Литературная викторина

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: ''Литературная викторина''

по русским народным сказкам

II младшая группа

                                                                                                ясли-сад

                                                                           

                                                                                                           2000 г.

Тема: ''Литературная викторина''.

Программное содержание:

      Закрепить знания детей о содержании тех художественных произведений, которые были ранее прочитаны; готовить детей к обучению пересказу, драматизации. Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, способность слушать другого, а также фантазию и воображение. Закрепить знания о геометрических формах, понятия:               '' много'' предметов ''один''.

Предварительная работа:

      Прослушивание сказки '' Три медведя'' по грамзаписи и ''Машенька и медведь''. Чтение сказок ''Кот, петух и лиса'', ''Заюшкина избушка'', ''Снегурушка''.

      Рассматривание иллюстраций к этим сказкам.

Ход занятия:                                                                                                                        

- Ребята, давайте пойдем с вами в сказочную, волшебную страну. Вы слышите эти звуки, тАУ сказка ждет вас. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в сказочной стране. Поэтому мы сейчас тихонько, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в сказочную страну. Пошли! Посмотрите, мы идем по каменистой дорожке. Все камушки разноцветные. Но какой они формы?                                                                                                                        

Дети тАУ круглые.

Идем дальше, а сейчас мы попали на разноцветный сказочный луг. Он из разных цветных фигур. Даша, поляна на которой ты стоишь, похожа на какую фигуру? Как она называется?

Даша тАУ квадрат.

- Какого цвета? тАУ зеленого.

- А ты, Лера? тАУ  Я на треугольной, она синяя .

      Послушайте, звучит музыка, мы, кажется, попали в сказку, а впереди у нас лес. (Звучит отрывок по грамзаписи из сказки '' Машенька и медведь''.) Воспитатель спрашивает детей, -  Из какой сказки вы слышали эти слова?.  Дети тАУ  Машенька и медведь.

тАУ  Вы правильно назвали сказку, и мы можем дальше пройти по сказочной стране. Дети идут и садятся на стульчики. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать звуки музыки: ''Журчание ручья'', ''Пение птиц''. Дети открывают глаза и говорят, что они слышали в этой музыке. тАУ Пели птицы, текла вода. Затем дети с закрытыми глазами слушают тишину леса.

      В это время входит бабушка - загадушка.

тАУ Здравствуйте, ребята! (Дети открывают глаза и здороваются.)                     тАУ Я бабушка-загадушка. Посмотрите, ребята, у меня есть волшебная корзина. А в ней чего только нет! Ребята, а вы знаете сказки? 

Дети тАУ Да.

тАУ  Сейчас я проверю. Достает из корзинки картинку, на которой изображен кот с гуслями. Просит детей припомнить название сказки, в которой кот играл на гуслях и пел такую песенку:

                                     Стрень, брень, гусельки,

                                     Золотые струнушки,

                                     Дома ли лиса?

                                     Выходи, лиса!

Дети называют сказку ''Кот, петух и лиса''. Помогают воспитателю ''спеть'' песню кота.

Далее воспитатель показывает иллюстрацию и напоминает  слова из сказки ''Снегурушка'':

                                              Ау, ау, Снегурушка!

                                              Ау, ау, голубушка.

                                              У дедушки, у бабушки

                                              Была внучка Снегурушка 

                                              Подружки в лес заманили,

                                              ЗаманилитАУпокинули!

- Из какой сказки эти слова?

Дети тАУ ''Снегурушка''.

- Почему Снегурушка не пошла с медведем или с волком?

Дети тАУ Потому что она их боялась.

Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке ''Три медведя'', обращает внимание детей на то, что в домике некоторых предметов много, например, стульев, а некоторых мало, по одному. Спрашивает, из какой сказки эта картинка?

Дети тАУ''Три медведя''.

- Как рычал Михайло Иванович?

- ЭтАУэ-э. ( Низким голосом)

- А Настасья Петровна?

Дети (чуть тише)тАУКто ложился в мою постель и смял ее?

- Каким голосом говорил мишутка?

Дети - Тоненьким. ЭтАУэ-э. Кто ложился в мою постель и смял ее? Вот она! Держи, держи! Машенька проснулась и убежала.

- Правильно! Молодцы, ребята!

Затем бабушка-загадушка достает из корзины шапочку зайца, лисички и петушка. Одевает шапочки детям и спрашивает, из какой сказки эти герои пришли?

Дети тАУ Из сказки ''Лиса, заяц и петух''

Зайчик садиться на пенек и плачет. Идет петушок, несет косу.

- Ку-ка-реку! Заинька, о чем ты плачешь?

- Как же мне Петенька не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась у меня погреться, да меня из избушки выгнала.

Петушок:

- не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

Пошел петушок с зайчиком к избушке.

- Ку-ка-реку! Иду на ногах, несу косу на плечах, хочу лису посечи!

Услышала лиса, испугалась и говорит:

- одеваюсь.

Петушок еще громче закричал:

- ку-ка-реку! Иду на ногах, несу косу на плечах, хочу лису посечи! Пошла лиса с печи.

А лиса говорит:

- шубу надеваю.

Петушок в третий раз закричал. Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петушком стали жить да поживать. Вышли петушок с зайкой, весело потанцевали.

( Все дети похлопали героям сказки.)

Бабушка тАУ загадушка

- молодцы, ребята! Вы знаете много сказок, и инсценировать умеете. Посмотрите, ребята, что же еще лежит в волшебной корзинке? Пряники! Это для вас, ребята. Угощайтесь на здоровье. Ребята, а вам понравилось в волшебной стране сказок?  

Дети тАУ да.

- А еще хотите побывать? Сейчас вам пора возвращаться в детский сад. До свиданья.

Вместе с этим смотрят:

Математическая логика в младших классах
Межпредметные связи
Межпредметные связи в процессе обучения
Метод психологического взрыва в психике человека как метод педагогического воздействия