Инвестиционная политика

ИНВЕСТИЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория ВлинвестицииВ» выступает обобщающим макроэкономичеВнским показателем.

В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции - это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудоваВнние, недвижимость и т.д.), близкие к термину Влкапитальные вложенияВ». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".

2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

Целевое использование финансовых инвестиций не детерминировано, они могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг; Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличается от прямых инвестиций в производство.

В рыночной экономике непосредственными факторами, определяюВнщими инвестиции, являются: а) ожидаемая норма чистой прибыли и б) реальная ставка процента. Предприниматели приобретают средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные закупки будут прибыльными. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку процента, то инвестирование будет прибыльным.

,'Есть и другие факторы, которые влияют на инвестиции: издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования; налоги на предпринимателя; технологические изменения; наличный основной капиВнтал; ожидания. Ожидания предпринимателей могут базироваться на раз-

409

работанных прогнозах будущих условий предпринимательства. Такие неопределенные и труднопредсказуемые факторы, как изменения во внутреннем политическом климате, осложнения в международной обстаВнновке, рост населения, условия на фондовой бирже и т.д., должны приВнниматься во внимание на субъективной и интуитивной основе.

^Длительные сроки службы основного капитала, нерегулярность крупВнных нововведений, изменчивая природа прибыли и непостоянство ожиВнданий определяют нестабильность расходов на инвестиции. Проблемы инвестиций в экономической теории и в российской практике во многом взаимосвязаны с таким макроэкономическим явлением, как инфляция.

Основные подходы правительства к оживлению инвестиционного процесса основаны на необходимости снижения инфляции. Расчеты праВнвительственных экспертов показывают, что при среднемесячных темпах инфляции в 5-6% и положительном значении реальной процентной ставВнки для банков и заемщиков становятся выгодными кредиты по объектам со сроком окупаемости в полгода. Более низкие темпы инфляции могут существенно расширить границы выгодного инвестиционного кредитоваВнния и создать условия для более активных вложений в экономику.

На инвестиционную активность оказывают влияние проблема неплаВнтежей и монополизм.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства. Инвестиции - то, что ВлоткладываютВ» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем.

I Кроме того, часть инвестиций направляется на прирост непроизводВнственных основных фондов в сфере образования, здравоохранения и т.д. Немалое значение имеют для общества инвестиции в форме резервов страны на случай непредвиденных обстоятельств.

О значении инвестиций для развития экономики страны можно судить по мультипликатору инвестиций Кейнса. Мультипликатор инвестиций -коэффициент,    характеризующий   связь   между   увеличением (уменьшением)   инвестиций   и   изменением   величины   дохода (производства). Суть его состоит в том, что сокращение инвестиций уменьшает доход (производство) в большей мере, чем сокращаются инВнвестиции; увеличение инвестиций увеличивает доход (производство) в большей степени, чем увеличиваются инвестиции. Происходит это потоВнму, что под влиянием первичных инвестиций возникает лавинообразный рост вторичного производства и потребления в сферах, смежных с той, в которой сделаны инвестиции.

'Необходимым условием возобновления экономического роста в РосВнсии является наращивание объема инвестиций. Между тем в период с начала реформ и по настоящее время идет неуклонный процесс снижеВнния объема капитальных вложений. В 1995 г. объем инвестиций составил

410

31% к уровню 1990 г. В 1996 г. инвестиции в основной капитал составили 370 трлн руб., или 16,4% к ВВП, сократились по сравнению с 1995 г. на 18%.

В 1997 г. сохранилась тенденция к снижению инвестиционной активВнности. Общий объем инвестиций в основной капитал в действовавших ценах составил за 1997 г. 408,8 трлн руб., или в сопоставимых ценах 95% к уровню 1996 г. (за 1996 г. - 81,9%). Таким образом, темп спада обВнщих объемов инвестиций уменьшился более чем в три раза.1

Расчеты показывают, что для развертывания структурной перестройВнки и доведения темпов экономического роста до намеченных показателей за 4 года действия программы общий объем инвестиций в реальный секВнтор экономики должен быть увеличен до 500 трлн руб. в год ((в ценах 1996 г.), или примерно в 1,4 раза по сравнению с 1996 г. Прирост объема капитальных вложений, таким образом, должен составить 150-170 трлн руб. (30-35 млрд долл).

'Важной макроэкономической проблемой является установление опВнтимальной доли валового накопления в ВВП. Дело в том, что структура используемого валового внутреннего продукта включает: расходы на коВннечное потребление домашних хозяйств, расходы на конечное потреблеВнние органов государственного управления, валовое накопление, чистый экспорт товаров и услуг. Казалось бы, для ускорения экономического росВнта необходимо увеличение накопления. Но увеличение фонда накоплеВнния сверх определенного уровня неизбежно ведет к задержке решения социальных проблем, в конечном счете к замедлению развития произВнводства. До определенного предела повышение накопления ведет к усВнкорению развития экономики, после чего наступает его обратное влияние на развитие производства: эффективность снижается, что является следствием закона убывающей доходности - на определенном этапе каВнждая дополнительная порция капиталовложений должна приносить меньший эффект, чем предыдущая. В такой интерпретации закон убыВнвающей доходности справедлив только для данного времени и фиксироВнванного инновационного потенциала.

России в настоящее время такая экономическая закономерность не грозит^. Поэтому поставлена задача добиться повышения доли валового накопления в ВВП с 24% в настоящее время до 27-29% к концу 2000 г. при сохранении тенденции к увеличению доли расходов на конечное поВнтребление.

Выделяются две основные группы источников осуществления инвеВнстиционного процесса: внутренние и внешние, причем инвестиционные источники подразделяются на уровне предприятия, региона и страны.

Существенные изменения претерпела за последние годы структура финансирования капитальных вложений. Роль собственных средств предприятий возросла незначительно, в то же время произошло резкое

411

снижение финансирования капитальных вложении из бюджетов всех уровней. Оценки столь резкого поворота государственной инвестиционВнной политики весьма расходятся, но все же нельзя расценивать ее безВнусловно положительно, как нельзя рассчитывать и на то, что собственВнные средства предприятий в состоянии стать источником инвестиционВнного подъема, на что делается расчет правительства. За последние гоВнды изменяется структура капитальных вложений по источникам финансиВнрования, прежде всего в результате институциональных преобразоваВнний, децентрализации инвестиционных процессов, жестких бюджетных ограничений.

У России имеются мощные источники доходов, которые могут быть направлены на инвестиции. Во-первых, это огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств. По данным Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, стоимость разведанных и предварительно оцененных запасов минерального сырья в России на 1994 г. составляла порядка 28 трлн долл., или ВВП России за 20 лет. Доля России в мировой добыче составВнляет по углю, нефти и газу от 10 до 30%, по металлам - 10-15%. В расчеВнте на душу населения ресурсный потенциал России в 2- 2,5 раза превыВншает ресурсный потенциал США, в 6 - Германии, в 18-20 - Японии. ОгроВнмен потенциал сельскохозяйственных и городских территорий. Он измеВнряется цифрой порядка 22 трлн долл. Это позволяет только от аренды городских территорий ежегодно получать порядка 50 трлн руб. в год.

Во-вторых, основные фонды предприятий, находящихся в федеральВнной собственности, приватизация которых возможна или обязательна. По предварительным оценкам их стоимость составляет порядка 350-380 трлн руб. Это позволяет на этапе денежной приватизации получить 40-50 трлн руб. дохода в год. Сюда же следует отнести и имущество (движимое и недвижимое), находящееся в частной собственности граждан. При этом, естественно, речь идет о стоимости сверх некоторого гарантироВнванного государством социального имущественного уровня__ По экспертВнным оценкам, эта величина составляет сегодня порядка 27-35 трлн руб., что позволяет даже при низкой 2%-ной ставке получать в казну дополниВнтельно 5-8 трлн руб. дохода. Можно ожидать, что этот вид дохода будет возрастать и со временем может стать одним из ведущих источников бюджетных доходов.

реальной возможностью для государства увеличить свои финансоВнвые ресурсы являются доходы от приватизации, активизация рынка неВндвижимости и, в частности, введение в рыночный оборот земельных участков. Следует подчеркнуть, что проблема заключается не только в том, чтобы найти средства для государственных инвестиций, но и в том, чтобы сделать их работающими, эффективными, приносящими доход. Общим направлением стимулирования инвестиций предприятий явля-

412

ются сближение доходности средств, вкладываемых в производство, с доходностью от их использования в Других сферах и повышение надежВнности инвестиций.

Одним из мощных стимулов к привлечению внебюджетных инвестиВнционных ресурсов для реализации государственных программ промышВнленного развития является использование определенной части незадейВнствованной в хозяйственном обороте государственной собственности. Речь идет о замороженных объектах, неэксплуатируемых месторождениВнях полезных ископаемых, неиспользуемых земельных и лесных угодиях и т.п. Большинство из них весьма привлекательны как для отечественных, так и для западных инвесторов и являются тем стимулом, который может создать достаточный поток инвестиций в реализацию важнейших научно-технических и экологических программ по приоритетным направлениям научно-технического развития.

