Логико-методологические аспекты технического знания

Сдавалось: ВИА 1994г.

Преподаватель: КФН Морозников Борис Константинович

Оценка: удовлетворительно

Тема: Логико-методологические аспекты технического знания.

                      В В Е Д Е Н И Е

     Возрастание роли техники и технического знания в  жизни

общества характеризуется зависимостью науки от научно-техни-

ческих разработок,  усиливающейся технической оснащенностью,

созданием новых методов и подходов,  основанных на техничес-

ком способе решения проблем в разных областях знания,  в том

числе  и  военно-техническом  знании.  Современное понимание

технического знания и технической деятельности связывается с

традиционным кругом  проблем и с новыми направлениями в тех-

нике и инженерии,  в частности с техникой  сложных  вычисли-

тельных систем, проблемами искусственного интеллекта, систе-

мотехникой и др.

     Спецификация понятий технического знания обуславливает-

ся в первую очередь спецификой предмета отражения  -  техни-

ческих объектов и технологических процессов.  Сравнение объ-

ектов технического знания с объектами иного знания показыва-

ет их определенную общность,  распространяющуюся, в частнос-

ти,  на такие черты, как наличие структурности, системности,

организованности и т.д. Такие общие черты отражаются общена-

учными понятиями "свойство",  "структура", "система", "орга-

низация" и т.п.  Разумеется общие черты объектов техническо-

го,  военно-технического,  естественно-научного и обществен-

но-научного знания отражаются такими философскими категория-

ми "материя", "движение", "причина", "следствие" и др. Обще-

научные  и  философские  понятия употребляются и военных и в

технических науках,  но не выражают их специфики.  Вместе  с

тем они помогают глубже,  полнее осмыслить содержание объек-

тов технического, военно-технического знания и отражающих их

понятий технических наук.

     Вообще философские и общенаучные понятия в  технических

науках выступают в роли мировоззренческих и методологических

средств анализа и интеграции научно-технического знания.

            1. ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

                    ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

     1.1. Технический объект и предмет технических наук

     Технический объект - это, несомненно, часть объективной

реальности, но часть особая. Его возникновение и существова-

ние связаны с социальной формой движения  материи,  историей

человека. Это  определяет исторический характер технического

объекта. В нем объективируются производственные функции  об-

щества, он выступает воплощением знаний людей.

     Возникновение техники  -  это   естественноисторический

процесс, результат  производственной  деятельности человека.

Ее исходным моментом являются "органы  человека".  Усиление,

дополнение и  замещение рабочих органов - социальная необхо-

димость, реализуемая путем использования природы и  воплоще-

ния в преобразуемых природных телах трудовых функций.

     Формирование техники протекает в процессе  изготовления

орудий, приспособления природных тел для достижения цели.  И

ручное рубило,  и ствол дерева,  выполняющий функцию моста и

т.п. - все это средства усиления индивида,  повышения эффек-

тивности его деятельности.  Природный  предмет,  выполняющий

техническую функцию,  -  это уже в потенции технический объ-

ект. В нем зафиксирована целесообразность его  устройства  и

полезность конструктивных  улучшений  за счет подработки его

частей.

     Практическое выделение конструкции как целостности сви-

детельствует об актуальном существовании технического объек-

та. Ее  важнейшими свойствами являются функциональная полез-

ность, необычное для природы сочетание материалов, подчинен-

ность свойств  материала отношению между компонентами систе-

мы. Техническая конструкция  представляет  собой  соединение

компонентов; этот  порядок обеспечивает как можно более про-

должительное и эффективное функционирование орудия, исключа-

ющее его  саморазрушение.  Компонентом конструкции выступает

деталь как исходная и неделимая для нее единица. И, наконец,

с помощью  технической  конструкции способ общественной дея-

тельности достигает технологичности.  Технология  -  это  та

сторона общественной практики,  которая представлена взаимо-

действием технического средства  и  преобразуемого  объекта,

определяется законами материального мира и регулируется тех-

никой.

     Техническая практика  обнаруживает себя в отношении че-

ловека к технике как объекту, к ее частям и их связям.

