Доклад школьного преподавателя, претендующего на повышение квалификации

На основании закона РФ ВлОб образованииВ»,  Национальной доктрины образования   и ВлПрограммы развития воспитания  в системе образования России 1999-2001 г.В», коллективом нашей школы была разработана и выполняется общая программа развития воспитания, и ее возрастные модификации на предстоящее пятилетие.

Обновление процесса воспитания школы осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания, с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта, установления и поддержания баланса государственного, семейного и общественного воспитания.

Цель педагогического коллектива так же как и других учреждений образования гуманизация учебно-воспитательного процесса и развитие личности ребенка. Она и определила следующие задачи:

  • Создание условий для развития духовных и физических сил ребенка (путем расширения сети дополнительного образования и вовлечения  учащихся в кружки, студии, спортивные секции, клубы, творческие объединения)
  • Воспитание активной творческой личности в  эстетическом и экологическом, военно-патриотическом и гражданском, духовно-нравственном  и трудовом направлениях
  • Изучение развития отдельной личности, ее самоопределение и самореализация, помощь в выборе жизненного пути (совместно с семьей)
  • Охрана прав и здоровья учащихся

Реализация данной программы возможна  в результате создания в школе воспитательной  системы, основанной на принципах, предложенных рядом авторов: Караковским В.А., Щурковой Н.Е., Демаковой И.Д, Выготским Л.С., Ямбург Е.А., Сухомлинским В.А., Амоношвили В.А., Газман О.С., Якиманской И.С.

Принцип гуманистического воспитания основывается на  объединении детей и взрослых в единый коллектив.

Личностно-ориентированное воспитание   - признание личности ребенка высшей социальной ценностью; приВннятие его таким, какой он есть. 

Принцип природосообразности  предполагает нам учитывать особенности психики, возраста, пола и физиологии.

Культурологический подход выводит на союз базового и дополнительного образования.

Принцип средового подхода  особенно характерен для нашей школы, т.к. школа культурно-духовным центром поселка.           

Деятельный подход  обеспечивает интересную, отвечающую потребностям детей игровую, трудовую, досуговую, творческую жизнь ребенка

Дифференцированный подход занимает важное место во всей воспитательной работе.

Условием успешной реализации программы является учет возрастных психофизиологических особенностей учащихся.

Педагогические рекомендации.

1. Для классных руководителей младших школьников

Учитывая особую значимость личности учителя в жизни младшего школьника, учителю необходимо постоянно совершенствоваться в рабоВнте, а отношения с детьми строить на принципе, вынесенном В.А. Сухомлинским в название одной из книг - ВлСердце отдаю детямВ», и не должно быть ни одного ребенка, обойденного вниманием учителя.

В учебном процессе особое внимание уделять развитию психичеВнских процессов - расширять сенсорную основу психики (больше занятий рисованием, лепкой, музыкой, пением, танцами), учить наблюдать, сравВннивать и анализировать различные предметы и явления, обучать мыслиВнтельным операциям и усвоению понятий, исходя из возрастных особенВнностей мышления, давать больше простора фантазии, поощрять творчестВнво. Необходимо направлять развитие произвольных процессов, стимулиВнровать, самостоятельность, инициативу, активность, учить ориентироВнваться в выборе целей и путей их достижения, преодолевать трудности, доводить дело до конца, проверять и оценивать свои действия. Полезно поручать детям проверять работы друг друга.

Не захваливать тех, у кого высокие результаты в учении, поддержиВнвать и подбадривать тех, кого преследуют неудачи. Одобрять хорошие поВнступки по отношению к другим детям и взрослым, не оставлять без внимаВнния грубость, эгоизм, жадность, злорадство и т.п. Строить отношения между детьми на основе доброты, гуманности, сочувствия и соучастия.

2. Для классных руководителей подростков.

1. С учетом анатомо-физиологических особенностей подросткового возВнраста:

  • организовывать двигательную активность подростка, поддержиВнвать одобрением его успехи по физическому самосовершенствоВнванию, объяснить, что его нескладность, неуклюжесть - показаВнтель Влскачка в ростеВ» носит временный характер;
  • тщательно соблюдать режим труда и отдыха на уроках в течение дня; чередовать виды деятельности;
  • большое внимание уделять половому воспитанию.

2. Учитывая появление чувства взрослости:

  • воспитывать правильное представление о взрослости, о социальВнной роли взрослою человека как деятеля, как члена семьи, проВнфессионала; воспитывать у мальчиков правильное понятие мужественности с его нравственным содержанием, а у девочек понятие женственности:
  • исключить назидательный тон и покровительственное отношение (за исключением ВлтревожныхВ» подростков); основной стиль общения - совет, предложение выбора; избегать личностных оценок;
  • строить взаимоотношения по типу сотрудничества, помощи, уваВнжения, доверия;
  • создавать условия для проявления самостоятельности, активноВнсти, творчества;
  • направлять учебно-познавательную деятельность подростка, подВнчеркивая ее важность для профессионального самоопределения.

