Дзен-буддизм

Дзэн-буддизм

Дзэн тАУ буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь , который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия , не психология и не наука .

Это образец того ,что в Индии и Китае называют Влпуть освоенияВ» и здесь дзэн-буддизм родственен даосизму , веданте и йоге . Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны , учение дзэн делало акцент на методе , а не на доктрине . Так по дзэн , истина тАУ непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает ВлсловоВ» как средство передачи истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов , призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения , щипки , толчки , удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником .

Главный приём , с помощью которого наставник добивался эффекта тАУ ориентация на шок , так называемая шоковая терапия .

ВлПуть освобожденияВ» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно ,указав чем он не является , подобно тому ,как скульптор раскрывает образ ,удаляя лишние куски мрамора или камня . В историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский ,чем индийский характер .

С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие .

Дзэн-буддизм тАУ это ценнейший дар Азии миру.

Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой , лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое Влпуть освобожденияВ» .

Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные для таких явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что Влвосточный склад умаВ» представляет собой нечто мистическое , иррациональное и непостижимое . Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой .

Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге ВлДзэн в английской литературеВ» было показано , что основные прозрения Дзэн носят универсальный характер.

Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для европейского ума тАУ заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании .Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос назвал бы условным , минимальным ,конвенциальным знанием:

 

  ВлМы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их в математических или музыкальных символах . И такое знание называется конвенциальным , условным потому ,что оно является  предметом общественного соглашения (конвенции) тАУ договорённости относительно средств общения .

По другому Дзэн называют Чань ( по японский) .

Признаки отличающие Дзэн(Чань)тАУ буддизм от других направлений буддизма трудно различимы .

Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом . Хотя само слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию , другие школы буддизма придают медитации больше значения .

Но характерной особенностью для Дзэн является то , что для Дзэн вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации .

Принцип Дзэн : Вл нечего больше сказатьВ» тАУ не оригинален также как и убеждение в том , что истина невыразима словами . Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы :

              Знающие не говорят,

              Говорящие не знают.

Дух Дзэн обладает определённой прямотой .

В других школах буддизма пробуждение (бодхи)  представлялся чем-то далёким , почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих существований , полных терпеливого усилия .

В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение тАУ нечто вполне естественное , почти осязаемое , и которое может произойти в любой момент.

Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание ( чжи-чжи ) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или слов . Многим они могут показаться странными , а порой бессмысленными . В ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова о погоде , о явлениях или  производит обыкновенное впечатление (действие) , внешне не связанное с философскими или духовными материями .

До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости .

Ещё характерным признаком  Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение (дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то следовательно предпосылки этого принципа надо искать в Индии .

Ланкаватара Сутра :

    ВлСуществуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения просветления :

  1. Очищение загрязнённых устоев или проекций ума
  2. Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает дуалистический взгляд на мир (паравритти)

Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые появляющиеся перед ним формы и образы .

По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча тАУ Влдостигнуть побуждения равно тому что ничего не достигнутьВ» .

То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас , так что искать её тАУ означает её потерять и следовательно постепенное приближение к ней вряд ли уместно . Достичь её можно только сейчас непосредственно .

Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов и Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны .

И возникновение традиций , близких Дзэн , наблюдается почти сразу , как только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае .

Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти , отвечающий Влгромовым молчаниемВ» тАУ является любимой темой художников - дзэн-буддистов .

Основное значение этой сутры для Дзэн тАУ состоит в том что совершенное просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни , что высшим достижением человека является тАУ Влвступить в просветление , не истребив омрачения (клеша)В».

Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума . В дзэн придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских сферах во всех видах искусства , в ручном труде , в любви к миру природы .

Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао (384-414) молодой монах , один из лучших учеников Кумараджива , который был переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на время и перемены и идея о том , что ВлпраджняВ» - это ВлзнаниеВ» .

ВлПрошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего . Настоящее тАУ находится в настоящем и не проистекает из прошлого В».

По Дзэн : каждый момент жизни Влсодержит сам себя и неподвиженВ» .

Дзэн-буддистская ВлестественностьВ» расцветает лишь в том , кто расстался с самоутверждением и самосознанием в любом виде . Но этот дух приходит и уходит как ветер , и учредить его или удержать абсолютно невозможно .

К 845-му году Дзэн-буддизм стал расцветать , но популярность почти неминуемо ведёт к снижению качества и превращаясь из неофициального духовного движения в стабильный общественный институт , Дзэн подвергался изменениям . Так , возникла необходимость в ВлстандартизацииВ» его методов и в создании средств , обеспечивающих воздействие учителя на большие массы слушателей .

В этих новых условиях первой задачей стала проблема дисциплины .

Дзэн тАУ суровая палочная дисциплина . Хотя  Дзэн тАУ и является эффективным методом освобождения , он в основном занят дисциплинарным режимом , который Влзакаляет характерВ» .

