмотрен на примере законодательства Германии (схема 1.3).

Банкротство

предприятия

     Санация        

(оздоровление)

  Ликвидация

На средства

собственника

На средства

кредитора (сделка)

Принудительная

Добровольная

Внесудебная

сделка

Судебная

сделка

Принудительная

сделка

Конкурс

Конкурс на

присоединение

Сделка о

моратории

Сделка об

освобождении

Сделка о

ликвидации

Схема 1.3. Концептуальная модель механизма банкротства в Германии

Спектр принимаемых решений сводится к двум стратегиям: ликвидации предприятия или к его реорганизации, в частности путем санации.

Ходатайство о возбуждении дела о банкротстве может быть подано от самоВнго должника или от одного или нескольких кредиторов. Если ходатайство исхоВндит от кредитора, то он должен документально доказать неплатежеспособность должВнника, например, предоставив опротестованный вексель, и внести залог в суд.

Суд проверяет достаточность оснований для открытия дела о банкротстве. Если имущества должника недостаточно для покрытия издержек судопроизводстВнва, то ходатайство отклоняется. В этом случае кредиторы могут прибегнуть к принудительному исполнению.

С момента открытия дела солидарный должник теряет право на управление и распоряжение конкурсной массой. Необходимые документы в принудительном порядке передаются адвокату по банкротству.

Отдельные кредиторы не имеют преимущественного права на выплату долга. Очередность выплат назначается судом по результатам рассмотрения преВнтензий всех кредиторов. К привилегированным относятся требования органов управления территорий по поводу государственных налогов, требования церквей, школ, общественных объединений и попечительских советов. Между непривилеВнгированными должниками распределяется оставшаяся часть конкурсной массы в соответствии с размером участия в деле.

Первое собрание кредиторов созывается судом в течение месяца после наВнчала конкурса для согласования интересов всех и каждого кредитора. После соВнобщения адвоката о причинах неплатежеспособности, положении дел на настояВнщий момент и о принятых мерах кредиторы принимают ключевое решение о заВнкрытии предприятия или продолжении его работы. Решение принимается больВншинством голосов, которое считается по сумме долговых обязательств каждого кредитора, а при их равенстве тАФ простым большинством.

В случае ликвидации право управлять и распоряжаться конкурсной массой получает адвокат по банкротству, который обязан действовать нейтрально, учиВнтывая интересы кредиторов и должника при реализации и разделе между ними конкурсной массы. Адвокат оставляет окончательный расчет и передает его в суд, который созывает последнее собрание кредиторов для принятия решений по квоте банкротства и нереализованному имуществу.

Дело прекращается, если конкурсная масса недостаточна для оплаты, или по ходатайству солидарного должника, если он представит согласие всех кредиторов банкрота на прекращение дела (отказ кредиторов). Адвокат по банкротству, суд, собрание и комитет кредиторов прекращают свою деятельность. За неудовлетвоВнренные требования должник несет ответственность в течение 30 лет.

ГЛАВА 2. Основные черты кризисного состояния фирмы 2.1. Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятий

На практике можно отметить наличие различных понятий и определений банкротства, которыми оперируют специалисты. Так, юрист сошлется на Закон о банкротстве, в соответствии с которым факт банкротства должен быть признан арбитражным судом с соблюдением всех установленных правил и процедур; банВнкир отметит момент прекращения платежей и занесения расчетных документов фирмы в соответствующую картотеку банка; экономист попытается рассмотреть банкротство как процесс, в котором юрист и банкир зафиксировали лишь отдельВнные признаки или факторы.

Разумеется, сегодняшние экономические проблемы имеют специфические формы проявления. Однако, как свидетельствует мировая практика, банкротство -  неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостояВнтельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отВнражает объективные процессы структурной перестройки экономики.

Такое предназначение банкротства предопределено самой сущностью предВнпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов, а значит и с риском потерь. Источниками этой неопреВндеВнленности являются все стадии воспроизводства - от закупки и доставки сырья, маВнтериалов и комплектующих изделий до производства и продажи готовых издеВнлий.

Связь риска и прибыли имеет фундаментальное значение для понимания природы предпринимательства, разработки эффективных методов его регулироВнвания. В реальной экономике неопределенность становится источником либо выВнигрыша, либо убытка. Причем выигрыш и сверхприбыль более удачливых предВнприятий образуется за счет убытков менее удачливых. Здесь следует иметь в виду не бухгалтерскую трактовку прибыли, а экономическую, учитывающую в затратах суммы, связанные со тАЬстоимостью капиталатАЭ.

Из взаимообусловленности фактора риска и прибыли формируется важнейВншее финансовое понятие механизма возникновения банкротства. Эту формулиВнровку можно получить, исходя из анализа баланса какого-либо гипотетического предприятия. Источниками его капитала (пассив баланса) являются средства акВнционеров (собственный капитал общества) и кредиты, а также иные формы фиВннансовых обязательств предприятия (например, задолженность поставщикам), возникающие автоматически и не несущие процентных отчислений.

