Агропромышленный маркетинг

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.

РЕФЕРАТ

По предмету: Маркетинг отрасли.

На тему: Отличительные особенности агромаркетинга и их роль в развитии сельскохозяйственного  производства.

                                                                      Выполнил: Студент IV курса

                                                                       Группы СМ-4 Матвеев  И. А.

                                                                           Принял: Заведующий кафедрой

Экономики и маркетинга К.Э.Н.

                                                                       Скрябин Владимир Кимович.

Якутск 2002

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ.        3

Отличительные особенности  агромаркетинга.        4

1. Особенности и функции агромаркетинга        4

2. Основные понятия системы управления агромаркетингом        9

3. Система агромаркетинговой информации        14

4. Система планирования агромаркетинга        19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        25

Список использованной литературы        26

ВВЕДЕНИЕ.

Сельскохозяйственный маркетинг тАУ проявляется в самых разнообразных формах хозяйствования (крестьянское, коллективное и тд.) деятельность которых направлена не только на организацию конечной с/х, а также на реализацию конечной продукции, т.е. в данном случае сельхоз. работник (фермер, крестьянин) является  менеджером, оптовиком, заготовителем, перевозчиком, поставщиком своей продукцией.

Будучи человеком производящим данные товары нам приходилось продавать свой товар на местном рынке по смешной цене, в наше время у большинства фермеров т.е. для частного сектора отсутствуют сельхоз. оборудование, техника для транспортировки, следовательно нет выхода на внешние рынки. Для достижения высокой рентабельности продвижения товара на рынке следует осуществлять действия с маркетинговыми подходами. Достигнуть высоких результатов, низкого количества безработицы, для достижения поставленных целей следует присоединив несколько частных секторов тем самым создать коллективное хозяйство.

В данное время как правило в одной сельской местной местности существует только одно коллективное предприятие, но нужно чтоб их было множество что создаст здоровую конкуренцию, а из этого вытекают другие качества.

Для поддержания роста производительности осуществляется президентская программа по поддержке сельхоз. производителя. Осуществляя поставку сельхоз. техники на лизинг (ДГУП тАЬТуймаада тАУ ЛизингтАЭ) финансируя коллективные предприятия заказывая продукцию выпускаемую данным предприятием.

Отличительные особенности  агромаркетинга. 1. Особенности и функции агромаркетинга

Агромаркетинг отличается от промышленного, коммерчеВнского, банковского и других видов маркетинга. Это опредеВнляется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением товаВнра, разнообразием форм собственности, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью проВнизводства и получения продуктов, многообразием организаВнционных форм хозяйствования и их диалектикой, внешнеВнэкономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей. Природные и экономичеВнские процессы в агробизнесной деятельности интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.

Первая особенность тАФ служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, неВнобходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоВнровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативВнность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетиВнческое обслуживание.

Вторая особенность тАФ несовпадение рабочего периода и пеВнриода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать диалектику спроса потребителей, хорошо знать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность агромаркетинга. Кроме того, такая особенность сельскохозяйственного произВнводства, как сезонность, влияет на формы и методы агромаркеВнтинга и делает их отличными от форм и методов промышленВнного маркетинга.

Третья особенность тАФ производство сельскохозяйственных продуктов взаимосвязано и определяется основным средством и предметом производства тАФ землей, ее качеством и интенсивВнностью использования. Существует также тесная связь испольВнзования земли с развитием отраслей животноводства. Все это определяет объем, ассортимент и качество продукции придает агромаркетингу определенную специфику в процессе его оргаВннизации и проведения.

Четвертая особенность тАФ многообразие форм собственВнности в системе АПК на земле, средства производства, реализуемый товар. Это определяет многоаспектную конВнкуренцию, которая управляется только спросом потреВнбителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие страВнтегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нужВндам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Россию поступает много продуктов питаВнния из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.

Пятая особенность тАФ более высокая восприимчивость, адаптивность, самоорганизация и самоуправление системы агВнромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга, что объясняется особенностями спроса потребителя, острой конкуВнренцией на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимостью быстрого приспособлеВнния системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям вследствие многообразия конкурентных орВнганизационно-правовых форм.

Шестая особенность тАФ более низкий уровень науки и искусВнства маркетинговой деятельности в АПК по сравнению с друВнгими областями, поскольку до настоящего времени не сформиВнровалась наука об агромаркетинге и, следовательно, отсутствуВнют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Однако в последнее время положение начало меняться в лучВншую сторону. Например, три-четыре года назад сельскохозяйВнственные учебные заведения приступили к подготовке специаВнлистов по агромаркетингу.

