Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет
Министерство образования Украины
Мариупольский гуманитарный институт
Донецкого государственного университета
кафедры педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТАна тему: Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет.
СТУДЕНТКИ: 2-го курса специальности: ВлДошкольное воспитание, иностранный языкВ»
Ковтун О.А.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
кандидат педагогических наук профессор кафедры педагогики и психологии.
Щербакова Е.И.
Мариуполь 1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1-2 с.
Раздел I. Краткая история возникновения игрушки 3-6 с.
Раздел II Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет 6-26 с.
Раздел III Особенности отбора игрушек для мальчиков и девочек в дошкольном учреждении 27-30 с.
Выводы 31-32 с.
Литература 33-34 с.
ВведениеИгра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.1
Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка тАУ неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство тАУ игрушка. С помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе.
Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.
В нашей работе мы хотим выяснить как игрушка влияет на психическое развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.
Предмет исследования: Роль игрушки в психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
- Раскрыть сущность понятий ВлиграВ», ВлигрушкаВ», Влпсихическое развитиеВ».
- Изучить краткую историю возникновения игрушки.
- Определить виды и назначение игрушек.
- Изучить особенности отбора игрушек мальчиков и девочек в детском учреждении.
Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы.
Раздел 1Краткая история возникновения игрушки
Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой тАУ ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно тАУ исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.
Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций тАУ очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.2
Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку тАУ неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.
Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это ВлКрокодилВ» и ВлТигрВ». Древние мастера изображали из с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. ВлМесильщик тестаВ» тАУ это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку ВлКузнецыВ». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.
Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.
Крупнейшее событие гомеровской Греции тАУ Троянская война тАУ нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка ВлТроянский коньВ», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.
Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.
В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались ои из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.
Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в ВлЗаконахВ» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.
Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.
К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:
а) звуковые игрушки тАУ трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;
б) двигательные игрушки тАУ волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;
в) оружие тАУ лук, стрелы, бумеранги;
г) образные игрушки тАУ изображения животных, кукол.
д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.
Аркин Е. А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Они давно исчезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята. /2, 9Ваc./
Раздел IIВиды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет
Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне ВлудобныВ», комфортны тАУ они успокаивают, не беспокоят тАУ и толькотАж
Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах. Авторы назвали ее грохотушкой. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и , ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее обеими руками, а затем одной рукой Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат тАУ шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара. Ребенку второго года эта погремушка напоминает театральную куклу, которая всегда может исполнить нужную роль.
Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звуку колокольчика мелодичен и чист.
Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.
Созданы и специальные бусы-подвески, когда при перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется пространственная и цветовая композиция. Мелкие детали свободно проходят через более крупные. Дети конца первого и начала второго года жизни могут составлять из бус почти несметные композиции, напоминающие забавные игрушки. /7.,22 c./
Подвеска ВлзеркалоВ» тАУ необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. В зеркале отражается окружающая обстановка, мелькают отражения движущихся в комнате людей. Все это расширяет опыт ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию ориентировочной активности, познанию окружающего мира.
Музыкальные игрушки типа Влмузыкальных шкатулокВ» исполняют спокойные, несложные мелодии, колыбельные песенки, создают хорошее настроение, вносят умиротворенность и разнообразят слуховые впечатления ребенка.
Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это Влподвеска с кольцомВ» тАУ состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта. Благодаря этой игрушке, я считаю, что формируется произвольность действий, ребенок осваивает новые направленные результативные действия.
Подвески ВлпалочкиВ», ВлежикиВ» важны для формирования у ребенка осязательных впечатлений, действий с кистью. Ребенок ощупывает подвески, перемещает их, перекладывает.
Подвески важны для своевременного сенсорного развития детей, различения форм, величин, цветов, материалов, формирования восприятия и начальных элементов мышления.