Акционеры и кредиторы рассчитывают на вознаграждение, соответствуюВнщее сложившимся рыночным условиям, процентным ставкам и дивидендам по облигациям, акциям, другим видам финансовых обязательств. Очевидно, что их расчеты могут оправдаться лишь в случае наличия прибыли от деятельности данВнного общества для осуществления ожидаемых платежей.

Средневзвешенные ожидаемые платежи в процентах к акционерному капиВнталу и являются тАЬстоимостью капиталатАЭ. А так как ожидания акционерами вознаВнграждения обеспечиваются соответствующей фактической прибыльностью фирмы, прибыльностью использования его активов, то один из первых признаков банкротства и будет заключаться в падении прибыльности предприятия, в частноВнсти ниже стоимости его капитала.

Такое соотношение отражает то обстоятельство, что дивиденды, выплачиВнваемые предприятием, перестают отвечать сложившимся рыночным условиям, и вложение средств в данные предприятия становится неэффективным для инвестоВнра. С падением стоимости акционерного капитала падает цена акции и увеличиваВнется риск невозврата средств, так как изменяется отношение ожидаемых платежей к заемному капиталу. Кредиторы (владельцы облигаций, других документов, реВнгистрирующих выдачу займа) получают фиксируемые суммы, определенные креВндитными договорами, но относительная выгодность их вложений в данную фирму уменьшается.

В связи с относительным падением прибыльности предприятия и возможВнными трудностями в оплате расходов возникает дефицит наличных средств. Этот дефицит усугубляется, если кредиторы сочтут слишком опасным возобновлять кредитование даже при повышенном проценте, так как с уменьшением стоимости собственного капитала предприятия риск невозврата средств увеличивается. ПоВнэтому весьма проблематичным становится возможность пролонгации кредитных договоров и их реструктуризация, и предприятию придется выплатить не только проценты, но и сумму основного долга.

Тогда может возникнуть кризис ликвидности, и предприятие войдет в соВнстояние тАЬтехнической неплатежеспособноститАЭ. Уже на этой ступени возможно обращение кредиторов в суд с целью признания факта банкротства.

Снижение прибыльности предприятия означает и снижение его цены. Цена предприятия - это приведенные к настоящему времени потоки выплат кредиторам и акционерам. Цена может упасть ниже суммы обязательств кредиторам. Это озВнначает, что акционерный капитал исчезает, значит наступает полное банкротство - банкротство акционеров. Правда, здесь возможны некоторые уточнения. В связи с падением прибыльности и соответствующим падением цены предприятия поВнследняя может упасть ниже ликвидационной стоимости активов. Тогда именно ликвидационная стоимость активов и будет рассматриваться в качестве цены предприятия, т. е. ликвидация предприятия становится выгоднее его эксплуатаВнции, и если ликвидационная стоимость предприятия меньше цены обязательств, то акционеры лишаются своего капитала, вложенного в это предприятие.

Таким образом, процесс, первым признаком которого является относительВнное снижение прибыльности (и именно относительным, так как один из критериев прибыльности - тАЬстоимость капиталатАЭ - зависит от изменения рыночных цен, креВндитных ресурсов, процентных ставок и др.), может привести предприятие к банВнкротству.

Падение прибыльности предприятия до уровня ниже стоимости его капитаВнла следует рассматривать как следствие проявления ряда факторов.

Исходя из сложившейся концепции теории экономического анализа, предВнставляется возможным разделить всю совокупность факторов платежеспособноВнсти на две группы:

- внутренние

- внешние. 

Банкротство предприятия и является результатом одновременного совместВнного негативного действия внешних и внутренних факторов, доля тАЬвкладатАЭ котоВнрых может былтАЭ различной. Так, по имеющимся оценкам, в развитых странах с устойчивой политической и экономической системой к банкротству на 1/3 причаВнстны внешние факторы и на 2/3 - внутренние. Внешние факторы могут быть межВндународными и национального характера.

Международные факторы складываются под влиянием причин общеэкоВнноВнмического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, соВнстояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой междунаВнродных банков), стабильности международной торговли, зависящей в свою очеВнредь от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создаВннии зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (увеличение доли рынка фирм-конкурентов за счет более высоких технологий или более дешевого труда).                                

К национальным факторам, оказывающим достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта, могут быть приВнчислены причины политического, экономико-демографического, психографиВнчеВнского (культурного) и научно-технического характера.

Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики гоВнсударства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимаВнтельской деятельности и принципах государственного регулирования экономики (запретительный или стимулирующий характер) к формам собственности (ее приВнватизация или национализация, принципах земельной политики), мерам по защиВнте прав потребителей и предпринимателей (защита конкуренции, ограничение монополизма и т. д.). Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.

Экономико-демографические факторы характеризуются размером и струкВнтурой потребностей, а при известных экономических предпосылках - платежеспоВнсобным спросом населения. К ним же можно отнести: уровень его доходов и наВнкоплений, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экоВнномического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развиВнтия, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкроВнтившегося предприятия.