Продолжающиеся попытки финансировать такого рода программы за счет средств государственного бюджета вряд ли приведут к успеху: в отечественной экономике традиционно крайне низка эффективность расВнходования бюджетных средств. Хронический дефицит государственного бюджета и связанные с ним усилия по расширению доходной его части за счет "жесткого" налогообложения не делают привлекательным инвеВнстиционный климат. Поэтому одним из важнейших методов реализации приоритетных программ промышленной политики должно стать привлеВнчение средств частных инвесторов.

Решение проблемы привлечения средств как отечественных, так и зарубежных коммерческих структур лишь путем предоставления им налоВнговых кредитных, таможенных и других льгот представляется недостаВнточным и малоэффективным. Наиболее мощным стимулом, имеющимся у государства, является наличие достаточного количества объектов госуВндарственной собственности, которые могут выступать в качестве оплаты тАв за достижение заранее зафиксированных результатов по принятым приВноритетным государственным программам,! При этом все финансирование (и связанный с этим риск) по реализации мероприятий ложится на комВнмерческие структуры, а окончательный'расчет за авансирование ими каВнпитала производится государственными органами по достигнутому реВнзультату.

Для осуществления конкретных программ реализации промышленной политики необходимо создать ряд специализированных фондов их реаВнлизации по отдельным программам,. Эти специализированные фонды должны выполнять следующие функции: аккумулировать финансовые средства; реализовывать текущее финансирование программ; осуществВнлять трастовое управление как государственной собственностью, переВнданной для реализации программ, так и общим объемом льгот и префеВнренций, предоставляемых их участникам.

413

Именно такой подход и должен определить отношение к приватизаВнции неэксплуатируемой государственной собственности, что позволило бы существенно снизить нагрузку на государственный бюджет, обеспеВнчив необходимый поток финансирования важнейших программ развития России, с одновременным отвлечением "горячих" средств коммерческих структур с потребительского рынка и, следовательно, снижением инфляВнционного давления. В рамках задействованного программно-целевого подхода должна решаться и задача конверсии ВПК

Основным источником финансирования являются средства предприВнятий, прежде всего амортизационные фонды, общая величина которых оценивается ныне в 370 - 400 трлн руб. Из них на инвестиции используВнется примерно 35-40%. Еще 100-120 трлн руб. могут быть инвестированы из прибыли. Всего предприятия, таким образом, располагают инвестициВнонным потенциалом в 480-500 трлн руб. Инвестиционный потенциал наВнселения составляет свыше 100 трлн руб., сегодня он используется на 15-20%.

Если бы государство сумело создать условия для размещения этих средств на долгосрочной основе, проблему инвестиций можно было бы считать решенной. Но правительство намерено их привлечь к покрытию своих собственных чрезмерных расходов.

Средства населения могут быть привлечены в инвестиционных целях в производство через банки, эмиссию ценных бумаг, страховые и другие фонды при условии достаточного уровня доходности, доверия, развитом рынке ценных бумаг и высокой их ликвидности Серьезное воздействие на инвестиционную обстановку может оказать индивидуальное жилищВнное строительство, являющееся уже сегодня одной из "точек роста". Однако сегодня индивидуальное жилищное строительство работает в основном на 5-6% семей с высокими доходами, и его необходимо переВнориентировать на массового потребителя с широким использованием кредитов, средств государства и предприятий.

Всего, таким образом, внутренние источники обладают инвестиционВнным потенциалом примерно в 670-690 трлн руб., который используется на 50%.

Значительное воздействие на развитие экономики могут оказать иноВнстранные инвестиции. В 1995 г. они оценивались на уровне 1 млрд долл., за 3-4 года их объем можно довести до 10-12 млрд долл., или 50-60 трлн руб. Следовательно, из доступных ныне источников можно мобилизовать 450-470 трлн руб.

; В финансировании инвестиций в российскую экономику трудно переВноценить роль коммерческих банков. В этой связи следует отметить, что Россия никогда не согласится быть страной, которая развивает только сырьевые отрасли, поэтому в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов необходимо тесное взаимодействие государства и банковского

414

сектора в оказании поддержки тем секторам экономики, которые распоВнлагают высокими технологиями и имеют значительные конкурентные преимущества на мировых рынках.

.''Говоря о роли банков в финансировании инвестиций, надо исходить из того, что в настоящее время из общего кредитного портфеля коммерВнческие банки вкладывают в долгосрочные (свыше года) инвестиции только 5% средств. Вложения в новое производство и даже приобретеВнние акций приватизированных предприятий (за небольшим исключением - предприятия торговли, некоторые сырьевые и экспортные производстВнва) являются малоприбыльными и непривлекательными для банков,. К коммерческим банкам - крупнейшим потенциальным институциональным инвесторам - необходим дифференцированный подход. Для создания условий инвестирования наряду с освобождением банков от налогов на средства, используемые для инвестирования, целесообразно уменьшить размер резервных фондов с использованием высвобождающихся средств на инвестиции. Сокращению рисков банков будет способствово-вать развитие системы государственных гарантий.

При осуществлении банком инвестиционной деятельности наряду с обычными банковскими операциями неизбежно возникает возможность отдать предпочтение высокодоходным краткосрочным операциям. В этой связи необходимы всемерная поддержка существующих и содействие созданию новых инвестиционных банков и их филиалов. Безусловной поддержки заслуживают инвестиционные банки или банки развития, спеВнциализирующиеся на долгосрочном кредитовании капитальных вложеВнний. Их статус необходимо закрепить законодательным путем и подкреВнпить следующими финансовыми стимулами: существенным - не менее чем в два раза - снижением нормы обязательного резервирования в ЦенВнтральном банке и ставки налога на прибыль; бюджетным финансироваВннием части ссудного процента по выдаваемым ими кредитам; предоставВнлением преимущественного права открывать накопительные инвестициВнонные счета граждан и др.

Эти меры сделают долгосрочные кредиты выгодными как для банков, так и для заемщиков и выравняют условия деятельности специализироВнванных и многопрофильных банков. Для последних целесообразно устаВнновить обязательную норму долгосрочных вложений на уровне 10% всех предоставляемых займов. К таким вложениям наряду с кредитами на срок более одного года необходимо относить обязательную покупку комВнмерческими банками годовых государственных облигаций

['Необходимо усилить государственную поддержку частных инвесторов в рамках совместного финансирования.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую эконоВнмику во многом зависит от становления и развития российского рынка ценных бумаг, формирование которого началось в 1991 г. с принятием

415

постановления Правительства "Об утверждении положения об акционерВнных обществах" и утверждением им "Положения о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах в РiСР". Ключевой проблемой рынка ценных буВнмаг являются обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ российских предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами, капиталу.

При правильном формировании рынка ценных бумаг на новом этапе инвестиционной программы в страну могут вернуться средства, нелеВнгально вывезенные из России, которые в несколько раз превышают объВнем иностранных инвестиций Предпосылки оживления собственного фонВндового рынка в России вполне реальны, так как в марте 1995 г. две крупВнные банковские группы, контролирующие до 80% общих кредитных реВнсурсов финансовой системы России, предложили российскому правиВнтельству партнерство. Вполне реально, что совокупная мощность "инвестиционного потока", с которым будут работать объединившиеся банки, может достичь, по оценкам экспертов, примерно 86 млрд долл. Этого будет вполне достаточно, чтобы осуществить на некоторых наибоВнлее перспективных предприятиях инновации, необходимые для того, чтобы их акции заметно повысились, а "живые" деньги заработали на возрождение экономики страны

В настоящее время к числу основных проблем российского рынка ценных бумаг, ухудшающих инвестиционный климат, относятся: слабая защита прав акционеров; недостаточное развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг; проблемы налогообложения. Потенциальные инвесторы опасаются, что не будут обладать надежным правом собственности на приобретаемые ими в России акции. По инвестиционному климату на протяжении 1992-1995 гг. в рейтинге ВлEuromoneyВ» Россия устойчиво заВннимала 130-150-е место, начиная с 1996 г. Россия неуклонно повышает свой рейтинг: на 01.09.96 г. - 86-е место (1-е место - Люксембург). В связи с этим в комплексной Программе предлагаются меры по защите основВнных прав акционеров, включающие дальнейшее развитие нормативной базы и ряд организационных мероприятий (по ведению реестра акционеВнров, развитию саморегулирующихся организаций)

В настоящее время есть некоторые положительные тенденции, свяВнзанные с ходом накопления и развития фондового рынка. Рынок ГКО явВнляется важной статьей финансирования инвестиционных социальных программ. Общая капитализация рынка, определяемая суммарной велиВнчиной ценных бумаг, находящихся в обращении, исходя из их курсовой стоимости, выросла более чем в 100 раз.

Все большее влияние на рынке ценных бумаг завоевывается муниВнципальными облигациями, принято предложение о том, что налогооблоВнжение на муниципальные облигации должно быть таким же, как на госуВндарственные казначейские обязательства. Очень важным является

416

вопрос гарантий по ценным бумагам - гарантами выступают правительстВнво и муниципальные органы, имеется позитивный опыт, когда гарантами становятся акционерные общества.) Так, например, АО "ГАЗ" выступает гарантом получения квартир за счет использования средств от областноВнго нижегородского жилищного займа для долевых вложений в недостроВненные объекты.