3. Учитывая подростковую реакцию группирования:

  • обеспечить общественно значимые цели формирования ВлмалыхВ» групп;
  • помочь подростку реализовать свою потребность занять желаемое место в группе в соответствии с его возможностями и пользой для него;
  • поощрять истинную дружбу, характер и прочность контактов, способствующих духовному обогащению и творческому сотрудВнничеству.

4. Учитывая развитие ценностной сферы личности и сферы самосознаВнния:

  • уважать личность ученика, его интересы, чувства, права;
  • способствовать формированию у подростков системы ценностВнных ориентации, гуманных идеалов, образцов поведения, способных актуализировать стремление подростка к самосовершенствоВнванию, помогать в выборе путей самовоспитания.

5. Активно взаимодействовать с семьей подростка. Знать тип семейного воспитания и те нарушения, которые усиливают и обостряют дезадаптацию подростка в переходный период от детства к взрослости. ПомоВнгать родителям в выборе средств психокоррекции подростка. Среди них особое внимание уделить профессиональной ориентации.

3. Для старшеклассников.

  • Направлять учебно-познавательную деятельность по пути самоутверВнждения, саморазвития, самоопределения.
  • Способствовать формированию системы ценностных ориентации, явВнляющихся основой миросозерцания, мировосприятия, мировоззрения.
  • Помогать ВлвписатьсяВ» в систему социальных ролей; включать старшеВнклассников в диагностический процесс, способствовать тем самым отВнкрытию собственного ВляВ», оценивать человеческие достоинства как ценности.
  • Создавать условия для реализации творческого потенциала личности; определять уровень, содержание и интенсивность потребностей личВнности, способы их удовлетворения.

Организация жизнедеятельности школьников.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Личностно ориентированное воспитание в младшем школьном возрасте - это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенВнка, развитие его природных способностей - ума, нравственных и эстетиВнческих чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Основные педагогиВнческие механизмы включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание. В связи с этим большое значение в младшем школьном возрасте приобретает развитие способности к элементарному анализу проведенных праздников, оценке своего участия в подготовке и проведении творческих дел.

В младших классах преобладает игровая деятельность, занятия ноВнсят подвижный характер, между трудом, учебой и игрой грани стерты - один вид деятельности переходит в другой. Большое значение имеет поВнстепенное усиление активности самого ребенка, стимулирование его саВнмовоспитания. Поэтому уже в начальной школе степень самостоятельности детей в подготовке внеклассных дел, в организации своей жизнедеяВнтельности должна возрастать от класса к классу. Реализовать цели педаВнгога возможно только на основе согласованных действий с родителями, Поэтому желательно активное привлечение родителей к проводимым в классе творческим делам, согласование решаемых педагогических задач, Целесообразно обсуждение на родительских собраниях вопросов, касаюВнщихся особенностей физического, психического развития детей, специВнфики воспитания сознательного отношения к учебе, проводимых внеВнурочных дел, умственного развития, логического мышления и запоминаВнния, творческих способностей младших школьников.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Подростковый возраст - качественно новый этап в развиВнтии школьника. Именно в этом периоде у учащихся появляется активное желание быть взрослым. Идет интенсивный процесс физического и социВнального созревания личности, создающий предпосылки начала культурВнной самоидентификации, вхождения в мир национальной культуры. ОсВнновные педагогические предпосылки развития в этом возрасте - включеВнние подростков в ситуации выбора, в том числе выбора ценностных ориВнентации, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, поВнмощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в творчество формирование организаторских навыков.

В подростковом возрасте у учащихся должны значительно расшиВнриться права и обязанности. Подростки учатся сами планировать, провоВндить и анализировать творческие дела для себя и для младших школьниВнков. При этом акцент смещается с массовых мероприятий на групповые дела, в ходе которых создаются условия для самоутверждения подростВнков. Предпочтение отдается временным группам по подготовке внеурочВнных дел: советам дела, инициативным и творческим группам. Это помоВнжет каждому попробовать свои силы как в роли организатора, так и в роВнли исполнителя.

Большое значение для подростка имеет форма предъявляемых к нему требований со стороны взрослого.

В содержание родительских собраний целесообразно включать воВнпросы, касающиеся специфики данного возраста, создания ситуации усВнпеха, условий для самоутверждения, для формирования чувства ответстВнвенности.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономии личности, физического и нравственного самосовершенствования, жизненного самоопределения. Именно в этот период индивидуальная и групповая работа педагога должна быть направлена на выработку навыков рефлексии, саморегуляВнции, умения принимать решения в ситуациях выбора. В юности при наВнличии благоприятных условий возникает готовность к постановке целей перед собой. Очень часто юноши и девушки испытывают сложность в формулировке цели, в отборе средств, необходимых для ее достижения, в анализе достигнутого.