Факторы психографического характера проявляются в привычках и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и в отрицательном отношении к другим.

Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии проВнизводства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных преВнимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отразитьВнся на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные изВндержки.

Однако наиболее сильным внешним фактором банкротства являются так наВнзываемые технологические разрывы - крупные научно-технические сдвиги (эвоВнлюции), при которых по оценкам специалистов в семи случаях из десяти прежние предприятия, лидеры в своей области на определенном рынке, становятВнся отВнстающими.

Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяюВнщие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:

тАФ конкурентная среда и позиция предприятия;

тАФ принципы деятельности;

тАФ ресурсы и их использование;

тАФ применяемые маркетинговые стратегии и политики;

тАФ качество и уровень финансового менеджмента.

Эти группы в свою очередь включают, по-видимому, десятки, если не сотни конкретных, действующих на каждом предприятии избирательно, факторов. Если рассматривать их в некотором агрегированном виде, то следует отметить прежде всего, что в исследованиях наблюдаются два вида реакции предприятия на его кризисное или предкризисное состояние с соответствующими особыми наборами антикризисных мероприятий по различным тактикам. Так, тАЬзащитнаятАЭ тактика предусматривает резкое сокращение всех видов расходов, закрытие и распродажу подразделений, оборудования, сокращение определенных частей рыночных сегВнментов и сбыта продукции, распродажу продукции по сниженным ценам.

тАЬНаступательнаятАЭ тактика во время спада, напротив, предполагает активные действия, связанные, например, с такими мероприятиями, как модернизация обоВнрудования, внедрение новых технологий, повышение (снижение) цен, поиск ноВнвых рынков сбыта, реализация прогрессивной стратегической концепции маркеВнтинга.

Девяносто процентов различных неудач малых американских фирм связыВнвают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства и его несоотВнветствием изменившимся объективным условиям, злоупотреблениями, что ведет в целом к неэффективному управлению, к принятию ошибочных решений, невозВнможности приспособления к рыночным условиям.

Представляется, что неудачи предприятий - объектов данных исследований - также, несомненно, связаны с влиянием перечисленных факторов.

Другим важным фактором возможной неудачи предприятия являются чрезВнмерные издержки производства продукции из-за значительной доли непроизводиВнтельных затрат. Пути сокращения их достаточно подробно исследованы в эконоВнмической литературе и известны практикам: сокращение устаревших и излишних производственных мощностей, удешевление технологических процессов, их инВнтенсификация, устранение брака, потерь от нерационального использования раВнбочего времени, сокращение управленческих расходов за счет рационализации организационной и производственной структур, продажа и ликвидация убыточВнных производств, освоение производства высокорентабельной продукции и др. С этими мероприятиями зачастую связывают и повышение конкурентоспособности продукции предприятия. Однако здесь необходимо учитыВнвать и конъюнктурные процессы, происходящие на рынке (колебания цен, валютВнных курсов).

В литературных источниках последних лет отмечается, что весьма эффекВнтивным является участие предприятия в рациональном разделении труда, в частВнности субподрядным способом производства на основе договорных отношений по отдельным изделиям или комплектующим на мелких и средних фирмах, а также создание так называемых рисковых предприятий, способных быстрее внедрять и отрабатывать новые технологии, реагировать на изменения требований рынка.

Эффективной хозяйственной деятельности в значительной степени способВнствует обоснованная система маркетинговых мероприятий и методов стратегичеВнского планирования, учитывающих рыночную ситуацию и активно влияющих на нее. С этим тесно связаны реализация функций и задач финансового менеджВнмента, опыт коммерческой работы, знание правовых вопросов. Нередко вследстВнвие некорректного финансового планирования, прогнозирования сроков и объеВнмов поступления доходов и осуществления платежей, предприятие оказывается неплатежеспособным.

Для российских предприятий представляется весьма сложным выделить приоритетность всех отмеченных факторов. И все-таки в настоящее время, даже с учетом низкой деловой активности, на финансовое состояние предприятий в большей степени воздействуют внешние факторы (в отличие от западных фирм, где на них приходится 1/3). Из них главный фактор - политическая, экономичеВнская и финансовая нестабильность, вызывает неуверенность предпринимателей в успешности (и даже, по-видимому, возможности) деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обесВнпечения, сбыта продукции.

К этой приоритетной группе факторов следует, разумеется, отнести и высоВнкие темпы инфляции в России. Несмотря на некоторое замедление ее темпов в поВнследнее время, постоянные инфляционные ожидания отнюдь не способствуют реализации предприятиями своих стратегических целей. Сопряженные с недостаВнточно гибкой, а зачастую попросту разорительной, особенно для диверсифициВнрующихся предприятий, налоговой системой государства, кредитной политикой, высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производВнства, а его сокращение. Высокие цены, назначаемые предприятиями на свою проВндукцию, зачастую имеют причиной не столько необоснованную ценовую политиВнку этих предприятий, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведет в свою очередь к падению конкурентоспособности товаров и снижению поВнтребиВнтельского спроса.