     Эксплуатация, изготовление и конструирование тесно свя-

заны друг с другом и представляют собой своеобразное  разви-

тие технической  практики.  В  качестве объекта эксплуатации

техника выступает как некоторая материальная и  функциональ-

ная целостность, сохранение и регулирование которой - непре-

менное условие ее использования. Движущим противоречием экс-

плуатации является несоответствие между условиями функциони-

рования техники и ее функциональными особенностями. Функцио-

нальные особенности предполагают постоянство условий эксплу-

атации, а условия  эксплуатации  имеют  тенденцию  меняться.

Преодоление этого  противоречия достигается в технологии,  в

нахождении типовых технологических операций.

     Внутренним противоречием  технологии  является  несоот-

ветствие между используемыми природными процессами и потреб-

ностями в повышении ее надежности и эффективности. Преодоле-

ние этого противоречия достигается в  конструировании  более

совершенной техники,  с  помощью  которой можно использовать

более фундаментальные  закономерности  природы.  Техника  не

пассивна по отношению к технологии, средство влияет на цель.

Новая техника изменяет технологию, технология сама становит-

ся средством  реализации  внутренних достоинств сконструиро-

ванной техники.

     В конструировании  с наибольшей полнотой обнаруживается

социальная сущность технического объекта. В нем синтезирует-

ся конструктивная  структура  в  соответствии с заданной об-

ществом производственной функцией.  Техника образует условие

развития общества,  опосредствует  его  отношение к природе,

является средством разрешения противоречий между человеком и

природой. Технический  объект  -  носитель производственных,

технологических функций человека. Без технического прогресса

невозможно достижение  социальной  однородности  общества  и

всестороннего развития каждого индивида.

     Таким образом  понятие "технический объект" носит мето-

логический характер и выполняет важную функцию в теоретичес-

ком анализе техники и технических наук.

     Технический объект - это не только  объект  технической

практики, но  и материальное средство целесообразной общест-

венной деятельности.  Он функционирует в обществе  и  совер-

шенствуется в  качестве  технического  базиса  общественного

производства. В процессе совершенствования технический  объ-

ект усложняется и качественно меняется. Такое изменение объ-

екта происходит в результате,  во-первых,  все большей  кон-

центрации в каждом последующем реализованном проекте матери-

альных ресурсов и научно-технической  мысли;  во-вторых,-  в

результате увеличивающегося использования природных ресурсов

с помощью объединения машин в огромные системы.

     Технический объект   не  является  чем-то  застывшим  и

аморфным. Находясь в непрерывном взаимодействии с  субъектом

и подвергаясь  преобразованию в ходе своего функционирования

в общественной системе,  технический объект закономерно раз-

вивается. Можно отметить следующие закономерности его разви-

тия:

     изменение технического объекта как особой части  приро-

ды - превращение технического средства из  модифицированного

предмета  природы  в  используемый  в производстве природный

процесс;

     увеличение концентрации  материально-технических ресур-

сов и научно-инженерной мысли в сооружаемом объекте;

     становление больших технических и социально-технических

систем;

     включение в  технический объект новых природных процес-

сов и использование в нем более глубоких  и  фундаментальных

закономерностей;

     возрастание целесообразности и рациональности  строения

технического объекта;

     интенсификация взаимодействия техники и природы;

     углубление социальных последствий технического прогрес-

са;

     приближение внутреннего совершенства  технического объ-

екта к природе,  которая в плане естественности остается для

него идеалом.

     Приобретая большую естественность,  технический объект,

однако, остается целесообразным средством деятельности чело-

века и не может вследствие этого стать тождественным природе.

     Взаимодействие субъекта  и объекта всегда целесообразно

и выделяет ту предметную область, которая полезна для дости-

жения цели. Предметную область объекта мы понимаем как сово-

купность его свойств. Носителями свойств являются компоненты

технической системы, которая может выступать и как техничес-

кое средство,  и как технический материал,  и как технологи-

ческий метод.

     Свойства технического объекта выявляются в  технической

практике и фиксируются в знании приемов эксплуатации,  изго-

товления и совершенствования техники.  Эмпирически найденные

пропорции между частями технического средства и описание ма-

териала и особенностей различных конструкций еще не образуют

технической науки,  но  ведут  к  формированию  "технических

предметов", относительно устойчивых сведений  о  технических

устройствах, об  их существенных компонентах и свойствах.  В

виде таких  предметов  сформировались,  например,   описания

подъемно-транспортных механизмов, часов, важнейших ремесел и

материалов.

