Этические проблемы искусственного оплодотворения

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ

Вопросы этики и искусственного оплодотворения тАУ это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Но если в случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть сроком в несколько дней , недель, месяцев, то в случае искусственного оплодотворения это отношение не столько к началу уже существующей жизни, сколько к возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация тАУ это борьба с возникновением человеческой жизни, то искусственное оплодотворение тАУ это борьба за возможность ее возникновение.

ВаВаВаВаВаВаВаВаВа Показательно, что в этой борьбе искусственное оплодотворение и искусственный аборт тесно связаны между собой: практика искусственного аборта поставляет пациентов для практики искусственного оплодотворения. Так, по Ва некоторым данным, распространенность искусственного аборта как одного из способов планирования семьи ведет к росту вторичного бесплодия. Специалисты полагают, что вторичное бесплодие на 55% является осложнением после искусственного аборта. И если в среднем уровень бесплодия остается примерно таким же, как и 20-30 лет назад, то в настоящее время его структура меняется в сторону увеличения вторичного бесплодия.

ВаВаВаВаВаВаВаВаВа Т. о., очевидно, что исторически потребность в искусственном оплодотворении вырастает отнюдь не только из потребностей борьбы с собственно бесплодием вообще, сколько из потребностей борьбы с трубным бесплодием тАУ ипифеноменом медицинской деятельности и либеральной идеологии. Эпидемия абортов 2-ой половины XIX века исторически и логически связана с разработкой методик искусственного оплодотворения.

ВаВаВаВаВаВаВаВаВа Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственного оплодотворения: Влновая технология размноженияВ», Влтехногенное производство людейВ», Власексуальное размножениеВ». В оборот входят понятия: Влизбирательный абортВ», Влторговля репродуктивным материаломВ», Влпродукция оплодотворенияВ», Влсуррогатное материнствоВ» и т. п. Каждое из этих понятий реальные единицы Влэтического минного поляВ», которые новые репродуктивные технологии создают для современной культуры.

ВаВаВаВаВаВаВаВаВа Давно уже перестали рассматриваться как фантастика идеи искусственного оплодотворения спермой Влгенетически полноценных доноровВ». Сегодня понятие ВлполноценностьВ» предполагает подбор донора в смысле цвета глаз, волос, национальности и Влэтнических особенностей реципиентки В». ВаВа

Далеко ли от так понимаемой полноценности до заманчивой идеи получения с помощью генетических манипуляций на эмбриональном уровне человеческого существа заранее заданными свойствами? Тем более , что уже сейчас наука располагает возможностью управлением пола.

ВаВаВаВаВаВаВаВаВа Идея Ва Влуправления на уровне эмбрионального материала неразрывна, смысло-логически связана с искусственным оплодотворением, как бы ее хотели многие закрыть на это глаза. Симптоматично, что в трех фундаментальных типологических моделях искусственного оплодотворения, оно никогда не являлось самоцелью, но всегда выступало лишь средством для решения другой задачи - задачи совершенствования человека. Эта задача ставится и в селекционно-зоотехнической, и в научно-мифологической модели. Для цели совершенствования и таким образом спасение человека совершается и непорочное зачатие Богородицы. Очевидно, что до реализации идеи управления особенностями человека технологически, этически и политически еще далеко. Сейчас же врачей и общественность беспокоит здоровье Влпробирочных детейВ».

ВаВаВаВаВаВаВаВаВа К опасениям общего характера относятся следующие :

- ВаВаВаВаВаВаВаВа в какой степени беременности, возникшие у бесплодных женщин, способствует повышению генетического груза в популяции за счет рождения детей с врожденной и наследственной патологией?

- ВаВаВаВаВаВаВаВа каково влияние медикаментозных средств, длительно используемых при лечении бесплодия, на плод?

