Этнопедагогика

Содержание: Введение        2 1.Русское народное творчество как средство народной педагогики        4 2.Жанры народного творчества        6 2.1.Определение народного творчества        6 2.2.Народное поэтическое творчество (фольклор)        7 2.2.1.Сказка        8 2.2.2.Героический эпос        9 2.2.3.Афоризмы, пословицы, поговорки        9 2.2.4.Загадка        10 2.3.Народная  музыка  (музыкальный фольклор)         11 2.4.Народный театр        13 2.5.Народный  танец        14 2.6.Народные промыслы        15 3.Принципы народной педагогики        17 3.1.Закономерности народных педагогических систем        17 3.2.Народная педагогика и этнопедагогика        18 Заключение        20 Литература:        22 Введение Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: тАЬУничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, тАФ одним словом, во всей полноте его жизнитАЭ.1 Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время тАЬмассированного наступлениятАЭ на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России. Задача педагогов построить учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирования национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и педагогическими факторами. К числу первых можно отнести рост национального самосознаВнния, усиливающееся внимание к сохранению и развитию нациоВннальных культур и языков, к возрождению народных традиций, реВнлигиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтВнническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие поВнложительных тенденций и снизить по возможности рост постотриВнцательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов тАФ новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.
  1. Русское народное творчество как средство народной педагогики
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах. С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа. Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравВнственных норм и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила, рекомендации и т.д. очень близки по смысВнлу, по формулировкам, что доказывает наличие общих закономерВнностей в развитии народных культур, и в частности тех их обласВнтей, которые относятся к обучению и воспитанию подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам и правилам организации воспитательных процессов. Так постепенно, от века к веку шло становление народной пеВндагогики, традиционной культуры воспитания. Она включает:
  1. совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;
  2. совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;
  3. средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях их отдельных компоненВнтов мы расскажем в следующей главе).
Народная педагогика, став самостоятельной областью народВнной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, народноВнстей, регионов. Поэтому у каждого народа, нации, региона сложиВнлась самобытная культура воспитания, совершенствующаяся из поколения в поколение. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогиВнку: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как историчеВнской общности". Человек тАФ связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение их в роду в течение трех веков тАФ это и есть народная педагогика в действии.
  1. Жанры народного творчества
Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты. Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках. тАЬВедь древние цивилизации тАФ не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их достижения тАФ часть современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности тАФ взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениямитАЭ2.
  • Определение народного творчества
  • Народное творчество тАФ худоВнжественное, народное исВнкусство, фольклор,   художеВнственная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительВнное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельВнность, обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззреВнния, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мысВнлей, чувств, переживаний, мечты о спраВнведливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отлиВнчается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает, совершенВнствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса  формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогаВнщение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех жанров народного искуства, что создатели произведения являВнются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащаюВнщих традицию. Важен также теснейВнший контакт исполнителей с восприниВнмающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творчеВнского процесса. Следует также отметить и долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства проВнизведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движенияВнми, танцами. Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.
  • Народное поэтическое творчество (фольклор)
  • Фольклор тАФ устное народное творчество: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек. Богатство жанров, тем, образов, поэВнтики фольклора обусловлено разноВнобразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движеВнниями (пение, пение и пляска, рассказыВнвание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерВнпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоВнса. В период формирования государстВнвенности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор. Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
    1. Сказка
    В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со злом. В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Получается, что сказка тАФ правда и вымысел одновременно. тАЬСказка тАФ ложь, да в ней тАУ намек: добру молодцу тАУ урок.тАЭ Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.
    1. Героический эпос
    Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.). В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.
    1. Афоризмы, пословицы, поговорки
    Афоризмы, пословицы, поговорки тАФ родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей. Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра. Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего тАУ осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям. В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности: Где работа, там и благо. Не плюй в колодец   тАФ пригодится воды напиться. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда выВнсказать свое суждение. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.
    1. Загадка
    Загадка тАФ жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные обВнразы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метаВнфора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукуВнрузы становится башней, морковь тАФ девицей с косой. ПодчеркиВнвая эту особенность загадок, М.А.Рыбникова писала: "Загадка тАФ ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора"3. Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимаВнние слушателя или читателя специально направлено на необходиВнмость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, коВнторая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поВнэтического образа, развитию художественного мышления и творВнчества. Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит реВнбенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции: скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).
  • Народная  музыка  (музыВнкальный фольклор)
  • Народная  музыка  (музыВнкальный фольклор) тАФ вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего наВнрода, музыВнкальный фольклор существует блаВнгодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исВнключительно устойчивы, живучи. В кажВндую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют траВндиционный музыВнкальный фольклор. Основной вид музыВнкального фольклора тАФ песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелоВндии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственВнных вариантов, характеризующих измеВннения народной музыки в процессе её исполВннения. Жанровое богатство народной музыки тАФ результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:
    • календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, маслеВнничные, купальские песни);
    • полевые раВнботы (покосные, жатвенные песни);
    • рожВндение, свадьбу (колыбельные и свадебВнные песни);
    • смерть (похоронные плачи-причитания).
    Позднее наибольшее развитие в фольклоре поВнлучили лирические жанры, где на смену проВнстым, коротким напевам трудовых, обряВндовых, плясовых и эпических песен или инстВнрументальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации тАФ вокальные (русская протяжВнная песня) и инструментальные. Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни тАФ это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями. Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее тАФ это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.