     Переход к машинной технике, передача рабочих орудий ме-

ханизмам вызвали в жизни  конструирование  технических  уст-

ройств, что  потребовало  теоретической  разработки  понятия

"машина" и получения различных ее идеализаций  (кинематичес-

кой пары, динамики сил, конструкции).

     На формирование  понятий  технической  науки  оказывают

влияние закономерности, раскрытые в ходе изучения естествен-

ных наук,  в частности, теоретической механики. Вместе с тем

следует признать,  что понятие технической конструкции полу-

чает свое выражение внутри технического знания.  Исторически

оно формируется как система положений о машине, механической

совокупности частей и их закономерном отношении, обеспечива-

ющем получение нужного эффекта.

     Формирование технических дисциплин происходило  различ-

ными путями. Технические дисциплины о двигателях основывают-

ся на результатах естествознания,  на знании законов природы

и применении  законов физики к технике.  Прикладной характер

носят техническая кинематика,  динамика машин и учение о де-

талях машин.  Эти дисциплины сформировались на базе теорети-

ческой механики и начертательной геометрии, что выразилось в

создании специального языка.

     Технические науки формировались не только путем  прило-

жения естествознания  к  технике,  но  и путем использования

многовекового опыта техники,  его осмысления и придания  ему

логически четкого  вида.  Таким  путем формировались науки о

различных типах машин, материаловедение и пр. Проверенные на

практике эмпирические данные этих технических дисциплин сох-

ранялись и включались в общую науку о машинах.  И до сих пор

многие приемы изготовления и эксплуатации техники не получи-

ли должного теоретического обоснования.

     Формирование технической науки положило конец ремеслен-

ному отношению к технике, когда те или иные механизмы совер-

шенствовались по  частям в течение многих десятилетий и даже

столетий. Понимание того, что машина представляет собой пре-

образование движения в форму,  нужную производству и в своей

сущности состоящую из кинематических пар, легло в основу на-

учного конструирования разнообразных технических устройств в

XIX в.

     Из сказанного  видно,  что  техническая наука исследует

свой объект,  хотя она способна объяснить функционирование и

ремесленных, ручных  орудий  труда,  которые создавались без

научного обоснования. Объект технической науки формируется в

процессе выделения существенных и необходимых свойств техни-

ки, конструирования машины. Машина, ее компоненты, отношения

между ними,  их  композиция,  природная основа компонентов и

технологический процесс - все это объект технической науки.

     Объект технической   науки  является  источником  науч-

но-технического познания.  Его исследование дает, в частнос-

ти, конструктивные структуры и их элементы. В структуре фик-

сируется устойчивость, повторяемость, необходимость, законо-

мерность композиции элементов машины.  По отношению к струк-

туре компонент машины выступает в виде  элемента.  Мысленное

получение элемента  структуры связано с отвлечением от физи-

ческой размерности и природной основы компонента. В конечном

счете все  научно-технические  понятия являются отображением

технического объекта.

     Понятия "технический объект" и "объект технической нау-

ки" выполняют различную методологическую функцию в философс-

ком анализе техники и научно-технического познания.  В поня-

тии "технический  объект"  фиксируется  реально   изменяемая

в практике  сторона  объективного  мира.  Технический объект

отображается в  философских,  общественных,  естественных  и

технических науках,  и каждый раз наука вычленяет свойствен-

ную ей предметную область. В понятии "объект технической на-

уки" фиксируется  предмет  технических наук,  их отношение к

объективной реальности.  Главным объектом  технических  наук

является машина,  так как с ее помощью организуется техноло-

гический процесс и ею он регулируется.  Машина  облегчает  и

заменяет труд  человека,  служит  средством достижения цели.

Взаимодействие рабочего  орудия  с  объектом  преобразования

составляет особую  предметную  область  технической  науки -

технологию. Важную предметную область образует и сопротивле-

ние материалов,  из которых изготовляются детали машин и ко-

торые подвергаются в машине напряжениям, деформации и пр.

     В технической  науке прежде всего выделяются исследова-

ния элементов, их отношений и технических структур. Для фор-

мирования предмета технической науки важно выделить, описать

и объяснить технические элементы,  их отношения и  возможные

структуры, в  которых  материализуются полезные для общества

производственные функции.  Но на этом техническая  наука  не

кончается. Она  включает в себя правила синтеза новых техни-

ческих структур,  расчетные методы и  формы  проектирования.