Для ребенка второго года жизни созданы пирамидки из пяти колец тАУ одноцветная ВлелочкаВ» и разноцветная. Новизна этих игрушек в использовании нетрадиционного тонкого стержня, а конусообразного, широкого у основания.
Обычно детей больше привлекают простые игрушки и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша, каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа тАУ большой кубик. И так он может играть бесконечно.
Родители, стесненные в средствах, сокрушаются, что не могут покупать ребенку дорогих игрушек. Но представьте себе, как много ребенок может сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и танк, и крепость, и гараж.
Но не думайте, что ребенку вообще не нужно покупать хороших игрушек. Придет время, и ему захочется трехколесный велосипед или самокат, и вы охотно купите его ребенку, если сможете. Но сначала обеспечьте его простыми игрушками, а потом добавляйте более сложные по своему вкусу и по своему карману.
Еще до того, как ребенок научится пользоваться руками, ему нравится смотреть на ярко окрашенные предметы, подвешенные над его кроваткой. После 5 тАУ 6 мес. ему нравится держать предметы в руке, греметь ими, жевать их. Особенно хороши пластиковые игрушки (например, маленькие кольца, надетые на большое кольцо), потому что с них не сходит краска и их не прокусишь, как целлулоидные игрушки.
Между одним и полутора годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Деревянный блок на 4-х колесах тАУ любимая игрушка всех детей, но картонная коробка с веревочкой тоже хороша. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и прочей домашней утварью, или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать ВлиграетВ» с кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли. Вот почему все дети бывают так зачарованы сигаретами. /3., 83 c./
Ближе к 2 месяцу ребенку становится все интереснее подражать взрослым и страшим Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например подметает пол, моет посуду или бреется.
После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим тАУ это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 тАУ 8 дет.
Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в ВлшколуВ».
Среди образных игрушек особое место занимает кукла тАУ самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (тАж. взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья (ВлголымВ»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова и закрываются глаза.
Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.
Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать, кормят.
Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.
В этом возрасте не следует давать разнообразные типы кукол. Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Малышам нужно давать кукол тАУ мальчиков, девочек, ВлголышейВ», целесообразно также ввести куклу тАУ маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено, что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и со тАУ радость. Важное значение имеет такое соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза тАУ такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств. /4., 105 c./
Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка.
Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.
Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она Влведет себяВ» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника тАУ не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и др. тАУ объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по тАУ своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Куклы тАУ копии человека имеют предназначение в игре.
У традиционной, ВлпрекраснойВ», куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя от своей хозяйки тАУ маленькой девочки. ВлПрекраснаяВ» кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. ВлПрекраснойВ» куклой дети восхищаются и немного стесняются ее. В ВлпрекраснуюВ» куклу мальчики как правило не играют.
У характерной куклы (это кукла тАУ мальчик или кукла тАУ девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой не редко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.
Куклы тАУ герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка тАУ дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга тАУ плохие, злые несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительный характер кукле множество положительных черт, а отрицательным чертам тАУ негативные. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними.
Благодаря тому, что куклы тАУ герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествлятся как с куклой, так и с людьми.
Много радости в детскую жизнь вносят игрушки тАУ забавы, назначение которых тАУ вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки.
Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует.
Игрушки тАУ забавы тАУ это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.
Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц тАУ барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а задача одна тАУ повеселить детей, создать радостное настроение.
Ученые отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой. В самостоятельной игре дети оставляют без внимания слишком большие куклы как неудобные, а так же твердые. Особый интерес проявляется к шарнированной кукле 30 тАУ 40 см. т.к. шарнир помогает одевать и раздевать, сажать ее и т.п.
