Медицина Древнего Египта

МЕДИЦИНА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В противоположность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем иВавместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества. Эдуард Шюре (тАЬМистерии ЕгиптатАЭ).

Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков вВанижнем течении Нила, снабжающего ее водой иВаплодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира. Традиции врачевания вВаДревнем Египте складывались вВатесном взаимодействии сВамедициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние наВастановление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины. ВаВа

Источники сведений оВамедицине Древнего Египта

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж.ВаФ.ВаШампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27Васентября 1822Ваг. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано сВаизучением надписей наВаРозеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии вВа1799Ваг. при рытье окопов уВагорода Розетта вВаЕгипте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками поВаистории Древнего Египта иВаего медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, аВатакже произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты наВастенах пирамид, гробниц иВапапирусных свитках оставались для исследователей тАЬнемымитАЭ.

Впервые оВасуществовании медицинских трактатов вВаДревнем Египте говорится вВазаписи наВастене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя VВадинастии Неферирка-Ра (ХХVВав. доВан.Ваэ.). ВВаэтой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, поВасовременным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Древнейшие медицинские трактаты написаны наВапапирусах. ДоВанаших дней они неВасохранились иВамы знаем о них лишь поВасвидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь IВадинастии) составил медицинский папирус оВастроении тела человека. ВВанастоящее время известно 10Ваосновных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками сВаболее ранних трактатов. Самый старый дошедший доВанас медицинский папирус датируется примерно 1800Ваг. доВан.Ваэ. Один его раздел посвящен ведению родов, аВадругой - лечению животных. ВВато же время были составлены IVВаиВаV папирусы изВаРомессеума, вВакоторых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550Ваг. доВан.Ваэ., -Вабольшой медицинский папирус Г.ВаЭберса иВапапирус поВахирургии Э.ВаСмита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом иВаявляются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом вВаначале IIIВатысячелетия доВан.Ваэ. Впоследствии Имхотеп был обожествлен. ВаВа

Связь мифологии Древнего Египта сВаврачеванием

Египетская религия, существовавшая наВапротяжении почти четырех тысячелетий, базировалась наВакульте животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис иВадр. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось наВаголовном уборе фараона. Наряду сВасоколом, пчелой иВакоршуном она олицетворяла царскую власть. НаВаамулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали иВахоронили вВасвященных гробницах: кошек вВагороде Бубастис, ибисов вВагороде Иуну, собак вВагородах своей гибели. Мумии священных змей хоронили вВахрамах бога Амона-Ра. ВВаМемфисе вВаграндиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов сВамумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. ПоВапредставлениям египтян душа умершего человека вВатечение 3Ватыс. лет находится вВателах обожествленных животных иВаптиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания заВаубийство священного животного.

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот иВабогиня материнства иВаплодородия Исида. Тот изображался вВавиде человека сВаголовой птицы ибис или воплощался вВаобразе павиана. ИВаибис, иВапавиан олицетворяли вВаДревнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку иВачто особенно важно -Васистему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Исида считалась создательницей магических основ врачевания иВапокровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются вВатрудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

У древнеегипетской медицины были иВадругие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин иВарожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся вВавиде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо отВасоциального статуса лежал рядом сВанебольшой статуэткой Тауэрт.

Заупокойный культ

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. ПоВаих представлениям, загробная субстанция человека существует вВадвух формах - душа иВажизненная сила. Душа, изображаемая вВавиде птицы сВаголовой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его наВавремя, поднимаясь кВабогам наВанебо. Жизненная сила, или тАЬдвойниктАЭ, обитает вВагробнице, ноВаможет переселяться вВапотусторонний мир иВадаже переходить вВаизваяния умершего.

Представления оВасвязи загробных субстанций сВаместом погребения привели кВастремлению сохранить тело умершего отВаразрушения -Ванабальзамировать его. Этим занимались лица, вВасовершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один изВаэтих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, ноВаэффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились доВанаших дней иВапозволяют проводить исследования состояния здоровья иВаособенностей заболеваемости вВастоль отдаленные времена. Однако далеко неВавсе имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян вВате далекие времена хоронили без мумификации, вВаямах иВабез гроба.

Следует сразу оговориться, что мумификацию В.ВаИ.ВаЛенина вВаРоссии проводили поВатехнологии, не имеющей ничего общего сВаметодами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей иВамаксимального портретного сходства сВаживым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску иВаотдаленное портретное сходство сВаумершим. Цель египетского бальзамирования неВапреследовала перспективы оживления покойника иВавозврата его к земной жизни.

