Дзен-буддизм
Дзэн-буддизм
Дзэн тАУ буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь , который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия , не психология и не наука .
Это образец того ,что в Индии и Китае называют Влпуть освоенияВ» и здесь дзэн-буддизм родственен даосизму , веданте и йоге . Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны , учение дзэн делало акцент на методе , а не на доктрине . Так по дзэн , истина тАУ непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразима словом . Дзэн-буддизм отрицает ВлсловоВ» как средство передачи истины . Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов , призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения , щипки , толчки , удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником .
Главный приём , с помощью которого наставник добивался эффекта тАУ ориентация на шок , так называемая шоковая терапия .
ВлПуть освобожденияВ» не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно ,указав чем он не является , подобно тому ,как скульптор раскрывает образ ,удаляя лишние куски мрамора или камня . В историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский ,чем индийский характер .
С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие .
Дзэн-буддизм тАУ это ценнейший дар Азии миру.
Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой , лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое Влпуть освобожденияВ» .
Большинство затруднений и мистификаций , возникающих при изучении Дзэн связано с незнанием китайского мышления . И следовательно основная задача заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления . Именно эти клише , совершенно непригодные для таких явлений , как Даосизм и Дзэн , создают впечатление , что Влвосточный склад умаВ» представляет собой нечто мистическое , иррациональное и непостижимое . Но нельзя сказать , что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой .
Благодаря исследованию Р.Х.Блиса, которые он опубликовал в книге ВлДзэн в английской литературеВ» было показано , что основные прозрения Дзэн носят универсальный характер.
Основной причиной , по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для европейского ума тАУ заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании .Европейцы считают знанием , лишь то , что Даос назвал бы условным , минимальным ,конвенциальным знанием:
ВлМы не чувствуем , что знаем нечто до тех пор , пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе , выражая их в математических или музыкальных символах . И такое знание называется конвенциальным , условным потому ,что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) тАУ договорённости относительно средств общения .
По другому Дзэн называют Чань ( по японский) .
Признаки отличающие Дзэн(Чань)тАУ буддизм от других направлений буддизма трудно различимы .
Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом . Хотя само слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию , другие школы буддизма придают медитации больше значения .
Но характерной особенностью для Дзэн является то , что для Дзэн вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации .
Принцип Дзэн : Вл нечего больше сказатьВ» тАУ не оригинален также как и убеждение в том , что истина невыразима словами . Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы :
Знающие не говорят,
Говорящие не знают.
Дух Дзэн обладает определённой прямотой .
В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким , почти сверхчеловеческим , достижимым лишь после многих и многих существований , полных терпеливого усилия .
В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение , будто пробуждение тАУ нечто вполне естественное , почти осязаемое , и которое может произойти в любой момент.
Если его трудно достичь , то лишь потому , что всё слишком просто . Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и непосредственно , не отвлекаясь игрой в символы . Прямое указание ( чжи-чжи ) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или слов . Многим они могут показаться странными , а порой бессмысленными . В ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова о погоде , о явлениях или производит обыкновенное впечатление (действие) , внешне не связанное с философскими или духовными материями .
До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости .
Ещё характерным признаком Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение (дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки ,то следовательно предпосылки этого принципа надо искать в Индии .
Ланкаватара Сутра :
ВлСуществуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения просветления :
- Очищение загрязнённых устоев или проекций ума
- Внезапный переворот в глубинах сознания , при котором исчезает дуалистический взгляд на мир (паравритти)
Тогда сознание уподобляется зеркалу , мгновенно отражающему любые появляющиеся перед ним формы и образы .
По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча тАУ Влдостигнуть побуждения равно тому что ничего не достигнутьВ» .
То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас , так что искать её тАУ означает её потерять и следовательно постепенное приближение к ней вряд ли уместно . Достичь её можно только сейчас непосредственно .
Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов и Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны .
И возникновение традиций , близких Дзэн , наблюдается почти сразу , как только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае .
Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти , отвечающий Влгромовым молчаниемВ» тАУ является любимой темой художников - дзэн-буддистов .
Основное значение этой сутры для Дзэн тАУ состоит в том что совершенное просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни , что высшим достижением человека является тАУ Влвступить в просветление , не истребив омрачения (клеша)В».
Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума . В дзэн придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских сферах во всех видах искусства , в ручном труде , в любви к миру природы .
Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао (384-414) молодой монах , один из лучших учеников Кумараджива , который был переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на время и перемены и идея о том , что ВлпраджняВ» - это ВлзнаниеВ» .
ВлПрошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего . Настоящее тАУ находится в настоящем и не проистекает из прошлого В».
По Дзэн : каждый момент жизни Влсодержит сам себя и неподвиженВ» .
Дзэн-буддистская ВлестественностьВ» расцветает лишь в том , кто расстался с самоутверждением и самосознанием в любом виде . Но этот дух приходит и уходит как ветер , и учредить его или удержать абсолютно невозможно .
