Виды и типы уроков истории

Содержание

Введение        2

1. Типы уроков        3

2. Виды уроков        10

3. Замысел урока        14

Заключение        19

Библиографический список        21

Введение

Наличие у учителя истории четких программных установок, стабильных учебников и методических пособии, дополнительной литературы еще в недавнем прошлом было важнейшим показателем эффективности и надежности работы школьного педагога. Определенному идеологически отшлифованному базису знании по всем курсам отечественной и всеобщей истории соответствовала четкая методическая надстройка в виде рекомендаций, указаний, разработок вплоть до того, как лучше построить и провести урок по той или иной теме.

Сегодняшние перемены в состоянии методики преподавания истории, конечно же, порождены пересмотром содержания гуманитарного образования в целом и освобождением его от сложившихся стереотипов в осмыслении важнейших исторических событий и процессов. Начиная со второй половины 80-х гг. учитель истории ежедневно открывал и открывает для себя и своих учеников новые аспекты многообразия прошлого. У него уже давно открылась возможность говорить на уроках не только о классах и классовой борьбе, социальных антагонизмах и победоносном освобождении от внешних врагов, но и о культурно-бытовых условиях жизни людей, их интересах, мировосприятии, этике общения и традициях общества. На уроках истории сегодня можно услышать о геополитике и социоментальности, о заботах и чаяниях, о нравах и развлечениях, о стимулах поведения и моральном выборе. Облики исторических деятелей, столь неподвластные собственным оценкам учителей и учеников в прежние времена, настолько подверглись пристальному вниманию историков, что учитель порой и сам не знает, какую именно точку зрения он исповедует, характеризуя того или иного персонажа.

Приметой обновления содержания школьного исторического образования стало появление многообразия альтернативных программ. С одной стороны, это своеобразная научно-методическая реакция на новые подходы в изучении прошлого, с другой тАФ педагогический ответ на возникшие разнообразные типы учебных заведений тАФ лицеи, гимназии, колледжи. Такое педагогическое разнообразие предполагает от учителя использование самых разнообразных типов и видов уроков. О наиболее распространенных из них и пойдет речь в данной работе.

  1. Типы уроков

Образовательно-воспитательные и развивающие задачи школьного курса истории реализуются на каждом уроке путем рационально выбранных учителем средств и методических приеВнмов обучения. Урок тАФ часть учебного процесса, но не механичеВнски обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически заВнвершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуетВнся всеми его чертами, одновременно являясь и основной его форВнмой. Урок тАФ это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичВнной цели обучения.

Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени. Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей устанавлиВнваются из урока в урок учащимися под руководством учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко-культурного и других аспектов содержания. В этом случае мы имеем несколько систем уроков, где преимущественно рассматВнриваются: 1) вопросы экономической жизни общества в послеВндовательно сменяющие друг друга исторические эпохи; 2) соВнциально-политические аспекты жизни общества; 3) историко-культурное содержание и др.

Каждый урок, являясь элементом процесса обучения и системы содержания курса, входит в тот или иной тип тАФ группу уроков, имеющую определенные интегральные черты. Тип урока влияет на качество обучения и развития учащихся. В дидактике и частных методиках существуют разные подходы к типизации уроков: по ведущему методу, по звеньям процесса обучения, по цельности учащихся и др. В методике преподавания истории наиболее распространена классификация по звеньям процесса обучения: 1) урок, содержащий все звенья процесса обучения,тАФ комбинированный или составной урок; 2) урок изучения нового фиала; 3) повторительно - обобщающий урок; 4) урок проверки учета знаний. Методисты считают ее наиболее продуктивной, отмечая следующие положительные стороны: она ясно определяет основную дидактическую задачу каждого урока; позволяет определить целесообразную структуру системы уроков по типам; показывает, что в этой системе должны решительно преВнобладать уроки изучения новых знаний и комбинированные уроВнки; в VтАФVII классах наиболее плодотворны комбинированные уроки, отличающиеся оптимальной сменой видов учебной раВнботы.