Практика бальзамирования вВаДревнем Египте явилась, по-видимому, первым иВаосновным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения иВаразличных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений оВахимической природе реакций. Более того, предполагается, что иВасамо название тАЬхимиятАЭ произошло отВадревнего названия Египта -ВатАЬКеметтАЭ. Знания египтян вВаобласти анатомии существенно превышали представления оВастроении человеческого тела вВасоседних странах и, вВачастности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали. ВаВа

Естественные иВасверхъестественные болезни

Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы иВадр. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э.ВаСмита движение мозга вВаоткрытой ране черепа сравнивается сВатАЬкипящей медьютАЭ. Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга сВанарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, вВакотором анализируется роль сердца вВажизни человека: тАЬНачало тайн врача -Вазнание хода сердца, отВакоторого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног -Вавезде касается сердца: от него направлены сосуды кВакаждому члену..тАЭ Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней поВапульсу.

Врачеватели Египта делили причины болезней наВаестественные иВасверхъестественные. КВапервым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические иВапогодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому тАЬжелудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, иВасохраняют здоровье рвотными иВаклистирамитАЭ. Египтянам приписывают иВаизобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма иВаметодов очистки отВашлаков многих современных народных целителей мало чем отличается отВапредставлений древних египетских врачевателей.

Сверхъестественные причины болезней египтяне видели воВавселении вВаорганизм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так иВаразличные магические приемы. Полагали, что дурные запахи иВагорькая пища отпугивают злых духов. Поэтому вВасостав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал иВамочу животных. ВоВавремя изгнания злых духов звучали заклинания: тАЬОВамертвый! О покойник, скрывшийся вВаэтой моей плоти, вВаэтих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!тАЭ Многие целители нашего времени тАЬснимают сглаз иВапорчутАЭ, произнося тексты, близкие поВасути кВадревнеегипетским, хотя вВате времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики. ВаВа

Папирус Эберса

Обнаруженный вВаФивах в 1872Ваг., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. ВВанем содержится более 900Вапрописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха иВазрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен изВа108Валистов иВаимеет длину 20,5Вам. Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами иВадругими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали доВа40Вакомпонентов, многие изВакоторых неВаудается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение. ВВасостав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), аВатакже части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы -Ва1/8,Ваплодов шед -Ва1/8,Ваохры -Ва1/32,Ваводы -Ва5Вачастей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью иВапить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами вВавиде заклинаний иВазаговоров. ВаВа

Родина косметики

В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос иВабровей, усиления роста волос. Для защиты отВапалящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму иВажир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки иВакрасили губы. По-видимому, египтяне первыми ввели вВаупотребление парик, который надевали наВакоротко остриженные волосы. Парик состоял изВабольшого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор иВакосвенно способствовал борьбе со вшивостью. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся наВароссийский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность вВапище иВаопрятность вВабыту. Описывая обычаи египтян VВав. доВан.Ваэ., Геродот свидетельствует: тАЬЕгиптяне пьют только изВамедных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, иВаэто составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей.. ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы наВавсем теле для того, чтобы неВаиметь наВасебе ни вши, ни какой-либо иной скверны воВавремя служения богам. Одежда жрецов только полотняная, аВаобувь изВапапируса. Моются они два раза вВадень иВадва раза вВаночьтАЭ. По-видимому, неВаслучайно древние греки считали египтян основателями тАЬпредупредительнойтАЭ медицины. ВаВа

Обучение врачеванию

Передача медицинских знаний вВаДревнем Египте была тесно связана сВаобучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. ВВаэтих заведениях царила строгая дисциплина иВавВаходу были телесные наказания. ВВакрупных храмах городов Саис иВаГелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду сВамедициной вВаних обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, аВатакже тайнам магических культов иВаобрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.

Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики иВаораторского мастерства. Здесь хранились иВапереписывались папирусы. ДоВанас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, аВаврач должен был быть таковым, египтяне называли тАЬзнающий вещитАЭ. Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать тАЬзнающего поВазнанию еготАЭ.

Врачебная деятельность вВаДревнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем неВарисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал кВаопределенной коллегии жрецов. Больные обращались неВанепосредственно кВаврачу, аВавВахрам, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.

Правители многих стран приглашали наВаслужбу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: тАЬПерсидский царь КирВаII Великий просил уВафараона Амасиса прислать ему тАЬлучшего вВацелом ЕгиптетАЭ глазного врача. Врачебное искусство разделено вВаЕгипте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому уВаних полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезнитАЭ.