Последствия негативного воздействия тех или иных факторов можно предВнвидеть, а значит своевременно принять соответствующие меры к их устранению или ослаблению, если постоянно отслеживать признаки возможного ухудшения финансового состояния предприятия. Эти признаки, разумеется, не имеют абсоВнлютной силы и должны рассматриваться в совокупности с другими показателями хозяйственной деятельности. Они являются поводом к тщательному исследоваВннию финансового состояния как со стороны руководителей и акционеров, так и заказчиков и кредиторов. Источником информации для подобной диагностики может служить официальная бухгалтерская отчетность, особенно если ее сопостаВнвить с данными за несколько отчетных периодов.

Одним из явных настораживающих признаков ухудшения финансовой соВнстоятельности могут быть изменения в статьях баланса как со стороны пассива, так и актива, увеличение или уменьшение балансовых сумм, вообще резкие измеВннения в структуре баланса.

Например, безусловно отрицательным признаком является уменьшение деВннежных средств на расчетных счетах предприятия. Однако и резкое увеличение денежных средств также свидетельствует о неблагоприятных тенденциях, так как может указывать на неэффективную инвестиционную программу предприятия.

Тревожным признаком является повышение относительной доли дебиторВнской задолженности в активах предприятия, т. е. долгов покупателей, увеличение сроков этой задолженности. Это означает, что либо предприятие проводит нераВнзумную политику коммерческого кредита по отношению к своим заказчикам, либо сами заказчики неплатежеспособны. Разумеется, можно предположить, что рост задолженности потребителей продукции является результатом новой маркеВнтинговой стратегии предприятия и обеспечит в будущем дополнительные доходы. Однако, следует иметь в виду, что и обратная тенденция отражает негативные моменты взаимодействия предприятия со своими потребителями. Дебиторская задолженность может резко упасть по причинам резкого вынужденного сокращеВнния продаж в кредит или ускоренного расчета потребителей со своими долгами, чтобы выйти из дела. За внешними изменениями статей дебиторской задолженноВнсти может скрываться неблагоприятная концентрация продаж на слишком малом числе покупателей, банкротство заказчиков или сокращение рынка, вынуждаюВнщие предприятие идти на все большие уступки своим потребителям и т. д.

Для оценки тенденций симптоматичным признаком являются данные о заВнпасах сырья и материалов, готовой продукции, связывании средств в незавершенВнном производстве. И в этом случае обращает на себя внимание не только резкое увеличение запасов, которое нередко означает затоваривание, но и резкое их сниВнжение, свидетельствующее, как правило, о сбоях, неритмичности и неравномерВнности производства и снабжения, имеющие следствием невыполнение обязаВнтельств по взаимным поставкам.

Наиболее контролируемым параметром платежеспособности являются тенВнденции в изменении показателей ликвидности предприятия, т. е. способности выВнполнить все свои текущие обязательства. Поводом для дополнительного, более углубленного анализа и оперативного принятия соответствующих антикризисных мер должно быть не только снижение показателей ликвидности, но и их резкое повышение.

Со стороны пассива баланса симптомами неплатежеспособности могут быть увеличение задолженности предприятия своим поставщикам и кредиторам, явная замена дебиторской задолженности кредиторской. Более подробный анализ моВнжет выявить неблагоприятное изменение кредитной политики по отношению к предприятию со стороны отдельных кредиторов и поставщиков. Разумеется, треВнвожным признаком должно быть увеличение задолженности работающим по выВнплатам заработной платы, акционерам, финансовым органам.

Статьи отчетов о финансовых результатах и их использовании также являВнются носителями предупредительных сигналов. В первую очередь здесь обраВнщают внимание на резкие изменения в ту или иную сторону объема продаж. Так, резкий их рост может быть следствием не только новой маркетинговой стратегии, но и увеличения объема долговых обязательств, уменьшения имеющихся в распоВнряжении денежных средств. Безусловно, настораживающим признаком грядущего кризиса может быть увеличение накладных расходов и снижение прибыли, осоВнбенно, если их изменения сопоставить с изменениями объема продаж.

2.2. Основные черты экономического механизма возникновения кризисного состояния производственной системы

Одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления явВнляется постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы с целью ранВннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса. Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: тАЬЧто деВнлать?тАЭ На всех последующих этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном тАЬулавливаниитАЭ сигналов, свидеВнтельствующих о возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного стаВнтуса. Для этого необходимо построить систему, позволяющую сочетать количестВнвенный и качественный анализ тАЬсигналовтАЭ об угрозе приближения кризисного соВнстояния, т. е. существенного снижения конкурентного статуса фирмы. В качестве основы такой системы может быть принят анализ возможностей, ресурсов и рисВнков, так называемый SWOT-анализ (Strength - сила; Weakness - слабость; OpportuВнnity - возможности; Threat - угрозы).