Данная типология недостаточно учитывает развивающую цель обучения. В ней не выделен как особый тип развивающий урок, на котором интенсивно формируются умения. Следует, видимо, согласиться с А. А. Вагиным, который выделил в особый тип уроки формирования навыков и умений: ВлУмения работы с карВнтой, картиной, иллюстрацией в учебнике, составление таблиц, планов, конспектов мы вырабатываем почти на каждом уроке в связи с изучением нового материала или его повторением и обВнобщением, но в какой-то момент, на какой-то очередной ступени школьного курса нам необходимо посвятить 25тАФ30 минут показу учащимся новых приемов записи, работы по контурной карте, раВнботы с учебникомВ»1

.

Новой учебной программой обращено самое серьезное внимаВнние на формирование умений. Очевидна необходимость введения специальных уроков по выработке умений и навыков в самостояВнтельную систему по каждому классу.

Особый тип урока представляют семинарские занятия по исВнтории в старших классах. Задача внедрения в старшие классы элементов лекционно-семинарской формы обучения требует дальВннейшей теоретической и практической разработки методики таВнких уроков.

Все вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об изВнвестной узости типизации уроков только по звеньям процесса обучения. Необходимо, учитывая потребности школьной практиВнки, в методике преподавания истории применять и другие подхоВнды к типизации уроков. Представляет интерес перечень возможВнных типов уроков в ВлДидактике средней школыВ»3: уроки предъявВнления и усвоения (изучения) нового материала; уроки применеВнния знаний и формирования навыков и умений; проблемные с творческим применением знаний и умений и комбинированные уроки, сочетающие разные структурные элементы.

В этой классификации уроков, если ее применять к истории как предмету преподавания, вызывает большие сомнения выдеВнление в специальный тип проблемного урока с творческим примеВннением знаний и умений. В практике преподавания такие уроки встречаются крайне редко. Представляется, что проблемность и творчеВнские задания должны применяться в любом типе урока, если его содержание и подготовленность класса открывают такую возможность. Нет необходимости вводить, как особый тип, урок заВнкрепления, отрывая его от контроля знаний и умений.

Программой по истории для закрепления знаний, по наиболее важным и трудным темам и разделам запланированы уроки обобщения.

Опираясь на упомянутую дидактическую концепцию типизаВнции уроков и другие типы уроков, учитывая необходимость обучеВнния учащихся рациональным приемам деятельности по формироВнванию умений и всемерную интенсификацию их самостоятельной работы как на воспроизводящем, так и на творческом уровне, наиболее приемлемыми можно считать следующие типы: 1) уроВнки изучения нового материала, излагаемого учителем; 2) уроки обсуждения нового материала, подготовленного самостоятельно дома по учебнику. В практике такой тип урока встречается пока нечаВнсто, но современные учебники истории значительно расширяют возможности таких уроков; 3) комбинированные уроки. Иначе их называют составными, т. е. содержащими все звенья процесса обучения; 4) уроки применения знаний и формирования умений и навыков. Их можно назвать лабораторными. 5) уроки обобщения или повторительно - обобщающие; 6) уроки повторения, проверки знаний и умений.

Выбирая тип урока, учитель руководствуется прежде всего особенностями содержания подлежащего изучению учебного маВнтериала, его объемом и возрастом учащихся. Если учебный матеВнриал весьма важен в воспитательном плане, учитель выберет комбинированный тип урока с неполным набором звеньев проВнцесса обучения или урок изложения нового материала. Так, урок ВлКуликовская битваВ» целиком посвящается изучению нового материала методом рассказа учителя. Взятый сам по себе исторический материал этого урока не так уж и сложен для учащихся, но основная его задача тАФ раскрыть велиВнчие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско и положившего начало освобождению Руси от ига монголо-татарских ханов. Конкретно-исторический материал содержит большой нравственный потенциал. РассматВнривается горячая любовь к Родине русских воинов, князя ДмитВнрия, воеводы Боброка, их готовность отдать за ее свободу самое дорогое тАФ жизнь. На уроке героям противопоставляется предаВнтельская позиция рязанского князя Олега и нижегородских кня- зей. Учащиеся делают выводы нравственного порядка о низости предательства, лжи и трусости. Материал о героическом подвиге русского народа на Куликовом поле в 1380 г. с ярким описаВннием событий, выразительными характеристиками конкретных людей воспитывает патриотические чувства учащихся.