Для улучшения механизма фондового рынка необходимо осущестВнвить следующие основные мероприятия: эмиссию ценных бумаг с уровВннем дивиденда, превышающим инфляцию; разработку методов стимулиВнрования конкуренции инвестиционных фондов, компаний и банков с цеВнлью большего вложения ими средств в акции приватизированных предВнприятий; развитие выпуска облигационных займов в целях финансироваВнния программ развития жилищного и муниципального строительства;

проведение инвестиционных конкурсов.

'тАв Важным источником инвестиций могут быть доходы от внешнеэконоВнмической деятельности, уровень которых сегодня из-за криминализации занижен в 1,5-3 раза. Другим источником является неучтенная прибыль банков (центрального и коммерческих), финансовых компаний, предприВнятий торговли и промышленности: доходы ЦБ и КБ по валютным операВнциям, выдача беспроцентных ссуд сотрудникам банков, махинации со сроками уплаты налогов при трансакциях, имитация неплатежеспособноВнсти в целях задержки платежей и использования мобилизуемых за счет этого средств, использование подставных лиц и компаний при осуществВнлении коммерческих операций, незаконные расчеты в наличных, в том числе СКВ Торговля "с рук", "челночный" и "палаточный" бизнес давно превратились в эффективный способ осуществления теневых операций и отмывания "грязных" денег, канал "утечки капитала". Принятие действенВнных мер по пресечению уклонения от уплаты налогов, создание системы мер, делающих невыгодным и невозможным теневой бизнес, позволили бы значительно увеличить налоговые поступления.

Современные российские экономические проблемы, особенно в сфеВнре инвестиционных процессов2, во многом обусловлены либерализмом, взятым в качестве теоретической модели перехода к рынку, лишь одним из направлений западной экономической мысли. Исторический опыт подВнтвердил, что либерализм оказался экономическим учением с узким истоВнрическим кругозором, далеко отставшим от таких современных течений, как институционализм, эволюционизм и другие.

И не случайно процесс распада прежней системы по либеральным рецептам стал сопровождаться хаотическим возникновением псевдорыВнночной среды Вместо организации, соответствующей рыночной инфраВнструктуре, создания эффективной системы гражданского, хозяйственного и финансового законодательства предприятия были брошены в неВнуправляемую стихию произвольно складывающихся персонифицирован-

27. Заказ №1542.                                                                         417

ных отношений В этих условиях они оказались вынуждены изыскивать способы выживания, будучи изначально абсолютно неприспособленными к такого рода проблемам. Лишившись административных средств приВнкрытия и рычагов воздействия на внешнюю среду, предприятия вынужВндены были изобретать способы привлечения ресурсов для своей деяВнтельности.

Ущербность реального статуса российских предприятий проявлялась в том, что их обязательства не признавались в качестве обращающихся документов и не принимались в качестве средства платежа. Этим, в чаВнстности, объясняется отсутствие у нас вексельного обращения, на котоВнрое приходится большая часть долгового финансирования бизнеса в заВнпадных странах.

Обеспечение инвестиционной активности предпринимательской деяВнтельности означает, что если объем инвестиций в развитие производства начинает увеличиваться, ускоряется обновление производственного апВнпарата, увеличиваются вложения в развитие исследований и опытно-конструкторских разработок, по крайней мере, не сокращается доля бюджетных ассигнований на развитие фундаментальной науки в ВВП, замедляется или прекращается вовсе отток отечественного капитала за границу и т.д., то реформы идут в правильном направлении. Если же этоВнго нет, то нет и созидательной, творческой сути реформ.

С этой целью необходимо обеспечить эффективное управление экоВнномикой. Это означает повышение исполнительской дисциплины, обесВнпечение стабильно высокого уровня сбора налогов и податей, полной ответственности государства по всем своим финансовым и иным обязаВнтельствам, бюджетной дисциплины, создание эффективной системы бюджетного федерализма, проведение эффективной технической полиВнтики, направленной на поддержку и развитие научного, производственноВнго и кадрового потенциала, конкурентоспособных производств в области высоких технологий и т.д.

тАв Эффективный механизм инвестиционной деятельности немыслим без включения механизмов экономических издержек производства, блоВнкирования роста цен и обеспечения на этой основе повышения конкуренВнтоспособности отечественной продукции, прекращения спада, с послеВндующим наращиванием объемов производства, снижения инфляции до допустимого уровня и расширения возможностей для реализации первоВночередных социальных и научно-технических программ.

Составными частями инвестиционной политики являются: налоговая политика; дотационный механизм; бюджетная политика; антимонопольВнное регулирование; денежно-кредитная политика; институциональные преобразования. Все эти части надо рассматривать как единое целое. Выхватывая что-то одно, нельзя прийти к позитивному результату - вывоВнду страны из кризиса, последующему росту производства, стимулирова-

418

нию инвестиционных процессов. Ниже раскрываются исходные принципы формирования нового экономического механизма. Их детализация и конВнкретизация явятся предметом специального изучения .

Налоги - одно из самых важных государственных ограничений, влияющих на стремление людей работать эффективно и вкладывать каВнпитал в развитие производства. Действующая российская налоговая сисВнтема - классический пример обратного. Поставив в невыгодное положеВнние работающее население и делая продукцию дорогостоящей, эта сисВнтема ограничивает участие людей в производстве материальных благ и духовных ценностей. В такой экономике никогда не будет достаточных ресурсов для эффективных преобразований.

Продолжается политика интенсивного обложения налогами труда или, более точно, того, во что он обходится производителям и общестВнву в целом (заработная плата, различного рода начисления на заработВнную плату, налог на добавленную стоимость и прибыль и т.д.). Между тем ясно, что важны такие налоги, которые не являются ценообразующими, т.е. не вызывают увеличения себестоимости и цен, не допускают автомаВнтического их перекладывания на плечи потребителя по всей воспроизВнводственной цепи и тем самым сдерживают инфляцию. Указанному услоВнвию не удовлетворяют любые налоги, прямо или косвенно связанные с различными вариантами обложения заработной платы. По тем же сообВнражениям неприемлем и налог на добавленную стоимость. Указанные налоги в условиях монополизированной и технологически отсталой экоВнномики способствуют искусственному росту цен и тем самым, как показыВнвают модельные расчеты, приводят к резкому усилению инфляции.

По критериям мирового рынка, значительная часть российской обраВнбатывающей промышленности неконкурентоспособна. Несмотря на это, и здесь сохраняется старая система налогов. В результате в структуре заВнтрат на производство конечной продукции обрабатывающего комплекса налоги составляют около 40%. Не следует удивляться, что по многим видам промышленной продукции внутренние цены вплотную подошли к мировым, а в отдельных случаях их уже перешагнули. И это при сравниВнтельно низком ее качестве.

Для того чтобы обеспечить России эффективное развитие, необхоВндим переход к принципиально иной системе налогообложения. Главным источником доходов бюджета должны стать налог на прибыль и различВнные его модификации. Налоги такого типа не "ложатся" на себестоимость и взимаются лишь с рентабельных производств, в силу чего незначиВнтельно влияют на инфляцию. Ставку налога на прибыль в этом случае можно было бы повысить до 45-50%. В последующем мог быть осущестВнвлен переход к более эффективным формам обложения прибыли. ВнаВнчале это могли бы быть фиксированные, вне зависимости от объема выВнпускаемой продукции, отчисления от прибыли в бюджет. Такого рода

платежи не подрывают заинтересованности производителей в увеличеВннии прибыли и одновременно позволяют распределять налоговую наВнгрузку в соответствии с реальными возможностями производителей. Это особенно важно в случае природоэксплуатирующих отраслей, условия работы которых весьма индивидуальны.

Определенную часть перспективных предприятий вообще можно быВнло бы освободить от всех налогов, т.е. поставить их в условия "налогового рая" А там, где этого делать не следует, надо использовать обложение прибыли в заранее фиксированных размерах, не зависящих от объема производства. В результате затраты на производство продукВнции обрабатывающей промышленности могли бы существенно снизитьВнся, а ее конкурентоспособность - резко возрасти Отмена ряда традициВнонных налогов улучшит инвестиционный климат в стране, создаст серьВнезный стимул для иностранных инвесторов, для притока валюты в страВнну. Это также благоприятно повлияет и на снижение инфляции, будет способствовать стабилизации курса рубля.

Более весомой в новой системе должна стать и доля налога на имуВнщество физических и юридических лиц. Усиление такого рода налогов явится, несомненно, более эффективной мерой, чем увеличение налогоВнвого бремени на фонд текущего потребления, как это предлагается деВнлать многими сторонниками нынешней системы налогообложения.