Целью этого анализа является выявление совокупного влияния на конкуВнрентный статус фирмы сильных и слабых сторон фирмы по отношению к внешВнней среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы, открываемых внешней средой; степени и характера угроз выполнению миссии фирмы со стоВнроны внешней среды. Назовем их факторами состояния фирмы.

В процессе анализа необходимо определить тАЬканалы связейтАЭ, возникающие между агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами соВнстояния фирмы и моментом наступления кризисного состояния (несостоятельноВнсти, банкротства) фирмы, - с другой. Именно по этим каналам поВнступают сигналы о неблагополучных тенденциях, возникающих во внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы - вначале слабые - по мере накопления информации постеВнпенно усиливаются, позволяя руководству фирмы заблаговреВнменно принимать меры по предотвращению кризисных состояний.

При этом следует исходить из существа процесса возникновения кризисВнного состояния, представляющего собой одну из разновидностей экономического механизма.

Под экономическим механизмом принято понимать цепь последовательных взаимосвязанных экономических явлений. Как и всякий экономический мехаВннизм, механизм возникновения кризисного состояния тАЬзапускаетсятАЭ субъектами, иниВнциирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых эконоВнмических явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает заВнвершающее явление тАФ кризисное состояние.

В качестве исходных могут выступать многочисленные и разнообразные по характеру и силе первоначального импульса экономические явления, которые инициируются агентами как внешней, так и внутренней среды. Графически дейстВнвие этого механизма показано на схеме 2.1. Схема справедлива для производстВнвенной системы (ПС) любого уровня тАФ от семейного хозяйства, фирмы до комВнплексной единицы или отрасли национальной экономики.

Субъекты,

инициирующие

исходные

явления

Факторы

состояния

фирмы

Исходные

явления

Процесс

Завершающее

явление

Агенты

внешней

среды

Возможности

Угрозы

Агенты

внутренней

среды

Сила

Слабость

Схема 2.1. Схема действия механизма возникновения кризисного состояния фирмы

- экономическое явление, способствующее возникновению кризисного состояния за счет ослабления соответствующего фактора.

- экономическое явление, способствующее возникновению кризисного состояния за счет усиления соответствующего фактора.

Диаметр кружка характеризует интенсивность воздействия данного экономического явлеВнния на завершающее

Глубина кризисного состояния и продолжительность периода, в течение коВнторого оно наступает, зависит от:

тАФ соотношения количества и силы исходных экономических явлений;

тАФ числа и степени влияния агентов внешней и внутренней среды;

тАФ интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических явлений;

тАФ соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору соВнстояния фирмы;

тАФ значимости каждого фактора состояния фирмы конкретно для данной фирмы и данной отрасли национальной экономики.

Существо механизма возникновения кризисного состояния наводит на мысль о том, что каждое последующее экономическое явление в цепочке, обраВнзуемой тем или иным каналом связи, дает, как правило, сигнал большей силы и той же направленности, что и предыдущее. Тем не менее, такая простая зависиВнмость вряд ли отражает существенно более сложные и противоречивые процессы, происходящие в реальной жизни. Поэтому необходимо постоянное слежение за цепочкой, инициированной тем или иным исходным экономическим явлением, что позволит своевременно обнаружить характер воздействия исходного явления на завершающее.

Наблюдения показывают, что тАЬканалы связитАЭ существенно сложнее, чем изображенные на схеме 2.1. Сложность состоит во взаимной зависимости промеВнжуточных экономических явлений, принадлежащих не только цепочке от данного исходного явления к завершающему, но и цепочкам, инициируемым другими исВнходными явлениями.

Можно представить себе подобные каналы в виде сетей, в которых возниВнкает множество путей от исходных экономических явлений к завершающему. Причем каждый из этих путей будет обладать разной интенсивностью воздейстВнвия на завершающее явление.

Поэтому целью антикризисного управления является разработка и перВнвоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию.

Здесь следует обратить внимание на еще одно принципиально важное обВнстоятельство: сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как праВнвило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновеВннии неблагополучных тенденций.

Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для коВнренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.

Схема 2.2. Интенсивность нарастания кризисных явлений

[t0, t1]  - область стратегических решений по предотвращению кризисного состояния;

[t1, t2] - область чрезвычайных тактических решений по недопущению кризисного соВнстояния;

[t2, t3] - область тактических решений по недопущению кризисного состояния;

t0 - момент выбора миссии фирмы.

Графически сочетание стратегического и тактического подхода к антикриВнзисному управлению может быть представлено в виде областей предотвращения, недопущения и выхода из кризиса (схема 2.2). Как видно из схемы, в области [t0, t1] интенсивность нарастания кризисных явлений мала, что может вызвать неадекВнватную реакцию руководства ПС на слабые сигналы о возникновении неблагопоВнлучных тенденций во внешней и внутренней среде фирмы. Иначе говоря, на эти сигналы просто не обратят внимания, мотивируя это необходимостью решения важнейших сиюминутных задач по выполнению миссии фирмы. Недостаточное внимание к слабым сигналам, поступающим на этой стадии, может вызвать тяжеВнлые стратегически важные последствия для фирмы.