По ходу урока учащиеся закрепляют умение работать с истоВнрической картой и картой-схемой. В ходе рассказа учителя или в конце урока обсуждаются один из таких, например, воВнпросов: почему русский народ победил в Куликовской битве? Какие действия полководцев русского войска способствовали поВнбеде? В чем заключалось историческое значение победы на поле Куликовом?

Урок изучения нового материала весьма часто строится на сочетании изложения учителя, беседы и самостоятельной работы учащихся с текстовыми или наглядными источниками информаВнции. Он характеризуется многообразием методических приемов, призванных формировать различные умения учащихся, активизиВнровать их деятельность как на репродуктивном, так и на творВнческом уровне, что обеспечивается постановкой и решением пробВнлемных вопросов и заданий.

Умения работать с книгой, строить связный пересказ содерВнжания параграфа, исторической картины, других видов иллюстВнративного материала, самостоятельно формулировать выводы, анализировать и обобщать исторические факты на основе их опиВнсания в учебнике, документах, наглядных пособиях, составлять простой и развернутый план, тезисы, реферат и многие другие, перечисленные в программе, наиболее интенсивно формируются в VтАФVIII классах в ходе обсуждения нового материала, подгоВнтовленного дома по учебнику. Уроки такого типа характеризуВнются постановкой специальных упражнений с показом учителем того, как надо подготовить урок дома, на что обратить внимаВнние, над какими вопросами подумать. Предварительное ознакомВнление с новым материалом по учебнику дома расширяет возВнможности для прочного усвоения основного содержания и форВнмирования различных умений учащихся. Обсуждая с учениками полученную из учебника информацию, учитель разъясняет трудВнные вопросы, приводит дополнительные яркие факты, обращает внимание на иллюстративный материал и др.

Самый распространенный тип урока в средних классах тАФ комбинированный урок. Он имеет много достоинств: благодаря опроВнсу устанавливается ясная картина глубины и прочности знаний учащихся по содержанию пройденного материала, генетически связанного с данным уроком. Такая связь обеспечивает понимаВнние учащимися идеи развития, формирует исторический подход к явлениям и событиям. В процессе опроса наиболее полно осуВнществляется контроль за знаниями и умениями, при этом происВнходит формирование и развитие таких умений учащихся, как связно описывать события и явления, работать с исторической картой, составлять тематические и синхронистические таблицы, письменно составлять план ответа и др.

Место и тематика уроков обобщения запланированы програмВнмой по каждому курсу истории. В учебниках помещены специВнальные параграфы или заключения к главам и разделам, где изВнложено основное содержание таких уроков, дан перечень вопроВнсов и заданий, руководствуясь которыми учитель строит такие уроки. Ввиду особой важности уроков обобщения для формироВнвания системы знаний и закрепления в памяти учащихся важВннейших фактов, понятий и идей программой выделены часы на их 'проведение. Так, в программе по истории древнего мира укаВнзаны семь уроков обобщения по важнейшим темам и два урока итогового повторения в конце учебного года, определены основные вопросы содержания каждого такого урока. Например, на уроке по теме ВлДревний ЕгипетВ» знания учащихся обобщаются по двум вопросам:

1) Основные черты рабовладельческого строя.

2) Использование религии и культуры в классовых интересах рабовладельцев.

На уроках итогового повторения знания обобВнщаются по вопросам:

1) Древнейшие очаги цивилизации ДревнеВнго Востока и античного мира.

2) Основные черты и место в миВнровой истории первобытнообщинного и рабовладельческого строя.

3) Вклад народов древнего мира в развитие мировой культуры, его значение для современности.

В программе по истории средних веков тоже определены уроВнки обобщения по некоторым темам и по всему курсу, дан переВнчень основных положений, подлежащих рассмотрению на этих уроках.