Для эффективной деятельности на рынке сельскохозяйВнственной продукции необходимо знать функции агромаркеВнтинга, чтобы принимать научно обоснованные и оптимальВнные решения. Все функции маркетинга в АПК следует класВнсифицировать по двум критериям: содержанию и объекту воздействия. Первые можно назвать общими, а вторые  конкретными.                                     

Общие функции маркетинга тАФ это управление, организация, планирование, прогнозирование и целеполагание, анализ, оценка, учет и контроль, а конкретные тАФ исследование рынка, изучение потребителя и его спроса, анализ окружающей среди, осуществление товарной политики, инфратоварное обеспечеВнние, поддержание жизненного цикла товара, ценообразование и ценовая политика, товародвижение и сбыт продукции, форВнмирование спроса и стимулирование сбыта продукции, коммерческая деятельность, внешнеэкономическая маркетинговая деятельность, учетно-финансовая деятельность, управление маркетингом.                                     

В процессе маркетинговой деятельности общие и конкретные функции взаимосвязаны. При осуществлении любой конкретной функции выполняются общие. А теперь подробнее рассмотрим общие функции агромаркетинга.        

Управление представляет собой .виды деятельности по поддержанию действия системы маркетинга в заданном направлении или по переводу в новое. Оно носит оперативный характер, поэтому включает оперативную координацию и регулирование,                                  

Организация призвана создать целостность, единство, упорядоченность работы службы маркетинга. Все отдельные системы маркетинга, объединяясь, создают оптимально организованное целое. Так, должна сохраняться целостность экономической, организационной, технической и других подсистем и при этом обеспечиваться специализация, кооперация, ритмичность, синхронность и непрерывность маркетингового действия.                            

Планирование определяет целевую программу; ее пропорции и обеспеченность необходимыми средствами С его помощью осуществляется планомерность производства управления и маркетинга. Составной частью данной функции является прогнозирование, программирование, проектирование. Особенно широко используется моделирование: составляются различные модели проведения маркетинговых процедур. В процессе планирования должны обеспечиваться научность, системность, единство планироВнвания.

Прогнозирование и целеполагание обеспечивают прогноз на основе использования, экономико-математических меВнтодов, глубокого исследования реальной действительности и ее диалектики (исследование рынков, потребностей поВнкупателей, интересов потребителей). Прогноз в маркетингоВнвой и бизнесной деятельности имеет большое значение, потому что многие поведенческие аспекты потребителей трудно, а порой и невозможно спланировать. Но если таВнкое прогнозирование выполнено, то далее разрабатывается целевая программа, или дерево целей маркетинговой деяВнтельности.

Анализ тАФ это сбор, обработка, систематизация и изучение информации, выявление отклонения от заданных программ и определение их причин, уяснение возможностей и путей ликвидации этих отклонений, сводка аналитических матеВнриалов по маркетингу, представление их руководителям и специалистам, изучение и установление путей повышения качества и эффективности маркетинговой деятельности в сложившихся условиях.

Оценка подводит итог выполнения предыдущих функций и позволяет определить, правильно ли было выбрано направление маркетинговой деятельности.

Учет и контроль тАФ постоянная функция. Она необходима для контролирования фактического процесса маркетинга, деяВнтельности руководителей и специалистов. Контроль должен быть всеобъемлющий, постоянный, своевременный и эффекВнтивный.

В сельскохозяйственных и агропромышленных формироВнваниях маркетинговая деятельность может быть эффективВнной при условии, если ею занимаются все работники аппаВнрата управления, а содействуют ей все работники сферы производства. В скотоводческих предприятиях, например, функциональное маркетинговое воздействие осуществляется как руководителем предприятия, так и заведующим фермой. Вместе с работниками службы маркетинга и зоотехниками ее выполняют экономисты, технологи и т.д. Одновременно со специалистами аппарата управления маркетинговые функВнции осуществляют и работники сферы производства: произВнводят продукцию необходимого качества, установленного ассортимента и создают условия для современного удовлеВнтворения спроса потребителей.

2. Основные понятия системы управления агромаркетингом

Агромаркетинг представляет собой сложную систему, треВнбующую регулирования и управления. Сельскохозяйственное предприятие не является самообеспечивающим, поэтому между ним и окружающей маркетинговой средой происходит постоВнянный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его сущестВнвования и дальнейшее выживание зависят от влияния окруВнжающей среды. Чтобы продолжить свое функционирование, сельскохозяйственное предприятие вынуждено, с одной стороВнны, приспосабливаться к изменениям во внешней маркетингоВнвой среде, а с другой тАФ воздействовать на нее в силу своих возможностей.

