Психолого-педагогическое обоснование урока

ВыВнполВннил: ШеВнренВнков РоВнман Николаевич  

гр. 50 "а"

Проект: Урок природоведения во 2 классе.        

Тема: Живая и неживая природа. Многообразие природы. Взаимосвязи в природе.

Данный урок является вводным в курс изучения "природоведения". На изуВнчение темы "Живая  и неживая природа. Многообразие природы. ВзаимоВнсвязи в природе" отводиться один урок.

На этом уроке учащиеся вспоминают некоторые материалы пройденного курса "ознакомление с окружающим миром". В частности такие представления как "природа", "растения", "животные" и некоторые другие. На этом уроке необходимо заострить внимание учащихся на предмете изучения курса, на особенностях структуры уроков (знакомство с фенологическими минутками), а также дополнить знания учащихся о природе, сформировать представление о предметах живой и неживой природы, установить взаимосвязь предметов живой и неживой природы, выявить значение природы в жизни человека и влияние человека на природу. Всё это носит ознакомительный и основообразующий характер, что подразумевает более обстоятельное раскрытие данных понятий на последующих уроках природоведения.

Цель: Формирование общего природоведческого понятия "природа", "живая и неживая природа". Знакомство с многообразием природы, взаимосвязями в природе.

Тип урока: предметный урок.

Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:

  1. Дополнить знания учащихся об окружающем мире. Склассифицировать предметы живой и неживой природы. Установить взаимосвязь между живой и неживой природой. Ознакомить с группами предметов не относящихся к природе, выявить место человека в природе и значение природы для человека.
  2. Развивать связную речь учащихся.
  3. Знакомство с новым методомическим приемом тАУ моделированием. Составление модели взаимосвязь "природа-человек".
  4. Экологическое воспитание учащихся.

Достижение цели осуществляется в 5 этапов:

  1. Актуализация опорных понятий.
  2. Целеполагание.
  3. Введение новых понятий и способов действий.
  4. Отработка способов действий
  5. Формулирование основных выводов

этапы урока

деятельность учителя

методическое обоснование

психолого- педагогическое обоснование

1. АктуаВнлизация знаний.

2. ЦелеВнполагание

3. ВведеВнние поняВнтий и способов действий.

4.ОтраВнботка способов действий.

5.ФормуВнлировка основных выводов.

На доске таблица "Жизненные формы растений".

Учитель показыВнвает ребятам учебник природоведения и ученики его рассматВнривают. Учитель обращает внимание на правила работы с учебником.

Теперь учитель обращает внимание ребят на погоду на улице и говорит что теперь наблюдения за погодой будут провоВндиться на каждом уроке природоведения.

Также учителем выделяется основной предмет изучения природоведения тАУ приВнрода и её объекты.

Учитель объясняет, что сейчас узнали о том что изучает предмет природоведения и сегодня мы узнаем о том на какие две большие группы делится природа, какая взаимосвязь между этими группами, каВнково место человека в природе и как чеВнловек и природа влияют друг на друга.

Учитель просит детей назвать объекты природы, выписывая на доску 5 тАУ10 объВнектов живой и столько же неживой приВнроды. Также необходимо выписать неВнсколько объектов не относящихся к приВнроде, т.е. сделанных человеком.

Затем он ставит проблемную ситуацию: называет один объект живой и один объВнект неживой природы из выписанных, просит определить, какое основное отлиВнчие между ними(это можно повторить). После нахождения отличия "живой-нежиВнвой" учитель просит по очереди располоВнжить все записанные объекты в две группы. Учитель называет эти группы "Живая природа" и "Неживая природа". Далее объекты живой природы учитель предлагает разделить на группы(используя таблицу на доске) и собственные знания. Ребята выделяют группу растений и группу животных, отВндельно выделяется человек.

Следующим эпизодом учитель выделяет среди всех объектов сделанные человеВнком и просит учеников выделить эту осоВнбенность.

Далее учителем ставиться проблемная сиВнтуация: могут ли объекты живой природы обойтись без предметов неживой. УчиВнтель предлагает выполнить следующие задания: "Давайте обозначим воздух гоВнлубым кружком. Могут ли растения и жиВнвотные обойтись без воздуха?". На доску вывешивается карточка обозначающая растения и кружек тАУ воздух. Синими стрелками учитель просит обозначить кому необходим воздух. Учитель задает вопрос для чего нужны растения и влияют ли они на воздух. Такая же работа проводится с животными, которые обоВнзначаются отдельной карточкой.

