Расчет площади сложной фигуры

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕХНИКИ

                (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Расчет площади  сложной фигуры с помощью метода

      имитацеонного моделирования .

Логвиненко В.

Москва. 1995 г.

                           

Задание: Разработать программу, позволяющую с помощью метода имитационного моделирования рассчитать площадь сложной фигуры, ограниченной сверху кривой U=Y1(x) , снизу V=Y2(x).

1. Для решения данной задачи применим следующий метод.

    Ограничим заданную фигуру прямоугольником, стороны которого проходят:

               через точки максимального и минимального значения функций и параллельны осям абсцисс;

               через левую и правую граничные точки области определения аргумента и параллельны осям ординат.

   Используя датчик случайных чисел разыгрываются координаты случайной точки из этого прямоугольника .  Проверяем попадаете точки в заданную фигуру. Зная площадь прямоугольника и отношение попавших точек к их общему числу разыгранных, можно оценить площадь интересующей нас фигуры.

          

2.        Технические характеристики объекта исследования:

    

       2.1. Диапазон значений параметров задачи.

           

      Множество кривых ограничим полиномами третьего порядка, в виду того что полиномы более высокого порядка сильно увеличивают время вычисления. Причем для наглядности решения вполне достаточно порядка "3".

           

      Коэффициенты полинома ограничим диапазоном  [-100,100] .

       Область определения ограничим диапазоном [-100,100].

Эти ограничения введены для более наглядного решения задачи, и изменить их не с технической точки зрения не сложно.

3. Решение задачи.

Данная задача решена в среде Turbo C. Для решения потребовалось общую задачу разбить на   несколько     небольших    задач (процедур).

А именно отдельно( в виде процедур) были решены задачи 

    

 

    -ввод параметров;                                |

                       процедура    get_poly                        |

                                                                       |

       -сообщение об ошибке при вводе;                  |        Файл WINDOW.C

                      процедура    talkerror                         |

                                                                         |

       -рисование рамки окна;                                    |

                       процедура     border                        |

   

     -вычисление минимального и                        |        

        максимального  значении функций ;                |

                    процедура     f_max                        |

                                                               |        

       -вычисление значения полинома в                |

                заданной точке;                                |        Файл  MATIM.C

                       процедура     fun                        |

                                                               |        

     -вычисление корней кубичного                        |        

              уравнения;                                        |

                     процедура    f_root                        |

    

       -вычисление интеграла численным                |

           методом;                                        |

                      процедура    i_num                        |

                                                          |        Файл F_INTEGER.C

       -вычисление интеграла с помощью                |

        имитационного моделирования;                |

                        процедура    i_rand                        |

      -инициализация графического режима                |

                      процедура    init                        |

                                                               |

       -обводка непрерывного контура                |        Файл DRAFT.C

                       процедура    f_draft                        |        

                                                                  |

       - вырисовка осей координат                        |

                        процедура   osi                        |

     -вырисовки графиков функций и                |        Файл DRAFT_F.C

       штриховка заданной площади                        |

                       процедура    draft_f                        |

       -вырисовка графиков вычисления                |

       площади разными методами и вывод        |        Файл DRAFT_N.C

       таблицы результатов вычисления                |

                       процедура        draft_n                        |        

               

Схема алгоритма  имеет вид:

4. Описание процедур используемый в программе.

4.1 Файл WINDOW.C.

4.1.1 Процедура ввода параметров.

void get_poly( float *b3,float *b2,float *b1,float *b0, //-коэффициенты полинома Y1

                       fliat *c3,float *c2,float *c1,float *c0,  //-коэффициенты полинома Y2

                       float *x1,float *x2,                  // область определения [x1,x2]

                        int *N )                        // количество обращений к генератору                                                //случайных чисел

4.1.2 Процедура рисования рамки окна.

void border(int sx, int sy, int en, int ey)  // рисует рамку с координатами левого верхнего                                             // угла (sx,sy)  и координатами правого нижнего                                               // угла (ex,ey)

       

4.1.3 Процедура сообщения об ошибке при вводе.

void talkerror(void)  -

Процедура подает звуковой сигнал и выводит на экран сообщение об ошибке при вводе.

4.2. Файл MATIM.C

4.2.1 Процедура вычисления максимального и минимального значений функций на заданном интервале.

void f_max(float b3,float b2,float b1,float b0, //-коэффициенты полинома  Y1

                       fliat c3,float c2,float c1,float c0,  //-коэффициенты полинома Y2

                       float x1,float x2,                  // область определения [x1,x2]

                         float *amin, float *amax)      // минимальное и максимальное значения                                                //                        функций                                                                

4.2.2 Процедура вычисления значения полинома в данной точке.

float fun(float b3,float b2,float b1,float b0, //-коэффициенты полинома

                       float  x)              

Возвращает значение полинома в точке х.

4.2.3 Процедура вычисления корней кубичного уравнения.

int f_root(float b3,float b2,float b1,float b0, //-коэффициенты полинома  Y1

                       fliat c3,float c2,float c1,float c0,  //-коэффициенты полинома Y2

                       float x1,float x2,                  // область определения [x1,x2]

                                               

               float e,                                  // точность вычисления корней

         float *k1,float *k2,float *k3)      // значения  корней                                                                             //  функций        

                        

Возвращает количество  действительных корней на данном интервале.

