Воспитание искусством в Афинах

  Вступление.

       

На    первый    взгляд,  выбранная    мною   тема   может    показаться  оторванной от действительности . На  самом   деле,   воспитание   искусством  в  Афинах  мало  перекликается с задачами современной  школы , у которой  и  без   того    много  проблем,   требующих     решений . Выбирая  эту тему , я  ставила  своей  целью   изучить,     проанализировать   и   выяснить,  каким было   воспитание   музыкой  и литературой  в Афинах в VII -  V  вв. до н.э. , какие       достоинства    были    у   такого воспитания , какие необходимые  в  воспитании   результаты   оно   несло.    А   также    рассмотреть   то  влияние,  которое   оказывало     на    души    детей   искусство   в   древних    Афинах . Афиняне    были     хорошими     воинами,   что  говорит   о   воинственной  и  жестокой     направленности  их   миропонимания .   На    мой    взгляд,   от  спартанского    общества    афинское   общество   отличало   много факторов,   искусство было одним   из   них,   оно   несло   обществу  гуманизм,  культуру    красоты,     гармонии   и     демократические   основы .   Все это  прививалось детям не только  в семье,  но и педагогами, воспитывающими их. Одной  из своих задач  я ставлю  изучить роль музыки    и  литературы   ни   только  в образовании , но и  в  жизни    афинян.   Это   необходимо   для   понимания содержания    такаго    образования.    Следующая    моя   цель  -    доказать взаимосвязь музыкального и литературного  образования. Затем я считаю необходимым отдельно рассмотреть воспитание искусством  мальчиков и девочек.

Обратимся  теперь к современной  школе ,  к  ее  проблемам этического  и  нравственного  характера .  Возможно,  всегда   было  трудно  привить  детям ,  особенно  подросткам, доброту, гуманизм, терпение, такие  нравственные  нормы  поведения , как   вежливость,   умение  выслушать  и  попытаться   понять  точку  зрения  другого  человека, не  быть категоричным  в  суждениях. Эта  задача  усложняется , если в стране отсутствует какая  либо идеологическая программа. Но нельзя  на современные  сложности списывать невозможность достижения  цели  нравственного  и  культурного  воспитания.  Не  только  трудные подростки, но и остальные   школьники   нуждаются    в   устойчивых     социальных    ориентирах. Которые   они   могут   подчерпнуть     в   семье,   но ,   как   правило ,   семья,    за  некоторым  исключением,  дает или  недостаточный  уровень  такого  воспитания,  или  никакой.  Поэтому   на   школу  ложиться   основная   нагрузка.   К   сожелению,  должна   заметить,   что    школа   не  очень  хорошо  справляется  с  этой  задачей ,  и  скорее  не  потому,   что   мало   над  ней   работает,  а   потому,   что  не  может  найти  правельный  подход.  Школьники   не   воспринимают   целенаправленные  внушения, которыми изобилует наша школа, возможно от того, что не проводится  качественный  анализ методов, используемых  в  этой  работе.  Существование  этой проблемы заставило меня  обратиться  к  опыту древних греков, к тому  , как они пытались решить  эту проблему. Возможно, изучив  истоки  такого  воспитания  и  понимая   его  суть, мне

  как  будущему  педагогу  будет  ясно,  как  лучше  найти  подход   к   детям  и    как   одновременно  совместить  в  себе  строгость  и  гуманность .

    

  СОДЕРЖАНИЕ.

Вступление.

  I   Роль  музыки  и  литературы  в  жизни  Афинского  общества.            

II  Взаимосвязь  музыкального  и  литературного  образования.

III   Роль  музыки   и  литературы  в  воспитании  девочек.

IV   Роль  музыки   и  литературы  в  воспитании   мальчиков.

Заключение.

               

     СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ.

 

                1.  тАЬ История  Древней Греции.тАЭ

                        М.,  тАЬВысшая  школа.тАЭ 1972.

               

                2. тАЬ История  Древней  Греции. тАЬ  

                       под  редакцией  В. И. Кузищина.

                       М.,  тАЬВысшая  школа.тАЭ 1996.

               3.  Л.  Винищук.  тАЬ Люди, нравы  и

                      обычаи   Греции и Рима. тАЬ

                   М.,  тАЬ Высшая  школа.тАЭ 1988.

        

           

               4. П.  Гиро.  Частная  и общественная

                   жизнь  греков.тАЭ С.- Петербургъ.

                Издание  т-ва  О.Н. Поповой. 1913.

              5. тАЬ Педагогическая  энциклопедия. тАЬ

                                  М., 1995.

               6. С.И. Ожегов. тАЬ Словарь  русского

                   языка.тАЭ  М., тАЬ Русский  язык.тАЭ 1981.                

