Государство Платона

Нижегородский Государственный Университет

им. Лобачевского.

  

КОНСПЕКТ ПО ФИЛОСОФИИ

Платон

8 глава

ВлГОСУДАРСТВОВ»

Выполнил студент 1 курса

Финансового  факультета

Гр. 1315

Емелин Пётр                                       

 

Нижний Новгород

1999 г.

  • Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны     быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном деле. В таком государстве не должно быть частной собственности, а Влвсе у всех общееВ»:

жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать. Военные за свою службу должны   получать вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, их обязанность тАУ заботиться о государстве. А царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и военном делетАж

  • У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.
Четыре вида извращённого государственного устройства.
  • По мнению Платона, существует четыре вида порочного государственного устройства. Это те виды, которые пользуются известностью во времена Платона. Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство. На втором месте, менее одобряемая стоит олигархия: это государственное устройство, преисполненное множество зол. Из неё возникает отличная от неё демократия. Прославленная тирания отлична от них всех тАУ это четвёртое и крайнее заболевание государства. Может быть, есть какая-нибудь иная идея государственного устройства, которая ясно проявлялась бы в какомтАФлибо виде? Ведь наследственная власть и приобретаемая за деньги царская власть, а также другие, подобные этим государственные устройства занимают среди указанных устройств промежуточное положение. Государственные устройства рождаются от тех нравов людей, что наблюдаются в государствах. У различных людей существует столько же видов духовного склада, сколько существует государственного устройства.
Ещё о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного устройства.
  • Раз видов государств пять, то и у разумных людей должно быть пять различных устройств души:
  1. Человек, соответствующий правлению лучших тАУ аристократическому тАУ хороший и справедливый.
  2. Худшие люди, соперничающие между собой и честолюбивые тАУ соответственно принадлежат лакадемонскому строю, демократическому, олигархическому и тираническому.
Тимократический строй.
  • Государственный строй, основывающийся на честолюбии, назван Платоном ВлтимократиейВ» или ВлтимархиейВ». Изменения в государстве обязаны своим происхождением раздорам, возникающим внутри той части, которая обладает властью. Трудно пошатнуть государство с аристократическим правлением. Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не сохраниться вечно, но подвергается разрушению. Означать же это будет следующее: урожай и неурожай бывает не только на то, что на ней обитает, - на души и на тела, всякий раз как круговращение приводит к завершению цикла: у недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных тАУ наоборот.
  • 2 рода: одни влекли к наживе, приобретению земли и дома, а также золота и серебра, другие, не бедные, но, наоборот, по своей природе богатые, вели души к добродетели и древнему устроению. Борясь и соперничая друг с другом, они пришли наконец к чему-то среднему: согласились установить частную собственность на землю и дома, распределить их между собою, а тех, кого они до той поры охраняли как своих свободных друзей и кормильцев, решили обратить в рабов, сделав из них сельских рабочих и слуг, сами же занялись военным делом и сторожевой службой. Такой государственный строй нечто среднее между аристократией и олигархией.
  • Защитники страны должны были воздерживаться от земледельческих работ, ремёсел и остальных видов наживы, в устройстве совместных трапез, в телесных упражнениях и воинских состязаниях тАУ во всём подобном этот строй будет подражать предшествовавшему.
  • Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там нет подобного рода простосердечных людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще тАУ скорее рождённых для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь государство будет вечно воевать. Такого рода люди будут жадны до денегтАжони, как дикари, почитают золото и серебро, у них заведены кладовые и домашние хранилища, чтобы всё это прятать, свои жилища они окружают оградой и там, прямо-таки, как в собственном логове, они тратятся, не считаясь с расходами, на женщин и на кого угодно других.
  • В таком государственном строе зло полностью смешалось с добром.
  • Одно только там бросается в глаза тАУ соперничество и честолюбие, так как там господствует яростный дух.

ВлТимократическийВ» человек.

  • Он жестокий, и хотя ценит образованность и охотно слушает других, сам, однако, нисколько не владеет словом. С рабами, такой человек жесток,  хотя не презирает их; учтив в обращении со свободными людьми, с властями послушен. По мнению такого человека, основанием власти должно быть не умение говорить, а военные подвиги. В молодости такой человек с презрением относится к деньгам, но чем  старше он становится, тем больше он их любит.

Олигархический строй.