Мысленно сконструированные технические структуры подвергают-

ся анализу. Они исследуются с точки зрения законов динамики,

конструирования, технологии  и  эксплуатации.  Только  после

этого возможны теоретические выводы о важности и  полезности

полученных результатов.

     Своим исследовательским  характером  техническая  наука

отличается от  технического  творчества,  для которого важен

практический целеустремленный синтез  технического  устройс-

тва, когда  создается  схема  механизма для наперед заданных

производственных функций.  Часто такой синтез осуществляется

без соответствующего теоретического обоснования.

     Правила и нормы проектирования,  графические и аналити-

ческие методы расчета сближают техническую науку с техничес-

ким творчеством, проектно-конструкторскими работами. Предмет

технических наук  формируется в непосредственной зависимости

от творчества техники.  В этом - специфика технических наук,

которые представляют собой средство совершенствования техни-

ки, переосмысления естественнонаучных данных,  открытия тех-

нологических методов и изобретения технических конструкций.

     В качестве важнейшего фактора  технического  творчества

выступают правила,  предусматривающие достижение прочности и

надежности технического средства,  износостойкости и теплос-

тойкости его деталей и пр.  Эти правила образуют рамки конс-

труирования, исключая из него то, что не соответствует выра-

ботанным технической  наукой  критериям функционирования ма-

шин. На базе правил и норм инженерной деятельности  разраба-

тываются методы решения задач.  Принципы выступают как пред-

посылки деятельности, как ее организующее и направляющее на-

чало. Таким  образом,  в  предмет технических наук входят не

только закономерности технического объекта,  но и закономер-

ности технического проектирования,  методы, правила, нормы и

принципы проектирования техники.

        1.2. Основные компоненты технического знания

     Исторически возникновение  и  становление первых техни-

ческих наук относят к концу XVIII - первой трети XIX в.  Ис-

пользование природных сил,  овеществляемых в машинах,  в ка-

честве непременного условия требовало сознательного примене-

ния естествознания. Это обстоятельство вызвало революционные

изменения в  характере  самой  познавательной  деятельности.

Именно в  силу  этого  впервые  возникли  такие практические

проблемы, которые могли быть разрешены лишь научным путем.

     Таким образом,  возникла потребность в прикладном науч-

ном знании.  Эмпирическое,  опытное  естественно-техническое

знание получило  мощный импульс к развитию,  к превращению в

особую систему научного знания. Гносеологический анализ тео-

рии машин,  первой и наиболее развитой ныне технической нау-

ки, дает достаточно оснований для того,  чтобы "сконструиро-

вать" примерную  модель технической науки как специфического

вида научного знания.  Такая модель может в сжатом виде выя-

вить основные,  "типовые" компоненты и структуру понятийного

аппарата. На ее основе становиться возможным  составить  из-

вестное представление  о  появлении и развитии многих техни-

ческих наук, не прибегая к анализу каждой из них. Такие эле-

менты технической теории, как идея, принцип, закон, понятие,

метод и др.,  рассматриваемые через призму отражаемых в  них

существенных свойств  технических  объектов  в  их системной

связи, наиболее четко обнаруживаются в теории машин.

     В понятийном  аппарате  современной  теории машин можно

выделить следующие компоненты:

     1. Социально-техническая идея как отражение социального

противоречия, определившего техническую потребность в машин-

ном производстве. Она выступает исходным моментом в объясне-

нии социальной функции технического объекта и построение его

теории.

     2. Естественно-технический принцип теории машин.  Таким

принципом явился  принцип конструирования искусственной сис-

темы взаимодействующих механизмов, способной реализовать за-

данную социальную функцию.

     3. Социально-техническая идея,  естественно-технический

принцип ее реализации определяют предметное содержание и ме-

тод теории машин,  вскрывают целую  совокупность  собственно

технических противоречий машинных устройств, проявляющихся в

каждом техническом параметре технических средств, разрешение

которых ведет  к  технической  оптимизации функции машинного

устройства путем  постоянно  контролируемого  взаимодействия

между отдельными элементами конструкции.

     4. Конструктивно-технический метод в науках  о  машинах

представляет важнейший структурный элемент теории.  В данной

теории метод функционирует только в  самых  главных  чертах,

поскольку конструктивное воплощение теоретической модели ма-

шины рассматривается практически да пределами данной теории.