В области [t1, t2] происходит кумулятивное нарастание интенсивности отриВнцательных воздействий, ведущих к быстрому банкротству фирмы.

В области [t2, t3] обнаружено фактическое кризисное состояние, в которое попала фирма. Этот вывод сделан на основе анализа очередного баланса фирмы, фиксирующего состояние несостоятельности (банкротства) фирмы.

Реальное воплощение описанного процесса возможно лишь при организаВнции постоянного наблюдения за факторами состояния фирмы и сетями, характеВнризующими тАЬканалы связитАЭ между исходными и завершающим экономическими явлениями в механизме возникновения кризисного состояния. Задачей подобного наблюдения является нахождение наиболее характерных тАЬточектАЭ, то есть значеВнний тех или иных показателей, количественно характеризующих определенный сигнал о состоянии фирмы, ее конкурентном статусе в данный момент времени. Поскольку конкурентный статус фирмы характеризует совокупное влияние на уровень конкурентного преимущества условий, формируемых детерминантами тАЬнационального ромбатАЭ и стратегическим потенциалом фирмы, точки наблюдения должны отражать именно эти две сферы влияния. Эти точки могут быть инфорВнмационными объектами бухгалтерского учета, учета производственных затрат (контроллинг), оперативного учета различных аспектов деятельности фирмы, анаВнлитических обзоров и других материалов, позволяющих оценить состояние фирмы.

Прежде чем найти показатели, оценивающие состояние фирмы, нужно конВнкретизировать содержание тАЬсигналовтАЭ, подвергаемых оценке.

2.3. Место антикризисного управления в экономической стратегии фирмы

Экономическая стратегия фирмы складывается из ряда элементов, важнейВншим из которых, обобщающим практически все разделы стратегической проВнграммы технического и социального развития фирмы, является стратегия предотВнвращения несостоятельности (банкротства) фирмы. Взаимопереплетение элеменВнтов экономической стратегии не позволяет достаточно строго элиминировать стратегию антикризисного управления из экономической стратегии, придать анВнтикризисному управлению особые, только ему присущие черты. Вся экономичеВнская стратегия в совокупности должна носить опережающий, предотвращающий характер. И товарная, и ценовая, и стратегия снижения производственных издерВнжек, и стратегия поведения фирмы на рынке ценных бумаг, как и все другие элеВнменты экономической стратегии, должны быть нацелены на предотвращение неВнсостоятельности за счет постоянного поддержания высокого уровня конкурентВнного преимущества фирмы.

Тем не менее могут и должны быть определены особые, специфические правила и приемы, применяемые в управлении фирмой, непосредственно направВнленные на выполнение функции предотвращения банкротства.

В западной литературе по менеджменту основное внимание уделяется опиВнсанию решений по выходу из практических кризисных ситуаций и практически отсутствуют алгоритмы (методы) поведения фирмы в кризисном положении. Один из крупнейших западных теоретиков стратегического управления И. АнВнсофф в своей книге тАЬСтратегическое управлениетАЭ предложил ряд моделей, харакВнтеризующих поведение фирмы в кризисной ситуации. Эти модели отражают три варианта управления фирмой в кризисной ситуации.

Когда некоторые неожиданные факторы лишь начинают влиять на фирму, их воздействие обычно остается скрытым в рамках нормальных колебаний в реВнзультате экономической деятельности. Таким образом, если возможная перемена не будет выявлена при помощи специального прогноза, первоначальной реакцией на нее станут меры (снижение затрат, повышение производительности труда, соВнвершенствование производства, активизация сбыта), которые в прошлом помоВнгали фирме корректировать периодические ухудшения ее экономических показаВнтелей.

Когда меры, которые в прошлом были успешными, все чаще оказываются недейственными, становится очевидно, что фирма столкнулась с новой проблеВнмой. Момент, когда накопивВншиеся данные свидетельствуют с высокой степенью достоверности о том, что ухудшение результатов деятельности фирмы стало неВнобратимым и необходимо принять специальные контрмеры назовем моментом начала рационального действия. Обычно небольшие и возглавляемые молодыми энергичными руководителями фирмы не занимаются изучением внешнего окруВнжения или прогнозированием. Однако они быстро учатся на неудачах обычных видов реакции и способны быстро сократить потери. Такой тип управления назыВнвается активным управлением. Как только данные показывают, что нарастающее снижение прибыли не может быть следстВнвием нормальных колебаний, тотчас же со стороны управления следуют ответные действия. Таким образом управление реагирует в момент начала рационального действия ТD.

К моменту Т прекращения воздействия угрозы фирма терпит суммарный убыток от основной деятельности О, измеряемый площадью под верхней кривой, а также убыток С в размере затрат на прекращение убытка от основной деятельВнности. Таким образом, общие потери составят: LT = О + С.