Безусловно необходимыми уже в самое ближайшее время являются меры по реализации новой таможенной политики. Главной ее задачей также должны стать снижение инфляции и увеличение объемов произВнводства. При разработке ввозных пошлин по широкой номенклатуре тоВнваров можно было бы воспользоваться очень простым правилом, вытеВнкающим из модельных расчетов Если по той или иной позиции импорт конкурирует с внутренним производством, то он должен составлять не более 5% от внутреннего производства. Когда доля импорта меньше 5%, ввозные пошлины целесообразно снижать, когда больше 10% - повыВншать. Весьма реальной может оказаться ситуация, когда в первый моВнмент после введения новых импортных пошлин внутренние цены резко возрастут. Однако в дальнейшем за счет снижения темпа инфляции они будут более низкими. Необходимо понимать, что между сиюминутным и долговременным эффектами имеется очевидное противоречие. ПредВнпочтение при выборе направлений экспортно-импортной политики, коВннечно же, должно быть отдано долгосрочной стратегии развития. Именно такая политика может претендовать на роль антиинфляционной.

Макроэкономический механизм должен включать и хорошо продуВнманную систему дотаций. Мнение, что дотации - это всегда вычет из бюджета и рост инфляции, в корне неверно. Все зависит от того, каков дотационный механизм, где, когда и с какой целью он включается, РасВнчеты подтверждают, что только при определенном сочетании налогов с

420

дотациями могут быть преодолены монополистическая инфляция и спад производства. Причем все это можно сделать в рамках рыночной идеолоВнгии, без прямого регулирования цен и доходов

Существует много механизмов дотационного регулирования. Как поВнказывают макроэкономические исследования, наиболее адекватной заВндачам борьбы с инфляцией и спадом производства является система прямого дотирования продукции, реализуемой производителями. ГосуВндарство в этом случае предоставляет им дополнительные средства проВнпорционально объемам реализации. Цена продукции для производитеВнлей соответственно возрастает, а цена для потребителей может остатьс ! неизменной или даже более низкой.

Такой дотационный механизм позволяет добиться высокой загрузки производственных мощностей и обеспечить резкое приближение к сбаВнлансированному бюджету. Дело в том, что высокорентабельные произВнводители одновременно являются и хорошими налогоплательщиками. Они вносят в бюджет высокие доходы, общая сумма "которых оказываетВнся достаточной для покрытия всех бюджетных расходов, в том числе и дотационных.

Но в этом случае через бюджет перетекают большие суммы, сущеВнственно превышающие традиционные государственные расходы. Это, конечно, сильно усложняет дело. Но так поступать на самом деле и нет необходимости. Практически механизм дотаций мог бы быть организован гораздо проще Производители могут взаимодействовать с бюджетом по итоговым показателям, т.е. платить или получать разницу между налогаВнми и дотациями. Важно лишь, чтобы они знали: дотация исчисляется в прямой пропорции к реализуемой продукции, а налог платится в заранее задаваемой сумме Это и будет их побуждать к борьбе за увеличение объемов реализации, а не только по прибыли. В этих условиях повышать цены уже будет просто невыгодно.

Аналогичный механизм можно и нужно применять в отношении инвеВнстиций. Расчеты подтверждают, что использование такого специфическоВнго дотационно-налогового механизма, по крайней мере, для природно-эксплуатирующих отраслей, наиболее эффективный способ преодолеВнния монополистической инфляции, создания условия для нормального функционирования экономики переходного периода.

Необходимо, прежде всего, изменить точку зрения на роль государВнственных расходов. Обычно принимают во внимание лишь то, что эконоВнмия бюджетных средств снижает инфляцию. Но при этом не учитываетВнся, что несравнимо больший ущерб наносится производству. От низких пенсий и заработков в бюджетной сфере, снижения масштабов жилищноВнго и дорожного строительства страдают не только конкретные люди, но и экономика в целом. Разумные государственные расходы - один из рычаВнгов преодоления кризиса.

421

Макроэкономические исследования наглядно подтверждают, что борьба с инфляцией путем сокращения государственных расходов малоВнэффективна В этом случае за каждый процент инфляции нужно платить тремя процентами спада производства. Снижение государственных расВнходов вдвое сокращает дефицит бюджета на пять пунктов. Такая малая зависимость объясняется сильным спадом производства при указанном сокращении госрасходов. Это почти полностью поглощает выигрыш от их экономии. Напротив, некоторое увеличение госрасходов может оказаться крайне желательным, так как благодаря этому удается более полно исВнпользовать производственные мощности, поднять производство и уроВнвень жизни населения. Причем при относительно небольшом приросте инфляции.

В принципиальном плане мы должны были бы изменить исходную логику формирования государственных расходов. Определяющим здесь должно быть требование соблюдения социально-экономических ограниВнчений, без которых никакие реформы проводиться не могут. Важно, чтоВнбы финансирование расходов бюджета осуществлялось независимо от поступления доходов, а в случае их недостаточности - за счет кредитов Центрального банка с последующим их погашением из поступающих доВнходов.

В условиях инфляции довольно сложно спрогнозировать реальную величину доходов. Для того чтобы субъективизм в этой важной сфере государственного регулирования был сведен к минимуму, следует утверВнждать расходную часть бюджета в неизменных ценах, ежеквартально устанавливая коэффициент индексации всех расходов. Особый вопрос о внебюджетных фондах. Здесь необходимо решительно отказаться от практики их формирования за счет дополнительного "обложения" себеВнстоимости продукции. Источником их формирования должна стать приВнбыль.

Один из центральных вопросов бюджетной политики - бюджетный федерализм Проводимая политика в целом направлена на усиление бюджетной самостоятельности регионов. Однако целостной концепции бюджетного федерализма до сих пор нет, хотя некоторые общие принциВнпы и механизмы межбюджетных отношений широко обсуждаются. Россия стремится к плюралистическому обществу. Для достижения наилучших социальных и экономических результатов политическая власть в стране должна быть перераспределена в пользу тех уровней управления, в коВнторых их решение наиболее эффективно. Для поддержки и развития деВнпрессивных регионов необходимо предусмотреть создание на федеральВнном уровне резервного фонда финансовой помощи территориям.

Расстройство системы денежного обращения и кредита является важнейшим источником экономического и инвестиционного кризисов.

422

Причиной этого расстройства стала кредитная эмиссия ЦБ коммерческим банкам (КБ) и Правительству РФ.

Для укрепления платежной дисциплины и повышения ответственноВнсти ЦБ за организацию денежно-кредитного оборота целесообразно ввеВнсти индексацию средств в расчетах за счет доходов ЦБ. Это сделает меВннее выгодным ведение расчетов между юридическими лицами в наличВнной форме. Но одной этой меры будет недостаточно, чтобы существенно улучшить денежное обслуживание участников воспроизводственного процесса Одновременно необходимо осуществить ряд специальных меВнроприятий.

Во-первых, необходимо ввести ограничения на использование аморВнтизационных отчислений предприятий. Они должны расходоваться тольВнко на финансирование капитальных вложений. Для этого должен быть введен особый режим банковских счетов под амортизационные отчислеВнния предприятий, средства которых должны расходоваться строго по целевому назначению.

Одновременно следовало бы продумать вопрос о временном измеВннении порядка формирования амортизации. На переходном этапе реВнформ было бы целесообразно отказаться от включения амортизации в состав себестоимости. Это тем более важно сделать, учитывая проведеВнние периодической индексации амортизационных счетов. АмортизационВнные средства следовало бы формировать за счет дополнительной части прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий на эти цели. В отВндельных случаях может оказаться оправданным и прямое покрытие каВнпитальных вложений на реконструкцию и модернизацию производства за счет бюджетных средств, выделяемых целевым назначением для реалиВнзации той или иной федеральной программы. Для этого целесообразно было бы предусмотреть специальную строку в бюджетных расходах.

Во-вторых, должны быть устранены ограничения на приобретение банками и инвестиционными фондами реальных активов, включая конВнтрольные пакеты акций производственных предприятий. Одновременно необходимо ввести жесткий контроль за соблюдением валютного законоВндательства, разрешающего покупку иностранной валюты только для имВнпорта и предусматривающего полную репатриацию валютной выручки.

В-третьих, должны быть созданы дополнительные стимулы для расВнширения производства и предложения товаров путем использования различных мер по поощрению инвестиционной активности, рационализаВнции государственного спроса и др. Стабилизация денежно-кредитной сферы во многом зависит от динамики валютного курса рубля. При его скачкообразных и непредсказуемых изменениях лихорадит не только фиВннансовые рынки. Эффективность экспортных и импортных операций по многим товарам может резко изменяться. Это приводит к резким флукВнтуациям объемов внешней торговли, а следовательно, - спроса и пред-

423

ложения на внутреннем рынке. Поэтому регулирование динамики курса рубля - одна из важнейших задач экономической политики. Решение этой задачи представляется стержневым как с точки зрения повышения эфВнфективности внешней торговли и создания нормальных условий для приВнвлечения иностранных инвестиций, так и с точки зрения успешного антиВнинфляционного регулирования. Оно требует усилий в следующих наВнправлениях:

- создание системы контроля за движением курса рубля, проведение систематических валютных интервенций с целью предотвращения резких перепадов в динамике валютного курса, стимулирующих инфляционные ожидания и подрывающих валютную эффективность внешней торговли, целевой ориентации этой деятельности на уровень курса, обеспечиваюВнщего конкурентоспособность большей части отечественной продукции;

- распространение конвертируемости рубля по текущим операциям на текущие операции нерезидентов в целях стимулирования спроса на внутреннем рынке и расширения внешнеторгового оборота, укрепления рубля, нормализации условий деятельности иностранных предприятий на внутреннем рынке,

- введение реального валютного контроля с целью предотвращения вывоза капитала.

