Образование в Англии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по основам управления педагогическими системами

по теме: Образование в Англии

студентки группы ПК-3

Мурманского педагогического института

Раковой Татьяны

2000 г.

ПЛАН

Введение.

1. Органы управления образованием в Англии.

2. Краткая характеристика современного состояния системы образования в Англии.

3. Система обязательного образования в Англии.

3.1. Начальное образование.

3.2. Среднее образование.

4. Система дальнейшего образования.

5. Система высшего образования в Англии.

5.1. Проблематика, реформы и общая характеристика.

5.2. Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.

5.3. Реформы высшей школы.

6. Система педагогического образования в Англии.

Вывод.

Приложение.

Литература. ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия образование в ВеликобритаВннии стало одним из наиболее приоритетных направлений в государственной политике вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу развития отрасли, осуществляетВнся на самом высоком уровне в иерархической структуре управления тАФ парламентом, правительством.

Первым актом общеВннационального значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьВнному Образованию, в значительной мере упорядочил систеВнму образования в целом и определил органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием ВлУчимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущееВ». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: Сокращение объема обязательного образования, совершенствование системы повышения квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образование, расширение участия общественности в деятельности школы.

1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В АНГЛИИ

       Центральным органам управления образования в Англии являВнются: Департамент образования и науки.

Департамент образования и науки принимает непосредВнственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных заВнведений, включая и университеты.

Следует отметить, что департаменты образования не конВнтролируют деятельность отдельных учебных заведений. ТаВнкой контроль возложен на Королевскую инспекцию и местВнные органы образования. Королевская инспекция осущесВнтвляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последВннее время правительственные круги все чаще выступают с предложением о работе инспекторов и в университетах.

Непосредственный контроль за деятельностью учебных заведений систем школьного и дальнейшего образования осуществляется местными органами образования.

Характерной особенностью системы образования в Англии является преобладание государственного секВнтора. Процесс ВлогосударствленияВ» системы образования начался значительно позже, чем в других странах Западной Европы.

В последние десятилетия влияние государства на развиВнтие образования еще более возросло, что связано с необВнходимостью его финансирования. В настоящее время госуВндарство оплачивает 80% текущих и 90% капитальных расВнходов университетов.

Системой образования руководит Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендаВнции, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общеВнственных затрат на школы. Министерские субсидии распределяютВнся в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В соответствии с административным делением и сложивВншимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия, 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования ШотланВндии имеются свои традиционные особенности.

Современная система образования Великобритании вклюВнчает в себя:

  • дошкольное воспитание;
  • начальное образование;
  • общее среднее образование;
  • систему дальнейшего образования;
  • высшее образование.

В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или Малышевых центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы доВншкольной подготовки, учреждаемые добровольными оргаВннизациями и родителями.

С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети постуВнпают в школу для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 лет тАФ из начальной в среднюю. Система среднего образования страны включает объедиВнненные, грамматические, технические, современные, специВнальные и частные школы, среди которых особо выделяются элитарные Влпаблик скулзВ».

Наиболее массовым видом школ являются объединенные (в них обучается около 90% учащихся средних школ Англии и Уэльса). Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования, но в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективВнном отборе учеников.

Большинство остальных детей обучаются в грамматичесВнких школах, отличающихся значительной степенью диффеВнренциации и дающих общее полное среднее образование.

Основной их целью является подготовка учащихся к обучеВннию в высших учебных заведениях.

Уровень Влпервого профессионального образованияВ», аналогичный российской схеме, в Великобритании не выдеВнляется, поскольку рабочие готовятся путем ученичества и непосредственно на производстве.

К системе дальнейшего образования (в нашем понимании Влсреднее профессиональное образованиеВ») относится больВншое  разнообразие колледжей, институтов, специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку на различВнных уровнях тАФ от профессионально-технического до высВншего.

К системе высшего образования в Великобритании отноВнсятся традиционно академические университеты и профессиВнонально-ориентированные политехнические колледжи.

3. СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В стране действует система бесплатного общего образования для всех детей, незаВнвисимо от социального положения, нациВнонального происхождения. Существуют школы муниципальные и частные. Обучение в первых бесплатное. Частные учебные завеВндения платные.

Система обязательного образования охватывает детей и подростВнков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года тАФ 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено миВннимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.

В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре Влключевые стаВндииВ»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

3.1 Начальное образование

Начальное образование охватывает первые две стадии. Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преВнподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончаВнния учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения.

В начальной школе основное время посвящено изучению ангВнлийского языка (40% учебного времени), 15% занимает физичесВнкое воспитание, около 12% тАФ ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, геограВнфии, природоведения и религии.

3.2 Среднее образование

       В системе среднего образования Великобритании выдеВнляются два основных вида школ: грамматические и объедиВнненные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные, В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимаВнют выпускников начальных школ с различным уровнем умВнственных способностей и возможностей.

Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возВнрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11 или 12 лет до 16 лет, комбинированные с так называемым Влшестым классомВ».

Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учениВнков с различными способностями, интересами и возможносВнтями. Однако в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников.

В грамматических школах дается общее полное среднее образование и осуществляется подготовка учащихся к обуВнчению в высших учебных заведениях. Учебная работа в грамматических школах строится по принципу дифференциВнрованного учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-ом класВнсе, который является выпускным.

Среди многочисленной группы общеобразовательных школ в Англии выделяется небольшая группа школ прямого субсидирования департаментом образования и наВнуки и частных школ. Среди последних особое значение имеют так называемые Влпаблик скулзВ», выпускники, которых поступают в наиболее престижные университеты и впоследствии занимают высокие посты в политической и экономической иерархии британского общества.

Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в конце июля. Его продолжительность тАФ 40 недель. Он разделен на триместры, учебная неделя тАФ пятидневная.

До настоящего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старВнших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования.

Но на сегодняшний день, реформы в образовательной политике коснулись все-таки школьных программ. Это относится прежде всего к объединенным школам. Примерно половина учебного времени в этом учебном заведении отводится на так называемое ядро тАУ обязательные для всех базовые дисциплины Другая половина учебного времени занята обязательными предметами по выбору, которые предлагаются в виде ВлпакетовВ», каждый из которых содержит несколько курсов гуманитарного, естественно-научного или математического содержания.

Выпускные экзамены в средней школе проводятся в два этапа: по достижении обязательного школьВнного возрастного минимума тАФ 16 лет и в 18 лет.

Общее свидетельство об образовании, получаемое выпускниками школ, расВнсчитано в основном на учеников, предполагающих продолВнжить свое образование в высших учебных заведениях. БольВншинство выпускников получают свидетельство о среднем образовании, Общее свидетельство об образовании имеет два уровня тАФ обычный (О) и повышенный (А).

4. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дальнейшего образования представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледВнжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляетВнся подготовка на различных уровнях тАФ от профессиональВнно-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специаВнлизированных учебных заведений тАФ от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16тАФ18 лет, до политехнических, комВнплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший. ПомиВнмо указанных заведений, в системе дальнейшего образоваВнния работает более 7 тыс. вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведут подготовВнку по различным специальностям или обеспечивают повышеВнние образовательного и культурного уровня взрослого насеВнления.

Все заведения системы дальнейшего образования нахоВндятся под контролем местных органов. Исключение составВнляют учебные заведения, имеющие королевские хартии.

По сравнению с предыдущими годами в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения.

С 60-х годов в системе дальнейшего образования проВнизошли значительные изменения тАФ ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных техничесВнких и коммерческих колледжей.

В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с выВнсшим образованием. Но следует отметить, что они представВнляют собой комплексные учебные заведения, осуществляюВнщие подготовку как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего образоВнвания, составляет в них немногим более 30% общего конВнтингента.

Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам, одобренным местными органами образования и профессиональными обществами) приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускниВнков учебных заведений системы дальнейшего образоваВнния.

5. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ

5.1. Проблематика, реформы и общая характеристика

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До 60-х гг. оно осуществлялось исключительно в университетах. Но в 50тАФ60-х гг. в Великобритании начинают резко обострятьВнся противоречия между возможностями системы образоваВнния на всех ее уровнях и общественными потребностями социально-экономического характера. Реформы образования в Великобритании начались с высшей школы. В начале 60-х годов в стране стал ощущатьВнся острый дефицит высококвалифицированных кадров.

60-е годы знаменуются бурным ростом университетского образования. За этот период в стране было создано 23 университета или половина существующих в настоящее вреВнмя.

В 1964тАФ1977 гг. был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании тАФ технологический универВнситет. Технологическими университетами стали 10 бывших ' колледжей передовой технологии.

В 1969 г. был создан первый в мире университет дистантного обучения тАФ Открытый университет. За период 60тАФ70-х годов численность студентов университетов более чем удвоилась (в 1970 г. в университетах Великобритании обучалось 259 тыс. студентов), а общее число университеВнтов возросло до 45.

Параллельно развитию университетского образования происходит становление и расширение общественного секВнтора высшего образования, профессионально-ориентированного и рассчитанного на удовлетворение местных потребВнностей. Его основу составили 30 политехнических колледВнжей, созданных в 1969тАФ1970 гг. в результате слияния ряда технических, коммерческих колледжей и колледжей искусств. Значение альтернативного сектора высшего образования непрерывно возрастает.

Таким образом, в 60-е тАФ начале 70-х годов в ВеликобВнритании формируется бинарная система высшего образоваВнния, представленная, с одной стороны, университетами, с другой тАФ политехническими колледжами и другими учебныВнми заведениями общественного сектора высшего образоваВнния.