Дзэнский тип человека тАУ прекрасен , насколько вообще могут быть прекрасными типы .

Это человек уверенный в себе , с чувством юмора , опрятный и аккуратный донельзя , деятельный без суетливости , и твёрдый как сталь , с тонким эстетическим вкусом , в них нет жестокости и их Влна лопаткиВ» уложить практически невозможно .

X-XI век тАУ полоса процветания Дзэн  , которая породила ощущение Влутраты духаВ» и это дало толчок тщательному изучению термина дух .

Дзэн не так жесток , чтоб подвергать человека принципу : Влне ешь , так как всё равно умрёшьВ» или Влне чеши там , где чешетсяВ».

Дзэн против иллюзорности , в частности против погони за добром , которая не влечёт за собой зло .

ВлВыбирать тАУ абсурдно , ибо выбора нетВ».

На первый взгляд может показаться , что Дзэн как фатализм отрицает свободу выбора , но это не фатализм , так как имеет место подчинение судьбе .

Так как подчинение судьбе подразумевает того , кто подчиняется ей , то тот кто подчинился  оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема.

Жизнь в Дзэн начинается с раздробления несуществующих целей : таких как - нет хорошего без плохого ; удовлетворение ВлЯВ» представляющей собой лишь идею ; забота о ВлзавтраВ» , которое не наступает .

То есть это всё призраки тАУсимволы , которые только притворяются реальностью .

Стремиться к ним тАУ всё равно , что попытаться пройти сквозь стену , на которой мелом нарисована дверь .

Дзэн начинается там , где уже не к чему стремиться , нечего приобретать .

Все трудности Дзэн состоят в повороте от абстрактного к конкретному , от символики к истине , и поэтому Дзэн выработал метод Влпрямого указанияВ» именно для того , чтобы ткнуть монаха или простолюдина носом прямо в реальное .

Хотя Дзэн не предписывает действиям никакой определённой направленности , так как не имеет цели , ни мотивов , он не колеблясь обращается к тому делу , которое возникает перед ним как необходимое .

Сознание , функционирующее без затора , без колебаний между альтернативными ( мо-чжи-чу ) и в обучении Дзэн много места занимают упражнения , когда ученика ставят перед диалемой (выбором) , которую он должен решить , не застревая на обдумывании и выборе .

И при этом реакция на вопрос должна быть мгновенной , как искра  за ударом кремня или как звук после хлопка в ладоши .

В целом появление дзэн тесно связано с Махакашьяпой , который был одним из учеников будды .

Если верить историческим хроникам то Хуэй-нэн является основоположником дзэн и был шестым патриархом дзэн (638-713);первым патриархом был Бадхидхарма .Линия развития дзэн может быть прослежена в буддийской канонической литературе , нно лишь Хуэй-нэн выразил её в чисто китайской мысли .

Окончательное оформление дзэн-буддизма происходит в период с VIII-IX веках . В этот же период были разработаны  правила поведения для монахов этого течения .

По правилам Дзэн человек должен был заниматься повседневной работой в поле , а в случае неподчинения человек был вынужден ложиться спать на голодный желудок .Махалнисттские тексты тАУ были ключом к овладению техникой дзэн .

Первейшими считаются Ваджрачхедика (Алмазная сутра) и Махапраджняпарашита-хрдал - сутра (сердечная сутра) , следом идут Гуань-инь Цзын (Сутра об Аволокитешваре) , Ланкаватара Сутра, Сурантама - Сутра , Вималакирти-нирдеша , Юань-чю-Цзин (сутра о полном просветлении), Лю-цзю-тань-цзин (Алтарная сутра 6-го порядка).

Дзэн-буддисты высмеивают любые логические аргументы учеников , их ссылки на священные писания и авторитеты .

Дзэн открывает третий глаз тАУ глаз мудрости .

Дзэн ничего не объясняет , не обобщает , не осуждает и единственной характерной чертой является следствие за фактами , а не за логикой .

Эгоцентризм тАУ это главная преграда на пути к просветлению , то есть склонность человека оценивать факты с собственных позиций .

Задачи Дзэн вырисовываются прежде всего в дисциплинировании и реконструкции характера .

Д.Судзуки отмечает , что сатори тАУ это и есть дзэн .

Всего существует 8 важнейших черт сатори :

  1. Иррациональность , необъяснимость , непередаваемость
  2. Интуитивное проникновение в сущность природы
  3. Авторитетность сатори , которое трудно опровергнуть , не испытав этого состояния
  4. Ощущение необычности состояния сатори
  5. Саттори не относится к моральным ценностям
  6. Невыраженность сатори в цвете , запахе , звуке , образе . Судзуки отмечал , что сатори приходит в сером цвете , без запаха и в крайне непривлекательной обстановке.
  7. При этом испытывается чувство восторга , как результат самоудовлетворения , при реализации чего-то неосознанного , подсознательного
  8. Краткость , внезапность , мгновенность сатори

В результате логики человек искажает истинную картину бытия , а истинность бытия проявляется в единстве субъекта и объекта , в восприятии компонентов бытия без искажения их форм .