Тема и план повторительно-обобщающего урока с указанием параграфов учебника и других источников знаний сообщаются учащимся за два-три дня до его проведения. Обычно это делаетВнся на предыдущем уроке. На самом уроке в ходе индивидуальВнных развернутых ответов учащихся и фронтальной беседы обВнсуждаются пункты его плана. По ходу обсуждения учитель стаВнвит дополнительные вопросы и делает краткие заключения по пунктам плана. Иногда устное обсуждение содержания сочетаетВнся с выполнением письменной работы: составлением тематических таблиц на сравнение явлений, плана ответа по новому для учаВнщихся документу, содержание которого совпадает по смыслу с соответствующими теме урока параграфами учебника, изученныВнми ранее и еще раз прочитанными в процессе подготовки к уроку обобщения. Урок обобщения с включением лабораторной работы позволяет учащимся проявить учебные умения, показать уровень их сформированности. Осуществляется обобщение знаний и приВнменение умений на высоком уровне познавательной деятельности каждого ученика.

Велика обучающая роль уроков обобщения. На них выявляВнется уровень усвоения учащимися основных исторических фактов, понятий темы, раздела, курса, понимания законов развития обВнщества, решающей роли народных масс в историческом процессе и многих других идей. Эти уроки развивают логическое и истоВнрическое мышление учащихся, контролируют качество знаний и умений учащихся.

Урок повторения, проверки и учета знаний имеет, как правиВнло, такую структуру:

1) краткое вступительное слово учителя о цели урока и тематике тех знаний, которые будут повторяться и проверяться устно или письменно (по карточкам) с обязательВнным использованием соответствующих наглядных пособий и т.д.;

2) повторение, проверка и учет знаний методами устного опроВнса с привлечением учащихся для поправок и дополнений, аналиВнза и рецензирования ответов товарищей; фронтальной беседы; опроса с составлением на классной доске плана, хронологичеВнской или тематической таблицы, схемы политического строя и т. п. Письменная проверка знаний содержания пройденного маВнтериала и др.;

3) домашнее задание.

Каждый тип урока в комплексе осуществляет цели и задачи изучения истории как учебного предмета, но в то же время споВнсобствует и наиболее интенсивному решению той или иной стоВнроны процесса обучения, открывает в одних случаях возможность сообщить большую по объему, насыщенную эмоциональным или теоретическим содержанием информацию за счет сокращения или полного отказа от других структурных элементов урока, в другихтАФотдается предпочтение тому типу урока, объем и харакВнтер учебной информации которого позволяет учителю организоВнвать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, когда они должны добывать знания и приобретать необходимые умения. Учитель должен видеть все многообразие типов уроков, рационально применять их в конкретных условиях.

2. Виды уроков

Каждый из названных типов уроков в зависимости от харакВнтера деятельности учителя и учащихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Так, уроВнки изучения нового материала имеют следующие виды: лекция, беседа, самостоятельная работа- с учебником или с текстом исторического документа, кино- или телеурок, урок-экскурсия, семинарское занятие. Повторительно - обобщающие уроки могут быть посвящены обобщению и систематизации знаний по отдельной теме, или проблеме курса, или же итоговому повторению основных тем (проблем) всего изученного в данном классе курса. Различны и виды таких уроВнков: развернутая беседа с классом, обзорная лекция учителя (при подготовке к выпускным экзаменам), семинарское занятие, урок - экскурсия.

Уроки учета и оценки знаний учащихся в обучения истории проводятся редко, главным образом в конце учебной четверти, поВнлугодия, года, когда необходимо проверить и оценить знания большого   количества учащихся. Однако очень важно, чтобы эти уроки не сводились только к проверке знаний отдельных школьников, а помогали совершенствованию и закреплению знаний и умений всего класса.

Большой объем подлежащего изучению материала, а также необходимость органической связи вновь изучаемых фактов и явВнлений с ранее изученными ведут к тому, что в обучении истории (особенно в VтАФVIII классах) наиболее распространенным типом урока является комбинированный. При этом виды его моВнгут быть различна. Часто он начинается с проверки и оценки знаний учащихся по заданному для домашней работы материалу, что одновременно должно служить подготовке учащихся к изучеВннию нового. Основное время отводится изучению и закреплению нового учебного материала. Возможна и иная структура такого урока. После краткой беседы или вводного слова учителя органиВнзуется изучение нового материала, а затем проводится проверка первичного усвоения изучаемой темы в сочетании с проверкой выВнполнения домашнего задания. Такая структура целесообразна на уроке, непосредственно продолжающем изучение темы предыдущего занятия. В ряде случаев проверка и оценка знаний проводятся в процессе изучения нового учебного материала, когда при рассмотрении того или иного вопроса необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания.      