- ВаВаВаВаВаВаВаВа какова генетическая опасность использования спермы донора при искусственном оплодотворении

К этим опасениям можно добавить и следующие вопросы: не станет ли метод Ва искусственного оплодотворения косвенной поддержкой тенденции тАЬасексуального размножениятАЭ и в итоге основанием принципиальных сдвигов в традиционных формах семейно-брачных отношений? Можно ли опасаться культурологических, демографических сдвигов в результате изменения структуры семейно-брачных, родственных отношений? Ответы на эти вопросы предполагают освещение истории и динамики создания технологий искусственного оплодотворения.

История вопроса

Идея Влнепорочного зачатияВ» давно известна миру. Степень и мера ее влияния на возникновение идеи искусственного оплодотворения вряд ли может быть определена точно. Но очевидно, что в основе попыток разработать методы искусственного оплодотворения лежит принцип тАУ Влдля искусственного оплодотворения совокупление не существенно и не необходимоВ». Тем более аналогия оплодотворения без совокупления в животном мире тАУ у рыб , например, - есть. Неудивительно, что метод искусственного оплодотворения начинает использоваться впервые в ветеринарии.

Первый известный науке Ва опыт искусственного оплодотворения на собаках был произведен в конце XVIII века (1780 год) аббатом Спаланцани . С 1844 года метод искусственного оплодотворения начинает использоваться для оплодотворения кобыл и коров. Так, публикация в журнале ВлВестник коннозаводстваВ» за 1902 год свидетельствует, что метод искусственного оплодотворения в случаях сужения канала шейки матки кобыл вполне Ва испытан и вошел в общее употребление.

Среди пионеров - разработчиков этой методики в России Ва известен И. И. Иванов. С 1899 года он начинает публиковать свои работы по искусственному оплодотворению различных видов животных. Исследователи именно ему отдают пальму первенства в выдвижении идеи о возможности оплодотворения в искусственной среде. Основываясь на многочисленных экспериментах над животными, он опровергает мнение о необходимости секретной деятельности половых желез при акте оплодотворения.

В конце XIX века идеи искусственного оплодотворения начинают использоваться Ва и для Влборьбы с женским бесплодиемВ». В 1917 году доктор Ильин Ф. констатирует, что к 1917 году наука располагает 69-ю описанными и успешными случаями искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа.

Благодаря изданию ВлПол, секс, человекВ» (1993) российская общественность узнала о скандальной диссертации Ж. Жерара (1885) тАУ ВлВклад в историю искусственного оплодотворения (600 случаев внутрисемейного осеменения)В», которая получила во Франции в свое время большой общественный резонанс. И это неудивительно. Во 2-ой половине XIX века интимная жизнь супругов (т. е. то, что входит сегодня в понятия репродуктивной медицины тАУ контрацепция, бесплодие) не находилась еще в компетенции медицины. Работа Ж . Жерара была своеобразным вызовом общественному мнению, поскольку незадолго до этого, в 1883 году, в Бардо , в суде по аналогичному поводу было принято решение, что Влискусственное осеменение противно законам природыВ».

Нельзя не обратить внимание на следующее обстоятельство. В 1884 году во Франции принимается закон о разводе, что становится серьезным социальным основанием не только для продолжения дебатов об искусственном оплодотворении, но и Влсоциальным мотивомВ» продолжения научных разработок этого направления. Показательно, что в 1925 году доктор А. А. Шорохова в своем докладе на VI съезде Всесоюзного общества гинекологов и акушеров в Ташкенте, рассматривает искусственное оплодотворение не только как метод преодоления бесплодия (который в случае искусственного осеменения спермой донора или мужа связан, как правило, с мужским бесплодием), но как Влнежелание женщин сходиться с мужчинойВ» или как Влправо иметь ребенка не половым путемВ». Есть все основания предположить, что все 88 женщин, которым проводила операции доктор А.А.Шорохова , пытались отстоять это ВлправоВ».

Возвращаясь к истории экстракорпорального оплодотворения, отметим, что идея И.И.Иванова о жизнеспособности семени вне организма стала основанием новой технологии искусственного оплодотворения. В 1912 году доктор Дорерлейн докладывает о работах Иванова в Мюнхенском обществе акушеров и гинекологов. Долгие годы эта идея, ВлпитаясьВ» технологическими изобретениями, социальными потребностями, ВлгуманистическимиВ» прожектами, все же не выходит из режима экспериментальной деятельности.