Геродот пишет оВаЕгипте VВав. доВан.Ваэ. КВатому времени его древняя культура насчитывала неВаменее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, иВабылое великолепие клонилось кВаестественному закату. Однако огромное влияние Египта наВаразвитие культуры иВамедицины народов Европы, Азии иВаАфрики еще оставалось вВасиле. Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета. Преемственность египетской медицины хорошо отражена Гомером в тАЬОдиссеетАЭ. Заботясь оВаздоровье иВасиле духа царя Менелая, Елена

тАЬ.. подлить вознамерилась соку, Гореусладного, миротворящего, сердцу забвенье Бедствий дающего.. Диева светлая дочь обладала там соком чудесным; Щедро вВаЕгипте ее Полидамна, супруга Фоона, Им наделила; земля там богатообильная, много Злаков рождает иВадобрых, целебных, иВазлых, ядовитых; Каждый вВанароде там врач, превышающий знаньем глубоким Прочих людей, поелику там все изВаПеонова родатАЭ.

(Перевод сВадревнегреческого В.ВаА.ВаЖуковского)

На полях сражений

Большую роль в накоплении сведений вВаДревнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско вВапоходах. На гробницах сохранились изображения операций наВаконечностях. ВВасписках сВапапируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания поВалечению ран мягких тканей, технике перевязок, аВатакже по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание иВакастрация. Все ранения делились поВапрогнозу наВаизлечимые, сомнительные иВабезнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной изВатрех фраз: тАЬЭто болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечитьтАЭ.

В тех случаях, когда излечение было возможным, вВапапирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: тАЬСкажи тыВатому, уВакого зияющая рана наВаголове: тАЬЭто болезнь, которую я буду лечитьтАЭ. После того, как тыВазашьешь ему рану, вВапервый день положи наВанее свежее мясо иВане бинтуй ее. Заботься оВанем доВатех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной неВапоправитсятАЭ.

При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены наВаегипетских мумиях. Они воВамногом близки современным гипсовым повязкам. ВаВа

Уринотерапия

В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение вВакачестве лечебного средства. УВаГеродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: тАЬПоВасмерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп.. заболев глазами. Десять лет онВабыл слепым; наВаодиннадцатом году царь услышал слово оракула вВагороде Буто, что время наказания его истекло, что онВапрозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только сВамужем иВаникакого другого мужчину неВаимеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда неВапрозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец неВапрозрел. Тогда онВасобрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, отВамочи которой он прозрел, вВаодно место, именуемое теперь Красным полем, иВавсех их там сжег; наВатой женщине, отВамочи которой прозрел, царь сам женилсятАЭ. Так вВаДревнем Египте одновременно был получен лечебный эффект иВапроведена экспертиза супружеской верности.

В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения оВараспознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, аВатакже тАЬженщины, могущей иВанеВамогущей родитьтАЭ. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя иВапшеницы. Если первой прорастет пшеница -Вародится девочка, если ячмень -Вамальчик. Американские исследователи изВаДжорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока неВаимеет. ВаВа

В Древнем Египте страдали отВазубной боли

Исключительно популярной вВаДревнем Египте была профессия зубного врача. Это иВапонятно, так как исследование мумий показало широкое распространение уВаегиптян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже уВафараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей иВавыпадение зубов. По-видимому, тогда еще неВабыли известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей иВапротезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота вВадревнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой поВалинии шеек обоих зубов.

Лечение болезней зубов вВаДревнем Египте проводили вВаосновном консервативно, прикладывая кВабольному зубу или деснам различные пасты. ВВапапирусе Эберса имеется 11Вапрописей таких лекарств. ПоВамысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) иВазубную боль. Многие изВапрописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели иВарекомендуют для лечения распространенного вВанаше время парадонтоза, ведущего кВавыпадению зубов.

Современная фармацевтическая промышленность Египта иВаее научная база принадлежит государству. Существуют лишь единичные частные фармацевтические фирмы, которые поставляют лекарства на российский рынок медикаментов. Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем иВавполне допустимы для использования вВанаше время, египетские медики иВафармацевты проявляют большой интерес кВаразработке наВаих основе современных лекарственных средств. Уже внедрены вВапрактику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические иВадругие средства сВакомпонентами древних египетских прописей.

Вместе с этим смотрят:

Медицина Китая
Медицинские датчики
Медицинские проблемы массовой физической культуры
Менингококковая инфекция