Основные краткие диалоги дзэн написаны в коанах .

С точки зрения дзэн , любой вопрос является абсурдным , так как тот , который спрашивает , искажает факт , извлекая его из единства бытия .

Ответ наставника столь же абсурден и появляется такое ощущение , что он отвечает невпопад .

Всего существует 1700 коанов .

По Судзуки противником дзэн является интеллект , стремящийся отделить субъект от объекта .

Чтобы появилось сознание дзэн , необходимо нарушить стремление интеллекта анализировать .

Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми , который был пятой главой школы Хуань (*Аватамсака*) (780-841) ; он опирался на наследие древних выдающихся мыслителей этого направления , в том числе Ду-шуня , Фа-цзана , Чжэнь-гуаня .

Он рассмотрел 3 учения дзэн:

  • Первое учение
Учение о совершенствовании сознания и устранения иллюзий. Он говорит , что все должны знать ,что заслуги и добродетели простолюдинов и мудрецов различны и внешние объекты ( вишая , цзин) и внутреннее сознание ( читта , синь) разделены между собой и ограждены друг от друга .

Следовательно надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё сознание , приостанавливать и и уничтожать свои иллюзии .

Когда мысли больше не возникают , наступает просветление , в котором нет ничего не познанного .

Эта практика подобно зеркалу на которой есть пыль .

При очищении поверхности зеркала от пыли , поверхность зеркала очищается и не будет ничего , чего бы оно не отразило .

  • Второе учение

Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании .

Это учение гласит , что все ничего не имеют в качестве своего основания . Они изначально пусты и успокоены , а такое отсутствие субстанциональности дхарм тАУ вечно .

Но и мудрость , познавшая отсутствие также не может быть приобретена .

Всякое действие является заблуждением ,а всякая истина является иллюзией .

Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у тАУши ) , сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно тем самым избежит возникновения ложных представлений .

Это изначально и называлось освобождением .

  • Третье учение

Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы .

Оно гласит , что всё множество дхарм , реальны они или пусты , есть не что иное как истинная природа (бхутататхата) . Истинная природа не имеет свойств и не является причинно - обусловленной  . Сознание , которое определяет умение говорить , возможность к действию , возникновению жадности , гнева , сострадания и терпения , и созданию благой и неблагой кармы и восприятию хорошего и дурного является природой Будды .

Познав эту небесную истину человек обретает естественность .

Следовательно невозможно , возбуждая сознание , совершенствоваться в пути , так как путь и есть сознание .

Нельзя , основываясь на сознании , вернуться к сознанию.

Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности тАУ это и есть освобождение .

Природа сознания в дзэн как пространство , которое не возрастает и не умаляется .

Таким образом путь просветления заключается в приостановлении кармической деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой .

И чтобы достичь просветления надо достичь состояния Влне-различенияВ» , которое является условием следования по пути совершенствования и непривязанности , так как в этом состоянии исчезает всё неблагое и аффективное , в том числе и привязанность к просветлению .

И в заключение я хочу в качестве примера показать беседы наставника с учениками  или другими персонажами :

  1. Кто-то спросил :

-Чью мелодию вы , наставник поёте ? Последователем какой школы дзэн Вы являетесь ?

Наставник отвечал:

-Когда я был у Хуан-бо я трижды обращался к нему и трижды был избит .

Монах колебался .

Тогда наставник произнёс ВлкхэВ» , потом ударив его палкой сказал : ВлВ пустоту не вобьёшь гвоздяВ».

  1. Какой-то монах спросил :

      -В чём состоит основной смысл Дхармы Будды ?

      Наставник произнёс ВлкхэВ» .

      Монах низко поклонился .

      Наставник сказал :

-Этот почтенный монах очень хорош как          собеседник .

 

  1. Наставник поднялся в Зал .

Монах ( его ученик ) спросил его :

-Как обстоит дело с лезвием меча ?

Наставник :

-Ужасно , ужасно .

Монах заколебался и тут наставник избил его .

Использованная литература:

  1. В.И. Корнев ВлБуддизм и его роль в      общественноё жизни стран АзииВ»

Москва : ВлНаукаВ» 1983 год .

  1. Алан Уотс В. ВлПуть ДзэнВ»

   Киев ВлСофияВ» 1993 год .

  1. Буддизм : история и культура .

Москва : ВлНаукаВ» 1989 под ред.Вертоградова.

  1. Буддизм в переводах . Альманах .

СПГУ 1992 год .

  1. Чань(дзэн)-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае .

Новосибирск 1983

Вместе с этим смотрят:

Диалектика сознательного и бессознательного
Диалектический характер процесса познания
Диоген Синопский и школа киников
Добро и зло в истории