Если в начале второго года жизни рекомендовались куклы с мелкими париками, т.к. малыш не мог еще отображать игре уход за волосами куклы, то на третьем году на смену мелкому парику должны прийти пришивной парик с короткой стрижкой. Теперь ребенок с удовольствием расчесывает кукле волосы, прекрасно справляясь с этим заданием. Ребенок не только действует с куклой, но и называет ее по имени. Важна узнаваемость образа. /11., 38 c./
Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек, показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки тАУ животные. В эксперименте игрушки, изображающие животных, избрали 74 % детей. (Г.Г. Локуциевская, Е.М. Гаспарова, Е.Б. Волосова и др.) (1,5 тАУ 2,5 года) выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку)
Ребята более старшего возраста (2,5 тАУ 3 г.) любят играть с плоскостными моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номеклатура для избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным тАУ ВлзверюшкамВ» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.). Привлекают и экзотические животные: слон, крокодил, бегемот Влкашелотик тАУ кашелотВ» и пр.У малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые.
К двум годам малыш узнает в натуре, на картинках, по книгам кошку, собаку, петуха, курочку, птицу, рыбку, корову. Начинает понимать разницу между живым и неживым объектом (заводная игрушка бедна по запасу движений, не требует ухода и т.д.). У детей появляется большой интерес к заводным игрушкам. Это игрушки тАУ забавы. Знакомство с заводными игрушками должно проходить в эмоционально тАУ доброжелательной форме. При показе игрушечных животных взрослый никогда не должен изображать страх на лице, боязнь, что они ВлукусятВ». Иногда взрослые делают последнее, желая пошутить, подчеркнуть, что игрушка живая. Но эффект от этого получается неожиданный.
Среди игрушек основное место занимают животные стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.
Такая аналогия позволяет взрослому, во тАУ первых, организовать игры и инициирование с игрушками тАУ животными как с ВлживымиВ» объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во тАУ вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в тАУ третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в тАУ четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.
Театральные игрушки по характеру и содержанию являются объездными, но они несут свою особую педагогичную задачу. Они используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные (ви тАУ бато), пальчиковые, фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми сказок и, наконец, элементы костюмов для игры тАУ драматизации, где участвуют сами дети. Театральная игрушка тАУ одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.
Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если их малыш не слушается.
Позднее ребенок сам пробует ВлводитьВ» куклу, говорить за нее. Речь его становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается, он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребенок стремиться как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает наиболее запомнившиеся отрывки.
Дети трех тАУ четырех лет играют в настольный театр выпиленными раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных сказок ВлКурочка РябаВ», ВлТеремокВ», ВлКолобокВ» и пр. Малыш рассказывает сказку, передвигая фигурки
Управлять куклами типа бибато (наручные) детям гораздо труднее (одновременно ВлигратьВ» двумя куклами часто трудно даже взрослым).
Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально тАУ речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей.
Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.
К основным видам дидактических игрушек относятся следующие:
Разборные игрушки тАУ матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).
На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.
Занимательна детям и матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную игрушку.
- Игрушки для конструирования тАУ мозаика, состоящая из геометрических форм или цветных шариков, различные головоломки.
- Звучащие и музыкальные игрушки: погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, цитры, бубны. Их назначение тАУ способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у них должен быть звук чистого тона. Воспитатель активно использует их в работе с детьми 3 тАУ 4-года жизни ; старшие дети пользуются ими не только для упражнений, но и в сюжетных играх, инсценировках, ВлконцертахВ» и др. Музыкальные руководители и воспитатели, имеющие соответствующую подготовку, организуют детские оркестры, что повышает интерес детей к музыкальным игрушкам. Музыкальные органчики с разными мелодиями встраиваются в игрушечные инструменты тАУ балалайку, гитару, детское пианино. Дети могут подхватить несложную мелодию, спеть песенку.
Очень важно, покупая музыкальную игрушку, проверить, как она звучит, не покупать фальшиво звучащую игрушку: она может принести ребенку только вред. А сейчас такие игрушки сплошь и рядом. Покупая их, нужно все проверить внимательно, учитывая при этом, конечно, возраст ребенка.