В старших классах необходимы уроки, целиком посвященные изучению нового учебного материала, так как раскрытие изучаемой темы здесь зачастую требует значительного времени, что не может быть осуществлено в рамках комбинированного урока.

Семинарские занятия также имеют место в старших классах. Наиболее характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем литеВнратуры и подготовка сообщений по основным вопросам семинара; коллективный разбор, на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных учащиВнмися.

Уроки, целиком посвященные изучению ноВнвого материала (лекции), и уроки семинарского типа, открываюВнщие возможности для всех видов самостоятельной работы учаВнщихся, применения их знаний и умений в новых ситуациях, должны занять одно из главных мест среди других типов уроков.

Семинарские занятия характеризуются большей, чем любой другой тип урока, степенью самостоятельности учащихся в подВнготовке к семинару. Урочное время за исключением кратких вводВнного и заключительного слов учителя целиком предоставляется учащимся для обсуждения темы семинара.

За неделю до семинара учитель сообщает классу его тему, дает план и перечень основных источников знаний для подготовВнки. Некоторые вопросы, требующие углубленного освещения, по поручению учителя готовят заранее отдельные ученики. На сеВнминаре по своему желанию или по вызову учителя учащиеся осВнвещают основные вопросы плана. Класс участвует в их обсужВндении. Заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообщеВнния, содержащие дополнительную информацию по теме семинара. В заключительном слове учитель оценивает качество подгоВнтовки учащихся к семинару и обобщает главное в его содерВнжании.

Уроки-семинары успешно осуществят все свои задачи, если у учащихся будут сформированы на достаточно высоком уровне необходимые для таких занятий умения. Наиболее интенсивно они отрабатываются на специальных уроках применения знаний и формирования умений. Учитель вооружает учащихся рациоВннальными приемами учебной деятельности и создает условия для их применения на все более высоком уровне трудности. Эти уроВнки могут иметь в основе небольшой по объему и нетрудный 1ю содержанию новый учебный материал, могут они строиться и на пройденном материале, но на новых для учащихся источниках знаний. В практике преподавания такие уроки называют лабоВнраторными. Основное время такого урока (30тАФ35 мин) учащиеВнся работают самостоятельно по теме урока с указанными учитеВнлем источниками учебной информации.

На первых порах школьники пользуются подсказанными учиВнтелем приемами, а затем по собственному выбору применяют свои. умения в новых ситуациях. Учитель осуществляет преимущестВнвенно управленческую функцию, организуя работу учащихся. Деятельность учителя определяет степень продуктивности учебВнной деятельности учащихся. Она заключается, во-первых, в целеВнсообразности выбора темы урока для организации лабораторной работы учащихся с учетом ее объема, степени известности материала, уровня сформированности умений учащихся. Во-вторых, важно четко и целесообразно спланировать содержание струкВнтурных элементов урока, предусмотрев характер источников знаВнний, с которыми будут работать учащиеся, сформулировать воВнпросы и задания так, чтобы они обеспечивали формирование заВнпланированных умений. В завершающей части урока учителю неВнобходимо оценить его результативность, чтобы на последующем уроке подобного типа еще раз закрепить те или иные умения, слабо усвоенные на данном уроке, или включить новые, более сложные умения.

Самостоятельно работая на уроке с текстом учебника, истоВнрическим документом, наглядными пособиями, маВнтериалами периодической печати, учащиеся устно или письменно формируют и закрепляют умения анализировать и выделять главВнное, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать взаиВнмосвязи между явлениями и событиями, давать им нравственную и правовую оценку. В процессе лабораторных уроков вырабатыВнваются умения извлекать информацию из текстовых и внетекстовых компонентов учебника и других источников, оформлять план, тезисы, рефераты и т. д.

Для ХтАФXI классов наряду с уже отмеченными типами уроков (лабораторные, семинарские, уроки обобщения), где наиболее наглядно обнаруживаются знания и умения старшеВнклассников, приобретают значение и такие формы, как собеседоВнвания, консультации. Они открывают возможности как для проВнверки знаний и умений, так и для индивидуального обучения.

3. Замысел урока

Замысел урока, или его план, включает в себя следующие моменты: что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.

Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепВнление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках почти все реализуются.

Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или опусканием тех из них, которые не обязаВнтельно вводить в его структуру. Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаВнний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Например, многие уроки из теВнмы курса истории средних веков ВлЗападная и Центральная ЕвроВнпа в VтАФXI вв.В» взаимосвязаны идеей установления и развития феодального строя в Западной Европе. Содержание каждого поВнследующего урока может быть усвоено учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому все уроВнки темы лучше начинать с опроса.

Зачастую на уроке все звенья процесса обучения взаимно переплетаются в изучении нового материала, и выдеВнлять их как структурные элементы нет необходимости. Здесь приобретает особую значимость характер деятельности учащихся на разных уровнях, запланированных учителем. И хотя опрос в начале урока не проводится, контрольно-проверочная его функВнция может осуществляться во время коллективного обсуждения или индивидуальной письменной или устной работы учащихся.

Предложен детальный перечень структурных элементов обучеВнния, которое начинается с постановки цели (а), за которой слеВндует изучение нового материала (б), его воспроизведение и упВнражнения в действиях по образцу (в), творческое применение усвоенного в новых ситуациях (г), введение усвоенного в систему уже наличного опыта (е), контроль за результатами обучеВнния (ж)В»'. Дидакты подчеркивают разнообразие сочетаний приВнведенных элементов и количество их набора в каждом конкретВнном случае.

Закрепление материала может происходить как в процессе изучения нового, так и в конце урока после его изучения. Урок может быть и полностью посвящен повторению или обобщению ранее пройденного материала.

Замысел каждого урока зависит от его содержания, основВнной дидактической задачи, целей и типа.

Современный урок истории должен соответствовать ряду требований. Важнейшие из этих требований:

1) соответствие соВндержания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы,

2) четкость цели урока в неразрывном единстве образоваВнтельных, воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивиВнрованно может уделить преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты;

3) определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время определение существенного для каждого отВндельного урока является ключевой проблемой. Определение суВнщественного требует от учителя установления ценности и значиВнтельности различных элементов материала учебной программы в целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в каждом классе;

4) целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока;

5) организация активной познавательной деятельности учаВнщихся. При этом урок должен отличаться целостностью, внутВнренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертываВнния деятельности учителя и учащихся.

При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.) и вместе с тем определенную завершенность в раскрытии темы урока, связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.

Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить  мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная большим чувством, глубже запечатлевается в сознании учащихся. Сам процесс мышления вызывает и соответВнствующие чувства.

Все это свидетельствует о том, насколько важно умение учиВнтеля создать на уроке атмосферу духовного общения с учениками, вызвать у них напряженную работу мысли и эмоциональное отВнношение к- изучаемому. Без этого задачи урока, особенно воспиВнтательные, решить невозможно.

Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окраВншенное человеческим чувством слово учителя, и интересный доВнкумент, учебный кинофильм и т. д. Значительно повышает эмоВнциональность урока истории привлечение отрывков из художестВнвенной литературы. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс я исторических деятелей.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к, изучаемому создаются не только путем приведения: яркого матеВнриала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.

Подготовка учителя к уроку должна опираться как на всеВнсторонний анализ программы, где сжато сформулированы цели и задачи истории, как школьного учебного предмета в целом и каждого ее курса, так и на знание всех компонентов содержания учебника. Подготовке конкретного урока предшествует составлеВнние тематического планирования, в котором содержание разбиВнвается на логически целостные части, подлежащие изучению на каждом уроке по данной теме. Существуют краткие и подробные формы тематического планирования. Обязательными его компоВннентами должны быть название темы и перечень ее образоваВнтельно-воспитательных и развивающих задач.

Готовясь к уроку по данной теме, учитель прежде всего опВнределяет его цели. Это наиболее трудный и важный момент подВнготовки. Всесторонне проанализировав содержание учебного маВнтериала, подлежащего изучению на данном уроке, определив его место в теме, разделе и курсе, учитель формулирует основВнную содержательную идею урока, которую должны усвоить учаВнщиеся. Но цель урока не сводится к передаче содержания и его усвоению. Она обусловлена необходимостью воспитания и развиВнтия учащихся. Конкретные воспитательные и развивающие цели

Для активизации познавательной деятельности надо выбирать методические приемы, соответствующие содержанию учебного маВнтериала и уровню развития учащихся, постепенно усложняя их из урока в урок, добиваясь необходимого уровня развития учаВнщихся и их умений, отмеченных программой для данного класса.