  • Олигархией Платон называет строй, основывающийся на имущественном цензе, у власти стоят богатые, бедные не участвуют в правлении.
  • Переход из тимократии в олигархию осуществляется следующим образом: Скопление золота в кладовых у частных лиц губит тимократию; они, прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними; так поступают и сами богачи и их жёны. Затем они уподобляют себе и всё население. Чем больше они ценят дальней шес продвижение по пути наживы, тем меньше почитают они добродетель. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоится почестей, развивается наклонность к стяжательству и наживе, и получают одобрение богачи тАУ ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняк там не пользуется почётом.
  • Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем более высок ценз.. Такого рода государственный строй держится применением вооружённой силы или же был ещё прежде установлен путём запугивания.
  • Такое государство не будет единым, а в нём как бы будут два государства: одно государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга. Там чуть ли не все бедны, за исключением правителей. Но возможно продать всё своё имущество тАУ оно станет собственностью другого, - а продавши, продолжать жить в этом же государстве, не принадлежа ни к одному из его сословий, то есть, не будучи ни дельцом, ни всадником, ни ремесленником, но тем, кого называют бедняком или неимущим.
  • Богатый человек, расходующий свои деньги в государстве и не правитель, и не подданный, а попросту расточитель готового.
  • В таком государстве много преступников, которыми становятся по необразованности, вызванной дурным воспитанием и скверным государственным строем.
  • Платон считает, что если бы в таком государстве существовал закон, который предписывал бы гражданам большую часть добровольных сделок заключать на свой страх и риск, стремление к наживе не отличалось бы таким бесстыдством и в государстве было бы меньше зол. Государство, в котором строем является олигархия, заболевает и воюет само с собой по малейшему поводу.

ВлОлигархическийВ» человек.

  • Переход от тимократического склада к олигархическому происходит из-за превращения любви к почестям в любовь к деньгам. Олигархический человек бережлив и деятелен. Он не допустит никаких иных соображений, имея ввиду лишь умножение своих скромных средств. Кроме богачей и богатства, ничто не будет вызывать у него восторга и почитания, а его честолюбие будет направленно лишь на стяжательство и на всё то, что к этому ведёт. Он чрезвычайно ценит деньги. Он бережлив и деятелен, удовлетворяет лишь самые насущные свои желания, не допуская других трат и подавляя прочие вожделения как пустые.
  • Он недостаточно воспитан. Такой человек укрощает свои дурные наклонности не по разумным соображениям, а в силу необходимости, из страха, потому что дорожит за судьбу собственного имущества. У него из-за недостатка воспитания появляются наклонности трутня тАУ отчасти нищенские, отчасти преступные, хотя он всячески их сдерживает из предосторожности.
  • Такой человек всё же приличнее многих, хотя подлинная добродетель душевной гармонии и невозмутимость весьма от него далека.
  • Причиноа перехода от олигархии к демократии   в ненасытной погоне за предполагаемым благом, состоящим якобы в том, что надо быть как можно богаче.
  • При олигархии правители, стоящие у власти, будучи богатыми, не хотят ограничивать законом распущенность молодых людей и запрещать им расточать и губить своё состояние; напротив правители будут скупать их имущество или давать им под проценты ссуду, чтобы самим стать ещё богаче и могущественнее.
  • В таком государстве эти люди сидят без дела, но зато у них есть и жало, и оружие; одни из них кругом в долгах, другие лишились гражданских прав, а иных постигло и то и другое; они полны ненависти к тем, кто владеет теперь их имуществом, а также и к прочим и замышляют переворот.

Демократический строй.

  • Демократия по мнению Платона появляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.
  • В государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь и при таком государственном строе люди будут очень различны.
  • В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты всё же можешь управлять и судить, если это придёт тебе в голову.
  • Демократический строй нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почёт, лишь бы он обнаруживал своё расположение к толпе.
ВлДемократическийВ» человек.
  • Он тоже будет усилием своей воли подавлять в себе те вожделения, что ведут к расточительству, а не к наживе. Их можно назвать лишёнными необходимости. В жизни такого человека нет порядка, в ней не царит необходимость.
  • Те вожделения, от которых люди не в состоянии справится, можно было бы по справедливости назвать необходимыми, а также и те, удовлетворение которых приносит нам пользу: подчиняться как тем, так и другим неизбежно уже по самой нашей природе.
  • Когда юноша, выросший, без должного воспитания и в обстановке бережливости, вдруг отведает мёда трутней и попадёт в общество опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения, самые пёстрые и разнообразные, это-то и будет у него началом перехода от олигархического типа человека к демократическому. Изо дня в день такие люди живут, угрожая первому налетевшему на них желанию. Приятной, вольной, блаженной называют они эту жизнь и так всё время ею и пользуются. Этот человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и пёстр, как и его государство.