Затем все оговоренные связи обозначаВнются на доске с помощью карточек жиВнвотных и растений, стрелок.

Учитель предлагает подвести микро итог, что живая и неживая природа взаимосвяВнзаны.

На следующем под этапе учитель задает вопрос: "Чем является природа для челоВнвека?". И предлагает построить модель которая будет показывать как человек и природа взаимодействуют друг с другом. Для этого он предлагает обозначить челоВнвека соответствующей карточкой тАУ карВнтинкой и вывешивает её на доску.

Учитель задает подобные вопросы:

1."Зачем человек выезжает в лес, к реке, гуляет на лугу?"(хочет отдохнуть, любуВнется природой). Давайте обозначим приВнроду как "источник" отдыха. Используем для этого картинку с изображением баВнбочки. "Давайте проведем стрелочку от "бабочки" к человеку".

2."Что мы чувствуем, когда заходим в лес?"(чистый воздух, свежесть). Воздух обозначается соответствующей картинкой и проводится стрелка к человеку. ПриВнрода дает человеку экологическую чисВнтоту.

3-7. В этих пунктах учитель помогает деВнтям раскрыть след. значение природы:

  • продукты питания;
  • предметы, изготовляемые из объектов природы;
  • служит источником познания;
  • источником воды;
  • является средством воспитания (имеВнется в виду посадка деревьев школьВнниками, охрана природы и т.д.).

Каждое "значение" объектов природы обозначается подходящей картинкой, выВнвешивается на доску и соединяется стрелкой с фигуркой человека.

Самостоятельная работа. Учитель дает задание: "Посмотрите на схему. Если чеВнловек используют объекты природы и влияет на нее, то поставьте стрелочку от человека к такому объекту природы. Если это влияние положительное, то поставьте знак "+", если отрицательное тАУ "-".

Учащиеся выполняют работу расставляя знаки и связи. При возникновении заВнтруднений они разбираются в классе.

У учащихся часто получается двойная оценка влияния человека на природу

("+\_"). Необходимо выслушать мнения учеников и их аргументацию, прийти к общему решению.

Учитель предлагает сделать вывод, что человек и природа взаимосвязаны. Можно предложить учащимся нарисовать простейшие взаимосвязи между природой и человеком, когда человек помогает природе.

Учитель подводит итог проделанной работе при помощи следующих вопросов:

  • о каких объектах природы говорили;
  • как различать объекты живой и неживой природы;
  • что такое природа;
  • существуют ли объекты живой и неживой природы отдельно друг от друга;
  • объясните: "человек и природа тАУ единое целое";
  • объясните, какие предметы не относятся к объектам природы.

Это будет необходимо далее.

С помощью этого учитель обраВнщает внимание детей на новый учебник и новый предмет, котоВнрый будет изучаться с помощью этого учебника.

Происходит знакомство с фенолоВнгической минуткой, которая будет проходить на каждом уроке.

Это необходимо для дальнейшего изучения предмета и его смысла.

Необходимо сообщить детям цель урока.

Необходимо чтобы сами дети выВнделили объекты природы, чтобы внести элемент случайности и тем самым дать понять им что резульВнтат не зависит от выбора.

Здесь происходит выделение объВнектов живой и неживой природы, а также учитель дает эти понятия детям. В процессе составления групп понятия первично закрепВнляются.

Кроме этого ребятам необходимо выделить из каких двух групп объектов состоит живая природа (из растений и животных).

Учитель также выделяет предВнметы которые сделал человек, они являются продуктами его деяВнтельности.

Эта работа необходима непосредВнственно для выполнения задач урока, т.е. для нахождения взаиВнмосвязей между живой и неживой природой на основе таких взаимВнмосвязей между конкретными группами объектов.

Происходит построение модели.

Итог делается на основе построВненной модели.

Составление модели "Значение природы в жизни человека". Эта работа проводиться согласно выВнполнению задач урока, а именно тАУ выявить место человека в природе и значение природы для человека. Основной момент здесь тАУ все выВнводы о тех или иных "значениях" природы для человека делают дети. Учитель лишь следит за верностью этих выводов.

Для отработки способа действия тАУ моделирования и выделения суВнщественного от несущественного проводится самостоятельная раВнбота. Так же эта работа соответстВнвует выполнению цели урока тАУ нахождения взаимосвязей и взаиВнмовлияния между природой и чеВнловеком.