Система агромаркетинга включает в себя комплекс наибоВнлее существенных рыночных отношений и информационных потоков, которые связывают сельскохозяйственное предприВнятие с рынками сбыта ее товаров (рис. 12.1).

           

Эти две системы (внешняя и внутренняя) соединены неВнсколькими потоками. Фирма налаживает связи с рынком и элементами его маркетинговой среды, направляет на него инВнформацию, продукцию сельскохозяйственного производства и услуга, а в обмен получает деньги и информацию, сырье, усВнлуги и тд. Система взаимодействия предприятия сельского хоВнзяйства с внешней маркетинговой средой может быть распроВнстранена и на некоммерческую деятельность.

Таким образом, основная цель управления агромаркетиигом тАФ поддержание соответствия между состоянием маркетинговой среды и адекватной ей системой маркетинговой деятельности предприятия сельского хозяйства.

В качестве управляющей системы в процессе управления маркетингом (субъектами управления) выступают руководство сельскохозяйственного предприятия и его служба маркетинга. В компетенцию руководства входит следующее:

- определение сферы деятельности (растениеводство, жиВнвотноводство, переработка и так далее), территориальных границ деятельности, лица собственности и т.д.;

- постановка общих целей предприятия (объем производстВнва, продаж, занятие определенной доли рынка и т.п.);

- формирование корпоративной культуры тАФ единой систеВнмы ценностей, норм и правил деятельности, которые должны знать и соблюдать все работники.

Руководство принимает также решение о роли маркеВнтинга в системе управления предприятием. Если маркетинг признается в качестве концепции управления, часть принВнципиально важных управленческих функций делегируется службе маркетинга, которая принимает следующие решения: определение целей агромаркетинга, выбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, контроль маркетинговой деятельности.

Агромаркетинговая среда может быть условно поделена на микросреду маркетинга предприятия и его макросреду.

Микросреда агромаркетинга предприятия сельского хозяйстВнва включает в себя таки элементы, с которыми оно непосредстВнвенно, каждодневно сталкивается в своей деятельности: поВнставщики, конкуренты, маркетинговые посредники (торговые посредники, организации, осуществляющие транспортировку и хранение продукции, финансово-кредитные учреждения, рекВнламные агентства и др.), контактные аудитории и целевые клиВнентурные рынки.

Совокупность факторов, оказывающих широкомасштабное, глобальное воздействие как на деятельность самого предприВнятия, так и на другие элементы микросреды тАФ это и есть макВнросреда маркетинга. К ним относятся политико-правовые, экоВнномические, научно-технические, природно-климатические, демографические и культурные факторы.

С точки зрения предприятия сельского хозяйства маркеВнтинговая среда может рассматриваться как совокупность внутВнренней и внешней сред, причем первая является управляемой, об управлении второй можно говорить лишь с большими огоВнворками.

Основным инструментом воздействия руководителя предВнприятия и его маркетинговой службы на окружающую среду, в том числе на целевой рынок, является комплекс маркетинга. И здесь речь идет в первую очередь об инновационной деяВнтельности предприятия сельского хозяйства и планировании производственного и товарного ассортиментов, формироваВннии ценовой политики, построении системы маркетинговых коммуникаций, включающей рекламу, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта и личные продажи.

Маркетинг на предприятии сельского хозяйства тАФ лишь часть системы менеджмента (направляющая, формирующая, но часть). Если не будут осуществляться все другие функции (управление производством, кадрами, разработка новых издеВнлий и т.д.), то маркетинг бесполезен. Доходы предприятия, коВнторые обеспечиваются использованием маркетинга, конечно, предполагают и нормальную его прибыльность, т.е. выручка за проданную продукцию должна покрывать все затраты и давать определенную прибыль для его дальнейшего развития и удовлеВнтворения самых разных иных потребностей: от уплаты налогов до создания специальных фондов. Иначе агромаркетинг неэфВнфективен.

Хорошо работающие предприятия имеют ясные и проВнстые структуры, но любая организация может превратиться в неуправляемую, состоящую из конфликтующих подразделеВнний. Поэтому менеджерам следует остерегаться как негибкоВнсти структур, так и их комплексности. Хорошие менеджеры дают своим подопечным достаточно автономии, чтобы те могли наиболее полно раскрыть свой талант. Но автономия не приведет к анархии, если она сочетается с достаточным контролем.

Хороший менеджер должен не только планировать и оргаВннизовывать деятельность подчиненных, но и руководить ими так, чтобы они стремились работать лучше. Одной из черт хорошего руководителя является умение сконцентрировать внимание и интересы сотрудников на целях агропромышленного предприВнятия. Необходимо воспитывать преданность, чтобы люди отоВнждествляли себя с предприятием. Это облегчает руководство совместной работой. Важным аспектом управления является поощрение хорошей работы сотрудников. Как руководители, менеджеры должны обеспечивать продвижение подчиненных, которые в будущем могут стать руководителями.