Очень любят дети ВлигратьВ» и на не звучащем инструменте. Зная это воспитатели детски садов часто сами рисуют на картоне клавиатуру пюпитр для нот. Изображая игру на рояле дети часто поют песни, им не мешает то, что инструмент беззвучен, наоборот песня льется свободнее, в то время как играя на озвученном рояле тАУ ребята обязательно ошибались и меняли темп.
Выпускаются музыкальные игрушки, изображающие струнные инструменты. Нужно обязательно следить за тем чтобы инструмент не фальшивил. Лучше совсем не покупать музыкальную игрушку чем дать ребенку плохую, способную испортить его слух.
- Особый вид игрового материала составляют настольные печатные игры: лето, парные картинки, квартеты, резные картинки, кубики.
Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки, обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. Маленьким детям лучше всего приобрести кегли из пластмассы, они легкие, небольшого размера. Покажите ребенку, как с недалекого расстояния (1 тАУ 1,5 м) бросать мяч, чтобы он катился и сбивал кегли. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества.
Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).
Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки, развивающие движения тАУ всевозможные каталки. Мяч у детей от 2 тАУ 7 лет имеет различные размеры, назначение и задачи в процессе игры. Если двухлетки только учатся перекатывать, бросать мяч, то у старших есть целый цикл довольно сложных упражнений с мячом, например игра ВлШкола мячаВ».
Одни из самых древних игр тАУ игры в мяч. В мяч играют и самые маленькие ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще ходить как следует не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится мяч далеко тАУ взрослый направляет его снова в руки ребенка. И постепенно движения малыша становятся увереннее. Он все еще чаще пытается встать.
А после года малыш научится побрасывать мяч, ударять им об пол, бросать в стенку. Взрослый помогает ему, бросает ему в руки мяч тАУ лови! Он, конечно, еще не может поймать, не знает даже, как это делается, смотрит, как ловит взрослый. А потом начинает широко расставлять ладошки. Мяч пролетает между ними, иногда ударится о ладони и отскочит. /11., 45 c./
К четырем годам ребенок сможет играть с небольшим мячиком. Постепенно он научится ловить и бросать мяч одной рукой.
Готовые игрушки, уточняя представления ребенка об окружающем мире, разнообразят содержание его игр и способствуют его развитию мышления и речи. Существует и основная категория игрушек, специально созданные для развития умственной деятельности ребенка. Играясь с ними, он учится различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов.
Многие такие игрушки были созданы очень давно. Из поколения в поколение передавались, совершенствовались народные игрушки: листочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, позднее тАУ матрешки, конические башенки с разноцветными кольцами тАУ ВлпирамидкиВ», вирюльки. Все это дидактические игрушки, т.е. обучающие.
Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играясь с ними, учит навыки действий, приобретает определенные умения. Дидактические игрушки впервые покупают малышу на первом 1 году жизни. Погремушка уже учит держать ее за рукоятку, греметь, рассматривать и т.д.
В народные дидактические игрушки дети первое время играют со взрослыми, но очень скоро начинают самостоятельно, так как большая часть их представляет возможность самоконтроля. Складывая, сопоставляя, вкладывая друг в друга матрешек, надевая на стержень кольца башенки-пирамидки, дети или сразу видят ошибку, или просто не могут ее допустить благодаря конструкции игрушки. Попробуйте неправильно собрать матрешку тАУ не удастся: только вкладывая меньшую в большую можно последовательно сложить все фигурки в одну. После нескольких игр-опытов ребенок начинает понимать это. Одновременно он привыкает соизмерять детали тАУ на глаз определять, какие половинки соединить вместе. При игре с башенкой действия затрудняются, здесь нет одинаковых колец, каждое хоть немного больше другого. Если ошибся, неправильно надел деталь больше или меньше, насколько меньше тАУ проходит в интересной игровой деятельности.
И все же наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия Влбольше-меньшеВ», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения.
Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.