Подготовка учителя к уроку завершается составлением его плана, в котором записываются тема, цели, дидактическое обоВнрудование, структурные элементы урока с указанием их основВнного содержания и характера деятельности учащихся. Если плаВннируется опрос, то формулируются основные и дополнительные вопросы, указываются номера или названия карточек. При изучеВннии нового материала планируется содержательная последоваВнтельность и деятельность учащихся по ходу его изложения учиВнтелем или программируется самостоятельная работа учащихся с определенными источниками информации.

Каждая учебная ситуация на уроке планируется с обязательВнным указанием ее времени. Нерациональная трата учебного вреВнмени чаще всего происходит при опросе из-за неумения учителя ясно и четко ставить вопросы и неумения учащихся выполнить задание или ответить на вопрос. Иногда вместо того чтобы поВнмочь ученику наводящими вопросами, напоминанием, показом, учитель выжидает ответ, повторяя вопрос несколько раз в трудВнной и непонятной для ученика формулировке. Особенно четко по времени должны планироваться демонстрации наглядных средств обучения через ТСО, строго учитываться их обучающая эффекВнтивность.

В плане урока обязательно отмечается обратная связь от учащихся к учителю в виде предполагаемого ответа на проблемВнный вопрос, поставленный в начале урока или его части, хода обсуждения выполненного письменного задания, общего вывода из содержания урока и т. п.

Определяя домашнее задание, учитель не только должен укаВнзать номер очередного параграфа, но обязательно разъяснить, на что в содержании учебника и иллюстративного материала надо обратить особое внимание, на какие вопросы подготовить ответы, что следует твердо запомнить, какую литературу можно дополВннительно почитать по содержанию урока и т. д.

В ходе урока должна обеспечиваться активная познавательВнная деятельность школьников при полном контакте с ними учиВнтеля. Полноценный урок отличается реализацией в единстве заВндач образования, воспитания и развития учащихся.

Заключение

Процесс обучения истории в школе состоит из ряда связанных между собой звеньев. Основные из них: подготовка учащихся к изучению нового материала; изучение нового материала; его перВнвичное закрепление и применение; домашняя работа учащихся по дальнейшему закреплению, совершенствованию знаний и умений, приобретенных и классе; пополнение и углубление знаний, развиВнтие умений школьников на последующие уроках в процессе опроВнса и повторения. Ни одно из этих звеньев не может быть упущено без ущерба для формирования знаний, гуманистического воспиВнтания и развития учащихся. При этом каждое из этих звеньев предполагает взаимосвязанную и взаимообусловленную преподаВнвательскую деятельность учителя в учебную деятельность школьВнников.

Для того, чтобы учитель мог успешно организовать учебную деятельность учащихся, ему должны быть присуще такие характеристики:

- способность выстраивания учебного предмета в виде учебных задач, несущих понятийное содержание;

- знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности, развития личности ребенка;

- владение системой педагогических методов, позволяющих решать учебные задачи в ситуации совместной коллективной деятельности.

В то же время следует иметь в виду, что формирование истоВнрических знаний, воспитание и развитие учащихся происходят не только в процессе урочных занятий. Большую роль играют также внеурочные источники информации (самостоятельное чтеВнние учащихся, радио, телевидение, кино, интернет и т. д.), факультативВнные занятия, внеклассная и внешкольная работа и т. д.).

Библиографический список
  1. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.
  2. Методика преподавания истории в средней школе / Ежова С.А. и др. тАУ М.: Просвещение, 1986.
  3. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Педагогика, 1968.
  4. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. тАУ М.: Просвещение, 1978.
  5. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. тАУ М.: Педагогика, 1984.

1 Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. М. 1968. С. 395тАФ396.

Вместе с этим смотрят:

Виды и формы обучения в России
Виды, формы и функции контроля в обучении
Влияние обобщающего повторения на качество знаний учащихся
Влияние предметной деятельности на развитие детей