Контроль означает постоянную проверку того, как данная организация осуществляет свои цели, и корректировку ее действий, если этого не происходит. Формально контроль может быть разделен на три этапа: постановка четких задач для исполнителя, проверка реального исполнения задач, реВншение проблем, если исполнение не соответствует поставВнленным задачам.

Не следует пугать понятия тАЬуправление агромаркетингомтАЭ и тАЬуправление службой агромаркетингатАЭ. Под первым понимается широкий комплекс мер стратегического и тактического харакВнтера, направленных на эффективное осуществление рыночной деятельности предприятия и достижение его основной цели:

- устойчивое и всестороннее удовлетворение потребителей и досВнтижение на этой основе нормальной доходности и прибыльноВнсти. Иными словами, нужно так управлять исследованиями маркетинга, ассортиментной политикой, внедрением новых товаров, сбытом, рекламой и сервисом, чтобы сегодня и в перВнспективе товары и услуги сельскохозяйственного предприятия охотно покупали по ценам, обеспечивающим ему не только возмещение всех издержек, но и возможности нормального развития. Таким образом, управление агромаркетингом означает:

- Верно поставить цели маркетинга, чтобы оптимально увяВнзать возможности рыночной ситуации с научно-производственным, сбытовым и сервисным, потенциалом предприятия. И здесь самое важное тАФ правильная оценка состояния рынка и предприятия, хорошие методики расВнчета, верный прогноз тенденций развития маркетинговой, среды.

- Правильно спланировать все мероприятия маркетинга и эффективно организовать их для достижения указанных целей. Если, выводя на рынок новый товар, предприятие запоздало с рекламной компанией, следовательно, имеет место низкое качество планирования маркетинга. Когда представители предприятия шлют тревожные сообщения о том, что они не успевают обслуживать клиентов в срок, это означает, что плохо организована их сеть с точки, зреВнния сервисных задач.

- Разработать наиболее оптимальную систему маркетинга, обеспечивающую полное удовлетворение потребителей и достижение целей агропромышленного предприятия.  Эффективно контролировать, анализировать и оценивать всю маркетинговую деятельность предприятия, постоянно корректируя ее цели, средства и методы.

- Своевременно производить оперативное вмешательство в ход агромаркетинговых процессов в связи с изменяющиВнмися обстоятельствами и ситуацией.

- Стимулировать эффективную работу всего персонала, заВннятого в маркетинге (вне зависимости от его принадлежВнности к предприятию), для получения максимальной творческой отдачи.

-   Обеспечить управляющих маркетинговой деятельностью объективной и исчерпывающей информацией о внешней и внутренней маркетинговых средах, о возможностях и опасностях.

3. Система агромаркетинговой информации

Эффективность управления агромаркетингом и качество принимаемых управленческих решений в области агробизнеса в значительной степени зависят от четкого функционирования системы маркетинговой информации.            

Для того чтобы успешно конкурировать на современВнном рынке, уже недостаточно ориентироваться на сегоВндняшние потребности покупателей. Необходимо знать, что они будут предпочитать завтра, т.е. фактически управлять информацией.

Предприятие сельского хозяйства должно заниматься сбором агромаркетинговой информации, чтобы объективно оценивать ситуацию во внешней маркетинговой среде, проВнизводить анализ собственной деятельности, снижать финанВнсовый риск, находить наиболее выгодные рынки, определять отношение к себе потребителей, координировать работу своих подразделений, получать конкурентное преимущество и т.д. Помимо большого объема, агромаркетинговая инфорВнмация отличается разноплановостью и сложностью. ПриняВнтие же правильных решений зависит от выбора именно неВнобходимой или полезной информации, от качественного уровня ее анализа. В конечном итоге все это требует разраВнботки особой системы маркетинговой информации. СпециаВнлисты определяют ее как единый комплекс взаимодейстВнвующих и взаимосвязанных элементов, а не как совокупноВнсти массы статических, независимых друг от друга действий и операций по сбору и обработке информации.

По критерию принятия решений система агромаркетинговой информации подразделяется на три подсистемы: принятия управляющих решений; плановых решений; обеспечение решеВнний по фундаментальным исследованиям.

Первая подсистема включает в себя информацию оперативВнного порядка о текущей ситуации в агромаркетинговой среде. Ее задача тАФ быстрое выявление возникающих проблем и тенВнденций. Вторая обеспечивает руководителей предприятий сельВнского хозяйства и службы агромаркетинга информацией, исВнпользуемой в процессе планирования их деятельности. Третья накапливает и анализирует информацию по конкретной проВнблеме, например в случае изучения взаимосвязи между объеВнмом затрат на рекламу и объемом продаж.