К 845-му году Дзэн-буддизм стал расцветать , но популярность почти неминуемо ведёт к снижению качества и превращаясь из неофициального духовного движения в стабильный общественный институт , Дзэн подвергался изменениям . Так , возникла необходимость в ВлстандартизацииВ» его методов и в создании средств , обеспечивающих воздействие учителя на большие массы слушателей .
В этих новых условиях первой задачей стала проблема дисциплины .
Дзэн тАУ суровая палочная дисциплина . Хотя Дзэн тАУ и является эффективным методом освобождения , он в основном занят дисциплинарным режимом , который Влзакаляет характерВ» .
Дзэнский тип человека тАУ прекрасен , насколько вообще могут быть прекрасными типы .
Это человек уверенный в себе , с чувством юмора , опрятный и аккуратный донельзя , деятельный без суетливости , и твёрдый как сталь , с тонким эстетическим вкусом , в них нет жестокости и их Влна лопаткиВ» уложить практически невозможно .
X-XI век тАУ полоса процветания Дзэн , которая породила ощущение Влутраты духаВ» и это дало толчок тщательному изучению термина дух .
Дзэн не так жесток , чтоб подвергать человека принципу : Влне ешь , так как всё равно умрёшьВ» или Влне чеши там , где чешетсяВ».
Дзэн против иллюзорности , в частности против погони за добром , которая не влечёт за собой зло .
ВлВыбирать тАУ абсурдно , ибо выбора нетВ».
На первый взгляд может показаться , что Дзэн как фатализм отрицает свободу выбора , но это не фатализм , так как имеет место подчинение судьбе .
Так как подчинение судьбе подразумевает того , кто подчиняется ей , то тот кто подчинился оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема.
Жизнь в Дзэн начинается с раздробления несуществующих целей : таких как - нет хорошего без плохого ; удовлетворение ВлЯВ» представляющей собой лишь идею ; забота о ВлзавтраВ» , которое не наступает .
То есть это всё призраки тАУсимволы , которые только притворяются реальностью .
Стремиться к ним тАУ всё равно , что попытаться пройти сквозь стену , на которой мелом нарисована дверь .
Дзэн начинается там , где уже не к чему стремиться , нечего приобретать .
Все трудности Дзэн состоят в повороте от абстрактного к конкретному , от символики к истине , и поэтому Дзэн выработал метод Влпрямого указанияВ» именно для того , чтобы ткнуть монаха или простолюдина носом прямо в реальное .
Хотя Дзэн не предписывает действиям никакой определённой направленности , так как не имеет цели , ни мотивов , он не колеблясь обращается к тому делу , которое возникает перед ним как необходимое .
Сознание , функционирующее без затора , без колебаний между альтернативными ( мо-чжи-чу ) и в обучении Дзэн много места занимают упражнения , когда ученика ставят перед диалемой (выбором) , которую он должен решить , не застревая на обдумывании и выборе .
И при этом реакция на вопрос должна быть мгновенной , как искра за ударом кремня или как звук после хлопка в ладоши .
В целом появление дзэн тесно связано с Махакашьяпой , который был одним из учеников будды .
Если верить историческим хроникам то Хуэй-нэн является основоположником дзэн и был шестым патриархом дзэн (638-713);первым патриархом был Бадхидхарма .Линия развития дзэн может быть прослежена в буддийской канонической литературе , нно лишь Хуэй-нэн выразил её в чисто китайской мысли .
Окончательное оформление дзэн-буддизма происходит в период с VIII-IX веках . В этот же период были разработаны правила поведения для монахов этого течения .
По правилам Дзэн человек должен был заниматься повседневной работой в поле , а в случае неподчинения человек был вынужден ложиться спать на голодный желудок .Махалнисттские тексты тАУ были ключом к овладению техникой дзэн .
Первейшими считаются Ваджрачхедика (Алмазная сутра) и Махапраджняпарашита-хрдал - сутра (сердечная сутра) , следом идут Гуань-инь Цзын (Сутра об Аволокитешваре) , Ланкаватара Сутра, Сурантама - Сутра , Вималакирти-нирдеша , Юань-чю-Цзин (сутра о полном просветлении), Лю-цзю-тань-цзин (Алтарная сутра 6-го порядка).
Дзэн-буддисты высмеивают любые логические аргументы учеников , их ссылки на священные писания и авторитеты .
Дзэн открывает третий глаз тАУ глаз мудрости .
Дзэн ничего не объясняет , не обобщает , не осуждает и единственной характерной чертой является следствие за фактами , а не за логикой .
Эгоцентризм тАУ это главная преграда на пути к просветлению , то есть склонность человека оценивать факты с собственных позиций .
Задачи Дзэн вырисовываются прежде всего в дисциплинировании и реконструкции характера .
Д.Судзуки отмечает , что сатори тАУ это и есть дзэн .