4.3. Файл F_INTEGER.C

4.3.1 Процедура вычисления площади сложной фигуры численным методом.

float f_num(float b3,float b2,float b1,float b0, //-коэфициенты полинома  Y1

                       fliat c3,float c2,float c1,float c0,  //-коэфициенты полинома Y2

                       float x1,float x2)                 // область определения [x1,x2]

Вычисляет площадь сложной фигуры.

4.3.2  Процедура вычисления площади сложной фигуры c помощью метода имитационного моделрования

float f_(float b3,float b2,float b1,float b0, //-коэфициенты полинома  Y1

                       fliat c3,float c2,float c1,float c0,  //-коэфициенты полинома Y2

                       float x1,float x2,                // область определения [x1,x2]

                       float fmin,float fmax,          // минимальное и максимальное значения                                                  //функций на данном интервале

                          int n)                                // количество обращений к генератору                                                // случайный чисел

       

Вычисляет площадь сложной фигуры с помощью метода имитационного моделирования.

4.4 Файл DRAFT.C

4.4.1 Процедура инициализации графического режима.

void init (void)

4.4.2 Процедура обводки непрерывного контура.

void f_draft (float b0,float b1,float b2,float b3, //-коэфициенты полинома 

                                       float x1,float x2)                 // область определения [x1,x2]

4.4.3 Процедура вырисовки осей координат.

void osi ( float x1, float x2, // область определения функций

               float b)                  // маштабный коэфициент расчитывается по формуле

                                           //  b= j - Fmin*(i-j) / (Fmax - Fmin)

                                           // где i,j - задают положение графика на экране

                                         // Fmin,Fmax - минимальное и максимальное значения                                 //функций на данном интервале

4.5 Файл DRAFT_F.

4.5.1 Процедура вырисовки графиков функций.

void draft_f (float b3,float b2,float b1,float b0, //-коэфициенты полинома  Y1

                       fliat c3,float c2,float c1,float c0,  //-коэфициенты полинома Y2

                       float x1,float x2,                // область определения [x1,x2]

                       float fmin,float fmax,          // минимальное и максимальное значения                                                  //функций на данном интервале

                          int k, int i, int  l, int j)                // координаты, задающие положение                                                                 //графика на экране                                                                                  

4.6 Файл DRAFT_N.

4.6.1 Процедура вырисовки графиков значений полщадей расчитанных числвым методом и методом имитационного моделирования в зависимости от количества обращений к генератору случайных чисел.

void draft_e (float b3,float b2,float b1,float b0, //-коэфициенты полинома  Y1

                       fliat c3,float c2,float c1,float c0,  //-коэфициенты полинома Y2

                       float x1,float x2,                // область определения [x1,x2]

                       float fmin,float fmax,          // минимальное и максимальное значения                                                  //функций на данном интервале

                        float Sn,                              // площадь рассчитанная числовым методом

                          int k, int i, int  l, int j)                // координаты, задающие положение                                                                 //графика на экране                        

4.7 Файл SQ.C

Все файлы объединены в главной программе SQ.C, которая является основной и координирует работу процедур.

5 Использование программы.

Для использования данной программы необходима операционная среда MS DOS,

файл egavega.bgi, и собственно сама скомпилированная программа sq.exe.

6 Исходный текст программы дан в приложении №1.

7 Тесовый пример показан в приложении №2.

8 Список использованной литературы.

 

8.1  Язык программирования Си для персонального компьютера .

                                              С.О. Бочков, Д.М. Субботин.

8.2 С++ . Описание языка программирования.

                                                 Бьярн Страустрап.

8.3 TURBO C. User's Guide. Borland International, Inc. 1988.

8.4 TURBO C. Reference Guide. Borland International, Inc. 1988.

9 Заключение.

9.1 Сопоставление результатов работы с тербованием задания.

Сопоставляя результаты работы с требованием задания, можно сказать что задача решена в полной мере, за исключением, быть может общности относительно возможности расчета для многие классов функций. Но решение более общей задачи ( т.е. возможность расчета для многих классов функций ) представляется значительно более громоздким, и вообще является отдельной задачей. Поэтому автор не счел нужным разрабатывать алгоритм ввода многих функций и заострил внимание собственно на самой задаче - расчете площади сложной фигуры с помощью метода имитационного моделирования и сравнение этого метода с числовыми методами.

9.2 Рекомендации по улучшению программы.

При разработке программы автор упустил возможность работы с числовыми массивами. Поэтому, можно улучшить программу переписав ряд процедур под массивы , что сделает программу менее массивной и более наглядной. Широкое

      возможности по улучшению  программы в области разработки алгоритмов ввода различный классов функций. 

        

    

Для решения задачи методом имитационного моделирования ограничим данную

Вместе с этим смотрят:

Расчет площади сложной фигуры методом имитационного моделирования
Расчет размерных цепей
Расчетно-графическая работа по специальным главам математики
Расширения полей. Формальное присоединение элементов