В 1944 году было достигнуто первое успешное культивирован ие оо цита человека и экстракорпоральное оплодотворение, приведшее к развитию 2-хклеточного эмбриона.

В 1968 году в клинике Бон тАУ Холл (Кембридж, Англия) медику Р.Эдвардсу и эмбриологу Н.Степто удалось имплантировать в полость матки женщины, страдающей бесплодием, эмбрион, полученный в пробирке в результате соединения яйцеклетки и сперматозоида. Через 9 месяцев родился первый в мире ВлпробирочныйВ» ребенок тАУ Луиза Браун.

В России исследования в этой области начинают целенаправленно производиться с 1965 года в группе раннего эмбриогенеза, которое в 1973 году перерастает в лабораторию экспериментальной эмбриологии. Первый ВлпробирочныйВ» в России ребенок появляется в 1986 году в результате работы лаборатории клинической эмбриологии (рук . тАУ п роф. Б.В.Леонов) Научного центра акушерства, гинекологии и перинтологии РАМН. По данным на 1994 год проф. Леонова, в лаборатории родилось более 1500 таких детей. Количество же центров, где производятся такие операции в России приближается к 10, в мире же их около 300. В 1990 году в мире насчитывается около 20000 детей, зачатых Влв пробиркеВ». Причем динамика в цифрах такова, что еще в 1982 году их было всего 74. Оценка эффективности этого метода у разных специалистов, в разных странах, разная. Наши специалисты склоняются к цифре тАУ 10-18%.

Методика искусственного оплодотворения

Ва Среди методов искусственного оплодотворения различают искусственное осеменение спермой донора или мужа (ИОСД и ИОСМ) и метод экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭКО и ПЭ).

Методы ИОСД и ИОСМ применяются в основном в случаях мужского бесплодия, мужской импотенции, при несовместимости мужа и жены по резус тАУ фактору и некоторых других случаях. ИОСД и ИОСМ, методика ЭКО и ПЭ технически достаточна сложна и состоит из следующих 4-х этапов:

- ВаВаВаВаВаВаВаВа стимулирование созревания яйцеклеток обеспечивается различными гормональными. По мере роста яйцеклеток производится анализ крови для определения гормональной реакции развивающегося фолликула и ультразвуковой контроль за ростом фолликулов в яичниках.

- ВаВаВаВаВаВаВаВа изъят ие оо цитов. Эта операция осуществляется либо с помощью лапароскопического метода, либо с помощью аспирационной иглы под ультразвуковым контролем. Лапароскопия проводится с наркозом, путем разреза ниже пупка. Введение аспирационной иглы осуществляется под местной анестезией.

- ВаВаВаВаВаВаВаВа о плодотворение яйцеклеток в культуре. Изъятые яйцеклетки помещают в специальную жидкую среду, куда затем добавляют сперматозоиды. Время первого обследования половых клеток-через 18 часов после введения сперматозоидов.

- ВаВаВаВаВаВаВаВа в ведение эмбриона в матку. Через 1-3 дня через катетер эмбрион доставляют в полость матки. Неудачная попытка воспроизводится через 3-4 месяца до четырех раз. Далее целесообразность пользования методом ЭКО и ПЭ, для данного случая, ставится под сомнение.

За простотой этого схематичного описания методики ЭКО и ПЭ, как достижения ВлцелиВ» - желанной беременности, стоит и конкретная ВлценаВ». И дело не только в рублевой стоимости процедуры, хотя она достаточна велика. В понятие ВлценыВ» входит здоровье и даже жизнь женщины. Показательно в этом плане, что в одном из центров по лечению бесплодия перед началом процедуры женщина и ее супруг в обязательном порядке должны оформить заявление, которое начинается так: ВлМы предупреждены о том, что оперативное вмешательство применяемое для такого лечения может сопровождаться осложнениямиВ». Под осложнениями имеется ввиду прежде всего риск многоплодной беременности, который в 20 раз превышает ее возникновение в норме. В понятие осложнений многоплодной беременности входит: угроза преждевременных родов, смертность женщин и детей, малая масса детей и т.д.