Играя с малышами 3 тАУ 4 л., взрослый расставляет перед ним матрешек, одна другой меньше. На большой матрешке красный платочек, на той, что поменьше тАУ синий. Вот матрешка еще меньше тАУ на ней зеленый платочек, а на самой маленькой тАУ желтый. Взрослый называет цвета платочков, а ребенок повторяет за ним.
Из настольных игр есть замечательная игра лото. Она помогает не только освоить классификацию предметов, но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, подойти к изучению иностранного языка. Кроме того, игра в лото требует внимания, сосредоточенности, быстроты ориентировки.
Настольные игры в большинстве своем предполагают выигрыш и проигрыш. Маленьких детей до трех тАУ четырех лет выигрыш мало интересует, для них весь смысл заключается в самом процессе игры, в действиях. Ори радуются, найдя полную картинку, подобрав нужную карточку лото или плашку домино.
К умным играм следует также отнести и различные головоломки. Для трехлетних малышей имеются головоломки в виде куба, в гранях которого четыре отверстия с винтовой нарезкой и одно без нарезки. Ребенок должен найти отверстие сначала для гладкого стержня, а затем для винтов.
Случается, что родители приобретают настольные игры, не считаясь с тем, что обозначенный в инструкции возраст значительно выше возраста их ребенка. Покупают игру, так сказать, Влна выростВ». В результате ребенок начинает относиться к играм как к чему-то трудному и неинтересному.
Не следует приобретать кубики а разрезными картинками детям до 3-х лет.
Педагогическая задача настольных игр дидактического характера тАУ проверить, уточнить, расширить знания детей, развить и них память, внимание, сообразительность.
Дидактические игрушки обязательно должны быть в игрушечном ВлхозяйствеВ» ребят.
Первые правила игр с мячом дети открывают сами, а иногда их пересказывают взрослые: ведь сами они когда-то тоже играли с этой веселой игрушкой.
А сколько интересных игр обручами! Так называемый ВлтАжтАжтАж.В» обруч так же, как и мяч, применим в играх детей разного возраста. Маленький, окрашенный в яркий цвет фанерный обруч с полочкой с удовольствием толкает перед собой трехлетний малыш. И ничего, что часто падает: нагибаясь, поднимая его, выпрямляясь, ребенок делает много разнообразных, полезных для его развития движений. Чтобы обруч не упал, движения должны быть четкими.
Плохо, когда у ребенка нет нужной для его всестороннего физического и психического развития спортивной игрушки, но еще более вредным может стать злоупотребление какой-либо спортивной игрушкой, особенно если в игре с ней непрерывно повторяются одни и те же движения. Вредно более двух тАУ трех минут подпрыгивать через веревочку, бегать с вожжами, более 10 мин ездить на велосипеде. Неумеренное увлечение игрой в крокет или кегли, катанием мяча или кольца одной рукой может привести к различным искривлениям позвоночника.
В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.
Что же можно назвать технической игрушкой? К какой группе игрушек отнести робота, кувыркающуюся обезьянку, пирамидку, танцующую куклу? Одни авторы основным признаком технических игрушек считают механизм, приводящий игрушку в движение, действие, другие тАУ техническую тематику. Любая игрушка может быть использована педагогом для всестороннего развития детей. Однако одни виды игрушек, по мнению Е. А. Флекиной, имеют большие возможности для развития физического или нравственного, умственного или эстетического, другие важны для развития трудового.
Е. А. Тинина называет техническими игрушками те, которые помогают знакомить детей с техникой и производством, приобщать к технической деятельности, развить способности, важные в будущем, формировать технические интересы и наклонности. В связи с этим она подразделяет их на три вида: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и др. наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.
Игрушки первой группы предназначены для сюжетно-ролевых игр детей. Ребенок закрепляет представления о назначении машины, учится управлять ею, запоминает отличительные признаки внешнего вида.
В игрушках второй группы не столько важен внешний вид, сколько механизм действия и результат тАУ продукция, получаемая ребенком.
Игрушки третьей группы должны способствовать развитию конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства.
