"> Приказ МЗСР и ФСС от 13.04.07 N 270/106
сохранить Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 мая 2007 г. N 9417 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 270 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 106 ПРИКАЗ от 13 апреля 2007 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЯ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 865 "Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 313) приказываю: Утвердить прилагаемое разъяснение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Министр здравоохраненияи социального развития Российской Федерации М.Ю.ЗУРАБОВ Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации Г.Н.КАРЕЛОВА Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 13 апреля 2007 г. N 207/106 РАЗЪЯСНЕНИЕ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОСОБИЯ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В соответствии с Положением о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 313) (далее - Положение) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации разъясняют: 1. В соответствии с подпунктом "е" пункта 35, подпунктом "в" пункта 41 и подпунктом "и" пункта 50 Положения матери, либо отцы, либо опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (за исключением лиц из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования), для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту службы мужа дополнительно копию трудовой книжки, заверенную в установленном порядке. В случае утраты трудовой книжки лицом, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в соответствии с пунктом 31 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст. 1539; 2004, N 8, ст. 663), оно обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления. В остальных случаях лицо, имеющее право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в заявлении о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком указывает сведения о том, что оно нигде не работало и не работает, не является индивидуальным предпринимателем и предупреждено об ответственности за предоставление ложной информации. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; 2006, N 50, ст. 5285) (далее - Федеральный закон от 19.05.95 N 81-ФЗ) излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, по представленным ими документам с заведомо неверными сведениями, сокрытием данных, влияющих на право назначения государственных пособий, подлежат удержанию с получателя. 2. Согласно пункту 36 Положения лицам, указанным в подпунктах "г" - "ж" пункта 35 Положения, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается в случае неполучения ими пособия по безработице. Статьей 13 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ предусмотрено, что лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований. В соответствии со статьями 3 и 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1997, N 51, ст. 5878; 1999, N 18, ст. 2211; 2003, N 2, ст. 160; 2004, N 35, ст. 3607) трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, признаются безработными и имеют право на получение пособия по безработице. Лица, указанные в подпунктах "е" и "ж" пункта 35 Положения, могут быть в установленном порядке признаны безработными и получать пособие по безработице. В целях исключения нецелевого расходования средств и одновременного получения пособия по безработице и ежемесячного пособия по уходу за ребенком для назначения пособия по уходу за ребенком указанными выше лицами должна быть представлена справка из органа государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице. 3. В соответствии с пунктами 35 и 41 Положения лицам, указанным в подпунктах "г" - "ж" пункта 35 указанного Положения, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства. Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2007, N 7, ст. 834) (далее - Гражданский кодекс Российской Федерации) и Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3420) местом жительства является жилое помещение - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В соответствии с пунктами 9 и 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1997, N 8, ст. 952; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 50, ст. 5493), граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета. При этом в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 6, ст. 783) регистрация по месту пребывания и жительства является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, местонахождение (по месту пребывания или по месту жительства) лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, не должно препятствовать реализации их права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в целях обеспечения контроля за целевым расходованием средств и исключения случаев получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, как по месту жительства, так и по месту пребывания (двойного получения пособия) должна быть представлена справка из органов социальной защиты населения, подтверждающая, что указанное пособие не выплачивается по месту постоянного жительства. 4. Согласно пункту 35 Положения право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, отцы, опекуны, лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, как подлежащие, так и не подлежащие обязательному социальному страхованию, при этом ни Федеральный закон от 19.05.95 N 81-ФЗ, ни Положение не ограничивают право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком возрастным цензом. Вместе с тем статья 62 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21) устанавливает для несовершеннолетних родителей возрастные критерии их самостоятельности в осуществлении родительских прав. Так, несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Учитывая изложенное, в случае, если несовершеннолетнему родителю, не состоящему в браке, нет шестнадцати лет, он осуществляет свои родительские права вместе с опекуном ребенка. При этом опекун назначается в соответствии со статьей 31 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей цели опеки, - защита прав и интересов недееспособных, воспитание несовершеннолетних, и исполняет свои обязанности в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 150 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанности опекуна - забота о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Таким образом, назначение ежемесячного пособия по уходу за ребенком несовершеннолетнему родителю в возрасте до шестнадцати лет, не состоящему в браке, должно осуществляться с учетом статьи 62 Семейного кодекса Российской Федерации. 5. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 318) исчисление среднего заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18) (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Согласно статье 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Учитывая изложенное, а также статью 15 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом в заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации. В соответствии с частью третьей статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработок. Статьей 15 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ и пунктом 44 Положения предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3000 рублей в период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей. Для определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, рассчитываемого в календарных днях, необходимо определить среднемесячный заработок путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число календарных дней 30,4 (где 30,4 равно числу календарных дней в году - 365, деленному на число месяцев в году - 12). Из полученного среднего заработка за календарный месяц определяется сумма (40%), которая составит размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в случае если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком превышает максимальный размер данного пособия, то применительно к части шестой статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ и в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ указанное пособие выплачивается в максимальном размере - 6000 рублей. Вместе с тем ежемесячное пособие не может быть за полный календарный месяц меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком - 1500 рублей и минимального размера ежемесячного пособия на второго и последующими детьми - 3000 рублей. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 43 Положения выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода. В этом случае рассчитанный из среднего заработка за календарный месяц размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком необходимо делить на число календарных дней месяца, в котором исчисляется пособие. Сумма пособия в этом случае определяется путем умножения величины дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период осуществления ухода за ребенком в данном месяце. 6. Пунктом 35 Положения установлено, что право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеют как лица, подлежащие обязательному социальному страхованию, так и лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию. Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, также имеют право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, обеспечение которыми осуществляется в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 5). Таким образом, в случае уплаты данной категорией граждан страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет осуществляться Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Положением. В случае неуплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации указанной категорией граждан, независимо от осуществления или прекращения своей деятельности, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства как лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым и последующими детьми в соответствии с абзацем вторым пункта 44 Положения. 7. В соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 1 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ действие данного Федерального закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию. Статьей 4 Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5285) (далее - Федеральный закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ) установлено, что действие абзаца четвертого части первой статьи 1 Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях по состоянию на 31 декабря 2006 года. Согласно ранее действовавшей редакции Федерального закона от 19.05.95 N 81-ФЗ (до внесения изменений Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ) право на государственные пособия имели иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, проживающие на территории Российской Федерации, независимо от того, подлежали они обязательному социальному страхованию или нет. С 1 января 2007 года (с момента вступления в силу Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Российской Федерации и не подлежащие обязательному социальному страхованию, не имеют права на получение государственных пособий, связанных с материнством и детством. Вместе с тем иностранные граждане и лица без гражданства, не подлежащие обязательному социальному страхованию, но проживавшие на территории Российской Федерации на законных основаниях по состоянию на 31 декабря 2006 года, являются в настоящее время субъектами длящихся правоотношений, в рамках которых для данной категории лиц сохраняется право на получение государственных пособий, закрепленное в отменяемых Федеральным законом от 05.12.2006 N 207-ФЗ нормах. Пунктом 50 Положения предусматривается, что иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Российской Федерации и не подлежащие обязательному социальному страхованию, представляют для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком копию разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года. Данный пункт применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, которые имели статус временно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2006 года.
|