Очевидно, что осознаваемая степень риска вынуждает организаторов центров искусственного оплодотворения вносить в документ и такие пункты: ВлЗаявляем, что мы не будем возбуждать уголовное дело против сотрудников Центра, не предпримем ни каких действий, судебных преследований, исков или счетов, связанных с проводимым лечениемтАж нам известно, что в связи с трудностями процедуры может потребоваться не одна попытка для достижения беременности, а так же, что лечение бесплодия может оказаться безрезультатнотАж Мы предупреждены о том, чтотАж дети рожденные в результате ЭКОтАж могут иметь отклонения в развитииВ». К этому выводу, несмотря на ряд обнадеживающих результатов, приходит и В. Бахтиярова : ВлКаждый из методов ИО увеличивает риск перинатальной патологии и тяжелую неврологическую инвалидность с детстваВ».

В нравственное наполнение понятия ВлценыВ» входит и судьба человеческих эмбрионов - запасных, лишних, оставшихся невостребованными. Это тАУ либо уничтожение, либо Влслужение наукеВ», что впрочем, одно и тоже. ВлОсобый фундаментальный интересВ» к человеческим эмбрионам и возможность его ВлфундаментальныхВ» последствий для культуры определила самоограничивающее решение международной общественности: срок проведения фундаментальных исследований эмбрионов тАУ до 14 дней. Сама по себе эта цифра загадочная и, очевидно, относительная. Но факт этического самоограничения биомедицинской науки тАУ налицо. Есть основание рассматривать это скромное достижение науки на пути ее нравственного наполнения началом тенденции, определяющей развитие науки XXI веке.

Либеральная и консервативная позиции

Ва Основной принцип либеральной позиции по отношению к искусственному оплодотворению тАУ это Влправо каждой женщины иметь ребенкаВ». Основанием этого права в рамках либеральной идеологии является естественно-биологическая функция деторождения. Определенным образом на методику искусственного оплодотворения работает и материалистический мировоззренческий принцип понимания человека не как Влобраза и подобия БожияВ», а как образа и подобия обезьяны.

В настоящее время российская общественность располагает конкретной оценкой искусственного оплодотворения с христианской, православной точки зрения. Эта оценка формируется в границах основополагающих постулатов христианства. Один из них тАУ таинство брака, через которое Влдается объективное божественное основание для благодатной жизниВ». Через таинство брака мужчина и женщина становятся Влуже не двое, но одна плотьВ».

Эти исходные принципы дают основание выйти на уровень конкретных суждений православных авторов по морально-этическим вопросам искусственного оплодотворения. К сожалению, они сегодня не многочисленны и между ними есть небольшие расхождения. Они сводятся к следующим выводам:

- ВаВаВаВаВаВаВаВа искусственное оплодотворение незамужней женщины осуждается, прежде всего, исходя из интересов ребенка, который Влзаведомо лишается возможности быть воспитанным в полноценной семьеВ»

- ВаВаВаВаВаВаВаВа искусственное оплодотворение замужней женщины без согласия мужа недопустимо, Влибо ложь и двусмысленность разрушают целостность брачных отношенийВ»

- ВаВаВаВаВаВаВаВа искусственное оплодотворение с согласия мужа и с использованием донорского генетического материала тАУ Влразрушает связь супружеской верностиВ» и т.д.

Падение человеческой природы является непосредственным следствием свободного самоопределения человека. Но свободное самоопределение человека тАУ позиция более близкая скорее XVIII - XIX векам, нежели XXI веку, которому предшествовал XX век, с его атомными экспериментами и катастрофами, социально-политическими драмами, нигилистическим опытом и экологическим прозрением.

Вместе с этим смотрят:

Агс-17
АК и РПК 74
Акты органов военного управления и организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях
Альтернативная гражданская служба в РФ