Важным следствием перечисленных мер по стабилизации денежно-кредитной сферы станет вовлечение во внутрихозяйственный оборот значительных капиталов, хранящихся сегодня за рубежом в форме депоВнзитов в иностранной валюте, общий объем которых, по имеющимся оценкам, превышает 20 млрд долл. В значительной степени источником этих капиталов стала эмиссия кредитов на рефинансирование коммерчеВнских банков, которые затем ссужались посредническим структурам, переВнводившим деньги в иностранную валюту и спекулировавшим на валютных операциях. Столкнувшись с необходимостью возврата полученных от государства кредитов, коммерческие банки вынуждены будут сократить кредитование торговых операций, что повлечет за собой привлечение на эти цели средств с валютных депозитов, выведенных из внутрихозяйстВнвенного оборота. Таким образом, удастся существенно расширить возВнможности финансирования народного хозяйства, организовав возвращеВнние капитала в страну. При этом важно также ввести ограничения на срок хранения на валютных счетах иностранной валюты, получаемой в реВнзультате текущих операций, сначала шестью, а затем тремя месяцами. На этой основе можно также предпринять меры по постепенному вытесВннению валютных счетов и переходу к стопроцентной продаже валюты. В переходный период важно предусмотреть одинаковый режим рублевых и валютных счетов с конвертацией последних для текущих расчетов.

Важное значение в оздоровлении финансовой системы имеет провеВндение в жизнь более эффективной политики макроэкономического регу-

424

лирования денежно-кредитного обращения О макроэкономической функции кредита наши представления пока усеченные: большинство выВнсказываемых соображений не простирается далее традиционной темы "кредитная эмиссия государства- темпы инфляции". И в самом деле, о чем еще говорить, если практически львиная доля кредитных операций -это дымовая завеса прежнего государственного финансирования предВнприятий, причем в гораздо более расточительной форме. Развитие всего спектра видов и функций кредита сдерживается вялыми институциональВнными продвижениями в данной области. В этой связи особо вредно скаВнзывается отсутствие реального обеспечения долгосрочных кредитов сдеВнлок (под залог недвижимости). В этом пункте, заметим, макроэкономичеВнская проблема кредитного потенциала экономики (ныне ничтожного) смыкается с проблемой эффективного управления собственностью.

Еще один фундаментальный сюжет в связи с кредитом - задолженВнность населения в макробалансе активов и пассивов экономических агентов. Финансовые активы населения (депозиты в Сбербанке и в друВнгих банках, облигации госзаймов) - существенный компонент общественВнных сбережений в контексте макроэкономических условий инвестиционВнного потенциала экономики Между тем этим активам (соответственно пассивам государства и банков) нет сколько-нибудь заметного противоВнвеса в виде долговых обязательств населения, формируемых, скажем, через продажу товаров в рассрочку, займы на строительство индивидуВнального жилья под ключ и т.д. Эта односторонняя вовлеченность насеВнления в кредитные отношения существенно ограничивает спектр эффекВнтивных вариантов и возможностей макроэкономического развития, увелиВнчивает инфляцию, тормозит ход рыночных преобразований в экономике.

^Особое значение для российской экономики в последние годы приВнобретает структурно-инвестиционная политика Под структурной политиВнкой понимается система мер, направленных на планомерную перестройВнку структуры общественного производства в соответствии с прогрессивВнными сдвигами в науке, технике и технологии с учетом общественных и индивидуальных потребностей.

Обычно выделяют следующие формы структуры капитальных вложеВнний: а) воспроизводственная структура капитальных вложений: техничеВнское перевооружение, реконструкция действующих предприятий, новое строительство; б) технологическая структура капитальных вложений:

здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и обоВнрудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства; в) отраслевая структура; г) территориВнальная структура.

| Экономика России находится на пути рыночных преобразований, что сближает нашу страну с общемировыми тенденциями. Народное хозяйВнство России совершает, по сути, поворот к противоположной системе.

425

Начал реализовываться вариант смешанной экономики. В этих условиях речь идет не о косметической правке экономики, а о ее глубинном струкВнтурном изменении^/ Структура российской экономики формировалась в течение десятилетий для реализации совершенно особых целей. Она была ориентирована, в первую очередь, на военное производство. К наВнчалу реформы в России действовало около 5 тыс. военных предприятий, на которых работало примерно 7 млн человек. Эти предприятия обслуВнживало большое число дополнительных производств.

В настоящее время в структуре российской экономики наметился ряд негативных тенденций, таких, как: опережающий спад производства в обрабатывающих отраслях; утяжеление структуры экономики за счет увеличения доли энергосырьевых отраслей: существенный и продолВнжающийся рост энергоемкости народного хозяйства; увеличение в валоВнвой продукции доли промежуточной продукции и запасов; резкое сокраВнщение объемов капитальных вложений, ускоренное старение производВнственного аппарата и увеличение масштабов скрытого выбытия мощноВнстей; значительное сокращение уровня использования производственных мощностей по всем видам продукции; высокие темпы падения производВнства массовых продовольственных товаров; неблагоприятные изменения в структуре экспорта и импорта. В результате стремительно формируется сырьевая ориентация российской экономики и утрачивается значительВнная часть научно-технического потенциала.

Основным направлением реализации структурно-инвестиционной поВнлитики в современных условиях Правительство РФ считает переключеВнние ресурсов государства с поддержки старых, бесперспективных произВнводств на стимулирование роста более эффективного частного сектора, в том числе приватизированных предприятий. Это означает: сокращение дотаций, субсидий, льготных кредитов и замещение их инвестициями в высокоэффективные проекты; направление возрастающего объема госВнинвестиций на долевое участие в реализации инвестиционных проектов совместно с частными инвесторами, тесную увязку второго этапа проВнграммы приватизации с задачей стимулирования частных инвестиций;

мобилизацию средств мелких вкладчиков, населения, через различные категории институциональных инвесторов, включая надежные инвестиВнционные фонды и банки, пенсионные фонды и страховые компании, подВндержку усилий предприятий по привлечению средств путем вторичной эмиссии акций, а также выпуска иных ценных бумаг.

Для структурной перестройки в России особое значение приобретают иностранные инвестиции, хотя климат для них остается крайне неблагоВнприятным.

В этих условиях структурная политика должна, в первую очередь, способствовать сохранению существующего экономического потенциаВнла как основы будущих структурных преобразований экономики России.

426

Общеэкономическая задача структурной политики - поддержание макроВнэкономического равновесия в рыночном хозяйстве.

< С точки зрения экономической теории в структурной политике можно выделить ряд факторов, которые обусловливают ее важность для послеВндующих лет развития России: смену социально-экономической модели развития, в которой первостепенную роль для структурного регулироваВнния играют другие экономические закономерности, прежде всего ценовой механизм рынка, основанный преимущественно на соотношении спроса и предложения, постепенный поворот экономики России к внешней сфеВнре, отказ от установки на "закрытость".'

В краткосрочном аспекте приоритетными направлениями структурной политики и селективной поддержки являются те отрасли народного хоВнзяйства, упадок которых значительно усиливает возможность экономичеВнского краха, социально-политического кризиса. К таким приоритетам структурной политики и селективной поддержки предприятий необходимо отнести: гарантированное обеспечение продовольствием и медикаменВнтами всего населения на минимально необходимом уровне; обеспечение населения, предприятий и организаций топливом и энергией для их жизнедеятельности, обеспечение населения жильем; обеспечение норВнмальной работы инфраструктуры экономики; поддержка науки, образоВнвания.

Кроме того, необходимо иметь в виду следующее фундаментальное положение, на котором заострил внимание в ежегодном послании ФедеВнральному Собранию в 1997 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин: ВлСтруктурная перестройка экономики, включая реорганизацию убыточных предприятий, будет сопровождаться значительным увеличением подвижности рабочей силы на рынке труда. Для того чтобы это не обернулось массовой безраВнботицей, должна быть подготовлена развернутая инфраструктура рынка труда, система переподготовки кадров, трудоустройства, помощи безраВнботным.. Особую опасность представляет неразвитость инфраструктуры, обслуживающей рынок труда, при проведении структурной перестройки на так называемых градообразующих предприятияхВ».

К среднесрочным и долгосрочным целям структурной политики с учеВнтом фактической структуры российской экономики можно отнести:

а) потребительский комплекс: расширение специализированных проВнизводств потребительских товаров, развитие легкой промышленности (модернизация производства, освоение новых технологий и материалов, увеличение количества и многообразия товаров), жилищное и социально-культурное строительство (достижение приемлемого уровня обеспеченВнности жильем и социально-культурными объектами);

б) науку и образование: развитие тех направлений, которые обеспеВнчивают реализацию отраслевых приоритетов, а также проведение пер-

427

спективных исследований, подготовку кадров для новой структуры эконоВнмики:

в) машиностроение: производство прогрессивных видов оборудоваВнния, электронной техники, средств автоматизации и связи, трансфорВнмация и перевод ряда технологий военного производства в гражданское:

г) электроэнергетику: разработку и освоение новых источников энерВнгии, экологически чистое ее производство:

д) химию: производство новых синтетических материалов, заменяюВнщих природное сырье или обладающих качественно новыми свойствами.