Пришедшее к власти в 1979 г. консервативное правительВнство начало проводить тактику сближения двух секторов высшего образования, выравнивания правовой основы деяВнтельности всех высших учебных заведений вне зависимости от их статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на поощрение деятельности высших учебных заведений по совершенствованию механизмов управления и финансирования в целях удовлетворения социально-эконоВнмических потребностей страны.

Основным рычагом воздействия на систему высшего образования стало финансирование. В начале 1980-х гг. правиВнтельство проводит ряд мероприятий по сокращению расходов на университетское образование с целью более рационального их использования. В основном развиваются естественнонаучные и инженерно-технические направления подготовки, поощряется коммерческая деятельность университетов, расширение их контактов с промышленными и коммерВнческими сферами. Автономия университетов резко ограниВнчивается, поскольку правительство требует отчетности по расходной части бюджета, что было новым в университетсВнкой жизни, а также вводит контроль за регулированием численности и распределением их по направлениям подгоВнтовки студентов, формированием содержания обучения, наВнправлений научных исследований. Осуществляется и прямой контроль за деятельностью университетов со стороны КороВнлевской инспекции. В первую очередь это относитВнся к постановке педагогического образования в университеВнтах.

Если для университетов основной проблемой стала проВнфессионализация образования, то для политехнических колВнледжей тАФ усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки. Последние с самого начала имели прочные свяВнзи с промышленными и коммерческими предприятиями, фирмами. Однако они в значительной мере зависели от местных органов образования как в финансовом, админисВнтративном, так и учебном отношении. Поэтому основной задачей этих колледжей стало ограничение ВлмелочнойВ» опеВнки местных властей и переход под юрисдикцию центральных органов образования. В этом отношении цели университетов и политехнических колледжей имели противоположный хаВнрактер.

5.2 Характеристика и виды университетов и политехнических вузов.

По структуре университеты подразделяются на коллегиВнальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов тАФ Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В соВнстав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.

Деятельность университетов регулируВнется их королевскими хартиями или уставами.

Формально университет возглавляет канцлер, назначаеВнмый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета являВнется вице-канцлер или ректор (Шотландия). Руководящие органы университетов тАФ совет и сенат. Совет тАФ высший административный орган, который формирует преподаваВнтельский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат тАФ академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованВнных в подготовке специалистов.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябВнре и делится, как правило, на триместры по 8тАФ10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца тАФ с 1 июня по 30 сентября.

Основными видами занятий в вузах Великобритании явВнляются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предВнполагающий занятия с 2тАФ10 студентами, которые проводятВнся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. ПракВнтические занятия вынесены за рамки учебного плана и не учитываются при расчете баланса учебного времени. ТрадиВнционный академизм университетов привел к тому, что проВнизводственная практика либо совсем не включается в проВнграмму подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов самостоятельного приобретения практического опыта. В неВнкоторой степени решению этой проблемы способствует обуВнчение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим обучением. Такая форма стала применяться и в университетах, но наВниболее широкое распространение она получила в системе дальнейшего образования и, в частности, в политехнических колледжах.

Создание Открытого университета явилось началом разВнвития в стране высшего заочного образования. Университет ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитарВнному, естественному, социальным наукам, математике, педаВнгогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выВнполнения практических работ, контрольных письменных заВнданий (15%).

Система экзаменов в университетах определяется хартиВнями, однако в большинстве случаев проводится два основВнных экзамена тАФ в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уроВнвень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присваиваются академические степени; универсиВнтетские и Совета по национальным академическим квалифиВнкациям.

По своему образовательному уровню степени, присуждаВнемые в университетах, разделены на перВнвые и высшие. В большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам тАФ бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине тАФ 6 лет).

Первые академические степени бывают двух видов тАФ почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на полуВнчение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев осВнновного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.

Высшими степенями, присуждаемыми в вузах, являются степени магистров наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени магистра наук или искусств присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (1тАФ2 года) или выполнения научно-исследовательской работы. В последнее время введена степень магистра философии, которая в основном присуждаетВнся за научно-исследовательскую работу, проведенную в теВнчение 2-х лет и более. Следует отметить, что степень магисВнтра вообще мало распространена в стране, и ее часто присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки.

Степень доктора философии можно рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваиваетВнся после подготовки и успешной защиты диссертации, котоВнрая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требует не менее 3 лет.

За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают  высшие степени доктора наук или литературы.

Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего образования. В универсиВнтеты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. ПриВнем в университеты осуществляется в централизованном поВнрядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает, заявление и наВнправляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент выВнзывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены.