Технические игрушки, как и все другие, должны быть интересны, занимательны, педагогически целесообразны, высокохудожественны. Кроме того, по выражению Е. А. Тининой они должны быть Влтехнически грамотныВ». Технически безграмотной Е. А. Тинина называет ветряк, который не вертится от ветра, а приводится в движение ручкой. Если игрушка имеет механизм, он должен быть целесообразен, понятен ребенку, на которого игрушка рассчитана, и обязательно открыт, чтобы можно было его рассмотреть, не ломая игрушки. Механизм должен хорошо действовать и быть прочным. Е. А. Тинина рекомендовала применять в игрушке резиновый мотор как простого двигателя, часовой механизм тАУ более сложного.
Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к технической грамотности той или иной игрушки. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он, набрав номер и нажав кнопку, слышит звонок. Желание услышать звонок стимулирует его действия, вызывает радость. Многие педагоги видят ценность игрушечного телефона в том, что он способствует развитию детской фантазии, речи. Бесспорно, игрушка имеет значения для развития речи и воображения детей. Но уже в возрасте 4-х лет ребенок испытывает недовольство от такого телефона. В его представлении телефон должен звонить после набора номера. Вероятно, игрушечный телефон для детей разного возраста не должен быть одинаковым.
Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу.
Почему-то, некоторые считают, что техническая не должна отличаться внешним видом, а только механизмом. Б. Бродский сказал: ВлКаждая игрушка без исключения должна радовать ребенка своим внешним видом, яркостью, декоративностью, оригинальностью. Игрушки потому и делают художники, что каждая из них тАУ произведение искусства, воспитывающее в ребенке художественный вкус, влияющий на его эмоциональный тонус и, в конечном счете, формирующее его будущее эстетическое мировоззрениеВ».
В чем же искусство технической игрушки? Чем она отличается от модели, сувенира? Между ними действительно много общего: в синтетичности художественных образов, приемах, средствах.
В отличие от модели, игрушка не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а рассказывает о нем средствами художественного образа, отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему тАУ она приспособлена к действию с ней.
Иногда психологи и педагоги считают, что игрушка, предназначенная для сюжетной игры, должна быть обрезной. Ее художественный образ должен давать лишь обобщенное представление о предмете.
Техническая игрушка для сюжетных игр должна быть выполнена в едином стиле с другими игрушками. Особенности игрового действия влияют на конструкцию технических игрушек. Так, автобус должен вмещать пассажиров - кукол. Рука ребенка должна проходить в окно, дверь или через крышу, которую для этих целей делают съемной.
Игры с техническими игрушками у детей старшего и младшего дошкольного возраста существенно отличаются. Так, если малыши учатся играть в соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник предпочитает управлять движением, действовать с игрушкой.
Технические игрушки разнообразны: без механизмов, с ручным управлением, заводные с инерционным механизмом и, наконец, с микроэлектродвигателями. Они распределены по возрасту.
Ну а как относятся малыши к игрушкам, отображающим наш быт (утюги, посуда, мебель и пр.)? Эти игрушки по предпочтению вышли на третье место. Например, ребенка очень увлекает игрушечный столик, сервированный кухонный, столовой и чайной посудой. Значит, наборы этих предметов будут прекрасным подарком для девочек 2,5 тАУ 3 лет. В игре с бытовыми игрушками перед ней открываются большие возможности: приготовление еды, мытье посуды, уборка ее в шкафчик и т.д. Вот уж когда мама сумеет в действиях дочки узнать себя, оценить свою собственную домовитость, аккуратность и хозяйственность! Придется воочию убедиться, что дитя тАУ ваше ВлзеркалоВ».
В строительный материал можно играть бесконечно. ВлСтроительные игрыВ» ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.
Еще К. Д. Ушинский, известный русский педагог, отмечал, что ВлтАжлучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образомтАжВ». /8., 148 c./
ВлСтроительствоВ» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.
Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.
Игры детей 2 тАУ 4-х лет значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные машины, не говоря уже о ВлогнестрельныхВ» автоматах.
Первое знакомство со строительным материалом начинается с рассматривания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма. Здесь полезно сказать детям о свойствах и особенностях той или иной формы.
Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему воротики. Крышей служит трехгранная призма, положенная сверху. Получим домик. Снова пригодятся матрешки. Они будут его новоселами. Применение строительного материала разнообразно.
Часто роль родителей ограничивается лишь покупкой игрушки. Игрушки лежат, а ребенок в них не играет. Каждую новую игрушку нельзя просто давать ребенку. Ему нужно все рассказать о ней и показать, как в нее играть.
Раздел IIIОсобенности отбора игрушек для мальчиков и девочек в дошкольном учреждении
Исследование показало, что почти половина малышей в качестве любимой игрушки выбирает машину. Наибольшим успехом в возрасте 2,5 тАУ 3 лет пользуются машины средних размеров. Особенно привлекают машины-фургоны с открывающимися дверцами. Почему? Да потому, что такая машина немного ВлзагадкаВ»: что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадаться! Так начинается игра.
Кстати, девочки так же, как и мальчики, обожают машины и играют с ними, выстраивая интереснейшие сюжеты.
Мальчики 2,5 тАУ 3 лет играют с бытовыми игрушками с таким же удовольствием, как и девочки: работают утюгом, стирают в корытце, ВлнамыливаяВ» кубиком кукольное белье. Нет, это не деградация мужского начала в ребенке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопонимания. Именно в таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином.
Что же, игра мальчиков и девочек не имеет отличий? Павлова Л. утверждает, что уже в 2,5 тАУ 3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы одних и тех же игровых предметов. Во-первых, девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Во-вторых, у мальчиков 2,5 тАУ 3 лет значительно выше предпочтение к технической игрушке. Если девочки интерес к кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и т.п.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными ВлуслугамиВ». Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят на машинах кукол и их имущество.
Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребенка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. Девочка убирает в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.
При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик чаще предпочтет пистолет, ножик, лук, легковую машину, а девочка тАУ куклу, посуду, мебель и др. Выбор ребенком игрушек хорошо демонстрирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть в чем дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков. Так же следует поступить и с девочкой, которая любя старшего брата, освоила лук и стрелы и научилась кидать кумушки получше иного мальчишки.
Однако по последним результатам исследования, проведенного американским психологом Майклом Бейли, доказано, что сексуальная ориентация мужчины в значительной степени обусловлена генетически, или, к примеру, является результатом воспитания, и потому может проявляться уже в очень раннем возрасте.
Какое же заключение напрашивается из анализа научной информации? В раннем детстве необходимо делать вывод об игре малышей по ВлмальчишечьемуВ» или ВлдевичьемуВ» типу. Тем и замечателен этот уникальный возраст, что игровые сюжеты рождает в ребенке сама жизнь. Все решают обогащенная окружающая среда, впечатления малыша и характер общения со взрослыми - родителями в семье, воспитателями в детском саду.
Примерно 25 % детей (и мальчиков, и девочек) демонстрируют яркую игровую фабулу. Важно отметить, что для дошкольника игра тАУ ведущий вид деятельности, развитость которого отражает его внутренний мир, обогащенности и эмоциональность, насыщенность и информативность жизни.
Существует мнение, что технические игрушки интересны лишь мальчишкам. Наша задача тАУ дать знания о технике как мальчикам, так и девочкам. Многое здесь зависит и от темы игрушки, того интереса, который она может вызвать своим действием, неожиданным результатом. Скажем, стиральная машина, швейная машина, ткацкий и вязальный станок, пылесос и другая бытовая техника интересны и мальчикам.