Сложившиеся реалии требуют изменения стратегии и методов реВнформирования экономики, перехода к курсу, обеспечивающему рефорВнмирование экономики с минимальными издержками - необходимо обраВнтить особое внимание на производство, его стабилизацию и оживление в сочетании с мерами финансовой стабилизации, провести технологичеВнское перевооружение и структурную перестройку производства. Основой экономической политики должно стать создание условий для инвестиций на макро- и микроуровне. Реализация структурной политики предопредеВнляет необходимость перехода к целенаправленной государственной поВнлитике по восстановлению инвестиционного процесса в российской экоВнномике.

В настоящее время актуальным является приостановление процесса деиндустриализации экономики, переориентация ее структуры на ресур-сосберегающие технологии и производства с высокой добавленной стоиВнмостью, расширение за этот счет конкурентоспособного сектора проВнмышленности, способного эффективно работать на конечного потребиВнтеля. Ошибочные представления о характере посттоталитарного моноВнполизма привели к непродуманной промышленной политике. ПредприниВнмаемые в промышленной сфере меры носили и носят до сих пор, скорее, спорадический, чем системный характер. Опыт российских экономичеВнских реформ свидетельствует в пользу положения о том, что реформы, не подкрепленные активной структурной политикой, способны привести к утрате Россией имевшихся технологических позиций на мировой арене.

Эти обстоятельства обусловливают перемещение промышленной политики в экономических реформах на первый план. Сегодня в проВнмышленности России насчитывается около 30 тысяч средних и мелких предприятий, крупных же типа концернов - лишь единицы. На долю поВнследних приходится не более 12% общего объема промышленного проВнизводства В США лицо промышленности определяют 300-400 крупнейВнших корпораций. Они выпускают около половины промышленной продукВнции. Именно с появлением корпоративного звена возникла столь необхоВндимая для рыночной экономики устойчивость. "Ответственным" за это оказался не монетаризм, а совсем другой механизм, перекочевавший в

428

капиталистическую экономику из советской Это плановые методы управВнления производством

Но в отличие от СССР рыночная экономика "замкнула" план на средВннем уровне, ограничив выход как на верхний (макроэкономический), так и на нижний (микроэкономический) уровень управления. В результате поВнлучилась достаточно эффективная конструкция. Корпорации, аккумулиВнруя большой объем ресурсов и продукции, стали выступать в качестве своеобразных ретрансляторов сигналов макросистемы в параметры рыВнночного регулирования на уровне отдельных предприятий в сфере средВннего и мелкого бизнеса.

Среднее звено в российской промышленности только начало формиВнроваться в конце 80-х годов. Но этот процесс был приостановлен спонВнтанной либерализацией и приватизацией. Реформаторы так и не сумели правильно оценить его роль и место в общем механизме управления. В корпорациях они увидели лишь одну сторону, связанную с примитивным представлением о монополизме, а потом упустили другую возможность создания крупных промышленных структур, способных взять на себя реВншение задач согласования рыночных и плановых механизмов управления в рыночной экономике В результате принятый курс приватизации крупВнной промышленности привел к разукрупнению предприятий и объединеВнний, разрыву технологических цепочек, что в конечном счете привело к снижению эффективности производства, особенно конкурентоспособноВнсти на мировом рынке.

На этом фоне вызывает замечания проводимая в России политика так называемой большой приватизации. Большинство намеченных к приВнватизации и уже приватизированных предприятий способны к эффективВнному функционированию только в рамках более крупных организационно-технологических образований. В течение ближайшего времени они будут испытывать серьезный недостаток финансовых ресурсов, необходимых для модернизации производства, перехода к выпуску новой продукции, переобучения персонала и т.д. Неизбежно столкновение между "ваучерными" собственниками и теми, кто вносил реальные деньги. ИнаВнче говоря, приватизированные предприятия еще долго будет лихорадить. Мировой опыт показывает, что требуется три-четыре оборота прав собВнственности для того, чтобы активы нашли своего настоящего владельца.

Необходимо создавать современную рыночную экономику. А это знаВнчит, что упор должен быть сделан на формирование недостающего сегоВндня среднего звена в структуре российской экономики. Оно олицетворяВнется крупными промышленными     корпорациями или финансово-промышленными группами (ФПГ). Именно в лице ФПГ промышленность России получила бы мощные производственные комплексы, которые могли бы достойно выдержать конкуренцию, обеспечить необходимые условия для перехода к экономике открытого типа.

429

ФПГ способны оказать положительное влияние на развитие конкуВнренции. Становление нескольких соперничающих групп в каждой из моВннополизированных отраслей будет означать переход от супермонопоВнлизма к олигопольной конкуренции. Тем самым была бы нарушена расВнпространенная ныне тенденция к организации ассоциаций и холдингов, собирающих под своей крышей однотипные производства и тем самым воссоздающих прежний отраслевой монополизм.

ФПГ восполняет недостающие в настоящее время механизмы межВнотраслевого перераспределения ресурсов. Это должно благоприятствоВнвать как межотраслевой, так и внутриотраслевой конкуренции. СоперниВнчество между ФПГ приведет к их заинтересованности в оказании техноВнлогической, финансовой и прочей поддержки сотрудничающим с ними мелким и средним товаропроизводителям Следовательно, мощный имВнпульс получит конкуренция на уровне мелкого и среднего бизнеса. В лице ФПГ государство получит сильных претендентов для участия в реализаВнции государственных программ Появится шанс на размещение крупных госзаказов на действительно конкурсной основе. Расширятся возможноВнсти для активизации рыночных механизмов с помощью регулируемого открытия экономики для иностранных конкурентов.

Объединение в рамках ФПГ технологически связанных предприятий, научных и проектных организаций создает условия для проведения соВнгласованной технической и инвестиционной политики. ФПГ способны суВнщественно улучшить инвестиционный климат в стране, уменьшить свяВнзанный с капиталовложениями риск. Наличие банка в группе позволяет быстро реагировать на изменения промышленной конъюнктуры и переВнраспределять финансовые ресурсы. ФПГ могут стать реальными центраВнми планирования. Объединение в рамках ФПГ крупных секторов эконоВнмики переводит значительный сегмент поставок между предприятиями с рыночных на трансфертные цены. Это, без сомнения, является фактором снижения инфляции. И, наконец, надо иметь в виду, что создание ФПГ явится мощным инструментом интеграции регионов, поскольку их влияВнние на экономическую политику местных властей будет усиливаться.

Для того чтобы обеспечить эффективное становление ФПГ, необхоВндимо создать соответствующие экономические условия, снять ограничеВнния, которые сегодня создают искусственные препятствия на пути появВнления мощных и конкурентоспособных ФПГ в российской экономике Прежде всего речь идет о снятии ограничений на перекрестное владение акциями; создании института трастового управления государственной собственностью и наделении ФПГ соответствующими правами; снятии ограничений по численности предприятий и персонала, входящего в ФПГ;

снятии ограничений на долю банков в уставном капитале ФПГ; консолиВндированном распределении риска между ФПГ и государством на основе договора-подряда; возможности перехода в рамках ФПГ к консолидиро-

430

ванному бюджету, использовании трансфертных цен, передачи функций налогоплательщика головному предприятию и т.д.; решении вопроса о залоговом праве на пользование земельными и другими ликвидными акВнтивами; предоставлении государственных полномочий на внешнеэконоВнмическую деятельность, не затрагивающую безопасность России.

На пути формирования ФПГ следует устранить элементы кампанейВнщины, отказаться от общих, унифицированных схем их формирования. В таком важном деле необходимы сугубо индивидуальный подход и разумВнная государственная поддержка, но для этого надо отрешиться от рыночВнных догматов, от наивного представления, что все в России обустроится само собой, что только с помощью рыночных методов можно решить заВндачу структурной перестройки. ФПГ должны рассматриваться, прежде всего, под углом зрения материальных носителей целевых установок государства в области его экономической политики. Важно поэтому, чтоВнбы ФПГ начинались с реализации целевых федеральных программ. Это, конечно, не исключает и другие побудительные мотивы их формироваВнния. Но каждый раз необходима объективная экспертиза, оценивающая целесообразность появления на российском и международном рынках новой отечественной ФПГ, эффективность ее функционирования в услоВнвиях жесткой мировой конкуренции.