Прием в политехнические колледжи до настоящего вреВнмени проводится на индивидуальной основе: абитуриенты сами подают заявления в выбранный вуз. Вопрос о приеме также решается на основе конкурса документов об образоВнвании. Требования в целом несколько ниже, чем в универсиВнтеты: достаточно иметь один предмет в общем свидетельстВнве об образовании, сданный на повышенном уровне.

Система образования Англии в основном фиВннансируется из государственных источников. Частные влоВнжения не превышают 4% общих расходов на образование.

5.3. Реформы высшей школы

Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в Великобритании в соответствии с Законом о дальВннейшем и высшем образовании, предполагает:

  • создание единой структуры финансирования универВнситетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;
  • дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организацию внешнего контроВнля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;
  • установление более тесных связей вузов с промышВнленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;
  • расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны

В соответствии с прогнозами будет расширено обучение по форме неполного учебного дня в системе образования взрослых. Возрастет доля частного финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от частных лиц и выпускников вузов, оплаты за обучение, что предопределит, в свою очередь, более независимую деятельность высших учебных заведений. ОдВннако определяющим по-прежнему останется государственВнное финансирование высшей школы.

Закон о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет бинарную систему (противопоставляюВнщую университетам политехнические институты и колледжи), учреждает единую модель высшего образования, предоставВнляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статус университета.

В реформе высшего образования особое место отводитВнся Открытому университету. Подчеркивается, что Открытый университет является единственным в своем роде высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку высококВнвалифицированных специалистов по форме неполного учебВнного дня через дистанционное (дистантное) обучение.

Модернизация высшего образования предполагает дальВннейшую компьютеризацию высшей школы в новых условиях, целесообразность субсидирования научно-исследовательских работ по этой проблеме.

В целях оказания помощи в проведении реформы правиВнтельство создает специальную консультационную службу для разъяснения новой структуры и механизма ее внедрения.

Таким образом, совершенствование системы образоваВнния Великобритании в последние десятилетия является одВнним из заметных процессов общественной и культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-экономических проблем государства.

6. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ

Школьных учителей готовят общие и пеВндагогические колледжи, а также педагогиВнческие отделения университетов. ИмеютВнся частные и государственные высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную педагогическую подготовку проходят после 3 лет обучения на каком-либо факультете, т.е. осВнвоив определенный академический курс и получив специализаВнцию по 1-3 дисциплинам.

Педагогические колледжи не имеют единого учебного плана. Обычно в учебный план 3-летнего педагогического колледжа вхоВндят курс по основному предмету, профессиональный курс, педаВнгогический курс, практика в школе. Особое внимание уделяется курсу по тому основному предмету, который в будущем станет преподавать студент: английский язык и литература, математика, религия, домоводство и пр. (на это отводится до 25% учебного времени). Свыше 40% учебного времени отводится на профессиоВннальный курс, который изучается в течение 1 года или 2 лет. Как правило, профессиональный курс включает дисциплины общеакадемического профиля: английский язык, математика, география, история тАФ всего до 8 дисциплин. Четверть учебных часов отводитВнся на педагогический курс, который состоит из таких дисциплин, как философия педагогики, психология, педагогическая социолоВнгия, методика обучения, история педагогики, сравнительная педагогика, школьная гигиена, школоведение и др.

Основными видами аудиторных занятий остаются лекции и сеВнминары. В последнее время при обучении чаще применяются техВннические средства, ролевые игры, микропреподавание и др. ТраВндиционно важны занятия студентов с тьюторами. Такие занятия создают прочный контакт между учащимися и преподавателями. Персонально прикрепленный к студенту преподаватель (тьютор) не только передает знания, но и учит своего подопечного самоВнстоятельно действовать и мыслить.

Педагогическую практику в школе студенты обычно прохоВндят в течение 14 недель. Она состоит из наблюдений педагогиВнческого процесса и нескольких уроков под руководством препоВндавателей. После окончания педагогического колледжа студенВнтам для завершения образования необходимо пройти годичную ' стажировку по месту работы.

ВЫВОД:

Таким образом система образования Англии включает в себя:

  • дошкольное воспитание;
  • начальное образование;
  • общее среднее образование;
  • систему дальнейшего образования;
  • высшее образование.

Каждая из ступеней имеет свои специфические особенности. Система имеет строгий порядок, предоставляя широкие возможности в выборе специальности и получении высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джуринский  А.Н Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие. тАУ М.: ВДАДОС, 1999.

2. Поздеев М.М  Обзор исследований по педагогическому образованию в Великобритании.// Педагогика №1, 1994 г. с. 113-117

3. Тарасюк Л.Н., Цейкович К.Н. Образование в Великобритании.// Социально-политический журнал, №3, 1997 г.

Вместе с этим смотрят:

Образование в Германии
Образовательная система Испании
Образовательная система Италии
Обучение детей английскому языку с 1 класса средней школы