По функциональным критериям выделяются следующие подВнсистемы: внутренней отчетности, сбора внешней текущей агВнромаркетинговой информации, агромаркстинтовых исследоваВнний, анализа агромаркетинговой информации.

Подсистема внутренней отчетности призвана обеспечивать управляющих агромаркетингом данными о деятельности самого сельскохозяйственного предприятия, его подразделений и отВндельных работников. Ее цель тАФ сбор и анализ информации о показателях текущего оборота, объемах затрат и получаемых доходов, движении денежной наличности и состоянии финанВнсовых средств на счетах, объемах товарных запасов, ценах на продукцию предприятия и т.д. Как правило, данная информаВнция носит оперативный характер и используется в качестве осВнновы для принятия управленческих решений тактического плаВнна, например завоз сырья конкретного вида в связи со снижеВннием его запасов.

Подсистема сбора внешней текущей агромаркетинговой инВнформации, представляющая собой комплекс источников, приеВнмов и средств получения текущей информации о внешней марВнкетинговой среде.

Объектами внимания в этом случае выступаВнют клиентурные рынки, конкуренты, поставщики, контактные, аудитории, посредники, а также факторы макросреды агромарВнкетинга.

Основными источниками текущей информации об агромарВнкетинговой среде, и в первую очередь о клиентурных рынках, являются сами покупатели продукции предприятия сельского хозяйства, продавцы, торговые агенты предприятия и незавиВнсимые торговые посредники, сотрудничающие с ними, агромаркетинговые посредники, специализирующиеся на сборе и продаже коммерческой информации (широкое распространение в последнее время получили коммерческие компьютерные базы данных), специальные отделы предприятий, занимающиеВнся сбором и анализом текущей маркетинговой информации, специализированные журналы, справочники, информационные бюллетени, представители контактных аудиторий тАФ средства массовой информации, различные общественные формироваВнния (общества защиты прав потребителей и т.п.).

Особый интерес для сельскохозяйственного предприятия представляет информация о его конкурентах. Своевременно полученные данные об их деятельности позволяют вовремя вносить изменения в собственную стратегию и тактику, разраВнбатывать систему контрмер по защите позиций предприятия на рынке.

Подсистема агромаркетинговых исследований предназначена для определения круга данных, необходимых управляющим маркетингом сельскохозяйственного предприятия при приняВнтии соответствующих управленческих решений, их сбор, анализ и отчет о результатах.

Процесс агромаркетингового исследования представляет соВнбой ряд последовательных действий, которые можно объедиВннить в несколько этапов: определение проблемы (круга вопросов) и формирование целей исследования, предварительный анализ имеющейся информации, отбор источников информаВнции, формирование плана агромаркетингового исследования, сбор данных, повторный анализ, представление отчета о полуВнченных результатах.

Определение проблемы исследования тАФ один из наиболее ответственных его этапов. Туманная, расплывчатая формулиВнровка может явиться причиной того, что исследования не реВншат поставленной перед ними задачи или соберут ненужную и дорогостоящую информацию. Четкое определение проблемы ориентирует исполнителей на сбор и анализ именно той инВнформации, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

Основными типами целей исследования являются:

- поисковые тАФ сбор предварительной информации и выработку гипотезы;

- описательные тАФ описание определенных явлений;

- экспериментальные тАФ проверка определенной гипотезы, например: снижение цен товаров на 10% должно повысить сбыт товаров на 7%.

В процессе сбора информации специалисты по маркеВнтингу могут воспользоваться различными способами, в числе которых наблюдение, интервьюрирование, эксперимент, опВнрос и др. В ходе наблюдения исследователь-эксперт накапВнливает необходимые данные, беседуя с работниками предВнприятия и потребителями, а иногда и сам выступая в роли покупателя. При этом информация поступает к нему непоВнсредственно, тАЬиз первых руктАЭ. В то же время велика угроза субъективного толкования полученных фактов, особенно есВнли эксперт является лицом заинтересованным (например, работник данного агропромышленного предприятия). Цель интервьюрирования тАФ выявить отношение потребителей проВндукции предприятия или избранных экспертов к определенВнной проблеме. Эксперимент основан на моделировании и практическом воспроизведении характерной ситуации. ОсоВнбенно целесообразно его проведение при исследовании приВнчинно-следственной связи. Например, как отразится на объВнеме продаж сети магазинов сельскохозяйственного предприВнятия внедрение определенной дополнительной услуги?

