Психолого-педагогическое обоснование урока
ВыВнполВннил: ШеВнренВнков РоВнман Николаевич
гр. 50 "а"
Проект: Урок природоведения во 2 классе.
Тема: Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в природе.
Данный урок является вводным в курс изучения "природоведения". На изуВнчение темы "Живая и неживая природа. Многообразие природы. ВзаимоВнсвязи в природе" отводиться один урок.
На этом уроке учащиеся вспоминают некоторые материалы пройденного курса "ознакомление с окружающим миром". В частности такие представления как "природа", "растения", "животные" и некоторые другие. На этом уроке необходимо заострить внимание учащихся на предмете изучения курса, на особенностях структуры уроков (знакомство с фенологическими минутками), а также дополнить знания учащихся о природе, сформировать представление о предметах живой и неживой природы, установить взаимосвязь предметов живой и неживой природы, выявить значение природы в жизни человека и влияние человека на природу. Всё это носит ознакомительный и основообразующий характер, что подразумевает более обстоятельное раскрытие данных понятий на последующих уроках природоведения.
Цель: Формирование общего природоведческого понятия "природа", "живая и неживая природа". Знакомство с многообразием природы, взаимосвязями в природе.
Тип урока: предметный урок.
Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:
- Дополнить знания учащихся об окружающем мире. Склассифицировать предметы живой и неживой природы. Установить взаимосвязь между живой и неживой природой. Ознакомить с группами предметов не относящихся к природе, выявить место человека в природе и значение природы для человека.
- Развивать связную речь учащихся.
- Знакомство с новым методомическим приемом тАУ моделированием. Составление модели взаимосвязь "природа-человек".
- Экологическое воспитание учащихся.
Достижение цели осуществляется в 5 этапов:
- Актуализация опорных понятий.
- Целеполагание.
- Введение новых понятий и способов действий.
- Отработка способов действий
- Формулирование основных выводов
этапы урока |
деятельность учителя |
методическое обоснование |
психолого- педагогическое обоснование |
1. АктуаВнлизация знаний. 2. ЦелеВнполагание 3. ВведеВнние поняВнтий и способов действий. 4.ОтраВнботка способов действий. 5.ФормуВнлировка основных выводов. |
На доске таблица "Жизненные формы растений". Учитель показыВнвает ребятам учебник природоведения и ученики его рассматВнривают. Учитель обращает внимание на правила работы с учебником. Теперь учитель обращает внимание ребят на погоду на улице и говорит что теперь наблюдения за погодой будут провоВндиться на каждом уроке природоведения. Также учителем выделяется основной предмет изучения природоведения тАУ приВнрода и её объекты. Учитель объясняет, что сейчас узнали о том что изучает предмет природоведения и сегодня мы узнаем о том на какие две большие группы делится природа, какая взаимосвязь между этими группами, каВнково место человека в природе и как чеВнловек и природа влияют друг на друга. Учитель просит детей назвать объекты природы, выписывая на доску 5 тАУ10 объВнектов живой и столько же неживой приВнроды. Также необходимо выписать неВнсколько объектов не относящихся к приВнроде, т.е. сделанных человеком. Затем он ставит проблемную ситуацию: называет один объект живой и один объВнект неживой природы из выписанных, просит определить, какое основное отлиВнчие между ними(это можно повторить). После нахождения отличия "живой-нежиВнвой" учитель просит по очереди располоВнжить все записанные объекты в две группы. Учитель называет эти группы "Живая природа" и "Неживая природа". Далее объекты живой природы учитель предлагает разделить на группы(используя таблицу на доске) и собственные знания. Ребята выделяют группу растений и группу животных, отВндельно выделяется человек. Следующим эпизодом учитель выделяет среди всех объектов сделанные человеВнком и просит учеников выделить эту осоВнбенность. Далее учителем ставиться проблемная сиВнтуация: могут ли объекты живой природы обойтись без предметов неживой. УчиВнтель предлагает выполнить следующие задания: "Давайте обозначим воздух гоВнлубым кружком. Могут ли растения и жиВнвотные обойтись без воздуха?". На доску вывешивается карточка обозначающая растения и кружек тАУ воздух. Синими стрелками учитель просит обозначить кому необходим воздух. Учитель задает вопрос для чего нужны растения и влияют ли они на воздух. Такая же работа проводится с животными, которые обоВнзначаются отдельной карточкой. Затем все оговоренные связи обозначаВнются на доске с помощью карточек жиВнвотных и растений, стрелок. Учитель предлагает подвести микро итог, что живая и неживая природа взаимосвяВнзаны. На следующем под этапе учитель задает вопрос: "Чем является природа для челоВнвека?". И предлагает построить модель которая будет показывать как человек и природа взаимодействуют друг с другом. Для этого он предлагает обозначить челоВнвека соответствующей карточкой тАУ карВнтинкой и вывешивает её на доску. Учитель задает подобные вопросы: 1."Зачем человек выезжает в лес, к реке, гуляет на лугу?"(хочет отдохнуть, любуВнется природой). Давайте обозначим приВнроду как "источник" отдыха. Используем для этого картинку с изображением баВнбочки. "Давайте проведем стрелочку от "бабочки" к человеку". 2."Что мы чувствуем, когда заходим в лес?"(чистый воздух, свежесть). Воздух обозначается соответствующей картинкой и проводится стрелка к человеку. ПриВнрода дает человеку экологическую чисВнтоту. 3-7. В этих пунктах учитель помогает деВнтям раскрыть след. значение природы:
Каждое "значение" объектов природы обозначается подходящей картинкой, выВнвешивается на доску и соединяется стрелкой с фигуркой человека. Самостоятельная работа. Учитель дает задание: "Посмотрите на схему. Если чеВнловек используют объекты природы и влияет на нее, то поставьте стрелочку от человека к такому объекту природы. Если это влияние положительное, то поставьте знак "+", если отрицательное тАУ "-". Учащиеся выполняют работу расставляя знаки и связи. При возникновении заВнтруднений они разбираются в классе. У учащихся часто получается двойная оценка влияния человека на природу ("+\_"). Необходимо выслушать мнения учеников и их аргументацию, прийти к общему решению. Учитель предлагает сделать вывод, что человек и природа взаимосвязаны. Можно предложить учащимся нарисовать простейшие взаимосвязи между природой и человеком, когда человек помогает природе. Учитель подводит итог проделанной работе при помощи следующих вопросов:
|
Это будет необходимо далее. С помощью этого учитель обраВнщает внимание детей на новый учебник и новый предмет, котоВнрый будет изучаться с помощью этого учебника. Происходит знакомство с фенолоВнгической минуткой, которая будет проходить на каждом уроке. Это необходимо для дальнейшего изучения предмета и его смысла. Необходимо сообщить детям цель урока. Необходимо чтобы сами дети выВнделили объекты природы, чтобы внести элемент случайности и тем самым дать понять им что резульВнтат не зависит от выбора. Здесь происходит выделение объВнектов живой и неживой природы, а также учитель дает эти понятия детям. В процессе составления групп понятия первично закрепВнляются. Кроме этого ребятам необходимо выделить из каких двух групп объектов состоит живая природа (из растений и животных). Учитель также выделяет предВнметы которые сделал человек, они являются продуктами его деяВнтельности. Эта работа необходима непосредВнственно для выполнения задач урока, т.е. для нахождения взаиВнмосвязей между живой и неживой природой на основе таких взаимВнмосвязей между конкретными группами объектов. Происходит построение модели. Итог делается на основе построВненной модели. Составление модели "Значение природы в жизни человека". Эта работа проводиться согласно выВнполнению задач урока, а именно тАУ выявить место человека в природе и значение природы для человека. Основной момент здесь тАУ все выВнводы о тех или иных "значениях" природы для человека делают дети. Учитель лишь следит за верностью этих выводов. Для отработки способа действия тАУ моделирования и выделения суВнщественного от несущественного проводится самостоятельная раВнбота. Так же эта работа соответстВнвует выполнению цели урока тАУ нахождения взаимосвязей и взаиВнмовлияния между природой и чеВнловеком. Подведение итогов неотъемлимая часть любого урока, в том числе и урока природоведения. Без нее не будет выполнена цель, которая была поставлена перед учителем и учениками на этом уроке, т.е. она не будет ясно прослеживаться учащимися, что может повлечь за собой её невыполнение. |
Основная дидактическая задача этапа тАУ познакомить с новым предВнметом и учебником, опираясь при этом на ранее изученный материал. На этом этапе используются методы рассказа, беседы, самостоятельная работа с учебником. Это объясняВнется необходимостью познакомить с новым предметом опираясь на предВнмет ранее изученный и на тАУзнания учеников полученные ими самостояВнтельно. Форма организации деятельности тАУ фронтальная. Так как здесь необхоВндима работа со всем классом. Содержание, методы и цели опредеВнляются задачами и целью. Самостоятельная работа и беседа дают ученикам быть включенными в работу. Новый предмет всегда интеВнресен. Основная задача этапа тАУ сообщить детям о том, что нового они узнают на данном уроке. Основной метод тАУ метод объяснения. Форма организации тАУ фронтальная. Содержание, методы и средства соВнответствуют цели. Изучается новый материал посредВнством беседы и при помощи новых методических приемов, развиваюВнщих логическое мышление младших школьников. Посредством методиВнческого приема тАУ классификации, выявляются закономерности деления предметов на две группы: объекты живой и неживой природы, выделяВнется группа предметов, изготовленВнных человеком. При помощи модели выявляется алгоритм действия: взаимосвязь предметов живой и неВнживой природы, значение природы для человека и влияние человека на природу, выявляются положительВнные и отрицательные моменты влияВнния человека на природу. Отработка способа действия ведется при помощи выполнения самостояВнтельной практической работы. При работе используются следуюВнщие методы:
Экологическое воспитание школьВнников осуществляется на протяжеВннии всего урока, посредством всех вышеперечисленных методов и приемов. Требуя от учащихся полного, обосВннованного ответа тАУ учитель работает над развитием устной связной речи учащихся. Урок строится с опорой на натуВнральные объекты природы, с учетом наблюдательности учащихся и накоВнпленных ими ранее знаний. При подборе материала учитывались возрастные особенности данной возВнрастной группы учащихся, что видно по ходу урока. В основе подбора маВнтериала были использованы след. дидактические принципы:
Учитель на уроке использует приемы обратной связи как в проВнцессе составления моделей взаимоВнсвязи между живой и неживой приВнродой, и "человек тАУ природа", так и в процессе объяснения обоснованноВнсти выборов в самостоятельной раВнботе школьников. |
К концу учебного года по данной теме учащиеся должны знать:
- компоненты неживой природы: вода, воздух, полезные ископаемые;
- компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы.
уметь:
- устно описывать объекты живой природы;
- различать виды растений и животных.
Выполнение цели урока тАУ взаимосвязанное действие с одной стороны - деятельности учителя и целостности и совместимости отобранных им методов, с другой правильных и результативных его действий по отбору материала для урока и организации учебного процесса в классе. Все намеченные задачи выполнены и цель данного урока достигнута.
Вместе с этим смотрят:
Развитие математических способностей младших школьников в классах коррекцииРазвитие музыкальных способностей детей, идущих в школу
Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся 3-го класса при изучении глагола
Развитие образования в России