Всего существует 8 важнейших черт сатори :
- Иррациональность , необъяснимость , непередаваемость
- Интуитивное проникновение в сущность природы
- Авторитетность сатори , которое трудно опровергнуть , не испытав этого состояния
- Ощущение необычности состояния сатори
- Саттори не относится к моральным ценностям
- Невыраженность сатори в цвете , запахе , звуке , образе . Судзуки отмечал , что сатори приходит в сером цвете , без запаха и в крайне непривлекательной обстановке.
- При этом испытывается чувство восторга , как результат самоудовлетворения , при реализации чего-то неосознанного , подсознательного
- Краткость , внезапность , мгновенность сатори
В результате логики человек искажает истинную картину бытия , а истинность бытия проявляется в единстве субъекта и объекта , в восприятии компонентов бытия без искажения их форм .
Основные краткие диалоги дзэн написаны в коанах .
С точки зрения дзэн , любой вопрос является абсурдным , так как тот , который спрашивает , искажает факт , извлекая его из единства бытия .
Ответ наставника столь же абсурден и появляется такое ощущение , что он отвечает невпопад .
Всего существует 1700 коанов .
По Судзуки противником дзэн является интеллект , стремящийся отделить субъект от объекта .
Чтобы появилось сознание дзэн , необходимо нарушить стремление интеллекта анализировать .
Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми , который был пятой главой школы Хуань (*Аватамсака*) (780-841) ; он опирался на наследие древних выдающихся мыслителей этого направления , в том числе Ду-шуня , Фа-цзана , Чжэнь-гуаня .
Он рассмотрел 3 учения дзэн:
- Первое учение
Следовательно надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё сознание , приостанавливать и и уничтожать свои иллюзии .
Когда мысли больше не возникают , наступает просветление , в котором нет ничего не познанного .
Эта практика подобно зеркалу на которой есть пыль .
При очищении поверхности зеркала от пыли , поверхность зеркала очищается и не будет ничего , чего бы оно не отразило .
- Второе учение
Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании .
Это учение гласит , что все ничего не имеют в качестве своего основания . Они изначально пусты и успокоены , а такое отсутствие субстанциональности дхарм тАУ вечно .
Но и мудрость , познавшая отсутствие также не может быть приобретена .
Всякое действие является заблуждением ,а всякая истина является иллюзией .
Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у тАУши ) , сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно тем самым избежит возникновения ложных представлений .
Это изначально и называлось освобождением .
- Третье учение
Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы .
Оно гласит , что всё множество дхарм , реальны они или пусты , есть не что иное как истинная природа (бхутататхата) . Истинная природа не имеет свойств и не является причинно - обусловленной . Сознание , которое определяет умение говорить , возможность к действию , возникновению жадности , гнева , сострадания и терпения , и созданию благой и неблагой кармы и восприятию хорошего и дурного является природой Будды .
Познав эту небесную истину человек обретает естественность .
Следовательно невозможно , возбуждая сознание , совершенствоваться в пути , так как путь и есть сознание .
Нельзя , основываясь на сознании , вернуться к сознанию.
Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности тАУ это и есть освобождение .
Природа сознания в дзэн как пространство , которое не возрастает и не умаляется .
Таким образом путь просветления заключается в приостановлении кармической деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой .
И чтобы достичь просветления надо достичь состояния Влне-различенияВ» , которое является условием следования по пути совершенствования и непривязанности , так как в этом состоянии исчезает всё неблагое и аффективное , в том числе и привязанность к просветлению .
И в заключение я хочу в качестве примера показать беседы наставника с учениками или другими персонажами :
- Кто-то спросил :
-Чью мелодию вы , наставник поёте ? Последователем какой школы дзэн Вы являетесь ?
Наставник отвечал:
-Когда я был у Хуан-бо я трижды обращался к нему и трижды был избит .
Монах колебался .
Тогда наставник произнёс ВлкхэВ» , потом ударив его палкой сказал : ВлВ пустоту не вобьёшь гвоздяВ».
- Какой-то монах спросил :
-В чём состоит основной смысл Дхармы Будды ?
Наставник произнёс ВлкхэВ» .
Монах низко поклонился .
Наставник сказал :
-Этот почтенный монах очень хорош как собеседник .
- Наставник поднялся в Зал .
Монах ( его ученик ) спросил его :
-Как обстоит дело с лезвием меча ?
Наставник :
-Ужасно , ужасно .
Монах заколебался и тут наставник избил его .
Использованная литература:
- В.И. Корнев ВлБуддизм и его роль в общественноё жизни стран АзииВ»
Москва : ВлНаукаВ» 1983 год .
- Алан Уотс В. ВлПуть ДзэнВ»
Киев ВлСофияВ» 1993 год .
- Буддизм : история и культура .
Москва : ВлНаукаВ» 1989 под ред.Вертоградова.
- Буддизм в переводах . Альманах .
СПГУ 1992 год .
- Чань(дзэн)-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае .
Новосибирск 1983
Вместе с этим смотрят:
Диалектика сознательного и бессознательногоДиалектический характер процесса познания
Диоген Синопский и школа киников
Добро и зло в истории