После того как информация собрана, производится ее анаВнлиз. Информация табулируется. Для обработки могут примеВнняться статистические (группировки, индексы и тому подобВнное) или экономико-статистические методы, во многих слуВнчаях используется ЭВМ с соответствующим программным обеспечением.                             

Завершающим этапом агромаркетингового исследования явВнляется представление отчета о полученных результатах и разраВнботка рекомендаций управляющим. Как правило, он представВнляется в письменном виде. При этом целесообразно избегать узкопрофессиональных терминов или в случае необходимости определить терминологию. Отчет должен быть кратким и соВндержать основные, выводы, касающиеся исследуемой проблемы. На основе приведенных выводов вырабатываются рекомендаВнции управляющим агромаркетингом о целесообразности приняВнтия тех или иных управленческих решений. Иногда даются ваВнрианты прогнозов развития исследуемых явлений.

Подсистема агромаркетингового анализа представляет собой совокупность элементов, деятельность которых направлена на обеспечение хранения, обработки и анализа агромаркетинговой информации. Целью функционирования подсистемы является представление уже обработанной систематизированной инфорВнмации управляющим агромаркетингом для принятия соответстВнвующих решений.

Основными элементами подсистемы выступаВнют банки данных, банк статистических процедур, банк моделей и система поддержки принятия агромаркетинговых решений.

4. Система планирования агромаркетинга

В наиболее широком смысле планирование понимается как управленческий процесс определения целей и путей их достиВнжения. Вопросы целепологания самым непосредственным обВнразом связаны с различными характеристиками предприятия сельского хозяйства, его возможностями, факторами окружаюВнщей среды. От того, насколько обоснованно будут определены цели, в значительной мере зависит успешность деятельности, а в некоторых случаях и сам факт выживания предприятия.

По длительности перспектив целеполагания и в зависимоВнсти от уровня субъектов планирования различают стратегичеВнское и текущее планирование.

Стратегическое планирование, как правило, является прероВнгативой руководства сельскохозяйственного предприятия. Оно выступает инструментом, помогающим управляющим разрабоВнтать систему целей по четырем основным направлениям управВнленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация деятельности работВнников и подразделений предприятия, организационное страВнтегическое предвидение.                   

Текущее планирование представляет собой систему краткоВнсрочных целей, согласующихся со стратегическими целями, и способствующих их достижению, а также процесс разработки тактики деятельности сельскохозяйственного предприятия.

Стратегический план позволяет сельскохозяйственному предприятию реализовать свою индивидуальность, как в глазах собственных работников, так и с точки зрения окружающей среды. Достижение поставленных целей объединяет всех раВнботников и функциональные различные структуры, подчеркиВнвает значимость их усилий. План координирует их деятельВнность, помогает оптимально распределить ресурсы. СтратегичеВнское планирование делает предприятие более подготовленным к внезапным переменам, позволяет предусмотреть их и разраВнботать стандартные наборы корректирующих мер.

Основная общая цель предприятия сельского хозяйства, т.е. четко выраженная причина его существования, обозначается как миссия (иногда ее еще называют тАЬгенеральная цельтАЭ). Все остальные цели играют подчиненную по отношению к ней роль. Обычно она формулируется в официальном программном заявлении, которое содержит следующие моменты:

- главная задача предприятия с точки зрения основной сферы деятельности;

-   основные рабочие принципы, определяемые внешней средой;

корпоративная культура предприятия.

Вопреки очевидному для большинства мнению, что главной целью деятельности предприятия является получение прибыли, это не может быть избрано в качестве миссии. Необходимо согласиться с теми специалистами, которые считают, что полуВнчение прибыли можно рассматривать только как чисто внутВнреннюю цель предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она в конечном итоге может выжить, если будет удовлетворять определенные потребности вне ее. Чтобы получить прибыль, предприятие должно найти свою цель во внешней среде.

При определении сферы деятельности сельскохозяйстВнвенного предприятия указание вида удовлетворяемых поВнтребностей с помощью его продукции, а также его клиенВнтурного рынки представляется более предпочтительным, чем определение основных групп товаров, производимых предВнприятием, или -используемых технологий.

Понятие корпоративной культуры включает в себя единую систему ценностей, норм и правил деятельности, которыми должны руководствоваться все работники предприятия. В эту систему входят следующие элементы:

-   четкая ориентация на долгосрочные перспективы;

- значимые характеристики внутренней рабочей среды (вопросы субординации во взаимоотношениях руковоВндителей и подчиненных, официальных взаимоотношений между ними, требования к внешнему виду работников и др.);

- степень централизации и децентрализации системы управления, важность творческого подхода к работе;

-  уровень неформальных контактов между сотрудниками;

-  использование кандидатур своих работников для заполВннения вакансий на руководящие должности;

- история и традиции предприятия.