  • Народный театр
  • Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устВнным народным творчеством, зародился в глуВнбокой древности: в играх, сопровождавВнших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (свяВнточное ряженье, свадьба и т. д.). В проВнцессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, пароВндирующие свадебный обряд (русская игра-комедия ВлПахомушкаВ»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы. В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. МногообраВнзие форм народного кукольного театра опредеВнлялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетВнки тАФ куклы на нитках тАФ и др.). Народные теВнатры кукол разыгрывали пьесы, перескаВнзывающие сказки и легенды, инсцениВнровали Влбродячие сюжетыВ». К народному театру относят также балаганные предВнставления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизироВнванного текста). Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и жеВнстов; в ходе представлений актёры непоВнсредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать втоВнростепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интеВнрес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуаВнций, положений. Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.
  • Народный  танец
  • Народный  танец тАФ один из древнейших видов народного творчества. Танец был чаВнстью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хоровоВнды наполнялись новым содержанием, выВнражавшим новые особенности быта. НаВнроды, занимавшиеся охотой, животноВнводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выраВнзительно передавались характер и повадВнки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский тАФ дровосеков, эстонский тАФ сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве заВннимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отноВншение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль). В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инВнструментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовыВнми аксессуарами (платок). Большое влияние на харакВнтер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрываюВнщее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце тАФ отбивка по голенищу жёстких сапог. Танец позволяет выработать пластичность, особую коордиВннацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).
  • Народные промыслы
  • К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткаВнчество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё художестВнвенное, гравирование, чеканка и т. д. В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и верования. Наиболее общим элеменВнтом служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, естеВнственной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подгоВнтовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом реВнзультаты его индивидуальной изобретаВнтельности, приводящей к выработке наиВнболее рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отВнбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревянВнные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, соВнхраняя общую форму и обВнразную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, деВнкоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов. Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе, помощи родителям. Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.
    1. Принципы народной педагогики
      1. Закономерности народных педагогических систем
    К числу общих закономерностей и характеристик народных пеВндагогических систем, дающих возможность осуществлять "переВннос" знаний из одной этнической педагогики в другую, относятся:
    • наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпоВнсе, мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей;
    • единство естественного механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных (общественВнных) требований и народности;
    • общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (приВнрода, труд, игра и др.);
    • общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.
    Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особенВнности развития народов, определяющие характер труда, игр, праздВнников, традиций и обрядов, содержание устного народного творчеВнства, изобразительного искусства и народных промыслов, специфиВнку отношений людей друг к другу и окружающей природе. В основу построения методики учебно-воспитательного процесВнса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеВнал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органичеВнски включается в систему современных социальных целей и выполВнняет по отношению к учебно-воспитательным системам роль проВнграммы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает сущность народной культуВнры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и мноВнгие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмираВнет, если теряет свою социально значимую основу.
  • Народная педагогика и этнопедагогика
  • Под народной педагогикой традициВнонной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, леВнгенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афоВнристическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом. А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика тАФ наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части. Заключение В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась осВнновным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качеВнство воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоВнящего времени в виде заповедей, народной мудрости. Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с роВндителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще обВнращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образоваВнния и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее станоВнвится тот факт, что только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и разВнвитие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать осВнновой современных учебно-воспитательных систем. Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитаВнния, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитаВнния и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловечеВнских ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что наВндо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспиВнтания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими предВнставлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях. Поступки и деятельность людей ограничиваются определенныВнми запретами, способствующими сохранению и развитию человеВнческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не воруй", "не лжесвиВндетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в число бибВнлейских заповедей. Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое меВнсто всегда отводила заповедям тАФ целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в поэтичеВнских описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие защитники Отечества. Следующая заповедь народной педагогики тАФ воспитание доброВнты и любви к людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждаюВнщим других. Третья заповедь тАФ воспитание трудолюбия. Народ всегда выВнсмеивал лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заВнповедь выражена в народных пословицах: "Деревья смотри в плоВндах, а людей тАФ в делах", "Под лежачий камень вода не течет". Но одним из важнейших условий воспитания в народВнной педагогике считается доброе, уважительное отношение к ребенку. Литература:
    1. Рыбникова М. А. Избр. труды. тАФ М., 1958.
    2. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.тАФ М., 1992.
    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. тАФ М: Педагогика, 1987.
    4. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. тАФ М.: Прогресс, 1993.
    5. Народная мудрость: Энциклопедия. тАФ М., 1995.
    6. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. тАФ М.: Школа-Пресс, 1998.
    7. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. тАФ М.: Школа-Пресс, 1996.

    1 Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. тАФ М: Педагогика, 1987. тАФ с. 218.

    2 Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.тАФ М., 1992.тАУ с. 49.

    3 Рыбникова М. А. Избр. труды. тАФ М., 1958. тАФ с. 123.

    Вместе с этим смотрят:

    Язык как особая система знаков
    Агностицизм
    Аквинский
    Английский эмпиризм XVII - XVIII веков