В плане реализации сбалансированной инвестиционной политики на уровне ФПГ следует учитывать, что каждое приоритетное направление реализуется в форме соответствующих программ. Помимо целевых устаВнновок каждая программа содержит специальный раздел, в котором даетВнся обоснование экономическому механизму ее реализации. Он включает систему льгот и преференций - освобождение от налогов, льготное креВндитование, прямые бюджетные ассигнования, систему временных фиВннансовых дотаций, имущественную поддержку инвесторов и др. Каждая государственная программа подготавливается специальной правительстВнвенной комиссией в виде государственного заказа, который рассматриВнвается и утверждается Федеральным Собранием. В федеральном бюдВнжете выделяется специальная строка; "Финансирование важнейших гоВнсударственных программ России". Головной исполнитель госзаказа, как правило, определяется на конкурсной основе, руководитель государстВнвенной программы утверждается в ранге заместителя председателя ПраВнвительства России.

Сохранению наукоемкой продукции поможет интеграция финансового и промышленного капитала, создание финансово-промышленных групп (ФПГ). В целом политика государства должна строиться так, чтобы не создавать преград на пути формирования эффективных финансово-промышленных взаимосвязей. В то же время нельзя допустить превраВнщения ФПГ в фактор монополизации экономики, способ получения льгот и "дешевых" государственных денег под неэффективные проекты.

431

В принятой Правительством РФ Программе содействия финансово-промышленным группам предусмотрены следующие цели и задачи их формирования: объединение материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства; создание рациональных технологических и кооперационВнных связей; увеличение экспортного потенциала; ускорение научно-технического прогресса; конверсия военных предприятий; привлечение инвестиций При этом под ФПГ понимается официально зарегистрироВнванная на федеральном уровне группа предприятий, учреждений, оргаВннизаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институВнтов, объединение капитала которых произведено в порядке и на условиВнях, предусмотренных Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания.

К основным принципам создания российских ФПГ относятся: индивиВндуальный характер формирования каждой .ФПГ на основе единой нормаВнтивно-правовой базы; многообразие путей формирования ФПГ, включая добровольность вхождения в состав, разнообразие форм консолидации пакетов акций; использование разнообразных форм интеграции финанВнсового, промышленного и торгового капитала; первоочередное создание ФПГ на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченВнную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках; образование ряда (как правило, не менее трех) ФПГ на одном отраслевом товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции; государственное содействие созВнданию и функционированию ФПГ и их поддержка, инвестиционные проВнекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-экономической политики; создание на основе финансово-промышленных групп новых инвестиционных механизмов промышленного производства;

социально-экономическая обоснованность проектов создания ФПГ, подВнтверждаемая экспертизой.

Основные варианты состоят в объединении участников ФПГ вокруг промышленного предприятия; научно-исследовательской или конструкВнторской организации; коммерческого банка; торговой фирмы. ГосударстВнвенная поддержка деятельности ФПГ может предусматривать предосВнтавление им ряда льгот: передачу в коммерческое или доверительное управление ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий-участников ФПГ: зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, в объем инвестиВнций, предусмотренных для ФПГ покупателю; предоставление государстВнвенных гарантий для привлечения различного рода инвестиционных реВнсурсов, в том числе с использованием механизма залога

432

Дополнительные меры государственной поддержки финансово-промышленных групп предполагают: выдачу гарантий по эмитируемым ценным бумагам ФПГ, переход на налогообложение по общей конечной продукции ФПГ; предоставление прав на ускоренную амортизацию осВнновных фондов; предоставление льгот по налогам на операции с ценныВнми бумагами и предоставление таможенных льгот.

В перспективе возможно создание 100 - 150 мощных ФПГ, сопостаВнвимых по размерам с ведущими зарубежными корпоративными объедиВннениями. К положительным итогам формирования российских ФПГ можВнно отнести; стабилизацию производства; усиление конкурентного харакВнтера экономической среды, ускорение научно-технического развития;

улучшение инвестиционной обстановки; структурные сдвиги; финансовую стабилизацию; укрепление социальной базы экономических реформ.

К середине 1995 г. официальный статус ФПГ получили 8 групп:

"Уральские заводы" (Ижевск), "Сокол" (Воронеж), "Драгоценности Урала" (Екатеринбург), "Сибирь" (Новосибирск), РУСХИМ (банк "Российский креВндит") (Москва),   Объединенный  горно-металлургический   комплекс (Москва), Скоростной флот (концерн "Гермес") (Москва), Интеррос (Международная финансовая корпорация и Онэксим-банк) (Москва). Эти финансово-промышленные группы официально созданы на основе Указа Президента РФ.

В то же время существуют и возражения по поводу идеи создания ФПГ вообще. По мнению заместителя директора Института проблем рынВнка РАН В.Перламутрова, ФПГ - это завтрашний день российской экономиВнки, сегодня же необходимо использовать опыт послевоенной Японии, которая обязала банкиров сдавать часть активов в государственный инВнвестиционный фонд, откуда само государство распределяло финансовые вливания по промышленным отраслям.

Банкиры предлагают внести дополнительные налоговые льготы, коВнторые бы максимально стимулировали кооперацию финансовых структур с производителями. Представители регионов не хотят, чтобы центральВнная компания выступала в качестве единого налогоплательщика: переВнкачка средств в центр, по их мнению, обескровит местный бюджет.

Защитники наукоемкого производства считают, что торговля сырьем и "отверточные" технологии Россию не спасут, настаивают на четком опВнределении состава участников ФПГ. В целом же эффективное функциоВннирование ФПГ позволит восстановить деловую активность в рамках бывшего СССР, поскольку исследования показывают, что нестабильная экономическая ситуация в России на 30% связана с разрывом связей между предприятиями СНГ.

Правительством России предпринимаются меры, направленные на улучшение инвестиционного климата.

28. Заказ №1542.                                                                           433

Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории России, направленные на эффективное функционирование народного хозяйства и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности, были определены в Законе РiСР "Об инвестиционной деятельности в РiСР", принятом ВерховВнным Советом РiСР в июне 1991 г. В июле 1991 г. был принят Закон "Об иностранных инвестициях в РiСР", направленный на привлечеВнние и эффективное использование иностранных материальных и фиВннансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, управВнленческого опыта. Для начального этапа экономических преобразоваВнний в провозгласившей суверенитет России эти законы имели прогресВнсивный характер и сыграли свою положительную роль. В последующие годы они были дополнены рядом нормативных документов, конкретизиВнрующих и развивающих условия инвестирования для отечественных и иностранных инвесторов - Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Необходимость их разработки и принятия была обуВнсловлена тем, что вовлечение различных источников и схем инвестироВнвания требует стройной законодательной системы по организации и реВнгулированию государственных и частных средств.

Принятые начиная с 1992 г. нормативные акты, несмотря на различия в механизме их действия, можно объединить в три основные группы: созВндающие условия для смешанного финансирования и привлечения частВнных инвестиций для реализации государственной инвестиционной проВнграммы; формирующие новые организационные структуры для обеспечеВнния государственных гарантий частным капиталовложениям; предоставВнляющие инвесторам налоговые льготы для активизации их инвестиционВнной деятельности. Однако инвесторам в современных условиях необхоВндимы законы, обеспечивающие эффективность и безопасность функциоВннирования их капитала, а этот процесс, как отмечено выше, затягивается.

Начиная с 1994 г. Правительством России был предпринят ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата для отечественВнных и иностранных инвесторов (льготы налогообложения прибыли комВнмерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога импортируемого техноВнлогического оборудования и запасных частей к нему, а также кредитов в иностранной валюте, полученных налогоплательщиками от иностранных банков и кредитных учреждений; отмена ограничений в количестве расВнчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, органиВнзаций в банках и иных кредитных учреждениях и ряд других).

Эта работа была запланирована и на 1995-1997 гг. по комплексу взаимоувязанных экономических, правовых, организационных и инфорВнмационных направлений, среди которых на первом плане находятся

434

обеспечение защищенности личности и собственности инвесторов, соВнвершенствование правовой базы для инвесторов в финансовом, валютВнном, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании, обеспечение стабильности законодательства; создание системы гарантирования и страхования иностранных инвестиций, механизма залоговых операций в связи с частными отечественными и иностранными инвестициями; разВнграничение компетенции федеральных и региональных органов при реВншении вопросов регулирования инвестиций, устранение дублирования со стороны различных ведомств и др

Основные принципы заявленной Правительством для реализации в 1995-1997 гг. инвестиционной политики (с учетом необходимости преодоВнления дальнейшего спада производства и ограниченных финансовых возможностей государства) были следующие:

а) последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

б) государственная поддержка предприятий за счет централизованВнных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетВнного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущестВнвенно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий хаВнрактер и не располагающих собственными источниками финансирования;

в) размещение ограниченных централизованных капиталовложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производВнственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе. Обязательным усВнловием принятия решения о финансировании должны быть предвариВнтельная экспертиза каждой инвестиционной программы и проекта на предмет их соответствия целям и приоритетам социально-экономической политики, безусловной окупаемости капиталовложений, усиление госВнконтроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

г) значительное расширение практики совместного (долевого) госуВндарственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов из стран СНГ и независимого бизВннеса. Такая практика должна способствовать восполнению нехватки ценВнтрализованных средств для осуществления государственных программ капитального строительства;

д) использование части централизованных (кредитных) инвестиционВнных средств на реализацию особо быстро окупаемых и эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, независимо от их

отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения струкВнтурно-технологической перестройки производства ;

е) совершенствование нормативной базы в целях привлечения иноВнстранных инвестиций.