Все цели предприятия АПК должны быть реальными и досВнтижимыми. Установление нереальных целей ведет к сбою всей системы управления, что чревато катастрофическими последстВнвиями. Кроме того, они должны быть ранжированы по значиВнмости, ориентированы по времени (долтосрочные, среднесрочВнные, краткосрочные) и четко сформулированы.

После того как определена миссия предприятия и установВнлены ее цели, управляющие должны предложить основные пуВнти их достижения. Выбор этих путей зависит от многочисленВнных факторов, существующих как в самом предприятии, так и вне него. В ходе изучения внешней среды для управляющих предприятием важно проанализировать, какие факторы в наибольшей степени влияют на успешность его деятельноВнсти. При этом исследуется воздействие факторов как микроВнсреды (поставщики, конкуренты, маркетинговые посредниВнки, клиентурные рынки, контактные аудитории), так и макВнросреды (экономические, политические, научно-технические, демографические, природно-климатические и факторы кульВнтурного порядка).

Особенно пристальное внимание при этом уделяется анализу опасностей и возможностей для сельскохозяйственВнного предприятия. Так, в качестве опасности для предприятия сельского хозяйства, обслуживающего туристический бизнес, может рассматриваться снижение притока туристов вследстВнвие усиления политической напряженности в данном районе или вспышки какой-либо эпидемии. Опасностью может быть решение правительства страны увеличить налог на доходы сельскохозяйственных предприятий, а также выход на клиВнентурный рынок предприятия мощного конкурента. ПримеВнрами возможностей для предприятия могут служить решение о проведении в стране крупного международного мероприяВнтия (Олимпийские игры, представительный международный фестиваль и т.п.), снятие ранее действовавших налоговых ограничений, уход с рынка или банкротство основного конВнкурента.

Следующей стадией ситуационного анализа является оценка факторов внутренней среды предприятия. Процесс, в ходе которого анализируются его внутренние проблемы, называется управленческое обследование и представляет собой методичную оценку функциональных зон предприятия сельского хозяйства, имеющую целью выявить его сильные и слабые стороны. Чаще всего обследованию подвергаются пять функций: агромаркетинг; финансы (бухгалтерский учет); сельскохозяйственное производство (технологии); чеВнловеческие ресурсы; корпоративная культура и образ предВнприятия.

После проведения управленческого обследования, выявВнления сильных и слабых сторон деятельности сельскохозяйВнственного предприятия, руководство получает достаточно информации, чтобы приступить к выбору соответствующей стратегической альтернативы. Различают следующие основные стратегические альтернативы развития предприятия: рост, сокращение или их сочетание.

Стратегия роста реализуется при постоянно возрастающем уровне целей предприятия сельского хозяйства по сравнению с ранее достигнутым. Различают следующие основные виды этой стратегии: ограниченный рост, интенсивный рост, диверсификационный  рост.

Стратегия ограниченного роста характеризуется практикой установления целей от достигнутого, скорректированных с учеВнтом инфляции. Чаще всего она применяется в тАЬзрелыхтАЭ, слоВнжившихся отраслях экономики, к которым и относится сельВнское хозяйство, со стабильной технологией: Обычно этой страВнтегии придерживаются предприятия, удовлетворенные своим положением.

Сельскохозяйственные предприятия следуют стратегии инВнтенсивного роста тогда, когда руководство считает, что органиВнзация не до конца использовала возможности существующих клиентурных рынков и совершенствования товара.

Широкий выход на новые рынки с новыми товарами соВнставляет сущность стратегии диверсификации роста.

Гораздо реже руководство предприятий приходят к вывоВндам о необходимости осуществления стратегии сокращения. Причинами принятия таких решений могут быть утраты поВнзиций на рынке в связи с эффективной деятельностью конВнкурентов, долгосрочные неблагоприятные тенденции во внешней среде, переориентация на новые сферы экономики, задолженность предприятия и др. Основными разновидноВнстями данной стратегии являются: ликвидация тАФ полная распродажа имущества предприятия; тАЬотсечение лишнеготАЭ тАФ отделение и продажа отдельных подразделений организации; переориентация тАФ сокращение операций в какой-либо сфеВнре деятельности предприятия.

Крупные организации сельского хозяйства, состоящие из большого количества предприятий, иногда. Применяют различные стратегии для конкретных стратегических хоВнзяйственных подразделений. При этом для одних опреВнделяющей будет стратегия роста, для других тАФ сокращеВнния. Одновременное применение этих двух подходов в разВнвитии единой организации получило определение стратегии сочетания

Агромаркетинговая стратегия представляет собой раздел общего плана агромаркетинга, широкомасштабную програмВнму действий, направленную на достижение основных целей агромаркетинга. Она включает в себя разработку целевых рынков (сегментов рынка), комплекса агромаркетинга и бюджета агромаркетинга, а также определение времени наВнчала и сроков проведения основных агромаркетинговых меВнроприятий.