Определенную помощь в преодолении этих трудностей могут окаВнзать групповые дела со старшеклассниками, в ходе которых они соверВншенствуют свои организаторские навыки, углубляют свой опыт общения, но главное - учатся планировать и организовывать свою жизнедеятельВнность, оценивать себя и свои поступки, строят свои планы на будущее.

Система часов общения, посвященных вопросам самопознания, саВнмоопределения, и индивидуальное консультирование психолога и педагоВнга также могут помочь в решении этих проблем.

1. Данный раздел рекомендуется оформить по видам деятельности школьников. Для младших школьников и подростков предлагается следующая структура плана.

Виды деятельноВнсти

1-я четверть

Кл. час

КТД

Срок

Ответств.

СамоВнанализ

Познавательная

Ценностно-ориентированная

Общение

Творчество

Игра

2. Работа с родителями.

Цель: организовать педагогическое просвещение и консультативную помощь родителям в воспитании детей с целью раскрытия их потенциальных возможностей.

Примерные темы родительских собраний:

1. Психическое развитие младших школьников.

2. Анатомо-физиологические особенности детей 7-10 лет.

3. Развитие мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста.

4. Культура учебного труда.

5. Учеба и здоровье ребенка.

6. Самовоспитание детей в семье.

7. Факторы риска и здоровья ребенка.

8. Успех в жизни Вашего ребенка.

9. Подросток и молодежная субкультура.

10. Профилактика негативных зависимостей у подростков.

11. Успех в жизни ребенка.

12. Развитие творческих способностей детей.

13. Пути социализации школьников.

14. Взаимоотношение взрослых и детей в семье.

Виды работ

1 тАУ я четверть

Форма

Срок

Ответственные

Самоанализ

Тематика родительских собраний

Индивидуальная работа с родителями

Консультации

3. Работа с учителями-предметниками.

Цель: скоординировать работу учителей-предметников, направленную на создание оптимальных условий для развития ценностно-творческого и интеллектуально-познавательного потенциала учащихся.

Виды работ

1 тАУ я четверть

Форма

Срок

Ответственные

Самоанализ

Посещение уроков

Консультации

Педконсилиумы

Результат (сопоставление возрастной нормы и реально существующего  уровня развития).

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИТЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВОЗРАСТАМ

Потенциал личности

Возраст

Младший школьный

Подростковый

Старший школьный

Познавательный

Формирование внутреннего плаВнна умственных действий. Основы логичеВнского мышления и запоминания. Владение основВнными навыками учебной деяВнтельности

Развитие абстВнрактного и гипоВнтетического мышления. ДифференциаВнция учебных инВнтересов. Умение пользоВнваться рациоВннальными приеВнмами учебного труда

Умение творВнчески мыслить. Формулировать и аргументироВнвать свою точку зрения. Навык самоконтроля в учебной деяВнтельности

Ценностный

Рефлексия. Знакомство с общечеловечеВнскими ценностяВнми. Умение сопостаВнвить и понять разные точки зрения

Образ ВлЯВ». Приоритеты личВнных ценностей. Умение анализиВнровать различВнные взгляды на явления мира

Концепция ВлЯВ». Система личВнных ценностей. Осмысление общечеловечеВнских ценностей. Личное мироВнвоззрение. Открытие внутВнреннего мира

Творческий

Поиск своей творческой инВндивидуальности в разных сферах деятельности

Выбор области приложения своВних творческих возможностей, развитие устойВнчивых интересов

Творческое отВнношение к собВнственной жизВнни. Потребность в самоопределеВннии

КоммуникативВнный

Развитие взаиВнмоотношений между детьми, опосредованных учителем. Знание норм и правил в коллекВнтиве и следоваВнние им в своих поступках

Умение самоВнстоятельно строВнить свои отноВншения внутри группы сверстниВнков и со взросВнлыми. Межличностная рефлексия. Освоение разВнличных социальВнных ролей

Сформированность системы социальных ролей

Данный подход к планированию воспитательной работы предпоВнлагает оказание помощи воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлеВннии и раскрытии его потенциальных возможностей, становлении самосознаВнния; дает возможность оперативно корректировать процесс воспитания, наВнправляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей, и, что особенно важно, новый подход позволяет проектировать будущие резульВнтаты воспитания как по отдельным учащимся, так и по возрастным группам (по параллелям) и по образовательному учреждению в целом. ДиагностироваВнние и прогнозирование воспитательного процесса - одна из ключевых задач теории и практики воспитания

Образ выпускника МОУ СОШ № 28

Ученику школы должны быть присущи такие качества личности, как:

  • гуманистическое отношение к окружающем миру
  • нравственность,  высокий культурный уровень
  • гражданственность патриотизм
  • образованность, знание основ наук, владение навыками самообразования
  • способность к творчеству
  • физическое здоровые

Вместе с этим смотрят:

Женское образование в России
Жизнь и деятельность Песталоцци И. Г
Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
Значение художественной литературы в становлении личности школьников