Три ВлчастиВ» демократического государства: трутни, богачи и народ.

  • Платон мысленно делит демократическое государство на три части. Одну часть составляет подобного рода трутни: они возникают здесь хоть и вследствие своеволия, но не менее, чем при олигархическом строе. При демократии чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней из трутней произносят речи и действует, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат, и не допускают, чтобы кто-нибудь говорили иначе. Другую часть составляют богачи тАУ обычно богачей называют сотами трутней. С них-то трутням всего удобней собрать побольше мёду. Третий разряд составляет народ тАУ те, что трудится своими руками, чужды делячества, да и имущества у них немного, они всего многочисленнее и при демократическом строе всего влиятельнее, особенно когда соберутся вместе.
  • Когда появляется тиран, он вырастает именно из народного корня, то есть как ставленник народа.

Тиранический строй.

  • Переход из демократии в тиранию осуществляется тогда, когда из-за полной свободы люди перестают считаться даже с законами, чтобы Влни у кого и ни в чем не было власти над нимиВ». Все принудительное вызывает возмущение. Из этого, как считает Платон, и вырастает тирания: из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает демократический строй и подготавливает нужду к тирании.
  • Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают как в частном, так и в общем обиходе. Тирания проникает и в частные дома, а в конце концов неповиновение привьется даже животным.
  • Отец привыкает уподобляться ребёнку и страшиться своих сыновей, а сын тАУ вести себя наподобии отца. При таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставниковтАжВообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и делахтАж
  • Крайняя свобода для народа такого государства состоит в том, что купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели.
  • Душа становится чувственной.
  • Кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами писанными и неписаными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни в чём не было над ними власти.
  • Та же болезнь, что развилась в олигархии и её погубила, ещё больше и сильнее развивается здесь из-за своеволия тАУ и порабощает демократию.
  • Чрезмерная свобода и для отдельного человека и для государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством тАУ так возникает тирания.

ВлТираническийВ» человек.

  • Превращение такого ставленника происходит, когда он начинает делать примерно следующее: говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей, мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать волком.
  • Он тот, кто поднимает восстание против обладающих собственностью.
  • Если он потерпел неудачу, подвергся изгнанию, а потом вернулся тАУ назло своим врагам, то возвращается он уже как законченный тиран.
  • Если же те, кто его изгнали, не будут в состоянии его свалить снова и предать казни, очернив в глазах граждан, то они замышляют его тайное убийство.
  • Общеизвестное требование со стороны тирании: чуть только они достигнут такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им телохранителей, чтобы народный заступник был невредим.
  • Тиран, имея в руках послушную толпу, станет привлекать своих соплеменников к суду по несправедливым обвинениям и привлекать к смертной казни, а между тем он будет сулить отмену задолженности и передел земли. После этого у такого человека есть два пути: либо он погибнет от руки своих врагов, либо станет тираном. Граждане обычно замышляют убийство, поэтому, достигнув власти, тиран нанимает телохранителей.
  • В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран. Так притворяется он милостивым и кротким, когда же он примирится кое с кем из своих врагов, иных уничтожит, первой задачей его будет постоянно вовлекать граждан в какие- то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе.
  • Если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны.
  • Чтобы сохранить за собой власть, тирану придётся их всех уничтожить, так что в конце концов не останется никого ни из друзей ни из врагов.
  • Он по неволе враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство.
  • Перед ним стоит выбор: либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью.
  • Он отберёт у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками.
  • Сподвижники тирана будут им восхищаться; порядочные люди будут ненавидеть и избегать его.
  • Тиран тратит на войско храмовые средства, если они имеются в государстве,  пока их изъятием можно будет покрывать расходы, он уменьшает обложение населения налогами.
  • Тиран тАУ отцеубийца и плохой кормилец для престарелых; по-видимому, общепринято, что такого свойство тиранической власти. По пословице Влизбегая дыма, угодишь в огоньВ», так и народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжёлое и горькое рабство тАУ рабство у рабов.

Вместе с этим смотрят:

Греческая культура
Грядущий миропорядок
Гуманистическая философия Эриха Фромма
Даосизм