Определение конкретного целевого рынка абсолютно необхоВндимо для разработки маркетинговой стратегии. Только зная хаВнрактеристики потребителей, их особенности, предприятие смоВнжет предложить средства удовлетворения их потребностей. Сконцентрировав свои усилия и средства на конкретных рынВнках, в наибольшей степени соответствующих его интересам и возможностям, оно может надеяться на большую эффективВнность своих затрат, а также получение определенных конкуВнрентных преимуществ. Характеристики избранного целевого рынка (сегмента) в конечном итоге определяют все остальные элементы агромаркетинговой стратегии.

Наиболее важная роль среди них принадлежит формироваВннию комплекса агромаркетинга. Основываясь на результатах сиВнтуационного анализа и в полной мере учитывая особенности целевого рынка, управляющие по агромаркетингу должны найти оптимальное сочетание в комплексе тАЬтовар тАФ цена тАФ сбыт тАФ агромаркетинговые коммуникациитАЭ.

Система мероприятий, проводимая в рамках агромаркеВнтинговой стратегии, очевидно, потребует определенных заВнтрат. В ходе разработки стратегии управляющие должны опВнределить размер этих затрат. Это необходимо как с точки зрения организации бесперебойного финансирования укаВнзанных мероприятий, так и в целях предварительной оценки эффективности затрат. Таким образом, разработка бюджета агромаркетинга представляет собой, в определенной мере, прогноз прибылей или убытков проведения конкретной агВнромаркетинговой стратегии.

Временной аспект в формировании агромаркетинговой стратегии реализуется в принятии решений по поводу начала активного ее воплощения. Руководство предприятия сельского хозяйства, проведя ситуационный анализ, должно четко знать, насколько благоприятна ситуация во внешней среде для начала намеченных действий. Если она не вполне соответствует разраВнботанным планам (например, по причине прогнозируемого дальнейшего экономического спада), то необходимо выяснить, когда наступит благоприятный момент. Кроме того, необходиВнмо определить последовательность и сроки проведения основных агромаркетинговых мероприятий.

Сельхоз товар сегодня востребован на рынке, весь продуктовый рынок состоит из сельхоз товаров, и является основой для продовольственный товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие агромаркетинга в нашей  республике приведет к росту занятости населения, росту сельхоз. товаров народного потребления, и в общем социально-экономическому росту по республике и России.

Данная отрасль у нас не сильно развит, для роста отрасли нужен профессиональный подход, но высококвалифицированных специалистов невозможно привлечь к сельскому хозяйству, что отрицательно действует на само развитие.

Среди факторов, ограничивающих развитие отрасли, с точки зрения обследованных товаропроизводителей, наиболее важными являются изношенность материально тАУ технической базы, высоких цен на материально тАУ технические ресурсы и продукцию сельского хозяйства, неэффективная государственная поддержка, недостаток собственных финансовых средств, высокие налоги.

Трудности с получением и особенно возвратом кредитов, отсутствие средств на приобретение комбикормов, горючего, семян, вынуждают фермеров искать другие виды деятельности. В результате реально сельхозпроизводством занимается лишь две трети крестьянских хозяйств, из них большинство тАУ на уровне самообеспечения.

На плечах местных органов власти в первую очередь лежит задача поддержки, воспитания уважения к труду вообще и труду селянина особенно. Безусловно, одними усилиями областных и местных органов власти села не поднять. Нужны совместная, координированная деятельность всех уровней и всех ветвей власти, политика, основанная на поддержке отечественного товаропроизводителя, программа экспертных мер поддержки и развития АПК.

На заключение хотелось бы сказать что работы специалистов в данной отрасли очень много для развитии экономики в целом нужно развивать все виды отрасли с профессиональным подходом.

Список использованной литературы
  1. тАЬМаркетингтАЭ. Принципы и технология маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов/ Под редакцией Эриашвили Н. Д. тАУ М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 тАУ 255 с.
  1. "Основы маркетинга" Ф. Котлер, М., 1996  Перевод с английского тАЬРостинтэртАЭ, 704 с.
  1. Лекции тАЬМаркетинг ОтраслитАЭ

4. Журналы

Вместе с этим смотрят:

Актуальные вопросы маркетинга
Анализ конкурентов. Факторы, влияющие на выбор охвата рынка
Анализ рынка и позиционирование
Анализ рыночных возможностей фирмы