     Современные технические науки по мере усложнения иссле-

дуемых ими технических систем,  несущих  сложные  социальные

функции, сближаются в известном плане с общественными наука-

ми. Появился раздел  социально-технических  знаний,  который

нацелен на исследование технических устройств с точки зрения

технико-экономических, инженерно-психологических,     техни-

ко-эстетических, эргономических,  экологических и других со-

циальных характеристик.

          2. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ

                ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ

     Интенсивное развитие информационно-вычислительной  тех-

ники и ее широкое использование при решении различных техни-

ческих, научно-исследовательских  и   управленческих   задач

обусловило актуальность исследований и разработок, связанных

с проблемой повышения эффективности взаимодействия  человека

с ЭВМ.

     При использовании ЭВМ человек выполняет самые  разнооб-

разные функции,  начиная с технического обслуживания аппара-

туры и кончая управлением сложными экспериментами и приняти-

ем ответственных решений на высших уровнях управления. Необ-

ходимость расширения сферы  эффективного  использования  ЭВМ

ставит перед  многими  отраслями  современной науки комплекс

весьма сложных задач.  В частности, задачи психологии не ог-

раничиваются проектированием и оценкой только языков,  мето-

дов и средств информационного взаимодействия человека с ЭВМ,

таких, как  индикаторные устройства и пульты вывода информа-

ции, хотя они,  без сомнения,  делают  возможным,  ускоряют,

расширяют или усиливают взаимодействие человека с ЭВМ.

     Психологический анализ  включает  также   распределение

функций между человеком и ЭВМ,  оптимизацию взаимодействия в

системе в целом,  поиск принципиально новых способов органи-

зации процессов решения интеллектуальных задач на базе перс-

пективной информационно-вычислительной техники.

     Одним из  наиболее острых является вопрос о распределе-

нии функций, о рациональном сопряжении компьютера и творчес-

кой деятельности человека.

     Решение задачи распределения функций  тесно  связано  с

психологическим исследованием основных функций,  выполняемых

человеком с применением ЭВМ. Наиболее важными функциями, как

известно, являются принятие решений,  диагностика, прогнози-

рование и планирование.  Наряду с традиционными  проблемами,

такими, как  изучение  особенностей восприятия человеком ин-

формации, выбор предпочтительных форм взаимодействия, возни-

кает целый ряд принципиально новых:

     выбор стратегий и тактик решения;

     формирование критериев,   оценка  последовательности  и

построения управляющих воздействий;

     особенности использования  различных  языков  обмена  и

способов их построения;

     организация диалога,  повышение  эффективности процедур

обмена информацией при принятии оперативных решений и т.д.

     Поскольку сама сущность взаимодействия состоит в коопе-

ративном объединении  усилий  человека   и   вычислительного

средства, распределение  функций  между  партнерами  системы

"человек-ЭВМ" требует выделения в алгоритмической  структуре

задачи блоков, допускающих чисто машинную реализацию, и бло-

ков, требующих для своей реализации участия  человека.  Оче-

видно, что  большинство  так называемых диалоговых задач до-

пускает различные варианты такого разбиения.  Применяемые  в

системах "человек-ЭВМ"  алгоритмы  могут  быть  менее жестко

регламентированы, чем при  чисто  машинной  реализации.  Это

позволяет резко уменьшить объем работы, связанной с формали-

зацией процессов управления.  Особенно важно построение осо-

бых алгоритмов,  позволяющих ЭВМ оказать существенную помощь

человеку в принятии решения, особенно в условиях преодоления

информационной неопределенности.

     ЭВМ необходимо рассматривать не только  как  орудие,  в

котором материализован труд его создателей, но и как объект,

хранящий, преобразующий  и  отображающий  знания  и  прогноз

предшественников относительно способов решения возможных ин-

теллектуальных задач,  действия в различных ожидаемых ситуа-

циях. Детерминация  процессов решения технических задач при-

меняемыми при этом программами и  информационными  системами

ЭВМ, играющих роль заместителя предшественников, представля-

ет особый интерес при изучении закономерностей процесса поз-

нания на современном этапе.