    

 

2.2 Взаимосвязь музыкального и литературного образования.

      

                  Что представляет   из  себя   воспитание   искусством  в  Древней           Греции ?Чтобы  понять это , необходимо разобраться в том ,  какое  воспитание  может  дать искусство и что понимается  под словом искусство.Если обратиться к словарю   С. И . Ожегова,  то   можно   найти  такое  определение  . тАЬ Искусство  - творческое отражение ,  воспроизведение  действительности  в  художественных образахтАЭ.1 Но  для  воспитания  необходима   доступность  и  понятность   такого отражения .    Вот    почему    мало    внимания    в     образовании      уделялось  архитектуре, настенной  живописи  и  т. д .  Из этого следует,   что  наибольшее   поле  деятельности  для  такого образования  представляют  собой  музыкальные  и   литературные  произледения   древнегреческих   музыкантов и поэтов.

          Программа обучения в Греции охватывала  воспитание  интеллектуальное , музыкальное и физическое, не отдавая  ни одному из  них  особого  предпочтения .тАЭ Это было  связано  с  особенностями  самой  греческой   культуры ,  в   которой   воспитание    понималось   как    неразрывное   единство   тАЬгимнастическоготАЭ  и   тАЬмусического тАЬ,  как  развитие физического  и  умственного одновременнотАЭ.2

         Рассматрим    что   же    такое    мусическое    воспитание   .      тАЬМусическое воспитание  и  мусические   школы   возникли   в   Древней  Греции   и   получили  наиболее полное развитие  в Афинах . Главной  целью  мусического    воспитания   было  - воспитать идеального  гражданина,  дать ему нравственное,  эстетическое ,

физическое , политическое   и  культурное  воспитание  .  Большое   внимание    в мусическом    воспитании    придавлось   музыке,  обучение  которой   неразрывно связано было с усвоением  лучших  образцов  греческой    литературы   -  Гомера  , Гесиода,  Эсхила,  Софокла,  Еврипида - образцов дидактической поэзии.  Каждый  образованный  человек  в  Афинах  должен  был   владеть  искусством  кифаредики  - аккомпанирования  и  пения . Поэтому, после  усвоения  некоторого   количества   литературных текстов, мальчики  обучались  у  кифариста  игре   на  семиструнной   затем   девятиструнной  лире  и  кифаре .  Музыкальное   воспитание  приобретало  большое значение в связи с участием  хоров мальчиков  и  юношей  в большинстве госсударственных  праздников тАЬ.3

     Музыкальное  и литературное  образование считалось наиболее обязательным, так  как  развивало   ребенка  в  нравственном  и   культурном  плане .  Оно   было  доступно   как   для   девушек ,   так   и   для    юношей,    чего   нельзя   сказать   об интеллектуальном и физическом воспитании . Тому насколько такое  образование  было  доступно для  девушек  посвящается  следующий  параграф .

                    2.4. Роль музыки  и  литературы  в  воспитании  девочек .

            В  Афинах    школ    для  девочек    не   было,  поэтому    воспитаниее   девочек   проходило   дома  .  Их   знакомили   с  домоводством ,   с  женскими  ремеслами : прядением ,  ткачеством . Не пренебрегали  там  и  элементарным  образованием  , а  именно :  учили   девочек  читать  и   писать .    Программа     обучения   девочек  включала  в  себя также  пение и  танцы,  поскольку умение петь и танцевать было  необходимым  для женщин опять таки   для  участия   в религиозных  праздненствах.   Что  же   касается   изучения   литературы,  то   в некоторых  домах  у женщин  была такая  возможность,  однако от разговоров на литературные  темы   в  кругу  мужчин  они   были   отстранены. тАЬ Тот  факт, что женскую   поэзию,   берущую    начало  в    \/!! в  до н.э., представляли  в Греции уроженки  Лесбоса,   Беотии,   Аргоса,   Сикнеона,    но  только  не   Афин  также свидетельствует  о   том,   что  афинские   женщины   были    исключены   из   сферы   интеллектуальной    жизни тАЬ.4


1  С. И. Ожегов.  Словарь  русского  языка .  М., тАЬ Русский  язык тАЬ.  1981.

2  Л. Винничук. тАЬЛюди , нравы  и  обычаи  Греции  и  Рима тАЬ. М.,тАЭВысшая  школатАЭ.1988.

стр.194.

3 тАЬПедагогическая  энциклопедиятАЭ.М.,1995.

4

Вместе с этим смотрят:

Воспитательная функция госслужбы
Высшая школа и продвижение в науке
Гуманизация отношений младших школьников
Гуманизм в коррекционном обучении