Задача стратегической реакции состоит в том, чтобы свести к минимуму поВнтери LT и по возможности обратить их в прибыль. Во многих других случаях, в особенности - в крупных тАЬстарыхтАЭ фирмах, имеющих многолетний опыт успешВнной деятельности, убедительных данных нередко оказывается недостаточно для того, чтобы с их стороны последовала быстрая реакция. В подобных случаях наВнчало реакции запаздывает по отношению к моменту рационального начала дейстВнвия ТD на отрезок времени Тd. Такое управление в кризисной ситуации называется реактивным.

Все большее число фирм применяет неэкстраполятивное прогнозирование развития технологии, структурное экономическое прогнозирование, сценарии и т. д., непосредственно направленные на выявление возможных изменений, возниВнкающих в связи с дискретными отклонениями стратегического характера. ПолуВнченные таким образом прогнозы представляют собой информацию, которая в принципе дает возможность предпринять упреждающие меры до события. ДостаВнточно отдаленный горизонт прогнозов позволяет фирме завершить ответное дейВнствие до того, как возможная угроза успеет нанести ей сколько-нибудь ощутимый ущерб.

Подобный тип поведения называется плановым управлением. Момент наВнчала рационального действия TD находится в пределах гоВнризонта прогнозироваВнния. Реакция фирмы должна начинаться сразу же, как только прогноз определенВнно укажет на появление угрозы. Запаздывание в реакВнции системы при плановом управлении имеет меньшую величину, чем в остальВнных случаях. Механизмы заВндержки способны свести на нет потенциальные преВнимущеВнства прогнозирования. Ущерб, который при этом будет нанесен фирме, заВнвисит от соотношения между тремя факторами: горизонтом прогнозирования TD, задержВнкой вследствие медлиВнтельности Td и временем TR, которое потребуется фирме, чтобы отреагировать на возможную угрозу.

1. Ситуация будет оптимальной, если задержка Td находится под контроВнлем, так что остается достаточно времени для того, чтобы отреагировать на возВнможВнную угрозу прежде, чем начнется ее воздействие. При этом, с одной стороны, реВнакция не будет преждевременной и, с другой стороны, единственным видом изВндержек для фирмы будет стоимость реакции. Этот случай можно описать при поВнмощи уравнения:

Td = TD - TR.

2. Если реакция начинается прежде, чем начнет проявляться действие угВнрозы, но слишком поздно для того, чтобы реакция была завершена до начала этого воздействия, издержки будут выше, поскольку они будут включать стоиВнмость реакции и убытки от основной деятельности. Уравнение в этом случае приВнмет вид:

Td > TD - TR.

3. Если продолжительность задержки вследствие медлительности Td чрезВнмерна (Td > TD), преимущества, создаваемые прогнозированием, большей частью сводятся на нет, и реакция становится либо реактивной, либо активной.

4. Наконец, может получиться так, что продолжительность реакции TR выйВндет за горизонт прогнозирования TD:

TR > TD.

В этом случае реакция не завершится до начала воздействия угрозы, даже если будет устранена задержка вследствие медлительности Td.

Стремясь обеспечить своевременную реакцию на дискретное отклонение при минимальных издержках, руководители фирм в определенных пределах моВнгут регулировать все три определяющих фактора: горизонт прогнозирования TR, продолжительность реакции TR и задержку вследствие медлительности Td.

Таким образом, чтобы не потерять преимущества, создаваемые прогнозироВнванием, необходимо не только совершенствовать прогнозирование, но одновреВнменно повышать готовность руководителей учитывать долгосрочные прогнозы, несмотря на их определенную расплывчатость и неполноту.

Кризисная ситуация требует применения чрезвычайных и нестандартных мер. Эти чрезвычайные меры нужно разделить на 2 категории:

1. Меры, составляющие первую категорию, принимают с тем, чтобы приВнвести деятельность фирмы в соответствие с дискретными изменениями в ее отноВншениях с внешним окружением, в ее внутренней динамике и ее системе ценноВнстей. Такими мерами, изменяющими лицо фирмы и в перспективе способствуюВнщими внедрению в практику нового тАЬобраза жизнитАЭ, являются проникновение фирмы в новые сферы бизнеса, отказ от текущей предметно-производственной специализации фирмы, ее существенная реорганизация и внедрение систем страВнтегического планирования. Эти действия называются стратегическими  мерами.

2. Меры, составляющие вторую категорию, не приводят к изменению приВнвычных отношений. Тем не менее они достаточно радикальны: проведение неВнобычно широких кампаний по стимулированию сбыта, резкое снижение цен для оживления ослабевшего спроса, крупномасштабное списание основного капитала, ликвидация больших запасов устаревших товаров, замена устаревшего оборудоВнвания, ограничение найма рабочей силы, приостановка программ повышения кваВнлификации руководящих кадров, сокращение расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Эти действия называются чрезвычайными оперативными  мерами.