     Сейчас начинается этап,  когда в некоторых аспектах для

диалоговых систем "человек-ЭВМ" создается общий, единый язык

описания и  человека,  и машины,  позволяющий отразить общий

процесс познания,  в котором участвуют как создатели,  так и

пользователи ЭВМ. Формирование таких методологий и языка яв-

ляется необходимым условием при исследовании проблемы интел-

лектуального взаимодействия  между всеми участниками решения

проблем, как выступающими лично (пользователи  ЭВМ),  так  и

опосредованными машинными программами или структурой системы

обращения информации (создатели  ЭВМ).  Эффективное  взаимо-

действие с  предшественниками становится осуществимым благо-

даря возможности с помощью ЭВМ развертывать во времени  про-

текающие ранее процессы решения задач, причем в темпе и фор-

ме, индивидуально  адаптированных  к  каждому  из   активных

участников решения  и способствующему синхронизации интеллек-

туального взаимодействия между всеми участниками.  Под синх-

ронизацией условно  понимается процесс наиболее эффективного

и целенаправленного общения, приводящего к быстрой оптимиза-

ции психологических факторов сложности решения,  которая де-

лает в итоге решение для всех "очевидным".

     Таким образом  систему  "человек-ЭВМ" можно представить

как систему:

     вторичную по  отношению  к  реальному объекту и системе

отображения информации;

     исторически обусловленную развитием техники, обучением,

априорными стратегиями решения,  отраженными в  структуре  и

программах ЭВМ;

     целеустремленную; цели  системного   процесса   решения

обусловлены социально  через профессию человека,  ее общест-

венные функции,  критерии,  оценки,  иерархическую структуру

информационного взаимодействия и общения с другими людьми;

     обусловленную онтогенетически - индивидуальными  психо-

физиологическими и личностными особенностями,  опытом, конк-

ретным состоянием;

     стохастическую, подверженную случайным воздействиям.

     Неуклонное повышение  сложности  возникающих   научных,

технических, управленческих  задач требует оптимальной орга-

низации взаимодействия между людьми, совместно решающими эти

задачи путем  коллективного  формирования их адекватной кон-

цептуальной модели.  Психологические аспекты проблемы  опти-

мальной организации взаимодействия индивидов, совместно соз-

дающих многоплановую модель  некоторой  сложной  реальности,

актуальны как  для  рационализации систем управления,  так и

для разработки сложных научных проблем, таких, как комплекс-

ное освоение  природных  ресурсов и охрана окружающей среды,

для создания крупных проектов и во  многих  других  случаях,

когда решение задачи связано с синтезом больших объемов раз-

ноплановой информации в ограниченные сроки.  Снижение эффек-

тивности иерархических систем управления,  крупных научных и

конструкторских коллективов  во  многих  случаях  происходит

из-за потери  информации  при  ее передаче от одного звена к

другому.

     Системное применение  принципов многоуравневой взаимной

адаптации человека и  машины  позволило  выдвинуть  проблему

построения перспективных  систем адаптивного информационного

взаимодействия.

     В основе  идеи лежит,  в частности,  тот факт,  что ЭВМ

позволяет организовать информационное взаимодействие  людей,

разделенных во  времени.  Ранее  была возможность передавать

информацию только от предшественников к последователям.  Те-

перь ЭВМ,  моделирующая  процесс решения определенной задачи

кем-либо в прошлом,  выполняющая функции заместителя, полно-

мочного представителя авторов решения,  может не только вли-

ять на ход решения этой или иной подобной  задачи  кем-то  в

будущем, но  и признать в ходе такого взаимодействия ошибоч-

ность или  отдельные  недостатки  первоначального   решения.

Эти свойства  ЭВМ позволяют достигнуть большей непрерывности

накопления знаний,  совершенствования способов решения науч-

ных и технических задач.

     Можно выделить следующие особенности таких систем:

     многоуравневая взаимная  адаптация компонентов системы,

функционирование партнеров как единого оператора,  общие от-

ветственность и престиж,  гибкое перераспределение лидерства

и вспомогательных функций между партнерами в зависимости  от

конкретной  задачи  и  хода ее решения;

     совместный анализ и синтез информации, адаптированный к

индивидуальным особенностям каждого из партнеров,  принимаю-

щих решение, и направленный на формирование адекватной моде-

ли ситуации как основы принятия решения;

     обработка и представление информации в виде,  соответс-

твующем оптимальным значениям психологических факторов слож-

ности решения;

    

антропоцентрический подход  к синтезу информационно-вы-

числительных систем.