Подведение итогов неотъемлимая часть любого урока, в том числе и урока природоведения. Без нее не будет выполнена цель, которая была поставлена перед учителем и учениками на этом уроке, т.е. она не будет ясно прослеживаться учащимися, что может повлечь за собой её невыполнение.

Основная дидактическая задача этапа тАУ познакомить с новым предВнметом и учебником, опираясь при этом на ранее изученный материал.

На этом этапе используются методы рассказа, беседы, самостоятельная работа с учебником. Это объясняВнется необходимостью познакомить с новым предметом опираясь на предВнмет ранее изученный и на тАУзнания учеников полученные ими самостояВнтельно.

Форма организации деятельности тАУ фронтальная. Так как здесь необхоВндима работа со всем классом.

Содержание, методы и цели опредеВнляются задачами и целью.

Самостоятельная работа и беседа дают ученикам быть включенными в работу. Новый предмет всегда интеВнресен.

Основная задача этапа тАУ сообщить детям о том, что нового они узнают на данном уроке.

Основной метод тАУ метод объяснения.

Форма организации тАУ фронтальная.

Содержание, методы и средства соВнответствуют цели.

Изучается новый материал посредВнством беседы и при помощи новых методических приемов, развиваюВнщих логическое мышление младших школьников. Посредством методиВнческого приема тАУ классификации, выявляются закономерности деления предметов на две группы: объекты живой и неживой природы, выделяВнется группа предметов, изготовленВнных человеком. При помощи модели выявляется алгоритм действия: взаимосвязь предметов живой и неВнживой природы, значение природы для человека и влияние человека на природу, выявляются положительВнные и отрицательные моменты влияВнния человека на природу.

Отработка способа действия ведется при помощи выполнения самостояВнтельной практической работы.

При работе используются следуюВнщие методы:

  • Беседа тАУ способствует выявлению сформированности понятий тАУ "живая" и "неживая" природа. Используя методический прием тАУ классификации, учащиеся выдеВнляют основные признаки деления объектов природы на группы жиВнвая и неживая, выделяется также группа изготовленная человеком.
  • Наглядные методы тАУ наблюдение за окружающим миром помогает установить взаимосвязь между объектами живой и неживой приВнроды, выявить значение для чеВнловека и влияние человека на природу.  Методический прием моделирования помогает учаВнщимся составить опорные схемы тАУ взаимосвязь между объектами живой и неживой природы, а также взаимосвязь "природа тАУ человек".
  • Выполняя практическую работу учащиеся закрепляют основные выводы по содержанию урока.

Экологическое воспитание школьВнников осуществляется на протяжеВннии всего урока, посредством всех вышеперечисленных методов и приемов.

Требуя от учащихся полного, обосВннованного ответа тАУ учитель работает над развитием устной связной речи учащихся.

Урок строится с опорой на  натуВнральные объекты природы, с учетом наблюдательности учащихся и накоВнпленных ими ранее знаний.

При подборе материала учитывались возрастные особенности данной возВнрастной группы учащихся, что видно по ходу урока. В основе подбора маВнтериала были использованы след. дидактические принципы:

  • научности (при подготовке к уроку был использован теоретиВнческий материал таких наук, как география, ботаника, экология);
  • доступности ( материал испольВнзуемый на уроке доступен детям данного возраста);
  • последовательности (материал урока вводится последовательно тАУ от общего к частному, испольВнзуется связь с тем, что дети изуВнчали раньше, и что будут изучать потом) ;
  • наглядности (на уроке присутстВнвует необходимое количество наВнглядности);
  • и др.

Учитель на уроке использует приемы обратной связи как в проВнцессе составления моделей взаимоВнсвязи между живой и неживой приВнродой, и "человек тАУ природа", так и в процессе объяснения обоснованноВнсти выборов в самостоятельной раВнботе школьников.

К концу учебного года по данной теме учащиеся должны знать:

  • компоненты неживой природы: вода, воздух, полезные ископаемые;
  • компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы.

уметь:

  • устно описывать объекты живой природы;
  • различать виды растений и животных.

Выполнение цели урока тАУ взаимосвязанное действие с одной стороны - деятельности учителя и целостности и совместимости отобранных им методов, с другой правильных и результативных его действий по отбору материала для урока и организации учебного процесса в классе. Все намеченные задачи выполнены и цель данного урока достигнута.

Вместе с этим смотрят:

Развитие математических способностей младших школьников в классах коррекции
Развитие музыкальных способностей детей, идущих в школу
Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся 3-го класса при изучении глагола
Развитие образования в России