В 1995 г. на строительство объектов социального комплекса было выделено около 60% от общего объема капиталовложений из федеральВнных источников При этом средства направлялись на выполнение целеВнвых федеральных программ: обеспечение жильем военнослужащих; пеВнреселение граждан из районов Крайнего Севера; первоочередные меры по укреплению материально-технической базы здравоохранения, образоВнвания, культуры; поддержку и развитие РАН; ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и радиационную реабилитацию Уральского региона; предотВнвращение затопления и подтопления населенных пунктов; реконструкцию объектов, относящихся к федеральной собственности. Государственная поддержка направлялась на строительство социально значимых объекВнтов здравоохранения, образования, культуры и т.д.

Бюджетное инвестирование должно направляться на завершение строительства и ввод в действие объектов Российской академии наук и ее региональных отделений, имеющих высокую техническую готовность, поддержание важнейшей части НИОКР, обеспечение функционирования академгородков. Научно-исследовательские организации прикладной науки должны обеспечивать строительство объектов за счет собственных средств и инвестиционных кредитов.

Это важнейшая задача стабилизации производства и ускорения проВнгрессивных структурных изменений в экономике. Ключевой задачей в этом направлении является постепенный переход от прямых государстВнвенных капитальных вложений в жилищное строительство к целенаправВнленной государственной поддержке населения через систему субсидий и налогообложения. Исходя из этого было намечено последовательно проВнводить курс на стимулирование развития различных форм жилищного строительства, создание благоприятных условий для привлечения на эти цели внебюджетных источников финансирования.

Предусматривается предоставление безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья. Должна быть расширена практика ипотечного кредитования, а также аукционной продажи части возводимоВнго жилья, мобилизации дополнительных средств в сферу жилищного строительства

Развитие материально-технической базы АПК в регионах будет осуВнществляться прежде всего за счет привлечения и использования собстВнвенных средств предприятий, товаропроизводителей и населения, бюджетных средств территорий, государственных инвестиционных креди-

436

тов, средств частного отечественного и зарубежного капитала и Других внебюджетных источников.

С учетом состояния экономики АПК, очевидно, в 1995- 1997 гг. значиВнтельная роль должна быть отведена Федеральному фонду финансовой поддержки важнейших отраслей для финансирования затрат, связанных с решением целевых проблем сельскохозяйственного производства. При этом большая часть средств фонда должна выделяться на возвратВнной основе.

'При реализации инвестиционной и структурной политики в промышВнленности необходимо, с одной стороны, поддержать проект реорганизаВнции и закрытия нежизнеспособных предприятий, а с другой - стимулироВнвать развитие  промышленности  и  производств, способных стать "точками" перспективного роста в экономике.

Инвестиции в нефтедобывающую, газовую и нефтеперерабатываюВнщую промышленности должны финансироваться в основном без государВнственной поддержки из федерального бюджета, за счет привлечения иностранных инвесторов к разработке разведанных месторождений в условиях наибольшего благоприятствования и льгот. В нефтедобываюВнщей промышленности практически все капитальные вложения производВнственного назначения связаны непосредственно с обеспечением самого процесса добычи нефти, из них до 85% - с созданием новых мощностей, а остальные - с поддержанием действующих мощностей

В газовой промышленности инвестиции, непосредственно обеспечиВнвающие бурение новых скважин и обустройство промыслов, т.е. создаюВнщие новые мощности по добыче газа, составляют 30 - 35% общих объеВнмов капитальных вложений производственного назначения. Более полоВнвины инвестиций данной отрасли должны направляться на строительство газопроводов и объектов подземного хранения газа.

В нефтеперерабатывающей промышленности инвестиционные реВнсурсы должны направляться преимущественно на реконструкцию дейстВнвующих установок углубленной переработки нефти и повышение выхода светлых нефтепродуктов.

В электроэнергетике инвестиции должны ориентироваться на сущеВнственное увеличение работ по замещению выбывающих энергетических мощностей в результате износа действующего оборудования, а также на демонтаж энергоблоков АЭС первого поколения.

Угольная промышленность традиционно является дотационной отВнраслью. Большинство шахт, несмотря на введение свободных цен на уголь, остаются нерентабельными и не могут развиваться без государстВнвенной поддержки. Государственные инвестиционные ресурсы должны быть направлены на строительство наиболее эффективных горнодобыВнвающих предприятий с открытым способом добычи угля.

437

В химической промышленности главной задачей является рациоВннальное использование государственных инвестиций в сочетании с шиВнроким привлечением внебюджетных источников.

В медицинской промышленности инвестиционные ресурсы предполаВнгается направить на развитие мощностей по обеспечению населения и здравоохранения России лекарственными средствами и изделиями меВндицинской техники нового поколения. Финансирование может осуществВнляться за счет государственных централизованных капиталовложений, в том числе выделяемых на возвратной основе.

Гражданское машиностроение в значительной степени неэффекВнтивно. Государственные инвестиционные ресурсы предполагается наВнправить на развитие конкурентоспособной машиностроительной продукВнции наукоемких производств. В автомобилестроении акцент будет сделан на создание мощностей по выпуску малотоннажных автомобилей грузоВнподъемностью до 1,5 тонны. В металлургическом комплексе основной целью являются получение конкурентоспособной продукции, существенВнное улучшение экологической ситуации, обеспечение социальной стаВнбильности. Государственные инвестиции будут направлены на поддерВнжание существующих импортозаменяющих и создание новых мощноВнстей. Основными источниками финансирования капиталовложений являВнются собственные средства предприятий и отраслевой инвестиционный фонд.

В строительном комплексе основные инвестиции будут направлены на структурную перестройку производства строительных материалов, изделий и конструкций для непроизводственного строительства Что каВнсается предприятий транспорта, то должно быть предусмотрено финанВнсирование из федерального бюджета на безвозвратной основе затрат на техническое поддержание и реконструкцию гидротехнических сооружений и сооружений внутренних водных путей, создание специализированной базы для их ремонта и обслуживания.

Средства по отрасли "связь" будут направляться на реализацию цеВнлевых программ: развитие системы спутниковой связи вещания РФ "Россия"; развитие почтовой связи РФ и т.д.

В концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 гг. определены основные направления инвестиционной политики:

1. Стимулирование накопления и создание благоприятного климата для инвестиций. В этом направлении действует снижение инфляции, важное значение будет иметь реформа предприятий, поскольку она преВндусматривает меры по защите прав собственников, повышению прозрачВнности предприятий для инвесторов. В этом же направлении будет дейстВнвовать налоговая реформа. Стимулами для инвестиций будут: создание консолидированных групп налогоплательщиков; разрешение включать в затраты предприятия расходы, связанные со страхованием важнейших

438

видов коммерческих рисков (страхование грузов, урожая сельскохозяйстВнвенных культур, средств транспорта, основных производственных фонВндов); за счет сокращения сроков амортизации и использования нелинейВнной амортизации предприятия получат возможность эффективно и в теВнчение первых месяцев или лет списать большую часть затрат, связанных с приобретением основных средств и нематериальных активов.

Исключительно важную роль будет играть развитие рынка капитала, прежде всего облигационных рынков предприятий, и института финансоВнвых посредников, действующих на нем. В период реализации программы государство будет предпринимать усилия по содействию как инвестициВнонным функциям банков, так и формированию небанковских инвестициВнонных институтов, таких, как паевые инвестиционные фонды (ПИФы), страховые компании и т.п.

2. Содействие повышению эффективности инвестиций, разработка и реализация преференциальных мер для инвесторов и объектов инвестиВнций. Прежде всего это будет осуществляться через приоритет частным инвестициям, как более эффективным. Учитывая высокие инвестиционВнные риски, еще существующие в России, государство будет брать на себя часть этих рисков в доле с частными инвесторами.

3. Увеличение объемов государственных инвестиций. Наряду со сниВнжением бюджетного дефицита государственные инвестиции к 2000 г. должны быть увеличены до 3-3,5% ВВП против нынешних 2%. Должна быть улучшена их структура. Государственные инвестиции в производстВнво должны распределяться только на конкурсной основе.

4. Приоритеты промышленной политики будут строиться на следуюВнщих принципах: поощрение отраслей и предприятий, производящих реВнально и потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукВнцию, поощрение отраслей и предприятий, приводящих к появлению на рынке принципиально новых и с улучшенными потребительскими и эксВнплуатационными характеристиками товаров, позволяющих расширить позиции на существующих товарных рынках и завоевать новые; поощреВнние вывода и конверсии мощностей, сокращения производства, ликвидаВнции предприятий в неперспективных отраслях на основе общегосударстВнвенных отраслевых и региональных программ; гармонизация государстВнвенных стандартов Российской Федерации с международными стандарВнтами и прежде всего со стандартами Европейского Союза; совершенстВнвование нормативно-правовой базы промышленной политики; регулироВнвание цен на продукцию естественных монополий.

439

Вместе с этим смотрят:

Инновационная политика
Инновационная политика в России
Инновационный и производственный менеджмент
Инновационный менеджмент