     С точки  зрения концепции систем адаптивного информаци-

онного взаимодействия работа человека с ЭВМ  рассматривается

как "псевдодиалог", как скрытый диалог человека, выступающе-

го лично,  в реальном масштабе времени с другими людьми, за-

фиксировавшими свои знания,  свои прогнозированные реплики и

мнения в машинной программе. Причем программа может преобра-

зовывать исходные  значения  по  сколь угодно сложной схеме,

тем не менее с точки зрения отражения социальных и  биологи-

ческих потребностей  человечества - важнейших факторов выде-

ления задач,  интеллектуальной синхронизации людей и индиви-

дуального инсайта ("резонанса") в их решении - машина не мо-

жет добавить ничего нового.

     В то  же время большая емкость памяти,  комбинаторные и

вычислительные возможности ЭВМ позволяют эффективно накапли-

вать опыт решения задач разных классов и данные об индивиду-

альных особенностях решения  задач  отдельными  операторами,

вырабатывая оптимальные  формы  представления каждому из них

советов, справочных данных, инструкций, подсказок.

    Важное значение имеют при этом возможности ЭВМ постепен-

но и притом контролируемо наращивать, реконструировать моде-

ли процессов решения задач,  воспроизводить их и сохранять в

неизменном виде.

     Соотношение индивидуального   творчества  и  культурной

обусловленности процессов решения задач с помощью ЭВМ  может

быть  представлено  как  связь  между реальнвми и априорными

стратегиями решения задач.  В тех случаях, когда и реальные,

и  априорные стратегии описываются достоверно одним и тем же

набором психологических факторов  сложности  решения,  связи

между  стратегиями  могут быть представлены в виде количест-

венных статистических оценок.

     Априорные стратегии,  детерминирующие поведение пользо-

вателя ЭВМ,  формируются как онтогенетически  -  в  процессе

обучения индивида,  так и филогенетически - путем материали-

зации общего опыта в программах ЭВМ,  структуре систем отоб-

ражения информации,  инструкциях и других информационных но-

сителях. Конкретным основанием для изменения априорных стра-

тегий является  выявленное рассогласование между априорной и

реальной стратегиями с более высокой эффективностью или рас-

ширением области применимости последней.

     Дальнейшее повышение эффективности применения ЭВМ и  их

роли в познавательном прогрессе зависит от перехода на новую

структуру взаимодействия пользователя с ЭВМ, при которой че-

ловек и машина будут взаимно адаптированы на том уровне точ-

ности согласования, который соответствует требованиям разви-

тия индивидуального  творчества,  экономической целесообраз-

ности и технической реализуемости.

     Принцип взаимной адаптации элементов (компонентов, под-

систем) системы предлагается рассматривать в качестве одного

из общих принципов теории систем.

     Одним из перспективных направлений развития систем "че-

ловек-ЭВМ" является создание систем адаптивного информацион-

ного взаимодействия с максимально эффективным использованием

априорного опыта  и  индивидуального  творческого потенциала

каждого участника коллективного решения сложных проблем.

                    З А К Л Ю Ч Е Н И Е

     Превращение науки в  непосредственную  производительную

силу общества  обусловлено  усилением взаимодействия науки и

производства. В настоящее время важнейшие технические дости-

жения являются следствием фундаментальных исследований.  Для

того чтобы создать образцы техники, подобные ядерным реакто-

рам, ЭВМ, оптическим квантовым генераторам6 необходимо пред-

варительно глубоко познать физические,  химические и  другие

явления  и процессы,  лежащие в основе принципа их действия.

На базе фундаментальных научных достижений и открытий проис-

ходят качественные  изменения  во  всех отраслях современной

техники.

     Фундаментальные исследования,  которые проводятся в ин-

тересах развития техники,  направлены на решение ряда  более

или менее  четко сформулированных научно-технических проблем

и имеют своей задачей  получение  достоверной  информации  о

принципиальной возможности  реализации  тех или иных научных

результатов, идей и открытий  при  создании  образцов  новой

техники.

     Обилие новых направлений в технике и инженерии  и  важ-

ность их разработки вызывают в последние годы интерес к тео-

ретико-методологическим и философским вопросам  технического

знания со  стороны  широкого круга специалистов - инженеров,

историков науки, биологов, психологов, философов.

Вместе с этим смотрят:

Математик И. Г. Петровский
Математик Петровский (1901-1973)
Математическая кунсткамера
Математическая логика и теория алгоритмов