Реакция, имеющая целью избежать стратегических мер, типична для реакВнтивного управления. В ее основе лежит предположение о том, что трудность можно преодолеть при помощи привычных, хотя и радикальных, опеВнративных контрмер. В ходе такой реакции последовательно опробуется ряд мер, начиная с тех, которые оказывались успешными в прошлом. Фирма, управление в которой имеет реактивный характер, обращается к стратегическим мерам лишь в том слуВнчае, если она продолжает терпеть убытки, несмотря на оперативные меры и реВнжим экономии. К этому моменту уже много времени упущено, накапливаются значительные убытки и фирма несет чрезвычайные расходы. Первоначальная реВнакция на оперативные меры является также характерной чертой активного управВнления. Фирма все еще не расположена и не готова к непривычным стратегическим угрозам, однако вместо того, чтобы прибегать к последовательВнному ряду ответВнных мер, она анализирует имеющиеся данные, выбирает и осущеВнствляет комбиВннацию контрмер, которая представляется ей оптимальной. Когда же выясняется их безрезультатность, фирма решительно переходит к стратегическим мерам. Следующая модель относительно редко встречающегося повеВндения, характерна для фирм с плановым управлением. Экстраполятивное проВнгнозирование здесь доВнполняется изучением внешнего окружения с целью выявлеВнния возможных измеВннений. В ходе первоначального диагностического анализа рассматриваются возВнможности одновременного применения оперативных и страВнтегических мер. ОргаВннизация этого типа способна осуществлять и те и другие меры параллельно.

Питер Драккер - известный во всем мире специалист по управленческому консультированию, - предлагает свой вариант антикризисного управления. ОсВннова этого варианта - управление, нацеленное на результаты. Драккер выделяет 3 экономические задачи антикризисного управления:

1) существующий бизнес должен стать эффективным;

2) его потенциал должен быть определен и реализован;

3) его следует превратить в другой бизнес, отвечающий изменяющимся заВндачам будущего.

Эти задачи накладываются друг на друга. Они требуют унифицированной стратегии. Для решения любой из указанных задач, не говоря уже о трех, взятых вместе, необходимо понимание подлинных реальностей бизнеса как экономичеВнской системы, ее возможностей в сфере экономики и связей между имеющимися ресурсами и возможными результатами.

Основой антикризисного управления у Драккера является всесторонняя оценка бизнеса. Рассмотрению и анализу подвергаются следующие тАЬобласти реВнзультатовтАЭ:

1. Изделия и серии изделий (или услуги).

2. Рынки (потребители, конкуренты и каналы сбыта).

3. Соотношение вклада тАЬобластей результатовтАЭ в части доходов и долей расходов, которые они вызывают.

4. Позиция руководства и перспективы каждой тАЬобласти результатовтАЭ.

5. Выделение каждой области основных ресурсов.

6. Предварительный диагноз тАЬобластей результатовтАЭ.

Основной анализ бизнеса начинается с исследования бизнеса в его тепеВнрешнем состоянии, т. е. в том состоянии, в котором он дошел до исследователя, будучи подвергнутым влиянию всех тех решений, действий и результатов, проВнисшедших в прошлом. Необходимо видеть сам скелет, суть, т. е. экономическую структуру.

Крупнейший западный теоретик в области конкуренции М. Портер выдеВнляет следующие способы конкурентной борьбы, которые могут быть применимы в антикризисном управлении. Первый способ - более низкие издержки. Второй способ - дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими заВнтратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль.

Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки дает большую прибыль.

Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается, можно объединить в понятие типовых стратегий. Самая большая стратегическая ошибка - использовать все конкурентные стратегии одновременно. Это верный путь к стратегической посредственности и плохим показателям, поВнтому что фирма, пытающаяся использовать все стратегии одновременно, не смоВнжет как следует использовать ни одну из них из-за их тАЬвстроенныхтАЭ противореВнчий.

Для проведения антикризисных мероприятий необходимо оценить настояВнщее состояние бизнеса и его будущие перспективы.

Заключение

Нынешнее состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами быстро построить процветаюВнщую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса.

Ситуация в российской экономике по-своему уникальна и не имеет аналогов ни с прошлой деятельностью отечественных предприятий, ни с зарубежной пракВнтикой. Но есть ли реальный выход из создавшегося тупика?

Думаю, да. Но преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у госуВндарства.

На первом этапе важно выправить наиболее острые диспропорции в эконоВнмике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:

  1. антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребноВнстей населения;
  2. антикризисную поддержку приоритетных производств;
  3. обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом стратегических товаров.

По мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеВнличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это поВнзволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентаВнцией на конкурентные отношения.

Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к осущеВнствлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. ПоВндобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры возВндействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.

Список использованной литературы
  1. Богачев В.Ф. и др. "Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. - СПб.: Издательский дом "Коврус", 1996. - 352с.
  2. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/              Базаров Г. З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. -         М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996. - 469с.
  3. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб.: "Специальная литература", 1996. - 511с.
  4. Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.

1 "Пустыня Тартари" - фильм известного итальянского режиссера В. Дзурлини, рисующий быт и нравы гарнизона крепости, постоянно ожидающего нашествия врага.

Вместе с этим смотрят:

Балансовая модель
Банковский менеджмент
Банкротство и пути выхода
Борьба интересов