Говоря о моторных играх, не следует разделять на ВлдевчачьиВ» и ВлмальчишечьиВ». И мальчики и девочки должны научиться попадать в цель мячом, играть в кегли, городки и т. д., набрасывать кольца на стержень, играть в бадминтон, лазать, прыгать, удерживать равновесие при езде на велосипеде, самокате. В играх со спортивными элементами движения детей приобретают точность, силу, ловкость, легкость, грацию, изящество.
Девочки любят играть в Влмамы и дочкиВ», подражать домашнему труду взрослых.
В разных играх используют кукол различного размера. Например, для игр с настольным строительным материалом нужны небольшие куклы, которые устойчиво стоят и которых можно передвигать с места на место.
Таким образом, среди разнообразных типов игрушки кукла занимает и будет занимать особое место как динамический живой образ человека.
Ученые, проводившие исследовательскую работу с двухлетними детьми, отличили следующую закономерность: чем меньше ребенок, тем проще, декоративнее должна быть кукла. Известно, что после полутора лет кукла выступает для ребенка в функции человека, а не просто предмета. По просьбе взрослого малыш кормит, катает и баюкает куклу. Ребенку полутора-двух лет нужны куклы с образом сверстника тАУ девочки, мальчика. Величина куклы может быть в переделах 40 см. Желательно подобрать куклу из мягких материалов. Нужны куклы шарнированые, т. е. с вращающимися ручками и ножками. Двухлетнему ребенку нравятся озвученные куклы. Кукла с закрывающимися глазами позволит малышу обогатить игру новым содержанием. Ведь именно на третьем году жизни ребенок начинает брать на себя роль, а это значит, что он изображает маму, доктора, шофера. Теперь для игры с куклой малышу необходимы кроватка, столик, стулья, посуда и т.п./ 19., 87 c./
Так в жизнь ребенка приходит ролевая игра. Малыш демонстрирует развернутость ситуации, игра более насыщена и приближенна к жизни. В игре преобладают бытовые мотивы. И это самое главное тАУ ребенок отражает в игре действия близких людей. Это значит, что малыш, беря на себя роль мамы, изображает именно свою маму.
выводыНа основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.
Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.
Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.
Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.
Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.
В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение.
Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.
Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.
Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи ВлточныхВ» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии тАУ в игре и среди игрушек.
Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.
Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.
Литература- Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. тАУ 221-235 с.
- Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. тАУ 8-15 с.
- Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. тАУ 82 тАУ85 с.
- Бениаминова М. В. Воспитание детей. тАУ М.: Медицина, 1981, 90 тАУ 107 с.
- Використання iграшки у вихованнi дiтей раннього вiку / пiд ред. Бартнiчук Е. П., Мiн Освiти УРСР, 1973. тАУ 48 с.
- Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. тАУ М.: Просвещение, 1979. тАУ 27-36 с.
- Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. тАУ 20-24 с.
- Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. тАУ М.: Просвещение, 1983. тАУ 146 тАУ 157 с.
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. тАУ М.: Просвещение, 1988. тАУ 50-69 с.
- Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. тАУ М.: Просвещение, 1987. тАУ 6-13 с.
- Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. тАУ М.: Просвещение, 1980. тАУ 64 с.
- Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. тАУ М.: Просвещение, 1969. тАУ 7-34 с.
- Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. тАУ 18-23 с.
- Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3. тАУ 15-18 с.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. тАУ М.: Просвещение, 1982. тАУ 18-25- с.
- Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, № 3. тАУ 15-24.
- Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. тАУ 123-128 с.
- Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1978, № 6. тАУ 90-99 с.
- Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, № 12. тАУ 86-89 с.
- Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. тАУ 2-е изд. М.: Академия, 1997. тАУ 81-85 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. тАУ М., 1978. тАУ 304 с.
1 См.: Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. тАУ Пед. соч., т. 6.
2 См. Аркин Е. А. Из истории игрушки. // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.
Вместе с этим смотрят:
Индивидуальный подход в воспитании детейИнтегрированные уроки ИЗО
Использование логических задач на уроках математики в начальной школе
Использование новых информационных технологий в обучении языку и культуре